Развитие внимания ребенка раннего возраста
Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каких-либо объектах и явлениях интенсивно развивается в раннем детстве под влиянием овладения ребенком ходьбой, предметными действиями и речью. Самостоятельная ходьба приводит к расширению объема восприятия окружающей действительности, увеличению количества объектов, попадающих в сферу деятельности, а следовательно, и к увеличению объема внимания. Овладение предметными действиями приводит к сосредоточению на различных свойствах предметов. К началу раннего возраста ребенок может действовать с несколькими предметами. Постепенное увеличение общего количества предметов, с которыми действует ребенок, до трех-четырех позволяет развивать устойчивость и объем внимания. Длительность сосредоточения в этом возрасте может достигать 10-15 минут. Речевое развитие, формирование потребности в общении с другими людьми и появление интереса к их действиям способствует сосредоточению внимания ребенка не только на предметах, но и на значении слов и фраз. Слово начинает выступать как средство привлечения внимания ребенка и способствует развитию произвольного внимания.
Внимание ребенка раннего возраста в большей степени имеет непроизвольные свойства, основанные на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Внимание ребенка активизируется новыми стимулами окружающей среды и очень неустойчиво во времени. Дети раннего возраста, внимание которых привлекается к какому-либо новому необычному предмету, не могут сосредоточенно его воспринимать необходимое время, так как другие стимулы затормаживают познавательную активность и способствуют переключению внимания на другие предметы. В целом у детей раннего возраста доминирует непроизвольное внимание, оно характеризуется подвижностью и неустойчивостью, слабой концентрированностью.
Постепенно с возрастанием способности понимания речи взрослых появляется возможность произвольного управления вниманием ребенка. Дети могут по указанию взрослого переключить внимание на тот предмет, который называет взрослый. С помощью словесных инструкций взрослых ребенок способен некоторое время удерживать свое внимание на необходимом предмете или событии. По мере речевого развития процессы внешнего словесного управления совершенствуются. Однако внешне управляемое внимание ребенка раннего возраста малоэффективно, поскольку оно неустойчиво и слишком подвижно, не обладает свойством распределения. Ребенок может делать только одно дело и выполнять одно действие. Если его что-нибудь отвлекает, то он может и не вернуться к прежнему делу без специального напоминания.
Практический пример
Паша Г., 2 года 11 месяцев. Физически здоров. Любознательный, веселый, жизнерадостный, добрый, импульсивный и одновременно рассеянный. Легко увлекается занятиями, которые ему предлагает мама – чтением, рисованием, игрой и др. Однако ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение 10-15 минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребенка. Отвлекается на все подряд.
Развитие речи способствует постепенной трансформации внешне управляемого внимания в произвольно управляемый процесс, завершение которого происходит только к девяти-десяти годам. Несмотря на то что у ребенка раннего возраста в процессе речевой активности и практического взаимодействия с предметным миром, а также общения со взрослыми стимулируется развитие лобных отделов мозга, к трем годам у большинства детей фиксируется недостаточная сформированность механизмов внимания, что расценивается специалистами как разная степень рассеянности.
Выделяют несколько стадий развития внимания детей (рис. 6.1). Первая стадия соответствует переходному возрасту от младенчества к раннему детству. Внимание ребенка охарактеризовано как рассеянное, отвлекаемое и неспособное к концентрации. Вторая стадия становления внимания на втором году жизни связана с возникновением фиксации – процесса произвольной концентрации на чем-то одном. Ригидная концентрация внимания не дает ребенку возможность осуществлять параллельную активность, причем необходимость отвлечения от выбранного занятия порождает у него негативные эмоции. На третьем году жизни внимание обнаруживает свойство гибкости, которое позволяет ребенку переключиться со своего произвольно выбранного занятия на чье-либо обращение, а затем после короткого временно́го промежутка вернуться к своему занятию (стадия гибкого одноканального внимания).
Рис. 6.1. Стадии развития внимания детей в раннем возрасте
Следовательно, ранний возраст заканчивается фазой развития одноканального внимания, которое активизируется в связи с определенной мотивацией. Такая одноканальность и неустойчивость внимания ребенка объясняет низкую эффективность обучения в раннем возрасте. Желание ребенка может направить его внимание на произвольно выбранный объект и некоторое время оно на нем концентрируется. Внимание на границе раннего и дошкольного возрастов не отличается еще признаками зрелой формы, а именно: пластичностью, переключаемостью и распределением, что создает ограничения для проявления функции мышления и поведения ребенка в целом.
Таким образом, для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания, оно в основном непроизвольное, слабоустойчивое, поэтому ребенок часто прекращает начатую деятельность. Слабость концентрации внимания проявляется также в фиксации незначимых, но наиболее ярких признаков предметов. В целом внимание детей кратковременно, неустойчиво, слабо концентрировано, легко отвлекаемо, характеризуется узким объемом и трудностями переключения (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Основные характеристики внимания детей раннего возраста
Примерно после двух лет становится возможным вызвать внимание детей словесным сигналом, определенными указаниями, жестами и т.д., что позволяет соответствующим образом организовать проведение занятий со всей группой детей одновременно.
Источник
Статья “Развитие внимания в раннем и дошкольном возрасте”
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания – распределение, переключение.
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.
И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку – и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.
Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:
– расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
– малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;
– под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
– внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, – наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные – звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», – говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
– значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
– складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
– внимание становится опосредованным;
– появляются элементы послепроизвольного внимания.
Источник
Олейник Н.А., педагог 1 к.к., воспитатель первой младшей группы.
Раннее детство (возраст от года до трех), по признанию специалистов всего мира, – уникальный период в жизни человека. В это время развитие идет максимально быстрыми темпами.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми и т.д.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.
Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большое число сторон и признаков в объектах, а с другой стороны – совершенствовать свойства самого внимания (распределение, переключение).
По мере овладения речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную для него деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку – и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает внимание к ним.
Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки, интересующей его в данный момент. Взрослые могут оказать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.
Таким образом, в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредотачивается ребенок. Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи.
Ни в коем случае не навязывайте ничего малышу, не настаивайте на своем, не подавляйте его инициативу. Понаблюдайте за ребенком, разберитесь, какие игры он любит больше, а какие оставляют его равнодушным. Это поможет в правильном планировании игр и занятий.
Желаю вам успехов!
Источник
???? время чтения: 12 мин
Вы тоже думаете, что маленькие дети не способны концентрироваться, и что концентрация внимания появляется у них к школьному возрасту? Действительно, это довольно распространённое мнение, как в обывательских, так и в педагогических кругах. Но так ли это на самом деле? Действительно ли маленькие дети не способны к концентрации внимания?
Ещё в самом начале существования Casa De Bambini в Риме Мария Монтессори заметила, что дети уже в раннем возрасте проявляли концентрацию внимания, что по всем канонам педагогики того времени считалось невозможным вплоть до школьного возраста.
История с деревянными цилиндрами
Однажды Мария Монтессори наблюдала за трехлетней девочкой, работающей с деревянными цилиндрами, которые нужно было вынимать и вставлять обратно в соответствующие по размеру ячейки. Монтессори была изумлена тем, насколько сосредоточена была девочка на своём занятии. Ребёнок настолько отрешился от окружающей обстановки, что не замечал ничего вокруг. Мария Монтессори не могла поверить своим глазам.
Описывая этот случай в своей книге «Секрет Детства» она писала:
«Это казалось мне ненормальным. Это было нормальным, но я изучала психологию того времени, которая считала, что маленькие дети неспособны концентрироваться»
Девочка, казалось, не замечала поющих и марширующих вокруг неё детей и продолжала повторять упражнение с цилиндрами. Даже когда Мария Монтессори подошла к ней, подняла её вместе со стулом и поставила стул на стол, девочка продолжала свои действия. По подсчётам Марии Монтессори девочка повторила упражнение сорок два раза. Затем эта девочка вдруг остановилась и с улыбкой на лице и блеском в глазах осмотрелась по сторонам.
Для Марии Монтессори это было открытием. Это развеяло существовавшее в обществе убеждение, что маленькие дети не способны к концентрации внимания. Вновь и вновь она наблюдала за детьми, работающими с материалами, и видела, что случай с девочкой не был исключением. Дети показали ей, что концентрация внимания присуща им с раннего возраста. А также то, что она является ключом к гармоничному развитию ребёнка. Это открытие привело Марию Монтессори к другим важным открытиям, которые и легли в основу её метода.
Способность к концентрации дана природой
Дети приходят в этот мир со способностью концентрироваться, эта способность заложена в них самой природой от рождения. Ведь природа очень мудра, она даёт ребёнку те способности, которые фундаментальны для его развития и закладывает внутреннюю программу развития этой способности. Поэтому дети, следуя своей природе и внутренней программе развития, с раннего возраста выискивают возможности для деятельности, которая бы позволяла им развивать эту важную способность.
Но вот только внешний мир с его суетой, гиперстимуляцией органов чувств, бессмысленными электронными игрушками, непониманием со стороны взрослых не всегда позволяет ребёнку следовать этой программе. Ребёнок, не получающий возможностей для концентрации и, соответственно, для следования природой заложенной программы развития, накапливает внутри себя недовольство и чувство бессилия (естественно он не отдаёт этому отчёт), которое в итоге может проявляться как в виде злости, так и в виде апатии. Поэтому понимание потребности ребёнка в деятельности, ведущей к концентрации, и создание соответствующих условий имеет наиважнейшее значение.
В чём важность концентрации внимания?
Достижения современной нейронауки продемонстрировали, что на наш мозг в каждый момент обрушивается буквально миллионы бит информации, поступающих через органы чувств из окружающего мира. Внимание – это сила, которая позволяет организовать и упорядочить эти процессы, и, подобно лазерному лучу, сосредотачивать энергию человека на чем-то. Без навыков концентрации внимания, ум ребёнка представляет собой постоянно колеблющееся поле беспорядочно входящей сенсорной информации, эмоций, мыслей, импульсов, желаний.
Состояние умиротворения и счастья
Знаменитое высказывание Марии Монтессори по поводу концентрации внимания звучит следующим образом:
«Ребёнок, который концентрируется, беспредельно счастлив»
В моменты концентрации внимания, по наблюдениям Марии Монтессори, большинство детей успокаиваются, их «нервная система отдыхает». Руки ребёнка работают, происходит огромная внутренняя работа, незаметная для наших глаз, но эта работа не утомляет ребёнка, а делает его удовлетворённым, умиротворённым и радостным. Словно на уровне души, ребёнок знает, что то, что он пережил в этот предыдущий момент, бесценно для него и это внутреннее знание делает его счастливым.
Ярким подтверждением наблюдениям Марии Монтессори, являются исследования современного психолога Ми́хай Чи́ксентмихайи, знаменитого своими исследованиями счастья, благополучия и креативности.
Ми́хай Чи́ксентмихайи изучал состояние, которое он назвал «потоковым состоянием» или «потоком», напоминающем Дзэн состояние полного единения с деятельностью и ситуацией.
«Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своем теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук»
В результате своих исследований автор пришёл к заключению, что «потоковое состояние» обеспечивает чувство полного удовлетворения, внутренней радости и наполненности смыслом и что человек наиболее счастлив, когда он пребывает в этом особом состоянии «потока». По сути, то же самое, что говорила Мария Монтессори, просто другими словами.
Объединение разума, тела и духа
В момент концентрации внимания происходит объединение духа, разума и тела. Когда все эти три энергии объединяются, ребёнок не только становится счастливее и гармоничнее, но и способен более ясно слышать свой внутренний голос (внутреннего учителя). Именно с того момента, как ребёнок открывает для себя концентрацию внимания, запускается его внутренняя программа к самосозданию. Такому ребёнку легче следовать природным законам развития и развиваться в соответствии со своим потенциалом.
«Концентрация – это ключ, открывающий ребёнку скрытые внутри него сокровища. В силу того, что происходит объединение разобщённых аспектов его личности, на смену беспорядку приходит порядок, и прерванная работа по созданию себя возобновляется, как изначально было задумано природой»
Формирование характера
В результате концентрации, происходит объединение внутренних созидающих энергий ребёнка, соединение с подсознанием, и это соединение становится точкой отправления к построению личности.
«Когда ребёнок концентрируется, его характер меняется. Как будто он снял маску»
Целенаправленные действия с предметами (или как их называют в Монтессори-среде «материалами»), которые способствуют концентрации внимания, способствуют повторению этих действий. Повторение же действий не только ведёт к формированию каких-то навыков (практических как, например, застёгивание пуговиц или интеллектуальных, как например, способность сравнивать, различать), но и качеств характера. Формируется терпение, настойчивость, а затем и самоконтроль и внутренняя дисциплина. А ценность этих качеств невозможно переоценить.
«Без концентрации внимания ребёнком управляют окружающие предметы. Его притягивает каждый предмет, и он перепрыгивает с одного на другой. Но как только его внимание фокусируется, он становится хозяином себя и может управлять своим миром»
Концентрация – фундамент для учения
Способность к учению является важной в современном, постоянно меняющемся мире, к котором нужно приспосабливаться и постоянно учиться чему-то новому.
Способность к концентрации внимания – важнейшее условие обучаемости. Учится ли ваш малыш завязывать шнурки, наливать воду в стакан, мыть посуду, писать буквы или совершать математические операции, без концентрации внимания не обойтись. Концентрация является необходимым условием для формирования навыков, умений и усвоения знаний.
Получив достаточно возможностей для развития концентрации с самого раннего детства, ребёнок будет легко и быстро обучаться всему, что ему нужно в жизни. А это залог успеха в жизни в будущем. Ведь именно способность легко обучаться так необходима нашим детям в эпоху, когда новые знания появляются с такой стремительной скоростью.
Как проявляется концентрация внимания?
Для того, чтобы мы могли помочь ребёнку в развитии концентрации внимания, нам в первую очередь нужно понимать как проявляется концентрация у ребёнка и уметь распозновать её.
Концентрация внимания может проявляться по-разному, в зависимости от возраста и даже индивидуальных особенностей. У 4-летнего ребёнка проявления концентрации несколько иные, чем у годовалого или 2-летнего ребёнка. Но в качестве общих признаков можно привести следующие (свойственные детям в возрасте 2.5-6 лет):
— сосредоточенное, сфокусированное внимание на предмете или действии с предметом.
— целенаправленные движения рук и приостановка ненужных для выполнения дейтвия движений.
— повторение действия.
— увеличивающаяся точность выполнения действия в результате повторения действия.
— проявление недовольства, если кто-то прерывает концентрацию.
— явные признаки радости после завершения действия.
Концентрация внимания у маленьких детей по теории Монтессори
Хотелось бы отметить, что у некоторых детей и даже у того же самого ребёнка в разные периоды развития, концентрация может проявляться по-разному. Иногда, ребёнок продолжает какие-то движения, непосредственно не участвующие в действии над предметом. Например, ребёнок продолжает размахивать ногами под столом, при том, что он сконцентрирован на построении пазла на столе.
У детей помладше, находящихся в периоде активного усвоения речи, можно заметить, что их сосредоточенность прерывается, если они слышат чью-то речь. В такой момент они приостанавливаются в своей деятельности, их внимание переходит на слушание речи, после чего они могут снова вернуться к своей деятельности, как ни в чём ни бывало. Вызвано это тем, что в этот период идёт активное усвоение языка, и потребность слышать человеческую речь настолько сильна, что всё остальное может немного подождать.
Следует различать обычную занятость ребёнка от истинной концентрации внимания. Большую часть времени ребёнок занят чем-то, но далеко не всегда эта занятость сопровождается концентрацией внимания.
Занятость не есть концентрация внимания
Например, малыш, прилипший к телевизору или телефону или какой-нибудь электронной игрушке, вроде бы фокусирует своё внимание и занят: он прекращает хаотичные движения, у него появляется желание повторения, и возникает недовольство, если кто-то пытается отвлечь его.
Но!
Замирание ребёнка у телевизора или планшета не есть концентрация внимания!
Такое пассивное времяпрепровождение приводит ребёнка скорее к состоянию зомби, чем того самого потока, о котором мы говорим в этой статье. Поэтому, не следует путать состояние концентрации, возникающее в активной деятельности с предметами с состоянием полугипноза, возникающим у ребёнка при просмотре телевизора, планшета и других подобных устройств.
Концентрация внимания появляется, когда ребёнок занят деятельностью, которая вовлекает его интеллектуальные и физические силы.
Условия для развития концентрации внимания
Мария Монтессори на основе наблюдений за детьми пришла к следующим выводам:
«Он (ребёнок) должен обнаружить как концентрироваться, а для этого ему нужны предметы, на которых он мог бы концентрироваться. Это свидетельствует о важности окружающей обстановки, так как никто извне не может вызвать в нём концентрацию. Только он сам может организовать свою психическую энергию»
То есть для того, чтобы ребёнок мог проявить заложенную от природы способность и развивать её, окружающая среда должна предоставлять ребёнку возможность деятельности, а также предметы, которые бы способствовали концентрации. Важно понять, что именно в активной деятельности, в работе руками, ребёнок входит в то самое состояние потока или концентрации внимания, настолько важного для его развития и душевного состояния.
Итак, подведём итоги
Концентрация внимания – важнейшая основа в развитии ребёнка. Она лежит в основе любого учения, важна для формирования качеств характера и для развития счастливой гармоничной личности. Концентрация внимания – это способность и, как любая способность, может и должна развиваться. Концентрация внимания есть дар природы, способность, данная малышу с рождения, но которая нуждается в развитии.
Ребёнок естественным образом, следуя внутреннему учителю, стремится найти такую деятельность, в процессе которой у него проявится и будет развиваться концентрация внимания. Но для этого для ребёнка необходима определённая среда, доступ к интересующей его деятельности и взрослый, понимающий процессы, происходящие в ребёнке и не мешающий этим процессам.
Юлия Бортко
Если вам понравился пост, дайте мне знать об этом – жмите ???????? , так вы поддержите мой канал ????
❖
Подписывайтесь на Mandarina Mam , чтобы не пропустить свежие публикации
Следите за обновлениями в моём в БЛОГЕ о материнстве и воспитании
и в ИНСТАГРАМ – только личное: жизнь нашей IT-семьи
Вступайте в мою группу в ВК – там много полезного и интересного для мам и детей
❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ °
Источник