Развитие внимания ребенка 3 лет игры
Похоже – не похоже
Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.
Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.
◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).
◈ Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.
◈ Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие. Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому «Хочувсезнайке»!
Наряжаем елку
Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.
◈ Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А может, у вас есть новогодние домики или зайцы — выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.
◈ Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.
Растительные загадки
Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.
Необходимый инвентарь: фанты.
◈ Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок…».
◈ Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.
◈ Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.
◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать… То-то будет весело!
◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!
◈ Усложняем: ведущим может быть ребенок.
Изменялки
Игра помогает формировать произвольное внимание, память
Необходимый инвентарь: игрушки.
◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?
◈ Закрепляем: играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.
◈ Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
Бабушкины запасы
Игра помогает формировать произвольное внимание, учит ориентироваться на плоскости, закрепляет знания о цвете, форме, предмете
Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, формы, размера.
◈ Как играем: выложите пуговицы по углам стола и в середине (сначала возьмите 5 пуговиц). Пусть ребенок рассматривает их в течение 1-2 минут. Запоминает их расположение, их цвет, размер. Затем он должен отвернуться, а вы быстро меняете местами две пуговицы. Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось (например, желтая пуговица была в центре, а теперь она поменялась местами с красной, которая была в верхнем правом углу).
◈ Закрепляем: у этой игры много вариантов. Выкладывайте пуговицы не только на столе, но и на ковре; меняйте пуговицы по форме и по цвету.
◈ Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). А можно брать и объемные фигуры из набора кубиков — шар, куб, брусок, цилиндр, призму.
◈ Усложняем: увеличьте количество пуговиц. Меняйте местами по две пары пуговиц; убирайте по 1-2 пуговицы; используйте похожие пуговицы, которые мало отличаются друг от друга.
«Капуста, морковка, горох, ох…»
Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.
◈ Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.
◈ Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да». «Свекла?» — «Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.
◈ Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.
◈ Усложняем: поиграйте в игру «Грустный — веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» — «Да». «Сломанная игрушка?» — «Да». «Обиженный клоун?» — «Да». «Смеющаяся девочка?» — «Нет».
◈ Слова можно заменить действием: «нет» — топаем, «да» — хлопаем.
◈ Поиграйте в игру «Из чего сделано?». Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.
◈ Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д.
Звучащие предметы
Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.
Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.
◈ Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки — шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.
◈ Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.
◈ Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.
◈ Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку Чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.
◈ Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.
Зеркало
◈ Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.
◈ Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.
◈ Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.
◈ А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!
◈ Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.
◈ Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение.
◈ Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».
Где ошибся Буратино?
Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора
Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.
◈ Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже — узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки.
◈ Закрепляем: играем в «Лесную школу». Усложняем узор, например, рисуем ломаную линию, а по разные стороны попарно — круг и квадрат и т. п. Внизу — узор с ошибками. Ребенок должен исправить ошибки. Ну, а кто их сделал, придумайте сами: медведь или еж и т. д.
◈ Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными. Круг можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д.
◈ Меняйте задания.
Забавный художник
Игра помогает вырабатывать наблюдательность
Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.
◈ Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.
◈ А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег… на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.
◈ Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине — чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда приедете к месту назначения — проверьте его.
◈ Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.
Дорисуй-ка
Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание
Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.
◈ Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.
◈ Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.
◈ Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.
Источник
Светлана Передеряева
Игры на развитие памяти и внимания для детей 3–4 лет
Игра «Хлоп» («Топ»).
Цель: развивать внимание.
Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение педагога, если педагог назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).
Игра «Волшебное слово».
Цели: развивать внимание; способствовать освоению правил этикета.
Описание: ребенок должен выполнять просьбу родителя или педагога только в том случае, если он произнесет слово «пожалуйста».Например: звучит фраза «Дай мне куклу» – ребенок не должен реагировать на слова.Звучит: «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не произнесли.
Игра «Что изменилось».
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.
Описание: разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора – на мелкую и т. п.).
Игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: развивать внимание, память, координацию движений.
Игровой материал и наглядные пособия: мяч.
Описание: ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть,используя тематические группы: птица – животное, живое – неживое, тихое – громкое и т. п.
Игра «Помнишь ли ты?».
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.
Описание: предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия,например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»
Игра «Я скажу, а ты – запомни».
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.
Описание: предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам,например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов,добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.
Игра «Кто-то наследил».
Цель: развивать внимание, поисковые навыки.
Игровой материал и наглядные пособия: «следы» зайца, вырезанные из бумаги.
Описание: разложить по комнате заячьи следы в виде запутанной тропы. Обратить на них внимание ребенка: «Смотри- ка! К нам зайчик приходил, вот его следы, да как много! Попробуй пройди по ним, может быть, он спрятал какой-нибудь гостинец!» В конце тропы положить морковку, угостить ребенка.
Игра «Посмотри и сделай так же».
Цель: развивать внимание.
Описание: взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.
Источник
Здравствуйте, мои дорогие читатели! В прошлый раз я рассказывал об играх для развития внимания у школьников. Но я думаю, что нужно развить эту тему и написать об играх, которые подойдут детям помладше. И мы с вами поговорим игры на внимание для детей 3-4 лет. Потому что никогда не рано начинать заниматься развитием интеллектуальных навыков своих чад.
Тем самым родители не просто занимают их досуг, но и предупреждают возможные проблемы ребенка с обучением в более старшем возрасте.
Такие маленькие дети еще не умеют читать и производить простых арифметических вычислений, хотя некоторые уже осваивают цифры и буквы.
Они не умеют долго удерживать внимание на одном объекте, им интересно все и сразу.
Поэтому некоторые особенно сложные игры отпадают сами собой.
Но и без них остается немало интересных игр, которые придутся по вкусу ребенку 3-4 лет! Ими частенько занимают подопечных воспитатели в детских садах, но играть в них можно и дома.
Игры для развития внимания малышей
Итак, предлагаю сегодня рассмотреть 10 развивающих игр. Это игры на внимание для детей 3-4 лет на сосредоточенность, развитие концентрации внимания, зрительную и слуховую память
«Что изменилось?»
Для этой игры подойдут любые игрушки, которые есть у малыша. Нужно расставить перед ним несколько игрушек. Трех или четырех будет достаточно. Затем нужно дать ему возможность внимательно их рассмотреть – но тоже не больше одной или двух минут. После этого взрослому нужно попросить ребенка отвернуться ненадолго и спрятать одну из игрушек. А затем попросить его повернуться и сказать, что изменилось, какой игрушки не хватает?
Со временем можно усложнить игру, увеличив количество предметов или просто меняя их местами. Вместо игрушек можно использовать любые вещи, которыми родители сами пользуются в быту. Это могут быть предметы одежды – рукавицы, носки, ботинки, и т.п. Играть с ними можно занимаясь домашними делами, таким образом вовлекая в них ребенка. Можно играть, используя овощи или фрукты, если речь идет о разгрузке покупок или о приготовлении еды. Вариантов много. Эта игра тренирует зрительную память и внимание.
Рекомендую посмотреть один из вариантов игры на внимание для детей 3-4 лет на видео:
«Дорисуй картинку»
Эту игру называют по-разному, но название так или иначе связано с рисованием. Суть ее заключается в том, что ребенку предлагается несколько картинок, на которых изображены рисунки с недостающими частями, и ему нужно их дорисовать.
Например, на картинке изображен заяц, у которого не хватает одного ушка, или кот, которому забыли дорисовать хвост. Или домик, у которого нет окон и дверей. Когда ребенок дорисует их, можно предложить ему раскрасить получившуюся картинку.
«Найди отличие»
Эту игру можно считать разновидностью предыдущей. Только на этот раз малышу показывают уже готовые картинки. Они почти одинаковые, только на них может отличаться какая-нибудь деталь. Например, на одной картинке у мальчика зеленая кепка, а на другой – желтая. Или на одной картинке на тарелке лежит красное яблоко, а на другой – зеленое. Или на одной клумбе растет три цветка, а на другой – один, а может быть, вообще ни одного. Ребенок должен найти эти различия и назвать их.
В более сложном варианте надо найти более существенные различия – недостающие или лишние детали.
«Найди похожее»
Здесь тоже задействованы овощи и фрукты. Для полноценной игры потребуется несколько разных плодов – по цвету, форме или виду. Надо предложить ребенку собрать вместе плоды одного цвета – например, красного. И тогда он сложит в одну кучу помидор, красный перец, красное яблоко и гранат. Все по наличию. Если только зеленое – то он должен найти среди общей кучи зеленое яблоко, зеленый перец, зеленый лук, укроп, огурец и т.д.
Можно предложить ему разделить на отдельные группы фрукты и овощи. Можно сортировать плоды по размеру. Или, если есть такая возможность, и если у малыша уже есть навык, можно попросить собрать вместе предметы, которые начинаются на одну букву. То есть помидор, перец и персик. Или морковь и мандарин. Кроме овощей и фруктов не возбраняется использовать другие продукты – желательно те, которые нельзя разбить или разлить.
В такую игру хорошо играть на даче или во время совместных походов в магазин.
Онлайн игра на внимание для детей 3-4 лет «Найди точно такую»
Еще игра на тренировку внимания и зрительной памяти, сделанная своими руками на видео
«Что за звук?»
В этот раз нужно собрать вместе разные предметы, способные издавать звуки, а ребенка усадить спиной. Затем заставить предметы звучать. Например, открыть и закрыть шкатулку, пошуршать книжными страницами или пакетом, подбросить о стенку мячик, а затем спросить у малыша, что за звук он услышал и какой предмет его издает.
Эта игра развивает слуховую память.
Ее можно перенести на улицу, так как там много скрытых источников шума. И там тоже надо спрашивать ребенка, что за звуки он слышит. Например, шум машины, пение птиц, капли дождя, падающие на крышу, весенняя капель, скрип колес тележки, и т.д.
«Зеркало»
Суть игры в том, что малыш повторяет все движения взрослого. Начинается с простого – нужно просто поднять руку или ногу, повернуть голову или подмигнуть. Следующий этап – нужно повторить несколько сложных действий. Например, трижды подпрыгнуть и затем один раз хлопнуть в ладоши.
Это развивает внимание и учит подражать.
«Вопрос – ответ»
Суть в том, что чаду задают вопрос, на который он может отвечать только «да» или «нет». В нее можно играть одновременно с другими перечисленными играми, а вопросы будут относиться к предметам, с которыми ребенок имеет дело. Например: «помидор красный? – Да! Сахар кислый? – Нет. Конфеты растут на дереве? – Нет. Птицы летают? – Да.» Таким образом ребенок учится анализировать и закрепляет в памяти свои познания об окружающем мире.
«Что неправильно?»
Эта игра похожа на предыдущие. В этот раз взрослый называет малышу несколько утверждений об окружающем мире, которые ему известны. Среди них будет одно, которое будет содержать неправильную информацию. Например: «Небо – синее. Трава – зеленая. Рыбы плавают в воде. Камни – твердые. Кошки летают». Ребенок должен назвать, где взрослый сказал неправильно. Кошки не летают, ведь у них нет крыльев!
Как вариант, он может после каждого предложения говорить «да» или «нет».
Не будем забывать про игры, тренирующие не только внимание, но и координацию движений, и ловкость. Например, известная игра с мячом — «Съедобное — несъедобное». Вы бросаете мяч ребенку. И если при этом вы назвали то, что можно есть он ловит мяч. А если что-то несъедобное, он отбрасывает мяч.
«Капуста, морковка, горох, ох…»
Еще одна игра, в которой нужно отвечать «да» или «нет» на вопросы. В этом случае перечисляются овощи, которые можно или нельзя посадить в огороде. «Картошка растет в огороде? – да. А яблоки? – нет.»
Спрашивать можно не только об овощах и не только об огороде. Вместо них можно спрашивать, какие животные могут жить дома, а какие – в лесу. Какую одежду носят зимой. Какая еда сладкая, а какая соленая. Вариантов много.
«Наряжаем елку»
Игра на соответствие. Наряжая елку, предложите ребенку найти такую же игрушку, которую взрослый повесил на ветку – такого же цвета и размера. Особенно, если среди них есть несколько одинаковых. Можно разрешить ему самому выбирать игрушки, а также попросить искать игрушки конкретного цвета или вида.
Бонусная игра на моторику и внимание «бумажные шарики»
Возьмите лист бумаги формата А4. Разделите его на 4 части. Дайте две части ребенку. Затем попросите его взять по листку в каждую ручку. После предложите малышу скомкать листики в руках. Каждая кисть работает по отдельности, друг другу не помогая. Руки на весу, ни на что не опираются. Листочки должны превратиться в плотные бумажные шарики.
После того как дитя с этим справилось. Попросите ребенка каждой ручкой в отдельности раскрыть шарики и опять превратить их в листочки бумаги. В действительности это простое упражнение развивает не только мелкую моторику подготавливая руки ребенка к письму, но и внимание.
Более того оно способствует установлению тесных взаимосвязей между полушариями головного мозга. Для ощутимого эффекта рекомендуется делать его каждый день.
На самом деле в этом возрасте ребенок очень легко включается в игру. Все, что его окружает, сойдет за игрушку, а любое повседневное действие — за увлекательную игру.
Конечно, сегодня мы рассмотрели не вес игры на внимание для детей 3-4 лет. Кроме тех, что перечислены в статье, их еще очень много. Но еще больше можно изобрести самим. Посмотрите сами, что малышу интересно и какие вопросы он вам задает.
Ребенок всегда будет концентрировать внимание только на том, что ему интересно. А родители, видя это, всегда смогут найти способ удержать его внимание и научить чему-нибудь полезному.
А на этом у меня все. Надеюсь, что вы снова нашли что-то интересное и полезное для себя. Делитесь записью в соцсетях, показывайте ее друзьям и заходите еще! Всего вам доброго!
Источник