Развитие у ребенка социальных мотивов и эмоций

«Особенности развития социальных эмоций у детей»

составила педагог-психолог Чванова Ю.И.

Проблема эмоций, принадлежит к числу наименее разработанных в психологии. Ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным.

Эмоции это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей – помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение эмоций у детей проявляются в их мимике, словах, движениях.

Воспитание эмоций, чувств является важнейшей педагогической задачей, так как усвоение знаний и умений, полученных при обучении, и их дальнейшее использование решающим образом зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим людям и окружающей действительности.

Сферу эмоциональных проявлений у дошкольников формируют нравственное воспитание ребенка, знакомство с жизнью и трудом людей, практическое овладение нормами поведения. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния, среди которых особенно важны социальные эмоции.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, , не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные педагогом различные виды совместной со сверстниками деятельности – игры, занятия, прогулки и т.д.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как универсальное средство возникновения социальных эмоций. Именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившейся смысл эмоционально переживается.

Для развития социальных эмоций и социальных качеств личности применяют также игры с правилами. Специфика игр с правилами состоит в том, что отношения в ней определяются правилами и нормами, а также она предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным.

Особые условия для переживания социальных эмоций создаются в процессе восприятия ребенком художественной литературы, входе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляется моральные оценки и новое эмоциональное отношение к окружающему. Но наиболее важным и необходимым для лучшего понимания и более глубокого прочувствования смысла сказки, детям необходимо, воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в форме игры-драматизации.

Эмоции, развиваясь в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.

По мере усложнения деятельности эмоции начинают предвосхищать выполнения решаемой задачи. Ребенок предварительно представляет отдаленные результаты своих действий, и заранее может прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого. И таким образом осуществлять адекватную эмоциональную регуляцию сложных форм целенаправленной деятельности.

На основе практической деятельности начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое значение, положительное или отрицательное, имеют те или иные объекты или их свойства для самого ребенка. То есть ориентировка осуществляемая при помощи системы пробующих действий, направленных, например, на то, представляет ли какой-либо угрозы встретившийся незнакомый объект или лицо и не опасно ли иметь с ним дело.

Еще одна функция это роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Так эмоциональное удовлетворение, которое способно побудить ребенка к осуществлению социально значимой деятельности при определенной ее организации, может превысить, перерасти в его первоначальные побуждения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.

Именно в детский возраст является благотворным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей, в том числе и развитию социальных эмоций ребенка.

Формирование эмоций человека это важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.

Источник

Елена Вавина
Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре

«Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре».

На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Для формирования такого отношения дошкольный возраст считается наиболее синзитивным. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в содержании образовательной области социально-коммуникативное развитие подчеркивается необходимость развития у детей социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Старший дошкольный возраст является наиболее ценным и благоприятным для становления социальных эмоций. В этом возрасте ребенок постепенно теряет импульсивность, чувства становятся более глубокими и осмысленными. Роль эмоции в деятельности старшего дошкольника меняется. Ранее основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, а теперь он может испытывать удовольствие и радость предвидя положительные результаты своей деятельности. Ребенок овладевает выразительными, экспрессивными формами выражения эмоций, использует интонацию, мимику, жесты. Все это способствует более глубокому осознаванию переживаний другого человека.

Игра, оставаясь ведущей детской деятельностью, имеет огромное значение для развития эмоций ребенка. В процессе игры происходит психическое, эмоциональное, социальное становление личности дошкольника. Но в старшем дошкольном возрасте, в связи с подготовкой к школе, увеличивается объем учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО. В настоящее время требования к выпускнику ДОО усложняются. Ребенок должен быть социально ориентированным, понимать свои эмоции и эмоции окружающих его людей. Социальные эмоции не даются с рождения, а образуются в процессе развития. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволил мне установить возрастающий интерес исследователей к данной проблеме, с одной стороны, и недостаточную разработанность методических аспектов развития социальных эмоций дошкольников в игре.

Большое значение в исследовании проблемы эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста является поиск и разработка методов и средств, способствующих наиболее эффективному развитию социальных эмоций ребенка.

Анализ научной литературы позволил мне определить важную роль игры в развитии социальных эмоций старших дошкольников.

Игра традиционно считается одним из эффективных средств развития дошкольников. В тоже время, стоит отметить, что игра как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста не получила достаточного рассмотрения в психолого-педагогических исследованиях, в частности недостаточно изученным является методический аспект проблемы.

Игра будет являться эффективным средством развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста,если:

– в ходе определения вида и содержания игры опираться на актуальный уровень развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста;

– комплекс игр будет включать игры, направленные на распознание и понимание эмоций, передачу эмоциональных состояний различными способами.

Включение в педагогическую работу разнообразных игр позволяет решать целый комплекс задач эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: от осознанного восприятия социальных эмоций, до формирования собственных эмоций и индивидуального стиля эмоционально-экспрессивного поведения.

Для формирования и развития эмоций детей старшего дошкольного возраста предлагаю использовать в работе комплекс игр по развитию и формированию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели мною были подобраны игры, которые проводятся ежедневно в старшей группе. Игры проводились с детьми в любое свободное от других видов деятельности время, чаще всего после сна.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

развивать словарь эмоций,

– учить детей распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей,

– формировать позитивное самовосприятие,

– формировать умение дифференцировать эмоции свои и окружающих людей,

– обучать контролировать свои эмоции,

развивать навыки социального поведения.

При проведении работы необходимо учитывать следующие принципы:

1.Принцип индивидуализации: учет возраста, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Принцип природосообразности и амплификации развития.

3. Принцип субъективности, опоры на внутренние ресурсы ребенка.

4. Принцип жизненного оптимизма.

5. Принцип недерективности формирования психологического здоровья. Не программировать скорость и результат изменений, а предоставить возможность изменений путем формирования адекватной среды.

6. Принцип оптимального педагогического взаимодействия и сотрудничества.

Рекомендации педагогу:

1. Для полноценной работы воспитатель должен учитывать желание или нежелание ребенка играть.

2. Необходимо убедиться в физическом здоровье ребенка на момент реализации комплекса.

3. Во время работы педагогу необходимо внимательно наблюдать за детьми, видеть насколько активны они в работе, какие именно игры вызывают положительную ответную реакцию.

4. Необходимо предварительно создать благоприятную психологическую обстановку в группе и снять напряжение с детей (небольшая беседа, физ. минутка).

5. Во время проведения игр рекомендуется использовать звуковое сопровождение – тихая, спокойная, ненавязчивая музыка, наглядный материал (игрушки).

6. Ругать ребенка ни в коем случае нельзя!

Комплекс игр, направленных на развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста.

Название Цель игры Ход игры

Пиктограммы – ознакомить детей с эмоциями, научить определять эмоции – на столе лежат карточки с изображение лиц с различными эмоциями. Ребенок берет карточку и не показывает остальным, а пытается мимикой выразить эмоцию. Дети угадывают ее и пытаются объяснить по каким признакам они ее угадали.

Зеркало – научить ребенка выражать эмоции, ознакомить его с эмоциями. Дети сидят на стульчиках.Педагог дает первому ребенку маленькое зеркальце предлагает ему улыбнуться своему отражению и сказать: «Здраствуй, это я.». Далее зеркало передается по кругу, выполняются те же действия. Когда все закончили педагог объясняет детям что, если человек улыбается уголки рта подымаются вверх, щечки становятся круглыми, а глазки превращаются в щелочки. Так можно проиграть другие эмоции: страх, удивление, обиду и т. д. Перед игрой можно показать детям пиктограммы с различными эмоциями.

Назови похожее – укрепляет связь между вербальным и мимическим выражением эмоций. Педагог показывает детям карточки с основными эмоциями (радость, удивлении, страх, обида) или же сам мимически изображает их. Дети должны словами описать данные эмоции.

Испорченный телефон – научить распознавать и воспроизводить эмоции. Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами – «спят». Педагог и один ребенок с открытыми глазами. Педагог показывает молча ребенку какую-то эмоцию с помощью мимики и пантомимики. Ребенок «будит» соседа и молча воспроизводит увиденную эмоции, все действия производятся по цепочке до последнего ребенка. Далее преподаватель начинает опрос с последнего ребенка, заканчивая первым – какую эмоцию тот получил? По каким признакам он это понял? Замечает где произошел сбой передачи информации, выясняют и разбирают ошибку все вместе.

Один дома (игра -этюд*) – с помощью мимики и пантомимики научить выражать страх. – воспитатель читает текст, ребенок пытается выполнить озвученные действия. Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Соленый чай (игра-этюд)развитие способности выражать эмоции, отвращения. – воспитатель читает текст, ребенок выполняет действия. Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Фокус (игра-этюд)развить способности выражать эмоции удивления, изумления. – воспитатель озвучивает текст, ребенок старается его воспроизвести в действиях и мимике.Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Новая кукла (игра-этюд) – научит выражать ребенка эмоции радости и счастья (девочки**). – воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама подарила доченьке куклу. Девочка очень рада, обнимает куклу, гладит ее волосы, целует, кружит на руках.

Новая машина (игра-этюд) – научить выражать эмоции радости и счастья (мальчики). – воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама купила сыну новую машину. Мальчик очень рад, трогает ее, осматривает, начинает катать по полу.

Как котенок потерялся – научить детей выражать эмоции другого человека (животного) с помощью движений и мимике, научить сопереживанию. Дать опыт негативного эмоционального переживания.- воспитатель предлагает детям послушать историю: «Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя.Увидела она котенка и спрашивает: “Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?”

А котенок ей отвечает: “Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю”.

Девочка приласкала котенка и проводила его домой». Далее вместе обсуждают рассказ, разбирают по ролям и проигрывают.

Мимическая игра «Передавалки» – учит ребенка воспринимать эмоции, воспроизводить и передавать. – воспитатель просит детейсесть на стульчики и объясняет в процессе игры:

– Передай улыбку соседу (по кругу)

– Передай сердилку (сердитое выражение лица)

– Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени;комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.

– Передай «испуг».

– Передай «страшилку»

– Передай «смешинку»

– Передай приветствие и т. д.

Игра-пантомима по стихотворению «Муравей» (З. Александрова) – овладение детьми разными видами эмоций, развить способность выражать эмоции.- воспитатель читает стихотворение:

Муравей нашёл былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

В то же время дети старательно воспроизводят текс с помощью мимики и действий, очень хорошо использовать строительный материал (игрушки, конструктор, кубики).

Живое зеркало – учить детей распознавать эмоциональные состояния, подражать им. – дети разбиваются по парам (по желанию, становятся лицом друг к другу. Один из пары показывает мимикой и пантомимикой любое, выбранное им, эмоциональное состояние. Второй ребенок пытается повторить действия и назвать эмоцию. Воспроизвести необходимо абсолютно точно, как зеркальное отражение.

Придумай слова (И. Климина)развитие эмоциональной сферы и воображения (рисунки с изображением сказочных персонажей, дети рассматривают рисунок и придумывают как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке. Взрослый помнит о том, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может меняться.

Оживлялки (И. Климина)развитие умения выражать свои эмоции невербально. (рисунки детей, дети рассматривают рисунки, потом один из участников пытается изобразить мимикой и жестами любой из рисунков, другие дети угадывают, какую картинку показывают. Если вариантов будет несколько, детям надо объяснить, что одно и тоже явление или предмет у разных людей могут вызвать разные чувства, каждый имеет право на самовыражение.

Жужа (Н. Кряжева) – отработка отрицательных эмоций (необходимо полотенце, выбирается ведущий «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, строят рожицы, дразнят. Когда «Жуже» надоест, она вскакивает и пытается задеть кого-нибудь полотенцем по спине. Этот ребенок становится ведущим. Дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпеть как можно дольше.

Доброе животное (Н. Л. Кряжева) -снятие психомышечного напряжения, научить детей понимать чувства других, сопереживать. Педагог просит всех встать вкруг,взяться за руки и тихим голосом говорит: «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. А теперь подышим вместе с ним. На вдох делаем шаг вперед, а на выдох – шаг назад. А теперь на вдох 2 шага вперед, на выдох -2 шага назад. Как ровно дышит животное, так же ровно стучит его сердце. На стук – шаг вперед, на стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Три характера – сопоставление различных характеров. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса» и «Ревушка». Вместе с педагогом дают оценку злости, плаксивости и сравнивают эти состояния с хорошим настроением. Трое из детей изображают каждое из состояний, остальные пытаются угадать кто из них, кто.

Волшебный стул – активация положительных эмоций, снижение интенсивности печали и грусти. Выбирается самый грустный ребенок в группе, его садят на стул в центре группы. Остальные дети должны придумать как можно больше ласковых и добрых слов. Затем каждый из них подходит к сидящему, поглаживая говорят ласковые слова. Педагог, для примера, может быть первым. Сидящем на стульчике может стать каждый желающий.

* игра-этюд – короткая по времени драматизация на основе текста или стихотворения, которая осуществляется ребенком при помощи и наблюдении воспитателя. Необходимо учитывать возрастной период детей. Воспитатель читает текст, дети показывают действия героев. Возможна импровизация.

** к 5-7 годам дети начинают осознавать свою половую принадлежность. В старше дошкольном возрасте происходит полное приятие и осознание своего пола, необходимо учитывать это в любом виде деятельности, так как в дальнейшем исправить ошибки в половом воспитании будет очень сложно.

Источник