Развитие уровня притязаний и самооценки развитие я ребенка

Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве

Содержание

Введение…. …3

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7

Заключение…. 11

Список используемой литературы…. 12

Приложение №1….13

Приложение №2….14

Введение

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. В конце дошкольноговозраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: “я рад”, “я огорчен”, “я сердит”.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

– возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

– оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;

дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

– к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

развивается способность мотивировать самооценку;

– появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Ведущие линии развития самосознания:

Идентификация себя со своим именем.

Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.

Притязание на признание.

Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.

Половая идентификация.

Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Читайте также:  Влияние экскурсий на развитие ребенка

Освоение психологического времени личности.

Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности – наиболее сложного компонента самосознания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального “Я” – “какой я есть”, но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального “Я” – “каким бы я хотел быть”). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте – переоценивает, а в пении может недооценивать себя.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей.Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.Часто от такого ребенка можно услышать: “Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать”. Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами

Читайте также:  Программы для раннего развития ребенка

Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Заключение

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.

Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.

Список используемой литературы

1. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Ушамирская Г. Ф. -М.: Студенческая наука, 2012.- с 138.

2. “Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. ” Смирнова Е. О. — СПб.: Питер, 2009. -277с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.

5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5

«Березка»

Изучение самооценки

 и уровня притязаний у детей

 6 – 7 лет

Педагог-психолог:

Чернова О.А.

2015 г.

Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. На грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в формировании  познавательных представлений ребенка о  самом себе.

Именно с этого периода начинает интенсивно складываться самооценка ребенка, что обусловлено его включением в новую  общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности, самооценка ребенка становится более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Исходя из предположения, что самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельности, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских  отношений с будущими одноклассниками и основываясь на предположение, что уровень сформированности образа «Я»  может выступать показателем готовности к обучению в школе,

 мы провели исследование.

В исследовании принимали участие 21 ребенок 6 – 7 лет старшей группы детского сада № 5 города Элисты.

Исследование проводилось в конце учебного года.

Для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, оценивают его  другие люди и как соотносятся эти представления  между собой, мы использовали методику «Лесенка».

Данная методика была разработана В.Г. Щур и предназначена для определения особенностей самооценки ребенка / как общего отношения к себе / и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Беседа с ребенком начиналась с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д.

Затем экспериментатор показывал ребенку картинку с изображенной лесенкой, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три ступеньки вниз.

При этом  ребенку давалась инструкция:

«Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие  ребята, ниже – просто хорошие, затем –  средние, но еще хорошие дети.

Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке – самые плохие, выше – просто плохие».

После этого ребенку давалась фигурка человечка ( в зависимости от пола ребенка).  Ребенка просили поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению,  соответствует:

« Куда ты сам /сама/ себя поставишь ? »

При этом обязательно выяснялось, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку.

Затем ребенку было предложено поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задавались примерно следующие вопросы:

«Куда тебя поставит папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, воспитательница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?»

Во всех случаях ребенка просили дать пояснение своему выбору.

Ребенка также спрашивали о том, кто  поставит его на самую верхнюю ступеньку / особенно если он по каким – либо причинам считает, что мама его туда не поставит /, и кто на самую нижнюю ступеньку.

Помимо этих основных вопросов с ребенком велась подробная беседа о  том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.

По мере ответов ребенка фиксировались названные позиции.

Результаты обследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.  

Отношение ребенка к себе и предполагаемое отношение к нему других людей

Выбираемые

позиции

Предположительный выбор других людей

«Я»

мама

папа

другие

близкие

друг

воспитатель

+3

8

6

9

10

6

3

+2

7

7

4

5

5

5

+1

2

4

3

3

5

3

4

2

3

2

4

6

-1

2

2

1

1

2

-2

1

-3

1

Примечание. Самая верхняя ступенька обозначена / +3 /, самая нижняя – / -3 /, соответственно обозначены другие ступеньки.

В ходе обследования  выяснилось, что дети обследуемой группы проявляют большой интерес к своим отношениям с другими с другими людьми и с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов было установлено отношение каждого ребенка к самому себе.

Большинство детей считают себя «хорошими» и поместили себя на верхние ступеньки лесенки.

При этом дети, поставившие, себя на самую верхнюю ступеньку / т.е.  причислившие себя к самым лучшим /, не смогли обосновать такую самооценку. Дети же не считающие себя самыми хорошими, подошли к оценке себя более объективно и критично и объяснили свой выбор различными причинами, например: «Я иногда балуюсь», «Я иногда делаю что-то не так», «Я не всегда слушаюсь» и др.

Но к  отношению к себе других людей дети подошли более дифференцированно: они  считают, что близкие взрослые  / мама, папа, дедушка и бабушка /, а также воспитатель по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму»  /или других  близких/.

Благополучным можно считать  вариант, когда дети посчитали, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя поставили немного ниже –  на вторую или третью ступеньки сверху.

Из обследуемой группы такой позиции придерживаются 6 детей.

Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критично подходить к оценке себя как личности.

Таких детей можно назвать «самыми благополучными».

Данные, характеризующие отношение оценок за себя и за значимых взрослых, приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Количество

совпадений

Другие значимые  люди

мама

папа

бабушка/

дедушка

друг

воспитатель

4

8

12

6

5

Как видно из таблицы 2, у многих детей совпадает мнение о себе с мнением других людей.

Такая ситуация может быть характерна для детей:

– действительно благополучных;

– инфантильных / все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание /;

– «компенсирующих» / выдающих желаемое за действительное/.

Таким образом, полученные результаты / см. таблицы 1,2 / позволяют утверждать, что у большинства детей  обследуемой группы самооценка относительно устойчивая.

Многие дети адекватно оценивают себя, что позволит им чувствовать себя в классе увереннее, смелее, активнее.

Источник