Развитие внимания ребенка через дидактические игры
Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Описание дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Игра «Выкладывание из палочек»
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (трубочки для коктейлей и т.д.), образец, узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);
в) 3-й уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);
г)4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи ил них точно такой же узор (домик). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Найди 5 отличий
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение и внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагаются:
а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.
Игра «Рыба, птица, зверь»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…» Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро назвать в данном случае зверя.
Зеваки
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бубен, проигрыватель для музыкального сопровождения (Э. Жак-Далькроз «Марш»).
Описание. Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Возьмитесь за руки и пойдемте под музыку по кругу. Слушайте сигнал (взрослый бьет в бубен). Услышав сигнал, нужно остановиться, хлопнуть в ладоши 4 раза и, повернувшись кругом (в противоположную сторону), продолжить движение. Совершивший ошибку — «зевака» выходит из игры. Когда все «зеваки» выйдут из игры, останутся самые внимательные — они победители».
Игра « Запретное слово»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Ведущий задаёт вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:
– Ты спишь в ванной?
– Снег белый?
– Ты умеешь летать?
– Ты был на Луне? И так далее.
Игра « Ухо или нос»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Ведущий последовательно даёт из двух команд: « Ухо» или « Нос». По этой команде группа играющих должна хвататься соответственно за свой нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает намеренно ошибаться: даёт одну команду (например, «ухо»), а демонстрирует другое (хватается за нос). Задача детей – выполнять только то, что говорит ведущий.
Игра « Снежный ком».
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё. Затем мяч получает третий участник и так далее. Игра проводится по кругу со всеми участниками.
Игра «Слушай звуки!»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.
Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками; низкий звук – становится в позу «плакучей ивы»(ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук — становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».
Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая теми.
Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие произвольного внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».
Игра «Слушай команду»
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».
Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения всоответствии скомандами взрослого, произнесенными шепотом. Командыдаются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.
Инструкция: «Мы поиграем и игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например « поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!»
Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.
Игра «Кто летает?»
Цель: формирование произвольного внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Оборудование: список названий предметов.
Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.
Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…
Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.
Игра «Море волнуется»
Цель: формирование произвольного внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.
Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.
Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня.Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..»
Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, круги можно нарисовать мелом на асфальте.
Игра « Не пропусти профессию»
Цель: развитие произвольного внимания
Описание. Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, ткач, обруч и т. д.
Игра «Смотри на руки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».
Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир – сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».
Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.
Игра «Совушка-сова»
Цель: развитие произвольного внимания, формирование выдержки.
Оборудование: заранее обозначенный круг – « гнездо », шапочка или маска совы.
Описание. В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой-совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «День!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:
1) совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;
2) вырываться от совушки нельзя;
3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».
Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.
Игра «Будь внимателен!»
Цель: развитие произвольного внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева: «Марш».
Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» все должны стать детьми. Начинаем играть».
Игра «Исключение лишнего»
Цель: развитие мышления, объёма внимания, произвольного внимания.
Оборудование; карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор,
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».
Игра « Перекличка – путаница»
Цель: развитие произвольного внимания
Описание. Ведущий называют фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то фамилию, то имя. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.
Игра « Шерлок Холмс»
Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности.
Описание. Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривают внешний вид своего партнёра и отворачиваются или уходят из комнаты. Партнёр меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.
Ссылки на источники
1. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- Питер Пресс, 2009.
2. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М., 2002.
Источник
ирина шафикова
Опыт работы «Использование дидактических игр в развитии внимания детей»
С каждым днём жизнь современного человека становиться все более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов, многообразие форм массовой культуры приводят к увеличению объема знаний, необходимых для успешного решения возникающих проблем.. Происходящие в обществе изменения не могут не сказываться на системе образования. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования как к развитию детей в целом, так, в частности, и к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат.
Как показывает практика, одной из актуальных для начальной школы является проблема развития внимания. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников, вчерашних дошкольников.
Система познавательных процессов обеспечивает общее развитие ребенка. Необходимо иметь в виду взаимосвязь всех подструктур этой системы мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и т. д. В связи с тем, что в наше время растут нагрузки на детей, а возможности для отдыха и для эмоциональной двигательной разрядки становиться меньше, многие дети, особенно старшего дошкольного возраста бывают не готовы к школьному обучению, т. к. познавательные процессы бывают развиты не в достаточной степени. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.
.Таким образом, я считаю эту тему актуальной в том, что действительно у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована концентрация и устойчивость внимания; Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением;
Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь управлять своим вниманием, а этому может помочь специально организованная, целенаправленная работа по развитию навыков произвольного внимания, который будет способствовать повышению уровня концентрации и устойчивости внимания.
Целью моей работы является 1)Изучение развития устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания в младшем дошкольном возрасте. 2)Целенаправленная работа по развитию устойчивости и концентрации внимания детей по разработанным конспектам в игровой форме.
Задачи:
1) Изучение научно-методической и психологической литературы по данной проблеме.
2) Изучение развития устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания у детей младшего дошкольного возраста.
3) Работа по развивающей программе, направленная на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте для подготовки детей к школе.
2.1. Изучение развития внимания у детей в младших группах.
Внимание –необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.
Свою работу начала с ясельной группы. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Главным условием игровых действий являлись привлекательность предметов и общение детей друг с другом. В этом возрасте про-водила такие игры, «Пальчик», «Прятки с игрушками», в этих играх учила детей выделять и держать цель действия. Например игра «Пальчик» развивает целенаправленное внимание, которое опирается на интерес детей к при-влекательным картинкам. В процессе игры ребенок выбирает из небольшого количества знакомых ему предметов изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Во второй млад-шей и средней группе эта игра усложняется тем, что, количество предметов увеличивается. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность. Она заключается в том, что
малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый.
В начале эту игру проводила в индивидуальной форме, а со второго полугодия во второй младшей группе внесла элемент соревнования, но построена так, что в нем не было проигравших. Подзывала к себе двух детей, предлагала им сесть друг против друга и садилась сама лицом к детям. Просила поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка.Затем произношу следующие слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится … яблоко?» Дети показывают картинку,я обращаюсь к остальным: «Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко?» Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку даю возможность «отыграться» и называю еще какую-нибудь картинку, желательно ту, которая находится прямо перед ним. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.
Следующая игра, это «Прятки с игрушками». Цель данной игры – развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста. Без этого они не смогут успешно учиться в школе, выполнять какую-либо работу, доводить дело до конца. С детьми ясельной группы брала одну яркую игрушку, показывала, описывали внешний вид, затем просила детей закрыть глаза, спрятав игрушку просила найти эту игрушку. А во второй младшей группе эту игру усложняю тем, что использую пять-семь игрушек. Игрушки должны быть среднего размера, очень привлекательными и новыми для детей (их можно взять в соседних группах детского сада). В этой игре предлагала детям сесть поудобнее, при-двигая столик с игрушками к ним поближе и объявляла, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Подзывала к себе троих детей и предлагала каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?» – спрашивала каждого. Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, предлагала встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки, а остальных участников просила соблюдать полную тишину, не подсказывать, где спрятаны игрушки, не выдавать общего секрета.
К процедуре прятанье игрушек привлекала непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться. Эта игра развивает детей и забавляет их, и как показывает практика, является одной из самых любимых, как для детей, так и для воспитателей. Во второй младшей и средней группе использовала больше игр, а знакомые игры усложняла и видоизменяла. Например, в игре «Раз, два, три – говори! Это игра дала мне возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным – это Миннигалиев А, Темерянова А, Худайбердина А, Бахтин Д, Батыров Д, Гильманова А, а остальным детям это дается с трудом. С такими воспитанниками я играла отдельно парами, подбирая детей с примерно равными возможностями. Отмечая неудачи отдельных детей, я проявляла тактичность. Показывала свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выражала уверенность в том, что он научится быть внимательным. В игру «Прятки с игрушками» привлекала непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться. Игра»Отзовись, не зевай?» помогала выявлять детей с неуправляемой активностью (Азнаев Т, Игнатьев С, Хиразов И, Шайхутдинов А, Галиева И, Тройно В, у них отсутствовало сосредоточенность и устойчивость внимания. С этими детьми играла в эту же игру отдельно, для того чтобы выяснить причины, мешающие им сосредоточится, и помогала преодолевать эти недостатки. Для детей с рассеянным, неустойчивым вниманием облегчала правила. Например, после выполнения своей роли, когда ребенок освободится от картинки и участие в игре становится в тягость, поручала покормить птичек или отвести на место коров, т. е. выполнить дополнительные движения, которые служат разрядкой и продлевают интерес к игре.
Таким образом, я решила помочь развить у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность, т. к. сам ребенок не сможет своевременно научиться управлять своим вниманием.
2.2. Значение дидактических игр в развитии внимания детей.
Для выявления уровня развития внимания у детей средней группы в начале учебного года была проведена психологическая диагностика по методике «Найди и вычеркни». Результаты показали, что у большинства детей преобладает низкий и средний уровень развития внимания. (см. приложение №1)
Для того, чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, приобрели специальные развивающие игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. А также использовала следующие игры: «Не путай цвета», «Зеркало», «Четвертый лишний», «Кто живет в лесу» и т. д. Все эти игры проводятся в специально разработанных конспектах в игровой форме, которые проводились во вторую половину дня с группой детей, а также в индивидуальной форме.
Все эти игры начала проводить в начале учебного года в средней группе. В начале из-за слабо развитого устойчивости, сосредоточенности и целенаправленности внимания в связи с быстро возникающим утомлением при выполнение ребенком каких-либо заданий была трудной и неинтересной, которая требовала длительного сосредоточения. Ребенок начинал вертеться и отвлекаться.
В начале работы у детей преобладал в основном низкий и средний уровень развития устойчивости и сосредоточенности внимания в связи с быстро возникающим утомлением при выполнении ребенком трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения. После проведенной работы уровень внимания повысился, внимание детей можно и нужно воспитывать.
Хочу отметить, что родители очень заинтересовались в развитии внимания детей. Они помогали в приобретение дидактических игр. Такие как «Развитие внимания», «Свойства», «Закономерности», «Признаки», «Аппликация» и т. д. Все эти игры также помогали развивать внимание детей. Даже самые невнимательные дети, как Азнаев Т, Хиразов И, Игнатьев С, они с интересом играли в эти игры.
Зная что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно, и к одной, даже очень полезной игре. Я уделяла больше внимания играм с различными вариантами – одну и ту же игру видоизменяла. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохраняет еще некоторые время интерес к уже знакомой детям игре.
Например в игру «Подбери узор» я привлекала детей со слабо развитым вниманием. (Ахметов В, Бадретдинов И, Хиразов И, Вахитов И, Абубакиров Т, Тройно В, в этой игре я была ведущим и показывала фигурку, а дети находили, у кого на карточке был подходящий узор, и смотрели, подходит ли фигурка по форме. Выигрывал тот, кто быстрее находил все свои фигурки. Вначале им было трудно ориентироваться в своих карточках, поэтому я раздавала по одной, но путем многократного повторения, я стала увеличивать, количество карточек. Эта игра детям очень понравилось, потому что здесь возникало соревнование, и каждый ребенок хотел выиграть и стать победителем.
Игра «Запоминай-ка» проводилась со всей группой, небольшими группами, по очереди, дети решали общую задачу. Вначале показывала две одинаковые картинки. Учила детей видеть изменения, затем усложнила задачу. Брала две одинаковые картинки, показывала первую картинку, описывали, картинку переворачивала, затем показывала вторую такую же картинку, но с небольшими изменениями и дети по памяти должны были увидеть изменения и сказать, что было на первой картинке и какие изменения произошли во второй. Сначала детям сложно было решать эти задачи, но путем многократного повторения, они научились видеть изменения. Эта игра помогает детям быть собранным и внимательным.
В средней группе у многих детей, кроме Ахметова В, Хиразова И, Игнатьева С, Галиевой И, Бадретдинова И, Тимергазиной Л, Абубакирова Т после проведенной работы устойчивость и сосредоточенность внимания значительно повысился. Чем раньше начинаешь развивать внимание детей, тем эффективнее работа. Но все же по-настоящему о развитии внимания можно говорить лишь с 6-7-летнего возраста, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Сравнив детей шестилетнего возраста с 4-5-летними, я заметила, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты.
Детей со слабо развитым вниманием, неуверенных в себе и своих возможностях, постоянно подбадриваю, внушаю им веру, в свои силы и помогаю работать. Благодаря этому многие дети стали более увереннее в себе, внимательнее. Так Марсель, Тимур, Данил, Наиль, Азалия Х, Диана, Вадим Г. Научились понемногу включаться в коллективную игру, проявляют интерес к ним.
Проблема внимания остается традиционно одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.
Как известно, внимание имеет очень важное значение в жизни и деятельности ребенка. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении,писал: «… внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.
Исследователи считают, что развитие устойчивости внимания детей нужно изучать, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным максимальная деятельность одной игры у полугодовалого ребенка составляет 14 минут, но к 6 годам возрастают до полутора часов. Поэтому я усложняю, и буду усложнять задачу игровой деятельности. В связи с усложнением деятельности детей,их внимание приобретает больше сосредоточенности, устойчивости, но основное изменение внимания состоит в том, что дети начали управлять своим вниманием сознательно, который направлен на один предмет.
Я считаю, чтобы развить, внимание ребенка нужна обширная работа, это упражнения, дидактические игры, словесные игры. Игры занимают огромное место в жизни ребенка, она является очень хорошим средством развития внимания. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересует и на которых сосредоточить внимания не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Соблюдаю и определенную последовательность при подборе игр, учитываю, что играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. В дидактической игре заинтересовываю детей и решаю ту познавательную задачу, которую она призвана решать, к этой игре заранее тщательно подготавливаюсь. Если игра имеет несколько вариантов, располагаю по возрастающей степени трудности и следующий вариант даю детям только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий менее сложный вариант.
Таким образом, я не остановлюсь на достигнутом, так как требуется еще большая работа, направленная на дальнейшем изучении развития устойчивости и концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста по специально развивающей программе, направленная на развитие внимания дошкольника. Продолжу работу по этой интереснейшей тематике педагогического процесса. С интересом слежу за новинками игр в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», и т. д. Каждую новинку постараюсь внедрить в свою работу. Планирую еще больше обогатить дидактическими играми и пособиями игровой уголок. Думаю, мне удастся осуществить мои планы. Я считаю, что работа по развитию внимания очень помогла моему первому выпуску. По словам родителей выпускников, их дети успешно обучаются в школе. А это значит, что устойчивость и концентрация внимание детей подлежат коррекции, внимание детей можно и нужно воспитывать.
Источник