Развитие уверенности в ребенке в доу

татьяна мазурова
Как развивать в ребёнке уверенность в себе

Многие родители задают вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать его, как научить ребенка достойно защищать себя, уметь преодолевать препятствия и не прятаться за спину родителей тогда, когда можно решить проблему самому.

Самое главное, с чего хотелось бы начать – это убедить родителей, что все это зависит от них, от подхода к ребенку, от стиля воспитания в семье и от личности самого родителя. Есть еще одно важное условие – это быть самому уверенным в себе человеком, ведь дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно.

Если у вас есть какие-то собственные нерешенные личностные проблемы, особенно если они связаны с вашей уверенностью, вам необходимо поработать над этим.

Есть и еще правила общения с собственным ребенком, выполняя и соблюдая которые, у ребенка есть шанс стать личностью и иметь чувство собственного достоинства.

Правило первое. Ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.

Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открытыми и доступными для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи.

Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбления, незаслуженное наказания. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить и предупредить.

Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.

Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встрять в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение.

Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.

Правило седьмое. Когда ребенок маленький, избегайте в оценке ребенка слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, которые причиняют боль или неприятности, от которых он может пострадать.

Правило восьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.

Правило девятое. Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся жизнь ребенка с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортшколы, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция. Особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим в игре. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ повысить популярность в группе – это придумать новую игру (помочь могут родители, принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

Правило десятое. Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).

Читайте также:  Первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка

Правило одиннадцатое. Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.

Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.

Дети очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Поддержите и поощрите малыша в игре, он станет более уверенным, у него повысится самооценка, то есть он будет учиться любить себя.

Станьте идеальным партнером по игре и покажите, как может развиваться совместная игра. Пусть Ваш ребёнок будет лидером, а Вы зеркально отражайте его действия. Ребёнок укладывает игрушку спать в кукольную коляску. Вы тоже укладываете игрушку спать в картонную коробку. Он выбирает игру с машинами: “Я возьму желтую”. Вы говорите: “Замечательно! Тогда я возьму синюю”. Покажите, что Вы вполне довольны своей ролью и поддерживаете его замысел.

Зеркальное отражение игры Вашего ребёнка поможет ему:

наслаждаться игрой вместе с вами;

почувствовать, что он может быть главным в игре;

увидеть, что вам нравится играть с ним.

Большое значение для развития уверенности в себе и самооценки ребенка имеют музыкальные игры. Выберите спокойное время для игры. Сядьте поближе к малышу и попросите помолчать, закрыть глаза и внимательно прислушаться. Что Вы слышите? Возможно, пройдет минута, чтобы “настроиться” на звуки вокруг вас, и вскоре вы сможете различить тиканье часов, шум проехавшей мимо машины, пение птички, чей-то свист. Научите малыша слушать внимательно и называть звуки, которые он узнал.

Игры, включающие слушание, помогают детям:

сконцентрироваться на одном чувстве – слухе;

расширить представление об окружающем мире;

научиться отличать один звук от другого;

подыскивать слово для описания того, что они слышат;

наслаждаться Вашим обществом.

Развитие уверенности в себе придаёт возможность сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Всегда создавайте ситуацию, в которой малыш должен будет принимать решение. Например, утром положите на кровать все, что нужно ребенку для одевания, но обратите его внимание на то, что футболок две. Спросите у него: “Какую ты выберешь?” – и согласитесь с его выбором. Во время еды тоже предложите выбор. Например, скажите, что сегодня будут бутерброды и спросите: “С чем ты хочешь бутерброд, с сыром или с вареньем?”

Выбор помогает детям:

почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

развить положительное отношение к себе;

учиться выражать свой выбор;

понять важность умения слушать и говорить.

Совместная деятельность сблизит Вас с ребёнком, даст малышу комфорт и веру в себя, свою значимость в ваших отношениях с ним.

Смастерите вместе с малышом, например, коробочку для сокровищ. Для этого Вам понадобятся: несколько коробок среднего размера (идеальный размер – обувная коробка, скотч для соединения коробок “бок о бок”, фломастер или ручка, чтобы написать название коллекционируемых вещей, например “камешки”, “шишки” или “красивые предметы”. Предложите крохе в этой коробочке коллекционировать “сокровища”, которые он выбрал или нашёл. Расспросите, где он их нашел: в саду, за сараем, на прогулке в парке и т. д.

Коллекционирование с помощью «сокровищниц» поможет ребенку:

оценить свою собственную коллекцию;

иметь “имущество”, принадлежащее только ему, а не совместное с братьями и сестрами;

понять, что такое “сувенир на память”;

найти слова, чтобы рассказать о своей находке или каком-либо предмете.

Источник

Картотека игр на развитие уверенности в себе.

Важным показателем эффективности общения является уверенное поведение. Тревожным, замкнутым, неуверенным в себе детям зачастую трудно установить дружеские  отношения со сверстниками. Они чаще предпочитают игры в одиночестве, либо выполняют роль ведомого. Для таких детей именно игра может стать той школой, где они по-новому посмотрят на себя, испытают позитивное внимание сверстников, почувствуют радость успеха от совместной деятельности.

Эти игры помогут научить детей:

  • Различать свои индивидуальные особенности: внешний облик, манеру поведения;
  • Радоваться удаче, успеху;
  • Описывать свои чувства, желания;
  • Передавать свои чувства, желания разными средствами (жесты, мимика, поза, походка, слова);
  • Осознавать свои мышечные и эмоциональные ощущения.

«Угадай, о ком говорим»

Цель игры: развитие уверенности в себе.

Выбирается ведущий. Дети загадывают одного из участников и дают водящему его позитивное описание, не называя его по имени и не описывая одежду. Например: «У этого ребенка красивые длинные светлые волосы, голубые глаза. Его любимая игра – в прятки. Он любит рисовать, хорошо танцует. И т.д.»

Задача водящего – узнать, о ком идет речь.

«Найди пару»

Цель игры: научить передавать информацию с помощью мимики.

Читайте также:  Как способствовать развитию ребенка в 4 месяца

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Сейчас нам каждому нужно найти себе пару. Каждый будет искать ее так, чтобы другим это не было видно. Можно встретиться глазами, улыбнуться, подмигнуть, чтобы другой участник понял, что вы хотите с ним составить пару».

Затем ведущий считает до пяти, и дети по команде «Начали!» подбегают к своим партнерам и становятся в пары. Для тех детей, кому не удалось с первого раза найти себе пару, игра повторяется.

«Ветер дует на того…»

Цель игры: научить выделять индивидуальные особенности сверстников.

Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того…». Продолжение фразы может быть таким: «У кого светлые волосы», «Кто в красной одежде», «Кто любит смеяться», «Кто высокого роста» и т.д.

После фразы все, у кого есть такая отличительная черта, должны собраться в одном месте.

Примечание. В старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие – его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.

«Дрессировщики»

Цель игры: развитие уверенности в себе, умения работать в паре.

Ведущий предлагает детям «отправиться в цирк». Дети делятся на пары: один играет роль зверя, второй –  дрессировщика.

Задача каждой пары – придумать и показать свой номер всей группе.

Задача остальных детей – догадаться, какое животное представляет дрессировщик.

«Моё любимое животное»

Цель игры: развитие внимания друг к другу, умения с помощью мимики и пантомимы передавать задуманный образ.

Каждый ребенок по очереди выходит перед группой и с помощью мимики и пантомимы изображает свое любимое животное. Участники стараются угадать это животное.

Можно предложить ребятам изобразить животное, разделившись на пары, группы.

Варианты: показать сказочного персонажа.

«Я самый»

Цель игры: повышение самооценки ребенка.

Дети стоят в кругу, в центре которого поставлен стул.

Дети идут по кругу и говорят: «Кто сегодня всех умней, всех румяней и белей?» Ведущий отвечает: «Это наша Танечка! Ну-ка, Таня, выбегай! На волшебный стул вставай!»

Тот, кого назвали, встает на стул. Дети по очереди называют положительные качества этого игрока. Например, один ребенок говорит: «Таня красивая!», остальные дети хором скандируют: «Красивая! Красивая! Красивая!».

Затем выбирают следующего участника и игра повторяется.

«Магазин»

Цель игры: научить вежливо общаться с окружающими, употреблять в речи «волшебные» слова.

Из числа участников выбирается продавец, остальные игроки – покупатели. Организуется «магазин», продавец встает за прилавок.

Ведущий говорит:

– На полке в нашем магазине стоит много игрушек. Игрушку вам продадут, только если вы попросите это сделать вежливо.

«Запрещенное движение»

Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям, развитие внимания.

Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит, что сейчас он будет показывать разные движения, а частники должны за ним их повторять, кроме одного – запрещенного (показывает, какое именно запрещенное). Ведущий начинает выполнять разные движения руками, ногами телом головой, лицом, среди них неожиданно показывает запрещенное. Кто его повторил, становится ведущим. Он изобретает сове запрещенное движение. Таким образом, становится уже два запрещенных движения. Игра продолжается дальше.

«Перевертыши»

Цель игры: развитие умения внимательно слушать друг друга, тренировка в переключении внимания.

Дети стоят в кругу. Ведущий, показывая на свой нос, говорит: «Это моя коленка». Ребенок, стоящий рядом с ведущим, должен показать на свою коленку, а назвать другую часть тела, например: «Это мой нос». Следующий ребенок, показывая на рот, называет другую часть тела. И так далее.

Игра продолжается дальше по цепочке, по мере овладения правилами темп игры убыстряется.

«Руки – звери»

Цель игры: научить с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.

Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине соседа справа. Ведущий говорит: «Рука наша веселись и в лягушку превратись!»

Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т.п.

Примечание. Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно выполнять и левой рукой, либо двумя одновременно.

«Назови себя»

Цель игры: научить детей давать позитивную самооценку.

Дети сидят на стульях. В руках ведущего мяч. Он поочередно бросает его участникам. Каждый ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например: «Антон – аккуратный, активный…», «Саша – самостоятельный, смешливый, смелый…».

Примечание. Иногда детям достаточно сложно подобрать необходимые слова на заданную букву. Поэтому на помощь приходит вся группа вместе с ведущим.

«Колечко»

Цель игры: научить детей внимательно относиться друг к другу, замечать эмоциональное состояние других партнеров по игре.

Дети садятся в круг, ведущий ходит по кругу и незаметно вкладывает в ладошки одного из игроков колечко. Детям предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Источник

Развитие социальной уверенности у детей

Социально неуверенные дети – дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Социальная неуверенность – это дисгармоничное взаимодействие ребёнка с социумом. Однако на первое место ставим неумение гармонично взаимодействовать с самим собой, т.к. неумение взаимодействовать с социумом – фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой.

Читайте также:  Коррекционно развивающие программы на развитие психических процессов ребенка

В педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, т.е. как гипоактивность.

Если же неуверенность понимать на глубинном личностном уровне как неуверенность в самом себе, своей уместности в социуме, как конфликт в самом себе, как конфликт индивидуального и социального, то её проявлением может быть и  гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Это разделение носит условный характер. Даже гипоактивные дети часто могут проявлять агрессивность,  но с методологической точки зрения, гиперактивность в агрессивной форме следует выделять в самостоятельный вид проявления социальной неуверенности.

Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится  самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат.

Именно поэтому мудрые родители и педагоги стараются помочь ребёнку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребёнка (затем у взрослого человека) формируется  осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это даёт социальноуверенное поведение, социально – компетентное  самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Если ребёнок не получает любви и психологического благополучия, то он испытывает негативные переживания, осознавая их, что отражается  на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает её по какому – либо каналу, это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Для педагогов очевидно, что самооценка ребёнка, его отношение к себе  и восприятие себя во многом определяет его поведение и успеваемость.

Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше ориентироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительную Я – концепцию, которая определяется  тремя факторами:

1 – чувством собственной значимости;
2 – уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности;
3 – убеждённости в импонировании другим людям.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем возрасте – это семья.

Всякая деятельность имеет определённую цель. Способность ребёнка достичь её даёт уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию собственной компетенции.
Чувство собственной значимости или ничтожности идёт от общей оценки, которую ребёнок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность. Все эти факторы имеют социальный характер. Социально неуверенные дети, склонны, почти во всех делах, находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться к детской группе, затем к школьной жизни и переходит во взрослую жизнь.

Ребёнок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отражённая оценка социума – таков его и социальный статус, Возможность взаимодействовать с социумом, т.е. по сути таково его психическое здоровье. Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом, вызывают социально неуверенное поведение – это путь к нездоровью.

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребёнка

На вербальном уровне:

  • речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, с повтором одного слова или наоборот: громкая, быстрая, сбивчивая и невнятная;
  • рассказывает очень мало или молчит;
  • зачастую не могут выразить словами своё  эмоциональное состояние;
  • вызывает затруднение просьба: назвать себя по имени, назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

  • пониженная моторная активность, сидят тихо, не привлекают внимания;
  • часто плаксивы и апатичны;
  • мимика лица или вялая, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущённая улыбка;
  • не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнёра, отводят глаза.

На уровне социальных контактов:

  • неприсоединение к группе играющих детей;
  • разные формы отказа от контактов с чужими людьми;
  • нежелание расставаться  с близкими и родными;
  • нежелание покинуть дом, общаться с друзьями ;
  • неумение самоутверждаться, выдвигать требования, сказать «нет», высказывать своё мнение, идти на компромисс;
  • беспомощность, паника в трудных ситуациях.

Особенности педагогической технологии работы с детьми

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Всю работу с детьми можно условно разделить на 2 направления.

Основы   социального  взаимодействия

I – социальные способности:

  • положительный образ – «Я-доверие», уверенность
  • способность к восприятию др. человека (людей).

II – социальные навыки: 

  • умение устанавливать контакты и действовать в разных коммуникативных ситуациях
  • умение реализовывать самоутверждающие способы  поведения. 

Положительная «Я-концепция» предполагает доверие к себе, которое рассматривается как чувство уверенности в его поведении. Социально – уверенный ребёнок верит в свой успех и положительный результат при решении задач. Если ребёнок доверяет себе, то он уверен в достижении положительного результата.

Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение видеть, слышать, чувствовать другого, умение понимать и сопереживать ему.

Установление контактов – это устанавливать связь, объединяться, договариваться, обращаться с просьбой, излагать своё мнение, слушать другого, дискутировать.

Источник