Развитие умения ребенка управлять собой
Обучение самоконтролю является важной частью здорового социального и эмоционального развития. Дети, теряющие самообладание и устраивающие истерики посреди переполненного магазина или во время семейного праздника, как правило, расстраивают родителей.
К счастью, есть несколько способов, с помощью которых родители и воспитатели могут помочь детям, научив их управлять своими эмоциями и контролируя свое поведение.
1) Установить ограничения
Устанавливая ограничения для своих детей, вы помогаете им развить чувство самоконтроля. Поскольку вы не всегда будете рядом каждую минуту, чтобы установить правила и ограничения для своего ребенка, важно, чтобы он научился устанавливать ограничения для себя сам. Этот процесс обучения саморегуляции фактически начинается в раннем детстве, когда дети начинают больше узнавать о своем теле и обретают чувство собственного “я”.
Даже в эти первые месяцы жизни, родители могут начать закладывать основы для последующего самоконтроля, устанавливая твердые границы и доказывая объяснения. Например, если ребенок начинает кусаться во время кормления, мать может сказать: «Не кусаться! Мамочке больно». Предлагая объяснение, родитель дает ясную причину, почему такое поведение неприемлемо.
2) Справиться с разочарованием
Важно научить детей справляться с разочарованием. Дети, естественно, сталкиваются со многими источниками разочарования каждый день. Ключ в том, чтобы помочь детям справиться с таким разочарованием и искать способы решения проблем, не прибегая к агрессии.
Например, если ребенок расстроен из-за того, что у него нет любимых куриных наггетсов на обед, дайте ему возможность съесть именно эту еду завтра. Однако дайте понять, что не все является предметом переговоров. Детей следует поощрять к тому, чтобы они делали выбор и высказывали свое мнение, но иногда родителям просто приходится говорить “нет”.
3) Управление физической агрессией
Физическая агрессия в ответ на разочарование может быть довольно распространенной, особенно у маленьких детей. Малыши и дошкольники, в частности, могут не развить способности управлять своими разочарованиями не физическими способами.
Однако взрослые должны четко дать понять, что такое поведение, как толчок, удар и укус, абсолютно неприемлемо.
Когда такие эмоциональные проявления имеют место быть, есть действия, которые вы можете предпринять, чтобы научить ребенка управлять своим поведением:
- Немедленно скажите ребенку, чтобы он прекратил так себя вести и дайте четкие указания, что он должен делать дальше.
- Если необходимо, физически удалите ребенка из ситуации, попросив его следовать за вами в другую комнату.
- Как только ребенок начнет успокаиваться, обсудите его чувства. Не забудьте поговорить о том, как его действия могли заставить других детей чувствовать себя.
- Спросите его, готов ли он вернуться к прежней деятельности.
- Помогите ему вернуться к предыдущей деятельности, поощряя его реагировать на этот раз более адекватно.
- Если агрессивное поведение повторится, выведите его из ситуации еще раз.
Отправка детей в другую комнату – распространенный способ борьбы с плохим поведением. Давая ребенку некоторое время, чтобы успокоиться и обрести самоконтроль, Вы помогаете ему урегулировать свои эмоции, не добавляя тревоги и чрезмерных эмоций к ситуации.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?
Предупреждение и наказание: “Считаю до трёх!”
Малыш плачет и кричит “нет” на всё подряд! Почему?
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
У современных родителей остается все меньше и меньше времени для того, чтобы разговаривать по душам со своими детьми. Увеличивается количество матерей-одиночек и отцов-одиночек. В большинстве семей работают оба родителя, а в свободное время все члены семьи заняты просмотром телевизора или просиживают перед экраном компьютера.
Поэтому становится все больше детей, которые не умеют общаться и справляются со своими проблемами с помощью агрессии или, наоборот, депрессии. Такая ситуация усложняется тем, что с такими ребятами не хотят общаться сверстники.
Этим детям надо помочь заводить друзей: к примеру, показать, что существуют и другие точки зрения; что вполне можно договориться, а не драться; что когда разговариваешь с другим человеком, надо смотреть на него и внимательно слушать; что людям нравится, когда им улыбаются и говорят что-то приятное; что существует взаимовыручка и нужно стараться помогать друг другу. Об этом надо помнить и нам, взрослым, когда мы общаемся с детьми.
Всем нам хорошо бы научиться в любой ситуации уметь управлять своими чувствами. Бывает очень больно, когда нас не понимают, не принимают в компанию или отвергают. Но один из важнейших уроков, который мы можем вынести из детства – это наше умение справляться с негативными чувствами.
Как научить ребенка управлять собой, справляться со своими негативными переживаниями?
Часто дети бывают слишком возбуждены или расстроены и потому не могут четко думать. Если ребенок сосредоточенно решает какую-то задачу, его фронтальные отделы мозга начинают стимулировать рабочую память. Но если вдруг поступающие в мозг сигналы оказываются слишком сильными, они буквально заполоняют весь мозг, блокируют его мыслительные способности. Поэтому полезно дать ребенку «остыть», перед тем как пытаться разговаривать с ним спокойно и разумно.
Родители могут помочь в этом своим детям, просто предлагая им рассказать о своих чувствах, поговорить о том, что именно волнует ребенка в том или ином случае. Но затевать такой разговор нужно совсем не для того, чтобы покритиковать, а для решения проблемы и обсуждения всех возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.
Вот примерные вопросы и фразы взрослого, которые помогут разговорить ребенка: «Расскажи мне об этом, что конкретно произошло?», « Со мной однажды случилось похожее…», «И что ты чувствовал?», «Да, больно и неприятно слышать такое…», «Иногда мы все говорим обидные вещи, которые ранят других…», «Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы почувствовать себя лучше?», «Что ты мог бы сделать?».
Дети должны научиться рассказывать о своих трудностях и проблемах, должны уметь спорить и обсуждать, находить справедливые, приемлемые для всех разнообразные варианты решения проблемы.
И дети, и мы, взрослые, слишком часто совершаем ошибку под названием «единственный выход». Ребенок вырастает, совершенно уверенный в том, что всегда существует только одно правильное решение в любой ситуации. Нужно показать ему, что существуют разнообразные способы достижения целей, что цель может быть одна, а путей ее достижения – много.
Нужно рассказать ребенку, что, если пытаться справляться со всеми трудностями агрессивно, или стремиться избегать любых неудач, это не выход. Есть и другие способы работы с эмоциями, чтобы добиваться нужных результатов. Вот несколько шагов, которые помогут развить в ребенке социальное мышление и побуждают к поиску эффективных способов общения.
– Остановись, успокойся, поразмышляй перед тем, как что-то сказать или начать действовать.
– Попытайся назвать проблему и определить свои чувства.
– Определи позитивную цель, скажи себе, что должно произойти.
– Перечисли все возможные варианты решения.
– Выбери самый лучший план действий и выполни его.
Главный девиз: «Не делай поспешных выводов, разузнай обстановку, подумай о других точках зрения, подумай о последствиях».
Эти шаги помогут научиться справляться с проблемами и трудностями, разовьют умение ребенка управлять собой.
Источник: detskiy-psyholog.ru
Источник
Задачи: способствовать осознанию детьми возможности самоуправления внутренними состояниями; знакомить их со способами саморегуляции; развивать произвольность.
Подготовительная работа. Для занятия необходима любая кукла с привязанными к частям ее тела веревочками. Можно использовать и мягкую игрушку, которая надевается на руку и приводится в движение с помощью пальцев.
Примерные этапы тренинга
Первый этап.
Учитель выясняет, были ли дети в кукольном театре. Спрашивает о том, как передвигаются куклы-марионетки. Рассказывает, демонстрируя движения куклы-марионетки, каким способом они двигаются по сцене. (Человек дергает за нитки, привязанные к их рукам и ногам; дернул за ниточку — поднялась правая нога, дернул за другую — левая.)
– Такими куклами управляют люди. Они заставляют их делать то, что нужно. Теперь подумайте, похожи ли вы на таких кукол? Кто управляет вашим поведением? (Ответы детей.)
– Конечно,— говорит учитель,— мы сами управляем собой: как бы изнутри, с помощью воли регулируем свои движения, свои чувства, свои желания. Например, почувствовав голод во время урока, вы ведь не побежите сразу в буфет, а подождете перемены, и только тогда достанете из портфеля бутерброд или яблоко.
Если, играя, вы споткнулись, упали и не сильно ушиблись, вы ведь не станете громко кричать, плакать, звать на помощь всех-всех людей. Скорее всего, вы прижмете руку к больному месту и скажете себе: «Терпи, скоро пройдет. Ничего страшного. Вот уже и не болит». Из этих примеров видно, что мы сами управляем своим поведением, регулируем его.
По желанию учащиеся приводят примеры из своей жизни о способах саморегуляции.
Второй этап.
Учитель предлагает детям придумать способы управления своими чувствами в следующих ситуациях:
1. Между тобой и другом произошла ссора. Ты расстроен, обижен и огорчен. Очень переживаешь. Настроения нет. Вот-вот заплачешь…
Как можно успокоить себя, поднять настроение? Что для этого можно сделать?
2. Идет урок. Учитель объясняет новую тему. В это время к тебе поворачивается твой друг (сосед по парте) и показывает очень смешную картинку (рожицу). Тебе становится так смешно и весело, что вот-вот не сдержишься и громко рассмеешься на весь класс. Смех так и хочет вырваться из тебя наружу.
Что можно сделать, чтобы не рассмеяться? Как сдержаться?
Учитель обобщает предложенные детьми способы восстановления эмоционального равновесия и дает примерные рекомендации.
Для того чтобы успокоиться, можно:
1) дать себе приказ: «Я буду внимательно слушать. Мне нельзя сейчас смеяться» или «Я должен успокоиться. Я сильный»;
2) попробовать убедить себя: «Все будет хорошо. У меня все получится» или «Мы обязательно помиримся. Мы ведь друзья»;
3) удержать чувства в своем теле: ущипнуть себя, стиснуть зубы, зажать рот рукой, сильно зажмурить глаза, стиснуть кулаки;
4) если очень волнуешься, переживаешь, боишься, то не стесняйся обратиться за помощью к близким людям.
Третий этап.
Учитель спрашивает у учащихся:
– Ребята, как вы думаете, трудно ли делать то, что не хочется делать (например, вставать рано утром с теплой постели, умываться, чистить зубы; делать домашнее задание, когда все друзья играют на улице, и т. п.)? (Ответы детей.)
– Можно ли убедить себя, что это нужно делать? (Ответы детей.) Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете управлять своими желаниями и поведением.
Детям предлагается представить или вспомнить (может, с ними уже такое и происходило) ситуации и предложить два способа поведения, один из которых будет «несправедливым», а другой — «справедливым».
1. Друзья зовут тебя на улицу, но мама хочет, чтобы ты помог ей по дому…
2. Бабушка смотрит программу «Здоровье». Но в это время по другому каналу показывают твои любимые мультфильмы…
3. Учительница попросила после уроков убрать класс. Ты должен вымыть доску, а Ваня — вынести мусор. Но Ваня забыл о просьбе и ушел домой. Ты остался один…
4. Ребята во дворе предлагают пойти поиграть на стройку. «Там много цемента, смолы, кирпичей. Можно попрыгать вниз с высоты», — зазывают они тебя…
5. В выходной день рано утром родители просят тебя сходить за молоком для младшей сестры. Но тебе не хочется так рано вставать, умываться, одеваться, а хочется еще поспать…
В ходе обсуждения возможных способов поведения учитель подводит детей к выводу о том, что каждый человек может и должен управлять своими желаниями, поступками, делами. Это значит — он должен уметь запретить себе или убедить себя не делать то, что ему хочется, если это может повредить другим и ему самому.
Советы организаторам
1. На тренинге создайте определенный эмоциональный фон для каждой предлагаемой ситуации. Команды самовнушения на начальном этапе произносятся всеми детьми вслух.
2. Тембр, окраска вашего голоса при проговаривании «образца» самоубеждения должны соответствовать прогнозируемой цели: успокоение, расслабление или, наоборот, эмоциональный подъем, максимальная концентрация сил, воли.
3. Закрепляйте приобретенные детьми навыки в каждодневной практике.
4. Помните, что саморегуляция поведения может успешно осуществляться только при наличии развитой рефлексии, самооценки, положительного отношения к самому себе, внутренней потребности в самокоррекции, сочетающейся с компетентностью в этой деятельности. Однако необходимым условием является еще и знание способов самоуправления психическими состояниями и поведением. К приемам саморегуляции относят самоубеждение, самовнушение, самоанализ, самоприказ.
5. Учитывайте тот факт, что дети 6–7 лет уже могут сознательно управлять своим поведением, подчинять свои
действия ожиданиям окружающих, преодолевать трудности для достижения цели, но они легко отвлекаются от своих намерений на любое, привлекательное для них обстоятельство. Поэтому учите первоклассников: 1) обсуждать самим с собой возможный выбор при столкновении мотивов «я должен» и «я хочу»; 2) в словесной форме формулировать для себя цель; 3) напоминать себе о том, для чего выполняется действие; 4) приказывать себе добиваться достижения цели.
6. Объясните детям значение слова управлять собой — быть «командиром» своих чувств, желаний, действий, поступков; уметь сдержать себя, затормозить нежелательные действия.
Источник
Как дети учатся управлять своим поведением? Почему один ребенок просто выхватывает у обидчика отобранную игрушку, а другой в такой же ситуации использует слова? Какая часть мозга отвечает за то, чтобы дети сначала думали, а потом делали? Авторы новой книги рассказывают, как помочь ребенку развить свои организационные навыки.
Организационные навыки: что это такое?
Сегодня ученые сходятся во мнении, что именно лобные доли мозга играют ключевую роль в развитии организационных навыков. Предлобная область мозга развивается позже других, в конце подросткового периода или в самом начале взрослого возраста. Это общая область, где обрабатывается информация и принимается решение о том, как мы будем себя вести. Рассматривая важнейшие функции лобных долей, легко увидеть, насколько важны эти структуры в развитии организационных навыков.
- Лобные доли определяют наше поведение, помогая решить, на что стоит обращать внимание и какие действия нужно предпринять. Пример: семилетний мальчик видит, что его брат смотрит телевизор. Он хочет сесть рядом, но решает, что сначала закончит домашнюю работу, поскольку знает, что иначе отец будет недоволен.
- Лобные доли объединяют наши модели поведения. Поэтому мы можем использовать предыдущий опыт, чтобы управлять своим поведением и принимать решения. Пример: десятилетняя девочка помнит, что на прошлой неделе после того, как она убралась в своей комнате, мама разрешила пригласить подружку в гости. Она решает провести уборку в надежде, что сможет сделать это снова.
- Лобные доли помогают нам контролировать свои эмоции и поведение, учитывая внешние и внутренние ограничения при удовлетворении наших потребностей и желаний. Лобные доли, регулирующие эмоции и взаимодействия с окружающими, помогают удовлетворить наши потребности, не доставляя проблем себе и другим. Пример: мама говорит шестилетнему сыну, что они купят видеоигру в магазине. Но, придя туда, они видят, что нужной игры в наличии нет. Мальчик злится, но не устраивает истерику на месте, а берет с мамы обещание, что они поищут игру в других магазинах.
- Лобные доли изучают, оценивают и “настраивают” ситуацию, позволяя нам корректировать свое поведение или выбирать новую стратегию с учетом новых данных. Пример: двенадцатилетний мальчик не попал на экскурсию с классом, поскольку он единственный не принес записку от родителей. В следующий раз он вспомнит о ней и вечером накануне поездки проверит, лежит ли записка в портфеле.
Возникнут ли организационные навыки у ребенка самостоятельно, без нашего вмешательства — просто благодаря естественному развитию мозга? Ведь при рождении они потенциально уже существуют. Сегодня известно, что лобным долям и, соответственно, организационным навыкам для полноценного развития требуется 18–20 лет — от рождения ребенка и примерно до его совершеннолетия.
Ясно, что при управлении своим поведением в младенчестве и позже дети не могут опираться только на свои лобные доли. Что же делать? Мы можем “одолжить” им собственные лобные доли. Ведь быть родителем — значит и поддерживать развитие организационных навыков, и выполнять некоторые задачи за ребенка.
Развитие рабочей памяти у ребенка
На самых ранних этапах жизни ребенка вы, в сущности, и становитесь его лобными долями. Сам он может пока очень немногое. Вы планируете и организуете его окружение, чтобы оно было безопасным и комфортным, следите за его состоянием (сон, питание), начинаете взаимодействие и решаете проблемы, когда ребенок расстроен.
Новорожденный живет настоящим и полностью зависим от того, кто за ним ухаживает. Однако к 5–6 месяцам у малыша начинают формироваться навыки, которые постепенно помогают достичь независимости. Один из этих навыков — рабочая память. До этого момента ребенок может реагировать только на то, что он видит, слышит, осязает или воспринимает на вкус прямо здесь и сейчас. Но как только он сможет запоминать людей, события или объекты, даже на короткое время, его мир станет больше и будет оставаться с ним всегда, когда он бодрствует. Он начинает выбирать и принимать решения.
Например, если мама уходит и не сразу возвращается, ребенок может посмотреть туда, где он ее видел в последний раз, и закричать. Возможно, мама вернется. В таком случае на определенном уровне ребенок “придет к выводу”: “Если мама уходит, и я хочу, чтобы она вернулась, нужно закричать”.
Когда ребенок усвоит некоторый объем информации и получит опыт, с помощью рабочей памяти он сможет вспоминать последнее событие, применять его к текущей ситуации и предсказывать, что может случиться. Предположим, сейчас вашему ребенку 11 лет. Он может размышлять так: “В прошлую субботу, после того как я помог маме со стиркой, у нас осталось время сходить в бассейн. Спрошу, получится ли сегодня, если я помогу ей с работой по дому”. Или семнадцатилетний подросток может рассуждать: “Если начальник попросит меня выйти на работу завтра вечером, я должен сказать, что не могу. В прошлый раз, когда я работал перед контрольной, у меня не хватило времени для подготовки, и я получил плохую оценку”.
Очевидно, что воспоминание младенца о матери весьма далеко от навыков, которые развиваются к 11 или 17 годам. Однако способность удерживать в уме образ мамы — только начало. Чтобы помочь ребенку развить навыки вроде рабочей памяти, нужно дать ему возможность получить определенный опыт. Можно сделать так, чтобы игрушка “исчезала”, а ребенок ее искал. Как только он начинает понимать слова, он уже способен управлять своим поведением, вспоминая ваши указания и правила.
Конечно, на самых ранних этапах формирования навыка вы будете проделывать почти всю работу. В том числе давать ребенку игрушки и организовывать игры и занятия, в которые он будет вовлечен. Как только ребенок научится передвигаться и говорить, он будет меньше зависеть от вас, и вам не нужно будет постоянно находиться рядом. На самом деле, зафиксировав в рабочей памяти некоторые ваши действия и слова, он уже перенимает ваши организационные навыки!
Управление поведением и сдерживание эмоций
Пора обсудить второй ключевой навык, который начинает развиваться в младенчестве примерно в то же время, что и рабочая память: задержку реакции. Способность реагировать или не реагировать на человека (событие) лежит в основе управления поведением. Мы все знаем, в какие трудные ситуации могут попадать — и попадают — наши дети, когда они сначала действуют, а потом думают. И нас поражает самоконтроль ребенка, который видит соблазнительный объект и не трогает его.
Когда у ребенка начинает формироваться рабочая память (примерно в 6 месяцев), мы не наблюдаем никаких очевидных изменений. Однако с 6 до 12 месяцев способность младенца сдерживать реакцию развивается стремительно. Вот девятимесячный малыш ползет за мамой в соседнюю комнату. Еще месяцем раньше он бы отвлекся по пути на любимую игрушку, а теперь движется мимо нее прямо к маме. В этот же период малыш уже может сдерживать некоторые эмоции и проявлять другие в зависимости от ситуации.
Вероятно, и вы пытались вовлечь ребенка этого возраста в какое-то занятие, а он никак не реагировал и даже отворачивался. Похоже на отказ, правда? Уже в этом возрасте ребенок начинает осознавать мощный эффект реагирования или нереагирования на человека или ситуацию. Трех- или четырехлетний малыш демонстрирует этот навык, “используя слова”, вместо того чтобы ударить обидчика, который пытается выхватить у него игрушку. Девятилетний ребенок использует его же, когда прежде чем перебегать улицу за мячиком, смотрит по сторонам. А семнадцатилетний подросток демонстрирует этот навык, соблюдая скоростной режим, вместо того чтобы согласиться на предложение друга: “Давай посмотрим, на что способна эта тачка”.
Все родители прекрасно осознают важность навыка задержки реакции: его отсутствие может быть опасным или приводить к конфликтам. Когда ваш ребенок был еще младенцем, особенно когда начинал ползать, вы “одолжили” ему свои лобные доли и их функции, устанавливая для него границы, закрывая двери, используя заглушки для розеток и даже просто убирая опасные предметы из его зоны доступа. Кроме того, вы обеспечивали ему постоянный контроль. Конечно, вы использовали слова — резкое “Нет!” или “Горячо!”.
Задачи родителей, “одалживающих” ребенку свои лобные доли, можно разделить на два типа: организацию окружения и прямое руководство. Наблюдая за вашим поведением, стараясь копировать его, ребенок осваивает и использует новые навыки. Здесь поможет разумная последовательность ритуалов и ожиданий. Вы также используете язык, давая ребенку инструкции. Через какое-то время он начнет применять эти же слова, поначалу говоря их громко самому себе, чтобы управлять своим поведением. Постепенно разовьется “внутренний голос”, который будет слышать только он сам. Нам не придется заменять лобные доли ребенка всю его жизнь. Как только у него появится внутренний голос, он сможет сам выполнять эти функции.
Источник