Развитие вестибулярного аппарата для ребенка 2 лет

Развитие вестибулярного аппарата для ребенка 2 лет thumbnail

Ребенок в машинеЗдоровье и бодрость ребенка – постоянный предмет заботы родителей. К сожалению, многие сталкиваются с неожиданными проблемами. Внезапно выясняется, что малыша укачивает в транспорте. Недолгая поездка в автомобиле оборачивается приступом тошноты и головокружения, вплоть до рвоты. Качели и карусели, любимое детское развлечение, становятся недоступными, вызывая ухудшение самочувствия. Причина кроется в слабом развитии вестибулярного аппарата. Именно вестибулярный аппарат в ответе за реакции организма на изменение положения тела. Чтобы найти выход, нужно подробнее разобраться со строением и функциями этого органа.

Вестибулярный аппарат – какой он?

Вестибулярный аппарат относится к анализирующим органам. Являясь частью внутреннего уха, он находится внутри височной кости. Вестибулярная система регулирует:

  • чувство равновесия;
  • способность ориентироваться, определяя положение организма;
  • распределение веса при ходьбе, других движениях;
  • ощущения при вращении, переворотах;
  • зрительные реакции.

Координация и удержание равновесия включают постоянный контроль положения головы и тела. Анализирующие рецепторы взаимодействуют со зрительной и двигательной системами организма. Учитываются сведения о движении, ускорении, остановке. При нахождении тела в состоянии покоя рецепторы не раздражаются, сигналы не передаются. Все полученные данные преобразуются в нервные импульсы. Дальнейшая работа происходит в вестибулярном центре мозга. Импульсы идут в различные отделы нервной системы. Сигналы, описывающие изменения состояния тела, вызывают рефлекторное сокращение (расслабление) мышц. В результате тело сохраняет мышечный тонус, поддерживая равновесие.

Различные живые организмы имеют органы аналогичного действия, отличающиеся строением и степенью совершенства.

Проявления слабости аппарата

Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела Перегрузка системы координации движений вызывается длительным вращением тела, многочисленными качками и переворотами. Результатом становятся реакции: снижение давления крови, замедление пульса. Присутствуют бледность, тошнота, холодный пот, нарушения зрения. Перечисленные явления – следствие повышенной нагрузки. Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела.

Проявления плохой работы органа координации:

  • Пользование наземным (водным) транспортом вызывает тошноту, рвоту, головокружение.
  • Наблюдение за быстро движущимися объектами приводит к ощущению слабости, потере ориентации.
  • Резкие движения тела вызывают неприятные физические ощущения.
  • Слабость системы равновесия можно принять за проявление серьезного заболевания. Причина состояния – отсутствие регулярной адекватной нагрузки. Организм можно сделать более устойчивым.

Тренировки “будущих космонавтов”

Цель тренировок

Развивать вестибулярный аппарат надо начинать с раннего возрастаУменьшить негативное влияние факторов движения возможно. Достаточно регулярно применять комплекс несложных упражнений. Оптимальное начало тренировок – ранний возраст. Развитый вестибулярный аппарат помогает малышам раньше начать ходить. Маленькие спортсмены проявляют ловкость, высокую координацию движений. Эти качества продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Взрослого человека тренированный вестибулярный аппарат делает подвижным, активным. Развитие системы равновесия является залогом хорошего самочувствия. Специалисты дают советы, как улучшить вестибулярный аппарат у детей поэтапно:

Развитие до 1 года: подготовка к первым шагам

Основы движений закладываются до рождения, во время беременности. Амниотическая жидкость смягчает колебания тела мамы, помогая малышу делать первые повороты. Создается эффект плавного покачивания, включая передачу сигналов движения. Этот процесс можно считать начальными тренировками, которые покажут, как развить вестибулярный аппарат. Правила их проведения следующие:

  • Первые месяцы жизни малыши проводят, тесно контактируя с родителями. Занятия проходят на маминых руках.
  • Самочувствие маленького спортсмена нужно контролировать.
  • Продолжительность первых занятий – не более 15 секунд, постепенно время увеличивается до 45 секунд.
  • Плач – признак недовольства, сигнал прекратить упражнение.

Мягкое покачивание

Ребенок находится в горизонтальном или вертикальном положении. Производятся плавные качающие движения слева направо, сверху вниз.

Движение по кругу

Один из родителей ходит по часовой стрелке и в обратном направлении, держа младенца на руках.

Имитация полета

Малыш лежит животиком вниз на маминой руке. На весу производятся движения вперед – назад.

Занятия с фитболом

Ребенка, уложив на мяч, мягко качают в разных направлениях. Положение тела можно менять.

Уверенно сидящему и стоящему при поддержке малышу подойдут дополнительные упражнения: покачивания на фитболе сидя, прыжки с поддержкой. Можно качать малыша на коленях сидя.

Плавание

Занятия в воде можно начинать до года. Ориентироваться следует на самочувствие малыша. Детям нравится вода. Благодаря ощущению легкости своего тела, можно производить самые разные движения, получая необычные ощущения. «Заплывы» крошек проходят в ванне. Удобно использовать надувные подушки, безопасно охватывающие тело. Существует мнение, что младенцы, свободно двигаясь в воде, вспоминают внутриутробный период. Дети постарше могут посещать специальные группы бассейна.

Развитие от 1 до 2 лет: ходим и бегаем

Промежуток от 1 до 2 лет – время активного движения. Дети начинают уверенно ходить, бегать, прыгать. Появляется возможность включить новые упражнения для тренировки.

Аттракционы

Качели, карусели – любимое развлечение, которое влияет на развитие вестибулярного аппарата у детей. Родителям стоит поощрять игру, контролируя интенсивность раскачивания и безопасность ребенка. Не следует оставлять малыша одного, помня о возможности травмы.

Игры с мячом

Пригодится маленький тряпичный мячик. Простые движения хорошо развивают координацию и скорость реакций. Можно не только подбрасывать мяч, но и катать ножкой; наклонившись низко, поднимать с земли.

Управление движущимися предметами

ИгрушкиНедавно научившиеся ходить, крохи любят управляемые и заводные игрушки. Бабочки, машинки, жуки на длинной ручке – помощники в развитии координации и вестибулярного аппарата. Ведя игрушку на колесах или отслеживая движущийся предмет, приходится прослеживать глазами разнообразные действия. Наличие препятствий требует неотложных маневров, изменения траектории движения.

Читайте также:  Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка в условиях детского сада

Висы

В качестве упражнения для тренировки можно использовать турники, гимнастические кольца, руки родителей. Детям нравится висеть. Безопасность требует страховки взрослыми. На гимнастических снарядах выполняются простые упражнения: раскачивание, подъем ног, подтягивание с поддержкой взрослого. Занятия не должны быть излишне длительными.

Велосипед

Натренировать вестибулярный аппарат поможет катание на велосипеде. Первые велопрогулки полностью зависят от родителей. Велосипеды для малышей напоминают коляску, отличаясь большей возможностью обзора. По мере развития навыка конструкция велосипеда меняется.

От 2 до 3 лет: прыжки и кувырки

Небольшая регулярная зарядка

На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает утренняя зарядка. Привычка начинать день физической активностью закладывается в детстве. Ребенок делает простые упражнения вместе с родителями. Пусть это станет семейной традицией.

Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка.

Движение под музыку

Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата в домашних условиях. Мама показывает, малыш повторяет простые движения:

  • повороты головы;
  • туловища;
  • наклоны;
  • прыжки.

Существуют программы музыкального сопровождения детской гимнастики. Забавные песенки подсказывают упражнения. Музыка дополнительно развивает чувство ритма.

Жмурки

Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы, показывая направление движения. Упражнение-игра увлекает детей.

Обход препятствий

На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Малышу предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать.

Ходьба по линии

Дети обожают ходить по бордюру. Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Понадобится помощь родителей. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно начертить рисунок на асфальте мелом или положить веревочку.

Кувырки

Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Наверняка, оно станет любимым. Кувырки можно выполнять вперед и назад.

Ходьба на руках

Папа играет с ребенкомНеобычное вдвойне интересно. Родители могут предложить ребенку пройтись … вниз головой. Удерживая малыша за ноги, ему помогают сделать несколько шагов на руках. Постепенно задания усложняются. Увеличивается заданное расстояние. Можно предложить ребенку приподнимать одной рукой разложенные предметы, проходить между ними. Упражнение не должно быть затянутым.

3-4 года: путь к спорту

Подрастая, дети нуждаются в увеличении физической нагрузки. Тренировки вестибулярного аппарата продолжаются. Упражнения должны быть разными, обязательно – интересными.

Домашние занятия спортом

Хорошим выходом станет оборудование дома спортивного уголка. В него могут входить:

  • кольца;
  • турник;
  • лесенки;
  • канат.

Обязательным является мягкое покрытие пола.

Занятия следует начинать с разминки, разогревающей мышцы. Рекомендованы такие упражнения:

  • наклоны головы, повороты в сторону;
  • махи руками;
  • повороты корпуса;
  • приседания;
  • наклоны вперед и в сторону;
  • бег на месте.

После подготовки начинаются занятия на спортивных снарядах. Первые упражнения для тренировки будут совсем простыми, напоминая игру. По мере взросления малыша комплекс усложняется, давая необходимую нагрузку. Кольца и турник позволяют выполнять висы, подъемы ног. Лесенки и канат дают возможность лазать, карабкаться. Ребенок меняет положение тела, выбирая наиболее удобные варианты.

Бассейн

Специалисты считают, что занятия плаванием – ответ на вопрос, как улучшить вестибулярный аппарат. Тренер помогает детям держаться на поверхности, выполняя новые движения. Самостоятельное плавание, ныряние приносит удовольствие и пользу. Иное действие силы тяжести дает возможность учиться управлять телом и координацией движений.

4-5 лет: время состязаний

Средний и старший дошкольный возраст – период, когда ребятишки всецело отдаются игре. Вестибулярный аппарат хорошо развивается в классических подвижных играх.

Классики

Асфальт размечается нумерованными клетками, указывающими, куда наступать, прыгая. Меловые линии – запрет. Можно толкать носком камешек-битку. Прыжки чередуются – на одной ноге и на обеих. Усложненный вариант – прыжки, закрыв глаза.

Море волнуется…

Ведущий произносит: «Море волнуется, раз!». Эти слова повторяются со счетом «два» и «три». Следует продолжение: «Морская фигура, на месте замри!». Дети, раньше свободно игравшие, замирают. Неподвижность разрушается прикосновением главного игрока. Теперь нужно воспроизвести задуманное движение. Как вариант, можно предложить старшим дошколятам повторить фигуру, изображенную ведущим. Ведущий – взрослый выполняет замысловатые фигуры, позволяющие тренировать координацию движений: стоять на одной ножке, вытянув руки в стороны; наклонившись вниз, достать руками до земли; повернувшись вправо-влево, одну руку поднять вверх, другую – опустить вниз.

Петушиный бой

Петушинный бойДва игрока – “петухи”- стоят внутри нарисованного мелом круга. Они складывают руки на груди. Прыгая на одной ноге, нужно вытолкнуть противника за линию без помощи рук.

Повторяй за мной

Дети повторяют движения ведущего. Внезапно он замирает в неожиданной позе. Другие игроки – тоже. Двигаться можно после команды (обычно считают до 10). Проигрывает изменивший положение раньше.

«Заморозка»

Игра проводится, как вариант салочек. Ведущий ловит остальных игроков. Дотронувшись до убегающего, он его «замораживает» – заставляет замереть. Нужно сохранять неподвижность, пока не «заморозят» следующего.

Упражнения с обручем

Обруч используется в командных состязаниях. Детям предлагается пролезть через удерживаемое взрослым кольцо. Усложненный вариант – кувырок через обруч.

Хорошее упражнение – вращение обруча на запястье или талии.

Читайте также:  Статьи развитие способностей ребенка в семье

Работа со скакалкой

Начало обучения – предложение перепрыгнуть лежащую на земле ленту. Ребенку объясняется принцип вращения скакалки, важно правильное движение рук. Прыжки выполняются вперед и назад. Более сложный вариант – перепрыгнуть через раскачивающуюся скакалку.

Снова мяч

Хорошо развивают координацию движений командные игры. Пример – игра «выбивала»: ребятам приходится ловить мяч, уклоняться от чужих бросков.

Хорошая тренировка – броски мяча в кольцо.

Бадминтон, теннис

Для улучшения вестибулярного аппарата полезны игры с предметамиПоскольку работа зрительных рецепторов влияет на чувство равновесия, полезны игры, требующие слежения за предметом.
Бадминтон, теннис, пинг-понг, мяч, скакалка требуют зрительного контроля, совмещенного с четкими движениями. Игры развивают ловкость, внимание.

Велосипед, самокат

К 5 годам дети уверенно пользуются своим маленьким транспортом. Езда на велосипеде, самокате требует четкого контроля двигательных функций. Катание на роликовых и обычных коньках развивает чувство равновесия, помогает правильно распределять вес тела.

Как правильно заниматься дома

Развивать вестибулярный аппарат – делать ребенка сильным, ловким, здоровым. Упражнения не отличаются сложностью, больше напоминая игры. Вот как, например, в любимом всеми малышами мультике

Правила домашних занятий

  1. Следует руководствоваться состоянием ребенка при тренировке вестибулярного аппарата. При наличии неприятных ощущений выполнение упражнения нужно отложить.
  2. Задания на равновесие и координацию не выполняют после еды. Кувырки, перевороты, прыжки способны нарушить процесс пищеварения. После приема пищи должен пройти час.
  3. Первые задачи будут несложными, постепенно меняясь. Длительность упражнений сначала мала, затем увеличивается.
  4. Неправильно выполняемые упражнения могут стать причиной детской травмы. Необходим контроль со стороны родителей.
  5. Развитый вестибулярный аппарат полезен в повседневной жизни. В экстренной ситуации владение собственным телом и координация оказываются незаменимыми.

Источник

Ребенок учится переворачиваться и садиться, затем вставать и падать, делать первые шаги, осваивает бег, прыжки… Кажется, что это происходит само собой. На самом деле уверенно перемещаться в пространстве ему позволяет целый ряд органов чувств и систем организма. Наиболее важная роль в данном «оркестре» принадлежит вестибулярному аппарату. Без его правильного формирования невозможно нормальное развитие двигательной активности малыша. Вот почему так необходимы специальные игры и ежедневные тренировки с самого раннего возраста.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: первооткрыватель (с рождения до 1 года)

Тренировать вестибулярный аппарат можно буквально с рождения. До 6 месяцев, пока ребенок не научится сидеть самостоятельно, важно, чтобы он занимал при качании на руках или в других приспособлениях лежачее или полулежачее положение. Впрочем, если малыш долго будет воспринимать мир только из «горизонтали», важная часть вестибулярного аппарата, отвечающая за восприятие верха и низа, не будет развиваться как положено. Поэтому носите малыша также «столбиком», положив его головку себе на плечо и поддерживая ее рукой. Вот несколько полезных упражнений.

«Бэби-диско» (от 0 до года). Ребенок располагается «столбиком», лицом к вам или полулежит на ваших руках. Под музыку или без нее вы можете совершать вращательные движения из стороны в сторону (вокруг вертикальной оси), или перемещать младенца вверх-вниз по прямой, или очерчивая полукруг. Начинайте с 2–3 оборотов, двигаясь плавно. Затем можно постепенно увеличивать продолжительность, скорость и количество вращений.

«Мой любимый мячик» (с 1 месяца до года). Упражнения на большом надувном мяче для фитнеса: выкладывайте малыша на животик или спинку и плавно качайте на мяче вперед-назад, вправо-влево. С 7–8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или подмышки. Также при поддержке можно давать ему возможность попрыгать на мяче. Или попрыгать вместе с ним, посадив его на колени, а самой сев на мяч.

Развитие вестибулярного аппарата для ребенка 2 лет

«Папин тренажерчик» (с 3 месяцев до года). Как правило, это упражнение любят папы, которые не прочь подкачать свои бицепсы. Когда малыш начинает уверенно держать головку, его можно взять под мышки, повернув лицом к себе, и поднять над своей головой. Сначала это однократные подъемы-опускания до уровня глаз, потом по мере привыкания ребенка и тренировки ваших рук ребенка можно невысоко подбросить и поймать, со временем подкидывая его все выше и выше.

«По кочкам» (с 6–7 месяцев до года). Возьмите ребенка на колени, поддерживая под мышками и приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!» Перемещайте его вверх и вниз, иногда резко смещая в сторону и позволяя свалиться в яму. Дети обожают внезапное падение с надежной страховкой.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: олимпиады годовичков (с 1 до 2 лет)

Как правило, в год дети уже начинают ходить или, как минимум, уверенно стоят на ногах. А значит, надо продолжать учить их прямохождению, прыжкам с поддержкой и без, кувыркам вбок и др.

Висим и качаемся. Малыш в возрасте от года до 2 лет обожает «летать», когда бежит к папе, а тот ловит его и подкидывает вверх. Или просто, стоя на месте, берет под мышки, поднимает, подбрасывает и ловит. Еще ребенок любит идти между взрослыми, взяв их за руки, и периодически «подвисать», поджав ноги, или раскачиваться вперед-назад на руках. Все это тренирует вестибулярный аппарат. С 1–1,5 лет можно оборудовать в детской спортивный уголок: с маленьким турником, кольцами (на уровне вытянутых вверх рук ребенка), канатом, качелями, прыгунками и лестницей.

Читайте также:  Если у ребенка задержка психического развития легкой степени

Юный пловец. Если вы решили научить ребенка нырять и плавать, это пойдет на пользу. В воде малыш ощущает себя более легким, и воздействие на рецепторы вестибулярного аппарата будет иным, чем на суше. Это позволит ребенку улавливать более тонкие нюансы восприятия своего тела в пространстве.

Развитие вестибулярного аппарата для ребенка 2 лет

«Танцуют все!» Дома стоит почаще устраивать «танцы». Включайте ребенку музыку, чтобы он скакал и кружился сам, либо вальсируйте с ним, взяв его на руки. Учите малыша стоять и прыгать попеременно то на одной, то на другой ножке.

Уличные развлечения. Прогулки на детских площадках тоже способствуют развитию вестибулярного аппарата. Пусть малыш катается с горки и качается на качелях. Можно освоить машинку-каталку, попробовать кататься на самокате или даже на трех- или четырехколесном велосипеде.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: в поисках баланса (с 2 до 3 лет)

На улице помогайте ребенку закреплять приобретенные навыки: разрешайте ему ходить по линиям, бортикам и бревну, кататься на качелях и каруселях. Примерно с 2 лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване. Поддержите своего ребенка в этом занятии и за пределами квартиры.

Батут. В парках аттракционов есть детские батуты и даже целые надувные города, приспособленные для прыжков. Следите только за тем, чтобы в одежде малыша не было жестких деталей (пряжек, ремешков, заколок и т. д.), которые могут травмировать его при неудачном приземлении. А еще смотрите, чтобы по соседству от него не скакали дети, значительно старше и крупнее. При желании и явном увлечении малыша этим занятием можно купить на дачу или домой в детскую небольшой надувной или сеточный батут.

Развитие вестибулярного аппарата для ребенка 2 лет

Спортивный уголок. Если до 2 лет наличие спортивного уголка в детской скорее желательно, чем обязательно, то после двух это приобретение – важное подспорье для физического развития ребенка. Малышам нравится раскачиваться на кольцах, висеть вниз головой, подтягиваться на турнике, кувыркаться на матрасе, залезать по канату и по лестнице (деревянной и веревочной, вертикальной и под наклоном).

Это факт
Вестибулярный аппарат располагается в костном лабиринте внутреннего уха. Его рецепторы воспринимают линейное и угловое ускорение, а также силу тяжести. Основная функция вестибулярного аппарата – поддержание равновесия. Полное развитие и формирование органа равновесия заканчивается примерно к 12 годам жизни ребенка. При слабости вестибулярного аппарата возникают «болезни движения». По данным статистики, ими страдают около 5 % населения Земли.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: юный экстремал (с 3 до 4 лет)

Развитие вестибулярного аппарата для ребенка 2 лет

Малышу становятся доступны многие детские аттракционы: большие карусели, качели-лодочка, разнообразные машинки и другие забавы с кручением и вращением. Также не иссякает интерес к батуту и всевозможным лазаниям по разным поверхностям.

«Березки», «мостики» и другие. Ребенок способен делать более разнообразные упражнения: постоять в «березке», перекатиться назад, сделать «мостик», продолжительно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, походить на руках, когда кто-то его поддерживает за ноги…

«Замри, или Море волнуется раз…». Если детей много, можно сыграть в «Замри». Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее называется любое животное или птица) на месте замри!» Игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего либо выбывает из игры. Игра развивает не только способность к долгому удержанию равновесия в неудобной позе, но и творческое начало, а также умение терпеть и контролировать свои действия. В этом возрасте детям нравится также играть в прятки, жмурки, салочки.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: отряд прыгунов (с 4 до 5 лет)

Развитие вестибулярного аппарата для ребенка 2 лет

Батут, качели, парки аттракционов все еще актуальны для четырех- и пятилеток. Но улучшается координация и физические возможности ребенка, а потому ему становятся доступны более длительные, амплитудные вращения и кружения. Стоит продолжать лазание по лестнице и канату, хождение по бревну. Также настало время учить малыша кататься на двухколесном велосипеде.

«Юла». Это незамысловатое, но полезное упражнение, тренирующее вестибулярный аппарат. Вы раскручиваете ребенка на месте или он сам это делает. Сначала в среднем темпе, чтобы понять, насколько хорошо он перенесет «качку» после того, как откроет глаза: ему будет казаться, что стены, пол – в общем, вся комната потеряла устойчивость. Постепенно, по мере привыкания к нагрузке, стоит усиливать темп вращения вокруг себя. Так тренируется способность держать равновесие и контроль координации движений.

«Классики». Это упрощенный вариант игры нашего детства. Требуется нарисовать мелом поле для игры, разделенное на квадраты (каждый примерно по 50 см площадью), пронумерованные от 1 до 10. Смысл игры в том, чтобы прыгать в каждую клеточку и при этом не наступать на прочерченные линии. Сначала можно прыгать на двух ногах без биты (любой круглой металлической коробочки), затем немного усложнять задачу: на одной ноге, с битой, в компании. Все это великолепно тренирует координацию.

Вестибулярный аппарат отвечает за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве. От того, насколько он развит, во многом зависит качество жизни человека. Тренируя его с младенчества, вы подарите своему крохе большие возможности для развития и активных игр со сверстниками.

Источник