Развитие воображения ребенка в раннем и дошкольном возрасте
На чтение 12 мин. Просмотров 163 Опубликовано 15.02.2020 Обновлено 24.05.2020
Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Невозможно представить ребенка без фантазии. Детский мир значительно отличается от взрослого потому, что дети способны придумывать, неординарно мыслить. Умение воображать помогает развивать творческие способности, находить выходы из сложных ситуаций, легче адаптироваться в реальной жизни, если направить фантазию в нужное русло.
Особенности развития творческого воображения у ребенка дошкольного возраста
Первые шаги к умению пользоваться воображением малыш делает в трехлетнем возрасте. Игра становится частью ребенка, где бы он ни был: дома, на прогулке, в гостях, в поездке. В этот период ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет может играть роль нескольких, если пофантазировать. Трехлетние и четырехлетние дети начинают рассказывать сказки – это пробуждается дремлющее до этого воображение. Но они не умеют планировать. Сложно выведать у такого малыша, что же он собирается нарисовать, если ребенок взял карандаши и бумагу. С помощью фантазии рисунок, конечно, родится, однако образ будущей «картины» будет выстраиваться уже в процессе.
До пятилетнего возраста дошколята еще не умеют направлять фантазию, зато в пять-шесть лет это уже хорошие выдумщики, которые могут осознанно решить, во что они хотят играть, что нужно нарисовать, какую поделку им хочется смастерить. Когда цель задана, начинается непосредственно работа. Нередко в игре дети пытаются воплотить полученный опыт, впечатления от просмотра мультфильма или спектакля, какой-либо жизненной сцены.
Нередко дети создают свой особый мир, если в реальном что-либо их не устраивает: сложные взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, в том числе с родителями; фобии, с которыми ребенок пытается бороться придуманным самостоятельно способом; проблемы, которые легче решаются в фантазийном мире.
В любом случае развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.
Читайте также:
- Как сделать мыльные пузыри своими руками
- Эмоциональное развитие дошкольника
Виды воображения
Специалисты выделяют несколько видов воображения.
Творческое
Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.
Воссоздающее
Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.
Буйная фантазия
Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле.
Читайте также: Игры на развитие мелкой моторики у детей
Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста
Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно.
Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.
Это:
- Занятия прикладной деятельностью,
- Занятия литературой,
- Дидактические игры,
- Развитие кругозора,
- Развитие тактильных способностей,
- Занятия искусством, музыкой, танцами.
Прикладная деятельность – один из методов не только разбудить фантазию ребенка, но и направить в нужное русло. Так, занятия рисованием или лепкой помогут научить малыша придумывать и воплощать идею. Конструирование даст возможность создавать нечто фантазийное, но этот предмет уже можно потрогать, он может стать объектом игр. Пусть ребенок придумывает вещи, которых нет в реальном мире, но ведь так гораздо интереснее. Выдуманная вещь может обладать признаками, которые ей даст сам автор.
Хороший вариант развивать воображение – сказки, которые сочиняет сам ребенок. Взрослому только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет простая история, самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же случиться с персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок придумывает сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.
Большое значение в развитии фантазии играют дидактические игры. Опытный педагог может заинтересовать малыша, предложив ему учиться и играть одновременно.
Так, можно воспользоваться следующими приемами.
Читайте также:
- Физминутки в детском саду
- Формирование готовности ребёнка к обучению в школе
Приемы развития фантазии и воображения у детей
Кто это?
Педагог рисует удивительного зверя, который может существовать только в мире иллюзий, и предлагает ребенку не только дать имя чудо-зверю, но и рассказать, откуда он взялся, где живет, с кем другим, что есть.
Сказка
Педагог предлагает ребенку придумать интересную историю, в которой главными персонажами будут конкретные предметы. Сложно, но интересно.
Волшебная клякса
Это возможность дать ребенку пофантазировать, но на основе конкретного задания. На лист наносится клякса. Из этой кляксы ребенок может создать то, что ему захочется. Он может ее дорисовать, дополнить каким-либо элементами. А также придумать историю об этом создании.
Читать и познавать
Развитие интеллекта, творческого создания невозможно без расширения кругозора. А расширение кругозора невозможно без чтения, познавательных прогулок и экскурсий, интересных встреч и общения.
Песочные замки
Этот прием поможет ребенку интересно провести время, научиться пользоваться своим воображением, проявить самостоятельность в придумывании сюжета.
Эти занятия помогут ребенку стать увереннее, а играя, он будет узнавать много нового и интересного.
Развитие воображения в раннем детстве
У малышей воображение еще пассивное, ему нужен толчок: интересная сказка, мультфильм, тронувшая за душу ситуация, о которой рассказал взрослый, какая-то игрушка, поразившая ребенка. Ребенок при этом смешивает реальность и фантазию. Недаром маленькие дети, послушав сказку про, например, бабу ягу, легко могут представить ведьму в реальном мире и боятся ее по-настоящему. Эти ребята уже могут играть с «замещаемыми» предметами, однако главной для него остается игрушка.
Поскольку младшие дошкольники не могут еще мыслить и воображать без какой-либо опоры, бесполезно предлагать им задания, к примеру, придумать на ходу сказку. Должна быть подсказка. Поэтому в работе с младшими дошкольниками для развития воображения можно предложить ребенку картинку, на которой изображен какой-либо сюжет, и уже потом предложить придумать сказку. Для начала можно взрослому сказать пару предложений, от которых оттолкнется ребенок.
Если ребенку предложить нарисовать по желанию, он не справится с заданием. Его фантазия еще дремлет. Поэтому нужно четко формулировать задачу: «Нарисуй домик», «Нарисуй солнышко».
Если речь идет о ролевых играх, то для малышей трех-четырех лет это трудно, практически невозможно. И вся игра будет длиться не более 15 минут. Дети пяти лет способны играть уже более получаса, однако еще не могут заранее планировать сюжет, он развивается в процессе. Задача взрослых направлять и помогать.
Развитие воображения у старших дошкольников
У старших дошкольников воображение не нуждается в толчке, он самостоятельно может фантазировать. При этом ребенок в старших группах детского сада уже четко разграничивает выдуманное и реальное. Старший дошкольник умеет играть с любыми предметами, которые он может наделить конкретной ролью. Он способен представить себя в конкретной роли, может быть активным игроком, настолько умело пользуется фантазией.
Хорошим упражнением для старших дошколят будет задание «Сказка», причем детям не нужно смотреть на картинку, чтобы придумывать, они легко воссоздадут иллюстрацию сами на основе своего рассказа.
Для старших дошкольников нетрудно нарисовать что-либо по собственному желанию. Их задачу можно усложнить и сделать более интересной, если в ходе процесса рисования предложить охарактеризовать персонажа, которого они рисуют.
Когда идет ролевая игра, старшие дошкольники могут увлечься процессом даже на несколько часов, причем они продумывают сюжет, могут планировать действия, четко держаться предложенной роли. Кстати, учитывая, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают задумываться о будущей профессии, своей роли в обществе, им можно предложить развивать фантазию как в игре, так и в творческой деятельности.
Читайте также статьи:
- Развитие восприятия у дошкольников
- Развитие памяти у дошкольников
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования
Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.
Вот самые простые способы нетрадиционного рисования:
- Рисование со свечкой.
- Рисование брызгами через соломинку.
- Рисование штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
- Рисование пальчиками.
- Изонить: нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно дополнить до настоящего рисунка.
- Рисование расческой.
- Рисование ватной палочкой.
- Рисовать таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи, дыхания, зрения.
Развитие воображения средствами конструирования
В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.
Конструирование помогает:
- развить пространственное воображение,
- получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
- разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
- воспитать самостоятельность, усидчивость,
- развить фантазию.
Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.
Нарушения воображения и их причины
Дети могут страдать недостатком воображения или, напротив, воображение становится неуправляемым.
Дефицит воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять, а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают символов.
Также дефицит воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет воображение.
В данном случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след в душе, появится желание узнавать об этом больше.
Бурная фантазия, которая может проявляться в агрессии, лжи, страхах, подмене реального мира фантазийным, также может помешать в нормальном продуктивном развитии воображения.
Причинами этого неадекватного воображения могут стать внутренние страхи ребенка, проблемы, которые у него есть с родными и сверстниками, не способность ладить с окружающим миром, а также другие психологические проблемы.
В этом случае желательно обратиться к психологам, которые помогут составить индивидуальную программу для устранения патологии.
Читайте также:
- Развитие ребенка с задержкой психического развития
- ЗПР у детей дошкольного возраста
- Дети с ОВЗ в детском саду
- Подвижные игры для детей дошкольного возраста
Что влияет на развитие воображения у ребенка
Чтобы развитие воображения ребенка проходило правильно, нужно создать комфортную атмосферу, в которой малыш научится фантазировать с удовольствием и пользой, но не пересечет опасную черту между реальностью и иллюзорным миром.
- Развивать речь, поскольку мыслительные процессы связаны с речевыми функциями.
- Обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка. Чем активнее ребенок работает руками, тем лучше он говорит и соображает.
- Исключить одиночество, что, в свою очередь, исключит необходимость ребенку создавать выдуманных друзей.
- Важно повышать самооценку ребенку, не сравнивая его с другими сверстниками, а сравнивая только с ним самим, опираясь на его достижения и поступки.
- Доверительные отношения с родителями играют большую роль. Если ребенок не боится наказания, то ему не придется лгать. Но зато можно поощрять творческое сочинительство – сказок, рассказов, рисунков, поделок.
- В жизни ребенка должно быть много творчества. Эти занятия стимулируют воображение.
Отзывы
Евгения, Москва:
– Я работаю с детьми с задержкой развития. Много внимания уделяю нетрадиционным методам рисования. Этих детей вообще сложно чем-то заинтересовать, а нетрадиционное рисование – помазком, расческой, трубочками – интересно. И я вижу, как постепенно появляется фантазия и желание творить. Видели бы вы какие рисунки мои дети рисуют!
Максим, Казань:
– Страхи – вот одна из причин диких фантазий. Мой пятилетний сын долго боялся «того, кто под кроватью». Научился врать, лишь бы не идти спать, придумывал болезнь, чтобы с мамой остаться. Мы сами виноваты, смотрели фильм, который совершенно не по возрасту сыну, и вот результат. Потом чуть не полгода спали в комнате вместе с сыном, пока он не поверил, что никаких чудовищ под кроватью у него нет.
Алиса, Вологда:
– Мне кажется, лего очень хорошо развивает фантазию. Купила сыну конструктор, так часами может сидеть и что-то строить. Целый город построил, «населил» какими-то животными, я даже название не могу выговорить, как он их называет. Заметила, что сын стал более внимательным к мелочам, усидчивым. Это хорошо, ведь на будущий год ему в школу.
Читайте также новые статьи:
- Что можно приготовить из бананов
- Какие витамины в банане
В дошкольном возрасте, когда ребенок познает мир, когда ему все интересно, важно уделить внимание развитию воображения дошкольника. На помощь родителям и педагогам придут такие творческие занятия: рисование, театр, моделирование, конструирование, сочинительство, танец и другие, где ребенок может отпустить на волю фантазию. Так ребенок научится владеть воображением, которое станет продуктивным.
Педагог-психолог: Наталья Белокопытова
Источник
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе.
То есть воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих описанию. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение. Воображение можно рассматривать как психический процесс, в определенном смысле противоположный мышлению: если мышление «сжимает» действительность, выделял в ней только существенное, и отбрасывая второстепенное, то воображение, наоборот, «расширяет», так как ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ.
Особенности развития воображения в раннем возрасте:
– складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;
– воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;
– воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
В 3 года воображение начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, стул – это машина, на которой дети путешествуют, и т.д. При этом воображение 3-летнего ребенка приковано к тому предмету, который он видит и может обыграть. Если на его пути встречается дерево, то начинается «путешествие», если в руки попала прямая палочка, то может начаться игра в «лошадку».
К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблюдать не только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте большинство детей осваивают первое творческое действие – «опредмечивание», которое состоит в том, что малыш превращает заданный элемент действительности в какой-либо предмет. Так, например, ребята младшей группы с удовольствием участвуют в игре «Какая игрушка?».
Игра состоит из набора карточек, на каждой из которых нарисована фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек или предметов. Детям предлагается ответить на вопрос: на что похожа каждая картинка. В 4 года дошкольники обычно могут придумать предметы ко всем или к большинству картинок, причем многие называют несколько предметов, подходящих к одной картинке. Четырехлетнего малыша можно также попросить продолжить незаконченную сказку, обычно ребята дополняют ее несколькими предложениями.
К 5 годам действие опредмечивания продолжает оставаться основным при выполнении ребенком заданий, требующих от него проявления воображения. Однако в этом возрасте заданный элемент действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями. В частности, это проявляется при выполнении заданий на дорисовывание незаконченных изображений. Ребенку предлагается несколько карточек, каждая из которых содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается место для дорисовывания.
Детей просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась интересная картинка. В 5 лет ребята могут дорисовать большинство или даже все картинки, при этом полученные изображения представляют собой не просто схему предмета, а рисунок, наполненный деталями. Однако следует отметить, что выполнение данного задания в большой степени зависит от навыков рисования. В 5 лет дети могут сочинить сказку или историю на заданную тему, т.е. выполнить самостоятельное творческое задание, однако нельзя требовать этого от всех детей данного возраста. Придуманные сказки в основном небольшие по объему и не очень оригинальные – часто они представляют собой вариации знакомых сказок.
В 6-7 лет большинству детей доступно сочинение сказок и историй, которые становятся более последовательными, оригинальными, чем в младшем возрасте, часто имеют законченный сюжет. Выполняя творческие задания, дети могут использовать новый способ – «включение», – который заключается в следующем заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции, а не центральным элементом, как при способе «опредмечивание». Так, например, если старшему дошкольнику предложить дорисовать кружок, он может не только нарисовать солнышко или яблоко (так сделал бы малыш), а создать композицию – футболист бьет по мячу, т.е. заданный элемент – кружок – превращается в мяч, не являющийся смысловым центром картины.
Следует отметить, что недостаточно высокий уровень развития воображения не является показателем низкого уровня общего психического развития детей. Однако такие дети требуют особого внимания педагога, желательно проведение с ними дополнительных игр и упражнений, направленных на повышение их творческого потенциала. Тревожно, когда у детей, особенно старшего дошкольного возраста, воображение начинает подменять собой реальный мир и ребенок предпочитает удовлетворять свои потребности (например, во внимании окружающих) в воображаемом мире, «уходя» от решения реальных проблем.
Итак, в 3 года – ребенокв игре использует предмет, причем один и тот же предмет может быть использован для замещения различных объектов (палочка может быть ложкой, градусником, карандашом и т.п.); в 4 года – может дать несколько ответов на вопрос: «На что похожа фигурка? дополняет незаконченную сказку 2- 3 предложениями; в 5 лет –может дорисовать начатое воспитателем изображение, дополнив его деталями; способен самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему; в 6-7 лет –может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции; сочиняет сказку или историю на заданную тему, сравнительно оригинальную и наполненную деталями.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С. Выготский).
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво.
Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.
Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.
Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольный. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.
Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно.
Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление – серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.
В создании таких фантазий участвует развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.
Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.
Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
– ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;
– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Источник