Развитие внимания ребенка с дцп
Развитие внимания детей с
ограниченными возможностями здоровья
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.
Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, – а впоследствии и взрослого – и на жизнь его родителей. Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.
Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц – чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.
У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно – психических функций. Это связано с тем, что движения являются одним из основных проявлений жизнедеятельности организма и всей его важнейшие функции – дыхание, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением – сокращением мышечного аппарата.
Особое значение в психическом развитии имеют произвольные движения, направленные на достижение определенной цели. Им принадлежит ведущая роль в формировании и организации всего поведения человека. Таким образом, кроме двигательных нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства внимания, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающим миром. Детский церебральный паралич – не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.
Детские церебральные параличи – это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.
Нарушения движения отрицательно влияют на психическое развитие детей. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, снижения остроты зрения, отсутствия предметных действий, становление которых происходит по мере совершенствования общей моторики, поражения правой руки, недоразвития тонких движений пальцев, несогласованности движений руки и глаза у них заметны отставания в психическом развитии
При любой патологии развития и особенно в случаях повреж дающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза, а также в пери- и постнатальный период первого года жизни наи более чувствительными к экзогенным вредностям оказываются фи логенетически наиболее молодые и поздно формирующиеся в он тогенезе ассоциативные, лобные структуры головного мозга. Имен но этим можно объяснить корреляцию между тяжестью психиче ского недоразвития и низкими показателями психофизиологиче ских реакций в экспериментах по измерению времени реакции на простые и сложные сигналы. Детям с общим психическим недо развитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво.
Характерной особенностью детей с детским церебральным параличом является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания, недостатки которого отрицательно влияют на всю деятельность. Дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Внимание детей с церебральным параличом обладает меньшей по сравнению с нормой устойчивостью, возникают различного рода трудности и при распределении внимания между несколькими объектами или видами деятельности.
Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственное детям с церебральным параличом бедность интересов и повышенная утомляемость. Важно установить, что является причиной низких результатов работы: отсутствие интересов, непонимание задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких качеств как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение.
Одной из часто встречающихся особенностей нарушения внимания у детей с церебральным параличом является его недостаточная концентрация на существенный признак. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций. Нарушение внимания особенно видно при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением.
Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышен ная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная ра ботоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмеча ется многими исследователями. Трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии це ленаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмеча ется слабость активного произвольного внимания. При нарушени ях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.
Для детей с церебральным параличом свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы на блюдаются двигательное беспокойство, подвижность, Другие ста новятся вялыми и пассивными.
Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразви тием волевых качеств у детей с церебральным параличом. Для них харак терна также неспособность распределения внимания между раз личными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ре бенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.
С возрастом у детей с церебральным параличом несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально раз вивающимся сверстникам.
Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается форми рование избирательности, устойчивости, концентрации, переклю чения, распределения внимания.. Отмечаются также труд ности в переключении внимания, застревание на отдельных эле ментах, что связано с инертностью психической деятельности.
Исследование внимания у дошкольников (до 4 лет) с ДЦП проводила Н.В.Симонова. У детей с тяжелой двигательной пато логией (без движений) с отсутствием речи и глубокой задержкой интеллектуального развития наблюдалось грубое нарушение вни мания. Эти дети были неспособны фиксировать свое внимание на окружающих их людях и предметах. Более сохранным оказалось внимание к собственным действиям, частично удавалось привлечь их внимание к некоторым предметам постоянного обихода. При всех формах ДЦП особенно страдает переключение внимания (для этого в большинстве случаев требуется длительный период и не однократная стимуляция). Все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие, нарушена избирательность, устойчивость, концентрация, переключение, распределение внимания.
Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функ ционировании всей познавательной системы в целом.
Можно выделить ряд патологических особенностей внимания детей с церебральным параличом:
- Высокая психологическая истощаемость.
- Трудности в сосредоточении на задании.
- Вялость, раздражительность.
- Утомляемость
- Пониженная ра ботоспособность.
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №9
Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Развитие внимания у младших школьников с ДЦП в играх
Ф.И.О. автора
Удачина Е.И.,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2019
Содержание
Введение
Цель, задачи, методы и организация исследования
Содержание методики исследования и результаты
Заключение
Список литературы
Введение
ДЦП (детский церебральный паралич) – заболевание, возникающее вследствие поражения головного мозга в перинатальном (пре-, интра-, постнатальном) периоде. Проявляется центральными парезами, параличами, эктрапирамидными расстройствами (мышечная дистония и гиперкинезы) или мозжечковыми нарушениями, очень часто их сочетанием ( Шипицина Л.М, 2001).
Поскольку при ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, то они и определяют специфику когнитивных функций детей (Немкова С.А., 2012; Халилова Л.Б , 1979; Шипицина Л.М. , 2004). На первый план в дисгармоническом развитии личности выходят нарушения двигательно-кинестетического анализатора, зрения, слуха, речи как устной, так и письменной, а также особенности воспитания и жизни ребенка. Все это приводит к трудностям формирования внимания, памяти, пространственных представлений, восприятия, интеллектуальных функций, графомоторных навыков, двигательных функций.
Таким образом, у первоклассников страдают неречевые операции процесса письма, что в конечном итоге выражается в трудностях при изучении букв, становлении письменного навыка, обучении чтению. Это и способствует появлению дисграфии и дилексии. Моя методическая разработка: «Развитие внимания у младших школьников с ДЦП в играх» позволит учителям начальных классов, логопедам, психологам снизить риск возникновения дисграфии и дислексии, помочь школьникам овладеть чтением и письмом без затруднений.
Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель: разработка приемов, игр и упражнений для развития зрительного и слухового внимания.
Задачи:
– анализ литературы по данной проблеме;
– диагностика уровня развития зрительного и слухового внимания у учащихся 1х классов;
– разработка эффективных приемов, игр и упражнений, направленных на развитие зрительного и слухового внимания для профилактики возникновения специфических ошибок на письме.
Методы исследования:
Экспериментальные методы:
– констатирующий эксперимент;
– наблюдение;
– метод диагностических заданий (тесты, беседы);
– анализ продуктов графической деятельности
Содержание методики исследования и результаты
Первичную диагностику – исследование состояния зрительного внимания у 10 первоклассников я проводила по методике «Найди и вычеркни» (Марцинковская Т.Д., 2000), а состояние слухового внимания оценивалось по методике «Где звучало?».
Исследование зрительного внимания (методика «Найди и вычеркни»)
а)Процедура
Ребенку показывают картинку, с изображенными на ней предметами. Ему нужно вычеркнуть предметы по указанию экспериментатора. Время выполнения задания фиксируется с помощью секундомера.
б)Инструкция
«Посмотри на картинку. Найди и зачеркни: грибок, цветок, звездочку, ведро. Начинай».
в)Материал исследования
Для обследования используется картинка с изображениями предметов, необходимы секундомер и карандаш.
г)Система оценок
Определяется количество предметов на рисунке, которые просмотрел ребенок, и количество допущенных ошибок (пропущенные и зачеркнутые ненужные изображения), учитывается время выполнения задания.
4 балла – задание выполнено за 64-93 сек., ошибок нет или допущено от 1 до 8 ошибок;
3 балла – 94-108 сек., допущено от 9 до 17 ошибок;
2 балла – 109-119 сек., допущено от 18 до 26 ошибок;
1 балл – больше 120 сек., допущено больше 26 ошибок.
Исследование слухового внимания и пространственных представлений (методика «Где звучало?»)
а)Процедура
Ребенок закрывает глаза, экспериментатор в это время звенит колокольчиком в разных направлениях: справа – слева от ребенка, сверху – снизу, перед – позади. Испытуемый должен указать рукой и назвать, не открывая глаз, направления звучания.
б)Инструкция
«Закрой руками глаза, я позвоню колокольчиком, а ты покажи рукой, откуда идет звук только не открывай глаза».
в)Материал исследования
Колокольчик.
г)Система оценок:
4 балла – все направления звучания колокольчика показаны правильно; допущена ошибка в определении направления звучания в одной из 3х пар;
3 балла- правильно показано направление звучания в 3х парах, ребенок допустил ошибку при назывании направления звучания;
2 балла- испытуемый правильно определил направление звучания только в одной из 3х пар;
1 балл- ребенок не справился с заданием.
Анализируя результаты диагностики (таблица 1), можно сделать следующие выводы: зрительное внимание первоклассников с ДЦП отличается повышенной отвлекаемостью, невозможностью сосредоточиться на нужном рисунке, суженным объемом, вследствие неспособности удержать в зоне произвольной целенаправленной психической деятельности достаточное число изображений. Все это приводит к переключению внимания с одного рисунка на другой, либо к «застреванию» на одном из них, зачеркиванию ненужных изображений, пропуску нужных, хаотичному движению глаз по бланку с рисунками, что говорит о недостаточности распределения внимания, низкой сформированности зрительно-пространственных представлений. У школьников снижена способность к длительной концентрации на определенном объекте, выражена истощаемость внимания, быстрая утомляемость, поэтому на выполнение задания тратится много времени ( 2-3 мин).
Оценивая результаты исследования слухового внимания, стоит обратить внимание на то, что количественные данные получились весьма неоднородными. Это объясняется не только недостаточностью исследуемых функций, но и сложностями с пространственным восприятием в силу двигательных нарушений. Таким образом, у первоклассников с ДЦП недостаточно развито слуховое внимание и пространственные представления.
Таблица 1. Сравнительные количественные данные состояния зрительного и слухового внимания у учащихся 1х классов.
Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Очень низкий уровень |
Развитие зрительного внимания | 12,5% | 12,5% | 18,75% | 56,25% |
Развитие слухового внимания | 69% | 31% |
На основе данных диагностики я определила задачи и ожидаемые результаты работы по профилактике дисграфии и дислексии с помощью игр для развития зрительного и слухового внимания.
Задачи:
– развитие концентрации и устойчивости внимания;
– развитие умения распределять внимание;
– развитие переключения внимания с одного задания на другое;
– увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Ожидаемые результаты: снизиться риск возникновения дисграфии, дислексии.
Игры для развития концентрации внимания:1.Лабиринт
Пройти по лабиринту, прослеживая путь пальцем или карандашом.
2.Зачеркни
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть определенные фигуры.
3.Корректор
Материал: листы с крупным печатным текстом.
Задание: находить и вычеркивать какую-нибудь букву.
Ребенок должен двигаться по строкам, фиксируется время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок учитывается.
4.Ухо-нос
Ребенок слушает команду: “Ухо” и дотрагивается до уха. “Нос” – дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. Игры для увеличения объема внимания и кратковременной памяти:
1.Игра «Ищи безостановочно»
В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
2.Что звучало?
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало. 3.Испорченный телефон
Описание: Дети сидят в ряд. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» выбывает из игры.
Игры для обучения распределению внимания:
1. Послушай и воспроизведи
Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно отсчитывать удары палочкой по столу, которые воспроизводит взрослый (удары прорабатываются заранее в разделе «Развитие слухового и зрительного восприятия».
Образцы ударов (/ – удар, _ – пауза) : 1) /_/_/; 2) //_/; 3) //; 4) ///_/.
2.Счет с помехой
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
3.Чтение с помехой
Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.
4.Скажи наоборот (модификация методики В. М. Когана и Э. А. Коробковой)
Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы: Да – Нет.
Инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: Да, если неправильно— Нет».
Примерные фразы:
Платье одевает девочка— Да.
Зубы чистят щеткой — Да.
У волка три хвоста — Нет и т. д.
Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить:
Нет, а на неправильные — Да.
Примерные фразы
На елке выросли яблоки — Да.
Осенью опадают листья с деревьев — Нет.
Перед летом бывает весна — Нет и т. д.
Вариант 3. Ответ ребенка сопровождается движением головы.
При этом, если ответ утвердительный, делается отрицательное
движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное
движение головой.
Список литературы:
1.Абрамович-Лехтман Р.Я. Об особенностях нервно- психического развития детей.//Тезисы докладов научно- практической конференции по вопросам учебно- воспитательной работы в школах для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата. – Л., 1965.
2.Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.: Изд.центр «Академия», 1998. -160 с.
3.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование».- М.: Центр гуманитарной литературы «РОН»,2001.- 80 с., ил. стр.8-12.
4. Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно- пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.-СПб.: Изд.-во. РГПУ им. А.И.Герцена; Изд.-во. «Союз», 2001.[Серия «Коррекционная педагогика»]-45c.
5.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
6.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. –– Москва: Гардарики, – 2000. – 255 с.
7.Мастюкова Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи. //Дефектология.-1976.-№1.
8.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М.: Академия, 2002.
9. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2001.–104с.
10.Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук.- СПб: Дидактика Плюс; М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2001.
11. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.: Новая школа, 1996.- 112 с.
Источник