Развитие у ребенка виды чувствительности

Развитие у ребенка виды чувствительности thumbnail

От автора: Чувствительный ребенок – словно гадкий утенок… Вырастет ли из него лебедь? …Во многом зависит от родителей…

Развитие у ребенка виды чувствительности

Чувствительный ребенок особенности развития чувствительного человека

В прошлой статье мы говорили о том, что такое повышенная чувствительность, кто такие ВЧЛ и чем в принципе они могут отличаться от остальных. В этой части мы поговорим о том, как развивается чувствительный ребенок, чтобы лучше рассмотреть это явление на практике и в динамике.

Чувства детей нередко кажутся взрослым избыточными, мешающими, раздражающими. Даже в совершенно обычном, среднем варианте. Родителей раздражает то, что ребенку сложно пока контролировать и понимать социальные рамки, например – где и с какой громкостью можно говорить, смеяться, плакать, трудно контролировать свои физические потребности, например, в движении/отдыхе, свои реакции на вкус, запах, цвета или свет.

И совсем уж катастрофой становится, когда ребенок предъявляет, по мнению родителей, завышенные требования к окружающим условиям, а так нередко бывает именно тогда, когда это – чувствительный ребенок.

Чувствительный ребенок: иллюстрации к поведению

Развитие у ребенка виды чувствительности

В младенческом возрасте трудно отличить ребенка с обычной чувствительностью от будущего представителя ВЧЛ, поэтому нет смысла диагностировать своего отпрыска на предмет принадлежности к этой группе ранее 3 лет.

Дальше, как правило, многое становится более ясным. Чувствительный ребенок может наотрез отказаться есть какую-то пищу, даже если другой нет и не будет в обозримом будущем, и ему предстоит голодать.

Чувствительный ребенок может не заснуть в группе детского сада только потому, что ему мешают другие дети рядом – их движения, звуки, чьи-то взгляды, которые ребенок чувствует даже через закрытые глаза.

Чувствительный ребенок порой не может сходить в туалет в общественном месте, если отсутствует возможность уединения и есть риск чужого взгляда (а так чаще всего бывает в детских садах и школах). И не у всех потом эти проблемы проходят без специальной помощи: я нередко встречал в своей практике клиентов, которые мучились с этим вопросом уже во взрослой жизни, будучи не в состоянии справиться с закрепленным в детстве рефлексом.

У них повышенные требования к комфорту, уровню шума, дистанции между людьми, чистоте или своей, индивидуальной организации пространства. Они редко могут переносить несанкционированные прикосновения, могут противиться каким-то празднествам, гостям по причине того, что им тяжело долго быть среди людей.

Чувствительный ребенок нередко лучше чувствует то, что происходит между родителями, и порой выдает свои «прозрения», от которых родители покрываются холодным потом – «откуда узнал?»

Чувствительный ребенок, особенно если интеллект – выше среднего, куда больше задает «неудобных» вопросов, ему трудно слушаться просто так, аргумент «потому что я так сказал/а» чувствительных детей не устраивает в корне, и они могут наотрез отказываться что-то делать без объяснений.

Чувствительные дети порой бывают более болезненными, а особенно (по наблюдениям из практики) такие дети подвержены различным аллергиям. И часто большинство подобных реакций – психосоматического порядка.

Так как ребенку сложно донести взрослым свое неприятие определенных вещей (это отвергается и обесценивается родителями), выходом становится буквально физическое отторжение чего-либо. Не всегда аллерген является именно тем, против чего направлен протест, однако общее число аллергиков среди чувствительных детей явно выше, чем среди обычных.

Болезни в целом становятся определенным способом протеста – не идти туда, где невыносимо (детский сад, школа), не делать то, что неприемлемо, не терпеть то, что нет сил терпеть – болезнь нередко «извиняет» и становится «объективной причиной» для родителей. «Он капризный» — совсем не то же самое, что «у него гастрит/астма/ОРВИ». Второе, как ни странно, куда больше устраивает родителей.

Что интересно, порой вся болезненность и аллергии проходят с возрастом, когда человек осознает и начинает использовать свое право относиться к своей чувствительности с уважением.

И в заключение этой части – иллюстрация.

— Мам, закрой окно. Нет, не так, оставь щелку. Нет, не такую, побольше, ага… И включи пожалуйста другой ночник. Нет, не зеленый, а синий. Мам, есть разница! Ну пожалуйста, синий… И подушку мне дай другую. Нет, не серую, а коричневую. Нет, мам, мне нужна именно коричневая – она мягче. Нет, оставь плеер, я буду музыку слушать. Потому что соседи кричат, мне так не заснуть. Не слышишь? Ну а я слышу… Мам, ну пожалуйста, можно я музыку буду слушать? Да не выпендриваюсь я, мне они правда мешают!

Чувствительный человек: адаптация

Развитие у ребенка виды чувствительности

Понятно, что такие «выступления» детей часто выводят родителей из себя. Все эти требования, которые чувствительный ребенок предъявляет миру, кажутся порой не только невыполнимыми, но порой даже воспринимаются как открытое издевательство.

Что следует за этим всем? Чаще всего – наказание, обесценивание чувств, ругань, крики и разное иное выражение недовольства родителей. Такое происходит и с обычными детьми, но чувствительный человек все воспринимает острее, и если кто-то, став взрослым, может заявлять «меня пороли – я человеком вырос», то для человека с повышенной чувствительностью даже разговор о возможном насилии (угроза порки) может стать настоящей травмой.

В итоге получается, что чувствительные дети живут постоянно в мире боли: им некуда порой разместить свои повышенные требования к комфорту, их восприятие мира не находит поддержки, порой никто и никак не помогает им облегчить свои страдания.

Все, что они слышат – «не обращай внимания, подумаешь…», «да что ты капризничаешь», «будь проще» и сакраментальное «все дети – как дети, а ты…»

Из терапевтической беседы:

«Я всегда пытался быть как все – прикладывал массу усилий, но, судя по реакции окружающих, у меня так ничего и не получилось. Кроме стыда за то, что я не в состоянии изменить себя, и постоянно всем доставляю неудобства».

Понятно, что испытывая повышенную нагрузку и более интенсивную боль, находятся и разные средства защиты. От попытки заморозить свои чувства и уйти в полную рассудочность до  деструктивных зависимостей, от выбора одиночества как формы более безопасной жизни до попадания в любовную зависимость на почве убежденности, что этот человек – единственный, кто способен хоть как-то терпеть такую «неудобную личность» высокочувствительного индивида.

Понятно, что все эти вещи могут случиться и по иным причинам, с повышенной чувствительностью не связанным. Но, скажем так, риск подобного развития ситуации в жизни ВЧЛ повышен. Впрочем, это компенсируется некоторыми преимуществами, о которых мы поговорим в третьей части.

Чувствительный ребенок выносит во взрослую жизнь, прежде всего, ощущение, что он – не такой, как все. В принципе, каждый человек – индивидуальность, но в данном случае имеет место быть объективное отличие: чувствительный человек и правда многое воспринимает из того, что не в состоянии распознать большинство.

А так как родители постоянно ругали, обесценивали, игнорировали и т.д. пожелания чувствительного ребенка, то вывод ребенок делает простой: его чувства – не угодны, не нужны, он с ними не будет принят в мире, и естественным образом возникает необходимость эти чувства куда-то спрятать.

Дальше начинается борьба с переменным успехом: принять себя – для такого человека значит обречь себя на унижение и обесценивание. Не принимать себя и стараться быть как все – означает постоянное нахождение в дискомфортных условиях и боль.

Постоянные чувства такого человека – вина, стыд, ощущение собственной неполноценности, страх отвержения со стороны других, страх вообще не состояться в этом мире, так как играть по общим правилам чувствительный человек не в состоянии, а требовать уважения к своим особенностям у него не хватает духа, ведь его крепко приучили к тому, что его пожелания к миру – нереальны, более того – ничего, кроме раздражения и злости у других не вызывают.

Нередко чувствительные люди воюют с собственным телом: именно оно нередко «назначается» виноватым во всех бедах (это же ведь «оно» не хочет ощущать и чувствовать, как все, это у него – повышенные требования), но эта борьба приводит только к развитию нового витка болезней и прогрессированию психологических проблем.

О том, что с этим делать во взрослом возрасте, мы поговорим в третьей части статьи. А сейчас хочется сказать несколько слов о том, что же делать родителям, если вы обнаружили, что ваш ребенок – именно такой.

Повышенная чувствительность ребенка: что делать родителям?

Развитие у ребенка виды чувствительности

Соглашусь с тем, что невозможно обеспечить ребенку идеальные для его требований условия. И действительно, вся наша жизнь состоит из балансирования между нашими потребностями и теми ограничениями, которые предъявляет действительность.

Но принципиальный вопрос для родителей вот в чем: признавать ли чувства ребенка адекватными, позволять ли ему их высказывать, относиться ли к ним с вниманием (что не означает тут же бежать и выполнять требуемое) или же сразу обесценивать, ругать уже за сам факт обнаружения этих чувств.

Родители, которые не могут дать вообще никакого места чувствам ребенка, как правило, сами имеют проблемы контакта с собственными чувствами. Они привыкли подавлять свои и раздражаться на них, и как следствие – чувствуют себя тем более обескураженными перед тонкими и более интенсивными чувствами сензитивного ребенка.

Крики, агрессия, насилие – все это сигналы о том, что родитель не умеет справляться со своими чувствами и не может научить этому ребенка. Так что, в идеале, хорошо бы разобраться со своими реакциями, прежде всего.

А касательно того, как проживать эти ситуации с ребенком – то для начала дать ему понять, что он имеет право на свои чувства, и что его повышенная чувствительность – это лишь вариант развития. Важно помочь ребенку не отвергать свои чувства, но с другой стороны, постараться объяснить, что мгновенное удовлетворение всех его потребностей бывает невозможно.

В ситуации, когда, например, ребенок не хочет есть (а другого нет) – можно позволить ему сделать осознанный выбор: готов ли он терпеть голод, пока не попадет домой? Это для него лучше, чем запихивать в себя отвратительную пищу? И если таков его выбор – то почему бы не дать ему этот выбор? Ведь возможно, вы кормите его только ради собственного успокоения.

Или, например, если ребенок жалуется на шум, помогите ему найти для себя приемлемый вариант адаптации – музыка в наушниках, специальные наушники с шумоизоляцией, а если есть возможность выбирать жилье, то можно учесть этот фактор при его выборе.

В ситуации, когда сделать вообще ничего невозможно (поездка в общественном транспорте, от которой нельзя отказаться, например), то хотя бы посочувствовать ребенку и дать ему понять, что вы постараетесь избегать впредь подобных ситуаций, а сейчас готовы сделать все, чтобы он как-то пережил эту ситуацию легче (поиграть по дороге в какую-то словесную игру, почитать книжку, посмотреть мультик на устройстве и т.д.)

Важно, чтобы ребенок понимал – его чувства принимаются. Да, родитель не может прямо сейчас изменить ситуацию, но поддерживает ребенка с его ощущениями. Ребенку важно чувствовать, что ему верят.

Вообще, в ситуации, когда вы обнаружили, что у вашего ребенка – повышенная чувствительность, скорее всего, вам придется в чем-то настроиться на индивидуальный формат развития ребенка. Ведь многое в общественной жизни не рассчитано на тонкую и сложную индивидуальность ВЧЛ, и потому некоторые условия могут быть просто неприемлемы для чувствительных детей.

А в третьей части мы поговорим о том, как быть взрослому, чьи тонкие чувства в детстве уже не были приняты окружающими, и кто до сих пор страдает от своей повышенной чувствительности, не зная, как найти ей место в этом мире: «Чувствительность человека: принять нельзя бороться».

Развитие у ребенка виды чувствительности

Источник

Высокочувствительные дети встречаются везде. Например, в Северной Америке насчитывается примерно 15–20% таких детей, но высокочувствительность часто не распознают или не понимают. Профессор Дебора Макнамара рассказала, что же мы имеем в виду, когда говорим, что ребенок «чувствительный», и как узнать, относится ли к этому типу ваш ребенок?

Чтобы понять, что такое «высокая» или гиперчувствительность, проще начать с понимания того, что ею не является. С высокочувствительными детьми часто путают тех, у кого резкие эмоциональные реакции, или тех, кто легко обижается и расстраивается. Иногда с ними путают эмпатичных детей или нежных и добрых. Хотя высокочувствительные дети выказывают некоторые из этих признаков, они нехарактерны для всех высокочувствительных детей, не помогают нам понять исходную причину отличительного образа взаимодействия наших детей с этим миром.

Высокочувствительные дети — это те, у кого есть повышенная восприимчивость к воздействию мира на их чувства. На любые чувства и ощущения — тактильность, вкус, обоняние, зрение или слух; и у каждого ребенка восприимчивость уникальна. У некоторых детей повышена чувствительность к прикосновениям и запахам, а у других — к визуальным или воздействиям на иные органы чувств. Но затронутые сферы остаются неизменными. 

Говорящие чувства

Вы вряд ли найдете двух одинаковых высокочувствительных детей. Повышенная восприимчивость к сенсорной информации оставляет их как будто без кожи перед атаками окружающего мира. 

Все может оказаться слишком: слишком большим, слишком холодным, слишком громким, слишком горячим, слишком пахучим, слишком болезненным и просто слишком подавляющим. Другими словами, эти дети быстро реагируют на «бомбардировку» возбудителями, это взбаламучивает их эмоции. 

Также они склонны быть более реактивными в такой окружающей среде, которая возбуждающе влияет на их чувства. Пример из жизни: я видела, как один мальчик на музыкальных занятиях «Вместе с мамой» несся к выходу каждый раз, когда шум в классе начинал усиливаться. Какофония звуков для него не была ни успокаивающей, ни веселой, напротив — она набрасывалась на него, затопляла, подавляла его. Но когда он инстинктивно несся к двери, чтобы сбежать, некоторым взрослым казалось, что этот ребенок непослушный, неуправляемый; а на самом деле он просто был перегружен и подавлен.

Очень важно рассматривать повышенную чувствительность не как расстройство, а как часть разнообразия человеческих темпераментов. С точки зрения эволюции, высокая чувствительность не является ошибкой. У других млекопитающих (даже у фруктовых мушек!) тоже встречается гиперчувствительность, и это еще одна причина в поддержку идеи о том, что это не сбой, а, возможно, некий способ адаптации. 

Ясно одно: чувствительным детям требуется СВОЙ взрослый для того, чтобы о них заботиться. Да, это относится ко всем детям, но в особенности — к гиперчувствительным.

Как узнать, является ли ваш ребенок высокочувствительным? 

Для СВОЕГО взрослого высокая чувствительность детей становится очевидной очень быстро. Будет понятно, что ребенок быстрее возбуждается или успокаивается от определенных ощущений или их сочетания. В некоторых случаях излишне стимулирующая среда может провоцировать или расстраивать малышей. Похожим образом ВЧР (высокочувствительный ребенок) может найти успокоение от некоторых ощущений: например, ребенок с тактильной чувствительностью может засыпать только в условиях, когда его обнимают или касаются. Или дети, чувствительные к звукам, успокаиваются гораздо быстрее под мягкие звуки материнского голоса. 

Часто у высокочувствительных детей развита необычная внимательность, даже в младенчестве. И иногда их поведение описывают таким термином, как «умен не по годам» или «видел все в этой жизни». 

  • У них может быть исключительная память, они постоянно пребывают в задумчивости. 
  • Они часто задают наводящие вопросы, которые раскрывают их уникальный взгляд на мир. 
  • У этих детей могут быть как широкие диапазоны интересов, так и узкая концентрация на конкретной сфере. 

Взрослые часто описывают ВЧР как детей живых, страстных, с большими идеями и планами. Когда они счастливы, то могут заразить своим энтузиазмом всю аудиторию, а когда расстроены, то всех вокруг затопит цунами печали. 

У меня двое высокочувствительных детей, и я, так сказать, из первых рук знаю, каково их растить и воспитывать. 

Одна из моих дочерей чувствительна к визуальной информации, которой бывает для нее слишком много. Однажды она начала кричать на незнакомых людей, чтобы они перестали смотреть на нее. Ей казалось неестественным, что незнакомые люди смотрят на нее, их внимание было нежеланным и тревожащим. По этой же причине она никогда не могла выступать или танцевать перед другими родителями в школе — «они все незнакомцы». 

В то же время ее визуальная чувствительность имеет и свои преимущества, например, память на детали, способность видеть орнаменты в случайных линиях, создание необычных дизайнов и визуальных проектов. 

Исследователи полагают, что причиной такой повышенной восприимчивости может стать как генетический компонент, так и родовой или пренатальный опыт. Генетика играет большую роль при определении интенсивности или уклона каждого из затронутых чувств. Как уже упоминалось, это может быть любая комбинация повышенной восприимчивости пяти основных чувств. Плюс внутренние ощущения, такие как вестибулярная система (баланс), проприоцепции (чувство взаимодействия частей тела в пространстве), а также сложная сенсорная система, которую мы называем «внутренним голосом» или «чуйкой».

Родителям необходимо внимательно следить за тем, что перегружает их ребенка, когда наступает его стадия «слишком», чтобы определить, какие именно чувства в его комбинации — усиленные. Ключ к пониманию чувствительного ребенка в том, чтобы предупреждать атаки внешнего мира, понимать, как эффективно с ними справляться. 

Продолжение следует.

Об авторе:

Доктор Дебора Макнамара трудится на кафедре Института Ньюфелда. Она автор популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых». Также она является директором Центра консультирования по вопросам семьи и детей.

Оригинал статьи: https://macnamara.ca/portfolio/sense-and-sensitivity-understanding-the-sensitive-child/

Вольный перевод Натальи Жигилевой

Дебора Макнамара

Источник

Сложен путь развития восприятия в первые годы жиз­ни ребенка. Много интересных, больших изменений про­исходит в этот период, и в первую очередь они относятся к развитию основных видов чувствительности.

На протяжении всего дошкольного возраста улучша­ется острота зрения. По данным Т. В. Ендовицкой, дети 4—5 лет различают разрыв в кольце Ландольта в сред­нем с расстояния 207,5 см, в 5—6 лет — 270 см, в 6—7 — 303 см. Обнаружена также зависимость уровня остроты зрения от условий деятельности — острота зрения зна­чительно возрастает, когда исследование ведется в игро­вой ситуации (прирост ее выражается в среднем на 17,2 % у детей 4—5 лет, на 29,8 % у детей 5—6 лет, на 30,2 % у детей 6—7 лет).

Развивается в дошкольный период и цветоразличение: повышается его точность и тонкость.

Исследование, проведенное 3. М. Истоминой, пока­зало, что уже к двум годам дети при непосредственном восприятии достаточно хорошо различают четыре основ­ных цвета — красный, синий, зеленый, желтый. Диффе­ренциация же промежуточных тонов — оранжевого, го­лубого и фиолетового вызывает у них трудности. В до­школьный период улучшается не только цветоразличение при непосредственном восприятии, но и по слову — наиме­нованию. Выявлено, что с 4 лет устанавливается прочная связь между цветом и его наименованием в отношении основных тонов, а с 5 лет — и в отношении промежуточ­ных. По данным Кука, точность цветоразличения оттенков к шести годам возрастает примерно в два раза. Со сред­него дошкольного возраста дети начинают различать и светлоту, однако дифференциация светлотных отношений может наблюдаться и у младших дошкольников, когда они приобретают сигнальное значение (Т. И. Данюшевская). Развитию этого процесса на протяжении дошколь­ного возраста способствует и обозначение этих отноше­ний словами «темное», «светлое».

Имеет свои особенности и слуховая чувствительность дошкольников. Исследования показывают, что острота тонального слуха детей до 13 лет понижена по сравне­нию с остротой слуха взрослых, с возрастом она повы­шается. При этом пороги слышимости детей 3—4 лет превышают пороги слышимости взрослых на 7—11 дб, а пороги слышимости пяти-, шестилетних детей на 5-—8 дб.

В дошкольный период развивается и звуковысотная различительная способность. Однако фонематический (речевой) и музыкальный (или звуковысотный) слух формируется не параллельно. Фонематический слух на­чинает развиваться уже с конца первого года жизни человека, и к началу дошкольного периода ребенок уже практически дифференцирует все звуки родного языка, овладевает как пассивной, так и активной речью. Восприя­тие же звуковысотных отношений до 4,5—5 лет представ­ляет трудности для детей (Т. В. Ендовицкая, Т. А. Ре­пина и др.).

Выявлены также значительные индивидуальные осо­бенности в восприятии музыки, особенно в различении высоты, тембра. При восприятии музыкальных произве­дений дошкольники улавливают преимущественно его динамическую сторону — ритм, темп; мелодию и гармонию воспринимают хуже.

Разнообразны методы и приемы, помогающие развить у дошкольников музыкальный слух. Среди них особый интерес вызывает метод опосредованного моделирования. Суть его заключается в том, что детей учат моделировать свойства и отношения определенных объектов с помощью других предметов.

Основы этого метода успешно используются в прак­тике музыкального воспитания в детских садах, особенно широко — в старшем дошкольном возрасте в так назы­ваемый «донотный период обучения», когда у детей формируют понятия о высоких и низких, длинных и коротких звуках, учат различать их, узнавать направление дви­жения мелодии.

В этот период существенно усовершенствуется кинестезическая и тактильная чувствительность. Показателем развития этого ощущения может служить различение тяжести предметов. В возрасте от 4 до 7 лет эта способ­ность возрастает примерно в два раза.

Развивается в дошкольном возрасте и обонятельная чувствительность. Старшие дошкольники допускают мень­шее число ошибок при различении запахов, точнее их на­зывают.

Восприятие пространства

Значительные изменения в дошкольный период наблю­даются в восприятии пространства по его главным при­знакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с сос­кой, погремушкой, ребенок познает «близкое» простран­ство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вна­чале восприятие далекого пространства мало дифферен­цированно и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3—4 годам: «Я сам еще помню, как я ре­бенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сде­лать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А. Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, пар­ные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствуют совершенствованию пространственных отно­шений, направлений (А. А. Люблинская, А. Я. Колодная, Е. Ф. Рыбалко и др.). «Чем точнее слова определяют на­правление,— подчеркивает А. А. Люблинская,— тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка»[97].

А как развивается восприятие формы предметов?

Некоторые зарубежные психологи утверждали, что до 5—7 лет ребенок «удивительно слеп» к форме и ориен­тируется при восприятии предмета на цвет. Работы со­ветских психологов (А. А. Люблинская, Н. X. Швачкин и др.) свидетельствуют о том, что при восприятии знако­мого предмета даже младшие дошкольники ориентируются на форму — признак, который является неотъемлемым от содержания, сущности предмета. Но выделять, абстра­гировать форму ребенок начинает не так скоро.

Воспринимая геометрическую форму, младший до­школьник, как правило, отождествляет ее с предметом (квадрат часто называет «окошечком», «кубиком» и т. д.; круг — «мячиком», «баранкой», «колесиком» и т. д.).

Средние и старшие дошкольники проявляют потреб­ность разобраться во встречающихся формах. Они про­буют установить, на что похож предмет и чем он отлича­ется от имеющегося у него представления о разных фор­мах. Опредмечивание, характерное для детей раннего и младшего дошкольного возраста, заменяется уподоб­лением (квадрат — «как кармашек», «как калитка»; овал — «как огурчик», «как яичко» и т. п.).

Взрослый должен вовремя поддержать эту попытку дошкольника сравнить, разобраться в формах окружаю­щих предметов. Сообщая ему общественно принятые их названия, эталоны (круг, многоугольник, овал, квадрат и т. д.), взрослые помогают ребенку освободиться от не­экономного способа выделения форм, поднять восприятие на ступеньку выше. Большое значение при этом, как уже отмечалось, имеет овладение детьми обобщенными ориен­тировочными действиями при обследовании предметов.

Развивается в дошкольные годы и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказы­ваются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между пред­метами. Причина этому — низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действий у дошкольников можно поднять в процессе целенаправ­ленного обучения[98].

Особенно заметные сдвиги в развитии линейного глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой (при­кладывание вплотную друг к другу), добиваясь макси­мального уравнивания. «Техническая» сторона ориенти­ровочных действий не меняется в зависимости от того, производятся эти действия с самими объектами или с их заместителями. Так, при обучении детей решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента определен­ной протяженности по образцу, вводили изготовление и применение картонной мерки, равной образцу. Мерка переносилась от образца к объектам, из которых произ­водился выбор (сам образец и объекты перемещать за­прещалось)[99].

Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз» (под руководством взрослого происходит постепенная интериоризация — переход внешнего ориентировочного действия в перцептивный план). Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятель­ности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.

Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

Ориентировка во времени

Значительную трудность для дошкольников представ­ляет восприятие времени. И это вполне объяснимо. Ведь время не имеет наглядной формы, текуче, необратимо, восприятие его зависит от субъективных состояний, но­сит личностный характер.

Из частей суток дошкольники легче всего определяют ночь и утро, несколько труднее — вечер и день. Вначале ребенок ориентируется во времени посредством вневре­менных качественных признаков, за счет последователь­но, систематически изменяющихся событий, деятельности, главным образом режима (утро — «это до завтрака», день — «в середине дня, когда бывает обед», вечер — «когда мама с работы за мной приходит»). Нередко в раннем и млад­шем дошкольном возрасте наблюдаются казусы, связан­ные с ошибками в ориентации во времени.

«Сана (2,6), ложась спать, моется и говорит няне: «Сейчас я сказу: «С добрым утьем»? Няня: «Нет, это ты утром скажешь, а сейчас ве­чер». Сана: «Какая язница?” (Все смеются.) Сана: «Мы помылись — надо сказать «с добьим утьем». Няня: «Разница в том, что утром светло бывает и люди начинают работать, а вечером темно и люди ложатся спать. Так вечером надо сказать «спокойной ночи». Сана: «Нет, «спокой­ной ночи» надо сказать, когда ночную юбаску оденесь. А я сейчас помыясь только. Надо сказать «с добьим утьем» (из дневника А. М. Леушиной).

Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на более существенные признаки в определе­нии времени (утро — «светло, когда солнышко встает» и т. п.).

Неравномерно усваивают дети название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие детский сад, отвечая на вопрос «Какие дни недели ты знаешь?», наиболее часто называют субботу, воскресенье и понедельник — дни, как правило, эмоционально насыщенные, особо значимые для них (суббота и воскресенье — проводят вместе с роди­телями, другими членами семьи; понедельник — снова в детский сад, где ждет встреча с товарищами, воспита­телем, животными в уголке природы…).

Познавая различные временные интервалы, дошколь­ники, даже старшие, нередко испытывают затруднения в их дифференцировке, расчленении. Так, в понятие «дни недели» они могут включить «субботу, воскресенье, завтра, вчера» или «воскресенье, понедельник, май, новый год»[100].

Раньше начинает формироваться и более развито у детей представление о настоящем времени; значительно более неопределенно представление (особенно у млад­ших дошкольников) о прошедшем времени. Чтобы лучше воспринять его, старшие дошкольники используют опре­деленные временные ориентиры, не только расплывчатое «давно» (оно было и раньше), но и такие, как «до рево­люции», «это еще до войны случилось» и т. п.

Несколько позже дети начинают осваивать будущее время, что очень важно для целевой жизни. Ведь заглядывание вперед, создание перспектив невозможно без осозна­ния того, что есть «завтрашний день», будущее.

Формирование элементарного понятия о будущем времени относят к третьему году жизни, когда в речи ребен­ка начинают появляться слова «буду», а затем все более определенные «потом», «после», «завтра».

На протяжении дошкольного детства представление о будущем постепенно развивается. Однако ориентиров­ка в нем, особенно в отдаленном будущем, вызывает зна­чительные трудности.

Постепенно в ходе развития дошкольник с трудом, но начинает осознавать и такую особенность времени, как текучесть.

Характерным примером в этом отношении могут быть отрывки из дневника наблюдений над Гильдой:

«В 3—5 лет, говоря о предстоящем возвращении домой, она спраши­вает: «Когда мы пойдем домой, будет сегодня?» Но уже в 5 лет она диктует матери письмо к отсутствующему отцу: «Сегодня мы хорошо готовили» — и в пояснении к слову «сегодня» добавляет: «Сегодня по­тому, что знаешь, это сегодня, но отец будет сразу знать, что это было вчера» (из дневника К. и В. Штерн).

Ориентировка во времени развивается на протяже­нии всего дошкольного возраста.

Как показывают специальные исследования[101], вос­приятие времени у дошкольников успешно формиру­ется на основе знаний временных эталонов, на основе переживания-чувствования длительности временных ин­тервалов, развития умения оценивать временные интер­валы без часов, на основе чувства времени.

Формированию представления о длительных времен­ных интервалах способствуют систематические наблюде­ния в природе, использование календаря в детском саду, дневников наблюдений.

Как верно отмечала известный методист в области дошкольного воспитания Ф. Н. Блехер, отрывной кален­дарь дает детям наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц, насту­пил другой. К концу дошкольного возраста дети уже хо­рошо понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от дея­тельности человека. Они научаются ориентироваться во времени, что становится возможным, если формирование адекватного представления о временных интервалах, их отношениях происходит в разных видах содержательной детской деятельности.

У дошкольников рано возникает представление о дви­жении, перемещении предметов.

«4, 9, 6. Садимся в последний вагон электрички в метро на стан­ции «Первомайская».

Кирилл говорит: «Вот и хорошо! Дольше будем видеть лес, когда выедем из тоннеля».

— Как это понимать?

Кирилл: «А так, когда пелвые вагончики снова уйдут в тоннель, мы еще будем видеть лес».

— Это так. Но это еще не значит, что мы дольше будем видеть лес. Ведь первые вагончики выезжают из тоннеля в то время, когда наш последний еще в тоннеле.

Кирилл: «Это так. Но мы последними будем смотреть лес, значит дольше. Эх ты, непонимаха!» (из дневника В. С. Мухиной).

Психологи отмечают наличие общности развития вос­приятия времени и пространства у ребенка. Специальные исследования дают основание считать, что общность представлений объясняется способностью ребенка от­ражать мир в единых временно-пространственных комп­лексах[102].

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник