Развитие в ребенке выносливости и быстроты
Развитие силы, ловкости, выносливости, быстроты и равновесия, гибкости у дошкольников посредством подвижной игры
(из опыта работы)
Автор: Краснова Татьяна Борисовна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
1.название «мышеловка»
цель: развитие быстроты
описание:
Дети делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же,
плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп лети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными.
2. название«солнышко и дождик»
цель: развитие быстроты
описание:
дети действуют по команде воспитателя. Солнышко дети бегают по площадке, а дождик дети бегут к воспитателю под зонтик.
2. Ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
1. название:«горячая картошка»
цель: развитие ловкости
описание:
Дети становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик)
2. название:«хвост дракона»
описание:
дети встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию (как бы образуя дракона). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона не должны расцепляться.
3. Сила – это способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; также вообще — физическая или моральная возможность активно действовать.
1. название: «Удочка»
цель: развитие силовых способностей
описание:
Дети стоят по кругу
Воспитатель — в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
2. название: «Перелёт птиц»
описание:
дети находятся в одной стороне площадки.
С другой стороны расположены снаряды для лазания (гимнастическая стенка).
По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по площадке. По сигналу «Буря!» забираются на гимнастическую стенку, спасаясь от бури.
4. Гибкость – это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой. Она характеризуется степенью подвижности суставов, выражением которой является амплитуда движений (в градусах)
1. название : «Туннель из обручей»
цель: развитие гибкости у детей
описание:
Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой — между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.
2. название: «Летающий мяч»
описание:
Игроки встают в круг. Их задача — перекидывая мяч, не дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.
5. Выносливость – это способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.
1. название: «Паровозик»
цель: развитие выносливости описание:
Игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего первый игрок бежит дистанцию. Когда он возвращается к команде, за него цепляется следующий игрок, и они бегут дистанцию вместе. Действие повторяется, пока все участники команды не пробегут дистанцию, сцепившись в паровозик. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.
2. название: «Кто сильнее?»
описание:
Игра проводится в парах. Игроки занимают позиции по разные стороны от средней линии. Задача игроков — перетянуть за руки противника на свою сторону. Тот игрок, который заступает за черту соперника, проигрывает
6. Равновесие – это состояние покоя, в котором находится тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающихся сил.
1. название: «Спиной вперед»
цель: развитие равновесия
описание:
Воспитатель предлагает детям по очереди идти к нему спиной вперед, не оглядываясь. Воспитатель должен направлять детей.
2. название :«Странные птицы»
описание:
дети встают в круг и берутся за руки, образуя изгородь. Остальные будут странными птицами. Они входят в круг, нагибаются и крепко берутся руками за свои лодыжки. Странные птицы умеют ходить только спиной.
Воспитатель касается плеч двоих детей в изгороди, они отпустят руки, и в изгороди появится калитка. Птицы пытаются выбраться через калитку.
Источник
Редактор
Анна Урусова
С практической точки зрения мышечная сила — это то, насколько силен ребенок, а мышечная выносливость — это то, как долго могут работать мышцы ребенка.
Если говорить более конкретно, то мышечная сила — это способность оказывать сопротивление на сопротивление. Оказание силы может означать или не означать движение суставов или тела. Возможно, ты держишь перед собой какой-то предмет и сжимаешь бицепс, но движения нет, так как твои руки не поднимаются и не опускаются. Это называется изометрическим сокращением. Когда мышцы сокращаются, а в суставе наблюдается движение, такое как скручивание бицепса, это называется изотоническим сокращением.
Мышечная выносливость — это способность мышцы или группы мышц многократно оказывать силу. Мышечная выносливость похожа на мышечную силу в том смысле, что она необходима для того, чтобы инициировать движения, но именно способность выносливости мышц позволяет ей неоднократно продолжаться. Почему важны сила и выносливость для человека вообще и для ребенка в частности?
Почему важна сила и выносливость?
Сила и выносливость важны для того, чтобы дети могли выполнять повседневные функции и действия, включающие:
- мелкую моторику (например, правильно держать карандаш, чистить зубы);
- грубую моторику (например, носить тяжелые школьные сумки, ходить, бегать, прыгать, игровые навыки, такие как лазание и спортивные навыки, такие как ловля, метание и удар по мячу).
Мышечная выносливость помогает поддерживать правильную осанку в течение всего дня.
Повышение силы и выносливости способствует более высокому обмену веществ, что увеличивает потребление калорий, что, в свою очередь, снижает риск ожирения. Еще одно важное преимущество, которое следует отметить, заключается в том, что когда ребенок обладает хорошей силой, у него больше шансов иметь более крепкие сухожилия, связки и общее здоровье суставов, что снижает риск серьезных травм.
Что должен уметь ребенок для развития силы и выносливости?
Осознание тела: знание частей тела и понимание движения тела в пространстве относительно других конечностей и объектов для развития «автоматического» движения.
Координация: способность делать несколько движений для эффективного выполнения задач, например, в игре с мячом.
Сенсорная обработка: точная регистрация, интерпретация и реакция на сенсорную стимуляцию в окружающей среде и в собственном теле.
Тонус мышц: остаточное напряжение мышц, которое помогает определить готовность мышц к работе.
Постуральный контроль: способность стабилизировать туловище и шею, чтобы обеспечить эффективную координацию конечностей для выполнения задач (например, езда на велосипеде).
Читай также: Детский транспорт: велосипед, самокат, беговел, ролики
Пересечение средней линии: способность пересекать воображаемую линию, идущую от носа ребенка к тазу, которая разделяет тело на левую и правую стороны, что помогает облегчить движение во всех направлениях.
Как родитель может определить, есть ли у ребенка проблемы с силой и выносливостью?
Ребенок с проблемами силы и выносливости может:
- Опаздывать в достижении основных этапов развития (то есть сидеть, ползать, ходить, бегать и прыгать позже своих сверстников и возрастных норм).
- Двигаться неуклюже и испытывать недостаток в плавных движениях тела.
- Избегать физической активности.
- Участвовать в физической активности только в течение коротких периодов (поскольку такие дети имеют низкую выносливость)
- Не иметь возможности выполнять те же физические навыки, что и их сверстники (например, ловить, ударять, прыгать и кувыркаться).
- Им трудно выполнять движения безопасно, например, при подъеме в гору.
- С трудом поддерживать осанку, сидя на полу или за столом.
Что можно сделать, чтобы улучшить силу и выносливость у детей?
Помоги создать основную силу: нужно укрепить «ядро» (а именно большие центральные мышцы) тела, чтобы обеспечить большую стабильность тела (особенно торса).
Улучши функциональную силу мышц по всему телу, где мышцы слишком гибкие и слабые.
Упрости физические нагрузки на один или два уровня: чтобы обучить навыку, нужно сначала обучить всем предыдущим, то только потом постепенно добавлять дополнительные компоненты, пока навык не будет выполнен полностью. Любые новые упражнения дели на части и отрабатывай по частям, а только потом — в связке.
Постепенно увеличивай продолжительность и интенсивность деятельности, чтобы увеличить выносливость.
Выбирай спортивные занятия, в которые может быть вовлечена вся семья или дети вместе со своими друзьями. Желательно такие, занимаясь которыми, ребенок не понимал, что он усердно работает над своей силой и выносливостью: езда на велосипеде, походы, катание на роликах.
Читай также: Мама, папа, я — спортивная семья: как с детства воспитать в ребенке любовь к спорту
Используй таблицу наград и поощрений за каждую выполненную тренировку или мероприятие.
Какие упражнения могут помочь улучшить силу и выносливость у детей?
Специальных упражнений на развитие выносливости у детей очень много. Однако самым простым и эффективным способом будет развивать силу и выносливость в процессе игры и тех занятий, которые нравятся самому ребенку.
- Гонки на тачках (где ребенок «ходит» на руках, а взрослые держат ноги на земле) для развития силы верхней части тела.
- Отжимания: их можно делать у стены, на поднятом столе, на руках и коленях, а затем на земле на пальцах ног. Это занятие, которое задействует большое количество мышц, поэтому польза от этого вида деятельности огромна.
- Нестабильные поверхности: хождение / лазание по неустойчивым поверхностям (например, большим подушкам), так как это требует больших усилий и увеличивает общую координацию движений.
- Полоса препятствий: в соответствии с возрастом преодоление полосы препятствий развивает выносливость.
- Зарядка для детей – ежедневные утренние упражнения, подобранные с учетом уровня силы и ловкости ребенка.
- Плавание — это деятельность всего тела, которая помогает укрепить силу и выносливость, поскольку ребенок постоянно работает против сопротивления в воде.
Фото: depositphotos
Источник
Введение
Помимо быстроты, силы и ловкости для полноценного физического развития ребёнка просто необходимо развитие такого физического качества как выносливости.
Выносливость – это физическое качество, которое заключается в способности к длительному выполнению какой-нибудь деятельности без снижения её интенсивности.
Развитие выносливости для ребёнка очень важно. Без этого физического качества ребёнок просто не сможет долго бегать, прыгать, играть в подвижные игры, лазать по лестницам и т.д. Таким образом, не будет удовлетворяться потребность ребёнка в двигательной активности. Ребёнок будет выбирать пассивные виды деятельности, не требующие затраты большого количества энергии. А значит и о проявлении и развитии силы, ловкости и быстроты не может быть и речи.
Основная часть
В физическом воспитании различают общую выносливость и специальную выносливость.
В детском возрасте надо закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечнососудистой системы и дыхательной системы, постепенно приспосабливая ребёнка к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.
В зависимости от возраста и подготовленности ребёнка предлагается разная степень нагрузки. Для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявлять максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.
Требования к упражнениям на развитие выносливости:
1. Участие большого числа мышечных групп
2. Чередование напряжения и расслабления мышц
3. Использование знакомых, но не трудных движений
4. Регулировка темпа и длительности выполнения
Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности и более активных упражнений с перерывами.
С повышением выносливости организм ребёнка адаптируется к предложенным нагрузкам. Их надо повышать для увеличения уровня выносливости.
Средствами развития выносливости можно считать подвижные игры на развитие выносливости , спортивные упражнения, спортивные игры, веселые старты.
Развитие выносливости происходит и в подвижных играх с многократным повторением действий выполняемых продолжительное время, а также в спортивных упражнениях. Эффективность чередования действий зависит от экономичности движений, умения разумно расходовать силы.
Физические упражнения и игры, развивающие выносливость, должны находить место в любых формах физического воспитания.
Подбор упражнений должен обеспечивать смену работающих мышечных групп.
Движения, предлагаемые ребёнку должны быть им хорошо освоенными.
Общий вывод
Таким образом, физическая нагрузка умеренной мощности является главным средством развития общей выносливости дошкольника. Оздоровительно-тренировочный эффект физкультурного занятия обеспечивается такой нагрузкой в объеме 65-75% его времени. Показано, что ходьба и бег являются универсальными средствами развития общей выносливости. Целесообразно включать их в занятия, увеличивая каждый раз расстояние, которое должны преодолевать дети.
Также не стоит забывать о прыжках через скакалку, подпрыгивании на месте и с продвижением вперед, передвижениях на прыжках, велосипеде, плавание, а также различные подвижных игр, в которых длительное действие повторяется много раз и при слабой и умеренной мощности выполняемой работы.
Источник
Строевые упражнения
1. Выполнение команд «Смирно!», «Равняйсь!»,«Отставить!», «Вольно»; расчет группы: «По порядку — рассчитайсь!» и «На первый, второй — рассчитайсь!»,«По три (четыре) и т. д. — рассчитайсь!»; повороты наместе: «Напра-во!», «Нале-во»!., «Кру-гом!».
2. Передвижения обычным и строевым шагом. Шаг на месте; движение в обход: «Налево (направо) в обход шагом (бегом) — марш!». Переход с движения на местек передвижению.
3. Построения и перестроения. Построение в одну шеренгу и одну колонну: «В одну шеренгу (колонну) — становись!», перестроение из одной шеренги в две: «На первый и второй — рассчитайсь!», «В две шеренги — стройся!» и т. д.
Упражнения для развития быстроты
4. Ходьба с преодолением препятствий, с изменением скорости движения, с остановками по сигналу.
5. Повторный быстрый бег на 10—15 м.
6. Бег скрестными шагами левым и правым плечом вперед.
7. Бег между набивными мячами — соревнование на быстроту.
8. Бег в упоре у стены с различным углом наклона туловища.
9. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках (имитация педалирования).
10. Упражнения и состязания на передвижение (в разные стороны) в положении боевой стойки.
11. Скоростные рывки и ускорения в беге на месте в ответ на определенный жест тренера или звуковой сигнал.
12. Быстрые наклоны, вращения, сгибания и разгибания туловища во время бега короткими шагами.
13. Быстрые движения рук, подобные движениям вовремя бега.
14. Быстрые круговые движения рук в разных плоскостях.
15. Метание облегченных снарядов (молота весом5 кг и менее, набивных мячей, камней разного веса, диска и т. п.).
16. Упражнения со штангой и другими отягощениями, не вызывающими больших напряжений, выполняемые с максимальной быстротой.
17. Отбив мяча (из положения боевой стойки), отскочившего от спины. Партнер из-за спины бросает мяч с расчетом, что мяч, отскочив от стены, попадет в боксера.
18.-Подвижные и спортивные игры с бросками и ловлей мяча (борьба за мяч, баскетбол и др.).
Упражнения для развития силы (мышц ног, рук, туловища)
19. Ходьба: а) на носках, б) на пятках, в) на наружных и внутренних краях ступни, г) шаг с носка, д) прогнувшись и крадучись, е) высоко поднимая колени ,ж) в приседе, з) в полуприседе, и) скрестными шагамии т. д.
20. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад, с подниманием прямых ног вперед или назад и т. д.
21. Прыжки на месте на двух и одной ноге, ноги вместе, врозь, скрестно, чередование прыжков на одной и двух ногах, прыжки в полуприседе и в приседе.
22. Прыжки во время бега, доставая различные висящие предметы (снаряды, канаты) и метки на стене.
23. Впрыгивание на гимнастические снаряды с небольшого разбега (4—6 шагов) или переход на прыжок из боксерского передвижения.
24. Прыжки со скакалкой.
25. Прыжки с двухпудовой гирей, грифом штанги, блинами.
26. Поднимание и опускание прямой или согнутой ноги вперед, назад, в стороны.
27. Взмахи и круговые движения ногами, сгибание и разгибание ног.
28. Полуприседы и приседы (пружинящие, простые) на носках, на всей ступне, на двух и одной ноге, с отягощениями и без отягощений.
29. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, повороты и выпрямления из различных исходных положений (ноги врозь, руки на пояс или вверх; стойка на коленях, руки на пояс).
30. Поднимание туловища в положении лежа на спине при закрепленных ногах. Поднимание согнутых и прямых ног в положении сидя, лежа на спине.
31. Наклоны и поднимания, повороты, вращения головы стоя, сидя, при ходьбе, без сопротивления, оказывая сопротивление движению головы руками.
32. Сгибание и разгибание кисти, круговые движения кистями при передвижении и на месте, из различных исходных положений (руки вперед, вниз, в стороны, вверх).
33. Медленные и быстрые движения прямыми и согнутыми руками при передвижении и на месте из различных и. п. (руки вниз, в стороны, вперед, назад, вверх, на пояс, за голову, за спину, перед грудью).
34. Сгибание и разгибание рук при передвижении и на месте из различных и. п., в том числе в упоре присев, упоре стоя на коленях, упоре лежа на груди, упоре лежа, упоре лежа боком, упоре стоя согнувшись — одновременно, поочередно и попеременно.
35. Упражнения с партнером (в сопротивлениях разного типа) в переталкивании, перетягивании за черту и т. д.
36. Упражнения с набивными мячами: броски и ловля мяча из различных и. п. (лицом, спиной, боком), броски снизу, от груди, от плеча, сбоку, из-за головы, с поворотом.
37. Упражнения с гантелями: из различных и. п., упражнения для кистей, поднимание и опускание прямых рук; сгибание и разгибание рук; круговые движения рук; имитация движений в боксе и плавании.
38. Упражнения на гимнастической стенке в сгибании и выпрямлении рук: а) в упорах лежа и лежа сзади, опираясь руками или ногами о рейку, на различной высоте, б) лицом к стенке в висе стоя и в висе подтягивание на верхней рейке, в) то же, что второе упражнение, но спиной к стенке, г) лазание и слезание по гимнастической стенке на одних руках.
39. Упражнения на перекладине и кольцах: подтягивание в висе.
Упражнения для развития ловкости
40. Гимнастические вольные упражнения для развития сложной координации движений.
41. Акробатические упражнения (прыжки, кувырки, перевороты, перекаты с простыми сочетаниями из этих элементов).
42. Различные упражнения в лазании (лазание в висе, смешанном висе или упоре, перелезании и т. п.).
43. Упражнения в балансировании на уменьшенной площади опоры (гимнастическом бревне, на рейке перевернутой гимнастической скамейки и т. д.).
44. Упражнения в перебрасывании, ловле различными способами малых набивных и теннисных мячей.
45. Прыжки в высоту и длину с места, разбега, тройной.
46. Эстафеты комбинированные, включающие бег, прыжки, лазание, перелезания, подползание, переноску предметов.
47. Подвижные и спортивные игры с мячом.
Упражнения для развития выносливости
48. Ходьба (все разновидности), ходьба с дополнительными движениями рук, ходьба с преодолением препятствий.
49. Бег обычный, с прыжками через препятствия, с изменением направления, темпа, в чередовании с ходьбой и т. д.
50. В спортзале: повторный бег от одной лицевой линии до другой и обратно по восьмерке, обегая области штрафного броска и большой центральный круг.
51. Бег на различные дистанции по стадиону, бег по пересеченной местности с подъемами, бег по мягкой песчаной местности в летнее время и по глубокому снегу зимой.
52. Прыжки толчком двух ног с продвижением (вперед и спиной вперед) и активным разворотом носков при толчке внутрь, наружу (ноги при толчке расставлены на ширину плеч).
53. Упражнения с партнером: борьба в стойке (без бросков).
54. Упражнения со скакалкой: промежуточные прыжки на двух ногах, на одной, поочередно, вращая скакалку вперед, назад, сбоку.
55. Спортивные игры с мячом.
56. Упражнения из других видов спорта (гребля, лыжи и др.).
Упражнения для развития гибкости
57. Пружинистые наклоны вперед (сидя и стоя).
58. Наклоны назад до касания руками пяток.
59. Пружинистые покачивания — приседание в полу-шпагате.
60. Прогибания из положения стоя спиной к гимнастической стенке.
61. Поднимание ног и опускание их за голову (лежа на спине).
62. Мост борцовский с опорой на руки и ноги.
63. Поднимание ног лежа на спине вертикально, руки на поясе. Разведение и скрещивание ног.
64. Наклоны сидя — попеременно к правой и левой ноге.
Упражнения на расслабление
65. Стоя на одной ноге, свободно размахивать расслабленной ногой.
66. Расслабить голень, поддерживая руками бедро.
67. Расслабить ноги в положении лежа.
68. Переносить тяжесть тела попеременно на правую и левую ногу; колено свободной от опоры ноги быстро сгибать, не отрывая носка от пола. Движение напоминает ходьбу на месте.
69. Туловище в полунаклоне вперед, руки висят свободно: поднять плечи вверх и опустить, расслабляя их.
70. Туловище в полунаклоне вперед, руки в стороны или вверх: опустить расслабленные руки так, чтобы они качнулись.
71. Последовательно расслабить руки и плечевой пояс из положения руки вверх; сначала расслабить кисти, затем предплечья и плечи.
72. Напрягать и расслаблять мышцы туловища стоя, сидя, лежа.
73. Стоя ноги врозь в наклоне вперед, расслабив туловище, покачивать им.
74. Круговые движения туловищем (руки, мышцы шеи и верхняя часть туловища расслабленны).
75. Стоя ноги вместе, расслабленно падать вперед, в стороны, выставляя одну ногу в сторону падения.
Корригирующие упражнения
Упражнения для формирования осанки
76. Ладони за голову, локти в стороны; выпрямляя спину и поднимаясь на носки, — вдох, возвращаясь в исходное положение, — выдох.
77. Руки согнуты перед грудью, сцепив пальцы; вытянуть руки вверх. Поворачивая ладони кверху, подтянуться; поднимаясь на носки, — вдох, опуская руки, стать в исходное положение — выдох.
78. Руки согнуты и сцеплены за спиной ладонями наружу. Энергично разогнуть их и максимально отвести назад ладонями внутрь; подняться на носки и прогнуть спину. Голову держать прямо, плечи отводить назад до отказа (сводя лопатки); поднимаясь на носки, тянуться вверх — вдох. Возвращаясь в исходное положение,—выдох.
79. У гимнастической стенки (на расстоянии шага спиной к стенке, руки отведены назад, держаться за рейку на уровне поясницы), поднимаясь на носки, прогнуть спину, грудь поднять вперед, голову слегка отклонить назад — вдох; возвращаясь в исходное положение, — выдох.
80. Лежа на животе (на полу), руки в стороны, прогнуться, отводя голову и руки назад.
81. То же, сгибая руки к плечам и сводя лопатки.
82. То же, руки вытянуты вперед; поднимая левую руку и правую ногу вверх, прогнуться, отводя голову назад.
83. То же, с правой рукой и левой ногой.
84. То же, голова опущена, руки в стороны ладонями вниз. Энергично прогибаясь, поднять руки и ноги, отводя назад голову и плечи и сводя лопатки (ласточка).
Упражнения для укрепления мышц стопы
85. Ходьба на носках, пятках, по гимнастической палке (канату, веревке).
86. Захватывание и перекладывание пальцами ног различных предметов (мячей для настольного тенниса, гимнастических палок, скакалок и др.).
87. Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке(захватывая рейку пальцами ног).
Игры
Помимо игр, приведенных ниже, необходимо использовать также и другие игры, в том числе и подвижные игры. Следует учитывать пригодность или целесообразность той или иной игры для воспитания боксера.
А. Парные игры (поединки). В парных играх участвуют два человека, соревнующихся в силе и ловкости; игры могут проводиться и с разделением на соревнующиеся команды, обязательно с равным количеством участников в каждой. В этом случае от каждой команды по очереди выступает представитель (участник), соревнующийся с соответствующим участником другой команды. Противники проводят не более трех поединков; выигравший две встречи из трех становится победителем. За каждую победу, одержанную участником соревнований, команда, в которой он состоит, получает 1—2 очка (по условию).
1. «Стой крепко». Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Пятки и носки ног у каждого сомкнуты вместе. Ударами ладоней одной или обеих рук одновременно играющие стараются вывести друг друга из равновесия. Ударять можно только открытой ладонью и только по ладони противника. Разрешается уклоняться от ударов или наносить ложные удары. Участник, оторвавший ступни от земли или раздвинувший носки, проигрывает.
2. «Сталкивание в сторону». Играющие становятся друг против друга и ставят ступни ног так, чтобы они соприкасались и составляли прямую линию; при этом пятка ноги, находящейся впереди, должна касаться носка ноги, стоящей сзади. Левые руки убираются за спину. Ударом ладони правой руки по ладони противника нужно заставить его потерять равновесие и отставить любую ногу в сторону. При этом разрешается обманывать, убирать руку, пользуясь ложными ударами и т. д.
3. «Перетянуть за черту». Двое играющих берут друг друга правой рукой за запястье (чуть выше кисти).По сигналу каждый старается перетянуть противника за свою черту, находящуюся на 1—2 м сзади.
Б. Групповые игры (с водящим). От живости и подвижности водящего зависит темп игры и в значительной степени интерес к ней. Водящий должен быть активным, ловким и проворным. Тренер или сам назначает водящего, учитывая его роль в игре, или он определяется по жребию.
4. «Мяч в воздухе». Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Один из игроков идет в середину водить. Стоящие в кругу перебрасывают мяч один другому в любом направлении, а водящий старается коснуться мяча, когда он находится в воздухе или в руках кого-либо из играющих. Игрок, в чьих руках был осален мяч, или тот, кто его бросил последним, когда водящий до него дотронулся, сменяет водящего.
5. «Салки-перескакалки». В этой игре любой игрок может выручить преследуемого товарища, пробежав между ним и салкой. И тогда водящий салка обязан преследовать того игрока, который перебежал ему дорогу.
В. Игры с разделением на команды. Играющих распределяют на команды (можно рассчитать по номерам в шеренге или по ходу движения колонны). Первые номера составляют одну команду, а вторые другую. Однако при таком способе разделения на команды они не всегда бывают равны по силам. При другом способе распределения на команды играющие выбирают капитанов (маток!), а затем, разбившись примерно на равные пары, сговариваются, кто как себя назовет. Затем игроки подходят к капитанам, которые и выбирают их по названиям. При таком разделении команды бывают почти всегда равны по силам.
6. «Гонка мячей». Играющие делятся на две равные команды, находящиеся на расстоянии нескольких шагов одна от другой, и становятся в затылок друг к другу. Головные игроки находятся па одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле. Каждый головной имеет в руках мяч. По команде тренера мяч передается из рук в руки над головами игроков, пока он не дойдет до последнего, который быстро бежит вперед и становится во главе своей колонны. Когда первый игрок, сделавшись последним, получит мяч обратно, он бежит к намеченной черте п кладет мяч на землю за чертой. Кто это сделает раньше других, обеспечивает победу своей команде.
Источник