Развитие внимания у ребенка спорт

Внимание- направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.

Внимание тесно связано памятью и мышлением.

Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Период активного развития от 1 года до 7 лет. Увлекательные игры и упражнения, приведённые ниже, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными и принесут много положительных эмоций.

Игры и упражнения на развития внимания.

1. “Хлопни, топни”

Взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.

Аналогичная игра, можно говорить правильные и неправильные утверждения.

2.”Найди букву”

Предложите ребенку в небольшом тексте найти все буквы А (или любую другую). Постепенно усложняйте задачу: искать за определенное время; букву А подчеркни, а Б -зачеркни; найти все слоги МА и т.д.

3. “Найди все предметы

(листайте галерею)

4. “Спиши

Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ и т.д.

5. “Найди отличия”

6. “Найди спрятанное слово”

Предложите ребенку, среди букв найди и подчеркнуть заданные слова. Текст должен быть написан одним шрифтом.

Например: ВАРОПАРОМЩХДЛОПСОЛНЦЕ

ПРОИЛОШАДЬОМСЯВУПРТУМАНОЛСНЕГ

7. “Дорисуй и раскрась по образцу”

Вам может быть интересно: “Умные раскраски”

8. Анаграммы.

Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Другими словами, это перестановка в слове букв, в результате которой получается новое слово. Убирать и дополнять новые буквы нельзя.

9.Раскрашивание специальных раскрасок.

10. Таблицы Шульте

Такая таблица представляет собой (чаще всего) квадрат 5×5 (для детей помладше можно 3×3, 4×4, 4×3) с разделенными в нем 25 ячейками. В таблице пишем в ячейках числа от 1 до 25, в перемешку. Цель игры, как можно быстрее найти все числа по порядку. Кстати, это упражнения хорошо подойдет и для тренировки внимания у взрослых.

11. Загадки обманки.

Например:

Белым снегом всё одето –

Значит, наступает …

лето (зима)

Ночью каждое оконце

Слабо освещает …

солнце (луна)

Друг зверей и друг детей

Добрый доктор …

Бармалей (Айболит)

12. “Найди такой же предмет”

14. “Жучок”

Расчертите игровое поле, в виде клеточек. Пусть ребенок представит, что по этому полю ходит жучок, от указанной точки. Взрослый говорит ходы (одна клетка влево, 2 вверх, одна вправо и т.д.), а ребенок должен только мысленно передвигать его по полю. Периодически проверяйте куда “довел” жучка ребенок. Водить пальцем или рисовать на нем нельзя. Если это сложно, то для начала предложите ему вести пальчиком. Важно, научиться мысленно ориентироваться в заданном поле.

15. Лабиринты.

16.Еще упражнения на внимание.

(листайте галерею)

Игры для детского коллектива

1. “Хлопки”

Очень веселая игра. Игроки садятся в круг и кладут одну руку на бедро сидящему слева, другую с права. Один из игроков начинает игру: хлопает своей рукой по бедру соседа, тот в свою очередь хлопает своему соседу и так по кругу. Постепенно темп увеличивается. Из игры выбывает тот игрок, который ошибся.

2. “Сыщик”

Сыщик (он же ведущий), внимательно разглядывает игроков (примерно 30 секунд), затем выходит из комнаты. В это время, оставшиеся участники меняют что-то в своей одежде, месте расположении, позе (всего 3-5 изменений у каждого, нужно договориться о количестве заранее).

3.”Самый внимательный”

Взрослый или один из игроков загадывает слово, например, “лес”.Дальше поочереди игроки уточняют объект: “высокий”, далее “хвойный” и так далее, каждый раз называется меньшая по масштабу. Выигрывает тот, кто назовет самую мелкую деталь. Для игры лучше брать объекты хорошо знакомые детям: книга, кухня, школа, река и т.д.

4. “Вышибалы или выбивалы”

Подвижная игра с мячом. 2 игрока ведущие, они становятся по краям игрового поля напротив друг друга, остальные игроки в центр поля. Задача водящих “выбить” всех игроков с помощью мяча.

5. “Путаница”

Игроки, кроме водящего становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты. В это время, игроки начинают меняться местами, затем заходит ведущий и пытается определить в каком порядке стояли участники до этого.

Как развивать и воспитывать детей? Советы на все случаи жизни. Каталог статей.

Источник

Система занятий по развитию внимания младших подростков   на    уроках физической культуры

Читайте также:  Проблемы ранней диагностики развития ребенка

Кофанова Светлана Львовна идентификатор 218-681-840

        МОУ        гимназия №7 город Чехов Московской области

     Уже несколько лет, с целью развития произвольного внимания школьников, в вариативную часть урока физической культуры я включаю обучение настольному теннису. Эта игра  доступна детям с разными уровнями здоровья, а положительный эффект отмечают и учителя и родители. Дело в том, что этот вид спорта воспринимается ребятами не как академическая дисциплина, а как обычная игра: они могут стать успешными в теннисе и за счёт этого, стать более уверенными в себе. Введение настольного тенниса в учебный процесс по физическому развитию младших подростков  помогает решить следующие задачи:

–  развитие кондиционных  физических качеств;

– развитие психических качеств: внимание, двигательная и зрительная   память, воля, целеустремленность;

– помогает социальному формированию личности: умение общаться со сверстниками, осознание своей значимости и причастности к такой высоко интеллектуальной спортивной игре как настольный теннис.

   В связи с этим была разработана «Программа занятий по развитию внимания у младших подростков на уроках физической культуры».    

Цель программы – развитие произвольного внимания средствами физической культуры.

Задачи программы:

-сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;

-развить основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию,  

  устойчивость, переключение и избирательность;

-развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.

Методические рекомендации:

 Занятия по развитию и коррекции внимания школьников-подростков должны соответствовать главной цели – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности. 

    По сравнению с другими педагогическими дисциплинами физическое воспитание имеет свою специфику, и это предъявляет особые требования к организации и проведению учебных занятий по физическому воспитанию. Один из важнейших вопросов методики физического воспитания – определение структуры занятий. Построение занятий обусловлено педагогическими, психологическими и физиологическими закономерностями. Учет педагогических и психологических закономерностей предполагает: организованное начало учебных занятий, благоприятную обстановку, соблюдение методических принципов обучения и воспитания; организованное окончание занятий, стимулирующее желание заниматься. Опыт работы( я работаю в гимназии боле 20 лет) помогли установить наиболее целесообразный порядок проведения занятий. Упражнения на овладение техникой движений  и концентрации внимания рекомендуется проводить непосредственно после подготовительной части, когда организм еще не утомлен; упражнения на быстроту, координацию движений  и устойчивость внимания также лучше проводить в начале занятий; упражнения на выносливость   и распределение внимания целесообразно отнести к концу основной части занятия; упражнения, направленные на развитие гибкости, силы, а так же объём и переключение внимания  надо включать после упражнений, требующих значительного напряжения, необходимо предусматривать отдых и упражнения на расслабление

  Примерный конспект занятий.

Блок

Номер занятия

Направленность

I. Вводный

Занятие 1

Знакомство с историей игры в настольный теннис и обсуждение, как эта игра может влиять на развитие внимания.

II. Основной

Занятие 2

Задания, направленные на развитие увеличения объема внимания, развитие концентрации внимания.

Занятие 3

Тренировка переключения и распределения внимания

Занятие 4

Развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.

Занятие 5

Развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.

Занятие 6

Задания, направленные  на увеличение объема зрительного внимания

Занятие 7

Задания, направленные на развитие переключения, распределения и избирательности внимания.

Занятие 8

 Повышение  положительного эмоционального фона занятий.

Занятие 9

Развитие распределения, переключения внимания, а так же самостоятельности в принятии решений.

III.Заключительный

Занятие 10

Подведение итогов

План развивающих занятий.

Перед началом занятий школьникам обьявляется, что в заключении будут проводиться соревнования по набиванию теннисного шарика ракеткой. Что было принято детьми с восторгом. Тем самым был добавлен мотивационный момент занятий.

Занятие 1. “Давайте познакомимся с увлекательной игрой”

Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в классе, снятие напряженности. Знакомство пятиклассников с историей игры настольный теннис, необходимым инвентарём, и обсуждение, как эта игра может влиять на развитие внимания.

Построение, приветствие, сообщение задач урока. Подготовительная часть урока:  разминка. В подготовительную часть всех занятий мы включили общие развивающие  упражнения с акцентом  на  развитие внимания.

Обучение правильному хвату ракетки.Развитие концентрации внимания: удержать теннисный шарик на ракетке в течение 30 сек.

Провести эстафеты в шаге с удержанием  теннисного шарика на ракетке.

Игра “Марш в угол!”

Цель: развитие  распределения  внимания.
Объяснить пятиклассникам, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам.

Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Настроить  учащихся на следующий урок, это необходимое условие для всех занятий с целью развития переключения внимания.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка с синдромом дауна

Занятие 2.

Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

Построение, приветствие, сообщение задач урока.

Упражнение “Чего не хватает?”

Цель–развитие концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

Обучение набиванию теннисного шарика правой стороной ракетки. Перед учениками ставится задача как можно больше набить шарик. Задание выполняется в парах.

Игра “Акустики”

Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в спортзале. Затем, что происходит за окном.

Выход из занятия. 

Занятие 3.

Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
Построение, приветствие, сообщение задач урока. Упражнение “Квадрат”

Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
Стимульный материал для упражнения: теннисный стол разбивается на 12 клеток и на каждую клетку кладётся лист с числами в случайном порядке от 1 до 16. Класс делится на две команды.

Задача каждой команды как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Выигрывает команда, которая справилась за меньшее время.

Обучение набиванию теннисного шарика левой  стороной ракетки. Перед учениками ставится задача как можно больше набить шарик. Задание выполняется в парах.

Игра “Пишущая машинка”

Цель – тренировка активного внимания. Каждому ученику присваивается одна буква. Ведущий называет слово.

Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, школьник должен выйти из строя.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон. Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Отметить ребят, у которых хорошие результаты и подбодрить остальных. Настроить  учащихся на следующий урок.

Занятие 4.

Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Построение, приветствие, сообщение задач урока

Упражнение “Четыре стихии”

Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Ученики слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам. Далее начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.

Обучение набиванию теннисного шарика поочерёдно правой и левой стороной ракетки. Сообщить школьникам, что на следующем занятии будут проведены соревнования на лучший результат набивания теннисного шарика ракеткой.

Провести эстафету с ведением баскетбольного мяча (переключаем внимание с одного вида деятельности на другой).

Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Отметить ребят, у которых хорошие результаты и подбодрить остальных. Настроить  учащихся на следующий урок.

Занятие 5.

Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания

Построение, приветствие, сообщение задач урока.
Упражнение “ Будь внимателен!”

Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Пятиклассники под музыку маршируют, как только музыка останавливается, они должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.

Проведение соревнований внутри класса на лучший результат по набиванию теннисного шарика. Результаты внести в протокол. Лучшие результаты вывесить на стенд.

Выход из занятия. 

Занятие 6.

Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Построение, приветствие, сообщение задач урока.

Упражнение “Три изменения”

Цель–увеличение объема зрительного внимания.
Все стоят в ряд. Один школьник – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на всех, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
 Игра по принципу пионербола составлена согласно возрастным особенностям учеников 5 класса. Сделан упор на развитие концентрации, устойчивости и распределения внимания.

Школьник должен быть в условиях, когда необходимо выполнять 2-3 действия одновременно: следить за мячом, видеть расстановку игроков в своей команде, следить за перестановкой игроков в команде соперников.Выход из занятия.

Занятие 7.

Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
Построение, приветствие, сообщение задач урока.

Упражнение “Математик”

Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: таблица с определенным количеством разных предметов. Школьники рассчитываются на 1–4. Каждому пятикласснику в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.

Обучение игре в настольный теннис на теннисном столе.

 Внезапность
Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитию способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.
Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Отметить ребят, у которых хорошие результаты и подбодрить остальных. Настроить  учащихся на следующий урок.

Читайте также:  Развитие ребенка на неделю раньше

Занятие 8.

Цель – повышение  положительного эмоционального фона занятий. Построение, приветствие, сообщение задач урока.

Провести повторные соревнования внутри класса по набиванию  теннисного шарика левой стороной ракетки.

Эмоциональность.
Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у школьников проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.

Выход из занятия.

Занятие 9.

Цель – развитие распределения, переключения внимания, а так же самостоятельности в принятии решений.

Построение, приветствие, сообщение задач урока.

Завершение  соревнований внутри класса по настольному теннису.

Самостоятельность.
Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания творческой инициативы.
Выход из занятия.

Занятие 10. “Подведем итоги”

Цель занятия: рефлексия пятиклассников повторение и закрепление материала.
Построение, приветствие, сообщение задач урока.

Схема этого занятия зависит от школьников. В классе мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработанное.

Замечаниями типа “умница”, “хорошо”, “молодец” формировали уверенность ребенка в его собственных силах; обязательно поощряли за старание, настойчивость, даже если результат был далек от желаемого.

Занятия обязательно содержали “соревновательные” задания, что позволяло актуализировать у детей мотив выигрыша и этим стимулировать интерес к выполняемой деятельности. Обучая ребят игре в настольный теннис, мы помогли им почувствовать, что они могут быть хорошими учениками,  и заметили, что пятиклассники стали более уверенными.

В заключении предлагаю упражнения для активизации внимания.

Упражнение 1.

 Стоя лицом к стене на расстоянии 3-4 м, учитель бросает теннисный мяч, попадая в один из пяти нарисованных кругов диаметром 50 см с цифрами внутри: 1-2-3-4-5, в разном порядке, например: первый удар – в круг 1, второй – в круг 3, третий – в круг 5, четвертый – в круг 2, пятый – в круг 4. Ученик должен повторить последовательность бросков в том же порядке.

Упражнение  2. Стоя на месте, набивание теннисного шарика ракеткой для настольного тенниса в течение 30 с. Количество ударов подсчитывается и оценивается по пятибалльной системе: 20 ударов – “отлично”, 15 – “хорошо, 10 – “удовлетворительно”; это упражнение хорошо подходит для развития концентрации внимания.

Упражнение 3. Стоя на месте, отбивание баскетбольного мяча правой и левой рукой поочередно в течение 30 с. Количество ударов подсчитывается и оценивается по пятибалльной системе: 20 ударов – “отлично”, 15 – “хорошо, 10 – “удовлетворительно” – это упражнение хорошо подходит для развития концентрации внимания.

Упражнение 4. Выполнение прыжков со скакалкой, перемещаясь по спортивному залу с расположенными в его середине пятью различными препятствиями: обручем, стойкой для прыжков в высоту, гимнастической скамейкой, гимнастическим козлом, гимнастическим бревном. Задается определенная последовательность, с которой ученик преодолевает каждое препятствие, получая оценку по пятибалльной системе – это упражнение хорошо подходит для развития распределения внимания.

Упражнение 5. Ученикам предлагается  сосредоточить своё внимание на последовательности основных движений.

Набивая теннисный шарик ракеткой пройти, пять шагов вперёд, затем поймать шарик левой рукой.

Упражнение 6. Набивая теннисный шарик правой и левой стороной ракетки поочерёдно обойти 4 стойки и вернуться на место. Четкость и последовательность движений оценивается по пятибалльной системе: “отлично” – без заметных отклонений от заданной последовательности выполнения двигательных действий, “хорошо” – при чрезмерной фиксации отдельных элементов, “удовлетворительно” – в случае явного нарушения слитности движений.

                                                Благодарю за внимание.

Источник