Развитие у ребенка условно рефлекторной деятельности
Развитие головного мозга генетически запрограммировано: на каждом этапе развития мозга в строгой последовательности созревают его определенные структуры. Созревание эволюционно молодых отделов происходит преимущественно под влиянием внешней среды и поступающей в мозг информации. По мере того как мозг растет и созревает, начинает усложняться его взаимодействие с внешней средой, что в свою очередь стимулирует развитие мозга и совершенствует его структурно-функциональную организацию. Чем выше на эволюционной лестнице находится уровень развития мозга, тем большее значение в регуляции поведения будет играть жизненный опыт, тем сложнее и разнообразнее будет психическое реагирование.
Развивающийся мозг ребенка характеризуется повышенной возбудимостью подкорковых отделов и склонностью к иррадиации (распространению) возбуждения на другие отделы, следовательно, чем младше ребенок, тем более высокую генерализацию имеют его реакции. Маленьким детям свойственны также повышенная эмоциональность и более выраженные ориентировочные реакции, обусловленные несовершенной регуляцией психических процессов (см. Координация рефлекторной деятельности).
Формирование ВНД в онтогенезе взаимосвязано с этапами становления основных функций коры. К моменту рождения ребенок имеет определенные возможности психической деятельности: новорожденный воспринимает боль, холод и тепло, в ограниченных пределах слышит и видит, различает запахи и вкусовые раздражения, у него присутствует ряд врожденных безусловных рефлексов (ориентировочный, сосательный, оборонительный). С первых дней жизни у младенца можно выработать условную реакцию на время кормления, а с 10–12-го дня после рождения можно увидеть выработку сложного условного рефлекса – “рефлекс на положение под грудью”, который формируется с включением нескольких анализаторов – тактильного, вестибулярного, а затем и зрительного (младенец, взятый на руки для кормления, начинает делать сосательные движения и поисковые движения головкой, “нащупывая” материнскую грудь).
В периоде новорожденности показателем достаточного уровня функциональной активности коры является реакция типа “доминанта”. Доминантой называют очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители будут вызывать усиление возбуждения в зоне доминанты с одновременным нарастанием торможения в окружающих зонах. Вследствие этого отмечаются выраженные затруднения в перераспределении зон возбуждения (см. Координация рефлекторной деятельности). К примеру, ребенок, увлеченный игрой, может не реагировать на слова взрослого. При резком отвлечении ребенка возникает дезорганизация деятельности клеток в обширных отделах коры головного мозга, что сопровождается общим дискомфортом и отрицательными эмоциями.
В первые дни и недели жизни ребенка присутствуют пищевая и вестибулярная доминанта, а с 3-го месяца на доминирующие позиции выходит ориентировочная. Пищевая доминанта проявляется в том, что посторонние раздражители (прикосновения, посторонние звуки и др.) усиливают сосательные движения у ребенка. При формировании ориентировочной доминанты, напротив, посторонние раздражители приводят к прекращению сосания и вызывают поворот головы в сторону раздражителя. Действие вестибулярной доминанты используется при успокаивании ребенка покачиванием.
Дальнейшее становление ВНД ребенка идет но пути формирования условных рефлексов. На основе условно-рефлекторных связей сначала формируются простые, а затем и сложные действия, умения и поведенческие акты. Более ранние условные рефлексы ребенка имеют определенные характеристики: они требуют для своей выработки большего числа повторений, являются нестойкими и отличаются длительным латентным периодом. Эти особенности сохраняются в течение всего дошкольного периода и в значительной мере определяют поведение детей.
Для выработки условно-рефлекторных реакций ребенка значимы определенные условия.
- 1. Уровень активности корковых клеток: “состояние оптимальной возбудимости коры” здорового, непереутомленного ребенка обеспечивает достаточную для формирования новых связей функциональную активность клеток мозга.
- 2. Оптимальная функциональная активность подкорковых центров, участвующих в образовании условной рефлекторной связи: к примеру, возбуждение пищевого центра у проголодавшегося ребенка служит дополнительным подкреплением в формировании навыка самостоятельной еды.
- 3. Определенная сила раздражителя: чрезмерно интенсивный раздражитель может вызвать иррадиацию возбуждения либо запредельное торможение, а слабый раздражитель не вызывает достаточного уровня возбуждения клеток коры головного мозга.
- 4. Участие различных анализаторов в формировании условно-рефлекторной связи: формирование устойчивой рефлекторной связи происходит быстрее при максимальном участии разных анализаторов (для закрепления реакции ребенок должен увидеть, услышать, иметь возможность потрогать руками, эффективным является включение двигательного анализатора, т.е. возможности поманипулировать предметом).
На скорость формирования условных рефлексов влияет соматическое состояние ребенка, так как болезнь или недомогание ослабляют функциональную активность коры, а дополнительные требования могут являться чрезмерной нагрузкой для организма.
При формировании у детей условно-рефлекторных связей, лежащих в основе поведенческих реакций, рекомендуется применять только позитивное подкрепление, в первую очередь направленное на удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым: ласковый голос, похвала, тактильный контакт. Затрудняет процесс выработки условных рефлексов необходимость возникновения нескольких новых реакций, навыков или умений одновременно.
Регуляция взаимодействия безусловных и условно-рефлекторных процессов и защита нервных клеток от переутомления осуществляется в нервной деятельности посредством процессов торможения, т.е. снижения активности определенных групп нервных клеток (см. Координация рефлекторной деятельности). Процессы торможения также проходят определенные этапы в онтогенезе и характеризуются своими особенностями в детском и подростковом возрасте.
При сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях возникает состояние запредельного торможения. В детском и подростковом возрасте запредельное торможение нередко проявляется при испуге, резком окрике, наказаниях, при длительном сидении в одном положении, монотонном голосе учителя и др.
Охранительное торможение, возникающее при утомлении, проявляется в виде сна либо в виде снижения уровня внимания и сосредоточения. Во время сна нервные клетки отдыхают – в них происходят обменные процессы, восстанавливающие их функциональные возможности. Недостаток сна негативно влияет на активность мозга ребенка во время бодрствования. Снижение уровня внимания указывает на то, что превышен возрастной или индивидуальный физиологический ресурс активности нервной системы, позволяющий ей находится в активном состоянии.
Угасательное торможение развивается при неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем. Например, если у ребенка был выработан рефлекс на положение под грудью, а затем во время кормления его перестали брать на руки, то данный рефлекс угаснет, и ребенок, когда его возьмут на руки, не будет делать сосательных движений. У детей первых месяцев жизни угасание рефлексов без подкрепления происходит быстро, в раннем детстве они сохраняются дольше, легче возобновляются при возвращении подкрепления. У детей дошкольного и младшего школьного возраста пищевые условные рефлексы будут угасать после трех-четырех неподкреплений. Недавно образованные условные рефлексы угасают быстрее, чем старые; более быстро происходит угасание и более медленно восстановление условных связей у лиц со слабым типом ВНД. У детей возбудимого типа угашение условных рефлексов наступает медленнее, чем у уравновешенных детей, поскольку у них слабее развито внутреннее торможение. К началу пубертатного возраста угасание становится более отчетливым (у детей 11 – 12 лет условные рефлексы угасают быстрее, чем у детей 8–10 лет.
Способность к угасательному торможению имеет важное биологическое значение. Оно позволяет освободиться от рефлексов, утративших свой адаптивный смысл, это физиологическая основа забывания, а также избавления от ненужных привычек, навыков и умений, знаний, взглядов, установок, тяжелых воспоминаний.
Внутреннее, или условное, торможение является еще более сложной реакцией, при которой фактором торможения является какое-то дополнительное условие. При достижении определенной степени зрелости коры головного мозга условным тормозящим фактором становится условный сигнал – слово. Такое явление отмечается у детей с конца первого года жизни, когда ребенок начинает адекватно реагировать на условный тормозящий фактор – слово “нельзя”. На основе данного тормозящего влияния формируются важные для человека качества, такие как способность произвольно откладывать удовлетворение своей потребности в связи с текущей социальной ситуацией, возможность пожертвовать чем-то ради другого человека. Своевременное формирование условного торможения определяет ряд воспитательных приемов, а также личную безопасность ребенка.
Торможение, возникающее при одномоментном возбуждении двух функциональных систем, получило название встречи двух возбуждений. Сущность данного процесса заключается в том, что менее значимая в данный момент система приходит в состояние торможения. Особенностью раннего и дошкольного возраста является функциональное преобладание ориентировочной реакции: все новое оказывается более значимым, чем текущая деятельность, которая в данный момент с объективной точки зрения является более важной (к примеру, еда). У ребенка такая реакция может наблюдаться в виде отвлечения: например, если во время еды ребенка кто-то входит в комнату, то ребенок отвлекается и перестает есть. Преобладание ориентировочной реакции отмечается со 2–3-го месяца жизни до начала пубертатного возраста, хотя младшие школьники могут распределять внимание или целенаправленно удерживать его уже в большей степени, чем дошкольники. Например, реакцию отвлечения используют для успокоения плачущего ребенка на первом году жизни, когда на него еще невозможно воздействовать словом. А в более старшем возрасте этот метод можно использовать в сложных для ребенка ситуациях, например перед манипуляцией, которая связана с болезненными ощущениями, и в других.
Еще один вид торможения – дифференцировочиое торможение – служит для тонкого различения сигнальных раздражителей. Оно возникает в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим характеристикам к безусловному сигналу. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы не смешивать близкие раздражители, оно обусловливает выделение и торможение неадаптивных условных рефлексов, возникающих на сходные, но незначимые стимулы. Именно с дифференцировочным торможением связаны более точные ответные реакции организма на раздражители, более точное приспособление к изменяющимся условиям среды.
Дифференцировка реакции, в зависимости от стимула, ее вызывающего, становится отчетливой с 2–3-го месяца жизни. Одной из первых дифференцировок является улыбка на лицо и на голос матери при отсутствии реакции на другого взрослого человека. Способность ребенка к дифференцированному восприятию во многом определяет уровень его психического развития. В тех случаях, когда ребенок воспитывается в условиях, когда формирование дифференцированного отношения к взрослым является невозможным (например, в условиях детского дома, где за ребенком ухаживают разные, часто меняющиеся взрослые), то это препятствует формированию у него привязанностей, в дальнейшем приводит к искажению межличностных отношений.
По мере взросления ребенка и созревания нервной системы дифференцировка стимулов облегчается. Опора на дифференцировочное торможение используется в основе таких педагогических приемов, как сопоставление, сравнение, выбор. Метод сопоставления часто используется в преподавании: явления неживой природы противопоставляются явлениям живой, гласные звуки – согласным, сложение – вычитанию. Также часто в педагогической практике применяется метод выбора, когда при усвоении множества правил учащимся приходится выбирать из них необходимое в конкретной ситуации. Диффереицировочное торможение также является физиологической основой формирования у учащихся новых понятий и аналитической деятельности.
Запаздывательное торможение возникает при выработке запаздывающих следовых условных рефлексов в тех случаях, когда условный сигнал значительно по времени опережает подкрепление. При этом рефлекторная реакция связана с моментом предъявления подкрепления и потом постепенно смещается все дальше и дальше от момента предъявления подкрепления (“задерживание реакции”), У детей запаздывательное торможение развивается медленнее, чем у взрослых, а у возбудимых лиц его выработка особенно трудна. Выработка этого вида торможения важна для педагогического процесса, так как способствует развитию у учащихся выдержки, терпения, умения ожидать. На основе способности к произвольному задерживанию реакции у детей формируются волевые качества личности.
Чем младше ребенок, тем меньше срок возможного задерживания реакции, в течение которого он может спокойно ждать. В 7–8 месяцев можно увидеть первые признаки возможности спокойного ожидания в течение 1–2 мин – спокойный голос матери приводит к тому, что ребенок успокаивается на непродолжительное время, потом опять начинает требовать ее внимания и удовлетворения текущей потребности. На втором году жизни у ребенка появляется возможность спокойно ожидать до 5 мин, а на третьем году – 5–6 мин. Возможности запаздывательного торможения увеличиваются по мере созревания нервной системы в онтогенезе, но злоупотреблять ими не рекомендуется, так как при превышении его физиологического ресурса возникает угасание условно-рефлекторных связей.
Динамический стереотип представляет из себя систему условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс. Это достаточно устойчивая и продолжительная система временных связей, которая образуется в коре головного мозга в ситуациях повторения одних и тех же видов деятельности в одной и той же последовательности в одно и то же время, изо дня в день. Таким образом, динамический стереотип представляет собой серию условных рефлексов, доведенных до автоматического состояния. Динамический стереотип может существовать достаточно долгое время без должного подкрепления, стойко сохраняться у людей в пожилом возрасте даже при ослаблении памяти.
С физиологической точки зрения навыки могут быть представлены как цепи условных рефлексов или как динамические стереотипы. Хорошо выработанный навык теряет связь с сознанием и осуществляется автоматически. Только лишь в случае когда совершена ошибка (например, осуществлено движение, не достигшее нужного результата), возникает ориентировочный рефлекс, растормаживающий автоматизированные связи и переводящий действие под контроль сознания, что позволяет исправить ошибку.
Динамический стереотип включает в себя не только большое количество разных двигательных навыков и привычек, но и содержит привычные представления об окружающих событиях, убеждения, образ мыслей. Воспроизведение динамического стереотипа тесно связано с эмоциональными состояниями. По мнению И. П. Павлова, эмоциональные состояния в значительной степени определяются тем, насколько поддерживается динамический стереотип. В тех случаях, когда динамический стереотип сохраняется, то проявляются положительные эмоции, а при изменении динамического стереотипа возникают отрицательные.
Формирование привычек человека можно рассматривать как упрочение динамических стереотипов, сложившихся в разных ситуациях, чаще стихийно и неосознанно. Но также по механизму динамического стереотипа формируются и целенаправленные привычки, поэтому он является важным механизмом процессов воспитания и обучения детей. Например, если ребенок каждый день ложится спать и просыпается, принимает пищу, выполняет утреннюю гимнастику в одно и то же время, то у него вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость тех или иных действий при освоении учебных навыков приводит к формированию у ребенка динамического стереотипа, лежащего в основе дальнейшего обучения (например, формирование навыка чтения, письма, устного счета и т.п.).
Следует отметить, что для воспроизведения динамических стереотипов важным фактором является условно-рефлекторная настройка – готовность к действию, также имеющая условно-рефлекторный характер. Возникновение настройки отмечается, к примеру, у учеников, выделяющих любимые и нелюбимые учебные предметы. На урок к учителю, преподающему любимый предмет, ученик идет с желанием, с хорошим настроением и обучается более легко и продуктивно. Урок нелюбимого предмета (или нелюбимого преподавателя) часто гораздо менее продуктивен из-за отрицательной условно-рефлекторной настройки.
Способность к формированию и упрочению динамического стереотипа находится в прямой зависимости от функционального состояния коры и подкорковых центров головного мозга. В раннем и дошкольном детстве она постепенно повышается, наиболее высокой оказывается в период школьного обучения, в некоторой степени уменьшаясь в предпубертатном и пубертатном возрасте, становится устойчивой, но более низкой во взрослом возрасте и отчетливо снижается в пожилом возрасте, когда формирование привычек и обучение уже практически не происходят.
Источник
Для образования условного рефлекса необходимы следующие важнейшие условия: Наличие условного раздражителя Наличие безусловного подкрепления; Условный раздражитель должен всегда несколько предшествовать безусловному подкреплению, т. е. служить биологически значимым сигналом, условный раздражитель по силе своего воздействия должен быть слабее безусловного раздражителя; наконец, для формирования условного рефлекса необходимо нормальное (деятельное) функциональное состояние нервной системы, прежде всего ее ведущего отдела — головного мозга. Условным раздражителем может быть любое изменение! Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются поощрение и наказание. При этом слова “поощрение” и “наказание” мы понимаем в более широком смысле, чем просто “удовлетворение голода” или “болевое воздействие”. Именно в таком смысле казанные факторы широко применяются в процессе обучения и воспитания ребенка, и каждый педагог и родитель хорошо наком с их эффективным действием. Правда, до 3 лет для выработки полезных рефлексов у ребенка ведущее значение имеет еще “пищевое подкрепление”. Однако затем ведущее значение в качестве подкрепления при выработке полезных условных рефлексов приобретает “словесное поощрение”. Эксперименты показывают, что у детей старше 5 лет с помощью похвалы можно выработать любой полезный рефлекс в 100 % случаев. Таким образом, учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегда связана с выработкой у детей и подростков, различных условно-рефлекторных реакций или их сложных взаимосвязанных систем.
Классификация условных рефлексов ввиду их многочисленности затруднена. Различают экстероцептивные условные рефлексы, образующиеся при раздражении экстерорецепторов; интероцептивные рефлексы, формирующиеся при раздражении рецепторов, расположенных во внутренних органах; и проприоцептивные, возникающие при раздражении рецепторов мышц. Выделяют натуральные и искусственные условные рефлексы. Первые образуются при действии на рецепторы естественных безусловных раздражителей, вторые — при действии индифферентных раздражителей. Например, выделение слюны у ребенка при виде любимых конфет есть натуральный условный рефлекс, а выделение слюны, возникающее у голодного ребенка при виде обеденной посуды, является искусственным рефлексом. Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов играет существенную роль во становлении адекватного взаимодействия организма с внешней средой. Такая важная особенность поведения ребенка, как дисциплинированность, связана именно с взаимодействием этих рефлексов. На уроках физической культуры для подавления реакций самосохранения и чувства страха, например при выполнении гимнастических упражнений на брусьях, у учащихся затормаживаются оборонительные отрицательные условные рефлексы и активируются положительные двигательные. Особое место занимают условные рефлексы на время, образование которых связано с регулярно повторяющимися в одно и то же время раздражителями, допустим с приемом пищи. Именно поэтому ко времени приема пищи усиливается функциональная активность органов пищеварения, что имеет биологический смысл. Подобная ритмичность физиологических процессов лежит в основе рациональной организации режима дня детей дошкольного и школьного возраста и является необходимым фактором высокопроизводительной деятельности взрослого человека. Рефлексы на время, очевидно, следует отнести к группе так называемых следовых условных рефлексов. Эти рефлексы вырабатываются в том случае, если безусловное подкрепление дается через 10—20 с после окончательного действия условного раздражителя. В некоторых случаях удается вырабатывать следовые рефлексы даже после 1—2-минутной паузы.
Важное значение в жизни ребенка имеют рефлексы подражания, которые также являются разновидностью условных рефлексов. Для выработки их не обязательно принимать участие в эксперименте, достаточно быть его “зрителем”.
ВНД у детей 1 года жизни.
Основными особенностями ВНД детей раннего возраста являются: преобладание процессов возбуждения и их широкая иррадиация, слабость тормозных процессов. С возрастом вырабатывается активное внутреннее торможение, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, возрастает сила и концентрация нервных процессов. Развитие ВНД находится в связи с формированием структуры коры больших полушарий и системы анализаторов в целом.
Условно-рефлекторные связи у новорожденных образуются с трудом. Характерно, что сигнальное значение для первых условных рефлексов приобретают раздражители, связанные с процессами пищеварения и дыхания. Самыми ранними условными рефлексами новорожденного являются натуральные пищевые рефлексы на время кормления.
К концу 2-й недели возникает натуральный пищевой рефлекс на «положение для кормления». При этом у ребенка обнаруживаются непроизвольные сосательные движения при определенном положении тела. Условным раздражителем здесь служит целый комплекс раздражителей, поступающих от рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и от проприорецепторов.
Условные рефлексы, образованные в течение 1 месяца жизни, очень неустойчивы и требуют постоянного подкрепления. Условные рефлексы вырабатываются не на один, а на целый комплекс раздражителей.
Условные рефлексы на чисто экстерорецептивные раздражители возникают только с 3-х месячного возраста. В это время дети начинают различать раздражители, значительно отличающиеся друг от друга: узнают своих и чужих.
Все виды внутреннего торможения у ребенка 1 года жизни выражены слабо, непостоянны и вырабатываются с большим трудом. Угашение и дифференцировку удается получить лишь к концу 1 месяца, условный тормоз – позднее, а запаздывательное торможение – лишь через 5 месяцев.
Внешне торможение отчетливо выражено с первых дней жизни.
Следует отметить, что у ребенка на протяжении 1 года жизни вырабатывается динамический стереотип. Причем, дети очень болезненно реагируют на его нарушение, т.е. на несоблюдение режима сна и бодрствования, а также часов кормления и прогулок.
Ребенок на первом году жизни начинает овладевать речью. С 5-ти месяцев у детей можно выработать условный рефлекс на слова, произносимые окружающими. С 6-7 месяцев ребенок начинает подражать словам окружающих и к концу первого года жизни развивается собственная речь.
ВНД ребенка в возрасте от года до 3-х лет.
Этот возрастной период характеризуется развитием ВНД. Нервная система в морфологическом отношении достигает более или менее окончательной дифференцировки, совершенствуются анализаторно-синтетические функции коры.
В поведении ребенка процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами. Дети этого возраста проявляют большую активность и стремление к деятельности. Ребенок тянется к каждому предмету, старается ощупать его, пробует поднять, а главное – попробовать. При этом мышечные ощущения, получаемые во время манипулирования с предметами, являются основными в процессе познания мира. Отчетливо меняется характер условно-рефлекторной деятельности ребенка. Если раньше условным раздражителем служили комплексные или ситуационные воздействия, то теперь происходит вычленение из них отдельных компонентов. Из окружающего мира ребенок выделяет отдельные предметы, которые представляют для него условные сигналы. Начинают формироваться условные связи даже на отдельные свойства предметов: объем, цвет, форму, вес и т.д. Условные рефлексы вырабатываются гораздо быстрее, почти сразу становятся прочными, а без подкрепления угасают.
Особое значение в ВНД приобретает выработка условных рефлексов в определенной последовательности на экстероцептивные раздражители. Для ребенка становится важным последовательность в одевании одежды, порядок слов в знакомом стихотворении. Иными словами в жизни ребенка приобретает большое значение выработка динамических стереотипов.
Огромное значение в жизни ребенка играет развитие речи, что позволяет ему вступать в контакт с окружающими людьми. Значительно возрастает интеллект, дети начинают хорошо говорить, обогащается словарный запас. До 1,5 лет образованный двигательный рефлекс не воспроизводится при замене условного раздражителя словесным обозначением, после 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В это время отмечаются первые проявления словесного мышления. Однако, несмотря на возрастающую роль слова, «удельный вес» непосредственных раздражителей продолжает играть доминирующую роль, то есть мышление остается еще предметным.
Развитие ВНД у детей дошкольного возраста.
ВНД у детей от 3-х до 7-ми лет претерпевает значительные изменения. Значительно возрастает сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения между возбуждением и торможением. Снижается тенденция к генерализации возбуждения.
Изменяется поведение ребенка, он пользуется ранее приобретенными навыками, использует опыт, накопленный им ранее. У детей появляются первые трудовые навыки и умение что-то сделать. Выявляются способности к изобразительной деятельности. При чем замечено, что характер рисунка может служить показателем свойств ВНД и помогает определению ее типа.
С возрастом у детей меняется взаимоотношение между внутренним и внешним торможением. Если раньше преобладало внешнее, то теперь с каждым годом становится легче выработка условных рефлексов с различными видами внутреннего торможения (сложные дифференцировки, запаздывание).
Происходит дальнейшее совершенствование речевой функции. В 4 года словарный запас возрастает до 2000 слов, и дети овладевают правильным грамматическим строем языка. На 5 году формируется словесное мышление. Слово в этом возрасте имеет уже значение «сигнала сигналов», то есть получается обобщающее значение. Но только в 7 лет появляется абстрактное мышление.
Условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, отличаются особой прочностью и часто играют решающую роль в дальнейших поведенческих реакциях.
Развитие речи
При воспитании человека развивается вторая сигнальная система, характерная только для человека. Это переводит высшую нервную деятельность человека на более высокую ступень. Она приобретает новые качества, обусловливающие расширение возможностей общения с внешним миром и многогранность его проявлений. И. П. Павлов назвал вторую сигнальную систему «чрезвычайной прибавкой» к механизмам высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система — это речь, слово, видимое, слышимое, произносимое мысленно. Это высшая система сигнализации окружающего мира. Она состоит в словесном обозначении всех его сигналов и в речевом общении.Вторая сигнальная система развилась у человека под влиянием социальной среды в процессе труда, когда возникла необходимость назвать предмет и обозначить процедуру действия с ним. Большую роль в этом сыграли кинестезические раздражения мозга, возникающие процессе труда, особенно от правой руки.
Моторный и сенсорный центры речи левого полушария
Ребенок рождается с набором морфологических структур, которые в более позднем возрасте (в течение первых 3 лет жизни) обеспечат формирование речи.
Прежде чем обсуждать развитие речи, обратим внимание на особенности развития коры головного мозга у человека и самых высших представителей млекопитающих – приматов. Соотношение ассоциативных зон и остальной коры у человека значительно отличаются от соотношения этих зон в мозге обезьян тем, что относительная доля ассоциативной коры у человека примерно в пять раз больше. Выделяют два периода мощного увеличения ассоциативных зон по отношению к остальному мозгу: 5-6 месяц эмбриогенеза и первые 6 месяцев постнатального онтогенеза. В развитии речи человека существуют критические периоды: это время, после которого образование связей, необходимых для формирования второй сигнальной системы, становится невозможным. История знает множество примеров, когда дети, выращенные в изоляции, или воспитанные животными (около 30 случаев), не смогли овладеть человеческой речью. Этот критический период по разным данным приходится на возраст от 2 до 4 лет.
Источник