Развитие воображения ребенка раннего возраста

В раннем детстве закладываются только предпосылки развития воображения, как преобразования представлений и формирования на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Этому способствует освоение ребенком предметной, игровой и продуктивных видов деятельности, развитие памяти, речи и других психических процессов. Представления, появляющиеся на втором году жизни ребенка, являются основой для развития воображения (рис. 6.5). Примерно с этого возраста ребенок способен узнавать различные изображения на картинках. Но рисунок обычно не бывает точной копией реальности, а отражает ее обобщенно.

Предпосылки развития воображения в раннем детстве

Рис. 6.5. Предпосылки развития воображения в раннем детстве

Воспринять это обобщенное изображение ребенку помогает целостность восприятия, благодаря которой достраивается то, что не совсем соответствует представлениям памяти. Становление механизма воссоздания образов происходит благодаря развитию понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. Сосредоточение ребенка на материале и проявления адекватных эмоциональных реакций являются показателями того, что ребенок представляет передаваемую в речи информацию. Дети на втором году жизни активно сопереживают героям рассказов и сказок: повторяют действия персонажей по ходу слушания, бьют кулачком по столу, деланно хнычут, т.е. у них появляется представление через действие.

Выделяют два основных вида воображения – аффективное и познавательное, которые сосуществуют в развитии ребенка, отличаются разными задачами и тенденциями в реализации. Основная задача познавательного воображения – это разрешение возникающих противоречий в представлениях ребенка об окружающем мире, дополнение и уточнение целостной картины окружающей действительности. Аффективное воображение появляется при противоречивости формирующегося у ребенка образа “Я” реальности и служит при этом одним из механизмов его построения.

На третьем году жизни происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, что связано с отделением ребенком себя от предмета, от действия с предметом и выделением своего личного “Я”, переживанием своей оторванности от окружающего мира. Познавательное воображение проявляется в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол проигрывает какие-либо знакомые ему действия в различных вариациях, аффективное воображение возникает при проигрывании ребенком своего эмоционального переживания.

О начале развития воображения свидетельствует умение ребенка в ходе процессуальных игр выполнять действия в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами, предметами-заместителями. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами-заместителями сопровождается их переименованием. В рамках интересных для ребенка видах деятельности – игровой, изобразительной и др. – он начинает отступать от образца взрослых, включать в него свои нюансы, осуществлять самостоятельные игровые действия. Но в целом воображение в раннем возрасте носит репродуктивный характер, оно требует внешней опоры на непосредственно воспринимаемые предметы и действия с ними, тесно связано с их обыгрыванием и со словами, обозначающими эти действия и предметы.

Практический пример

Люда Г., 1 год 8 месяцев. Играет с куклой, увидев на столе карандаш, берет его, водит по голове куклы, говоря: “Цысать ляля” (причесать куклу), показывает карандаш маме и говорит: “Ляля чик” (куклу стричь), снова показывает карандаш маме и говорит: “Иось” (ножницы), водит карандашом по голове куклы, “стрижет” ее.

Таким образом, в раннем возрасте закладываются предпосылки развития воображения, перекомбинирование ребенком предметной среды и неспецифическое использование предметов, наделение их несвойственными значениями; создание мнимых ситуаций, опредмечивание бесформенных объектов, игровое переименование предметов. Происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними и носит в основном репродуктивный характер.

Источник

Кудрявцева С. В., педагог – психолог

ГКУЗ «Психоневрологический Дом ребенка №8 Красногвардейского района

                                                                                                     Санкт-Петербурга

           Развитие воображения детей раннего возраста в игровой деятельности из опыта работы педагога – психолога.

       Эффективному развитию воображения у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающее к переходу в новую, более высокую стадию развития.  Развитие у детей воображения имеет огромное воспитательное значение.

         Начав работать в данном направлении поставила перед собой главную цель: включить игры на развитие фантазии

        Опыт актуален, так как позволяет решить задачи:

  1. Ознакомить детей с игровым сюжетом.
  2. Развивать у детей воображение, фантазию.
  3. Определять связь воображения с игровой деятельностью, детскими эмоциями, интересами, талантливостью и личностью.
  4. Раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

        Исходя из опыта практически, пришла к выводу, что наиболее эффективно развитие воображения у детей раннего возраста будет осуществляться через игровую деятельность. Игра – ведущая деятельность ребенка, в которой формируется его личность. В играх детей отражаются впечатления, события, жизненный опыт детей.

         В процессе становления опыта мною была проведена следующая работа:

           1. Анализ программы Васильевой М.А. «Воспитание и обучение детей в детском саду», вариативных программ и положений ФГОС ДО методической литературы по разделам: «Игра», «Умственное воспитание», «Художественная литература», «Художественно-Эстетическое воспитание».

           2. Разработан перспективный план занятий, игр, игры-«придумки» по развитию воображения у детей, система занятий по рабочим тетрадям «Развиваем воображение».

           Мною используются различные формы организации занятий, в которые включены: сюрпризный момент для мотивации детской деятельности, использование музыки; занимательные задания, веселые игры, свободные перемещения по игровым зонам, физические упражнения с мячом, для снятия напряжения мышц, мимические и имитационные упражнения, а также занимательное художественное слово: сказки, рассказы, игровые упражнения, загадки. Используемый материал делает процесс развития воображения у детей более занимательным, интересным, доступным, веселым и эффективным. Для подготовки занятий проводится большая предварительная работа, в которой я использую следующие методы и приемы:

          –  беседы (вводные, сопровождающие, итоговые);

          –  обыгрывание жизненных ситуаций;

          –  чтение художественной литературы, волшебных сказок;

          –  игры: дидактические, словесные, театрализованные, строительные, подвижные, игры – «небылицы»; – рассматривание картин, иллюстраций, предметов различной тематики;

          –  поощрение активности ребенка.

         Игры на развитие воображения способствуют:

  • развитию творческого воображения;
  • развитию эмоциональной сферы детей;
  • развитию талантливости у детей, интересов;
  • развитию личности ребенка;
  • развитию интереса к окружающей действительности;
  • воспитанию уверенности в себе.

На основе полученных знаний у ребенка развивается:

  • воображение;
  • фантазия;
  • речь;
  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • наблюдательность;
  • любознательность;

          В работе с родителями использую следующие формы взаимодействия:

  1. Консультации, рекомендации;
  2. Советы для родителей.

          Эти формы работы с родителями позволяют мне как педагогу психологу грамотно и наиболее полно знакомить родителей с особенностями развития детского воображения, с наиболее эффективными методами и приемами воспитания, с особенностями детей раннего возраста.

          Проводимая работа по развитию воображения у детей раннего возраста через игровую деятельность дает положительные результаты. Специалисты, коллеги по работе, отмечают, что у детей стала более развита фантазия, воображение, свои фантазии дети применяют в жизни, различных деятельностях, играх, ситуациях, речи (связной, монологической, диалогической, рассказывании, звуковой культуре, словаре). Можно сделать вывод, что использование игровой деятельности как средства развития воображения у детей позволяет:

  • проявлять активное воображение у детей в игровой деятельности;
  • развивать при помощи интересных методов и приемов игру-фантазию;
  • стимулировать интересы детей, развивая их личности, обогащая эмоции, не подавляя, а развивая детскую талантливость;
  • развивать талантливость, гибкость мышления, креативность, самостоятельность, инициативность;

        Благодаря специально организованной работе у детей формируются умения проявлять в играх оригинальность, необычность, отражать в игровой деятельности как впечатления от реальной жизни, так и фантазийные образы, создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации. Большинство детей легко включаются в игровую деятельность со сверстниками, воспитателем, тем самым развивая воображение, фантазию, творческие и коммуникативные способности.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений (Н.Н.Палагина, Л.Павлова). Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действенно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и пр., то есть у ребенка появляется представление через действие.

На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформированного образа.

О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно, наполнена она или нет. Нередко на первый взгляд кажется, что ребенок использует один предмет заместителем другого. Так, малыш подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошке. Здесь действие определяется ложкой, с которой связано кормление, а не игровым «кормлением» предметов. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может реально подражать всем привлекательным действиям старших (Г.Д.Кириллова). В игре он отражает действия взрослых, но обобщенно и условно, передавая лишь их смысл, внешний рисунок. Так, ребенок не совершает всех операций, связанных с приготовлением пищи, а только ставит кастрюльку на плиту, помешивает ложкой и тут же начинает кормить куклу. Но смысл действия остается реальным – приготовить еду и накормить. Поэтому расхождение между реальным смыслом действия и условной техникой его выполнения делает необходимой и порождает воображаемую ситуацию. Ведь само действие выполняется «как будто», «понарошку». Ребенок действует с одним предметом, а представляет на его месте другой.

Мотив игрового действия лежит не в получении реального продукта, результата, следовательно, игровое действие надо рассматривать как воображаемую реализацию нереализованных желаний.

Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игровых предметов (Е.В.Зворыгина), а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. По данным Н.Л.Галигузовой, малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Он, подражая взрослому, может использовать те же, что и взрослый, предметы-заместители, но замещения остаются очень неустойчивыми, некритичными и мало осознанными. Перелом наступает тогда, когда малыш отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослым. Теперь наступает критичность в использовании предметов в новой функции. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроизводят показанные взрослым замещения. Замещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и связано дальнейшее развитие замещения. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения, которым ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называет палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с палочкой как с ложкой и называет ее ложкой).

К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами-заместителями, полноценное использование замещений. Дети четко видят сходство и различие между обозначаемым и обозначающим, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, что говорит об осознании нового способа деятельности. Выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, предваряется поиском подходящего объекта и сопровождается развернутыми высказываниями, обращениями ко взрослому.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребенок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них свои нюансы, варьировать, апробировать разные схемы их выполнения, а также осуществлять самостоятельные игровые действия. Но воображение имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержанием игры в раннем детстве является развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действий с предметами, пока еще с опорой на реальные объекты.

Следовательно, показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнера.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.

Особенности развития воображения в раннем возрасте:

– складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

– воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;

– воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

На чтение 12 мин. Просмотров 154 Опубликовано 15.02.2020 Обновлено 24.05.2020

Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Невозможно представить ребенка без фантазии. Детский мир значительно отличается от взрослого потому, что дети способны придумывать, неординарно мыслить. Умение воображать помогает развивать творческие способности, находить выходы из сложных ситуаций, легче адаптироваться в реальной жизни, если направить фантазию в нужное русло.

Особенности развития творческого воображения у ребенка дошкольного возраста

Первые шаги к умению пользоваться воображением малыш делает в трехлетнем возрасте. Игра становится частью ребенка, где бы он ни был: дома, на прогулке, в гостях, в поездке. В этот период ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет может играть роль нескольких, если пофантазировать. Трехлетние и четырехлетние дети начинают рассказывать сказки – это пробуждается дремлющее до этого воображение. Но они не умеют планировать. Сложно выведать у такого малыша, что же он собирается нарисовать, если ребенок взял карандаши и бумагу. С помощью фантазии рисунок, конечно, родится, однако образ будущей «картины» будет выстраиваться уже в процессе.

До пятилетнего возраста дошколята еще не умеют направлять фантазию, зато в пять-шесть лет это уже хорошие выдумщики, которые могут осознанно решить, во что они хотят играть, что нужно нарисовать, какую поделку им хочется смастерить. Когда цель задана, начинается непосредственно работа. Нередко в игре дети пытаются воплотить полученный опыт, впечатления от просмотра мультфильма или спектакля, какой-либо жизненной сцены.

Нередко дети создают свой особый мир, если в реальном что-либо их не устраивает: сложные взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, в том числе с родителями; фобии, с которыми ребенок пытается бороться придуманным самостоятельно способом; проблемы, которые легче решаются в фантазийном мире.

В любом случае развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.     

Читайте также:

  • Как сделать мыльные пузыри своими руками
  • Эмоциональное развитие дошкольника

Виды воображения

Специалисты выделяют несколько видов воображения.

Творческое

Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.

Воссоздающее

Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.

Буйная фантазия

Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле. 

Читайте также: Игры на развитие мелкой моторики у детей

Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно.

Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.

Это:

  1. Занятия прикладной деятельностью,
  2. Занятия литературой,
  3. Дидактические игры,
  4. Развитие кругозора,
  5. Развитие тактильных способностей,
  6. Занятия искусством, музыкой, танцами.

Прикладная деятельность – один из методов не только разбудить фантазию ребенка, но и направить в нужное русло. Так, занятия рисованием или лепкой помогут научить малыша придумывать и воплощать идею. Конструирование даст возможность создавать нечто фантазийное, но этот предмет уже можно потрогать, он может стать объектом игр. Пусть ребенок придумывает вещи, которых нет в реальном мире, но ведь так гораздо интереснее. Выдуманная вещь может обладать признаками, которые ей даст сам автор.

Хороший вариант развивать воображение – сказки, которые сочиняет сам ребенок. Взрослому только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет простая история, самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же случиться с персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок придумывает сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.

Большое значение в развитии фантазии играют дидактические игры. Опытный педагог может заинтересовать малыша, предложив ему учиться и играть одновременно.

Так, можно воспользоваться следующими приемами.

Читайте также:

  • Физминутки в детском саду
  • Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Приемы развития фантазии и воображения у детей

Кто это?

Педагог рисует удивительного зверя, который может существовать только в мире иллюзий, и предлагает ребенку не только дать имя чудо-зверю, но и рассказать, откуда он взялся, где живет, с кем другим, что есть.

Сказка

Педагог предлагает ребенку придумать интересную историю, в которой главными персонажами будут конкретные предметы. Сложно, но интересно.

Волшебная клякса

Это возможность дать ребенку пофантазировать, но на основе конкретного задания. На лист наносится клякса. Из этой кляксы ребенок может создать то, что ему захочется. Он может ее дорисовать, дополнить каким-либо элементами. А также придумать историю об этом создании.

Читать и познавать

Развитие интеллекта, творческого создания невозможно без расширения кругозора. А расширение кругозора невозможно без чтения, познавательных прогулок и экскурсий, интересных встреч и общения.

Песочные замки

Этот прием поможет ребенку интересно провести время, научиться пользоваться своим воображением, проявить самостоятельность в придумывании сюжета. 

Эти занятия помогут ребенку стать увереннее, а играя, он будет узнавать много нового и интересного.   

Развитие воображения в раннем детстве

У малышей воображение еще пассивное, ему нужен толчок: интересная сказка, мультфильм, тронувшая за душу ситуация, о которой рассказал взрослый, какая-то игрушка, поразившая ребенка. Ребенок при этом смешивает реальность и фантазию. Недаром маленькие дети, послушав сказку про, например, бабу ягу, легко могут представить ведьму в реальном мире и боятся ее по-настоящему. Эти ребята уже могут играть с «замещаемыми» предметами, однако главной для него остается игрушка.

Поскольку младшие дошкольники не могут еще мыслить и воображать без какой-либо опоры, бесполезно предлагать им задания, к примеру, придумать на ходу сказку. Должна быть подсказка. Поэтому в работе с младшими дошкольниками для развития воображения можно предложить ребенку картинку, на которой изображен какой-либо сюжет, и уже потом предложить придумать сказку. Для начала можно взрослому сказать пару предложений, от которых оттолкнется ребенок.

Если ребенку предложить нарисовать по желанию, он не справится с заданием. Его фантазия еще дремлет. Поэтому нужно четко формулировать задачу: «Нарисуй домик», «Нарисуй солнышко».   

Если речь идет о ролевых играх, то для малышей трех-четырех лет это трудно, практически невозможно. И вся игра будет длиться не более 15 минут. Дети пяти лет способны играть уже более получаса, однако еще не могут заранее планировать сюжет, он развивается в процессе. Задача взрослых направлять и помогать.   

Развитие воображения у старших дошкольников

У старших дошкольников воображение не нуждается в толчке, он самостоятельно может фантазировать. При этом ребенок в старших группах детского сада уже четко разграничивает выдуманное и реальное. Старший дошкольник умеет играть с любыми предметами, которые он может наделить конкретной ролью. Он способен представить себя в конкретной роли, может быть активным игроком, настолько умело пользуется фантазией.

Хорошим упражнением для старших дошколят будет задание «Сказка», причем детям не нужно смотреть на картинку, чтобы придумывать, они легко воссоздадут иллюстрацию сами на основе своего рассказа.

Для старших дошкольников нетрудно нарисовать что-либо по собственному желанию. Их задачу можно усложнить и сделать более интересной, если в ходе процесса рисования предложить охарактеризовать персонажа, которого они рисуют. 

Когда идет ролевая игра, старшие дошкольники могут увлечься процессом даже на несколько часов, причем они продумывают сюжет, могут планировать действия, четко держаться предложенной роли. Кстати, учитывая, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают задумываться о будущей профессии, своей роли в обществе, им можно предложить развивать фантазию как в игре, так и в творческой деятельности.   

Читайте также статьи:

  • Развитие восприятия у дошкольников
  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования

Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.

Вот самые простые способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование со свечкой.
  2. Рисование брызгами через соломинку.
  3. Рисование штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
  4. Рисование пальчиками.
  5. Изонить: нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно дополнить до настоящего рисунка.
  6. Рисование расческой.
  7. Рисование ватной палочкой.
  8. Рисовать таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи, дыхания, зрения. 

Развитие воображения средствами конструирования

В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.

Конструирование помогает:

  • развить пространственное воображение,
  • получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
  • разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
  • воспитать самостоятельность, усидчивость,
  • развить фантазию. 

Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.      

Нарушения воображения и их причины

Дети могут страдать недостатком воображения или, напротив, воображение становится неуправляемым.

Дефицит воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять, а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают символов.

Также дефицит воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет воображение.

В данном случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след в душе, появится желание узнавать об этом больше.

Бурная фантазия, которая может проявляться в агрессии, лжи, страхах, подмене реального мира фантазийным, также может помешать в нормальном продуктивном развитии воображения.

Причинами этого неадекватного воображения могут стать внутренние страхи ребенка, проблемы, которые у него есть с родными и сверстниками, не способность ладить с окружающим миром, а также другие психологические проблемы.

В этом случае желательно обратиться к психологам, которые помогут составить индивидуальную программу для устранения патологии.    

Читайте также:

  • Развитие ребенка с задержкой психического развития
  • ЗПР у детей дошкольного возраста
  • Дети с ОВЗ в детском саду
  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Что влияет на развитие воображения у ребенка

Чтобы развитие воображения ребенка проходило правильно, нужно создать комфортную атмосферу, в которой малыш научится фантазировать с удовольствием и пользой, но не пересечет опасную черту между реальностью и иллюзорным миром.

  1. Развивать речь, поскольку мыслительные процессы связаны с речевыми функциями.
  2. Обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка. Чем активнее ребенок работает руками, тем лучше он говорит и соображает.
  3. Исключить одиночество, что, в свою очередь, исключит необходимость ребенку создавать выдуманных друзей.
  4. Важно повышать самооценку ребенку, не сравнивая его с другими сверстниками, а сравнивая только с ним самим, опираясь на его достижения и поступки.
  5. Доверительные отношения с родителями играют большую роль. Если ребенок не боится наказания, то ему не придется лгать. Но зато можно поощрять творческое сочинительство – сказок, рассказов, рисунков, поделок.
  6. В жизни ребенка должно быть много творчества. Эти занятия стимулируют воображение.    

Отзывы

Евгения, Москва:

Я работаю с детьми с задержкой развития. Много внимания уделяю нетрадиционным методам рисования. Этих детей вообще сложно чем-то заинтересовать, а нетрадиционное рисование – помазком, расческой, трубочками – интересно. И я вижу, как постепенно появляется фантазия и желание творить. Видели бы вы какие рисунки мои дети рисуют!

Максим, Казань:

Страхи – вот одна из причин диких фантазий. Мой пятилетний сын долго боялся «того, кто под кроватью». Научился врать, лишь бы не идти спать, придумывал болезнь, чтобы с мамой остаться. Мы сами виноваты, смотрели фильм, который совершенно не по возрасту сыну, и вот результат. Потом чуть не полгода спали в комнате вместе с сыном, пока он не поверил, что никаких чудовищ под кроватью у него нет.

Алиса, Вологда:

Мне кажется, лего очень хорошо развивает фантазию. Купила сыну конструктор, так часами может сидеть и что-то строить. Целый город построил, «населил» какими-то животными, я даже название не могу выговорить, как он их называет. Заметила, что сын стал более внимательным к мелочам, усидчивым. Это хорошо, ведь на будущий год ему в школу. 

Читайте также новые статьи:

  • Что можно приготовить из бананов
  • Какие витамины в банане

В дошкольном возрасте, когда ребенок познает мир, когда ему все интересно, важно уделить внимание развитию воображения дошкольника. На помощь родителям и педагогам придут такие творческие занятия: рисование, театр, моделирование, конструирование, сочинительство, танец и другие, где ребенок может отпустить на волю фантазию. Так ребенок научится владеть воображением, которое станет продуктивным.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник