Развитие внимание ребенка с онр
Особенности развития внимания у детей с ОНР
Основные понятия
Внимание – важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Основные функции внимания:
- Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
- Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями;
- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Внимание человека обладает следующими основными свойствами:
– Устойчивость и концентрация внимания – способность в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь;
- Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны 2 разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания;
- Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности;
- Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание – регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков.
Непроизвольное внимание – не связано с участием воли.
Произвольное внимание – включает волевую регуляцию.
Чувственное внимание – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Особенности внимания при речевых нарушениях
Внимание детей с ОНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большое количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.
Темп деятельности у дошкольников с ОНР не стабилен и имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для таких детей оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто не сформированы или значительно нарушены, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (по результату), его отдельные элементы вступают в действие в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.
Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если детям с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с ОНР приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
Т.о., у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в т.ч. внимания.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания
Невербальные игры и упражнения
- Найди отличия
- Найди 2 одинаковых изображения (тень)
- Найди такой же
- Наложенные изображения
- Спрятанные изображения
- Зашумленные изображения
- Перепутанные линии
- Корректурные пробы
- Графические диктанты и срисовывание
- Соедини точки по порядку
- Картинки-паутинки
- Что исчезло или Что изменилось (дорисуй)
Подвижные игры и упражнения
- Зеркало или Обезьянка
- Фотограф
- Хранитель музея
- Путаная зарядка
- Запрещенное движение
- Пожалуйста
- Съедобное – несъедобное
- Слушай хлопки
- Поменяйтесь местами
- Зеваки
- Земля, вода, огонь, воздух
- Светофор
- Давайте поздороваемся
Вербальные игры и упражнения
- Ушаны
- «Да» и «нет» не говорить
- Бывает – не бывает
- Повторюшки
И многие-многие другие
Источник
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитие речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру. Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных особенностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме. У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям, более младшего возраста. У детей с общим недоразвитием речи пассивный словарь выше активного. Для выражения своих мыслей дети пользуются жестами и мимикой. Для детей с общим недоразвитием речи характерна большая инициативность речевого поиска процессе общения, критичность к своей речи. Ребенок с общим недоразвитием речи может одним и тем же лепетным словом обозначить несколько речевых понятий. Он заменяет название действия, названием предмета. На этом уровне для детей с общим недоразвитием речи характерно использование однословных предложений. Если в норме предложение из аморфных слов корней наблюдается в 5-6 месяцев, то у ребенка с общим недоразвитием речи – может задерживаться до 3-4 лет. У детей с общим недоразвитием речи нет согласований между членами предложения. Даже если они говорят предложения из двух трех слов, то они не согласованы. У таких детей очень бурный жизненный опыт, отмечается нестойкость в произношении звуков. Дети проявляют понимание инструкции обусловленные знакомой ситуацией. В затруднительных заданиях типа, положи ложку на стакан, а коробку на карандаш возникают ошибки в выполнение задания. При произношении двух и более слогов, слов, они сокращают слова до одного-двух слогов. У детей с общим недоразвитием речи нарушено фонематическое восприятие, то есть дети не различают слова похожие по названию, но разные по смыслу. Словарь отстает от нормы, заменяют название частей, названием самого предмета, заменяют слова близкие по ситуации и внешним признакам, не всегда понимают действия, основные цвета знают, но путают оттенки. У детей с общим недоразвитием речи III уровня недостаточное внимание; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым единицам; недостаточное развитие способности к переключению; слабое развитие словесно-логического мышления; недостаточная способность к запоминанию; недостаточный уровень развития контрольных действий .
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексики – грамматического недоразвития.
Характерным является дифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков («сяпоги», «cюба»).
В свободных высказываниях преобладает простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции из-за недостатка внимания. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задания. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Cвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливается специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения движений по словесной инструкции .
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально-развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его основные части.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застреванние на одной позе.
Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей развития детей с общим недоразвитием речи и в тоже время для определения коррекции.
В основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования психических процессов у детей с патологически развивающейся речью, легли теоретические положения Л.С. Выгодского о социально обусловленной функцией, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании психических процессов .
К числу таких работ относится исследование Р.Е.Левиной «К психологии детской речи в патологических случаях», которое проводилось под непосредственным руководством Л.С. Выготского.
Некоторые отечественные клиницисты (И.З. Бернштейн, В.В. Ковалёв, Е.И. Кириченко и другие) о вопросе соотношения нарушений мышления и речи считают, что ведущая роль в недоразвитии речевых и других психических процессов принадлежит глубоким нарушениям в интеллектуальной сфере.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с общим недоразвитием речи (Л.И.Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Чиркина), показывает своеобразие их психического развития.
Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.
Специфические особенности неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи отмечают Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева (6). Авторами выделяется недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления.
Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности ребёнка на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака общего недоразвития речи. В той или иной мере она присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам общего недоразвития речи. Американские психологи и клиницисты описывают «синдром дефицита внимания» , часто сочетающихся с гиперактивностью, как характерный для детей с общим недоразвитием речи и многих детей с трудностями в обучении.
Проявления недостаточности внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредотачиваются на объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.
Вместе с тем необходимо отметить, что в исследовании, в котором проводилась сравнительная оценка показателей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, нормально развивающихся, установленные различия (показатели детей рассматриваемой категории занимают среднее положение), не достигает статистически значимых величин. Можно предположить, что такая картина определяется значительно большей сосредоточенностью детей в условиях индивидуального лабораторного эксперимента, где деятельность ребёнка регулируется и стимулируется взрослым и сведены к минимуму различные отвлекающие воздействия. Иное наблюдается в условиях свободного поведения ребёнка дома или в группе детского сада, когда в значительно большей мере проявляется несформированность, слабость саморегуляции психической деятельности и недостаточность мотивации. В таких условиях дефицит внимания становится более очевидным.
Недостатки внимания детей с общим недоразвитием речи в значительной мере связанны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системой.
Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Известно, что уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием существенно различаются. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система .
Таким образом, внимание детей с общим недоразвитием речи
характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидно, недостаточная целенаправленность деятельности приводит к тому, что действуют
импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Поэтому необходимо вести системную, коррекционно-развивающую работу с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушено внимание.
Литература.
1.Волковская Т.Н., Ющнова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недорозвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодаление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
2.Ланге Н.Н. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С. 103-104.
3.Логопедия / под ред. Волковой Л.С. – М., 2002.
4.Рибо Т. Рестоматия по вниманию. – М., 1976. С. 66-103.
5.Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 1976.
6.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
7.Филичева Т. Б. Основы логопедии. – М.:Просвещение, 1989.
Источник
Наблюдая за детьми в любой деятельности можно
заметить, как меняется направленность глаз,
выражение лица, включение ребенка в
познавательную деятельность. Любая деятельность
успешна, если ее сопровождает внимание.
Внимание – важнейший психический процесс,
тесно связанный с общей направленной
активностью, с намерениями, с мотивацией.
Внимание – это направленность и
сосредоточенность сознания на определенном
объекте. Внимание существенно отличается от всех
психических процессов. Его своеобразие
заключается в том, что оно не самостоятельный вид
психической деятельности, а организация других
психических процессов, при которой определенные
восприятия, представления, мысли или чувства
осознаются отчетливее других, отходящих на
второй план.
“Внимание есть именно та дверь, через которую
проходит всё, что только входит в душу человека
из внешнего мира”. К.Д. Ушинский.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более
высокие требования, не только нам, взрослым
людям, но и нашим воспитанникам. Неуклонно растёт
объём знаний, которые нужно им передать. Мы хотим,
чтобы усвоение этих знаний было не механическим,
а осмысленным. Наступает момент, и проблема
подготовки детей к школе начинает волновать нас
взрослых: специалистов, воспитателей, родителей.
Передо мной многие годы стоял вопрос, что нужно
сделать, чтобы помочь детям справиться с
ожидающими их в школе сложными задачами, чтобы
качественная успеваемость моих выпускников
стала выше. Изучение литературы, большой
педагогический опыт и практика подсказали, что
нужно позаботиться о своевременном и
полноценном развитии у детей высших психических
функций: внимания, памяти, восприятия, мышления,
воображения. Мы должны научить будущего
школьника хорошо и быстро запоминать,
размышлять, и тогда ребёнок сам может
почувствовать, что такое внимание, разобраться,
внимателен он или нет, понять, как необходимо в
некоторых случаях владеть вниманием. Нужно
постоянно думать о своих знаниях и мастерстве и,
чтобы, владея педагогическими технологиями,
добиваться поставленной цели в воспитании и
обучении детей. Мы не должны надеяться на свой
талант или вдохновение.
Рассмотрим особенности внимания у детей 5-7 лет.
У детей выделяют 3 основных вида внимания:
непроизвольное (возникает без усилий воли, как бы
само собой); произвольное (требует от ребёнка
волевых усилий, ему приходится делать не то, что
хочется, а то, что необходимо, что нужно делать);
послепроизвольное (развивается в результате
продуманной работы, когда у ребёнка возникает
интерес, появляется увлеченность, вдохновение,
снимается волевое напряжение). Одним из важных
свойств является объём внимания – это
количество объектов сознательно удержанных в
сознании в короткий промежуток времени. Сколько
объектов ребёнок может сознательно удержать в
своём сознании в короткий промежуток времени,
судят об объёме его внимания. Устойчивость
внимания – это способность сохранить долгое
время сосредоточенность в деятельности,
способность отвлечься от всего постороннего.
Противоположным устойчивости является
отвлекаемость внимания.
Распределение внимания – это умение выполнять
несколько видов деятельности в одно и то же
время. Переключение – это сознательный переход
от одного объекта к другому. Быстрота
переключения зависит от индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Итак: сосредоточение, устойчивость,
переключение – положительные свойства внимания.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость
– отрицательные свойства внимания.
Положительные свойства внимания отражаются в
таких особенностях, как спокойствие,
сосредоточенность, устойчивость взгляда,
устойчивое положение головы, частей лица,
устойчивость позы, организованность жестов,
твёрдость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания сочетаются с
частой отвлекаемостью от основного дела,
суетливостью, неуравновешанностью,
беспорядочным многословием, бегающим взглядом,
меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью,
тревожностью.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается,
что наряду с различными отклонениями в фонетике,
лексике, грамматике у большинства нарушены в той
или иной степени навыки конструктивной
деятельности, память, недостаточная
устойчивость внимания, ограниченные возможности
его распределения. Недостатки внимания
отрицательно сказываются на процессах
восприятия.
Произвольное внимание формируется постепенно.
Его развитие зависит от многих факторов: от
состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от
требовательности ребёнка со стороны взрослого,
от уровня развития интересов ребёнка, от его
психической активности, от индивидуальных
особенностей. Нервные и болезненные дети чаще
отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Возникновение произвольного внимания к концу
дошкольного периода – важное психическое
новообразование. Ребёнок ещё не может заставить
себя быть внимательным, поэтому ему необходима
помощь взрослого.
Прежде, чем начать работу над развитием
внимания, опираясь на личностно-ориентированный
подход, я изучаю темперамент каждого ребёнка,
учитываю особенности темперамента и влияние его
на свойства внимания. От этого зависит
правильность понимания и выполнения детьми
заданий, характер взаимоотношений между мною и
детьми.
Дети с флегматическим типом сохраняют
устойчивое, сосредоточенное внимание до
завершения любой деятельности, они испытывают
трудность в распределении внимания и медленно
выполняют задания.
У детей с холерическим типом темперамента
устойчивость и сосредоточенность внимания
зависят от степени осознания ими необходимости
какой-либо деятельности, от потребности в её
выполнении.
Внимание детей с меланхолическим типом
темперамента неустойчивое, им трудно
сосредоточиться и распределить внимание из-за
неуверенности в себе.
Для выявления уровня внимания в начале и в
конце учебного года провожу диагностику, включая
следующие вопросы:
- умение сосредотачиваться;
- устойчивость внимания;
- объём внимания;
- переключаемость с одного предмета на другой;
- распределение внимания;
- проявляется ли рассеянность;
- застревание есть или нет;
- генерализация есть или нет.
Во время диагностики применяю ряд методик, вот
некоторые из них: “Найди и вычеркни”,
“Использование фигурных таблиц”, “Найди
отличия” и др.
После проведения диагностики распределяю
детей по подгруппам и составляю план
коррекционных занятий для каждой подгруппы
(цель, задачи, принципы, средства, методы, приёмы,
прогнозируемый результат). Занятия провожу
подгрупповые и индивидуальные.
У детей флегматического типа спокойно,
доброжелательно выясняю, правильно ли понял
ребёнок задание. Даю ему дополнительное время
для сосредоточения и распределения внимания, так
как этих детей нельзя быстро переключать с одной
деятельности на другую.
Зная особенности холерического типа, начало
занятия стараюсь продумывать так, чтобы внимание
детей было сосредоточенным и устойчивым
длительное время (проблемные вопросы, мотив и
т.д.)
Детей меланхолического типа поощряю за
инициативу, даю время высказаться, отмечаю
положительные черты.
Основная цель коррекционной работы
способствовать полноценному и личностному
развитию ребёнка. Необходимо правильно понимать
психолого-педагогическую позицию по отношению к
детям; образовательную систему корректировать в
том направлении, чтобы она обеспечивала
достаточно высокий уровень развития детей с
нарушениями речи. А развитие речи осуществляется
в тесной связи с развитием высших психических
функций и всей познавательной деятельности.
Система коррекционной работы включает
следующие направления: развитие средств языка,
развитие языковых особенностей, развитие
коммуникативной функции речи. Коррекционные
задачи направлены на преодоление отрицательных
характерных особенностей и воспитание
положительных черт общего и речевого поведения:
умения вступать в контакт по собственной
инициативе, поддерживать диалог с собеседником,
внимательно вслушиваться в звучащую речь. А так
же направлены на развитие психических процессов,
связанных с произвольной деятельностью и
оказывающих большое внимание на устранение
речевых нарушений: направленность деятельности,
сосредоточенность внимания и способность его к
переключению и распределению, своевременное
включение в деятельность, самостоятельность и
ответственность за выполнение задания, умение
довести начатое дело до конца в определенной
последовательности и нужном темпе.
Работа по выполнению коррекционных задач
приводит к совершенствованию свойств внимания,
памяти, мышления, воображения и оказывает
положительное влияние на устранение дефектов
речи.
Коррекционно-воспитательную задачу нельзя
считать выполненной на занятии только потому,
что был использован интересный приём или игра на
развитие внимания. Слежу за развитием внимания
не только в игре, а на протяжении всего занятия.
Учу детей внимательно вслушиваться в речь,
замечать ошибки товарищей, исправлять их. То же
самое делаю при развитии у детей
самостоятельности, целенаправленности,
собранности, усидчивости и т.д.
В своей работе я применяю
эмоционально-окрашенные игры, задания, требующие
постоянных волевых усилий, решение
интеллектуальных задач, активное взаимодействие
с объектом (рассматривание, изучение),
переключение с одного объекта на другой, с одного
вида деятельности на другой. Подчиняю внимание
детей сознательно поставленной цели и
требованиям деятельности. А чтобы достичь
поставленной цели, ребёнку нужно уметь
контролировать свои текущие действия и следить
за тем, насколько они приближают его к ней.
В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои
действия речевой инструкции взрослого, а в 6 – 7
лет подчинять своё поведение собственной
речевой инструкции. Для тренировки
произвольного внимания необходимо
последовательно анализировать различные
признаки (или стороны) одного объекта и
сравнивать их с особенностью другого.
Чтобы ребёнок учился произвольно управлять
своим вниманием, его надо просить больше
рассуждать вслух, и он сможет произвольно в
течение длительного времени удерживать своё
внимание на тех или иных предметах, их деталях и
свойствах. В сознании маленьких детей
фиксируется то, что ярко, эмоционально, поэтому
на занятиях, в играх я применяю яркие, большие
красочные предметы, игрушки, элементы различных
театров. Для развития внимания использую
компоненты (указания, словесные обозначения
элементов, ситуаций). Учебные задания в отличие
от игровых, как правило содержат больше новой
информации, а процесс их выполнения требует
более длительного сосредоточения.
Я выбрала в своей работе следующие способы
формирования произвольного внимания:
- Ничего не позволять выполнять (делать) небрежно.
- Вызывать сильный интерес к делу, требующему
напряженного внимания. - Увлекать интересной, трудной, но посильной
игрой, чтобы формировать послепроизвольное
внимание. - Добиваться осознанности, значимости (дела,
труда), чувства ответственности за него перед
коллективом. - Связывать внимание с требованиями дисциплины.
- Чередовать сильную концентрацию внимания с
менее напряженной путём переключения внимания
на более лёгкие или более интересные виды
деятельности. - Добиваться быстрого переключения внимания с
объекта на объект. - Приучать детей заниматься в разных условиях.
- Создать четкий ритм, отличные условия в
логопедическом кабинете.
Внимание ребёнка формируется в практической
деятельности. Игра и есть та деятельность,
которая обеспечивает всестороннее развитие
ребёнка, является одним из могучих средств
обучения и воспитания, в которой ребёнок
осваивает эмоционально, а затем интеллектуально
всю систему человеческих отношений. Она
позволяет развивать внимание, мышление и другие
психические процессы, поэтому в системе обучения
и воспитания детей с нарушениями речи игры
занимают не только значительное место, но и
представлены во всём их многообразии:
сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные,
подвижные и т. д..
Внимание у детей развиваю соответствующей
тренировкой в различных упражнениях,
психологических играх, например: “Графический
диктант”, “Незаконченные рисунки”, “Что
произойдёт, если …”, “Запомни и повтори”,
“Самый внимательный”, “Исправь ошибку”,
“Небылицы”, “Наоборот”, “Четыре стихии” и др..
Для себя определила требования к проведению
игр на развитие внимания:
- Игра выбирается не слишком трудная, не слишком
лёгкая, соответственно задачам воспитания,
уровню умственного развития. - Необходимо знать цель, ход, свою роль в игре.
- Перед игрой создать игровое настроение.
- Сделать игру занимательной, создать условия для
умственной активности. - Особое внимание уделить обеспечению правил
игры.
Работу по развитию внимания я провожу не только
с детьми, но их родителями, воспитателями,
специалистами (на родительских собраниях,
семинарах, открытых логопедических занятиях). И
все вместе мы достигаем хороших результатов.
На протяжении десяти лет я отслеживала
качественную успеваемость своих выпускников, и
она меня радует.
Вывод: надо учить ребёнка быть “внимательным”.
В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как
можно дольше удерживать внимание на одном и том
же объекте (или задаче), а также быстро
переключать внимание с одного объекта на другой.
Научить ребёнка подчинять своё внимание
сознательно поставленной цели (или требованиям
деятельности) и подмечать в предметах и явлениях
малозаметные, но существенные свойства.
Психологи установили, чем выше уровень
развития внимания, тем выше эффективность
обучения. Именно невнимательность является
главной причиной плохой успеваемости детей в
школе, особенно в младших классах. Ведь обучение
в школе ставит перед учениками задачи, не похожие
на те, которые он привык решать в детском саду во
время игр.
Литература
- Б.С. Волков, И. Волкова. Задачи и упражнения по
детской психологии, Москва, 1991г. - Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.
Логопедия, Москва, 1998 г. - А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Психология детей
дошкольного возраста, Москва, 1964 г. - Я.Л. Коломенский. Человек: психология, Москва, 1986
г. - А.А. Люблинская. Воспитателю о развитии ребёнка,
Москва, 1972 г. - Т. Б. Марцинковская. Диагностика психического
развития, Москва, 1998 г. - Е.М. Мастюкова. Лечебная педагогика, Москва, 1997 г.
- И. Осина. Взаимосвязь темперамента и внимания у
детей дошкольного возраста, ж. “Дошкольное
воспитание” , № 4 – 1997 г. - К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. Психология, Москва, 1973
г. - Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. Как
научить ребёнка думать и говорить, Москва, 1996 г.
Источник