Развитие видов деятельности ребенка в раннем возрасте

Основные виды деятельности для детей раннего возраста и их взаимосвязь с развивающей предметно-пространственной средой, созданной педагогом

Развитие ребенка раннего возраста зависит во многом от предметно-пространственной среды, которая окружает его в течение дня в детском саду. Согласно требованиям ФГОС ДО содержание пяти образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая может реализоваться в различных видах деятельности. В раннем возрасте их насчитывается шесть видов.

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

В нашей группе раннего возраста имеются игры: рамки-вкладыши, вкладыши с маленькой ручкой. Такие игры развивают мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию, целостное восприятие, познавательный интерес, идёт обогащение словаря, расширение представлений детей о явлениях и предметах окружающего мира, формируется умение выделять связи между этими предметами и явлениями.

Игры-вкладыши с маленькой ручкой помогают заблаговременно косвенно подготовить руку к письму (малыш берёт вкладыш с ручкой с помощью трёх пальцев: большого, указательного и среднего). В играх, связанных с вкладыванием и выкладыванием происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи. В группе много разнообразных составных игрушек: пирамидок, матрёшек, составных и разрезных картинок, крупная мозаика. Игры с такими игрушками развивают координацию движений, мелкую моторику, способствуют развитию интеллекта, а также восприятию цвета, формы и размера предметов, формируют умения из отдельных составляющих собирать целый предмет.

Также группа хорошо оснащена динамическими игрушками. Игры с заводными игрушками, неваляшками, каталками, волчками доставляют детям большую радость. Динамические игрушки дают детям возможность наблюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действия сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: сила инерции, трения, тяжести, скольжения. Характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребёнок сам, собственным усилием запускает процесс их движения. Динамические игрушки не стоит путать с новомодными интерактивными, так как движения этих игрушек не зависят от действий ребёнка. В динамических игрушках соединяются два вектора: развитие самовосприятия и познавательное развитие.

Экспериментирование с материалами и веществами

При экспериментировании с различными материалами применяем   использование  нетрадиционной техники рисования кочерыжками от капусты(формируем навыки креативного мышления “капуста не только съедобна, но может быть использована в творчестве”); также проводим  эксперименты с пеной , где дети знакомятся с образованием пены (соединение мыла и воды), с её свойствами (её можно взять в руки, заполнить ею ёмкости, если на неё подуть-образуются мыльные пузыри и так далее), таким образом поддерживается познавательный интерес в процессе экспериментирования, обогащается непосредственный чувственный опыт детей.  При экспериментировании с тестом, происходит знакомство детей со свойствами теста, его назначением. Мы показываем детям способы действий с тестом, предоставляем возможность для самостоятельного творчества. Конечно, же не забываем напоминать о правилах безопасного поведения при работе с песком, водой, мелкими предметами.

Общение с взрослым и совместные игры под руководством взрослого

Важнейшим событием в раннем возрасте и основной формой воспитания является общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения мы используем в своей работе чтение потешек, стихов и сказок. Детям раннего возраста ещё сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, мы целенаправленно организуем игровую деятельность. Проводим коммуникативные игры: “Шире круг”;”Каравай”;”Раздувайся пузырь”, поздравляем малышей с Днём рождения. Каждый день проводим зарядку под аудио- сопровождение, используем музыкально-ритмические игры: “Разноцветная игра”; “Птички в гнёздышках”; “Паровозик”.                                                                     Формируем предпосылки к сюжетно-ролевым играм (самой сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте нет, она только зарождается.

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями   (ложка, лопатка, совок и прочими предметами)

В процессе режимных моментов формируем простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности, придерживаясь принципа постепенного включения ребёнка в деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Хорошим стимулом к действию здесь служит использование потешек (“Водичка, водичка…”,”А у нас есть ложки…”,”Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять…” 

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок

Неотъемлемой частью нашей работы является организация игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребёнка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Отталкиваясь от этого, мы знакомим детей с художественными произведениями, используя яркие, красочные книжки, рассматриваем картинки. Используем в своей работе различные виды театров. К примеру, у нас есть большая магнитная доска, большой плоскостной магнитный театр к четырём основным сказкам и другие виды театров. Театры несут в себе колоссальный эмоциональный отклик! Они побуждают детей к действиям от имени персонажа, перевоплощению, тем самым подготавливая почву для дальнейших самостоятельных творческих     игр.                                                                                          

 На музыкальных занятиях формируется умение слушать музыку, в игровой форме закрепляются все виды движений. Большую радость доставляют детям и музыкальные инструменты, с которыми детей последовательно знакомим.

Двигательная активность

Наша группа хорошо оснащена спортивным оборудованием для развития самостоятельной активности детей: разнообразные массажные коврики, мячики, дорожки, разнообразные игрушки на колёсиках, автомобили, цветные ленточки, обручи, ребристые дорожки против плоскостопия. Нельзя не упомянуть любимые всеми подвижные игры: “Зайка серенький сидит”; “Лохматый пёс”, «Киска-кикса, ну-ка брысь..». Во время двигательной формы активности у ребенка происходит овладение основными движениями.

Читайте также:  Полезные игры для развития ребенка

Взаимодействие воспитателя с детьми раннего возраста должно включать в себя различные виды деятельности, последовательно сменяющие друг друга, но так, чтобы избежать переутомления малышей, обогащать их личный опыт в бытовых и игровых ситуациях.

Источник

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

Читайте также:  Ранее развитие ребенка с 10 месяцев

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Авторы: Лазарева С.А.

              Кондратьева В.С.

С 1 сентября 2013 года в РФ ДО впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС ДО  

Новая система, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

— общение с взрослым;

— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательная активность

В п.4 ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении

Читайте также:  Певческая деятельность в эмоциональном развитии ребенка

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Она влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.

        Коллективная игровая деятельность, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь малыш должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими воспитанниками, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст, иногда используя естественную жестикуляцию, так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

В игре бурно развивается воображение детей: они должны уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков –стенку дома. Дети мыслят и творят, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год – 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность)  либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Источник