Развитие уверенности ребенка школьного возраста

Развитие уверенности ребенка школьного возраста thumbnail

Способы развития у школьников уверенности в себе  ( развитие творческого мышления)

(Подкопаева А.Г. учитель начальных классов МОУ СОШ №12 г.о. Жуковский Московской области)

Природа творчества полностью до сих пор не изучена, несмотря на то, что творческое мышление является высшим проявлением феномена человека. Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов. Развитие психических процессов, в том числе творческого мышления, идет у ребенка в определенном порядке, и велика роль взрослого в развитии ребенка.

Вся история человечества – это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок, чем путем простого подражания природе. Новые задачи требуют более глубокого, осмысленного и творческого решения.

Р.Ф.Томсон определяет творческое мышление, противопоставляя его критическому мышлению: “Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое – выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного развития необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: «творческое мышление является помехой для критического, и наоборот».

Современные социально – экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Творчество, как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

1.         Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

2.         Социальная и личная значимость и прогрессивность;

3.         Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;

4.         Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, мотивации, творческих способностей);

5. Новизна и оригинальность процесса и результата.

Творческое мышление – высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;

1.         Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти своё собственное решение;

2.         Творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;

3.         В третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие
объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны;

4.         Человек, с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок для формирования новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической, спонтанной гибкостью.

Для активизации мышления детей, можно использовать различные методы. Занятия начинаются с простого с 1 класса. Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их. Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего-либо словами – символами.

“На реке”;

– Бульк! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх! – Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк!

Можно ребенка наполнить образом и он превращается в петуха, кипящий чайник, одуванчик, автомобиль.

ЦЕЛЬ: Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования развития исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

ЗАДАЧИ:

1.     Поддержка развития творческой исследовательской активности детей.

2.            Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;

3.            Активное включение детей в процесс самообразования и саморазвития;

4.            Учить методам и приемам научного исследования;

5.            Учить работать с научной литературой.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

•        Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровня креативности;

•        Обучение учащихся работе с научной литературой;

•        Подготовка, организация и проведение научно – практических турниров, конкурсов, олимпиад;

•        Редактирование и издание научного сборника.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль урока в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. По опыту знаю, что даже у самых равнодушных можно побудить интерес. Для этого занятия стремлюсь проводить в различных формах: это и деловые игры, и дискуссии, и беседы за круглым столом, и устные журналы и другие.

Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни – один из основных путей активизации образного мышления. Это и важный способ пробуждения творческих сил.

Заметим, что в автобиографических произведениях всех великих писателей, поэтов, педагогов подчеркивается, какое важное значение в их творческом становлении имел мир родной природы. К. Паустовский вспоминал о своем детстве: « Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля».

Есть древняя притча: в глубину тайны мира неуверенной стопою идет неопытный путник, жалуясь на израненные ноги; он не знает, что не ноги нужны ему в этом трудном походе, а крылья – крылья вдохновения. Человек, обладающий образным мышлением, видит мир иначе – более ярким, праздничным.

Любовь к природе — могучий источник творческих сил, радости жизни, благородных чувств. Важно дать детям возможность чаще бывать на природе, научить их замечать, как много вокруг тихой, неброской красоты.

Рассказывают, что наших туристов, приехавших в Японию, привозят на автобусах в горы и оставляют там почти на час. Туристы возмущаются: « Мы теряем время: тут же ни музеев, ни магазинов, одни скалы». Японцы вежливо разъясняют: « В вашей сегодняшней программе эти 45 минут отводятся для любования природой».

Читайте также:  Обязательное условие развития мышления ребенка

Созерцание скал, цветущей сакуры, праздничных фонариков, составление букетов… Может быть, одна из причин того, что маленькая Япония достигла высот в развитии науки и техники. И состоит в том, что там отводят специальное время для созерцания природы? Нет, это не пустая трата времени. Игнорируя тягу детей к общению с природой, взрослые закрывают доступный и естественный для их возраста канал развития творчества. В итоге личность, безвозвратно теряет какие – то оттенки чувств, нюансы восприятия жизни, творческого отношения к ней.

В начале урока провожу игры на развитие внимания, памяти, мышления, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи сказочного характера, веселые задачи, игры- путешествия. Значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но главное игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.

Разнообразны задания на развитие внимания:

«Фотографирование» предмет, тренировки по скорочтению, различные лабиринты, упражнения с таблицей гласных и согласных, игра «Кто больше?», задания по восстановлению знаков, чисел, букв. Игра «Звездный час» и другие.

Разнообразны задания для развития памяти:

Математические слова, продолжи «цепочку» взаимосвязанных слов, повтори за мной, рассмотреть незнакомый предмет и описать его, рассмотреть репродукцию картины и описать его по памяти, « предмет (например, карман -внутренний, дырявый, пустой и т. д.), проиллюстрировать сказку, рассказ стилизованными рисунками, воссоздать знакомые звуки и т. д.

Задания для развития воображения и представлений: Составление из счетных палочек геометрических фигур, букв, бабочек, цифр; перекладывание счетных палочек так, чтобы из одной фигуры получалась другая.

Задания для развития мышления:

Продолжи ряд чисел; сравни условия и решения задач; выдели группу чисел, слов по признаку; сравни выражения, не выполняя вычислений.

Развитие речи

Умение правильно изложить свои мысли, обосновать свое мнение умение вести дискуссию, общаться со взрослыми и сверстниками формируется в течении лет. Здесь необходимо использовать потенциальные возможности каждого ученика. Для этого стараюсь предусматривать задания разной степени сложности, даю право выбора детям. Предусматриваю дополнительные заданий повышенной сложности .Пусть не все с ним справятся, это и не нужно. Главное, чтобы дети могли выбрать задание по своим возможностям. Интересы и склонности у детей различны. Важно выявить особенности каждого. Все дети талантливы, раскрыть этот талант, помочь раскрыться должны мы.

«Малышей надо посадить за парту лишь для того,- говорил Ш.А. Амонашвили, – чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них творческих задатков, уверенности в себе , которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют важное значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности».

Итак, использование различных методик, способствуют активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами;

1.         Дети свободно адаптируются в социуме;

2.         Они начинают замечать мир в другом ракурсе;

3.         Ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;

4.    Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;

5. Трепетное отношение к природе.

Источник

Автор: Наталья Визер

Развитие уверенности ребенка школьного возраста

Развитие уверенности в себе у детей и подростков

Проблема развития уверенности в себе очень актуальна сегодня. Дети и подростки часто не верят в свои силы. А это значит, что они не могут добиваться целей, уверенно заявлять о себе, комфортно чувствовать себя в обществе. В нашей статье Вы узнаете о том, откуда берется неуверенность, как с ней правильно работать, чтобы помочь ребёнку, и получите практические рекомендации по развитию уверенности в себе у подростков.

Причины развития неуверенности

Уверенность – чувство защищенности, веры в собственные силы.

Это возможность опираться на себя.

Уверенный в себе человек уважает других людей, проявляет творчество, готов пробовать новое, легко заводит друзей, несёт ответственность за свои поступки.

Согласитесь, в жизни любого человека бывают победы и поражения. Не всегда получается всё сделать правильно. И это нормально. Когда инициатива ребёнка пресекается, ему не дают возможность совершать ошибку, постоянно исправляют, или любой промах представляется катастрофой ребёнку становится просто страшно что-то пробовать. Также неуверенность в себе формирует принцип жизни жизнь строится по принципу ”мама лучше знает” – то есть не надо пробовать, я тебе скажу как правилно.

Появляются вопросы – а я смогу? Получится? А что если нет …Я же не знаю как это делать… Да нет, не буду пробовать …

И вот она – неуверенность в своих силах, страх совершить ошибку, боязнь пробовать новое.

Как понять, что ребенок не уверен в себе?

  1. Он не заканчивает свои дела до конца
  2. Он постоянно жалуется и винит во всех своих ошибках других людей
  3. Он становится агрессивным, грубым или, наоборот, замкнутым в себе
  4. Он проявляет раздражение к мелким деталям
  5. Он подражает другим детям
  6. Он тяжело находит общий язык со сверстниками
  7. Ему сложно начинать новые дела
  8. Он очень боится совершить ошибку

Важно вовремя увидеть, что в присутствует проблема неуверенности в себе. Этот вопрос можно решить. А если не обратить внимания на это – ребёнок может лишается многих возможностей, таких как раскрытие творческого потенциала, способность принимать собственные решения и в принципе стать счастливым человеком.

уверенность ребенка

Как вселить уверенность в ребенка?

Читайте также:  С какого возраста развитие ребенка

Давать задания, с которыми он в состоянии справиться. Следует разговаривать с ним, задавать вопросы, как простые (“Как дела?”, “Как прошел твой день?”), так и серьезные (“Что ты думаешь об…”, “Как ты считаешь, что лучше приготовить на ужин?”). Причем ответы на них стоит слушать и слышать.
Не стоит считать любую попытку Вашего ребенка поспорить с Вами – недостатком воспитания или его неуважением к Вам. Постарайтесь интересоваться его мнением, уважайте и принимайте его.
Занимайте ребенка. Давайте возможность пробовать силы в разных областях. Он будет чувствовать себя более уверенным в себе, если у него найдется дело, в котором он преуспеет. Важно дать почувствовать успех.
Разрешите ошибаться, научите проигрывать. Помогите понять что это нормально , что нет идеальных людей.

4 вещи, которые запрещено использовать в воспитании

  1. Сравнивать его с другими детьми – запрещенный прием. Он начинает чувствовать себя неполноценным, недостаточно хорошим.
  2. Подавлять инициативу – распространенная привычка. На успешность своего подрастающего человечка теперь даже не рассчитывайте. Если не верите в его силы, то как он сам сможет в них поверить?
  3. Частые наказания – ещё один неверный подход к воспитанию. Нужно уметь объяснить и доказать. Наказать и оставить в недоумении – звучит ужасно.
  4. Осуждение в выборе друзей, подарков и т.п., что бы Вы не пытались этим сказать, будет воспринято как неуважение личного выбора ребенка.

Развитие уверенности ребенка школьного возраста

Застенчивость у детей 5-8 лет – особенности, диагностика и решение проблемы

Замкнутый ребенок в 5 лет – частое явление в наши дни. Вопрос почему ребенок замкнутый часто задают себе заботливые родители. Скромность вполне может быть наследственной чертой. Воспитание – важно, но врожденные особенности характера всё же есть. И они влияют на поведение. Но это не значит, что в этом случае нельзя помочь. Просто стоит ещё более внимательно отнестись к вопросу воспитания.

Застенчивость у детей дошкольного возраста – явление распространенное. Полагать, что замкнутые дети болезнь , которую нужно лечить не совсем верно. Застенчивость – это черта характера, особенность , к которой нужно отнестись внимательно и приложить максимум усилий, чтобы помочь вашему чаду адаптироваться в мире и стать более уверенным в своих силах. Анализируя вопрос отчего ребенок вырастает замкнутым причины этого можно увидеть как в особенностях характера так и в воспитании. Каждый случай отличается друг от друга.

Диагностика застенчивости у детей младшего школьного возраста
Конечно , этот вопрос должен решать специалист. Но если Вам кажется, что Ваш ребенок замкнутый, но не знаете, следует ли Вам волноваться пройдите небольшой тест. Поставьте галочки возле тех пунктов, которые совпадают с поведением вашего чада:

  1. Он не проявляет инициативу
  2. Он скрытный и самокритичный
  3. Он боится контакта с чужими людьми
  4. Он нерешителен
  5. Он тихо говорит

Если, как минимум, три пункта про Вас, значит следует побеспокоиться. Не стоит бояться психологов, во время выявить проблему и решить её важно. Уверенность это – огромная часть будущего ребёнка, это возможность жить полной жизнью.

С одной стороны кажется, что нет ничего плохого в застенчивости. Тихий, вежливый. Сидит себе в сторонке, занимается своими делами, никому не мешает. Обычно такие дети не считаются проблемными, однако, представьте, как тяжело им жить со своей застенчивостью!

Проблемой для Вашего ребенка может стать обыкновенный телефонный разговор, просьба о чем-то. Ему тяжело задать вопрос на уроке в школе или, когда его просят о чем-то взрослые, из-за чего он выполняет задания, которые ему дают, не так хорошо, как если бы он что-то уточнил.

Только представьте себе, сколько открытий могло бы сделать человечество, если бы замкнутые люди не были таковыми.

Что делать, если ребенок замкнутый?

Решать проблему. Нужно научиться поощрять детей, в меру их хвалить, выслушивать их и поддерживать, при необходимости.

Учите улыбаться, разговаривать, помогайте находить увлечения, пользоваться чужой помощью. Лучший способ для этого – собственный пример и поддержка.

Если у вас замкнутый ребенок советы психолога будут вам полезны. Основное, что нужно делать – поддерживать его спонтанность. Помогать ему быть самим собой, совершать выбор.

Повысить самооценку уверенность в себе Вам помогут программы по развитию уверенности в себе для детей 6-8 лет. Вы хотите научить Ваше чадо уметь справляться с любой ситуацией и быть уверенным в себе? Справляться со страхом? Придать ребенку уверенности в себе помогут занятия с психологом. В небольшой группе опытный специалист сможет определить причины возникновения проблемы, найдёт индивидуальный подход и поможет решить вопрос. А родители получат грамотные советы.

В тренинговом центре К.О.Т. разработана программа, которая учитывает возрастные особенности младших школьников. Вы можете узнать подробнее на странице курса по развитию уверенности и работе со страхами у детей.

Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость

Подростковый возраст, как и все кризисы перехода из одного этапа жизни в другой, – тяжёлый период. Становится непонятно: с кем общаться, кем стать, каким быть? Ещё не взрослый, но уже не ребенок, запутавшийся и, чаще всего, неуверенный в себе.

Неуверенность у детей чаще всего связана с психологическими факторами. Неуверенность у подростков – с социальными. На подростка давит общество, телевидение, сверстники и, в конце-концов, он не понимает, достаточно ли хорош.

Неуверенный подросток

Неуверенный подросток:

  • Боится пробовать новое – его будут преследовать вопросы по типу: “А смогу ли я? А вдруг я все сделаю плохо, у меня ничего не получится?”. Ему кажется, что лучше не пробовать, чтобы не опозориться.
  • Стремится не отличаться от других – ему кажется, что если он будет отличаться, то покажется странным, выбьется из толпы, перестанет быть уважаемым.
  • Приукрашает без этого он не кажется интересным самому себе, и считает, что в глазах своих друзей он будет выглядеть круче.
  • Говорит о себе с пренебрежением в ответ на комплименты – “Эта кофта красивая? Ничего подобного, купила ее сто лет назад, старье.”, “Я получил хорошую оценку? Да нет, просто списал.”
Читайте также:  Ребенок 3 года логопедические упражнения для развития речи

Как вернуть уверенность в себе подростку? Советы для родителей и подростков

Для родителей: разговаривайте с подростком. Не осуждайте, не ругайте. Вы можете дать совет, если Вас о нем просят, но ни в коем случае не лезьте в чужие дела. Подросток хочет справиться со всем самостоятельно.

Позволяйте подростку высказать свою точку зрения, уважайте его мнения и взгляды. Если у него что-то получилось хорошо – обязательно похвалите его. Следует внушить уверенность Вашему ребенку. Скажите, что не сомневаетесь в нем, что у него все получится. Подростку, как никому другому, нужна Ваша поддержка.

Для подростков: если, читая список выше, ты узнал себя, значит у тебя проблемы с уверенностью в себе. Постарайся найти в себе что-то положительное, и, если будет трудно, отталкивайся от этого.

Не заводи фальшивых друзей, чтобы казаться более популярным. Такие друзья – только до окончания школы. Настоящие друзья – навсегда. Если ты сейчас в возрасте 9-17 лет и не можешь самостоятельно бороться с неуверенностью в себе, ты можешь пройти тренинг по абонементу на 3 месяца или пройти курс на месяц для подростков по развитию уверенности. Здесь ты научишься адекватно оценивать себя, воспитывать в себе уверенность и понимать себя.

Комплексы у подростков

Вместе с неуверенностью в себе всегда приходят комплексы, связанные с телом, внешностью. А в подростковом возрасте тело меняется , становится другим. И часто возникает чувство что “что-то не так”, желание спрятаться, убежать. Недовольство внешностью – очень частая проблема у подростков.

Комплекс – установка в бессознательном. Человеку не нравится какая-либо вещь в себе, он постоянно переживает по этому поводу, боится быть осмеянным. Но чаще всего этой вещи никто не замечает.

Комплексы есть у всех: и у подростков, и у взрослых людей. Надо учиться от них избавляться, но при этом все ещё трезво оценивать себя.

Бывает страшно не оправдать чужие ожидания, и часто кажется, что ты хуже всех. Есть много примеров, и Вы, скорее всего, сталкивались с ними в реальной жизни.

“Мои родители хотят, чтобы я стала врачом, как моя сестра. По биологии у меня плохие оценки, зато я прекрасно рисую и хотела бы заниматься этим в будущем.”

“Мама говорит, что я очень талантливая, и обязана поступить на бюджет в университет и выучиться на юриста. Но я не собираюсь поступать в университет, мне хочется заниматься музыкой.”

“Моя старшая сестра – стоматолог. У нее есть муж и скоро будет ребенок. Мама с папой говорят, что я должна быть такой же, как она, но, если честно, это так скучно.”

Подростку приходится пытаться соответствовать чужим ожиданиям. Иногда, люди действительно начинают занимаются тем, чем их родители хотели, чтобы они занимались. Итак, всю жизнь они чувствуют себя несчастливыми.

Тяжело бывает девочкам, которые, насмотревшись сериалов про девушек с “эталонной” внешностью, начитавшись журналов про поп-див, пытаются им подражать, но сталкиваются с тем, что их внешность недостаточно идеальна.

Несладко приходится и мальчикам, от которых ожидают, что они будут сильными при любом раскладе, не будут плакать, всегда помогут девушке, даже если она с минуту назад нахамила ему. Им прописывают быть рыцарями, которые неизвестно где и когда существовали.

На этой почве подростки перестают любить себя и верить в себя. И никакой родитель здесь не поможет, тут нужно учиться бороться с этим самому.

Неуверенный подросток

Подростковая застенчивость

Есть два периода застенчивости у детей:

  1. 4-8 лет – мы уже обсудили выше
  2. 12-17 лет – в этом возрасте проблема может проявиться вновь.

Подростковая застенчивость, наверное, самая тяжёлая. Если младший дошкольный-школьный возраст – ещё бессознательный, то подростки очень остро чувствуют, когда ими начинают пользоваться ввиду их застенчивости, но сделать с этим ничего не могут.

Причиной этому бывает то, что подросток начинает углубляться в свои проблемы, пытается проанализировать и понять самого себя. Он закрывается от окружающего мира и, иногда, так даже удобнее.

Позже, когда застенчивость проходит, подросток старается “наверстать”, начинает грубить людям просто без повода. Так что застенчивость плавно перетекает в девиантное поведение, часто агрессию.

Как помочь подростку преодолеть застенчивость?

  • Принимайте подростка таким, какой он есть;
  • Уважайте его желания и цели;
  • Развивайте его независимость и уверенность в себе;
  • Помогите подростку избавиться от кумиров;
  • Напомните ему, что идеальных людей не бывает.

Самое важное в общении с ребенком – быть внимательным. Нужно следить за изменениями в поведении, за тем, чем занимается Ваше чадо, что он думает о себе. Главное, не привлекать к себе внимания, не нарушать его планы, прививать ему уважение к другим людям и к самому себе. Неуверенность в себе – вечная история, но если Вы знаете, что делать, как распознать, то это не доставит Вам никаких проблем.

А если вы хотите решить вопрос уверенности под руководисвом опытных ведущих, получить совет и поддержку – запишитесь на наши курсы или позвоните. Всегда рады помочь вам.

Источник