Развитие воображения ребенка в процессе изобразительной деятельности

Развитие воображения ребенка в процессе изобразительной деятельности thumbnail



Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии детского творчества заключают в себе изобразительная деятельность в сочетании с разными образовательными областями…

И. В. Буланова

Социально — экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением, да и перед нами педагогами встает важная задача развития творческого потенциала, начиная с дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребёнка. Педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству в дошкольном возрасте — это залог будущих успехов. Эстетическое воспитание — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. В. А. Сухомлинский писал, что «Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель окружающего мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка».

Все дети изначально талантливы. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.

Проблема развития творческого воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Педагог должен развить навык у детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение — это ведущий компонент художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия.

Рисование — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Рисование — это не только забава, но и творческий труд. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Мы стараемся обогащать и уточнять восприятие ребенка, а не «навязываем» готовые темы.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить — внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.

Работая над этой темой, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками. Потому что я столкнулась с такой проблемой, как дети затрудняются рисовать, им кажется, у них ничего не получится. Это связано с тем, что навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности и самостоятельности в себе. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Наступает время открытий, и карандаши, краски, фломастеры становятся настоящим источником чудес. Можно развивать умение у детей рисовать с помощью соли и клея, воздушных красок, на фольге, красками в пакете, познакомить детей с техникой рисования эбру. При использовании различных средств можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Рисование необычными способами, использование при этом средств, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей лишь радостные эмоции. Дети с большим желанием рисуют, творят и придумывают что-то новое сами.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что поднимает к еще одному уровню развития воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Для этого в нашей группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, зубные щетки, соль, фольга, пена для бритья. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на нод, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяет дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Важным условием для развития изобразительных навыков и художественного развития является сотрудничество семьи и детского сада. Для родителей я предлагаю информацию, например: «У меня в руках карандаш, творящий чудеса…», «Я отправлюсь в путешествие в страну Радуги…» они помогают родителям понять важность этого вида деятельности. Проводила мастер — классы: «Весенняя фантазия», «Рисуем без кисточки», что позволило родителям наглядно увидеть, как организовать процесс рисования с детьми. Таким образом, рисование — один из важных видов детского развития. Оно помогает развитию таких качеств, как восприятие, образное мышление, воображение. Рисование доставляет детям радость, создавая положительный настрой. Все дети любят рисовать — ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром. Изобразительная деятельность помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявить творческие способности. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, исследовать, а самое главное, самовыражаться.

Читайте также:  Возрастные и психологические особенности развития ребенка от 4 до 5 лет

Развивая воображение в процессе рисования у детей дошкольного возраста возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов; образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Поэтому эту работу надо продолжать и совершенствовать.

Литература:

  1. Вербенец. А. М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. Пособие/научн. Ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: Детство-Пресс; М.:Сфера,2012.-352с.
  2. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Психологический очерк. Книга для учителя, Москва, «Просвещение», 1991 г.
  3. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки» /И. А. Лыкова.- М.: Карапуз — дидактика, 2007. — 144с.
  4. Леонова, Н. Н. Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. — Изд. 2-е, перераб.- Волгоград: Учитель, 2017. — 291 с.
  5. Комарова Т. «Детское изобразительное творчество: что под этим понимать?», ж-л «Дошкольное воспитание» 2005 г. № 2.
  6. Кравцова Е. «развитие воображения», ж-л «Дошкольное воспитание» 1998 г. № 12.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, окружающий мир, рисование, творческая деятельность, вид деятельности, образ воображения, процесс рисования, развитая личность.

Источник

Елена Псарева
Развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Отчет по самообразованию

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Целью своей работы поставила:

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Задачи:

• Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

• Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

• Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности, решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хороо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

В процессе работы, увидела, что детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты,используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно, чем угодно и как угодно!

Решила использовать существующие техники нетрадиционного рисования, их необычность состоят в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Читайте также:  Источник расширения кругозора ребенка развития его представления о

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Кроме того, в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть розового щенка, летающий дом, фиолетовый дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству? Что влияет на фантазию ребенка?

При организации работы по формированию творческих способностей особое внимание уделяла социально-эмоциональному развитию. Стимулировала проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

1.Результатом работы в данном направлении стали:

Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

Умение находить новые способы для художественного изображения;

Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В этой связи мною был выработан способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей.

Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.

От создания образа – к выбору средств выразительности.

Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

Прием – «Объемная аппликация». Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.

«Обрывной». При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага отрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушисто, объемной и мягкой фактуры предмета.

«Восковые мелки + акварель». Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

«Отпечатки листьев». Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Так же очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. Данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и бурю.

«Мазковая живопись». Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то простопохож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы «Елочка», «Травка» и т. п.

«Рисование углем». Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховать большие поверхности боковой стороной.

Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и не поддельное удивление.

Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.

Поэтому я постоянно пополняю внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть, подумать.

Обучение пальчиковому рисованию проходило в несколько этапов.

Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

На втором этапе дети учились смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

Например, с детьми старшей группы мы рисовали «пушистую белочку».

Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Читайте также:  Значение куклы для развития ребенка

Следующей нетрадиционной формой обучения, которую мы используем в работе, является рисование штрихом.

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливают руку к письму. Со среднейгруппы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод в рисования, в частности животных, позволяющие передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

«Тычек жесткой, полусухой кистью». Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Особенно удачным и целесообразным, я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красоки быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится а предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем, сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также или дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети свмостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно провожу в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будующей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

Коллаж, пальчиковая живопись, рисование углем и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают мелкую моторику рук, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Подводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием не традиционных методик. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

С уверенностью могу сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

Умение находить новые способы для художественного изображения;

Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий»

2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2013 г.

3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг»

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2014 г.

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика»

6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 2014 г.

7. Колдина Д. Н. Игровые занятия С ДЕТЬМИ 2 – 3 ЛЕТ. – Москва, 2013 г.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва, 2011 г.

9. В. Н. Белкина и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2011 г.

10. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста», Москва, 2013 г.

11. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа», Москва, 2014 г.

12. Т. С. Акунек «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования», Дошкольное образование, 2010г. №18

13. О. В. Шклярова «Рисуйте в нетрадиционной форме», Дошкольное воспитание. – 1995 г. №11

Источник