Развитие внимания у глухого ребенка
Особенности развития внимания у детей с нарушением слуха
Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами.
И именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.
Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. В школьном возрасте наступает перелом, который характеризуется тем, что внешне опосредствованное внимание становится внутренне опосредствованным.
Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме.
На начальных этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор — развернутых практических действий с выделенными предметами. В ходе дальнейшего развития происходит переход внешних опор во внутренний план. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольного и опосредствованного, что обусловлено как более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управления им, в том числе более поздним переходом к внутренним средствам, так и отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.
Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи – на положениях пальцев. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка.
Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.
Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Например, при работе с корректурными таблицами разного типа (буквенными, цифровыми, фигурными) глухие дети на протяжении всех лет обучения (с I по XII класс) успешнее действуют с фигурными таблицами. В этом случае они показывают лучшую продуктивность, т. е. просматривают большее число знаков и допускают меньше ошибок; несколько хуже работают с цифровыми пробами; самое большое количество ошибок дети допускают в работе с буквенными пробами. Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок.
В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы).
В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).
Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. К общим условиям, способствующим формированию произвольного внимания, можно отнести организацию учебного материала, его структурирование, подбор ярких примеров; формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов; организацию деятельности самого учителя (особенно — оптимальное соотношение устной, дактильной и письменной форм речи, правильное дозирование нагрузки, использование разнообразных методов педагогического воздействия); формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности контроля и самоконтроля. К специфическим условиям можно отнести такие, как использование специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования); широкое применение наглядных средств обучения, с помощью которых можно привлекать непроизвольное внимание и развивать произвольное (для этого используются средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы). Важным фактором, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться. Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательны определенные правила поведения — нужно стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций. В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.
Литература:
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.
Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.,ACADEMA, 2000.
Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Сурдопедагогика/под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»
(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)
РЕФЕРАТ
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Руководитель
Дадашева З.Г.
«_____» ___________2018г
Студент группы ДО-14.1з
Николайчик Екатерина
Павловна
Севастополь 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
1 Внимание как психологический феномен…………………………..….…..4
2 Особенности внимания у детей с нарушениями слуха……………………5
3 Развитие внимания у детей с нарушениями слуха в образовательной и
игровой деятельности……………..…………………….………………….…..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Внимание выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми объектами, явлениями. Ребенок с нарушенным слухом, так же, как и слышащий, должен учиться усваивать новый материал. Но нарушение работы слухового анализатора накладывает отпечаток на развитие таких процессов, как мышление, память, речь, внимание. Для обучения ребенка с нарушением слуха педагогу необходимо знать особенности его внимания.
Проблема внимания подлежала длительному изучению в общей психологии, и на данный момент имеется множество трудов, посвященных этой теме. Но несмотря на тщательное изучение проблемы, исследователи не пришли к единому мнению по поводу того, что есть внимание. В сурдопсихологии данный вопрос на настоящий момент не изучен и существует очень мало литературы, касающейся особенностей внимания глухих и слабослышащих детей.
Проблема внимания является многоаспектной и поэтому традиционно разрабатывается по нескольким направлениям. В области физиологии она отражена в работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Е.Н. Соколова, А.А. Ухтомского; в области психофизиологии — в работах Т.Г. Бетелевой, Н.В. Дубровинской, В.П. Симонова, Д.А. Фарбер, Е.Д. Хомской.
В исследованиях Б. Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.П. Григорьевой, Н.Ф. Добрынина, А.В. Запорожца, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьева, В.Я. Романова, С.Л. Рубинштейна рассмотрены психолого-педагогические аспекты внимания и механизмы его формирования в онтогенезе.
В сурдопсихологии проблема внимания связана с такими именами как М.Е. Хватцев, С.Н. Шабалин, Э.И. Леонгард, Т.В. Розанова, И.А. Михайленкова, И.Л. Москалик.
1 Внимание как психологический феномен
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно присутствует в любом психическом процессе. Другие отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Возможно, правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение.
П. Я. Гальперин выделил главную функцию внимания в контроле над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
2 Особенности внимания у детей с нарушениями слуха
В дошкольном возрасте у детей с нарушением слуха, так же как у их слышащих сверстников, ведущим является непроизвольное внимание. Оно вызывается интересными, новыми, необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется: если поначалу ребенок не может заниматься каким-либо делом более 3 минут, то к концу дошкольного возраста это время изменяется 10-12 минутами, а при смене заданий – может быть 40 минут (Т.Г. Богданова, 2002).
Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. По мнению А. Н. Леонтьева, вначале гораздо быстрее идет развитие внешне опосредствованного внимания. В школьном возрасте наступает перелом, который характеризуется тем, что внешне опосредствованное внимание становится внутренне опосредствованным.
М.Е. Хватцев и С.Н. Шабалин выделяют следующие особенности развития внимания у детей с нарушенным слухом:
– концентрация внимания поддерживается с помощью зрительных раздражителей;
– распределение и переключение внимания протекает особенно, так как ребенок не может одновременно воспринимать наглядное пособие и смотреть на педагога;
– объем внимания у детей с нарушением слуха не зависит от наличия или отсутствия тренировки;
– устойчивость и продуктивность внимания управляемы при наличии положительной мотивации.
Для детей с нарушениями слуха большое значение имеет зрительное восприятие, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице творящего человека, восприятие дактильной речи – на положениях пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее утомляются, что ведет к потере устойчивости внимания. У неслышащих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. В развитии внимания ребенка с нарушенным слухом главную роль играет педагог.
3 Развитие внимания у детей с нарушениями слуха
в образовательной и игровой деятельности
Э.И. Леонгард выделяет типологию устойчивости внимания слабослышащих: одни более устойчивы в процессе свободной деятельности, другие – в условиях деятельности, организованной взрослыми, третьи испытывают затруднения при любой деятельности. С возрастом устойчивость внимания неизменно возрастает. В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость.
По мнению А. Н.Леонтьева, первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме. На начальных этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор — развернутых практических действий с выделенными предметами. В ходе дальнейшего развития происходит переход внешних опор во внутренний план.
Задача формирования внимания у детей с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной образовательной деятельности. К общим условиям, способствующим формированию произвольного внимания, можно отнести:
– организацию учебного материала, его структурирование, подбор ярких примеров;
– формирование мотивации образовательной деятельности, устойчивых познавательных интересов;
– организацию деятельности самого педагога (особенно — оптимальное соотношение устной, дактильной и письменной форм речи, правильное дозирование нагрузки, использование разнообразных методов педагогического воздействия);
– формирование у детей навыков контроля и самоконтроля.
К специфическим условиям можно отнести такие, как:
– использование специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования);
– широкое применение наглядных средств обучения, с помощью которых можно привлекать непроизвольное внимание и развивать произвольное (для этого используются средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы).
Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок.
В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы).
Важным фактором, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться.
Для человека, общающегося с неслышащими детьми, обязательны определенные правила поведения — нужно стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций. В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например, тактильную и вибрационную.
В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).
Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии.
Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости.
В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.
Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой). При этом особое внимание следует обращать на два момента:
– Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.
– При показе дети должны повторять задание вслух.
Ведущий должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила. Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.
Игра 1. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»
Цель: развитие внимания.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:
«Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;
«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;
«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.
Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.
Игра 2. «Запрещенный цвет»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Количество игроков — 6—8.
Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
Варианты
Собрать только круги (цвет не имеет значения).
Собрать треугольники красного цвета.
Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых.
Методические указания
– Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
– Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии.
Наличие нарушения слуха у ребенка влияет на развитие всех познавательных процессов, в том числе и на внимание, которое отражает состояние познавательной деятельности.
Внимание глухих детей в первую очередь основывается на зрительном анализаторе. В начале обучение показатели внимания глухих и слышащих сверстников сильно отличаются, но выравниваются к окончанию обучения.
Развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания как сознательного и контролируемого, в формировании основных свойств внимания, таких, как устойчивость, распределение, переключаемость.
Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной образовательной деятельности. Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми.
Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]: М.: Изд-во «Советский спорт», 2004.
3. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха (Республика Беларусь) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://defectus.ru/load/kabinet_defektologa/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/integrirovannoe_obuchenie_detej_s_narusheniem_slukha_respublika_belarus/7-1-0-95, доступ свободный.
4. Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.ikprao.ru, доступ свободный.
5. Кондратьева, Л.Н. Особенности внимания детей с нарушением слуха [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yelochka53.68edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/statya-Kondrateva.docx, доступ свободный.
6. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. – М.: Советский спорт, 2002.
7. Особенности внимания детей с нарушением слуха [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.altai-school.ru/index/osobennosti_vnimanija_detej_s_narusheniem_slukha/0-116, доступ свободный.
8. Особенности развития внимания у детей с нарушением слуха [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-u-detey-s-narusheniem-sluha-2512896.html, доступ свободный.
9. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. М., 2004.
Источник