Развитие видов деятельности ребенка в дошкольном детстве

Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают, играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны, и все они жизненно необходимы. Так в детстве протекают три взаимосвязанных процесса: развитие познавательной сферы, освоение деятельности и формирование личности.
Почему для дошкольника важна включенность в деятельность
Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.
Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.
Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.
Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.
Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте
Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.
Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую деятельность.
Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.
К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от природы.
Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.
Продуктивные виды деятельности
Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды деятельности дошкольников.
К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.
Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.
Игровая деятельность
Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей деятельностью в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми формами и содержанием.
Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.
Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных способностей.
Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.
Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое поведение.
Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной продуктивной деятельности.
Творческая деятельность
Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.
В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать. Художественная деятельность, в свою очередь, представлена несколькими видами.
Изобразительное творчество
Изобразительная деятельность ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат. Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой композиции.
Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают снежинки, листочки и другие элементы аппликативного сюжета.
После такой практики у детей формируется умение видеть симметрию в окружающем мире.
Конструирование
Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание моделей из деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же виду относится конструирование из бумаги.
В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности. Появляется осознание, какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они подошли друг другу. Экспериментируя, дети приходят к пониманию, что при строительстве башни нужно сделать основание пошире, чтобы она была устойчивее – так формируется понятие устойчивости и равновесия.
Конструирование развивает способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник научается планировать на несколько шагов вперед, а потом воплощать задуманное. В такой деятельности развивается конструктивное мышление.
Музыкально-танцевальная деятельность
О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то же время, это активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано начинают откликаться на музыку, формируется восприятие музыкальных звуков и ритма.
Дошкольники любого возраста с удовольствием выполняют танцевальные движения под музыку. Развиваются музыкальные способности и музыкальный слух.
Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка. Он запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится распределять внимание между непосредственным выполнением движений и наблюдением за тренером или партнерами по танцу. При этом развивается умение воспринимать зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных движений, дошкольник может проявлять творчество и создавать свой танец.
Познавательно исследовательская деятельность
Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной деятельности и мышления. Такая активность может проявляться в практической и умственной форме. В том случае, когда ребенок проводит простейшие опыты, имеет место познавательно исследовательская деятельность.
Дошкольник включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с неизвестным ему ранее свойством предмета и стремится понять это свойство, обнаружить аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает бумажный кораблик, и что происходит, когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует, что можно выше подбросить — мячик или воздушный шар.
В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому. Познавательный интерес усиливается и подталкивает к новым опытам. Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что она является способом познания окружающего мира.
Трудовая деятельность
Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет сильнейший интерес и желание быть наравне.
Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого себя. Важна причастность к полезному делу.
Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом поведения в дальнейшем.
Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он открыл для себя собственное Я. Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное для него дело.
Особая ценность трудовой деятельности с точки зрения младшего дошкольника заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты. Он с удовольствием принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки.
Учебная деятельность
В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи. Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.
Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре. Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети получали новые знания и формировали навыки.
Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные операции.
Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов. А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти.
Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды деятельности детей приносят им свою пользу. Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия.
Источник
№
Вид деятельности
Особенности
Рекомендации по развитию
Бытовая
В младенческом возрасте:
– у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический
человеческий биоритм «сон-бодрствование»;
– через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей
начинается процесс их очеловечивания;
– выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется
положительное эмоциональное отношение к ним;
– формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения
(нравится купаться, любит кашу);
– закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми
процессами.
В раннем возрасте:
– бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
– у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем
составят основу сложных форм поведения;
– формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
– ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
– у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).
В дошкольном возрасте:
– формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной
и общественной значимости их;
– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой
деятельности;
– изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы
поведения в быту;
– складываются первые бытовые привычки;
– ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной
инициативе.
В младенческом возрасте:
-соблюдение режима дня;
– привлечение к аккуратности;
-привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.
В раннем возрасте:
-соблюдение режима дня;
-систематичность выполнения действий;
– для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.
-постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш
начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить
простейшие причинно-следственные связи.
В дошкольном возрасте:
– режим дня
– систематичность выполнения действий;
– положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;
– объективность требований;
– важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к
дошкольнику;
-постепенное усложнение навыков;
-систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его
известную самостоятельность.
Трудовая
В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.
Предпосылки трудовой деятельности складываются в
предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.
Предпосылки:
– освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших
трудовых умений и навыков;
– стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.
В дошкольном возрасте:
– складываются общественные мотивы труда;
– расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;
– формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;
– расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы
трудовой деятельности;
– складывается совместный со сверстниками труд;
– появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие
трудолюбие;
– формируется представление о труде взрослых.
В дошкольном возрасте
-постепенное усложнение компонентов (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности
-формирование общественного мотива труда («надо»).
-объяснение смысла труда взрослых;
-четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;
– давать ребенку посильные задания,
научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;
– критерий оценки
трудовой деятельности – качество труда;
– поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и
предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.
Игровая
В раннем возрасте:
– формируются первые игровые умения;
– складывается способность ставить и решать игровые задачи;
– начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
– формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
В раннем и дошкольном возрасте:
– игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
– ребенок осваивает разные виды игры;
– с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя
возможности познания этих сфер.
У детей младшего дошкольного возраста:
– предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
– играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
-формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
-формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».
У детей среднего дошкольного возраста:
-формировать у детей более сложные игровые умения.
-учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
-развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
-использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:
-обеспечить условия для игровой деятельности детей.
-дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.
-развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру
Изобразительная
Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
– изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;
– формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;
– развивается умение создавать и воплощать замыслы;
– осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
– целенаправленное обучение
изобразительной деятельности;
-постепенное освоение технических умений и навыков;
– не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;
– правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );
– максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;
-доброжелательность во время занятия, похвала.
Конструктивная
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
– дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
– дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
– расширяется область творческих проявлений.
– постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и
выполнять его назначение;
– научить ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;
– развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной
деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;
-организовать аналитико-синтетическую
деятельность по обследованию предметов
( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение
каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)
-разнообразие конструкторов.
Общение со взрослыми
Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:
-воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;
– предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;
-активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;
– Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».
Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):
-практическое сотрудничество со взрослым;
-экспрессивно-мимические средства
дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,
жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными
эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.
В младшем дошкольном возрасте возникает
внеситуативно-познавателъная форма общения.
-главный мотив общения – познавательный;
-возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;
– основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально
содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.
-главный мотив общения – личностный;
-общение имеет «теоретический» характер и включено в
познавательную деятельность;
– ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире
людей», а не предметов.
-потребность не просто в доброжелательном внимании,
а во взаимопонимании и сопереживании;
-темы общения о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;
– желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения
или отношение к обсуждаемым вопросам;
В онтогенезе строго фиксирована только последовательность появления
форм общения, но не их связь с возрастом.
-относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее
условие для становления коммуникативной деятельности);
– важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании
контактов с ребенком;
-доброжелательное
внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;
– взаимопонимание и сопереживание ребенку;
Общение со сверстниками
Эмоционально – практическое общение
– дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;
-стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;
-каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.
-дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.
-развертывается инициатива детей
-в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;
-расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):
– сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;
– сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;
– основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:
дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;
– дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;
– стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;
-соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;
– потребность в признании и уважении ровесника;
Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):
– жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.
-взаимодействия со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции со стороны взрослого.
-взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;
– ранние контакты со сверстниками;
Ситуативно- деловая форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях
Источник