Развитие умного ребенка 3 лет
Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос умным и всесторонне развитым человеком. Поэтому ни у кого не возникает сомнений, что степень интеллектуального развития ребенка 3 лет – очень важный показатель для многих мам и пап.
Ребенок в 3 года находится в познавательной стадии исследователя вместо наблюдателя-малыша в 2 года. В период от 3 до 4 лет происходит существенный рывок его интеллектуального развития. Ребенок стремится получать новые знания и претворять их в жизнь, и задача мамы в это время – помочь малышу получить эти знания, создать условия для развития ребенка и гармонично развивать его по всем направлениям познавательных способностей человека – памяти, восприятия, мышления, ощущения, представления и воображения.
Как оценить интеллектуальное развитие ребенка 3 лет
Для определения уровня интеллекта ребенка маме удобнее всего воспользоваться различными тестами на интеллектуальное развитие, которые представлены в большом количестве для каждого возраста малыша. Педагоги и психологи рекомендуют уделять 10-15 минут несколько раз в неделю таким занятиям, помогающим выявить какое-либо возрастное отставание в развитии интеллекта и с помощью этих же занятий помочь его наверстать.
Перед тем как объяснять ребенку задание, необходимо, конечно же, исключить из поля его внимания любые отвлекающие моменты – отключить телевизор, убрать отвлекающие игрушки и т.п. Мы, например, занимаемся по интеллектуальным тестам вечером в спальне – там нет телевизора и игрушек, и сынулька может сосредоточиться на выполнении заданий.
Как предлагать ребенку выполнять задания?
- Для начала предложите выполнить задание самостоятельно, без помощи мамы.
- Если малыш затрудняется, помогите ему, но не выполняйте задание за него.
- Если задание еще не по способностям ребенка, все равно похвалите малыша за усердие и попытку выполнить его и скажите, что в другой раз у него все обязательно получится!
Книги с тестами для развития интеллекта
Сейчас на просторах интернета можно найти огромное количество пособий для познавательного развития детей. Мы с сыном пользуемся замечательной книгой «Школа раннего развития 3-4 года» из серии «Школа развития» автора Елены Калининой. Книги этой серии есть и для других детских возрастов.
Пособие «Школа раннего развития 3-4 года» состоит из 4 разделов:
- Представление об окружающем мире
- Сенсорика
- Логическое и абстрактное мышление
- Понятие об эмоциях
В каждом из разделов много интересных заданий, с которыми ваш ребенок получит и закрепит новые знания, и которые помогут проверить уровень развития малыша.
Так что же должен уметь ребенок в 3 года?
Знакомство с окружающим миром
В 3 года малыш уже может:
- назвать свои имя и фамилию;
- знает имена всех близких;
- по обобщающим словам найти и назвать предметы, например, показать и назвать мебель;
- назвать времена года;
- назвать большое количество животных и растений.
В развитии представлений об окружающем мире вам пригодятся наши тематические недельки на самые разнообразные темы – космос, динозавры, природные явления, спецтранспорт, времена года и многие другие, представленные в рубрике «Тематические недели«. Заходите и пользуйтесь на здоровье!
Сенсорное развитие ребенка в 3 года
Трехлетний ребенок знает:
- 6 основных цветов;
- признаки и свойства многих окружающих предметов;
- разнообразные фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- различает большие и маленькие предметы;
- понятия «высокий» и «низкий», «широкий» и «узкий».
Для сенсорного развития ребенка рекомендую использовать набор карточек, которые делаются очень просто, и при этом с ними можно играть в большое количество игр.
Логика и абстрактное мышление
Ребенок к 3 годам уже может:
- собрать картинку из 4 частей;
- различить предметы, найти в них одинаковые или отличительные признаки;
- запоминает 3-4 слова или 3-4 картинки;
- найти на рисунке пары;
- заниматься каким-то делом 5 минут;
- рассказать несколько четверостиший;
- вспомнить по наводящим вопросам, что было изображено на показанной и убранной картинке.
Эмоциональное развитие в 3 года
Эмоциональное развитие играет очень важную роль в жизни малыша. Умение выражать свои эмоции помогает правильно воспринимать действительность и реагировать на нее. Обязательно расскажите ребенку обо всех основных эмоциях человека, научите его распознавать эмоции окружающих и правильно применять эмоции в жизни. В этом вам поможет наше тематическое занятие «Улыбка» или замечательные игрушки для эмоционального развития малыша, сделанные своими руками!
Самое главное – интеллектуальное развитие ребенка 3 лет не появляется само по себе из ниоткуда, уровень интеллектуального развития зависит в большей степени от родителей малыша – насколько они занимаются с ним, учат чему-то новому. Так что все в ваших руках, увлеченные мамы!
Автор: Татьяна Карева
Если вам понравилась наша статья, расскажите о ней другим мамам, нажав ниже на кнопочки социальных сетей!
Поделитесь в комментариях — чем вы занимаетесь для интеллектуального развития ребенка 3-х лет!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”
Автор: Клуб Увлеченных Мам
Все статьи автора
Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей “Клуба Увлеченных Мам”.
Предыдущие записи рубрики
- Комикс — придумай и нарисуй!
- Читательский дневник Егора за осень (8+): познавательные книги
- «Умные книжки» для школьников на каникулах
- Игры с палочками Кюизинера. Часть 1. Знакомимся с цветом
- Палочки Кюизинера и блоки Дьенеша: зачем они нужны и можно ли обойтись без них
Источник
Алена Григорьева
Умственное развитие ребёнка 3–4 лет
Умственное развитие ребёнка 3-4 лет.
По мнению психологов возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. Эта рекомендация выстраивается на изменениях, происходящих в социально-нравственном и личностном развитии ребенка в этот период. До 3-х лет дети не нуждаются в компании для игр. Лучшим напарником для развлечений является взрослый, наблюдая за которым дети учатся простым игровым приемам. Приблизительно в 3 ЛЕТ”._ода в сознании малыша происходит изменение. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную от родителей личность, ощущать необходимость играть со сверстниками или детьми постарше.
Если вы не планируете отдавать ребенка в дошкольное учреждение, то с 3-х лет необходимо предоставлять малышу возможность играть и общаться с другими детьми на площадке, в кружках и секциях. Умение заводить друзей и выстраивать отношения с другими людьми формируется в этот период, впоследствии наверстать упущенную возможность будет сложнее.
В первую очередь ребенка 3-4 лет стоит научить:
Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;
Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;
Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.
Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).
Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.
Научив этим простым элементам, взрослые позволяют ребенку начинать самостоятельно заводить знакомства, делать первые шаги к обретению друзей.
В личностном развитии детей 3-4 лет начинают проявляться гендерные различия. Мальчики начинают ощущать свою принадлежность к мужскому полу, а девочки — к женскому. Эти изменения проявляются в играх. Мальчики часто стараются брать на себя роль отца или дяди, копируя поведения близких мужского пола, девочки копируют маму или бабушку.Вследствие появления понимания о различиях между полами могут начать проявляться предпочтения в одежде: девочки могут требовать подбирать им розовую одежду, мальчики — предметы гардероба с машинками, героями мультфильмов.
К 4-м годам дети, обладающие лидерскими качествами, начинают активно пытаться руководить другими детьми, становятся заводилой в компании. На этом этапе важно привить правильные моральные установки, научить разграничивать “добро” и “зло”.
С 3-4 летним ребенком уже намного проще общаться. Кроха может выслушать и оценить ваше предложение, принимать активное участие в обсуждении важных вопросов. Конечно, часто его предложения будут наивными и необоснованными, но для комфортного становления личности следует выслушивать их, объяснять, чем они хороши, почему не подходят.
Заметные изменения происходят и в отношении ребенка к родителям и другим людям. Он начинает с удовольствием проявлять различные формы симпатии. В разных ситуациях малыш может попросить прощения за свой поступок, проявить заботу, нежность. Теперь ему намного проще заметить и понять настроение человека, с которым он общается. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка употреблять вежливые слова и соблюдать правила поведения в общественных местах. Проще всего познакомить карапуза с нормами поведения в игровой форме. Предложите ему поиграть в магазин, детский сад, больницу и на примере игрушек покажите, как нужно правильно себя вести.
Ближе к 3,5 годам хорошо познакомить ребенка с основными традициями и праздниками, рассказать, какие особенности есть у каждого праздничного дня. К 4-м годам можно предложить посетить первую выставку, детский театр, музыкальное представление. Через наблюдение за поведением других людей, знакомство с новыми видами развлечений и знакомство с искусством малыш будет формировать свои личностные качества, быстрее поймет важность соблюдения общественных норм.
Познавательное развитие ребенка в 3-4 года
К 3-м годам база знаний ребенка становится упорядоченной. Малыш активно использует слова обобщения, применяет анализ и синтез для поиска решения предложенного задания. Если внимательно наблюдать за самостоятельной деятельностью крохи, то хорошо заметно, как быстро он применяет новые знания, адаптирует их к различным играм. В этот период стоит продолжать активно знакомить ребенка с окружающим миром, предлагая тематические занятия.К 4-м годам ребенок должен знать:
Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;
5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;
4-5 видов рыб;
4-5 видов насекомых;
основные растения,встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;
основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;
чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);
разные части суток (утро, день, вечер, ночь, уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;
времена года и их отличия между собой;
основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);
основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;
3-5 основных профессий;
до 10 видов транспорта;
различия между городом, деревней, природой.
При желании взрослых в 3-4 года ребенок может выучить алфавит. Многие методики раннего обучения чтению предлагают начинать изучать это умение с 3-х лет. Основным требованием для раннего освоения чтения является преподнесение знаний в легкой, игровой форме.
Познавательное развитие ребенка в 3-4 года — прежде всего заслуга родителей. Чем больше новых знаний вы преподносите ребенку, подробно отвечаете на его вопросы, тем шире становится база знаний карапуза.
Логическое мышление и математические способности
Между 3 и 4 годами совершенствуется понимание основных математических понятий, логических операций. При достаточном внимании к обучению ребенка,к 4-м годам малыш может уверенно знать:
счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;
понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д. ;
основные цвета спектра и до 15 оттенков;
основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
В 3-4 года рекомендуется проводить обучающие занятия,позволяющие тренировать умения:
сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;
подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;
складывать разрезные картинки, пазлы;
находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;
запоминать последовательность 3-5 картинок;
находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.
Отдельное внимание стоит уделять привлечению ребенка к самостоятельной деятельности. В 3-4 года ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде деятельности до 20 минут, без дополнительной мотивации со стороны взрослого. На однотипных простых задачах малыш может сконцентрировать внимание до 5 минут. Предлагая ребенку самостоятельную задачу, старайтесь чередовать различные виды деятельности, сочетать двигательную и умственную активность.
Речевое развитие ребенка 3-4 лет
В норме, к 3-м годам дети должны говорить простыми фразами, начинать выстраивать сложные предложения. Речь должна быть наполнена глаголами, прилагательными, наречиями и предлогами.Некоторые отклонения чистоты речи: перестановка слогов, проглатывание окончаний в норме должны исчезнуть к 3,5 годам. Если ребенок сильно искажает слова, нарушает последовательность слов в составленном предложении, не использует местоимение “Я”, рассказывая о себе, не пытается вести диалог, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.
Появление активной речи у каждого отдельного ребенка происходит в свой срок. Некоторые дети уже в 3 года декламируют длинные стихи, а другие только начинают составлять первые предложения. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими детьми. Рекомендуется оценивать развитие речи через сравнивание текущих умений и прошлых показателей, контролировать соответствие минимальным нормам. Так,в норме к 3-м годам ребенок должен уметь:
Составлять простые предложения;
Поддержать беседу о происходивших недавно событиях;
Использовать речь, для получения новой информации;
Повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации;
Выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого;
Рассказывая о себе, говорить “Я”;
Пытаться изменять слова по падежам.
К 4-м годам ребенок должен уметь:
Описать увиденную картинку, ситуацию;
Быстро формулировать простые предложения, составлять сложные фразы;
Разделять предметы на группы, использовать обобщения;
Знать названия основных признаков предметов. Употреблять в обычной речи название цвета, размера, рода;
Употреблять глаголы, обозначающие действия подходящие по смыслу;
Повторять за взрослым сложные слова, песни, стихи;
Знать свое имя и фамилию, отвечать на вопрос “как тебя зовут” развернутым предложением (“меня зовут …”);
Уметь менять громкость голоса, по просьбе взрослого;
Произносить звуки “З”, “С”, “Ц”.
Правильно использовать местоимения, времена, падежи;
Согласовывать глагол и существительное во времени;
Добавлять к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы;
Придумывать собственные новые слова, подбирать смысл к непонятным словам, опираясь на свои знания.
Речь ребенка в 4 года по-прежнему имеет прямой порядок слов. Сложные предложения формируются при помощи союзов.
Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет
Развитие умения выражать свои эмоции через различные виды творчества играет важную роль в формировании психики ребенка. В 3-4 года уже можно заметить, как сильно развились фантазия и эмоции малыша, самое время развивать умения ребенка создавать новую выдуманную реальность при помощи подручных средств.
В 3-4 года малыш еще не умеет разграничивать вымышленный и реальный мир, игра сопровождает его во всех делах. В то же время эмоции ребенка все чаще переполняют его, требуют выхода через всевозможные виды деятельности. Развитие творческого потенциала позволяет открыть перед ребенком простой способ выражения эмоций и своевременно замечать изменения в его психологическом состоянии. Рисунки, аппликации, поделки могут многое рассказать о текущем состоянии ребенка, открыть взрослым его переживания, страхи. Через творчество можно обсуждать с малышом вопросы “добра” и “зла”, взаимоотношений, понятия “красивого” и “некрасивого”.
В 3-4 года ребенку доступны разные способы развитиятворческого потенциала:
Рисование. Предложите крохе поработать с красками при помощи пальчиков, кисточек, губки, штампов. Покажите, как нарисовать рисунок карандашами, фломастерами, мелками. Очень полезны занятия рисованием песком;
Аппликации. Создайте с ребенком поделку из бумаги, ваты, природных материалов (шишки, веточки, листочки);
Лепка. К уже известным тесту и пластилину можно добавить глину. Предложите лепить простые фигурки животных, предметы мебели, человечков;
Конструирование. Стройте дома и гаражи, мебель и поезда;
Вырезание. Для работы с бумагой предложите ребенку использовать специальные детские ножницы. Покажите, как вырезать снежинку, солнышко, тучку. Научите вырезать по контуру;
Оригами. Создание объемных фигур без использования ножниц и клея — хороший способ развития фантазии и мелкой моторики. В 3-4 года ребенок может складывать лист бумаги пополам, загибать уголки по примеру;
Плетение из бусин. Покажите, как можно создавать различные композиции, нанизывая бусины на нить, сплетая их между собой.
Кроме развивающих творческий потенциал занятий, хорошо предложить ребенку развивать свои познания в музыке, живописи, театральном искусстве и т. д. К 4-м годам можно посетить выставку картин и скульптур, детский театр, музыкальные представления.
Источник
Консультация для родителей
В возрасте двух лет малыш активен, физически развит и его сложно удержать на месте, он достаточно неусидчив, но при этом стремительно развивается его память, внимание, речь и логическое мышление. Он буквально впитывает информацию, проявляет интерес ко всему что его окружает, поэтому важно создать предметно развивающую среду и постоянно подогревать интерес малыша к познанию мира.
Что способствует интеллектуальному развитию ребёнка раннего возраста?
Классическая музыка. Давно известно, что на развитие интеллекта ребенка благотворное влияние оказывает классическая музыка. Это не самая простая музыка для восприятия, поэтому проявите творческую активность, используйте различные формы слушания, например: слушание классической музыки фоном во время режимных моментов или игр, чтение или рассказывание сказок под музыку, что формирует ассоциативное мышление, танцуйте под классическую музыку, занимайтесь ритмикой, подпевайте на простые слоги «ля-ля-ля», «па-па-па».
Изобразительная деятельность. В возрасте двух лет ребенок осознанно рисует линии и круги, уже осталось в прошлом бесформенное калякание. Малыш старательно пытается раскрашивать картинки, пытается рисовать близких людей, дорисовывает недостающие детали, например: лучики у солнышка, ниточку у воздушного шарика, дождик из тучку, стебелек у цветочка. С интересом экспериментирует с цветом и знакомится с простейшей техникой рисования.
Мелкая моторика. Кроме этого благотворное влияние на развитие интеллекта оказывают игры на развитие мелкой моторики. Это различные игры с вкладышами, крупной и мелкой мозаиками, конструкторами, шнуровками, прищепками, сенсорными коробочками, чудесными мешочками, игры с нанизыванием, переливанием, пересыпанием, а также лепка, аппликации и игры с различными видами песка.
Развитие речи. По мнению психологов, возраст 2-3 года является сенситивным периодом в развитии малыша, когда активно развиваются структуры и функции головного мозга, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. В этот период развития, мозг быстрее улавливает и запоминает слова, как на родном, так и иностранном языке. Развитие речи можно стимулировать постоянным общением с малышом, чтением ему книг, заучиванием стихов и потешек, совместным исполнением песенок. Если в этом возрасте малыш не делает попыток говорить, стоит проконсультироваться со специалистами.
Сюжетно-ролевые игры. Малыша двух лет необходимо мотивировать на игру в сюжетные игры, что активно развивает его кругозор и интеллект. В этом возрасте характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Взяв на себя эпизодическую роль, вы можете непринуждённо внести в игру элементы развивающего занятия. Примерные темы сюжетно-ролевых игр: «Баюшки-баю», «Кукла проснулась», «Ласковая мама», «Прогулка», «Домик куклы» и т.п.
Какими же интеллектуальными навыками и умениями должен владеть малыш в два года?
- может собирать пирамидку из 6-8 колец, ставить друг на друга кубики, собирать несложные постройки – башенки или пирамидки.
- может различать до 8 цветов, по просьбе показывает предметы определенного цвета.
- может различать простейшие геометрические фигуры: треугольник, квадрат или круг, различает их по признакам – маленький, большой, теплый, холодный.
- может складывать одни предметы в другие (матрешка, цветные вкладыши), собирать пазлы из 2-4 элементов.
- танцует под музыку – хорошо запоминает и выполняет определенные движения с соблюдением ритма.
- запоминает детские стихи, песни, говорит используя слова из пассивного словаря для построения предложений.
Источник