Развитие воли ребенка дошкольного возраста
Татьяна Титова
Формирование воли у детей дошкольного возраста
Часто мы задумываемся о том, как помочь ребенку – дошкольнику войти в сложный процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии с другими.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки. Без волевого усилия все сказанное выше не произойдет.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (г. А. Урунтаева). Волевое действие образуется побуждением к действию, осознанием и борьбой мотивов, принятием решений и исполнением.
Ребенок действует импульсивно и ситуативно, действует не задумываясь, спонтанно.Учитывается лишь: «Я хочу» или «Я не хочу». Волевое действие складывается постепенно, когда ребенок овладевает планированием, целеполаганием, самоконтролем. Начинается оно с постановки цели.
Дошкольник осваивает целеполагание, где важна самостоятельность, инициатива. Самым важным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель (Л. С. Выготский).
В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом – их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А. Н. Леонтьев). Например, угостить конфетой, чтобы порадовать друга. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы и появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Например, может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного.
Поведение ребенка зависит от ситуации, теряет свою непосредственность, мотивом становится нравственная норма.
Мотивы поведения напрямую связаны с общением со взрослыми, отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе, имеют разную побуждающую силу к действию.
В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным видам деятельности (чтению и счету, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности, познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.
В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию.
Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются в соперничестве, в желании быть лучше.
Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, обижают, у него могут проявляться асоциальные формы поведения. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.
Общение со сверстниками очень сильный мотив. Ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.
А также важно стремление приобщиться к миру взрослых, действовать, как взрослый, не всегда осознавая средства достижения своих целей и часто нарушая правила общепринятых норм. Научиться действовать не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам – более совершенный волевой показатель.
Хорошо, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.
Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Осознанность и опосредованность – это главные характеристики произвольности. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность.
О сформированных произвольных действиях можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. На основе самооценки и самоконтроля, возникает само регуляция собственной деятельности. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Выходит, формирование воли начинается с целеполагания, соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении; Произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
Источник
Особенности развития волевых качеств
детей дошкольного возраста
В современных условиях повышается роль волевого воспитания подрастающего поколения. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы. Именно в раннем и дошкольном детстве закладываются основы физического и психического, в том числе волевого развития личности ребенка. Важность воспитания волевых качеств у старших дошкольников определяется также необходимостью психологической подготовки детей к школе (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.К. Котырло, Т.В. Тарунтаева и др.).
Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности.
Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Задача сохранить неподвижную позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление своим поведением осуществляется ими под контролем двигательных ощущений. Управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (З.В.Мануйленко).
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого.
В.С. Мухина отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний».
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.
В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:
1) развитие целенаправленности действий;
2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;
3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
Стремление к цели – феномен развития и бытия всего живого. Ребенок старшего дошкольного возраста способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера. Возможность удерживать и достигать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. В 3-4 года успехи и неудачи не влияют на волевое действие ребенка. Средние дошкольники переживают успех или неуспех в своей деятельности. Неудачи влияют на нее отрицательно и не стимулируют настойчивость. А успех всегда влияет положительно. Более сложное соотношение характерно для детей 5-7 лет. Успех стимулирует преодоление трудностей. Но у некоторых детей неуспех оказывает такое же действие. Возникает интерес к преодолению трудностей. А недоведение дела до конца оценивается старшими дошкольниками отрицательно (Н.М.Матюшина, А.Н.Голубева).
Так же возможность удерживать и достигать цель зависит от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Объективная, доброжелательная оценка взрослого помогает малышу мобилизовать свои силы и достичь результата. Достижение цели зависит от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации, а также когда ставится наиболее близкая цель.
На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели. Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью – непосредственным результатом действия, хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.
Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.
Дошкольники в какой-то мере уже могут взвешивать свои побуждения, сознательно отдавать предпочтение одному из них. Однако такую рассудительность дошкольник обнаруживает только в простейших случаях, когда речь идет о выборе между однородными желаниями. Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор.
Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.
Но ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели. Так, при освоении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения. Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают задание придумать и показать новое движение.
Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия (развивается самоконтроль). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А.М.Богуш, Е.А. Бугрименко, И.Домашенко). При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
Таким образом: Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы.
Главным приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения в школе. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре. Ценность их в том, что они побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, добиваться успеха.
В воспитании волевых качеств детей дошкольного возраста велика роль взрослого, так как ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности.
Список литературы:
1. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
2. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 336 с.
4. Урунтаева, Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
Источник
лия никифорова
Особенности развития воли в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.
Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне.
В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого.
У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.
В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом – их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.
Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.
Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.
После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа.
В три – четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов.
Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре – пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения.
В пять – шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности.
К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. К шести – семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей. В шесть – семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.
В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы,протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести – семи годам
Г }
складывается произвольность в сфере общения со взрослым. I
К семи годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе.
У детей трех – семи лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста.
В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более “взрослым” видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять.
В возрасте трех – семи лет интенсивно развиваются познавательные мотивы.
У детей четырех – семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.
В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.
Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех – семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности.
В пять – семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.
Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.
Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.
На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.
Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
Особенности развития воли в дошкольном возрасте:
– у детей формируется целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;
– развивается способность к волевому усилию;
– складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
Источник