Развитие вокальных данных у ребенка
Вокальные данные даются нам при рождении, но они развиваются с течением жизни. Редко рождаются гении сразу с уникальным слухом и голосом, в большинстве случаев эти качества поддаются тренировке. Опытный педагог способен улучшить вокальные данные. Если уж ваш ребенок и не станет новым Паваротти, то красиво петь научится точно. Кроме того, занятия вокалом полезны для здоровья, но обо всем по порядку.
Становление вокальных данных
Выделяют следующие этапы развития и становление голоса у детей:
- Дошкольный, который длится с рождения и до 7 лет. В течение этого этапа вокальные данные несколько раз изменяются и совершенствуются. Обычно к концу стадии дошкольник может воспроизводить 5-6 нот. При рождении тембр у девочек и мальчиков одинаков. С каждым годом происходит развитие тембра голоса у детей. Он все больше отличается у мальчика и девочки, в нем появляются вопросительные и восклицательные интонации.
- Домутационный, который продолжается с дошкольного возраста и до 13 лет, т.е. до начала периода полового созревания. К концу периода ребенок уже способен расширить диапазон до 12 нот.
- Мутационный этап, рамки которого могут определяться несколькими месяцами или годами, однако, как правило, он длится с 13 до 15 лет. Во время этого периода голосовой аппарат под влиянием эндокринной системы изменяется. Причем у мальчиков это происходит быстро и неравномерно, а у девочек – медленно. К концу стадии женская и мужская гортань имеют совершенно разное строение. Диапазон у мальчиков сильно колеблется от баса до фальцета. У девочек же колебания незаметны: вокал, скорее, не мутирует, а эволюционирует, становясь ниже и приобретая женские черты.
- Послемутационный этап – время около двух лет после мутационного периода, ориентировочно до 17 лет. На этой стадии происходит окончательное становление и закрепление вокальных данных, установление индивидуального тембра, силы, его высоты.
Когда нужно начинать заниматься пением и зачем это нужно
Говорят, что учиться пению не поздно никогда: можно даже в 60 лет. Различают понятия занятий музыкой и именно вокалом. Последним рекомендуют начинать заниматься лет с пяти, когда маленький певец уже может осознанно выполнять и понимать просьбу учителя. Однако на уроки музыки можно начинать ходить с 2 или 3 лет. Это будут упражнения, которые помогут малышу научиться слушать и воспринимать мелодию, копировать звуки, шумы, говорить высоким и низким голосом. Даже после тяжело дня я способен возбудиться буквально за пару секунд от одного только вида проституток с ufasex.me..
Даже если вы не ставите перед собой цель вырастить оперного или эстрадного певца, музыкальные упражнения полезны потому, что:
- тренируют правильное дыхание и особенно рекомендованы дошкольникам и школьникам с хроническим бронхитом, бронхиальной астмой, частыми ангинами;
- улучшают эмоциональное состояние, настроение;
- прекрасно развивают память и речь.
Но занятия принесут пользу только в том случае, если малышу будет интересно и от уроков он будет получать удовольствие. Уделите время развитию голоса у детей дошкольного возраста, если:
- сын или дочка любит музыку разных стилей и направлений;
- часто поет во время выполнения прочих дел;
- легко запоминает слова песни и поет близко к оригиналу;
- любит внимание и с удовольствием устраивает вам концерты.
Упражнения для развития голоса для детей
Улучшение вокальных данных нужно доверять опытному педагогу, однако дома также можно заниматься с малышом. Вы не вырастите профессионального певца, но толк и польза от таких уроков будут непременно.
Выполняйте следующие упражнения на развитие тембра голоса у детей:
- слушайте различные звуки, аудиосказки, классическую музыку;
- рассказывайте с малышом стихи от лица разных героев (медведя, мышки, лисы);
- предложите петь с закрытым ртом, т.е. напевать мотив;
- пусть попробует рисовать вокалом, как кистью: когда она поднимается, меняется диапазон;
- сыграйте в игру, когда кроха говорит тихо, но не переходя на шепот;
- выберите одинаковые игрушки разного размера, например, машинки, и попросите озвучить обоих: большая говорит более громко и грубо, а маленькая – звонко и тихо.
Эффективным считается выполнение вокальных упражнений для развития голоса детей, заключающихся в пении простых народных песенок-распевок. Педагоги выстраивают их в четкую последовательность для правильной постановки звуков и артикуляции. Им должно соответствовать музыкальное сопровождение.
Занятия, если они доставляют удовольствие, чрезвычайно полезны как для развития слуха и таланта к пению, так и для решения других проблем (со здоровьем, общением, замкнутостью). Лучше заниматься в группе с педагогом и другими учениками, однако мама или папа также может уделить внимание развивающим упражнениям и провести время с сыном или дочкой за интересными играми.
Источник
Развитие вокальных данных у дошкольников.
В настоящее время доказано, что основным музыкальным инструментом человека является не слух, а голосовой аппарат в целом (в него входит и слуховой аппарат как приемник звука и как механизм обратной связи).
Являясь, по сути, фанатом развития вокальных способностей детей, я достаточно много внимания уделяю этому на своих музыкальных занятиях.
Дошкольники любят петь и играть. Но, пожалуй, больше любят петь, играя. Поэтому гораздо легче добиться от них какого-то результата в работе, давая им возможность получить эмоциональную окраску своих действий.
Неоценимую помощь в этом дарят картинки Аллы Евтодьевой. Они помогают детям окунуться в сказочную, либо в просто забавную историю, но при этом дают нам возможность добиться решения сразу нескольких задач. Например, картинка по сказке «По щучьему велению»:
– обсуждаем картинку, называя название сказки, главных героев сказки, в какое время года происходит событие и т. д – развитие речи, умение выражать свои мысли в правильно построенных речевых оборотах, развитие наблюдательности (что изображено на картинке), демонстрация знания сказки.
– обсуждаем мимику изображенных героев (у Емели широко, округло, открыты глаза, рот открыт, подняты брови – удивление, он сидит на снегу – упал от удивления-испуга, у Щуки глаза широко. светло открыты – добрые, рот открыт – она говорит, на голове корона – она принцесса или царица речная, потому и волшебница), воспроизводим мимику.
– вспоминаем-воспроизводим диалог Емели и Щуки, пытаясь эмоционально обыгрывать роли и мимику.
– обговариваем высоту и тембр голоса Емели – средний, густой, относительно громкий, сильный и высоту голоса Щуки – высокий, тонкий, тихий, нежный. Пытаемся определить характер каждого героя.
– разучиваем интонационные партии персонажей, стараясь точно передать высоту и тембр
– поем распевку, воссоздавая диалог в его эмоциональной окраске с помощью мимики, передавая характер и настроение героев с помощью передачи высоты, тембра, громкости голоса.
Вот, приблизительно так проходит у меня работа с помощью звуковысотных картинок Аллы Евтодьевой.
Мне очень понравился такой подход к распевке. У детей, при виде картинки, происходит своего рода перевоплощение: они персонифицируют себя с персонажем и им становится легче выполнять поставленные перед ними задачи. Дело в том, что большинству детей свойственна некоторая зажатость, скованность, потому они, даже имея физические способности к пению, в силу стеснительности, внутренней скованности, либо отказываются вовсе петь, либо поют нерешительно и крайне невыразительно. Но при распевке по картинке они поют как бы не сами, это поет Емеля, или Щука, или курочка Ряба. У детей становится совсем другим взгляд, значительно раскрепощается весь облик, у ребенка просыпается желание спеть, сыграть эту роль.
Поэтому я подхватила эту идею и стала делать подобные картинки и для младших групп (картинки Евтодьевой больше рассчитаны на детей, начиная со средних групп).
Например, я взяла стихи Барто «Бычок», положила их на мелодию, а для иллюстрации распечатала и заламинировала картинку из интернета. Дальше работа идет по той же схеме. Главное, чтобы картинка была выразительной: чтобы хорошо прочитывалось мимическое выражение, чтобы точно передавалось настроение персонажа и был понятен сюжет.
Как бы мы ни старались работать над вокалом с детьми, без правильной артикуляции будет весьма сложно добиться в этом успеха.
Очень стали мне помогать в работе над правильной артикуляцией картинки-Матрешки.
Идея возникла как-то стихийно, неожиданно и получилась в «правильном» направлении, выполняя задачу взаимодействия специалистов.
Основная цель работы над артикуляцией – это работа над пропеванием гласных звуков. В этом, конечно, помогали всегда целевые попевки, но хотелось еще чего-то более яркого, зрительного и эмоционально окрашенного. И вот таким решением явилась Матрешка. У нее красное лицо с постановкой артикуляции на конкретный гласный звук, например, «о». Почему красное лицо? Логопед, работая с детьми над чистым произнесением звуков, пользуется дидактическим и демонстрационным материалом, где гласные звуки изображены всегда красным цветом. Тот же цвет гласных звуков дети будут видеть и в школе на уроках русского языка. Теперь, работать с попевками на гласные звуки мне помогают Матрешечки: дети, глядя на то, как Матрешки открывают рот на звук «о», стараются так же открывать рот, чтобы звук «о» прозвучал у них красиво.
Для правильного формирования гласных использую разработанные М.Картушиной песенки-распевки, исполняющиеся на 2 – 3х звуках. Акцент в них делается на правильном положении рта при пении гласных. Например, «Колокольчик», «Гуси-гуси», «Курочка», «Кукушка» и другие.
Перед вокальными распевками я стараюсь обязательно потренироваться с детьми в правильном дыхании. Работая над этим, я всегда использовала всевозможные упражнения – с голосом и без – которые в изобилии присутствуют в книгах по обучению детей вокалу, например, в книге М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду». Люблю это пособие, много из него беру для практической работы. В частности, в нем рекомендуются упражнения с использованием раздаточного материала.
Для дыхательных упражнений без звука я сделала чашки с двойными стенками, между которыми вкладывается тонкий лист бумаги, по форме напоминающий пар, поднимающийся из чашки. И мы на занятиях «пьём» на выбор – горячий кофе или чай – старательно дуя на пар. Дуть можно по-разному: медленно и равномерно, прерывисто, быстро или медленно, попеременным выдохом. Детям нравится играть в чаепитие и они, заходя на занятие, нередко спрашивают меня, будем ли мы пить чай?
В качестве игровой эмоциональной странички на занятии часто прибегаю к помощи «Колобков». Это был плакат, купленный в «Эдвисе», с нарисованными на нем личиками, передающими какое-то конкретное эмоциональное состояние: грустное, удивленное, взволнованное, обиженное, радостное и т.д.. Всего 12 эмоциональных состояний. Почему-то дети очень отзывчивы на приход в гости Колобков! Для меня это остается загадкой. Ведь это просто личики (я их вырезала и наклеила на цветные полоски картона), но, видимо, эмоции достаточно ярко передаются картинками и это детям нравится. Как я с ними работаю? Колобок может очень УДИВИТЬСЯ шумом на занятии, или, наоборот, тем, как они выросли и как хорошо себя ведут, или тем, что уже пришла зима…. То есть они всегда «приходят» неожиданно, а потом «просят» что-то конкретное спеть вместе с ними. Но, так как Колобков много, то и петь приходится с каждым из них по-разному. Например, мы поем «Снег идет!» Как это споёт Испуганный колобок? А Сердитый? А Взволнованный? А Радостный? А Удивленный? И т.д.. При этом мы обговариваем обязательно и мимику, и громкость звука, обращаем внимание на музыкальную окраску (игра мажора-минора) – ведь настроение мелодии тоже меняется в зависимости от настроения Колобка! Чтобы детям было понятнее, мы коротко обсуждаем, почему, например, колобок может обрадоваться снегу, а почему может, напротив, рассердиться…. Если я не приношу на занятие Колобки, дети спрашивают, почему к нам сегодня они не пришли в гости?
Очень люблю использовать в работе вокальные диалоги. Это просто уникальное средство, позволяющее ребенку раскрепоститься, увлечься творческим процессом (даже в самых пассивных детях загорается интерес!), почувствовать вкус перевоплощения, проявить актерские таланты. В вокальных диалогах я использую все наработки в комплексе: это и движение, и художественно-музыкальная жестикуляция, и выразительная мимика, и актерское перевоплощение, и передача образа и характера персонажа, и звуковысотное, тембровое, динамическое осознание при исполнении «партии» персонажа. Если я вижу интересный диалог в стихах, но без музыкального сопровождения, то самостоятельно добавляю простую мелодическую партию. Главное, чтобы мелодия была легко запоминающейся, в доступном диапазоне и построена на повторяющемся мотиве.
Например, «Веселые встречи», «Музыкальная палитра» № 4 – 2013 год.
– Здравствуй, Кошечка! – Привет!
– Что сегодня на обед? – Полакала молочка, рыбку съела. Всё, пока.
2.- Здравствуй, Курочка! – Привет!
– Что сегодня на обед? – Поклевала я пшена и водичкой запила.
3. – Здравствуй, Лошадь! – Ну, привет!
– Что сегодня на обед? – Вот поела я овса, сена пожевала,
И на луг зелёный быстро поскакала.
4. – Здравствуй, Заинька! – Привет!
– Что сегодня на обед? – Ем морковку и капусту, и кору с деревьев. Вкусно!
5. – Здравствуй, Мишенька! – Привет!
– Что сегодня на обед? – Мёд у пчёлок одолжил, в речке рыбки наловил.
6. – Здравствуй, Белочка! – Привет!
– Что сегодня на обед? – Ягоды, грибы, орешки. Поедаю всё без спешки.
7. – Здравствуй, Ёжик! – Ну, привет!
– Что сегодня на обед? – Моя любимая еда: яблоки, грибы всегда!
Мы разучиваем номер полностью со всеми вместе и затем исполняем в различных вариантах: сначала просто по принципу вопрос-ответ. Варианты: я – вопрос, дети – ответ и наоборот; дети делятся на две группы по тому же принципу (одна – вопрос, другая – ответ и наоборот) и только после этого (когда все партии выучены уверенно) мы разыгрываем сценку по ролям. Так как в результате проделанной работы все дети отлично знают весь текст, то и все роли может по очереди сыграть каждый. При этом мы, конечно, обязательно обговариваем вокальные и выразительные характеристики каждой роли.
По тому же принципу я работаю и с пальчиковыми гимнастиками. Так как я стараюсь как можно больше петь с детьми, практически все пальчиковые игры я тоже музыкально озвучиваю. Хотя у той же Картушиной имеется масса пальчиковых игр с мелодией.
Кстати, немалую роль в развитии музыкальных способностей – и музыкального слуха и вокальных данных – играют и музыкальные игры с большим количеством куплетов, положенные на повторяющийся мотив. Исполненные хором, в игровой форме, легко запоминающиеся, они помогают детям точно услышать и точно воспроизвести чистую интонацию музыкального звука. Вообще эмоционально закрытому, внутренне зажатому ребенку гораздо проще петь в хоре, чем индивидуально. Поэтому такая форма, как музыкальная игра, просто неоценима в развитии музыкальных способностей ребенка.
Например, «Купим мы, бабушка, себе курочку».
Такую же задачу несет и хороводная песня-игра «Жил я у пана», возможно, менее известная. Её я взяла из сборника Татьяны Рокитянской «Воспитание звуком».
Жил я у пана первое лето, получил у пана курочку за это.
Моя кура-желтобура по саду гуляла.
Жил я у пана второе лето, получил у пана уточку за это.
Моя утя – воду мутя, моя кура-желтобура по саду гуляла.
Жил я у пана третье лето, получил у пана гусю за это.
Моя гуся – траву куся,
Моя утя воду мутя, моя кура-желтобура по саду гуляла.
Жил я у пана четвертое лето, получил у пана индю за это.
Моя индя – шиндя-брындя, моя гуся траву куся,
Моя утя воду мутя, моя кура-желтобура по саду гуляла.
Жил я у пана пятое лето, получил у пана козу за это.
Моя коза – возле воза,
Моя индя шиндя-брындя, моя гуся траву куся,
Моя утя воду мутя, моя кура-желтобура по саду гуляла.
Жил я у пана шестое лето, получил у пана кабана за это.
Мой кабан – по ярам, моя коза возле воза,
Моя индя шиндя-брындя, моя гуся траву куся,
Моя утя воду мутя, моя кура-желтобура по саду гуляла.
Жил я у пана седьмое лето, получил у пана барана за это.
Мой баран – по горам,
Мой кабан по ярам, моя коза возле воза,
Моя индя шиндя-брындя, моя гуся траву куся,
Моя утя воду мутя, моя кура-желтобура по саду гуляла.
Обязательное условие на занятиях – работа с руками. Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успеха даже с самыми слабыми детьми. Движения рук помогают детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения: руки внизу – звук низкий, вверху – высокий, движения отрывистые – звук отрывистый, мягкие движения рук – плавный звук.
Движения расслабляют и снимают напряжение. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения были ритмичными, простыми и доступными.
Художественно-музыкальные движения при хоровой вокальной работе:
– декламация с жестикуляцией
– вспомогательные движения при вокальной работе над песней
– поиски выразительных движений во время слушания музыки
Эти движения носят творческий характер, поскольку являются импровизированными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.
В этом году впервые встретилась с такой формой работы, как «Хор рук» и буквально заразилась ею! Насколько она полезна, настолько же и интересна при исполнении для основных участников и весьма зрелищна и красива для зрителей. Это методика Татьяны Боровик, одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.
Ценность и комплексность входящих в нее музыкальных, психолого-педагогических, художественно-вариативных, сценических линий достаточно широка.
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и на двух ведущих-«дирижеров». Первую двигательную партию исполняет руками одна группа детей, (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера». Вторую – другая, стоящая позади них, соответственно копирующая движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые.
Я только приступила к использованию в работе хора рук, поэтому нахожусь на первом этапе. На весеннем утреннике хор рук выступил в двух моих группах: в средней под песню «Ромашки и букашки». Песню под минусовку пела девочка-солистка. На стульчиках сидели девочки, на ладошки у них были надеты ромашки, за их спинами стояли мальчики, на их ладошки были надеты яркие букашки. Для девочек движения рук показывала я – музыкальный руководитель, сидя на стуле, для мальчиков – воспитатель, стоя за моей спиной (как и требуется по методике Т. Боровик). В старшей группе «пели движениями рук», одетыми в ромашки ладошками, мамы (повторяя за мной), а их дети одновременно танцевали, на их руках были надеты бабочки. Номера получились очень необычными, красивыми. Дети над ними работали с большим удовольствием.
По мере накопления детьми двигательных навыков, по методике, роль ведущих будет переходить к детям. Предполагается, что на «поющих руках» детей должны быть надеты «перчатки» – атрибуты: цветы, снежинки, букашки, листья, овощи или фрукты, посуда, бабочки – в зависимости от содержания песни или общего постановочного замысла.
Данная форма работы направлена на развитие:
– координационной свободы движения
– чувства ритма
– внимания
– ансамблевой слаженности
– способности к двигательной импровизации
1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.
3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка
4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
7. Способствует развитию чувства ритма.
8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков
10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.
11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.
Источник