Развитие воли у ребенка кратко

Развитие воли у ребенка кратко thumbnail

Развитие воли у ребенка кратко

11Ошибочно думать, что положительными качествами человек наделяется при рождении. Их необходимо воспитывать и культивировать, а нежелательные – наоборот, пытаться искоренять. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей происходит постепенно. Это такая же область совершенствования, как и интеллектуальное, речевое, физическое, и требует проведения регулярных тренировок, внимательного отношения.

Волевое развитие ребенка

Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста – это воспитание эмоций и чувств, а также навыков:

  • управления ими;
  • понимания чужих ощущений, сопереживания;
  • выстраивания поведения в зависимости от эмоций;
  • определения целей, способов получения желаемого и организации работы по достижению результата.

Составляющие эмоционально-волевой сферы

В состав эмоционально-волевой сферы каждого человека входят:

  • чувства – это внутренние ощущения, выражающие отношение к каким-либо объектам;
  • эмоции – простейшие реакции на происходящее: радость, гнев, удивление, печаль;
  • настроение – некое состояние, которое сопровождается чувствами и эмоциями, но зависит не только от них, но и от физического, нервного состояния, определяется темпераментом и характером, может быть хорошим, плохим, постоянным или изменчивым;
  • воля – это способность человека ставить перед собой цели, разрабатывать пути их достижения и прилагать соответствующие усилия.

Вот почему так важно развивать эмоционально-волевую сферу у детей дошкольного возраста. Именно в этом периоде начинает формироваться характер. Малышу необходимо объяснять, какие бывают чувства, какие из них положительные и отрицательные. Нужно комментировать его состояние и давать определение эмоциям, которые он испытывает: «у тебя поломался песочный замок – ты зол и расстроен», «ты увидел любимую игрушку – это радостно», «тебе весело» и т.д.

Волевое развитие ребенка

Позвольте дошкольнику испытывать чувства, чтобы потом он научился их контролировать. Кроме того, человек, который приучен все время сдерживаться, часто испытывает внутренний стресс. Он не способен сопереживать, раздражается от эмоциональности других. Про таких людей говорят, что они холодные, бесчувственные.

Эмоционально-волевое развитие ребенка

Стоит отдельно остановиться на развитии волевой сферы детей дошкольного возраста. Всем нам знакомы такие качества, как целеустремленность, собранность, ответственность, дисциплинированность. Их относят к положительным. Они необходимы в процессе всей жизни: в школе, университете, на работе. Все эти качества – приобретенные.

В процессе становления сменяются основные этапы развития воли у ребенка:

  • Новорожденный понимает, какие действия совершить, чтобы получить определенный результат, например, потрясти погремушкой – будет звук и будет весело. С каждым днем он прикладывает все больше усилий и все лучше и быстрее достигает пусть маленькой, но цели.
    В период до года также происходит интенсивное развитие волевых качеств ребенка. Младенец настойчиво пытается сесть, и у него это получается. Далее собирается ползти – и ползет, потом учится ходить – и начинает передвигаться, например, чтобы достать любимую игрушку и т.д.
  • Период до школы – самый активный этап в развитии воли у детей. Melbet, Melbet365 являются полными клонами. Линии совпадают на 100%. https://rtra-series.ru/melbet/ более подробная информация о двух букмекерских конторах. На этом этапе они прикладывают максимум усилий к достижению цели. Малыши уже понимают, что нужно делать и как долго, какие это принесет плоды. У них формируется определенный уклад жизни, появляются задатки дисциплинированности, настойчивости. Дошкольники учатся самообладанию, могут сдерживать плач, желания.
  • В младшем дошкольном периоде они только начинают понимать словесные требования и выражать свою волю вербально. Часто их действия импульсивны и не соотносятся с результатом.
  • Малыши старшего возраста уже могут выразить свои требования словами, понимают, что такое хорошо или плохо, нельзя или можно. Они прикладывают больше усилий для достижения результата и работают над задачей продолжительное время. Перепады настроения у них случаются не так часто.
    Развитие воли у детей дошкольного возраста подчиняется основному правилу всех развивающих систем: происходит вследствие регулярных занятий и в процессе игры.

Упражнения и рекомендации

Есть упражнения на развитие воли у детей, которые способствуют формированию целеустремленной личности. Вот несколько из них.

«Я, как мама»

Предложите дошкольнику поставить себя на место мамы и убедить зайчика съесть кашу, выучить стих и т.д.

Волевое развитие ребенка

«Заморозка»

Усадить малыша на стул и не разрешать двигаться в течение какого-то времени, например, 3 минут. За невыполнение – штраф, за выполнение – поощрение. Каждый день понемногу увеличивать время на минуту.

Волевое развитие ребенка

«Я не первый»

Игра для ребят от 4-х лет и старше в группе. Они выстраиваются друг за другом и идут медленно к какому-либо предмету. Задача – прийти последним. Эта игра тренирует слишком активных дошкольников, учит их сдерживать себя.

Волевое развитие ребенка

Общие рекомендации

Волевое развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется ежедневно. Оно проявляется в системе запретов, которые он учится понимать: заменить конфету яблоком, потому что много сладкого нельзя, идти спать, потому что уже время, вместо просмотра мультиков до глубокой ночи и т.д. Также оно выражается в системе поощрений: выучу стих – получу аплодисменты и уважение мамы, построю самый высокий замок – буду лучшим строителем двора, буду много прыгать – прыгну выше всех и т.д.

Волевое развитие ребенка

Общие рекомендации по развитию силы воли у детей таковы:

  1. Позволить дошкольнику самому принимать решения, направив в нужное русло, подсказав оптимальный вариант.
  2. Показывать на своем примере, не позволять себе того, что не позволено ему.
  3. Формировать самостоятельность, помогать в чем-то, но не делать за сына или дочку.
  4. Поддерживать радость от полученного результата: малыш должен видеть, что вы рады вместе с ним.

Развитие силы воли у детей – важный этап формирования полноценной личности, которая способна достигать намеченного, прикладывать адекватные усилия и получать удовольствие от проделанной работы.

Источник

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движе­ниями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, ког­да ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодоле­вать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.

Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда при­ходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дис­циплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.

Читайте также:  Центры игровой поддержки развития ребенка

С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъ­являющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учеб­ная деятельность, во-первых, требует от школьника умения уп­равлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной теле­передачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в вос­питании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспи­танию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспиты­вается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стрем­ление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, уме­ния преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответ­ственности, долга — важное условие воспитания воли.

Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми во­левого усилия. Только тот может проявить сильную волю в “большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполне­ния повседневных обязанностей. Например, учительница II клас­са обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В те­чение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также органи­зует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои по­рывы, контролировать друг друга.

Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младше­го школьника воспитывается и через подражание делам и поступ­кам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспита­нии воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положи­тельно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школь­ников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иног­да школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодо­ления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдер­жка, выносливость, настойчивость более присущи физически здо­ровым, с крепкими нервами людям.

Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорнаяработа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепен­ность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать при­вычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т. д.).

Вопросы для повторения

1. Что такое воля?

2. На примере, взятом из жизни (или на литературном примере), дайте анализ волевого действия.

3. Охарактеризуйте основные волевые качества.

4. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?

5. В чем проявляются негативизм, внушаемость и упрямство школьников? Укажите причины появления этих недостатков и пути их преодоления.

6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?

Практические задания

1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из уче­ников I — 1!! класса. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика.

2. Понаблюдайте за тем, как учитель создает условия для тренировки волевого усилия, организованности, настойчивости учащихся на уроках.

Источник

Татьяна Титова
Формирование воли у детей дошкольного возраста

Часто мы задумываемся о том, как помочь ребенку – дошкольнику войти в сложный процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии с другими.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки. Без волевого усилия все сказанное выше не произойдет.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (г. А. Урунтаева). Волевое действие образуется побуждением к действию, осознанием и борьбой мотивов, принятием решений и исполнением.

Ребенок действует импульсивно и ситуативно, действует не задумываясь, спонтанно.Учитывается лишь: «Я хочу» или «Я не хочу». Волевое действие складывается постепенно, когда ребенок овладевает планированием, целеполаганием, самоконтролем. Начинается оно с постановки цели.

Дошкольник осваивает целеполагание, где важна самостоятельность, инициатива. Самым важным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель (Л. С. Выготский).

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом – их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А. Н. Леонтьев). Например, угостить конфетой, чтобы порадовать друга. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы и появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Например, может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного.

Поведение ребенка зависит от ситуации, теряет свою непосредственность, мотивом становится нравственная норма.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка с 6 месяцев

Мотивы поведения напрямую связаны с общением со взрослыми, отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе, имеют разную побуждающую силу к действию.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным видам деятельности (чтению и счету, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности, познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются в соперничестве, в желании быть лучше.

Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, обижают, у него могут проявляться асоциальные формы поведения. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.

Общение со сверстниками очень сильный мотив. Ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

А также важно стремление приобщиться к миру взрослых, действовать, как взрослый, не всегда осознавая средства достижения своих целей и часто нарушая правила общепринятых норм. Научиться действовать не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам – более совершенный волевой показатель.

Хорошо, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Осознанность и опосредованность – это главные характеристики произвольности. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность.

О сформированных произвольных действиях можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. На основе самооценки и самоконтроля, возникает само регуляция собственной деятельности. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

Выходит, формирование воли начинается с целеполагания, соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении; Произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

Источник

Прежде чем овладеть умением совершать волевые действия, ребенок должен овладеть своими движениями, научиться выполнять их произвольно. Это происходит не сразу. Ребенку приходится учиться выполнять задуманное движение.

В раннем возрасте (до 3 лет) дети овладевают всеми основными движениями, что и составляет предпосылку волевых действий. Однако, чтобы действие было волевым, одних только двигательных умений еще недостаточно. Для этого надо, чтобы ребенок выполнял такие действия, которые сами по себе для него интереса не представляют, а требуются необходимостью. Важнейшую роль в развитии волевых действий играют систематические требования взрослых и те поручения, которые даются детям: убрать за собой игрушки, сложить одежду, повесить на место полотенце после умывания и т. п.

Весьма благоприятно сказывается на развитии волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок 4—5 лет может оказывать помощь в приготовлении пищи, в уборке комнаты и т. п. Участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя равноправным членом семейного коллектива, вызывает одобрительное и даже уважительное отношение к нему взрослых.

Что побуждает ребенка оторваться от увлекательной игры, чтобы выполнять менее интересные действия? В некоторых случаях мотивом действий является ожидание прямой или косвенной награды. Нужно отметить, однако, что прямая награда — новая игрушка, чтение, совместная игра взрослого с ребенком, — непосредственно следующая за выполнением действия, уместна лишь в тех случаях, когда действие потребовало от ребенка преодоления особенных трудностей. При этом весьма важно, чтобы в тех случаях, когда наградой должна быть какая-либо вещь, показ ее не отвлекал ребенка от выполнения действия.

В качестве иллюстрации возможности такого отвлечения можно привести следующий факт. Ребенок младшего дошкольного возраста в течение некоторого времени был занят игрой, в которой ему приходилось оперировать значительным количеством мелких предметов (маленькими цветными шариками, брусочками, спичками и т. п.). В процессе игры все эти предметы оказывались рассыпанными по полу. По окончании игры ребенку настойчиво предлагалось собрать все. Обычно после нескольких попыток выполнить это требование дети либо вовсе отказывались от его выполнения, либо, не отказываясь на словах, фактически игрушек не собирали. Тогда ребенку демонстрировалась яркая заводная игрушка и говорилось, что он сможет поиграть ею, когда соберет рассыпанные по полу предметы. При этом в одних случаях игрушка ставилась здесь же на стол и оказывалась все время доступной восприятию ребенка, в других случаях ее убирали в закрытую коробку и уносили из комнаты. Оказалось, что младшие дошкольники, хотя и с значительным напряжением, выполняли до конца предложенное действие (убрать рассыпанные по полу предметы), когда игрушка была убрана. Когда же она была налицо, то ее непосредственное воздействие бывало настолько сильным, что предложенное действие почти никогда не выполнялось (опыты Гуревича).

Важное значение для развития волевых действий у ребенка дошкольного возраста имеют совместные игры детей. Игра представляет собой отражение тех общественных отношений, в которых живут дети. Она не может переделываться по желанию участников, а должна развиваться по определенной логике. При игре в «машиниста» гудок дает именно машинист, а не пассажир и не начальник станции. На долю каждого участника приходятся определенные игровые обязанности, которые он должен выполнять. Если он не выполняет своих обязанностей и вмешивается в обязанности другого, игра расстраивается (исследование Мануйленко). Подчинение дисциплине игры есть начальная школа волевых действий ребенка.

Новые требования к умению совершать волевые действия предъявляет учебная деятельность. В школе ребенок не может делать лишь то, что хочет. Он должен выполнять то, что от него требуется. Этим требованиям он должен подчинять все свои действия. И он способен отказаться от интересной игры, разговора, прогулки ради учебной деятельности только потому, что мотивом для этого является его новое положение среди товарищей и в семье — положение школьника. Поступление в школу ставит ребенка перед необходимостью управлять своим поведением не только в часы пребывания в школе, но и дома. Ведь и дома играть можно только тогда, когда это не мешает приготовлению уроков. Дома на школьника возлагаются и другие обязанности, которые он должен выполнять, помогая членам семьи. Стимулом к выполнению их является сознание его нового общественного положения, того, что он школьник.

Читайте также:  Развитие ребенка с учетом биологических и социальных факторов

Учебные занятия в школе и дома требуют не только определенного внешнего поведения ребенка, но и умения управлять своими психическими процессами, своей умственной деятельностью. Школьнику приходится преодолевать немалые затруднения при запоминании, восприятии, размышлении. От него требуется произвольное внимание, произвольное запоминание и припоминание. Он должен настойчиво добиваться решения предложенной задачи, целенаправленно регулировать свою мыслительную деятельность. Школа требует определенного режима работы, который надо соблюдать, чтобы достичь нужных результатов. Как показывают психологические исследования, видным мотивом, организующим волевые действия школьника начиная с III—IV класса и отчетливо выступающим у учащихся V—VI классов, является стремление поддержать достоинство и честь своего учебного коллектива — звена, класса, школы, пионеротряда и т. д. Чувство ответственности перед коллективом в этот период может оказать серьезную поддержку при преодолении трудностей, возникающих в волевых действиях. Начиная с VII класса большинство школьников все более связывает учебную деятельность с планами на будущее, с своими пожеланиями относительно будущей профессии, по поводу места, которое им предстоит занять в обществе по окончании ученья (данные Божович, Морозовой, Славиной).

В школе приходится заниматься и неинтересным делом, которое, однако, необходимо для достижения отдаленных, но нужных целей. Ученик, мечтающий о том, чтобы стать изобретателем новой техники, совершать трудовые подвиги на производстве, завоевать славу, подобную той, которой добились видные ученые, лучшие передовики промышленности, труженики сельского хозяйства, — такой ученик вновь и вновь заставляет’ себя добиваться решения математических и физических задач, ищет возможности приобрести навыки и умения, необходимые для избранной профессии. В свете своих стремлений он по-новому начинает относиться и к требовательности «строгих» учителей. Выполнение требований школы служит богатым источником развития воли.

«Когда не хочешь работать, — говорит о себе ученик VII класса Александр С, — но нужно, этого требует класс, требует учитель, тогда берешь себя в руки и делаешь, а если думаешь лишь о себе, то не всегда делаешь — лень мешает. И тогда очень трудно заставлять себя не делать того, что не нужно, особенно когда это связано с приятным для меня делом» (из исследования Лукина).

Овладение волевыми действиями в школьном возрасте далеко не всегда протекает как спокойно развивающийся бесконфликтный процесс. Подростки и юноши иногда глубоко переживают выбор цели, выбор средств для ее достижения, трудности, возникающие при выполнении деятельности. Недостаточный практический опыт приводит нередко к тому, что чрезмерное упоение своими успехами сменяется полным разочарованием в своих силах Большую помощь в преодолении этих трудностей оказывает поддержка взрослых и товарищеского коллектива.

Немалую роль в поведении школьника играют иногда внушаемость и негативизм. В первом случае цели действий подсказываются кем-либо другим, но легко воспринимаются школьником, делаются как будто его «собственными» целями (хотя очень часто они так же легко исчезают в отсутствие людей, под влиянием которых возникли). Во втором случае школьник ставит перед собой цель, непременно не совпадающую с той, которая ему навязывается, даже противоположную ей.

Как внушаемость, так и негативизм обыкновенно обнаруживаются по отношению не ко всем окружающим, а к определенному человеку, иногда — по отношению к кому-нибудь из близких людей.

Оба эти недостатка при всем их различии возникают как следствие одинаковых причин: тогда, когда воспитатели — родители или учителя — не предоставляют школьникам, в особенности подросткам или юношам, достаточной самостоятельности, на которую они уже способны, донимают их мелочной опекой, настойчиво подсказывают, что и как надо делать, чего нужно желать и как достичь желаемого, пренебрегают личными интересами школьника, недооценивают его силы и возможности. Изжить эти недостатки можно путем предоставления детям и подросткам в разумных границах самостоятельности в поведении.

Умение совершать волевые действия вырабатывается только через практику, через осуществление волевых действий в жизни, на деле. Поэтому старания взрослых уберечь ребенка от трудностей не способствуют воспитанию воли. Воля воспитывается на преодолении трудностей. Это одно из основных правил воспитания воли, ясно следующее из педагогических фактов и психологических данных (Корнилов, Веденов, Ковалев, Рудик, Селиванов).

Воспитание происходит под непосредственным влиянием старших — в первую очередь родителей и учителей. Огромное значение поэтому имеет личный пример старших, особенности их собственного волевого поведения.

Исключительно велика в воспитании воли роль коллектива. Систематическое воспитательное воздействие коллектива на ребенка, в особенности на школьника, многообразно. Коллектив помогает ставить цели действий и выбирать пути достижения целей. Под влиянием коллектива выбираются такие цели, достижение которых ведет к успехам, неотделимым от успехов всего коллектива, а только в этом случае человек чувствует себя удовлетворенным и счастливым. Коллектив не только показывает правильные пути деятельности, но путем критики предостерегает от неверных путей. Коллектив оказывает большую помощь в преодолении трудностей, неизбежных при волевом действии. Деятельность в коллективе вызывает чувство ответственности за результат действий перед коллективом, а это играет исключительно важную роль. Если бы каждый человек был предоставлен самому себе, он, убедившись в том, какие препятствия нужно преодолеть, может быть, отказывался бы часто от совершения действия. Но, зная, что он не один, что от его действия зависят успехи коллектива, он, вновь и вновь, мобилизуя силы, стремится достичь цели.

Помощь коллектива особенно действенна тогда, когда и сам человек неуклонно стремится к воспитанию своей воли. А для самовоспитания воли необходимо, опираясь на жизненно важные мотивы, выбирать такие цели и средства их достижения, которые сливаются с целями коллектива, и идти к ним, преодолевая все препятствия. В практике достижения таких целей человек овладевает волевыми действиями.

Воспитание воли организуется на основе общего нравственного воспитания, на основе мотивов и целей, гармонически сочетающих стремления отдельной личности со стремлениями всего общества.

Источник