Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления

Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Концептуальная часть:

актуальность,  цель и задачи программы,

принципы построения и источники

  1. Содержательная часть:

блоки программы, распределение часов,

критерии усвоения

  1. Методическая часть:

методико-технологические приемы, рекомендации

по организации занятий, требования к ведущему

  1. Диагностическая часть:

виды проведения диагностических мероприятий

Заключение

Список литературы

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Объективная необходимость создания данной программы возникла в связи с совершенствованием  модели содержания коррекционного образования, в том числе за счет профилактики школьной неуспешности.  

Составленная программа, в основном, направлена на работу с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Успеваемость для детей младшего школьного возраста — главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию.

Поэтому задача дефектолога именно в начальной школе помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно — то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, — и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность.

Цель программы – коррекция и развитие  зрительного восприятия и пространственного мышления, влияющих на успешность в школе. Основными задачами являются:

  • Развить зрительное восприятие и пространственные представления
  • Сформировать умения совершать сомато- и зрительно-пространственные действия
  • Создать вербально-образный эквивалент окружающего пространства в сознании ребенка.

Психологические принципы, на которых базируется данная программа, определяются основными теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии, разработанными школой Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, в нейропсихологии — А.Р. Лурия.

1. Принцип деятельности. В контексте данной программы этот принцип учитывается в нескольких аспектах:

  • в развитии психических способностей посредством собственной деятельности субъекта;
  • в учете и развитии соответствующей мотивации (в частности, мотивации достижения успеха) как одного из основных компонентов любой деятельности;
  • в учете ближайшей зоны развития ребенка;
  • в учете процесса интериоризации, — в предлагаемой методике используется механизм переведения первоначально внешней «ручной» формы деятельности в умственный план; для коррекционной работы это означает возможность заново сконструировать и построить несформированную или нарушенную психическую функцию сначала во внешней, материальной форме, а затем постепенно сократить и автоматизировать ее, перевести в умственный план;
  • в постепенном переводе учебной деятельности, распределенной между ребенком и взрослым, в самостоятельную деятельность ученика (ребенок начинает самостоятельно ставить или выделять учебную задачу, осуществлять учебные действия, действия контроля и оценки).

2. Принцип учета возрастных особенностей. Данный принцип в контексте коррекционной программы предполагает:

  • подбор заданий, отвечающих возможностям ребенка;
  • использование в ходе занятий игровой деятельности, так как в начальной школе полноценная учебная деятельность еще не сформирована;
  • опору в развитии восприятия на мышление как ведущий познавательный процесс в младшем школьном возрасте, определяющий развитие всех остальных познавательных процессов;
  • учет того, что в младшем школьном возрасте недостаточно сформирован умственный план действий, познавательная деятельность ребенка еще во многом осуществляется во внешней форме.

3. Принцип повтора. Этот принцип особенно важен в нашем случае, поскольку мы имеем дело с детьми со сниженной работоспособностью, ослабленностью и повышенной утомляемостью. Это, в частности, сказывается на продуктивности процессов памяти, внимания и т.д. Постоянное, с усложнением, повторение — необходимое условие успешного усвоения материала, формирования и закрепления необходимых психологических навыков.

Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у воспитанников детского дома младшего школьного возраста «Зеркальный мир» является модифицированной по содержанию, разработана с учетом возрастных потребностей и психических особенностей детей-сирот с отклонениями в развитии.

За основу была взята программа «Посмотри внимательно на мир» И.Н.Шевляковой, которая расширена отдельными темами программы «Формирование пространственных представлений»  Н.Я.Семаго.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Программа состоит из трех блоков. Первые два блока имеют контрольно-развивающий характер, а третий – закрепляющий.

Первый блок

Цель: освоение «схемы тела» (формирование представлений о структуре и строении собственного тела и овладение понятиями, обозначающими части тела), определение уровня сформированности сомато-пространственной организации предметных действий. Несформированность «схемы тела» — опорный признак при диагностике дефицитарности пространственного восприятия, патологии теменных и теменно-затылочных отделов коры. Овладение «схемой тела» предполагает знание и умение показать свою правую или левую руку или ногу, части лица, умение ответить, где — сверху или снизу — расположена голова, какие части тела расположены выше, какие — ниже и т.д.

Второй блок

Цель: диагностика умения ориентироваться в пространстве, формирование зрительно-пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально-образного эквивалента окружающего пространства (понятий, значений, символов, обозначающих реальные явления и факты) в сознании ребенка. Отличие этого блока от предыдущего в том, что в данном случае диагностируется овладение внешним пространством, умение выполнять действия с окружающими предметами в пространстве, а не только ориентация в строении собственного тела. Ребенок должен уметь ориентироваться и оценивать окружающий мир независимо от собственного расположения в пространстве, то есть уметь «вынести себя за скобки» окружающего и описать с помощью речи расположение предметов во внешнем мире.

Третий блок

Цель: развитие зрительного восприятия пространства и наглядно-образного мышления. Упражнения данного блока формируют новые психологические умения и навыки, что возможно только при наличии качеств и умений, которые появляются на более ранних этапах развития (они диагностируются и развиваются в первой части программы). «Выравнивание», «дотягивание» отстающих познавательных процессов до возрастной нормы — основная цель этого блока.

Так как психические процессы связаны между собой и взаимообусловлены в своем функционировании и развитии, упражнения, предложенные в программе, способствуют развитию не только пространственного восприятия и мышления, но и мелкой моторики, внимания, памяти, речи.

Программа рассчитана на 33 часа: первый  блок – 8 часов, второй – 12, третий – 10. Предполагается 2-3 часа на диагностику в начале и конце учебного года.

В каждом разделе имеются основные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанника, которые согласуются с психическими и возрастными особенностями.

Основными результатами реализации программы  можно считать такие показатели как:

– развитие  восприятия различной модальности: зрительно-предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов;

– формирование умения совершать сомато- и зрительно-пространственные действия;

– создание вербально-образного эквивалента окружающего пространства в сознании ребенка.

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Требования к профессиональной подготовке ведущего вытекают из общих принципов коррекционной педагогики Учет этих принципов в практической работе позволит дефектологу обеспечить успех коррекционных занятий.

  • Индивидуализация методов обучения. В нашем случае этот принцип предполагает: предварительный отбор и формирование коррекционных групп на основе сходства нарушений в развитии психических функций; формирование групп по уровню/глубине нарушений психических функций; малый состав групп (2-3 человека); индивидуальную работу с каждым ребенком при выполнении ряда коррекционных упражнений.
  • Индивидуализация темпов обучения. Формирование однородных по характеру и уровню нарушений коррекционных групп предполагает обеспечение для каждого ученика темпов обучения, максимально адаптированных к его возможностям. При необходимости предполагается  проведение дополнительных индивидуальных занятий.
  • Максимальное использование игровых методов обучения. Использование игровой деятельности во время коррекционных занятий позволяет формировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка.
  • Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала. Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию достижения успеха. Поскольку упражнения программы постепенно усложняются, недостижение необходимого результата на каждом этапе приведет в конечном счете к фрустрации и отказу ребенка от участия в коррекционных занятиях.
  • Постоянный контроль формирования навыков. Необходимо контролировать успешность выполнения каждого упражнения, поскольку освоение ребенком предлагаемых на данном занятии навыков — обязательное условие успешности выполнения последующих заданий и формирования положительной учебной мотивации.

Общие рекомендации по организации коррекционных  занятий

Программа предназначена для учащихся, обучающихся в  2-4 классах, имеющих недостаточность зрительно-пространственного восприятия и  слабоуспевающих в школе.  Коррекционные занятия проводятся после основных уроков в специально оборудованном кабинете учителя-дефектолога. Условия для детей должны быть комфортными.

Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Если упражнения окажутся для ребенка очень сложными, что может быть связано с недостаточной физиологической готовностью нервной системы, к последним (самым сложным) занятиям и упражнениям можно вернуться через некоторое время. Оптимальный размер группы — 2-3 человек. Желательна однородность состава участников по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту.

Занятия проводятся один раз в неделю в форме внеклассной работы после учебных занятий. Лучше выбирать дни, когда нагрузка детей не очень значительна. Встречи с  дефектологом не должны совпадать с какими-либо другими коррекционными занятиями, — чтобы не создавать у ребенка внутренний мотивационный конфликт и необходимость выбора.         

Требования  к ведущему

Коррекционная педагогика занимает промежуточное место между работой с обычными и особыми детьми. Учащиеся младших классов, имеющие органическое поражение ЦНС и  слабую учебную мотивацию, часто с уже сформировавшимся отрицательным отношением к школе, нуждаются в повышенном внимании, доброжелательности и терпении со стороны педагога, ведущего коррекционные занятия.

Безоценочный метод работы, акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий ребенком, предложение необходимой помощи со стороны педагога (в виде обеспечения самостоятельного решения задачи) — обязательные условия формирования положительного отношения и интереса воспитанника к коррекционным занятиям.

Коррекционная работа предъявляет ряд требований к личностным качествам дефектолога. Он должен быть достаточно терпим и заранее готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей. Должен уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от педагога креативности в общении с детьми, уважения к внутреннему миру ребенка и чувства юмора.

Поэтому дефектолог должен уметь:

во-первых, гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту,

во-вторых адаптировать предлагаемые упражнения (по максимальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий и т.д.) соответственно возрасту и реальным возможностям детей,

в-третьих, учитывать, что распределение времени на отдельные части программы, занятия и упражнения будет различным во втором и четвертом классах. Как различным будет и общее время, и количество занятий для детей разных групп коррекции.

4. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В условиях школы трудно осуществить полное нейропсихологическое обследование, проведение которого занимает 3-4 часа. Используемый  диагностический блок к программе «Зеркальный мир», по сути, является методикой экспресс – диагностики Л.С.Цветковой (стандартизированный набор).

Ребенку на этапе обследования предлагаются следующие пробы:

  • реципрокная координация движений;
  • динамический праксис;
  • наложенные фигуры Попельрейтера;
  • рисуночная проба
  • кратковременное запоминание геометрических фигур;
  • разрезные картинки.

Диагностические методы призваны уточнить и проверить сведения, полученные при беседе со взрослыми, изучении анамнеза и продуктов деятельности ученика. Естественно, в случае необходимости диагностическая процедура может быть расширена и дополнена другими методиками, если у дефектолога в ходе обследования возникают сомнения или новые вопросы.

Применяемые тестовые задания в большинстве случаев позволяют не только обнаружить дефект и степень нарушения, но и проверить его динамику. С этой целью применяются приемы, затрудняющие или облегчающие выполнение той или иной пробы.

Во время проведения обследования важно учитывать утомляемость ребенка и при необходимости давать ему отдохнуть. При анализе результатов выполнения диагностических проб необходимо учитывать возможность ситуативного снижения работоспособности, иначе выводы дефектолога могут оказаться искаженными, что отрицательно повлияет на последующую коррекционную работу.

В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества. В то же время педагог не должен брать на себя обучающую функцию и предоставить инициативу в выполнении заданий ребенку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа направлена прежде всего на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Как известно, ощущение и восприятие — те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром.

Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Поэтому так важно в процессе обучения обратить внимание на коррекцию психической функции, «поставляющей материал» познавательным процессам, традиционно находящимся в сфере внимания учителя.

Не секрет, что усилия педагога по «постановке»  логического мышления, хорошей памяти, способности   творческого решения разноплановых задач зачастую оказываются малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются «лечить» следствие, а не первоначальную причину слабой успеваемости ученика.

Зрительное восприятие пространства — одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение — ведущий канал получения информации о внешнем мире.

Зрительный анализатор является ведущим во взаимодействии человека с внешним миром. 90% всей внешней информации поступает через зрение. Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.

В целом, говоря о позитивной динамике, мы отдаем себе отчет в том, что в условиях включенности ребенка в реальную жизнь нельзя не учитывать влияния естественного физиологического развития и взросления детского организма, положительного влияния школьного обучения в целом. Предлагаемая программа не претендует на ведущую роль и исключительность, она — лишь одно из звеньев в цепи усилий взрослых, ведущих ребенка к успеху, звено, способное, на наш взгляд, стать реальной помощью учителю в работе со слабоуспевающими учениками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. – М., Педагогика, 1978.
  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
  1. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.
  1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4.
  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002.
  1. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Москва, 1998.
  1. Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста «Посмотри внимательно на мир». Москва, 2003.

Источник

Раз ступенька, два ступенька: возрастные этапы

Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.

Расскажем об основных возрастных этапах развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).

Малыши (до 3 лет)

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Как формировать пространственное мышление до 3 лет?

Предлагайте ребенку:

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.

Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.

Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже — в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?

Вам помогут:

  • игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).

Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.

Дошкольники (5-7 лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».

В 5-7 лет дети должны уметь:

  • различать понятия размера и формы;
  • свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
  • различать левую и правую руку, сторону;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).

Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.

Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?

С этой задачей помогут справиться:

  • игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
  • графические диктанты;
  • занимательные задания на объемное мышление;
  • специальные развивающие игры;
  • повседневные бытовые задачи.

Предлагайте ребенку настольные игры, такие как Танграм, «Геометрика», шашки, шахматы, нарды.

Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.

Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Как это все поможет родителям?

Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному».

Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:

  • не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
  • определить контрольные точки — некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
  • сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
  • подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.

К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.

Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.

Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.

Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление

Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.

Изучайте теорию, выполняйте и решайте:

  • «Задачи на перестановки»;
  • «Задачи на шахматном поле»;
  • «Фигуры. Развертки. Отражения»;
  • «Периметр и площадь»;
  • «Алгоритмы»;
  • «Шестеренки»;
  • «Соты. Судоку. Японские кроссворды».

Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.

Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение.
Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».

Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:

  • базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
  • посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет — старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.

Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!

Более 2500 задач на развитие пространственного и логического мышления доступны вам после регистрации на платформе LogicLike.com!

Источник