Развитие у ребенка речи и формирование второй сигнальной системы

Формирование в коре большого мозга временных связей первой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинается уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. При переводе ребенка на кормление грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце — на световые сигналы. Скорость образования условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в возрасте 1 мес необходимо произвести много сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в 2—4 мес для этого . достаточно нескольких сочетаний. Условное торможение вырабатывается у ребенка позже — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздыватель-ное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Для формирования свйзей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения предметов, явлений и людей, с конкретными их образами. Если многократно называть и показывать какого-либо человека или предмет, то при соответствующем слове у ребенка на него появляется реакция. После того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок постепенно учится сам называть предметы. Позже ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Здесь вторая сигнальная система достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми. Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно. Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция, не меньшая, чем, например, между пониманием мелодии (например, «Лунной сонаты» Бетховена) и умением самому исполнить ее на фортепьяно. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка. Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших. полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития отвлеченного, человеческого мышления.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми. Необходимость понимания особенностей формирования высшей нервной деятельности, а значит и личности человека врачу чрезвычайно важны.

Источник

По И.П. Павлову у человека следует различать I и II сигнальную системы.

I сигнальная система человека обеспечивает конкретное представление об окружающем мире, об его отдельных признаках: цвет, форма, запах, температура, вкус и т.д. Оценку признаков осуществляют сенсорные системы организма или по Павлову анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный и другие.

II сигнальная система обеспечивает формирование у человека обобщенного представления об окружающем его мире с помощью речи. Речь или язык представляют собой исторически сложившуюся форму общения людей. С помощью речи окружающий мир может быть выражен в словах, символах, образах. Важно, чтобы любое средство выражения несло определенный смысл. Словами или вербальным способом проще и быстрее передать информацию. Кроме слов человек может использовать и невербальные средства коммуникации. К ним относятся: а) мимические реакции, выражающие эмоциональное состояние человека: страх, угрозу, удивление, радость, неприязнь и др.; б) жесты, дополняющие смысл слов: кивание головой, положение и движение рук, поза, жесты, заменяющие речевую коммуникацию в условиях затрудненного речевого общения; в) символы – это знаки, наделенные определенным смыслом: дорожные знаки, азбука Морзе, рисунки и др.

В норме речь является главной формой общения. Разговорную речь еще называют моторной или внешней, ей предшествует внутренняя речь – человек обдумывает мысли перед тем, как сказать что-то, или он решает задачи в уме.

В разговорной речи слово может быть произнесенное и услышанное; в письменной речи слово может быть написанное и увиденное.

Структуру языка составляет его грамматический строй и словарный запас.

Речь неразрывно связана с социальной жизнью человека, является и результатом, и необходимостью общения. Вне общества, вне общения речь у человека не развивается, либо утрачивается. Примером являются дети, «воспитанные» животными.

Считается, что критическим периодом для овладения речью является возраст от полутора до трех лет. При более позднем усвоении языка речь обеднена, менее гибка.

Формирование речи у детей – процесс многоступенчатый. Ребенок рождается с набором анатомических структур – органов, обеспечивающих в течение первых трех лет формирование речи. К этим органам относятся: губы, язык, гортань, воздухоносные пути, полости рта и носа. К моменту рождения популяция нервных клеток в мозгу полностью укомплектована, а мозг запрограммирован на осуществление речи.

Дети в раннем доречевом периоде издают врожденные звуки, которыми он выражает свое состояние. Большинство языков в мире (их более 500) используют от 15 до 85 звуковых компонентов – фонем. Любой здоровый ребенок в первый год жизни произносит до 75 фонем, т.е. ребенок потенциально может говорить на любом языке мира. Ученые установили, что первый человек 60 тысяч лет назад использовал в речи до 100 звуков.

Артикулировать ребенок начинает на основе слухового восприятия речи окружающих его людей. Ребенок перестает произносить звуки, если он их не слышит. При ранней глухоте у ребенка нарушаются слуховое восприятие речи. За этим следует нарушение речевого развития. Если ребенок слышит собственные звуки, он их исправляет, корригируя под звуки взрослых. Если слух утрачивается после шести лет, когда уже речь сформирована, дефекты речи менее выражены.

В Англии специалисты обратили внимание, что определенная часть детей начинает говорить позже необходимого срока. Выяснилось, что дело в колясках. Если используется коляска, в которой ребенок сидит спиной к взрослому, то он не видит артикуляцию взрослого и не подражает ему.

Процесс развития речи состоит из нескольких периодов: подготовительный период, период понимания речи, период использования слов, период овладения фразовой речью.

В подготовительный период ребенок кричит, гулит, лепечет. На протяжение первых месяцев жизни крик имеет сигнальное значение. Через крик ребенок выражает, что он в чем-то нуждается: в еде, воде, комфорте, либо его что-нибудь беспокоит. Гуление – это появление звуков из-за случайной позиции губ, языка, мягкого неба. Гуление постепенно приобретает интонационную окраску. Дети усваивают основные интонации родного языка.

Лепет формируется к 6-8 месяцам жизни ребенка. В этот период ребенок произносит отдельные слоги: да-, ма-, ба-, па-. Ребенок настраивает артикуляционный аппарат на слуховое восприятие речи других людей. Если в этот период ребенок не лепечет, нужно насторожиться, нет ли у ребенка нарушения слуха. Период лепетания переходит в период понимания речи, который начинается в 7-8 месяцев. Ребенок должен понимать смысл обращенных к нему слов и выполнять команды: «дай», «где», «нельзя». Это период формирования сенсорной речи.

В 10-12 месяцев ребенок произносит отдельные слова, что свидетельствует о формировании моторной речи. В слова ребенок вкладывает конкретный смысл. Слово «мама» он адресует собственной маме. Словарный запас к году составляет до 10 слов.

На II году жизни ребенок интенсивно овладевает моторной и сенсорной речью. И связывает слова в короткие предложения. В два года словарный запас у ребенка составляет от 200 до 400 слов. У взрослого человека в среднем словарный запас составляет 1-2 тысячи слов.

На III году ребенок отрабатывает правильные произношения слов, формирует многословные фразы. Речь совершенствуется.

По данным исследователей интеллект в основном формируется в первые 20 лет жизни. При этом к шести годам объем интеллекта составляет 1/3, к восьми годам – ½, а к двенадцати годам – ¾.

Как говорил Л.Н. Толстой: «К пяти годам ребенок приобретает столько, сколько он не приобретает в последующие годы».

Физиологические основы формирования речи основаны на работе центральных (мозговых) и периферических механизмов.

К мозговым механизмам относятся сенсорные системы, причастные к формированию речи: зрительная, слуховая, тактильная; и центры речи. Мозговые механизмы управляют периферическими механизмами, которые обеспечивают фонацию и артикуляцию – это речедвигательный аппарат. Письменную речь обеспечивает двигательный аппарат: моторная кора больших полушарий и мышцы руки. Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с участием органов дыхания, глотания, жевания и аппарата голосообразования: гортань, с ее голосовой щелью и голосовыми складками (связками).

Мозговые центры это центральное звено в формировании речи. Речевые центры располагаются в коре левого полушария, у женщин могут находиться и в правом полушарии. В левом полушарии располагаются центры доминирующей руки, речеслухового и речедвигательного аппаратов.

Сегодня уже никто не сомневается в существовании моторного центра речи Брока, сенсорного центра Вернике, а также центра письма, оптического центра восприятия речи, центра речевой памяти.

Знания о локализации этих центров стали накапливаться с начала XIX века. В 1836 г. сельский врач из Франции Марк Дакс выступил с докладом на медицинском обществе. На основании наблюдений за сорока больными с левосторонним повреждением головного мозга и страдающих нарушением речи – афазией, он сделала вывод, что речь контролируется левым полушарием. На его доклад никто не обратил внимания.

Позже в 1861 г. нейрохирург Поль Брока доложил, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях левого полушария. Информация была признана позже после демонстрации посмертных препаратов мозга. Этот центр назвали центром Брока. В 1876 г. Карл Вернике на основе клинического материала предположил, что задняя треть первой височной извилины левого полушария отвечает за понимание речи. По Бродману это 22 поле. Эта зона получила название центр понимания речи или центр Вернике.

Центр Брока (45 поле по Бродману) – это центр, организующий произношение, обеспечивает внутреннюю, внешнюю моторную и письменную речь вместе с центрами коры больших полушарий, ответственными за артикуляцию и письмо. Центр Брока – это моторный центр речи и при его поражении наблюдается моторная афазия и аграфия (нарушение письма). При афазии Брока собственная речь нарушена, а понимание чужой речи сохранено.

Центр Вернике или сенсорный центр речи находится в височной области преимущественно в левом полушарии (у женщин может находиться и в правом полушарии). Он обеспечивает способность человека воспринимать речь, при поражении этого центра развивается сенсорная афазия или сенсорная словесная глухота, утрачивается способность человеком понимать устную речь, способность писать под диктовку. Собственная речь беглая, но несвязная.

Источник

Развитие речи у ребенка

У ребенка условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни.

Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, выступая на этом этапе развития как интегратор первого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей (пучок связей). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Между тремя и четырьмя годами жизни появляются слова – интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные».

К пятому году жизни у ребенка возникают более сложные понятия.

В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.

Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются лишь на уровне первой сигнальной системы, то есть непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии АГ. Иванова-Смоленского, это связи типа Н – Н: «непосредственный раздражитель – непосредственная реакция».

Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Добавляются условные связи типа С – Н: «словесный раздражитель – непосредственная реакция».

К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте от полутора до двух лет часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Прибавляется новый тип связей Н – С: «непосредственный раздражитель – словесная реакция».

На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500 – 700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. Таким образом, возникает новый тип связей С – С: «словесный раздражитель – словесная реакция».

С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте двух – трех лет усложняется интегративная деятельность мозга: возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей в возрасте трех – четырех лет вырабатываются различные двигательные стереотипы.

Однако среди условных рефлексов преобладают прямые временные связи. Обратные связи возникают позже, и силовые отношения между ними выравниваются к пяти – шести годам жизни.

Источник

Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Физиолог И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например, световых, тепловых, болевых и т. д. Она является основой для выработки условных рефлексов и свойственна как животным, так и человеку.
Человеку, в отличие от животных, свойственна еще и вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь). Слово, по И. П. Павлову, является сигналом для работы первой сигнальной системы («сигнал сигналов»). Например, действия человека будут одинаковыми на слово «пожар» и действительно наблюдаемый (зрительное раздражение) им пожар. Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система сформировалась у человека в связи с общественным образом жизни и коллективным трудом, при которых она является средством общения друг с другом. Слово, речь, письмо являются не только слуховым или зрительным раздражителем, они несут определенную информацию о предмете или явлении. В процессе обучения речи у человека возникают временные связи между нейронами коры, воспринимающими сигналы от разных предметов, явлений и событий, и центрами, воспринимающими словесное обозначение этих предметов, явлений и событий, их смысловое значение. Вот почему у человека после образования условного рефлекса на какой-то раздражитель, он легко воспроизводится без подкрепления, если словесно выразить этот раздражитель.

Таким образом, благодаря первой сигнальной системе, достигается конкретно чувственное восприятие окружающего мира и состояния самого организма. Развитие второй сигнальной системы обеспечило абстрактно-обобщенное восприятие внешнего мира в виде понятий, суждений, умозаключений. Эти две сигнальные системы тесно взаимодействуют между собой, так как вторая сигнальная система возникла на базе первой и функционирует в связи с ней. У человека вторая сигнальная система преобладает над первой в связи с общественным образом жизни и развитым мышлением

30.Типы высшей нервной деятельности. Учет их при осуществлении индивидуального
подхода к детям.

Каждый индивидуум обладает преимущественно генетически детерминированными особенностями функционирования нервной системы, которые определяют различия в характере реагирования на одни и те же воздействия физической и социальной среды и, следовательно, образуют почву для формирования поведения.

И. П. Павлов выделял три основные свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток сохранять адекватную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В ее основе лежит выраженность в ЦНС процессов возбуждения и торможения. Люди, имеющие более сильную нервную систему, являются более выносливыми и стрессоустойчивыми.

Уравновешенность нервных процессов – это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, создающая основу для более уравновешенного поведения.

Подвижность нервных процессов говорит о способности к быстрому переходу от возбуждения к торможению. У людей с более подвижной нервной системой отмечается большая гибкость поведения, они быстрее приспосабливаются к новым условиям.

В дальнейшем были выделены дополнительные свойства нервных процессов.

Динамичность – способность мозговых структур к быстрой генерации нервных процессов при формировании условных реакций. Динамичность нервных процессов лежит в основе обучаемости.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Это свойство позволяет совершать движения с большой частотой, быстро и четко начиная и завершая движение.

Активированность характеризует индивидуальный уровень активации нервных процессов и лежит в основе процессов запоминания и воспроизведения.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе. Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая краткие обобщения результатов наблюдения.



Источник