Развитие учебных навыков ребенка с овз

Развитие учебных навыков ребенка с овз thumbnail

Формирование умений и навыков у детей с ОВЗ

Занимаясь развитием навыков и умений у детей, особое внимание уделяйте формированию способности к самообслуживанию. Помимо основных гигиенических навыков ребенок должен уметь раскладывать по местам игрушки, заправлять постель, наводить чистоту на месте для занятий.

Перед началом какой-либо совместной с ребенком работы всегда заранее определяйте границы «можно» и «нельзя». Инструменты ребенка для его увлекательной деятельности должны быть настоящие, но соответствующего размера. Бесполезные игрушечные орудия труда, например, тупой кукольный нож, дезориентируют ребенка. Малыш не поймет, что таким ножом ничего нельзя отрезать. Он будет думать, что причина неудачи — он сам: ведь у мамы все отлично получается! Это приведет к резкому снижению самооценки и потере самоуважения, уверенности в своих силах. В результате расстроенный ребенок не только прекратит начатую работу, но и в дальнейшем будет отказываться от любых других видов деятельности.

При развитии умений и навыков, показывая ребенку какое-либо действие, выполняйте его медленно, давая ребенку время все хорошенько рассмотреть и понять. Повторяйте свои движения четко, несколько раз. Вы должны убедиться — малыш их понял и освоил.

Развитию социально бытовых навыков у детей будут способствовать следующие совместные занятия:

  1. Берите ребенка на экскурсии в интересные для него места, такие как библиотеки, зоопарк, музеи, парк, детские театры, на пляж, игровые площадки, почту, местные предприятия и т. п. Обсуждайте, что он там увидел.

  2. Позволяйте малышу участвовать в семейных покупках, приготовлении пищи, уборке, работе в саду, шитье, вырезании по дереву и пр. Дайте ему особое задание и материалы, необходимые для хорошего выполнения.

  3. Интересуйтесь любимыми занятиями вашего ребенка — спортом, коллекционированием марок, изучением птиц, растений, животных, вязанием, рисованием, игрой на музыкальных инструментах и пр.

  4. Дайте малышу журналы, из которых он может вырезать картинки, и обсуждайте с ним эти картинки. Читайте ребенку, рассказывайте ему сказки. Учите, как пользоваться современными гаджетами.

  5. Берите ребенка с собой в гости к друзьям и родственникам, но не засиживайтесь там. Всегда старайтесь захватить с собой что-либо, чем занять ребенка, если он становится неугомонным. Поощряйте ваших бабушек и дедушек заниматься с ребенком.

  6. Показывайте ребенку, как надо ухаживать за вашими домашними растениями и животными. Позволяем ему быть ответственным за этот уход в соответствии с его возрастом и способностями.

  7. Приготовьтесь повторять свои объяснения и действия вновь и вновь, чтобы быть уверенными: малыш усвоил все, что требуется.

Для формирования умений и навыков детям можно давать следующие задания:

  1. Дайте малышу пластмассовый тазик с водой, несколько пластмассовых бутылочек, воронку, губку, ситечко и фартук. Позвольте ему пользоваться ими по своему усмотрению и тем самым исследовать свойства воды. Покажите, как привести все в порядок после завершения работы.

  2. Пусть ребенок имеет возможность поиграть с песком в любом подходящем для этого месте — на пляже, в песочнице и т. п. Дайте ему лейку для увлажнения песка, набор формочек, сито, воронку, лопаточку и ведерко. Если он играет с песком в доме, обязательно поставьте с ним рядом совок и веник (или щетку) для последующей уборки.

  3. Наборы формочек, пуговицы, крышки коробок, специально приготовленное «игровое тесто» надолго прикуют к себе внимание малыша.

«Игровое тесто» мы легко сделаем сами:

  • 1 стакан муки;

  • 1 столовая ложка соли;

  • несколько капель пищевого красителя;

  • немного воды для приготовления плотного теста.

Его можно хранить в холодильнике.

Соберите прочие материалы, с которыми ваш ребенок с удовольствием играет, делая свои маленькие открытия: краски, крупные деревянные кубики, книги, ракушки, гальку и другие камушки. Вы сами должны накрепко запомнить, что у каждой вещи должно быть свое определенное место, и покажите малышу, как пользоваться данными материалами и ухаживать за ними.

Чтобы формировать умения и навыки у детей как можно эффективнее, соблюдайте следующие условия:

  1. Покупайте для малыша вещи, которые он сможет надевать и снимать самостоятельно, без посторонней помощи: например, рубашки с крупными пуговицами, пуловеры без застежек, эластичные брюки на резинке и т. п.

  2. Используйте в детской комнате мебель, подходящую малышу по размеру. У ребенка должны быть низкий столик и зеркало, ящики, которые он может сам легко открывать или выдвигать. Мебель должна быть устойчивой, чтобы ребенок не мог ее легко опрокинуть. Крючки для одежды расположите низко, на уровне его роста.

Для формирования трудовых навыков позвольте ребенку вместе с вами навести порядок:

  • попросите убрать все по местам;

  • дайте заранее подготовленную тряпочку, чтобы ребенок мог вытереть свой стол (свое рабочее место);

  • позвольте подмести ковер, пропылесосить или протереть полы с помощью швабры Ребенок может работать гораздо медленнее вас — не торопите его! В процессе работы он учится концентрировать внимание.

Развитие детей при воспитании навыков самообслуживания

hello_html_53fbd5a0.jpgПроверьте, знает ли ваш ребенок, как вести себя на кухне — там, где происходит большинство домашних несчастных случаев?

Для формирования навыков у ребенка заранее предпримите разумные меры предосторожности:

  • на кухне ребенок находится только в присутствии взрослых, особенно во время приготовления пищи на плите (если вам надо выйти из кухни, берите ребенка с собой);

  • помогите малышу, как можно раньше понять, что плита и посуда на плите — горячие и могут долго оставаться такими;

  • ручки всех сковородок и кастрюль должны быть повернуты от наружного края плиты (чтобы исключить ожоги малыша);

  • все электроприборы и их шнуры должны находиться вне досягаемости ребенка (он может ими пользоваться только при тщательном наблюдении взрослых);

  • все опасные средства бытовой химии храните в абсолютно недоступном для малыша месте (в высоко расположенном шкафу, под замком и т. д.).

  • Но это должны быть единичные запреты! Иначе сработает закон: «Если много запрещено — значит, все разрешено».

  • Поэтому научите ребенка правильно обращаться с доступными ему предметами.

Формируем навыки самообслуживания у ребенка с ОВЗ

hello_html_m2fd15e45.jpgПроверьте, умеет ли ребенок обращаться с различными кранами в ванной комнате и на кухне? Или вы постоянно выступаете в роли «ассистента», бросая все свои дела, если чаду требуется срочно помыть руки?

Для развития навыков самообслуживание покажите детям:

  • как открывать и закрывать краны;

  • как включать и выключать душ;

  • как смешивать холодную и горячую воду;

  • как использовать пробку для ванны.

При формировании навыков самообслуживания у детей:

  • Если ребенок мал ростом и не может сам залезть в ванну или достать до раковины, предложите ему маленькую устойчивую скамеечку. И на кухне, и в ванной комнате он может хранить ее в низком шкафу или под ванной.

  • В этом случае ребенок приобретает необходимую свободу действий — при необходимости самостоятельно берет скамеечку, а затем убирает ее на место.

  • Работа с водой часто является неотъемлемым компонентом иной деятельности на кухне (например, мытье овощей и фруктов для приготовления салатов) или в ванной (например, стирка кукольных нарядов). Игра с водой тоже, как правило, захватывает ребенка.

  • При развитии у ребенка навыков работы с водой обеспечьте малыша специальной одеждой — водонепроницаемым фартуком (лучше с рукавами) или комбинезоном — и повесим его на крючок на доступной для ребенка высоте. Обязательно заранее научим малыша самостоятельно надевать и снимать его.

Обучение детей навыкам самообслуживания

Проверьте, умеет ли ребенок чистить зубы, мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем?

Если вы обнаружили пробел в данной сфере ежедневной деятельности, помогите ребенку как можно быстрее освоить указанные гигиенические процедуры, но обязательно следуйте пошаговой методике обучения.

Полочку с принадлежностями малыша для умывания расположите низко, чтобы он легко мог достать полотенце, зубную щетку, пасту и мыло.

Зеркало повесьте на уровне раковины — чтобы ребенок действительно видел, как он чистит зубы.

При обучении детей навыкам самообслуживания удостоверьтесь, что ребенок спокойно достает до раковины и до своих туалетных принадлежностей.

Формирование жизненных навыков у ребенка

hello_html_3542ddae.jpgПроверьте, может ли ребенок тихо открывать и закрывать двери с различными типами ручек и защелок?

  • Познакомьте ребенка с разными типами замков и ключей, используемых в вашем доме (квартире).

  • Научите его пользоваться защелками.

  • Покажите, как надо аккуратно открывать и закрывать двери.

Обучая ребенка этим простейшим жизненным навыкам, позаботьтесь о том, чтобы замки и защелки всегда можно было открыть снаружи.

Проверьте, умеет ли ребенок аккуратно ходить по лестнице?

Дайте ребенку возможность как можно чаще и дольше тренироваться в ходьбе по ступенькам при полном контроле с вашей стороны и предусмотрительно запаситесь для этого достаточным количеством времени.

Список литературы

  1. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.

  2. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2000.

  3. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А. Р. Малер. – М.: Дело, 1996. – 328 с.

  4. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями В. Т. Мошняга. – М.: Инфра-М., 2008. 395 с.

Источник

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов»

Новая школа – это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.                                                                                                                                                   Д. Медведев.

Приоритетной целью образования в нашей школе при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – учить учиться. Учащийся –это “архитектор и строитель” образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). У учащихся возрастает мотивация к обучению, что позволяет им ориентироваться в различных предметных областях познания.

          Универсальные учебные действия мы группируем в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

При этом учитываем взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

– успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

– умение контролировать свои действия на уроке.

                При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий мы опираемся на системно – деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии. Конечно, не все технологии педагоги могут применить, работая в классах где есть такие дети. Поэтому иногда эффективнее использовать элементы технологии или включать детей в технологию поэтапно.

Особенностью нашего лицея является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Служба сопровождения (психолог, логопед, педагоги, мед. работник)  организует специальное образовательное пространство (универсальная безбарьерная  среда: индивидуальные образовательные программы: построение индивидуальной образовательной траектории, включение детей во внеурочную деятельность).

            Выявлять и отслеживать детей  с ограниченными возможностями здоровья  специалисты нашей школы начинают ещё на этапе предшкольной подготовки. Уже за 2-3 года до поступления ребёнка в школу мы знаем, какие у него проблемы в развитии, по какому плану, по какой программе работал с ним учитель-логопед, психолог детского сада,  социальный статус семьи и можем составить «портрет» будущего ученика, разработать дальнейший индивидуальный маршрут развития ребёнка.

  В моём классе по результатам ПМПК рекомендовано 5 учащимся обучение в обычном классе по адаптированной основной общеобразовательной программе.    Это часть детей  оставленных на повторное обучение (Бастанжиева Лера, Денисов Даниил), 1 ребёнок с задержкой психического развития , из семьи с неблагоприятными условиями     воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка (Черняев Максим). Также есть дети с  нарушениями в эмоционально-волевой сфере, у них снижена работоспособность, плохо сформирована память, беден запас слов. (Мальцев В., Гребенщиков С.)

Эти ученики имели проблемы с обучением , начиная с подготовительного класса. По уровню усвоения знаний они намного отставали от своих сверстников в развитии. Такие дети с трудом овладевают навыками счета, чтения и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывали затруднения в произвольной организации деятельности: они не умели последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое.

     Составляя учебную программу, я учитываю уровень познавательной деятельности этих детей. Темы уроков общие для всего класса, а задания разноуровневые. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ именно на это время. Необходимо давать правильную дозировку заданий, так как обучение и развитие находятся в сложной взаимосвязи. Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, уже овладели материалом в достаточной мере, я даю им возможность поработать индивидуально. Цель: добиться эффективности работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых.

     Изучая опыт учителей – практиков, опираясь на свои наблюдения и опыт, на опыт своих коллег в своей работе подбираю на уроки такие задания, чтобы каждый ученик мог работать с интересом, с искоркой в глазах. Для этого задания составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.

Уровневую дифференциацию я организовала следующим образом:

                Ι уровень умственной деятельности.

– Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образцу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»

ΙΙ уровень умственной деятельности.

– Предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом; выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты.

Учащиеся этого уровня показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать; сравнивать, классифицировать и преобразовывать.

ΙΙΙ уровень – творческий.

– Этот уровень свидетельствует о способности учащихся рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывать на самостоятельность и подвижность мышления, осознание учеником своих действий.  

      При организации такой работы необходим постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя; учет индивидуальных различий школьников.

 Возрастает роль самостоятельной работы учеников. Необходимо оптимальное использование различных дидактических пособий.

        Приведу пример проверки первичного усвоения. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут.

1 класс. Алфавит (на работу 5-10 минут).

1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.

2 уровень. Продолжи алфавит: л, .., … … ц

3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.

и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е

Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа».

1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3

Раздели их на группы.

2 уровень. Даны цифры 5, 9, 02. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.

3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17

      Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Каждый ученик класса чувствует себя востребованным. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность обучения.Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом.

   При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого ученика. Ребенку не дается неусвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдений и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать.

Использование на уроках уровневых заданий позволяет добиться от учащихся хороших результатов по предмету, побуждает у них желание учиться, создает ситуацию успеха на уроке, учит работать самостоятельно, доказывать, обобщать, анализировать и делать выводы.

В своей работе использую другие  различные виды деятельности:

  • Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия – это единственная возможность осуществления коррекции сложного дефекта. На индивидуальном занятии ребёнок не замыкается, не стесняется своего дефекта и процесс коррекции осуществляется более быстро и качественно. Задания подбираю в занимательной форме. По математике – это решение примеров и раскрашивание сказочного персонажа. Обязательным является включение заданий на логику, последовательность и поиск закономерностей. Карточки по русскому языку с доступным текстом и обязательно с красивой картинкой, которая получается в результате выполнения задания. Тексты по чтению обязательно с увеличенным шрифтом, а задания к тексту выполняются цветными карандашами( раскрашивание нужных строк при работе над текстом). Пересказ – по опорным словам или по картинкам.

  • Групповые и фронтальные занятия

Группа формируется на основании проведённой диагностики с учётом сходных диагнозов. Обычно эти группы по 2 и 3 ребёнка. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15–20 минут.

Содержание индивидуальных занятий должно исключать «натаскивание», формальный, механический подход, должно быть максимально направлено на развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счетным материалом, использование условно-графических схем и т. п. дают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач. Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т. п.

    Групповые  занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблиц умножения и др.

Содержание индивидуальных или групповых коррекционных занятий на первом году обучения может быть проиллюстрировано следующими примерами.

1. Для учащихся, у которых с трудом формируется навык написания цифр (цифры пишут зеркально, не соблюдают строчку, не запоминают образ цифры, «рисуют» цифру без соблюдения последовательности написания ее элементов и т. п.), готовлю дополнительные пособия (пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями, шаблоны цифр из фланели и наждачной бумаги). Детям, которые плохо ориентируются на странице, нужно выделить рабочую строчку цветным карандашом. Название каждой цифры проговаривается, к ней подбирается соответствующее количество предметов (палочек, геометрических фигур и т. п.).     Ученик класса Денисов Даниил никак не мог запомнить цифры и буквы. Я завела ему отдельную тетрадочку. Каждую цифру и букву мы с ним украшали, придумывали свой образ. Каждый раз в начале занятия он вспоминал название буквы или цифры, глядя в тетрадь, вспоминая ассоциации, которые придумывал вместе с учителем.

2. Для учащихся, у которых принцип слияния их в слоги происходит замедленно, подбирала  на отдельных карточках специальные тренировочные упражнения. Печатала слоги, двигая их по парте, ребёнок видел слияние слогов, процесс чтения оказался более доступным. Также я использовала специальные компьютерные программы, на портале «Умничка», где наглядно под музыку слоги «сливались», а ученик их успешно прочитывал.  

Учет индивидуальных занятий осуществляется в специальном журнале. Для детей заведены отдельные тетради по предметам. Это очень удобно при работе с родителями. В тетради можно проследить выполненные инд. Задания, там же вклеены карточки, прописаны учителем правила для запоминания. Родители видят работу с ребёнком, читают рекомендации учителя для выполнения дом. задания. Хочется отметить, что большинство родителей занимаются с детьми дома дополнительно по предложенным учителем заданиям.

п/п

Список учащихся

Дата

Что

пройдено

Что

задано

на дом

1

2

5

6

1

2

Бастанжиева Лера

Денисов Даниил

1.12

2.12

Коррекция каллиграфии.

Подготовка к теме «Имя существительное».

Письмо элементов букв по выделенной строке

Найти слова на картинке,

 задать вопросы

Кто?Что?  

Окончание табл.

Успехи детей, достигнутые ими на индивидуальных занятиях, необходимо поощрить. Это обязательно красочная картинка, отдельная отметка, запись в дневнике.

Для тех учащихся классов  с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия с логопедом в свободное от уроков и фронтальных занятий время – по специальному графику. В порядке исключения по договоренности с администрацией и учителем в отдельных случаях можно брать ученика с уроков, например, музыки, трудового обучения, физической культуры и др.

             При работе с такими детьми стараюсь создать  положительные эмоции, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

    Для таких детей важно любое развитие и во внеурочной деятельности: стараюсь вовлекать  в проведение мероприятий, каждый должен принять участие, будь то роль в сценке, разучивание стихов, исполнение песни. И всегда говорю таким детям: У тебя всё получится, только приложи старания. Часто мы выезжаем в кинотеатры, в музеи, посещаем любые представления в школе, если даже нет возможности оплатить родителям билет в кукольный театр или в цирк, договариваюсь, провести детей бесплатно, т.к. эти дети ещё и из малообеспеченных семей.

    Отдельно, хочу сказать и о своём опыте в работе с детьми-инвалидами. Несколько лет назад я выпустила из 4 класса ученика, занимающегося на индивидуальном обучении по коррекционной программе 8 вида, Тяпкина Валерия. В работе с этим ребёнком, помимо основной учебной деятельности, были выявлены творческие способности по рисованию и лепке из пластилина. Валерий принял участие во всех творческих конкурсах ДДТ, а также в районном конкурсе, проводимом ко Всероссийскому дню Инвалидов, вместе с его мамой мы оформили его персональную выставку творческих работ и получили Диплом победителя.

   А сейчас я обучаю ребёнка с синдром Дауна. Он почти необучаем, но очень чутко улавливает компьютерные технологии. Он пытается рисовать, играть в развивающие компьютерные игры. Кроме этого мы выучили с ним тематические группы слов, даже овладеваем навыками глобального чтения, зрительно он запомнил основные слова: дом, мама, папа, имена братьев. Он может указывать на предметы, знает цвета. Для него важно нахождение в социуме: посещение столовой, спортзала, спортивной площадки и др.

   Важно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Любой успех ребёнка должен быть отмечен, и в глазах одноклассников он должен быть успешен на своём уровне.

Источник