Развитие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Развитие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья thumbnail

Голюся Хисамова
Особенности воспитания детей с ОВЗ в семье

Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Большое значение по данному вопросу имеют правовые принципы, заложенные в Конвенции о правах ребенка, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской федерации».

В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. Дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных учреждениях и при этом большая их часть не готова соответствовать предъявляемым требованиям и быть успешными в образовательном процессе.

Л. С. Выготский выдвигает положение о том, что «ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитый, чем его нормальные сверстники, но иначе развитый».

Специфика состояния психического здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется в первую очередь недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, недоразвитием познавательной деятельности при дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Ребенок начинает восприниматься, как носитель иных, не свойственных данной семье качеств («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»)». Если ребёнок умственно отсталый, то родители даже боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. В поведении родителей, воспитывающих проблемных детей, наблюдается ряд типичных особенностей: не умеют производить совместную деятельность; неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность родительской позиции; неадекватный стиль воспитания; недостаточность общения с ребенком; низкая социальная активность.

Доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, является гиперопека. Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной ему преданности.

Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности их пространственной ориентировки детей. Дети привыкают к тому, что им постоянно оказывают помощь в передвижении, они привыкают делать либо с помощью взрослого, либо вообще не делать. В связи с этим, у детей с проблемами зрения развиваются эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких.

Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе.

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера.

Выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:

1. Принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.

2. Реакция отрицания. Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У ребенка могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь. Ребёнок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость.

4. Скрытое отречение. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Следует отметить, что появление в семье больного всегда изменяет сложившуюся структуру семейных отношений.

Структура проблемной семьи,имеющей ребенка с ОВЗ:

Супружеская модель МУЖ-ЖЕНА – супружеские отношения либо разрушаются, исчезают близость и любовь; либо остаются на уровне «отец-мать»;

Родительская модель ОТЕЦ-МАТЬ – образуется модель отношений: мать – больной с ОВЗ; отец отдаляется и объединяется со здоровым ребёнком;

Детская система ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК-БОЛЬНОЙ РЕБЁНОК – каждый родитель объединяется только с одним ребёнком, дети друг с другом не контактируют, часто здоровый ребёнок стыдится больного и не поддерживают никаких с ним отношений.

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. В семье происходят различные циклы жизненного развития. Только преодолевая трудности, семья может успешно развиваться дальше и становиться все более высокоорганизованной и сплочённой.

Развитие обычной семьиразделяется на следующие циклы: брак, рождение детей, поступление в школу, подростковый возраст, выход в жизнь подросших детей, постродительский период (стадия пустого гнезда, старение.

Семья с ребенком с ОВЗ имеет своё специфичное развитие.

Фаза «Негативизм»: в семье рождается ребёнок с ОВЗ и семья переживает состояние растерянности и шока. Родители не могут принять случившийся факт. Возникает чувство вины, собственной неполноценности, негативизм и отрицание поставленного диагноза.

Следующая фаза развития семьи «Отрицание»: это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги, иногда семья отказывается от необходимых обследований.

Третья фаза «Хроническая печаль».

Четвертая фаза «Зрелая адаптация»: родители реально оценивают жизненную ситуацию, руководствуются интересами самого ребенка, устанавливают необходимые контакты со специалистами.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Мужчина обеспечивает экономическую базу семьи. Его жизнь не подвергается большим изменениям. Больше происходит воздействие стресса на женщину. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Довольно часто это заканчивается разводом семьи. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, составляют от 30 до 40%.

Читайте также:  Ребенок как объект педагогики факторы развития

У детей с психофизическими нарушениями конституциональные особенности усиливаются из-за наличия дефекта. У слепых в личностном общении доминирует неуверенность, робость, тревога. Лишь у некоторых детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, по причине использования родителями неправильные модели воспитания.

Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития. Противоречивое воспитание. Ребенок с особенностями в развитии вызывает у членов семьи разногласия в воспитании. Родители пытаются быть более строгими и требовательными, а одновременно бабушка и дедушка занимают более мягкую позицию и разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка нет адекватной оценки своего поведения, своих поступков, возможностей и качеств. Ребёнок учится хитрить и «лавировать» между взрослыми. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Это приводит к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или близкие постоянно возлагают на ребенка обязанности и ответственность, с которой ребенку трудно справиться. У ребенка возникает заниженная самооценка.

Авторитарная гиперсоциализация. Это проявляется, когда родители имеют высокий социальный статус. Они переоценивают возможности своего ребенка. Воспитание в «культе» болезни. Родители относятся к ребенку как к больному. При таком отношении у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, даже перед простой простудой.

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такая материнская «слепая» любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Гипоопека. Это встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков). Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом.

Прежде всего самое лучшее, что возможно в данном случае – это сотрудничество педагога с родителями и всей семьёй. Побуждать родителей на восстановление супружеских отношений, на психологическое «возвращение» дистанцированного отца и менять позицию коалиции «мать – больной ребенок» как симбиотического слияния на дружеское взаимодействие.

Нужно стремиться привлекать семью в жизнь группы, в общение с другими членами коллектива группы, детского сада. В процессе общения будет происходить обмен мнений, информаций, родительским опытом. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, видят положительный опыт успешной интеграции других детей в социум, их умение свободно и безбоязненно передвигаться в пространстве. Всё это будет побуждать стремиться в воспитании их детей применять успешный опыт и приёмы по воспитанию самостоятельности и ответственности детей.

Источник

Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Развитие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Каждый ребёнок, особенно ребёнок с ОВЗ, нуждается в родительской любви. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей и ребёнка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закреплённая законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании» 29 декабря 2012 года №273 Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся).

Зачастую родители ведут себя пассивно: не уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией и педагогам и т.д.

В соответствии с Уставом школы-интерната «участниками учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов являются обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники и другие сотрудники Бюджетного учреждения».

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» – реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

Читайте также:  Развитие ребенка уроки дома 4 года

При планировании работы с семьями учитываю такие факторы, как её состав, образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая семья – это малая социальная группа. Каждая семья – это целая система, которая имеет свои внутренние родственные связи (родители, дети, родственники) и внешние связи с общественными организациями (детский сад, школа-интернат, учреждения дополнительного образования и т.д.). Совершенно очевидно, что эффективность работы с семьей зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь это две важные составляющие в социализации ребенка. Организация профилактической работы с семьями учащихся школы-интерната началась с подключения родителей к активному участию в деятельность образовательного учреждения. Глубоко убеждена, что родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Здесь важен комплексный подход всех педагогов и специалистов учреждения. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Встречаются родители, которые отказываются признать проблему. Либо они неправильно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» инвалидности. Это имеет социальные корни и связано с отношением общества к людям с отклонениями в развитии.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня.

По нашему опыту, наиболее эффективным методов работы с родителями является индивидуальное консультирование, в ходе которого совместно анализируются и обсуждаются причины нарушений взаимоотношений в семье, предлагаются рекомендации, результаты проведенной коррекционной работы.

Индивидуальные практикумы, направленные на обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, развитие речевого общения, социальную адаптацию осуществляются посредством участия и наблюдения занятий педагога с ребенком, привлечения родителей к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка праздников, спортивных мероприятий, диспуты, экскурсии, внеклассные мероприятия, круглые столы).

Родители! Систематически интересуйтесь школьными делами своего ребёнка, радуйтесь его успехам, не огорчайтесь его временным неудачам. Терпеливо и заинтересованно выслушайте рассказы дочери или сына. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность ребёнка. Возвращаясь из школы домой он должен быть уверен, что здесь его встретят с любовью и радостью. Чувствуя вашу поддержку и заинтересованность, он не будет падать духом из-за неудач, потому что рядом с ним всегда любимые им и любящие его мудрые люди – папа и мама, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость. Только чувство защищённости делает его счастливым.

Хочется мне завершить наш разговор стихами:

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь свои.

Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов. Таким образом, семья, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это особый объект для внимания и специалистов школы-интерната и социальных партнеров учреждения, которые оказывают помощь семье. Эффективно организованная помощь играет положительную роль для успешного развития, обучения и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Александра Петрова
Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Петрова Александра Олеговна

“Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья”

Современный период развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется поиском новейших путей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация аномального ребенка не может быть достигнута без присоединения к этому процессу его семьи. С самого рождения человек нуждается как в физических потребностях, так и в любви, заботе и в общении с близкими людьми. Ребенок с особыми потребностями в еще большей степени зависим от его окружения. Основной проблемой семей, где появляются дети с недостатками в развитии, считать, что «ребенок с дефектом – есть непременно дефективный ребенок» [См. : Мардахаев, 2003]. Поэтому дефект начинает восприниматься как социальный вывих [См. : Мардахаев, 2003]. Действительно, дети в ОВЗ достаточно много требуют от своего окружения, практически ничего не давая взамен, однако, они могут благотворно влиять на семью. Многие родители в воспитании таких детей видят позитивные стороны, связанные с единением семьи. Основная цель семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья – не давать чувствовать себя неполноценным. Поэтому близкое окружение – это особый коллектив, который играет в воспитании главную и важнейшую роль, заключающуюся в единении ребенка с родителями.

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [Философский энциклопедический словарь, 1983]. «Семейное воспитание – воздействие на развивающуюся личность ребёнка со стороны семьи как некоего единого целого, включающего и его самого» [Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013].

Когда в семье узнают об нарушениях в развитии своего ребенка или другом хроническом заболевании, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудных выборов, взаимодействия с различными специалистами и постоянной потребности в информации и услугах. Различают несколько этапов развития реакции родителей на рождение «особого ребенка» [См. : Корельская, 2013]:

·Отрицание. Первичная реакция у родителей, которые готовились к рождению здорового ребенка. Они долго не могут справиться с потрясением, не верят в поставленный диагноз. Типично многие люди думают, что дети с недостатками в развитии рождаются в асоциальных семьях, но не как не у них, в здоровой и полноценной семье. Родители начинают сомневаться в компетентности врачей, ищут других врачей, чтобы с их помощью опровергнуть диагноз, появляется ложная надежда на выздоровление ребенка. Поэтому, на данном этапе важно оказать помощь таким семьям, ведь задержка в медицинской, педагогической и психологической коррекции дефекта может привести к дальнейшим проблемам в развитии ребенка.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка старшего школьного возраста

· Гнев. Также распространенная защитная реакция в семьях. Родители отчаиваются, начинают обвинять в проблеме как себя, друг друга, так и ребенка. На этом этапе часто один из родителей, более «слабый», чаще это оказывается мужчина, устраняется от решения проблемы и уходит из семьи.

· Чувство вины. На данном этапе семья переживает всеобщее страдание, родители начинают жалеть себя, считать, что это им наказание «за грехи»; близкие начинают искать причины, которые могли вызвать заболевание у ребенка.

· Принятие. Заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Семья принимает диагноз своего ребенка, более того, начинает искать положительные установки для дальнейшей реабилитации.

Таким образом, появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья и трудности, с которыми сталкиваются родители, связаны с резкой переменой повседневного уклада жизни. Аналогично Н. Г. Корельская приводит типы семей по ситуации восприятия аномального ребенка [См. : Корельская, 2003]: подавленность ряда потребностей, таких как необходимость в продолжении рода, необходимость в общении; продолжительное и затяжное состояние тревоги, вызванное отсутствием перспектив на будущее, непринятием со стороны общества; проблема в сохранении семьи: опасение жены остаться одной с ребенком; материальные трудности; проблема в продолжении карьеры и самореализации; многократные психотравмирующие ситуации, которые связаны с диагнозом ребенка и проч. ; полное поглощение проблемами, связанными со здоровьем ребенка.

После принятия диагноза в семьях начинает конструироваться определенный социально-психологический климат жизни аномальных детей. Такие семьи можно разделить на определенные группы.

1. Первая группа. Типичный стиль воспитания – гиперопека. Данный стиль характеризуется чересчур заботливым отношением к ребенку. Родители пытаются защитить дитя от мнимых опасностей; у матери наблюдается повышенный уровень тревожности и нервно-психической напряженности. Родители зачастую имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своих детей с недостатками в развитии [См. : Егорова, 2002].

2. Вторая группа. Типичный стиль воспитания – гипоопека. Характеризуется снижением эмоционального контакта родителя с ребенком. Семьи уделяют излишнее внимание лечению детей, предъявляют завышенное требование к медицинскому персоналу, педагогам, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

3. Третья группа. Типичный стиль воспитания – сотрудничество. Взаимные ответственные отношения родителей и ребенка в совместной деятельности. Как правило, данный стиль возникает, когда родители верят в успех своего дитя и сильные стороны его природы, развивают самостоятельность ребенка во взаимодействии с окружающим миром.

4. Четвертая группа. Типичный стиль воспитания – авторитаризм. Характеризуется авторитарной позицией родительской установки. Свойственны: пессимистический взгляд на будущее ребенка с ограниченными возможностями здоровья, постоянное ограничение его прав, жестокие родительские предписания. В таких семьях от детей требуют обязательного исполнения всех упражнений и заданий. При этом не учитывается двигательные, психические и интеллектуальные возможности. Часто прибегают к наказаниям.

Данные группы моделируют некие стратегии и тактики в отношении родителей к дефекту ребенка. Существуют две модели-крайности: «охранительное воспитание» ребенка с ОВЗ и «равнодушное воспитание» данных детей [См. : Егорова, 2002]. Характеризуя «охранительное воспитание», можно сказать, что представленная модель связана с переоценкой дефекта. В данном случае ребенка излишне балуют, жалеют, оберегают от мнимой опасности. Родители, выполняя всё за ребенка, думают, что совершают благо. На деле, они делают его беспомощным, совершенно не подготовленным к жизни. Ребенок не научается выполнять навыки самообслуживания, не внимателен к требованиям взрослых, не умеет вести себя в обществе, не стремится к обучению с другими детьми. Как следствие, данная модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственного изолирования аномального ребенка от общества и подводит его к развитию эгоистической личности с преобладанием потребительской ориентации. Другая крайность – «равнодушное воспитание». Данная модель поведения родителей приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отверженности и одиночества. В таких семьях дети с ОВЗ становятся недоверчивыми, робкими, неискренними с близкими и окружающими. Несомненно, такой ребенок приспособится к обществу, но равнодушное и недоброжелательное отношение к людям будет присутствовать. Отметим, что данные модели в некой степени вредят ребенку-инвалиду. Следовательно, выходом из данной ситуации педагоги и психологи считают модель «золотой середины».

Н. Г. Корельская выделяет следующие причины ошибок в семейном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [См. : Корельская, 2003]:

· пониженный уровень педагогических знаний родителей о психофизических и возрастных особенностях их ребенка;

· личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с их ребенком;

· позиция социума, некий «социальный барьер», способствующий «замыканию» родителей в собственных проблемах и препятствующий их преодолению.

Учитывая вышесказанное, скажем, что в современном обществе необходим поиск нового подхода при подготовке специалистов к организации педагогического сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и воспитании, так же как и родители имеют не менее важную информацию, касающуюся их ребенка.

Список литературы

1. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учебное пособие / Т. В. Егорова. — Балашов: “Николаев”, 2002. – 80 с.

2. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок / Н. Г. Корельская. – М., 2003. – 232 с.

3. Мардахаев, Л. В. Отечественная социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – М. : «Академия», 2003. – 384 с.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983: dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

Источник