Развитие у ребенка внимания начальных классов
Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.
Шамиль Ахмадуллин
Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.
Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.
Что такое внимание
Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.
Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.
Как формируется внимание у детей
Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:
- достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
- чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.
Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.
Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.
Как улучшить внимание детей 7–10 лет
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:
- специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
- упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.
Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.
Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.
Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.
Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.
Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.
Игра «Помню всё»
Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.
Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»
Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.
Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.
Упражнение «Найди слова»
Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.
Например:
1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.
Упражнение «Назови цвет»
Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Упражнение «Найди отличия»
Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.
Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Читайте также
- Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное →
- 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно →
- 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей →
Источник
Оксана Храмова
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста
Внимание – психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.
Виды внимания:
• непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
• произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
• послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.
Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.
Свойства внимания:
• объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
• избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
• устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
• умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
• распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.
Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.
Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.
Игры, которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания, как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.
Игра «Зачеркни букву»
В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
Игра «Вокруг меня…»
Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой.Например: назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.
Игра «Повтори за мной»
Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.
Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку.Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь».К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Игра «Что изменилось?»
Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.
Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку – вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.
Игра «Топ-Хлоп»
Взрослый говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко») ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают») – топает.
Игра «Белое и чёрное»
Инструкция: Сейчас, мы с тобой немного подвигаемся. Я буду называть предметы или явления белого или чёрного цвета. Если белого цвета, то тебе надо присесть, а если чёрного цвета – то встать и поднять руки вверх. Ты запомнил, повтори?Набор: снег, уголь, мука, сахар, мел, грязь, чёрная ворона, облака, снеговик, чёрная смородина, халат у врача, пух, свадебное платье, лепестки ромашки, вата, небо ночью, зайчик зимой, носик у собачки.
Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек».
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
Упражнение «ПРОЧИТАЙ СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НАОБОРОТ»
Желтое околбя.
Паровоз ястичм.
Желтая акчобаб.
Красивая анишам.
Мышь тищип.
Вишневое еьнерав.
Старинная агинк.
Лиса артих.
Котенок теакуям.
Синее ером.
Упражнение «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»
Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,
яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,
вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,
до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,
к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,
мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,
о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,
рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,
с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,
учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.
Источник
Как учителя, мы часто замечаем, что многие дети несколько раз переспрашивают то, что им только сейчас объяснили (сколько клеток пропускать, писать ли краткую запись к задаче…)
Как мамы, мы по несколько раз просим своих детей вовремя убрать игрушки, приготовиться ко сну …
Почему же это происходит?
Каждый из нас легко ответит на этот вопрос: «Дети невнимательны». А что же такое внимание?
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном объекте.
Внимание не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своём объекте лишь как свойство этой деятельности.
Результатом внимания является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Внимание может быть:
Непроизвольное – устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом.
Произвольное – это сознательно направляемое и регулируемое внимание. Человек сознательно избирает объект, на который направляет своё внимание. Произвольное внимание требуется там, где непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем внимание в соответствии с целями, которые мы ставим.Развитие внимания у детей совершенствуется в процессе обучения и воспитания.
Внимательные дети учатся лучше. У невнимательных — успеваемость связана с показателями произвольного внимания и его распределённостью. Поэтому тренировка распределённости внимания может способствовать улучшению успеваемости.
Основные виды внимания ребёнка – непроизвольное и произвольное тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Поэтому учителя должны стремиться сложное и малоинтересное для своих учеников задание сделать занимательным и интересным.Упражнения для развития внимания на уроках математики.
1. Игра «Красные – Синие».«Красные» по команде выкладывают на парту кружочки. Стоп! А «Синие» столько же квадратиков ( или больше, меньше )
2. 8, 2, 6, 4, 1. Записать исчезнувшее число.
3. Записать числа по памяти.
4. Игра «Живые цифры».Детям раздаются цифры. Выходят к доске:
а) соседи данного числа;
б) на 4 больше, на 2 меньше;
в) сумма 5 и 2, разность 6 и 3.
5. Показ цифрой количество моих хлопков, стуков, морганий…
6. Хлопните, топните… столько раз, какую цифру я покажу.
7. Счёт через 2.
1 – хлопок в ладоши
2- коснуться ладонями соседа
8. Сложение и вычитание на числовом отрезке.
9. Хоровое проговаривание счёта, состава чисел и другого вводимого
материала способствует непроизвольному запоминанию.
10.Игра « Кто за кем?»
Дети у доски. Водящий отворачивается. Дети перестраиваются.
11.Игра «Что изменилось?»
Упражнения для развития внимания на уроках русского языка и чтения.
1. На доске слоги. Дети закрывают глаза. Что изменилось? (один слог убирается, или слоги меняются местами)
2. Написать слоги по памяти.
3. Чтение слов в столбике, найти и показать нужный слог.
4. Закрывается верхняя половина буквы или слога. Дети отгадывают.
5. Показ слога с твёрдым согласным звуком. Нужно написать слог с мягким согласным звуком. От чего зависит твёрдость и мягкость согласных звуков?
6. Использование силы голоса при чтении слогов, слов.
7. Речевые зарядки, чистоговорки, скороговорки вырабатывают чёткое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащают речь.
8. Закончите слова: ча…, кук…, или начните …нал, …ма.
9. При знакомстве с буквой дети придумывают слова, в которых эта буква находится в начале, в середине, или в конце слова.
10.Из сказки или рассказа выбрать слова с нужным звуком и запомнить их.
11.Цепочка слов. П — — — Г — — — — И — — З — — — К — — С — — — П …
12.Кроссворд.
13.Г О Р К А
К – – – –
— — — М
– – – А
14.Найди слова с разными сочетаниями:
а) жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн
б) самое длинное, самое короткое слово.
15.Показ картинки. Назовите 1 звук, последний звук.
16.Составь слово из 2, 3 слогов.
17.Среди большого количества букв выбрать слово.
18.Прочитать слово справа налево.
19.Написать алфавит через 2, 3 буквы.
20.Составить вопросы по прочитанному.
21.Найти восклицательное, вопросительное предложение. Правильно их прочитать.
22.Составить предложение из слов.
23.Описать один из трёх предметов ( который убрали).
Игры с завязанными глазами несут определённую смысловую нагрузку, отключают зрительный анализатор, включают другие органы: слух, осязание. Идёт переключение внимания.
Зажмурьтесь и достаньте из портфеля ручку или дневник. Расскажите, что вы чувствовали при этом, как изменилось ваше внимание, слух, как действовали руки.
У человека с завязанными глазами напрягается внимание, он старается представить себе все подробности предмета, обостряется слух, осязание, начинается ощущение материала, из которого сделан предмет, движения его становятся осторожными и рассчитанными.
1 С закрытыми глазами нарисуйте в определённой последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью, дерево с правой стороны, крышу.
2. У доски 3 команды рисуют с закрытыми глазами голову человека, рот, волосы, левый глаз, подбородок, правое ухо…
Источник
Если ребенок с трудом сосредотачивается на задачах, плохо концентрируется на нужной информации и неспособен запомнить то, что рассказывает учитель, это приводит к низкой успеваемости в начальной школе. При неразвитом внимании у детей отмечают нехватку концентрации, ухудшение памяти, проблемы с выполнением домашних заданий.
Для улучшения ситуации и развития внимания у младших школьников можно использовать специальные приемы и игры. Существует достаточно много методик для работы с детьми школьного возраста, в результате применения которых ученики становятся более внимательными. Рассмотрим подробнее, какие есть особенности внимания школьников, а также какие задания на внимательность для детей 1 и 2 класса наиболее эффективны.
Особенности развития внимания
Психологи называют вниманием избирательное восприятие определенной информации. В таком состоянии сознания ребенок сосредотачивается на каких-то значимых предметах, отбрасывая несущественное и ненужное. Это своеобразный фильтр, помогающий предотвратить перегрузку информацией и усвоить именно то, что требуется. У внимания выделяют несколько важных свойств.
- Объем. Эта характеристика показывает, на скольких предметах ребенок может концентрироваться одновременно. В норме в младшей школе объем составляет 2-5 единиц. При его снижении у первоклассника не получается сосредоточиться даже на двух заданиях, удерживая их в уме.
- Концентрация. Это свойство уделять максимум внимания определенному действию или предмету. Оно помогает наиболее успешно выполнять работу. При недостаточной концентрации у ребенка формируется склонность к поверхностному взгляду на предметы, он становится рассеянным.
- Избирательность. Так называют свойство выделять из окружения значимые явления или предметы. При проблемах с избирательностью у школьника не выходит концентрироваться на тех моментах, которые необходимы ему для решения конкретного задания.
- Устойчивость. Так называют способность длительно фиксировать внимание на каком-то одном объекте. В первом классе устойчивость составляет 7-12 минут, но с 9-10-летнего возраста она активно растет. Если имеются проблемы с таким свойством внимания, ребенок будет постоянно отвлекаться, а учителя назовут его неусидчивым.
- Переключаемость. Благодаря этому свойству школьник легко чередует вид деятельности, намеренно концентрируется на новой задаче, а потом возвращается к предыдущей. Это полезно при утомлении, например, если работа однообразная. В таком случае переключение внимания будет определенным отдыхом.
- Распределение. Данное свойство позволяет заниматься одновременно несколькими делами. Оно используется при комментированном письме, проверке своей работы, математическом диктанте. У первоклассников распределение обычно неразвито и начинает проявляться, когда один из навыков уже стал привычным (автоматизированным), например, если ребенок уже хорошо пишет без вспоминания каждого из символов, то он с легкостью сможет в то же время говорить.
На внимание в полной мере влияет и темперамент ребенка. Холерикам и сангвиникам легче переключаться, они успевают сделать многое, но непоседливы. Меланхоликам и флегматикам удается надолго сосредоточиться, но со стороны они кажутся пассивными и невнимательными.
По словам специалистов, внимание формируется довольно длительное время, а сам процесс является сложным. Он начинается в раннем возрасте и активно продолжается в начальных классах.
Дети, которые только начали посещать школу, перестраивают свои мыслительные процессы и нередко сталкиваются со сложностями, ведь малыши часто отвлекаются, не умеют распределять внимание на несколько объектов.
И задача по развитию внимания – одна из главных для успешного обучения в начальной школе.
Как повысить?
Развитие внимания в школьном возрасте приводит к формированию такого важного личностного качества, как внимательность. Организовывая занятия, важно помнить о том, что существует несколько видов внимания. Первый – это непроизвольное внимание, которое стимулируется чем-то новым и необычным. Второй – это произвольное внимание, которое является осознанным и волевым, появляется при желании сконцентрироваться на чем-то определенном. И третий – это послепроизвольное внимание, которое заключается в появлении стремления и интереса к познанию нового.
У младших школьников преобладающим видом является непроизвольное внимание, то есть первоклассники хорошо реагируют на новую информацию, но еще не умеют намеренно управлять своим вниманием. Учителя и родители должны стараться привить ребенку навык волевого внимания (произвольного), а также развить послепроизвольное внимание, чтобы школьник научился концентрироваться на заданиях усилием воли.
Сначала детям предлагают более простые задания, и лишь при успешном выполнении их усложняют. К примеру, школьнику дают рисунок, на котором изображен простой узор из счетных палочек. Он должен повторить картинку по образцу – справившись с легким узором, переходят к более сложным.
Если это графический диктант, то вначале он состоит всего из нескольких шагов и формирует простую фигуру, а позже может стать достаточно сложным и объемным.
Отлично развивают внимательность игры, в которых нужно искать отличия, повторять действия за взрослым, находить общее, описывать в деталях увиденное или прочитанное. Большую эффективность имеют занятия с текстом, рисунками (раскраски, продолжение узоров), стихами, цифрами. Не стоит пренебрегать и настольными играми, так как во время игры в шахматы, лото, нарды или шашки дети не только длительное время сосредотачиваются на этом занятии, но и учатся логически мыслить, угадывать шаги соперника, планировать свои действия.
Лучшие упражнения и игры
Работать над развитием устойчивости, избирательности, объема и других свойств внимания рекомендуется ежедневно. Для этого используются разные приемы и методы, а длительность тренировок составляет 15-20 минут (если концентрация плохая, а внимание неустойчивое – начинают с 5-10 минут).
Хорошо зарекомендовала себя соревновательная форма занятий, которая дополнительно стимулирует лидерские качества.
«Помню все»
Такая игра отлично тренирует и внимание, и память. Перед ребенком ставится задание запоминать цепочку слов определенной тематики, например, названия стран, городов, фруктов или овощей. Один участник называет первое слово (например, «брокколи»), второй должен повторить его и добавить свое слово (например, «брокколи-картофель»), далее первый участник добавляет еще одно слово (например, «брокколи-картофель-огурец»), следующий – еще одно (например, «брокколи-картофель-огурец-морковь»), и так далее.
Игра станет еще интереснее, если привлечь больше участников и судью, который будет записывать названные слова. Если ребенок забудет какое-то слово, он выбывает, поэтому самый внимательный выигрывает. Благодаря соревновательному моменту мотивация тренировать внимательность и память многократно возрастает.
«Найди слова»
Такая игра может проводиться учителями на уроках письма или в домашних условиях с использованием бумажных пособий.
Главная задача – искать в ряду сплошных букв «спрятанные» слова.
Эти слова также могут группироваться с исключением лишних (неподходящих по числу, роду, падежу и другим параметрам).
«Назови цвет»
Для такого упражнения используются листы со словами, обозначающими цвет. При этом сами слова напечатаны шрифтом другого цвета, например, слово «красный» будет черным, а «синий» – зеленым. Задачей ребенка будет сконцентрироваться и назвать лишь слова определенного цвета. Эта игра подойдет и для группы детей – тогда можно устроить соревнования и в конце выбрать победителя, который ни разу не ошибся.
«Найди отличия»
Упражнение является классическим заданием по развитию внимательности. Ребенку дают два похожих изображения с небольшими отличиями, которые и надо отыскать.
Сложность зависит от возраста, поэтому для учеников 1-2 класса подбирают картинки с крупными элементами и неброскими красками, а для тех, кто ходит в 3-4 класс, уже можно использовать яркие изображения с многочисленными мелкими деталями.
Их рассматривание будет тренировать внимательность, положительно скажется на объеме внимания и его устойчивости.
«Соедини половинки»
Ребенку предлагают слова, разделенные на две части. В один столбик выписаны первые половины слов, во второй – вразброс вторые. Задача – соединить между собой части и записать в рабочую тетрадь целые слова. Упражнение помогает тренировать такие характеристики внимания, как устойчивость и концентрация.
«Много-один»
Для этой игры понадобится мяч. Взрослый бросает мячик, называя слово в единственном числе, например, «кот», а ребенок, словив мяч, должен отвечать во множественном числе (в нашем примере – «коты»).
Упражнение подходит и для группы детей, а если его делать в школе в 3-4 классе на уроке во время изучения существительных, то словивший мяч ребенок может дополнительно называть род названного учителем существительного.
Игра отлично развивает переключение внимания.
«Нарисуй по памяти»
Школьнику на 1-2 минуты дают рассмотреть карточку с группой изображений на определенную тематику (цветы, рыбы, мебель, цифры, посуда, домашние животные). Далее карточку убирают, а ребенок должен нарисовать на чистом листе то, что успел запомнить. Упражнение эффективно для развития внимательности, памяти и воображения.
«Что изменилось?»
Для игры подготавливают 10-15 мелких предметов, которые раскладываются на столе. Ребенок должен 30 секунд рассматривать их, затем развернуться к столу спиной, а в это время взрослый поменяет расположение 3-4 вещиц. Когда ребенок повернется к столу лицом и внимательно осмотрит предметы, он должен выявить изменения.
Если играет несколько детей, то за каждый правильный ответ дают по одному очку. Кроме того, за ошибку (если предмет не был переложен) снимается одно очко. Выигрывает тот, у кого в результате будет максимальное количество очков.
Рекомендации
По словам психологов, развивать внимание нужно постоянно. Если вы решили организовать дополнительные занятия, чтобы улучшить концентрацию внимания на уроках и выработать у младшего школьника внимательность, то они должны быть регулярными, без длительных пауз. Только систематический подход и регулярность нагрузок помогут научить ребенка концентрировать внимание в достаточной мере.
При этом занятия важно проводить в таком месте, где ребенок не будет отвлекаться на какие-либо внешние раздражители.
Комментировать работу школьника, когда он поглощен процессом, тоже не рекомендуется, ведь из-за ваших замечаний ребенок перестанет концентрировать внимание на работе, поэтому он быстрее устанет и потеряет интерес.
Немаловажно также перед занятием кратко и четко объяснить задачу, убедившись, что ребенку все понятно.
Источник