Развитие в ребенке танцевальных способностей

Развитие в ребенке танцевальных способностей thumbnail

Алевтина Криваксина
Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста

Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста

«Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом»

Рахель Фарнхаген

Внимание детей всегда привлекало хореографическое искусство. Широкое распространение в дошкольных учреждениях, реализующих программы предшкольного образования, приобрела ранняя хореография. Дошкольники любят искусство танца, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели ритмики и хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координации и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности, и эта связь, в известной мере, может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, становится залогом его творческих успехов в художественной деятельности.

В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия дошкольников в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребенка.

Занятия ритмикой и хореографией помогают детям

снять психологические напряжения и мышечные зажимы

выработать чувство ритма, уверенность в себе

развивать выразительность

научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления

воспитать в себе выносливость

скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Воспитательная функция танца эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства ребенка, поэтому занятия танцем являются органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Ранняя хореография в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Для того чтобы ритмические упражнения превращались в маленькие произведения искусства, необходимо органическое слияние движений и музыки, которое мы назвали бы «ритмической гармонией». Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно – сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.

Ритмика и основы хореографии для дошкольников решают как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные.К частным можно отнести следующие задачи:

привлечение детей к систематическим занятиям

укрепление здоровья

воспитание правильной осанки

профилактика заболеваний

повышение работоспособности

развитие основных физических качеств

совершенствование чувства ритма

формирование культуры движений.

В системе дошкольного физического воспитания я уделяю большое внимание задачам формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной выразительности движений; двигательного воображения, фантазии.

Для реализации поставленных задач я разработала дополнительную образовательную программу предшкольного образования детей «Танцевальная мозаика» в старших и подготовительных к школе групп. Для реализации поставленных целей и задач, я использую разнообразные методы и средства преподавания, основанные на личностно – ориентированном обучении. Методика Л. Н. Алексеевой, которую я использую, связана с нахождением приемов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлеченности, когда дети занимаются художественным движением не по принуждению и не во исполнение команды взрослого, а потому, что это интересно самому ребенку. Одним из приемов проведения занятий является разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.

Читайте также:  Физические параметры развития ребенка до года

На своих занятиях работаю не только над формированием физической, но эмоционально – художественной культуры танца, непрерывно подчеркивая связь движений и музыки. Для того чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе, я подбираю для занятий музыкальный репертуар, соответствующий эстетическому уровню восприятия дошкольников (популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни, вызывающие желание двигаться в танцевальных ритмах и настроениях). Отсюда следует вывод, что движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка.

В своей работе использую разные ритмопластические направления. И одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений – это танцевально – ритмическая гимнастика.

Эффективность направления в ее разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему ребенка. В своей работе стараюсь использовать образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности является игровая ритмика, которую я систематически использую в своей работе.

Для развития танцевальных умений и навыков включаю в работу такой раздел, как игровые танцы, который направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.

Для развития мышечной силы и гибкости детей использую методику игровой пластики, которая основана на элементах гимнастических движений и упражнений, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.

Для развития мелкой моторики рук применяю пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Такие упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально – подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий,использую приемы: имитации, подражания, образных сравнений, ролевых ситуаций и приемы соревнований.

Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях хореографии, остаются на всю жизнь. Самое трудное для педагога – заниматься с маленькими детьми, ибо их очень сложно бывает подключить к занятиям.Здесь часто проявляется одна сторона детской психологии: они озабочены более тем, чтобы не получить замечание педагога, а не тем, чтобы получить удовольствие от занятий, даже если поначалу что-то не получается. Раскрепостить ребенка, заставить его забыть о своей неумелости помогает создание на занятиях образных ситуаций.

Также активно применяю театрализацию. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, в них, наряду с музыкально-двигательными заданиями, присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования – кто быстрее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.

Подводя итоги к вышесказанному, хочу отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психологической гимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т. п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.

Читайте также:  Центр развития ребенка уфа отзывы

Мы педагоги стремимся приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их эстетическому развитию, а также способствовать оздоровлению и сохранению их здоровья.

Источник

РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

Детский сад — это первая ступенька становления личности. Именно в детском саду ребенок получает все условия для разностороннего развития. Хореография один из видов искусства, который наряду с другими видами деятельности способствует всестороннему развитию ребенка. Каждый вид искусства имеет свои специфические законы отображения жизни, свои особые формы выражения, методы и материалы. Писатель пишет повесть, пользуясь словом. Композитор в своем творчестве пользуется звуками музыки, художник — красками, скульптор — пластическими материалами. А хореограф — выразительной пластикой тела, движениями, мимикой, жестами. Но все виды искусства объединяет одна цель — создание красоты, которая равнозначна душевному и физическому совершенству. Ведь красота в искусстве порождает в человеке благородные намерения к самосовершенствованию.

Хореографическое искусство — синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и психического развитию ребенка. Способствует его духовному обогащению, творческому развитию, формированию нравственных качеств. Хореографическая деятельность ребенку дошкольного возраста нужна, чтобы не пропустить сенситивного периода, когда использование задатков становится наиболее своевременным для развития специальных способностей и личности.

Считается, что периодом развития у ребенка ритмичности, пластичности, общей танцевальности является возраст 4-6 лет, у некоторых детей и раньше, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Хореографический процесс базируется из нескольких этапов:

1-й: освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытового, бального и народных танцев.

2-й: совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса, освоение танцев и знакомство с современными танцевальными направлениями.

3-й: специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу.

Именно первый этап обучения хореографии протекает в детском саду.

Хореография в детском саду

Хореографическое воспитание приобретает в настоящее время все более системный характер. Многолетняя работа педагогов-практиков в Детских садах, Домах и Дворцах культуры, в Детских школах искусств, в танцевальных студиях и в хореографических кружках дает большой материал для обобщения как в вопросе танцевального образования и воспитания, так и в практике создания детского репертуара, на разных этапах развития отечественной хореографии в целом.

Занятия хореографии — одно из самых любимых занятий детей. Врачи называют дошкольный возраст ребенка – в возрасте двигательной расточительности. Ведь у детей данного возраста так много энергии, что они предпочитают таким занятием, где можно двигаться, проявить себя, открыть свои чувства и настроение, дать волю своему воображению и фантазии, самореализоваться. А наукой доказано, что только во время музыкально-двигательной, хореографической деятельности раскрываются природные задатки и дарования детей.

В детском саду содержание и структура хореографии должны отвечать:

– возрастным особенностям детей

– ведущей игровой деятельности в данном возрасте.

Сами занятия направлены, чтобы:

– приносить пользу ребенку, укреплять здоровье ребенка;

– развивать физические качества, такие как выносливость, координация движений;

– формировать волевые качества, такие как умение преодолевать трудности, настойчивость, дисциплинированность, выдержка;

– укреплять мышечно-двигательный аппарат;

– способствовать творческому процессу;

– развивать художественно-эстетические вкусы;

– культуру поведения и общения;

– расширить знания и кругозор ребенка в мире искусства.

Задача хореографа получить не профессионального танцовщика, а провести ребенка через первый этап хореографического процесса, включающего усвоения азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытового, бального, народного танцев Решающая роль в воспитании интереса к занятиям хореографии зависит только от педагога, от методов, которые он использует. Прежде всего, это создание атмосферы, в которой ребенок может работать непринужденно, без труда и перегрузок, радостно. Это подбор интересных игровых заданий, сюжетов для развода движений, коллективно-порядковых упражнений, танцевальных элементов и танцев. Следует помнить, что для хореографа важен результат, а для детей важен процесс, а не результат. Нужна качественная, доступная цель и достигая ее ребенок проявит себя.  Обучение хореографии — это всегда диалог, даже когда ученик маленький. Но от его настойчивости, направленности и профессионализма хореографа зависит успех совместной работы.

Читайте также:  Недоношенный ребенок развитие умственное развитие

Танец — основа хореографической деятельности

Занятия хореографии базируются на разучивании движений, упражнений, элементов танца, перестроений и, конечно, танцах. Танец — является основой хореографической деятельности, источником эстетических впечатлений ребенка, формирует ее «художественное я». Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку и согласовывать с ней свои движения; развивает и тренирует мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность. 

Занятия танцем формирует правильную осанку, прививает основы этикета, грамотной манеры поведения, дает представление об актерском мастерстве. Кроме того, очень важно, что танец способствует психологической разрядке, преодолению негативных эмоций, снимает напряжение. Дети стремятся выразить себя именно через танец.

Танец состоит из нескольких фигур, каждая из которых — это определенное количество движений и перестроений. При разучивании танца следует помнить, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление и ведущий вид деятельности — игра. Обязательно движение должно иметь определенное ассоциативное название, которое помогает детям представить, что именно и почему они изучают.

Игровое задание делает процесс изучения интересным. Мастерство хореографа заключается в том, чтобы ориентироваться на особенности детей группы и найти определенный метод, кроме показа, чтобы облегчить их восприятие данной задачи, поможет сориентироваться в пространстве, быстро найти свое место в фигуре, в зале. Я использую для разучивании танца метод мнемотехники, а именно мнемотаблици.

Хореография для дошкольников: зачем и как?

В последнее время искусство танца заняло видное место в системе художественного образования дошкольников. Обучать свою дочь или сына в хореографической студии сейчас модно и престижно.

Уроки танца существенно влияют на формирование индивидуальности ребенка, вызывают ее глубокие внутренние изменения. Чтобы более полно применить различные развивающие возможности хореографического занятия, следует помнить, что уроки танца, это прежде всего, уроки искусства, которое является мощным фактором становления эмоционально-личностной жизни человека. К сожалению, многие взрослые считают танец только своеобразной гимнастикой. Между тем, воспитания эмоциональности, духовности — самый важный аспект хореографических занятий.

Хореографические упражнения дают представление про классический танец. Классический танец — это вид хореографической пластики, построенный на определенных строгих законах. Он представляет собой четко выработанную систему движений. Однако именно в детском возрасте закладываются основы классического танца, дается начальное образование. Классический танец направлен на выработку необходимых хореографических навыков: развитие выворотности, укрепления мускулатуры, стоп и подъема, развитие эластичности связок и мягкость движений. Если ребенок стремится выразить себя посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения.

На коллективных занятиях изучаются простейшие танцевальные элементы и композиции. Дети учатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера. Все навыки и умения, приобретенные на коллективных занятиях, пригодятся детям в дальнейшей жизни. Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Существует мнение: чем раньше начать формирование физических умений, необходимых для искусства хореографии, тем большего успеха будет достигнуто.

Многие преподаватели, несмотря на такую идею, ради творческой самореализации или высокой оценки со стороны руководства и родителей ставят целью создание танцев для показательных выступлений. Воспитанники для таких специалистов является лишь своеобразным материалом (как краски для художников), а уроки этих педагогов предусматривают изучение сложных для малышей движений и получения детьми физической и нервной нагрузки. Получает ребенок удовольствие от таких занятий? Улучшается ее здоровья, или развиваются творческие способности в то время, когда ее заставляют выполнять непосильные задачи? Конечно же, нет. Ведь здоровье ребенка зависит от физического и эмоционального комфорта.

Поэтому не стоит добиваться быстрого внешнего результата любой ценой. Помните: главное —  не навредить здоровью ребенка.

Источник