Развитие ушей у ребенка плод

Развитие ушей у ребенка плод thumbnail

Формирование органа слуха является одним из самых сложных процессов органообразования у человека. В дифференциации тканей висцерального скелета на 4-й неделе внутриутробной жизни появляется зачаток внутреннего уха, а в последующем, к 7-й неделе, и элементы среднего уха.

Внутреннее ухо развивается на основе образования утолщения эктодермальной пластинки («плакода») с дальнейшим ее погружением в мезодерму и образованием слухового пузырька, заполненного эндолимфой. Из верхнемедиального отдела пузырька последовательно отшнуровываются эндолимфатический ход и элементы лабиринта. Нижние части пузырька дают начало формированию улитки.

Постепенно возникают чувствительные рецепторы и первоначально единственный ganglion acusticum распадается на два нервных образования ganglion vestibulare и ganglion cochleare. Окостенение лабирипта в целом, которое происходит к 5-му месяцу внутриутробной жизни, процесс сложный и постепенный. Если отделы внутреннего уха, составляющие собственно лабиринт, проходят период превращения хряща в кость через спонгиозную стадию, то окостенение улитки происходит без предварительного перехода в хрящ.

Таким образом, к 7—8-му месяцу эмбриональной жизни возникает компактная кость лабиринтной капсулы. К этому сроку сама височная кость состоит из трех частей — пирамиды, барабанного кольца и чешуи. К концу 7-го месяца начинает развиваться сосцевидная часть височной кости. В дальнейшем происходит окончательное формирование, которое закапчивается в течение первого года жизни [Калина В. О., Kmita В.].

Процесс развития внутреннего уха человека неразрывно связан с образованием другого, не менее важного по значению для функции слуха разделом анализатора, — формированием среднего уха. В конце 1-го месяца внутриутробной жизни из дорсального углубления первого внутреннего эктодермального кармана образуются барабапная полость и слуховая труба, которые носят в этот период общее наименование — recesses tube — tympanicus.

эмбриогенез органа слуха

Их дифференцировка происходит только па 8-й педеле. Это пространство в утробной жизни не заполняется воздухом, а содержит миксоидную ткань, которая окутывает слуховые косточки. Согласпо данным исследований Bast и Anson, функциональные элементы среднего уха образуются из различных отделов первой и второй жаберных дуг. Так, тело наковальпи и головка молоточка развиваются из первой жаберной дуги, а длиппый отросток наковальни, рукоятка молоточка и ножки стремечка образуются из мезенхимы второй жаберной дуги. Отдельно на 6-й неделе идет формирование основания стремечка из капсулы лабиринта.

Окостенение слуховых косточек, как правило, начинается в конце 3-го месяца внутриутробной жизни и заканчивается к моменту рождения ребенка. До этого периода все стенки барабанной полости и слуховые косточки состоят из хрящевой ткани. Постепенный процесс окостенения стенок барабанной полости заканчивается только к 7-му месяцу внутриутробной жизни. Параллельно этому из мезенхимной ткани, выполняющей барабанную полость, происходит формирование мышц и связок барабанной полости, которые достигают своего полного развития к 8-му месяцу эмбриональной жизни [Demanez J. P.].

He менее сложным является процесс пневматизации височной кости, начало которой отмечается с момента образования recessus tubo-tympanicus. Антральная полость формируется па 21-й неделе утробной жизни плода. У новорожденных antrum выполнен миксоидной ткапыо, которая вскоре после рождения рассасывается, образуя воздухоносную полость. Постепеппо путем сложных превращений различных по строепию тканей происходит возникновение новых воздухоносных полостей уже на первом году ЖИЗНИ ребенка. Основной этап развития сосцевидного отростка с его ппевматизациой завершается у большинства детей к 3—5 годам жизни [Выренков Ю. Е.].

Известно, что наружное ухо формируется из элементов, окружающих первую жаберную щель. Образование cavi-tas conchae и окружающих ее шести бугорков относится ко 2-му месяцу утробной жизни. Эпителиальная трубка, являющаяся продолжением cavum conchac, образует в дальнейшем наружный слуховой проход. Одновременно появляется и барабапная перепонка, которая возникает из ментальной пластинки первичного слухового прохода. К моменту рождения ребенка костный отдел слухового прохода еще отсутствует и окончательное его формирование происходит в течение последующих 1— 1,5 лет [Кручинский Г. В.].

Таким образом, эмбриональное развитие органа слуха является сложным и продолжительным процессом, в котором участвуют разнообразные по строению и происхождению ткани. Длительность периода формирования наружного, среднего и внутреннего уха, сложность превращения тканей на различпых этапах создают множество условий для нарушений развития органа слуха, разнообразных по характеру и тяжести.

Оглавление темы “Операции на органе слуха”:

  1. Антибиотикотерапия и перевязки после операции на ухе. Повторные операции при тугоухости
  2. Отдаленные результаты операций на ухе. Оценка эффективности лечения тугоухости
  3. Реанкилозы стремени после операции. Снижение риска анкилозирования слуховых косточек после операции
  4. Аудиометрия после операции на стремени. Разборчивость речи после слухоулучшающей операции
  5. Хирургическая реабилитация слуха. Детская отохирургия
  6. Эмбриогенез органа слуха. Развитие и формирование уха у плода
  7. Врожденные пороки органа слуха. Нарушения эмбрионального развития уха
  8. Тератогенное влияние лекарств на ухо. Мутации уха
  9. Особенности органа уха у детей. Анатомия и физиология детского уха
  10. Сосцевидный отросток у новорожденных. Пневматизация сосцевидного отростка

Источник

Развитие внутреннего уха плода. Формирование слухового мешочка эмбриона

Первые закладки внутреннего уха распознаются уже в начале четвертой недели в виде утолщенной площадки наружной эктодермы (слуховая плакода), расположенной дорсальнее первой наружной жаберной борозды, сразу же возле нее. Эта утолщенная эпителиальная площадка углубляется, превращаясь в слуховую ямку, а затем впячивается по направлению к утолщенной боковой стенке заднего мозгового пузыря.

Слуховая ямка продолжает углубляться; наконец, из нее образуется замкнутый слуховой мешочек — пузырь, который сначала связан с поверхностной эктодермой, а со временем от нее полностью отделяется, располагаясь затем между задним мозговым пузырем (приблизительно на уровне пятой невромеры) и наружной эктодермой в мезенхимной основе. Между тем на латеральной стенке заднего мозгового пузыря возникает утолщение, являющееся закладкой для слухолицевого узла (ganglion acusticofaciale). К закладке этого узла слуховой мешочек, имеющий эллипсовидную форму, прилегает своей медиальной стенкой.

То место на слуховом мешочке, из которого первоначально исходит спайка, соединяющая слуховой мешочек с поверхностной эктодермой, перемещается на медиальную стенку, где из него в дорсальном направлении начинает расти полый отросток, называемый эндолимфатическим протоком.

Между тем слуховой мешочек как целое увеличивается и удлиняется в дорсо-вентральном направлении. Его вентральная часть является более широкой и образует закладку для улиткового протока (ductus cochlearis), средняя часть со временем превращается в эллиптический мешочек (utriculus) и в сферический мешочек (sacculus), а в дорсальном отделе уже на пятой неделе проявляются первые признаки формирования полукружных канальцев.

Читайте также:  Воспитание ребенка с задержкой психического развития в семье

внутреннее ухо

Из латеральной стенки слухового мешочка начинают расти два сумчатых расширения. Дорсально расположенное расширение дает начало возникновению верхнего и заднего полукружного каналов, из латерального расширения, лежащего почти что горизонтально, возникает боковой полукружный канал (canalis semicircularis lateralis).

Стены этого выступа слухового мешочка в центральных отделах соединяются в эпителиальную мембрану, в то время как периферические полукружные части остаются расширенными, а их полость на обоих концах всегда сообщается с полостью слухового мешочка.

Центральная эпителиальная мембрана в течение шестой недели подвергается обратному развитию, благодаря чему все три полукружных канальца обособляются, превращаясь в полукружные трубочки, на которых возникают соответствующие расширения (ампулы — ampullae). Верхний и задний полукружные каналы открываются в средней части слухового мешочка посредством общего ствола (общей ножки— crus commune).

Между тем остаток слухового мешочка в средней области дифференцируется на сферический и эллиптический мешочки. Эллиптический мешочек возникает из его дорсального отдела, и в него затем открываются все три полукружных канальца. Вентральная часть мешочка в результате сужения отделяется от эллиптического мешочка и становится закладкой для мешочка сферического.

Глубокий желобок, который с латеральной стороны отделяет эллиптический мешочек от мешочка сферического и направляется к месту отхождения эндолимфатического мешка (saccus endolymphaticus), сужает сообщение между этими двумя мешочками. У взрослого человека эти обе части отделены одна от другой, но между ними сохраняется сообщение в виде узких нанальцев, которые их одновременно связывают также и с эндолимфатическим мешком. Эти канальцы представляют собой, собственно, рогаткообразное разделение основного отдела эндолимфатического протока, называемого протоком из эллиптического в сферический мешочек (ductus utriculosaccularis).

– Также рекомендуем “Развитие улитки уха. Формирование кортиева (спирального) органа уха эмбриона”

Оглавление темы “Развитие глаза и уха эмбриона”:

1. Носовые раковины плода. Развитие глаза эмбриона

2. Формирование глазного яблока. Закладка глазного яблока эмбриона

3. Дифференцирование глазного бокала. Развитие хрусталика и сетчатки

4. Формирование глазного нерва. Этапы формирования хрусталика

5. Питание хрусталика. Развитие стекловидного тела глаза

6. Формирование сосудистой оболочки глаза. Формирование век у эмбриона

7. Формирование слезного аппарата глаза. Развитие уха эмбриона

8. Развитие внутреннего уха плода. Формирование слухового мешочка эмбриона

9. Развитие улитки уха. Формирование кортиева (спирального) органа уха эмбриона

10. Развитие лабиринта внутреннего уха. Развитие среднего уха эмбриона

Источник

Когда ребенок начинает слышать в утробе матери?

Все беременные знают, что с младенцем в утробе нужно разговаривать, поскольку это идет на пользу малышам, ведь они, находясь в животе у матери, многое слышат. В этой статье мы расскажем, как развивается слух у плода, когда он начинает слышать по-настоящему и что именно он слушает в материнской утробе.

Эмбриогенез органов слуха

Процесс формирования органов слуха у малыша является одним из самых сложных. На 4-5 неделе беременности (когда у мамы только начинается задержка месячных) у зародыша появляется зачаток, который впоследствии станет внутренним ухом. На сроке беременности в 7-8 недель начинают формироваться структуры среднего уха. Наружное ухо окончательно формируется в третьем триместре, а отвердение хрящевой ткани ушей происходит незадолго до родов.

Развитие ушей у ребенка плод

До пятого месяца беременности длится очень важный процесс закладки и формирования структур внутреннего уха. Лабиринт окончательно становится твердым к 18 неделе беременности. Слуховые косточки начинают становиться твердыми приблизительно на 3 месяце беременности и завершается этот процесс ближе к родам.

Наружное ухо даже при рождении несовершенно. Мягким остается слуховой проход, и завершается его окончательное оформление только в течение первого года жизни малыша.

Развитие ушей у ребенка плод

Поскольку процесс эмбриогенеза слуха у ребенка еще не до конца изучен и очень многоступенчат, на любой из стадий может возникнуть непредвиденная ситуация, которая может привести к рождению малютки с нарушением слуховых функций.

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны.

Развитие ушей у ребенка плод

Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Голос мамы уже имеет для крохи особое значение, поскольку его вибрации отличаются от голосов других людей.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.

Развитие ушей у ребенка плод

Что слышно?

Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.

Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.

Развитие ушей у ребенка плод

Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.

Читайте также:  Фгос направлен на развитие каждого ребенка

Развитие ушей у ребенка плод

Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Если же музыку включить через динамики, удовольствие от прослушивания получат оба – и мама, и ребенок.

Развитие ушей у ребенка плод

Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.

Развитие ушей у ребенка плод

Читать и петь крохе в утробе нужно еще и для того, чтобы как можно раньше начали стимулироваться те зоны мозга, которые потом будут отвечать за его развитие, интеллект, обучение и речь.

О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.

Источник

Аномалии развития ушной раковины – группа врожденных патологий, которые характеризуются деформацией, недоразвитием либо отсутствием всей раковины или ее частей. Клинически может проявляться анотией, микротией, гипоплазией средней или верхней трети хряща наружного уха, в том числе свернутым или сросшимся ухом, лопоухостью, расщеплением мочки и специфическими аномалиями: «ухо сатира», «ухо макаки», «ухо Вильдермута». Диагностика основывается на данных анамнеза, объективного осмотра, оценки восприятия звука, аудиометрии, импедансометрии или ABR-теста, компьютерной томографии. Лечение хирургическое.

Общие сведения

Аномалии развития ушной раковины – относительно редкая группа патологий. Согласно статистическим данным, их частота в различных частях планеты находится в пределах от 0,5 до 5,4 на 10 000 новорожденных. Среди лиц европеоидной расы показатель распространенности составляет 1 на 7 000 – 15 000 младенцев. Более чем в 80% случаев нарушения имеют спорадический характер. У 75-93% пациентов поражено только 1 ухо, из них в 2/3 случаев – правое. Примерно у трети больных пороки развития ушной раковины сочетаются с костными дефектами лицевого скелета. У мальчиков подобные аномалии встречаются в 1,3-2,6 раз чаще, чем у девочек.

Аномалии развития ушной раковины

Аномалии развития ушной раковины

Причины аномалий развития ушной раковины

Дефекты наружного уха – результат нарушений внутриутробного развития плода. Наследственные пороки встречаются относительно редко и входят в состав генетически обусловленных синдромов: Нагера, Тричера-Коллинза, Конигсмарка, Голденхара. Значительная часть аномалий формирования раковины уха обусловлена влиянием тератогенных факторов. Заболевание провоцируют:

  • Внутриутробные инфекции. Включают инфекционные патологии из TORCH-группы, возбудители которых способны проникать через гематоплацентарный барьер. В этот список входят цитомегаловирус, парвовирус, бледная трепонема, рубелла, вирус краснухи, 1, 2 и 3-й типы герпес-вируса, токсоплазма.
  • Физические тератогены. Врожденные аномалии ушной раковины потенцирует ионизирующее излучение при проведении рентгенологических исследований, длительное пребывание в условиях высоких температур (гипертермия). Реже в роли этиологического фактора выступает лучевая терапия при раковых заболеваниях, радиоактивный йод.
  • Вредные привычки матери. Относительно часто нарушение внутриутробного развитие ребенка провоцирует хроническая алкогольная интоксикация, наркотические вещества, употребление сигарет и других табачных изделий. Среди наркотиков наиболее значимую роль играет кокаин.
  • Медикаментозные средства. Побочным эффектом некоторых групп фармакологических препаратов является нарушение эмбриогенеза. К таким медикаментам относятся антибиотики из групп тетрациклинов, антигипертензивные, лекарства на основе йода и лития, антикоагулянты и гормональные средства.
  • Заболевания матери. Аномалии формирования ушной раковины могут быть обусловлены нарушениями обмена веществ и работы желез внутренней секреции матери в период беременности. В перечень входят следующие патологии: декомпенсированный сахарный диабет, фенилкетонурия, поражения щитовидной железы, гормонопродуцирующие опухоли.

Патогенез

В основе формирования аномалий раковины уха лежит нарушение нормального эмбрионального развития мезенхимальной ткани, расположенной вокруг эктодермального кармана – I и II жаберной дуги. В нормальных условиях ткани-предшественники наружного уха образуются к концу 7 недели внутриутробного развития. На 28 акушерской неделе внешний вид наружного уха соответствует таковому у новорожденного ребенка. Влияние тератогенных факторов в этот временной промежуток является причиной врожденных дефектов хряща ушной раковины. Чем раньше было оказано негативное воздействие – тем тяжелее его последствия. Более поздние повреждения не влияют на эмбриогенез слуховой системы. Воздействие тератогенов на сроке до 6 недель сопровождается тяжелыми пороками или полным отсутствием раковины и наружной части слухового прохода.

Классификация

В клинической практике применяют классификации, основывающиеся на клинических, морфологических изменениях ушной раковины и прилегающих к ней структур. Основные цели деления патологии на группы – упрощение оценки функциональных возможностей пациента, выбора тактики лечения, решения вопроса о необходимости и целесообразности слухопротезирования. Широко используется классификация Р. Танзера, которая включает в себя 5 степеней выраженности аномалий ушной раковины:

  • I – анотия. Представляет собой тотальное отсутствие тканей раковины наружного уха. Как правило, сопровождается атрезией слухового канала.
  • II – микротия или полная гипоплазия. Ушная раковина присутствует, однако сильно недоразвита, деформирована или не имеет определенных частей. Выделяют 2 основных варианта:
  1. Вариант Акомбинация микротии с полной атрезией канала наружного уха.
  2. Вариант Вмикротия, при которой слуховой проход сохранен.
  • III – гипоплазия средней трети ушной раковины. Характеризуется недоразвитием анатомических структур, расположенных в средней части хряща уха.
  • IV – недоразвитие верхней части ушной раковины. Морфологически представлена тремя подтипами:
  1. Подтип А – свернутое ухо. Наблюдается перегиб завитка вперед и вниз.
  2. Подтип В – вросшее ухо. Проявляется сращением верхней части задней поверхности раковины с кожей головы.
  3. Подтип С – тотальная гипоплазия верхней трети раковины. Полностью отсутствуют верхние участки завитка, верхняя ножка противозавитка, треугольная и ладьевидная ямки.
  • V – лопоухость. Вариант врожденной деформации, при котором отмечается увлечение угла прилежания ушной раковины к костям мозговой части черепа.
Читайте также:  Причины нарушения в интеллектуальном развитии ребенка

В классификацию не включены локальные дефекты определенных участков раковины – завитка и мочки уха. К ним относятся бугорок Дарвина, «ухо сатира», раздвоение или увеличение мочки. Также в нее не входит непропорциональное увеличение уха за счет хрящевой ткани – макротия. Отсутствие перечисленных вариантов в классификации связано с низкой распространенностью этих пороков по сравнению с вышеупомянутыми аномалиями.

Симптомы аномалий развития ушной раковины

Патологические изменения можно выявить уже в момент рождения ребенка в родовом зале. В зависимости от клинической формы симптомы имеют характерные отличия. Анотия проявляется агенезией раковины и отверстия слухового прохода – на их месте располагается бесформенный хрящевой бугорок. Эта форма часто комбинируется с пороками развития костей лицевого черепа, чаще всего – нижней челюсти. При микротии раковина представлена смещенным вперед и вверх вертикальным валиком, на нижнем конце которого имеется мочка. При различных подтипах слуховой проход может сохраняться или быть заращенным.

Гипоплазия середины ушной раковины сопровождается дефектами или недоразвитием ножки завитка, козелка, нижней ножки противозавитка, чаши. Аномалии развития верхней трети характеризуются «загибанием» верхнего края хряща кнаружи, его сращением с расположенными позади тканями теменной области. Реже верхняя часть раковины полностью отсутствует. Слуховой канал при этих формах обычно сохранен. При лопоухости наружное ухо практически полностью сформировано, однако контуры раковины и противозавитка сглажены, а угол между костями черепа и хрящом составляет более 30 градусов, из-за чего последняя несколько «оттопыривается» кнаружи.

Морфологические варианты дефектов мочки уха включают аномальное увеличение по сравнению со всей раковиной, ее полное отсутствие. При раздвоении образуется два или более лоскута, между которыми имеется небольшая борозда, заканчивающаяся на уровне нижнего края хряща. Также мочка может прирастать к расположенным сзади кожным покровам. Аномалия развития завитка в виде бугорка Дарвина клинически проявляется небольшим образованием в верхнем углу раковины. При «ухе сатира» наблюдается заострение верхнего полюса в сочетании со сглаживанием завитка. При «ухе макаки» наружный край несколько увеличен, средняя часть завитка сглажена или полностью отсутствует. «Ухо Вильдермута» характеризуется ярко выраженным выступанием противозавитка над уровнем завитка.

Осложнения

Осложнения аномалий развития ушной раковины связаны с несвоевременно проведенной коррекцией деформаций слухового канала. Имеющаяся в таких случаях выраженная кондуктивная тугоухость в детском возрасте приводит к глухонемоте или выраженным приобретенным нарушениям артикуляционного аппарата. Косметические дефекты негативно влияют на социальную адаптацию ребенка, что в некоторых случаях становится причиной депрессий или других психических расстройств. Стенозы просвета наружного уха ухудшают выведение отмерших клеток эпителия и ушной серы, что создает благоприятные условия для жизнедеятельности патогенных микроорганизмов. Как результат формируются рецидивирующие и хронические наружные и средние отиты, мирингиты, мастоидиты, другие бактериальные или грибковые поражения региональных структур.

Диагностика

Постановка диагноза любой патологии этой группы основывается на внешнем осмотре области уха. Вне зависимости от варианта аномалии ребенка направляют на консультацию к отоларингологу для исключения или подтверждения нарушений со стороны звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата. Диагностическая программа состоит из следующих исследований:

  • Оценка слухового восприятия. Базовый метод диагностики. Проводится при помощи звучащих игрушек или речи, резких звуков. В ходе теста врач оценивает реакцию ребенка на звуковые раздражители разной интенсивности в целом и со стороны каждого уха.
  • Тональная пороговая аудиометрия. Показана детям старше 3-4 лет, что обусловлено необходимостью понимания сути исследования. При изолированных поражениях наружного уха или их сочетании с патологиями слуховых косточек на аудиограмме отображается ухудшение звуковой проводимости при сохранении костной. При сопутствующих аномалиях кортиевого органа снижаются оба параметра.
  • Акустическая импедансометрия и ABR-тест. Эти исследования могут проводиться в любом возрасте. Цель импедансометрии – изучить функциональные возможности барабанной перепонки, слуховых косточек и выявить нарушение работы звуковоспринимающего аппарата. При недостаточной информативности исследования дополнительно используется ABR-тест, суть которого заключается в оценке реакции структур ЦНС на звуковой раздражитель.
  • КТ височной кости. Ее применение оправдано при подозрении на выраженные пороки развития височной кости с патологическими изменениями звукопроводящей системы, холестеатому. Компьютерная томография выполняется в трех плоскостях. Также по результатам этого исследования решается вопрос о целесообразности и объеме операции.

Лечение аномалий развития ушной раковины

Основной метод лечения – оперативный. Его цели – устранение косметических недостатков, компенсация кондуктивной тугоухости и предотвращение осложнений. Подбор техники и объема операции основывается на характере и выраженности дефекта, наличии сопутствующих патологий. Рекомендуемый возраст проведения вмешательства – 5-6 лет. К этому времени заканчивается формирование ушной раковины, а социальная интеграция еще не играет столь важной роли. В детской отоларингологии используются следующие хирургические методики:

  • Отопластика. Восстановление естественной формы ушной раковины выполняется двумя основными способами – при помощи синтетических имплантатов или аутотрансплантата, взятого из хряща VI, VII или VIII ребра. Проводится операция по Танзеру-Бренту.
  • Меатотимпанопластика. Суть вмешательства – восстановление проходимости слухового канала и косметическая коррекция его входного отверстия. Наиболее распространенная методика – по Лапченко.
  • Слухопротезирование. Целесообразно при тяжелой тугоухости, двухстороннем поражении. Применяются классические протезы или кохлеарные имплантаты. При невозможности компенсировать кондуктивное нарушение слуха при помощи меатотимпанопластики используются приборы с костным вибратором.

Прогноз и профилактика

Прогноз для здоровья и косметический результат зависят от степени выраженности дефекта и своевременности проведенного оперативного лечения. В большинстве случаев удается достичь удовлетворительного косметического эффекта, частично или полностью устранить кондуктивную тугоухость. Профилактика аномалий развития ушной раковины состоит из планирования беременности, консультации врача-генетика, рационального приема медикаментов, отказа от вредных привычек, предотвращения воздействия ионизирующего излучения во время беременности, своевременной диагностики и лечения заболеваний из группы TORCH-инфекций, эндокринопатий.

Источник