Развитие у ребенка зрительного восприятия и пространственного мышления
СОДЕРЖАНИЕ
- Концептуальная часть:
актуальность, цель и задачи программы,
принципы построения и источники
- Содержательная часть:
блоки программы, распределение часов,
критерии усвоения
- Методическая часть:
методико-технологические приемы, рекомендации
по организации занятий, требования к ведущему
- Диагностическая часть:
виды проведения диагностических мероприятий
Заключение
Список литературы
- КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Объективная необходимость создания данной программы возникла в связи с совершенствованием модели содержания коррекционного образования, в том числе за счет профилактики школьной неуспешности.
Составленная программа, в основном, направлена на работу с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Успеваемость для детей младшего школьного возраста — главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию.
Поэтому задача дефектолога именно в начальной школе помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно — то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, — и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность.
Цель программы – коррекция и развитие зрительного восприятия и пространственного мышления, влияющих на успешность в школе. Основными задачами являются:
- Развить зрительное восприятие и пространственные представления
- Сформировать умения совершать сомато- и зрительно-пространственные действия
- Создать вербально-образный эквивалент окружающего пространства в сознании ребенка.
Психологические принципы, на которых базируется данная программа, определяются основными теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии, разработанными школой Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, в нейропсихологии — А.Р. Лурия.
1. Принцип деятельности. В контексте данной программы этот принцип учитывается в нескольких аспектах:
- в развитии психических способностей посредством собственной деятельности субъекта;
- в учете и развитии соответствующей мотивации (в частности, мотивации достижения успеха) как одного из основных компонентов любой деятельности;
- в учете ближайшей зоны развития ребенка;
- в учете процесса интериоризации, — в предлагаемой методике используется механизм переведения первоначально внешней «ручной» формы деятельности в умственный план; для коррекционной работы это означает возможность заново сконструировать и построить несформированную или нарушенную психическую функцию сначала во внешней, материальной форме, а затем постепенно сократить и автоматизировать ее, перевести в умственный план;
- в постепенном переводе учебной деятельности, распределенной между ребенком и взрослым, в самостоятельную деятельность ученика (ребенок начинает самостоятельно ставить или выделять учебную задачу, осуществлять учебные действия, действия контроля и оценки).
2. Принцип учета возрастных особенностей. Данный принцип в контексте коррекционной программы предполагает:
- подбор заданий, отвечающих возможностям ребенка;
- использование в ходе занятий игровой деятельности, так как в начальной школе полноценная учебная деятельность еще не сформирована;
- опору в развитии восприятия на мышление как ведущий познавательный процесс в младшем школьном возрасте, определяющий развитие всех остальных познавательных процессов;
- учет того, что в младшем школьном возрасте недостаточно сформирован умственный план действий, познавательная деятельность ребенка еще во многом осуществляется во внешней форме.
3. Принцип повтора. Этот принцип особенно важен в нашем случае, поскольку мы имеем дело с детьми со сниженной работоспособностью, ослабленностью и повышенной утомляемостью. Это, в частности, сказывается на продуктивности процессов памяти, внимания и т.д. Постоянное, с усложнением, повторение — необходимое условие успешного усвоения материала, формирования и закрепления необходимых психологических навыков.
Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у воспитанников детского дома младшего школьного возраста «Зеркальный мир» является модифицированной по содержанию, разработана с учетом возрастных потребностей и психических особенностей детей-сирот с отклонениями в развитии.
За основу была взята программа «Посмотри внимательно на мир» И.Н.Шевляковой, которая расширена отдельными темами программы «Формирование пространственных представлений» Н.Я.Семаго.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Программа состоит из трех блоков. Первые два блока имеют контрольно-развивающий характер, а третий – закрепляющий.
Первый блок
Цель: освоение «схемы тела» (формирование представлений о структуре и строении собственного тела и овладение понятиями, обозначающими части тела), определение уровня сформированности сомато-пространственной организации предметных действий. Несформированность «схемы тела» — опорный признак при диагностике дефицитарности пространственного восприятия, патологии теменных и теменно-затылочных отделов коры. Овладение «схемой тела» предполагает знание и умение показать свою правую или левую руку или ногу, части лица, умение ответить, где — сверху или снизу — расположена голова, какие части тела расположены выше, какие — ниже и т.д.
Второй блок
Цель: диагностика умения ориентироваться в пространстве, формирование зрительно-пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально-образного эквивалента окружающего пространства (понятий, значений, символов, обозначающих реальные явления и факты) в сознании ребенка. Отличие этого блока от предыдущего в том, что в данном случае диагностируется овладение внешним пространством, умение выполнять действия с окружающими предметами в пространстве, а не только ориентация в строении собственного тела. Ребенок должен уметь ориентироваться и оценивать окружающий мир независимо от собственного расположения в пространстве, то есть уметь «вынести себя за скобки» окружающего и описать с помощью речи расположение предметов во внешнем мире.
Третий блок
Цель: развитие зрительного восприятия пространства и наглядно-образного мышления. Упражнения данного блока формируют новые психологические умения и навыки, что возможно только при наличии качеств и умений, которые появляются на более ранних этапах развития (они диагностируются и развиваются в первой части программы). «Выравнивание», «дотягивание» отстающих познавательных процессов до возрастной нормы — основная цель этого блока.
Так как психические процессы связаны между собой и взаимообусловлены в своем функционировании и развитии, упражнения, предложенные в программе, способствуют развитию не только пространственного восприятия и мышления, но и мелкой моторики, внимания, памяти, речи.
Программа рассчитана на 33 часа: первый блок – 8 часов, второй – 12, третий – 10. Предполагается 2-3 часа на диагностику в начале и конце учебного года.
В каждом разделе имеются основные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанника, которые согласуются с психическими и возрастными особенностями.
Основными результатами реализации программы можно считать такие показатели как:
– развитие восприятия различной модальности: зрительно-предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов;
– формирование умения совершать сомато- и зрительно-пространственные действия;
– создание вербально-образного эквивалента окружающего пространства в сознании ребенка.
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Требования к профессиональной подготовке ведущего вытекают из общих принципов коррекционной педагогики Учет этих принципов в практической работе позволит дефектологу обеспечить успех коррекционных занятий.
- Индивидуализация методов обучения. В нашем случае этот принцип предполагает: предварительный отбор и формирование коррекционных групп на основе сходства нарушений в развитии психических функций; формирование групп по уровню/глубине нарушений психических функций; малый состав групп (2-3 человека); индивидуальную работу с каждым ребенком при выполнении ряда коррекционных упражнений.
- Индивидуализация темпов обучения. Формирование однородных по характеру и уровню нарушений коррекционных групп предполагает обеспечение для каждого ученика темпов обучения, максимально адаптированных к его возможностям. При необходимости предполагается проведение дополнительных индивидуальных занятий.
- Максимальное использование игровых методов обучения. Использование игровой деятельности во время коррекционных занятий позволяет формировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка.
- Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала. Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию достижения успеха. Поскольку упражнения программы постепенно усложняются, недостижение необходимого результата на каждом этапе приведет в конечном счете к фрустрации и отказу ребенка от участия в коррекционных занятиях.
- Постоянный контроль формирования навыков. Необходимо контролировать успешность выполнения каждого упражнения, поскольку освоение ребенком предлагаемых на данном занятии навыков — обязательное условие успешности выполнения последующих заданий и формирования положительной учебной мотивации.
Общие рекомендации по организации коррекционных занятий
Программа предназначена для учащихся, обучающихся в 2-4 классах, имеющих недостаточность зрительно-пространственного восприятия и слабоуспевающих в школе. Коррекционные занятия проводятся после основных уроков в специально оборудованном кабинете учителя-дефектолога. Условия для детей должны быть комфортными.
Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Если упражнения окажутся для ребенка очень сложными, что может быть связано с недостаточной физиологической готовностью нервной системы, к последним (самым сложным) занятиям и упражнениям можно вернуться через некоторое время. Оптимальный размер группы — 2-3 человек. Желательна однородность состава участников по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту.
Занятия проводятся один раз в неделю в форме внеклассной работы после учебных занятий. Лучше выбирать дни, когда нагрузка детей не очень значительна. Встречи с дефектологом не должны совпадать с какими-либо другими коррекционными занятиями, — чтобы не создавать у ребенка внутренний мотивационный конфликт и необходимость выбора.
Требования к ведущему
Коррекционная педагогика занимает промежуточное место между работой с обычными и особыми детьми. Учащиеся младших классов, имеющие органическое поражение ЦНС и слабую учебную мотивацию, часто с уже сформировавшимся отрицательным отношением к школе, нуждаются в повышенном внимании, доброжелательности и терпении со стороны педагога, ведущего коррекционные занятия.
Безоценочный метод работы, акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий ребенком, предложение необходимой помощи со стороны педагога (в виде обеспечения самостоятельного решения задачи) — обязательные условия формирования положительного отношения и интереса воспитанника к коррекционным занятиям.
Коррекционная работа предъявляет ряд требований к личностным качествам дефектолога. Он должен быть достаточно терпим и заранее готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей. Должен уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от педагога креативности в общении с детьми, уважения к внутреннему миру ребенка и чувства юмора.
Поэтому дефектолог должен уметь:
во-первых, гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту,
во-вторых адаптировать предлагаемые упражнения (по максимальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий и т.д.) соответственно возрасту и реальным возможностям детей,
в-третьих, учитывать, что распределение времени на отдельные части программы, занятия и упражнения будет различным во втором и четвертом классах. Как различным будет и общее время, и количество занятий для детей разных групп коррекции.
4. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В условиях школы трудно осуществить полное нейропсихологическое обследование, проведение которого занимает 3-4 часа. Используемый диагностический блок к программе «Зеркальный мир», по сути, является методикой экспресс – диагностики Л.С.Цветковой (стандартизированный набор).
Ребенку на этапе обследования предлагаются следующие пробы:
- реципрокная координация движений;
- динамический праксис;
- наложенные фигуры Попельрейтера;
- рисуночная проба
- кратковременное запоминание геометрических фигур;
- разрезные картинки.
Диагностические методы призваны уточнить и проверить сведения, полученные при беседе со взрослыми, изучении анамнеза и продуктов деятельности ученика. Естественно, в случае необходимости диагностическая процедура может быть расширена и дополнена другими методиками, если у дефектолога в ходе обследования возникают сомнения или новые вопросы.
Применяемые тестовые задания в большинстве случаев позволяют не только обнаружить дефект и степень нарушения, но и проверить его динамику. С этой целью применяются приемы, затрудняющие или облегчающие выполнение той или иной пробы.
Во время проведения обследования важно учитывать утомляемость ребенка и при необходимости давать ему отдохнуть. При анализе результатов выполнения диагностических проб необходимо учитывать возможность ситуативного снижения работоспособности, иначе выводы дефектолога могут оказаться искаженными, что отрицательно повлияет на последующую коррекционную работу.
В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества. В то же время педагог не должен брать на себя обучающую функцию и предоставить инициативу в выполнении заданий ребенку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа направлена прежде всего на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Как известно, ощущение и восприятие — те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром.
Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Поэтому так важно в процессе обучения обратить внимание на коррекцию психической функции, «поставляющей материал» познавательным процессам, традиционно находящимся в сфере внимания учителя.
Не секрет, что усилия педагога по «постановке» логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач зачастую оказываются малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются «лечить» следствие, а не первоначальную причину слабой успеваемости ученика.
Зрительное восприятие пространства — одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение — ведущий канал получения информации о внешнем мире.
Зрительный анализатор является ведущим во взаимодействии человека с внешним миром. 90% всей внешней информации поступает через зрение. Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.
В целом, говоря о позитивной динамике, мы отдаем себе отчет в том, что в условиях включенности ребенка в реальную жизнь нельзя не учитывать влияния естественного физиологического развития и взросления детского организма, положительного влияния школьного обучения в целом. Предлагаемая программа не претендует на ведущую роль и исключительность, она — лишь одно из звеньев в цепи усилий взрослых, ведущих ребенка к успеху, звено, способное, на наш взгляд, стать реальной помощью учителю в работе со слабоуспевающими учениками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. – М., Педагогика, 1978.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
- Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Москва, 1998.
- Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста «Посмотри внимательно на мир». Москва, 2003.
Источник
Раз ступенька, два ступенька: возрастные этапы
Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.
Расскажем об основных возрастных этапах развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).
Малыши (до 3 лет)
С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.
К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).
Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.
Ребенок до 3 лет уже может:
- различать кривые и прямые линии;
- находить точки пересечения линий;
- отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
- различать основные геометрические фигуры.
Как формировать пространственное мышление до 3 лет?
Предлагайте ребенку:
- находить точки и соединять их;
- рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
- строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.
Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.
Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)
В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.
У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже — в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Ребенку 3-5 лет по силам:
- повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
- сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
- соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
- различать прямой, тупой, острый углы.
Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?
Вам помогут:
- игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
- задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
- картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).
Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.
Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.
Дошкольники (5-7 лет)
В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».
В 5-7 лет дети должны уметь:
- различать понятия размера и формы;
- свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
- различать левую и правую руку, сторону;
- понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
- мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
- ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).
Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.
Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?
С этой задачей помогут справиться:
- игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
- графические диктанты;
- занимательные задания на объемное мышление;
- специальные развивающие игры;
- повседневные бытовые задачи.
Предлагайте ребенку настольные игры, такие как Танграм, «Геометрика», шашки, шахматы, нарды.
Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.
Младшие школьники (7+ лет)
Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.
Ребенок старше 7 лет умеет:
- моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
- обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
- видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
- формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.
Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?
Можно предложить ребенку:
- задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
- задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
- рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
- творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.
Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.
Как это все поможет родителям?
Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному».
Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:
- не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
- определить контрольные точки — некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
- сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
- подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.
К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.
Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.
Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.
Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление
Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.
Изучайте теорию, выполняйте и решайте:
- «Задачи на перестановки»;
- «Задачи на шахматном поле»;
- «Фигуры. Развертки. Отражения»;
- «Периметр и площадь»;
- «Алгоритмы»;
- «Шестеренки»;
- «Соты. Судоку. Японские кроссворды».
Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.
Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение.
Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».
Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:
- базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
- посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет — старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.
Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!
Более 2500 задач на развитие пространственного и логического мышления доступны вам после регистрации на платформе LogicLike.com!
Источник