Развитие успешности ребенка в детском доме
Тема публикации: Индивидуальный подход к формированию личности воспитанника детского дома как формирование успешной социализации (из опыта работы)
Каждый ребёнок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель (Аристотель)
А научиться играть на нём так, чтоб в ответ зазвучала душа ребёнка – это целое мастерство.
Одна из главных особенностей педагогической системы учреждений для детей – сирот заключается в том, что у воспитанников не удается в достаточной степени сформировать чувство индивидуальности.
Осознание себя как отдельной полноценной личности часто подменяется безличным “мы”, собственная мировоззренческая позиция, ценностные и нравственные идеалы формируются неадекватно.
Но всё это можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики.
Поэтому актуальным, на наш взгляд, является внедрение инновационных подходов, направленных на всестороннее развитие социально активной личности и индивидуально-ориентированное воспитание в условиях детского дома. Тем более, что согласно требованиям «Постановления правительства РФ №481 от 24 мая 2014года», индивидуализация процесса воспитания на современном этапе – это уже не добрая воля педагога, а его обязанность.
Мы меняем подходы, саму философию процесса воспитания. Ведь в современных условиях верная и продуктивная педагогическая позиция по отношению к воспитаннику возможна лишь при искреннем и безусловном признании, что ребёнок учит, воспитывает, развивает себя сам. Когда ребенок имеет возможность выбирать, пробовать, реализовать свои возможности, развить склонности, сформировать свое «Я», ведь САМОСТЬ – обязательное условие формирования личности ребёнка и условие успешной социализации.
Система нашей работы строится с учётом следующих основополагающих принципов: индивидуализации и открытости.
Под индивидуализацией мы понимаем деятельность взрослого (педагога) и самого ребёнка по поддержке и развитию единичного, особого своеобразного, того, что заложено от природы или что ребенок приобрёл в индивидуальном опыте. Формирование индивидуальности предполагает, что воспитатель признает право ребёнка «быть самим собой».
В нашем случае это достигается за счёт индивидуального подхода к каждому воспитаннику, за счет организации в семье (так в детском доме называют группы) неоднородной воспитательно – образовательной среды.
Ещё один принцип – это принцип ОТКРЫТОСТИ. Мы стремимся сделать детский дом учреждением открытого типа посредством расширения многочисленных контактов с социумом, с социальными партнерами. Поэтому организация жизнедеятельности ребёнка – сироты задаётся не жёстко регламентированным режимом проживания, а характеризуется стремлением предоставить ему как можно больше возможностей для полноценной самореализации через взаимодействие с родителями, родственниками, сверстниками и социально ориентированными взрослыми.
Приоритетные направления этой работы детского дома отражены в «Комплексной программе социализации воспитанников», которую мы реализуем.
Практика показывает, что в условиях Детского дома способности ребёнка могут длительное время оставаться в скрытом состоянии, и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, «взращивания». Позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Моя задача как воспитателя стимулировать стремление моих подопечных к развитию, создать условия для их самодвижения. Я стремлюсь к созданию такого воспитательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост воспитанника и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни.
Моя цель – перестройка самоощущения воспитанника, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, создание каждому ситуации успешности и принятия окружающими. Всё это рассматриваю как необходимые условия влияния воспитания на позитивную социализацию.
В семье, где я работаю, проживают дети в возрасте от 8 до 16 лет. Разновозрастная группа сформирована по принципу психологической совместимости и родственных отношений, ведь прежде чем определить ребенка в семью, проводится большая предварительная работа, собирается и изучается информация о нем, о возможных проблемах и трудностях, анализируется возможная совместимость и несовместимость характеров, в том числе и воспитателей, возможное взаимовлияние детей в соответствии с возрастом, привычками. При поступлении ребенка работа с ним проводится в рамках «Программы работы с вновь прибывшим воспитанником в период его адаптации к условиям Детского дома». За 10-15 первых дней работы с ребенком воспитатели, социальный педагог, администрация, специалисты наблюдают за воспитанником, делают первые выводы, готовят рекомендации по работе с ним. На совещании при директоре проводится обсуждение информации, принимаются решения, составляются индивидуальные планы работы, план по защите прав ребенка, даются рекомендации по возможным формам семейного устройства. Через полгода подводятся первые итоги и планируется дальнейшая работа по индивидуальному сопровождению ребенка.
Группы – семьи детского дома у нас организованы по квартирному типу, сформированы по принципу сохранения родственных связей, группы разновозрастные и разнополые.
Особенность нашей семьи – представители сиротских династий. В период с 2007 по 2013 г. у нас воспитывалось 6 детей, родители которых – воспитанники школы – интерната, которые, к сожалению, не имели опыта жизни в условиях учреждения семейного типа и к воспитанию которых индивидуальный подход не применялся.
1.Сегодня основу организации воспитательного образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому воспитаннику. Мы уверены, что только знание индивидуальности каждого, обеспечивает построение личностно – ориентированной системы воспитания, основа которой – результаты исследования личности ребёнка психологом, логопедом, социальным педагогом, которые анализируют, изучают воспитатели, выстраивающие работу с ребенком, направляющие и фокусирующие усилия всех педагогов – специалистов. Поэтому индивидуально всё – в первую очередь –режим воспитанника с учётом возраста. Такой режим есть у каждого ребёнка в нашей семье. Мы составляем его совместно скаждым ребёнком не только с учетом санитарно – гигиенических норм и правил, но на основе его свободного выбора деятельности, на основе результатов изучения интересов, потребностей, возможностей детей, их психофизических особенностей. В таком режиме определено время для всех основных видов деятельности воспитанника, воспитательных дел, коррекционных занятий, самоподготовки, трудовых и досуговых дел, предусмотрено достаточное свободное и индивидуальное время для чтения, индивидуальных игр, творческой деятельности, совместного проведения времени с друзьями. Дефицит общения со взрослым восполняется благодаря предусматриваемому в режиме времени индивидуальной работы педагога с ребенком.
Таким образом, индивидуальный режим дня становится личностно – значимым для каждого воспитанника, позволяет ему ощутить себя субъектом, сделать выбор, проявить себя. Он является условием и средством развития личности, способствует решению главных задач воспитания, формированию «самости», коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развитию важных положительных черт личности.
2.Мои воспитанники обучаются в 5 учебных заведениях города. Благодаря этому достигается индивидуальность восприятия детей на уровне социума. Конечно, мы, воспитатели, еженедельно посещаем школы, осуществляем контроль успеваемости, посещаемости, проводим беседы с учителями, классными руководителями, выясняя проблемы каждого воспитанника, их удачи и неудачи, отслеживая динамику ребенка, индивидуально подбирая формы и методы воспитания и обучения. Но это далеко не всё. Мы осознаем, что учебная мотивация формируется в семье, поэтому всячески поддерживаем и развиваем ее: контролируем самоподготовку, которая проходит индивидуально для каждого ребёнка, учитывая возраст, сменность школ и внеурочную деятельность.
Оказываем индивидуальную помощь при выполнении трудных заданий. В случае, если ребенок испытывает трудности или материал сильно запущен, организуем дополнительные индивидуальные занятия. В роли репетиторов выступают воспитатели, учителя-предметники по образованию. Также индивидуально организует работу с нашими детьми учитель-логопед детского дома.
Для повышения мотивации учебной деятельности в учреждении проводится конкурс «В погоне за хорошей оценкой». По результатам участия в котором, ребятам вручаются именные стипендии. В конкурсе активно принимают участие дети, имеющие диагноз ЗПР. Положительный результат становится для них мощным стимулом для дальнейшего развития, для работы над собой.
С целью повышения учебной мотивации и возврата к учёбе, практикуем направление воспитанников на индивидуальное обучение по медицинским и социальным показателям. Контролируя успеваемость, мы раз в две недели знакомим каждого воспитанника с его оценками, совместно планируем дальнейшую работу. По результатам учебной деятельности в конце каждой четверти мы проводим собрание семьи, где подводим итоги, совместно ставим задачи для каждого на каждую новую четверть.
В ответ на заботу и внимание учителей каждый ребёнок может пригласить своих любимых учителей, классных руководителей на мероприятия в детский дом, принять участие в оформлении праздничных газет, написать своим учителям слова признательности и добрые пожелания. Совместные команды наших детей и учителей, участвующих в веселых праздничных конкурсах, в экспромт – флешмобах, чаепитие в семье ещё больше сближают наших воспитанников с их учителями.
3.Приоритетным направлением воспитательной работы является развитие индивидуальных творческих способностей. Ориентация на индивидуальные возможности, способности, пристрастия воспитанников при выборе ими кружков, секций обеспечивает возможность каждому воспитаннику максимально развить свои возможности и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Это помогает воспитаннику определить своё место в мире профессий, а воспитателю предоставляет возможность создать ребенку ситуацию успеха, включить в ту деятельность, где ребенок сможет проявить себя, почувствовать свою значимость, поверить в себя, самоутвердиться в глазах окружения, испытать радость от собственной самости.
Все мои воспитанники посещают кружки и спортивные секции по интересам и способностям на базе Детского дома, в городе, по составленному расписанию, в свободное от уроков время, при условии выполнения домашнего задания – это знает каждый, это наши правила, которые обсуждались и принимались всеми. Мы, педагоги, тесно взаимодействуем с руководителями кружков и секций, формируя у детей уважительное отношение к педагогам, к увлечениям друг друга.
Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в детском доме, школьных, городских, республиканских, Российских и Международных конкурсах и соревнованиях. Занимают призовые места. Как воспитатель – не остаюсь в стороне.Стараюсь посещать все городские соревнования, мероприятия, где участвуют дети.
4.У каждого ребёнка в нашей семье есть портфолио, где отражаются его успехи. Каждому воспитаннику семьи собираем фотоматериалы о его детских годах на электронный носитель (раньше это были фотоальбомы). Насколько это важно для ребят, можно судить и по тому, что, приходя на вечера встречи, они у удовольствием разбирают и уносят свои старые фото.
Нация в любые времена сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о детском доме, когда в его стенах будут жить добрые семейные традиции. Поэтому в своей воспитательной работе опираемся на формирование у воспитанников понятия «традиция» и приобщаем к традициям семейного досуга, как одной из форм воспитания.
Ко дню рождения каждого воспитанника готовится праздничный стол, развлечения. Дети сами стряпают сладкие блюда, накрывают стол. Готовят поздравления имениннику. В гости приходят шефы с подарками. И если раньше дни рождения отмечались по временам года, то теперь каждый воспитанник знает, что его будут поздравлять в день его рождения. Мы семьей для каждого воспитанника готовим музыкальное поздравление, учитывая интересы каждого ребёнка.
5.Ежегодно из семьи выходят дети – выпускники. Профориентационную работу мы тоже проводим индивидуально. Основной целью этой работы является формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. В детском доме все выпускники индивидуально сдают экзамены по вопросам права, быта, по вопросам этикета, по кулинарии, когда каждый готовит обед по своему желанию.
При выпуске в конце учебного года на празднике «Замыкая круг» каждому выпускнику вручается «Выпускной чемоданчик». В чемоданчике – предметы быта на первое время, а необходимость их наличия определяется в беседе с самими выпускниками.
6.Считаю, что индивидуальная работа с каждым воспитанником приносит свои плоды. Это можно сказать на примере воспитанницы– выпускницы. Воспитанница с 5 класса стояла на учёте в ОДН за общественно опасное деяние. Проблемы: нежелание учиться, бродяжничество, курение и употребление алкоголя. За девочкой был закреплён общественный воспитатель: зам начальника УО Администрации города, которая, кстати, воспитывалась тоже в школе-интернате. Считаю, что «индивидуально – профилактическая работа» дала свои результаты: воспитанница окончила агростроительный техникум с удовлетворительными оценками только по школьным предметам. За активное участие в жизни техникума имеет грамоты. Имеет семью, занимается воспитанием сына. Не курит. Не замечена в употреблении алкоголя. Получила водительские права. Трудоустроилась. Поступила в высшее учебное заведение республики.
7. Говоря об индивидуальном подходе, нельзя не сказать о работе с родителями и родственниками воспитанников. Мы считаем, что важно предусмотреть индивидуальную работу в этом направлении как с ребёнком, так и с его родителями, родственниками. Мы не берем на себя функции воссоздания семьи, но мы пытаемся привлечь внимание родителей к ребенку, изменить взгляд родителей, родственников на своего ребёнка, помочь ребёнку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Всё это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребёнка. Для поддержания связи с родителями, родственниками мы сообщаем информацию об успехах ребёнка, о его событиях, показываем фотографии, отзывы из школы и тому подобное. Привлекаем социально адаптированных, значимых для детей родственников к процессу взаимодействия, а в некоторых случаях – и к процессу сдерживания. Вместе с детьми мы приглашаем родственников на мероприятия Детского дома, в которых участвуют дети. И понимаем, что успех возможен, если все педагоги детского дома понимают значение и верят в положительный результат данной работы. Все дети нашей семьи поддерживают отношения с родственниками.
8.Так же индивидуально мы подходим к поиску новых семей для наших детей, стремясь соблюдать принцип: семья для ребёнка и ребёнок для семьи, потому долго и внимательно работаем с потенциальными родителями и с самим ребёнком, передаваемым в семью. Так за три года на семейные формы устройства были переданы 6 человек, 1 воспитанник возвращен в кровную семью. Я уверена, что все осознают сложность и необходимость такой работы.
И, думаю, что самая большая награда, когда по истечении многих лет наши выпускники скажут нам слова благодарности.
Это дает силы и рождает понимание, что всё, что ты делаешь сейчас, не напрасно.
7
Источник
Самоподготовка в детском доме, как ступень к успешности воспитанника детского дома.
Как справедливо считает американский психолог У. Глассер «…Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни». В стенах детского дома помочь этому успеху призвана самоподготовка.
Поэтому такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка, в режиме работы детского дома является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.
Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, справочной и другой дополнительной литературой, используя мультимедийную продукцию.
Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:
закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.
выработка рациональных методов и приемов организации труда;
обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;
расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.)
В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:
развитие воли, умения преодолевать трудности;
формирование характера;
выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;
совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.
Реализация этих целей и задач позволяет воспитанникам успешно учиться в условиях массовой школы.
Основные задачи воспитателя на самоподготовке:
– прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы в получении знаний, умений и навыков,
– учить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам,
-учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.
Процесс самоподготовки должен иметь определённую структуру. Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:
подготовка детей к работе;
самостоятельное изучение материала;
самоконтроль и самооценка;
заключительный педагогический контроль.
В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий.
На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности:
– организация деятельности и формирования опыта (воспитанникам необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты – положительными),
– приучение,
– воспитывающие ситуации,
-педагогическое требование,
– инструктаж,
– метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает),
– эмоциональное воздействие, ситуация морального успеха.
Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются:
– информирование,
-разъяснение,
-положительный пример,
-коллективная работа,
-практическая деятельность,
-укрепление веры в силы ребёнка.
Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.
На этапе самостоятельной работы воспитанники овладевают навыками планирования и организации учебной работы, самооценки и самоконтроля. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у ребят положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.
В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности:
– метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение),
– метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование),
– метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения).
Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются:
– самостоятельная работа,
– поиск информации,
– практическая деятельность,
– упражнение,
– переключение на разные виды деятельности.
Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.
Воспитатель должен приучить воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий.
Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток: “Как готовить уроки по русскому языку, математике”, “Как решить задачу”, “Как читать про себя” и др. Они помогают воспитанникам выработать определенную систему в последовательности выполняемых операций при подготовке домашних заданий (устных и письменных). Памятки должны быть лаконичными и конкретными.
При организации самоподготовки необходим дифференцированный подход к различным группам воспитанников: т.е. одни воспитанники получают полную самостоятельность, другие приобретают свободу действий лишь после выполнения определенных заданий, третьи работают всё время под контролем воспитателя.
Знание индивидуальных особенностей воспитанника: его общее развитие, интересы, стремления, отношение к учению, степень его работоспособности, темперамент, основные черты характера, особенности развития внимания, памяти, мышления – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т.е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.
Некоторые воспитанники детского дома в силу своих индивидуальных особенностей не могут готовить уроки вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, некоторые могут готовить устные предметы только вслух, некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному режиму и т.д. Воспитатель должен помочь таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам можно разрешить приготовление устных уроков вне групповой комнаты – в своей комнате.
Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у воспитанников,
через каждые полчаса умственной работы необходимо проводить «физминутки» .
В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить детям возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.
Самоподготовка в детском доме, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
В помощь воспитанникам предлагается памятка по организации самоподготовки:
ПАМЯТКА для детей
“Организация самоподготовки”
Общие рекомендации:
старайся всегда начинать домашнюю работу в точно установленное время;
прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
о том, что задано, узнавай по записи в дневнике;
приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
начинай самоподготовку в определенном порядке;
старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
Рекомендации к решению задач:
прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
повтори условие задачи и ее вопросы;
подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
подумай, по какому плану будешь решать задачу;
проверь ход решения, ответ.
Рекомендации к списыванию текста:
прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
выдели орфограммы в списываемом тексте;
прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Рекомендации по заучиванию стихотворений:
тихо прочитай стихотворение вслух несколько раз, помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить, выясни все незнакомые слова и выражения;
читай медленно стихотворение по фразам, при прочтении постарайся уловить ритм стихотворения и представить то, о чём говориться в прочитанной фразе;
прочитай стихотворение громко и выразительно;
через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
перед сном еще раз повтори стихотворение;
утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
Источник