Развитие у ребенка представлений о композиции
Лола Джалалова
«Основы композиции». Открытое занятие по рисованию
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ
«Основы композиции»
Тема занятия: Основы композиции
Цели занятия: Научить детей основам композиции. Правильно располагать будущий рисунок.
Задачи: Учить детей используя простые приемы располагать правильно рисунок.
Образовательные: Формировать у детей чувство гармонии в рисунке
Развивающие: Развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Развивать умение самостоятельно правильно располагать рисунок на заданном листе бумаги.
Воспитательные: Воспитать усидчивость и логическое мышление, воплощая задуманное в изображении. Воспитывать аккуратность во время работы.
Предварительная работа: Рассматривание рисунки детей с изображением животных.
Материалы и оборудования: Альбомный лист, карандаш, ластик, кисточка, баночка с водой. Наглядное пособие, изготовленное в виде перекидного альбома.
Изготовление наглядного пособия: Альбом имеет размер в полватмана. По верху листы склеены широким скотчем. Стихи распечатаны 18м кеглем и наклеены в верхнем левом углу. Для удобства, на задней стороне последнего листа изготовлен карман, куда вложены нарисованныеи вырезанные элементы альбома: рука и ежик.
Ход занятия:
– Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу о новом и сложном для вас понятии «композиция». Это целая наука, которой вы, сами того не зная, используете располагая свой будущий рисунок на бумаге. Только кто то правильно это использует, а кто то нет. Я вас научу правильно пользоваться этой наукой.
Что такое композиция? Это сложное слово означает науку о ПРАВИЛЬНОМ РАСПОЛОЖЕНИИ РИСУНКА НА ЛИСТЕ БУМАГИ. Чтоб разобраться, мы попробуем с вами нарисовать Ежика.
(Далее нумерация означает страницу альбома-пособия)
1) Если рисунок на листе правильно располагается,
Хорошей композицией это называется!
2) Хочешь красиво уметь рисовать?
Правила лёгкие должен ты знать!
Рисуй, не стесняясь, достаточно крупно,
Чтоб без очков было видно доступно.
3) Умей так рисунок расположить,
Чтоб лист и рисунок стали дружить.
Так нарисуй, чтоб казалось тебе –
Лишнего места нет на листе.
4) Чтоб правила легче было понять,
Попробуем ёжика нарисовать.
Рисунок с листочком должен дружить,
Как лучше нам ёжика расположить? (показать детям нарисованного и вырезанного Ежика)
5) Ёжик подпрыгнул к верхнему краю
И в облаках словно птичка летает.
Ёжик, конечно, у нас непростой,
Но лист альбомный остался пустой! (Расположить Ежа к верхнему краю альбома)
6) В угол листа забился наш ёж –
Хорошим рисунок не назовёшь!
Вот ведь какая вышла загадка:
Есть рисунок, но нет в нём порядка! (Расположить Ежа левом нижнем углу альбома)
7) Сколько ещё нам мучиться, биться,
Чтоб с композицией не ошибиться?
Пора бы уже с тобой нам понять,
Что в центре листа мы должны рисовать!
8) И если накрыть рисунок ладошкой,
Ёжик выглядывать должен немножко,
И быть нарисованным в центре листа.
На «пять» композиция наша, ура! (Прикрыть нарисованного Ежа нарисованной и вырезанной рукой)
9) Найди рисунки с ошибками в композиции. Объясни свой выбор.
Перед вами 4 рисунка. Везде нарисована одна и та же картинка, но расположена она везде по разному. Скажите, первый рисунок с правильной композицией? Почему? Приложи руку! Что получается? Ответы детей. (Так же обсудить и остальные рисунки).
– Молодцы ребята! Все правильно поняли и правильно ответили! Так что такое композиция? Ответы детей.
– Давайте теперь каждый из вас нарисует своего Ежика, используя науку – композиция. Сначала возьмите карандаш и наметьте овалом то место, где будет располагаться ваш ежик. Проверьте правильность рисунка, приложив рукой. Рука ваша при этом должна быть ровно по середине вашего листа. При этом рука Ежик наш немного будет виден из под ладони. Если его не видно, значит он очень маленький, Если рука не в середине листа, значит у вас неправильная композиция. Исправьте ошибку, ластиком сотрите овал и нарисуйте заново новый. Проверьте. Правильно? Ответы детей.
– Теперь детализируйте Ежа. Нарисуйте ему нос, глаза, ушки, ножки и иголки.
– А теперь раскрасим Ежа
Источник
Наталья Суслонова
Дидактическая игра «Композиция» или «Создай пейзаж» для формирования у детей пространственных представлений
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру “Композиция” или “Создай пейзаж“. Дети дошкольного возраста выстраивают композицию в одну линию (фриз). Знают, что над головой небо, а под ногами земля и изображают полосой небо вверху листа и землю – по нижнему краю листа. Вот, чтобы помочь им увидеть, что оба пространства: небо и земля встречаются у горизонта, что объекты окружающего мира расположены по всему пространству земли и что размеры их уменьшаются по мере их удаления от нас, я и использую эту игру. Для удобства пользования элементы игры я расположила в трёх коробках: в одной коробке – деревья, кусты и кустики, облака (элементы пейзажа, в другой – здания и транспорт, в третьей – люди и животные. Всё это я вырезала из старых журналов и книг и из цветного картона и бумаги. Игра имеет два названия не случайно. Всё зависит от цели и задач, которые решаются в процессе игры.
Итак, игра “Композиция“.
Цель:учить детей строить композицию от главного, от линии горизонта, диагональную, многоплановую от края листа, углубляя пространство.
Условия: сидя за столами, стоя на занятиях и в свободное от занятий время.
Материал:полосы разного цвета и формы, с помощью которых можно будет углубить пространство, силуэты домов, людей, машин, деревьев и других компонентов композиции разные по величине.
Методические рекомендации.
Игру можно проводить как часть занятия, а также в свободное от занятий время. используя как наглядное пособие при объяснении способов построения композиции, а также предлагать детям для самостоятельных игр. Если композиция строится от линии горизонта, то движение построения происходит к переднему краю плоскости. Если от центра, то строится вокруг главных персонажей. Если строится фризовая композиция вдоль переднего края (как чаще всего дети строят изображение, то с помощью полос мы углубляем пространство, показывая всё новый и новый фриз с более мелкими деталями, двигаясь к линии горизонта, а точнее отодвигая её в глубь пространства плоскости листа. Далее можно будет показать, как объекты изображения частично прикрывают друг друга (опираясь на наблюдения). Используя эти же силуэты, можно показать и диагональную композицию, объясняя способы изображения движущихся объектов. Переставляя объекты композиции, можно быстрее изменить композицию на глазах у детей, чем рисуя и стирая на доске, а тем более на листе.
Игра “Собери пейзаж“
Цель:Развивать у детей пространственные представления и умение применять эти знания при составлении пейзажа, учитывая знания об особенностях нашего зрительного восприятия (далеко расположенные объекты кажутся маленькими). Развивать чувство меры, гармонии, чувство ритма. Продолжать работу над построением композиции и её содержанием. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, жанре изобразительного искусства “пейзаж“. Учить детей выполнять условия и правила игры, действовать сообща, учитывая интересы команды, подчиняя свои желания этим интересам. Учить радоваться совместному успеху, успеху других.
Условия: игра проводится со всей группой или по подгруппам по 5-6 человек на столах, а также в самостоятельной творческой деятельности индивидуально.
Материал:4 поля величиной А2 с выделенной линией горизонта, силуэты деревьев, домов, людей, транспорта, животных.
Методические рекомендации:
На первом этапе в процессе обучения игра проводится со всей группой. Дети по очереди выбирают объект и находят ему место в общей композиции, ориентируясь на линию горизонта, учитывая глубину пространства и особенности нашего зрения. В процессе этой игры уточняются и дополняются представления детей о пространственных взаимоотношениях.
На втором этапе дети делятся на подгруппы и участвуют в соревновании между командами. Учитывается умение договариваться, работать сообща.Перед началом игры уточняются условия и правила: активность, умение советоваться, скорость, конечный результат (композиция и эстетика). Далее проводится работа над ошибками,в которой участвуют все дети: дают советы, исправляют погрешности.
Следующий этап – это самостоятельные творческие игры с данным материалом.
Уважаемые коллеги, очень надеюсь, что эта игра будет полезна вам в работе. Желаю вам творческих успехов.
Источник
Елагина Н.А.,
Педагог дополнительного образования
МБДОУ «Криулинский детский сад №3»
МО Красноуфимский округ
Аналитическая записка
Одной из важных педагогических задач в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста является овладение умениями и навыками художественно-изобразительной деятельности. Наибольшие затруднения для дошкольников представляют композиционные поиски: умение передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение. Овладение элементарными основами композиции, представляющими особую форму эстетического познания мира, обеспечивает, в сочетании с другими средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного образа.
Многими исследованиями (Г.А. Подкурганной, Ю.А. Полуянова, В.А. Езикеевой, Н. Стреляновой) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств (линия, форма, цвет, композиция) в определенной степени доступен дошкольнику.
Обычно развитие композиционных способностей рассматривается в контексте общего творческого развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), которое интегрирует несколько видов опыта: эстетический, культурный, профессиональный, опыт социализации и саморазвития, опыт самостоятельной творческой деятельности (Д. Дьюи, К. Роджерс, Б.П. Юсов) [3].
Основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами [2; 83 с]. Для решения этой задачи хорошо подходит сюжетное и тематическое рисование.
Исходя из комплекса задач руководства сюжетным и тематическим рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:
– обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений;
– развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
Л.А. Раева рекомендует проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций, и т. п. А в процессе наблюдений рекомендует использовать игровые приемы. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию — залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла [1; с. 246].
Рассмотрим задачи сюжетного и тематического рисования в старшей группе:
– научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
– развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
– развивать чувство цвета.
Дети старшего дошкольного возраста часто используют цвет как средство выразительности. Обычно они используют контрастные сочетания цветов в двух планах: на сближенных по цветовому тону цветах или на большой разнице в тоне. Различный характер цветового решения влияет на выразительность композиции. Особое внимание дети обращают на контрастность и насыщенность красок. Развить чувство цвета и научить подбирать цветовую гамму в зависимости от замысла помогают наблюдения за природой, рассматривание репродукций картин и иллюстраций, а также дидактические игры «Времена года» и «Части суток», задача которых заключается в подборе цветных карточек, соответствующих заданному времени года или части суток.
При обучении детей выделению композиционного центра при построении сюжетного образа следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Развитию этих умений способствует дидактическая игра «Мой любимый натюрморт», задача которой состоит в упражнении составления натюрморта по собственному замыслу или по заданному сюжету.
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Пространственное размещение предметов на плоскости листа бумаги – то, чему ребенок должен обучаться. Закрепить понятия «перспектива» и «пропорция» поможет наблюдение, рассматривание и анализ репродукций картин и дидактическая игра «Перспектива», задача которой закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане рисунка.
Закреплению всех полученных знаний способствует игра «Придумай пейзаж», в ходе которой дети упражняются в составлении композиции с многоплановым содержанием, в выделении главного размером, цветом или формой; упражняются в составлении композиции, объединенной единым содержанием; уточняют знания о пейзаже как виде живописи; закрепляют знания о сезонных изменениях в природе; развивает наблюдательность и творческую фантазию.
Предложенные игры можно изготовить самостоятельно, сделав подмалевки на формате А3 для разных времен года и частей суток, подобрать разные фоны для натюрморта и вырезать из картона силуэты окружающего мира разных цветов и размеров: дома, деревья, кусты, фигурки людей и животных, овощи, фрукты, цветы, вазы и пр.
Список используемой литературы
Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. – М., 1999.
Комарова, Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 1.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений (Дубровская Е. А., Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.)/ Под ред. Е. А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Источник
Особенности композиции в рисунках дошкольников
Чтобы лучше понимать возможности школьников в изобразительной деятельности, педагог должен быть знаком с особенностями процесса рисования детей дошкольного возраста, проследить преемственность в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
В разделах «Рисование» и «Лепка» по всем возрастным группам «Программы воспитания в детском саду» () поставлены обширные задачи обучения, воспитания и развития детей. Дошкольники занимаются натурным, декоративным, сюжетным рисованием, участвуют в беседах по анализу произведений изобразительного искусства, работают над аппликацией и лепкой. Наша задача – кратко проанализировать особенности композиции рисунков дошкольников. Вопросы содержания и задачи обучения будут затронуты только в связи с особенностями композиции.
Дошкольники достигают значительных успехов в решении композиции рисунков с натуры и по памяти отдельных предметов и при составлении узоров, орнаментов. Они умеют учитывать формат (вертикаль, горизонталь), удачно располагать изображение на листе бумаги, гармонически сочетать цвета в рисунке.
При рисовании отдельных предметов с натуры и по памяти дошкольники большое внимание уделяют цветовому решению. Обычно они используют контрастные сочетания цветов в двух планах: на сближенных по цветовому тону цветах или на большой разнице в тоне. Дети дошкольного возраста решают рисунки или в ярких, насыщенных тонах, слабо разводя краски водой и не добавляя в них белой краски, или в блеклых, бледных тонах. Эти два подхода к цветовому решению объясняются прежде всего содержанием рисунка, замыслом ребенка. Различный характер цветового решения рисунков с натуры и по памяти оказывает положительное воздействие на выразительность композиции.
Цветовое решение декоративных рисунков также влияет на выразительность композиции. Особое внимание дети обращают на контрастность и насыщенность красок.
Следует отметить, что декоративные рисунки у дошкольников выделяются в самостоятельный раздел рисования уже в возрасте от двух – двух с половиной лет. Ритм в орнаментальных композициях используется детьми с раннего возраста, но без обучения графические навыки не совершенствуются, и такого рода рисунки долгое время остаются элементарными и однообразными. В этих случаях рисунки представляют собой цветные пятна, не изображающие предметы определенной формы, а передающие лишь простейшие ритмы. В этой связи необходимо отметить такую особенность декоративных рисунков дошкольников, как передача ритма в сочетании с симметрией в композиции. Ритм и симметрия – два принципа построения композиции – обычно тесно переплетаются. Дошкольники шести-, семилетнего возраста, имея определенный запас знаний в рисовании, уверенно применяют ритм и симметрию в декоративно-орнаментальных композициях и создают нередко выразительные работы.
Симметрия в рисунках дошкольников является наиболее устойчивой формой организации плоскости листа. Часто дети стремятся достичь композиционного равновесия при помощи зеркальной симметрии. Такое построение придает рисункам статичность; оно характерно как для декоративно-орнаментальной композиции, так и для сюжетных рисунков. (рис. 1)
1. Хоровод. Рисунок дошкольника. Симметричное построение композиции
Композиции сюжетных рисунков дошкольников значительно разнообразнее и интереснее по содержанию, по сложности исполнения и применению композиционных приемов, чем рисунки с натуры и декоративные. Дошкольники старшей группы в сюжетных рисунках уже умеют располагать объекты изображения на листе бумаги так, чтобы это соответствовало их реальному пространственному размещению.
На организованность и выразительность композиции рисунков детей положительно влияет и их умение относительно правильно показывать пропорции основных частей объектов изображения, работать красками, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. У них постепенно, от одной возрастной группы к другой, развивается умение рисовать от общего к частному.
К I классу дети умеют заранее продумывать пространственную композицию, передавать смысловую связь изображаемых объектов, используя при этом некоторые композиционные приемы, заботятся о выразительности композиции, ее уравновешенности, динамичности.
Постепенно, от одной возрастной группы к другой, дошкольники в своих рисунках, и особенно в сюжетных, начинают добиваться более полной передачи замысла работы.
Смысловая связь изображений и выразительность рисунков дошкольников во многом зависят от того, насколько грамотно они умеют рисовать различные объекты действительности. Определенная условность детского рисунка не противоречит правдивости изображения, а лишь ограничивает ее.
При оценке детских работ следует учитывать доступность решения художественно-изобразительных задач для конкретной возрастной группы.
Оценивать детские рисунки советская педагогика может только с позиций подлинного, реалистического искусства, так как специального, особого «детского искусства» не существует, хотя развитие художественного творчества отражает своеобразие психики и деятельности детей 1(Подробнее см. в кн.: Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965, с. 127.). Характерная для раннего детского творчества некоторая схематичность, условность, линейно-плоскостная обобщенность формы изображаемых объектов не исключают выразительности образа.
Для детей дошкольного возраста характерно два пути построения композиции сюжетных рисунков. В первом случае точка зрения рисующего мыслится сбоку, т. е. с уровня человека, стоящего на земле. Намечается линия, обозначающая «границу» неба и земли. При этом верхняя и нижняя части (земля и небо) заполняются изображениями. Во втором случае берется точка зрения «сверху», как бы с уровня человека, стоящего на большой высоте и смотрящего вниз на землю. При этом плоскость земли показывается на половине или большей части листа, а иногда занимает и весь лист, без изображения неба. В первом случае, когда изображается и небо, проводится линия, разделяющая землю и небо. Все объекты как бы видятся и показываются автором рисунка везде – и внизу, и вверху листа, но как бы при виде сбоку, с уровня человека, стоящего на земле (рис. 2).
2. На катке. Рисунок дошкольника. Изображение с верхней точки зрения.
Организация пространства вторым способом нарушает логику построения. Этот способ изображения объектов при точке зрения сверху больше характерен для младших дошкольников, так как у них еще не очень развито пространственное мышление и они имеют малый запас знаний и умений. Большинство рисунков дошкольников старшей группы построено при точке зрения с уровня горизонта. Среди рисунков, выполненных этим способом, можно увидеть работы, с одной стороны, с более «плоской» композицией, с другой – с многоплановым построением пространства.
При выполнении рисунков при точке зрения с уровня горизонта некоторые дети проводят в нижней части листа линию, обозначающую землю, и на ней изображают все предметы. Другие же организуют композицию, изображая где-то посередине листа горизонтальную линию, которая обозначает границу земли и неба. В этих случаях ниже этой линии размещаются предметы, находящиеся на земле, а выше нее – на небе, или, как говорят в таких случаях, в воздухе. Процент таких рисунков невелик. Причем такое построение композиции чаще предлагают взрослые, дети же не сразу его понимают. Научившись этому способу изображения, они долгое время не стремятся к дальнейшему познанию пространственных отношений. При этом пространство земли заполняется предметами в один ряд, что обедняет композицию (рис. 3).
3. Взрыв моста. Рисунок дошкольника. Одноплановое заполнение формата в нижней его части
Как показала практика и исследования, при активном обучении дошкольникам доступны более высокие ступени пространственных представлений. В частности, они способны передавать в рисунках пространство, изображая предметы на разном удалении от переднего плана (правда, это было достигнуто при условии специально организованных наблюдений детьми окружающей действительности). Исследования изобразительной деятельности дошкольников позволяют сделать вывод, что освоение визуальных пространственных отношений может быть доступно детям не только после 9-10 лет, но и «может быть достигнуто и в 7-8 лет… при условии педагогической организации соответствующих наблюдений» (). А усвоение дошкольниками новой, более высокой ступени передачи пространства в рисунках, естественно, ведет к новым возможностям в организации всей работы, к изменению строя композиции. Многоплановое построение рисунка позволяет по-иному расставить объекты изображения и придает большую выразительность композиции (рис. 4).
4. Юные фигуристы. Рисунок дошкольника. Многоплановое построение композиции
Когда дети рисуют «от себя», без специального педагогического руководства, для них характерно или полное отсутствие предварительного замысла, или уход от задуманного содержания во время рисования. Иногда же композиция не получается из-за сильной «текучести» замысла; отсутствие руководства со стороны воспитателя ведет к изображению одного предмета за другим, без выделения главного и передачи между ними смысловой связи.
Если замыслы у младших дошкольников, как правило, возникают в процессе творческой деятельности, то у детей старшего дошкольного возраста (при условии активного педагогического руководства) они появляются до того, как дети приступают к рисованию. У них есть определенный замысел, сюжет, который надо выразить средствами рисунка, композиции, цвета. Но пути решения композиции намечаются лишь в общей форме. Композиция представленного замысла конкретизируется, правда, уже в процессе создания работы, но этапы выполнения композиции в этом возрасте приближаются к этапам создания картины художником. Разница состоит в том, что эти этапы здесь значительно короче по времени и просты по содержанию. Дети ведут самостоятельные поиски композиции и образов, и педагог руководит, направляет работу. Композиции рисунков весьма интересны и различны и по содержанию, и по схеме построения. Совершенно ясно, что у старших дошкольников композиция определяется содержанием, заключенным в конкретной теме. Площадь листа бумаги используется чаще всего полностью и рационально, правильно. Построение начинается почти всегда с главного, а затем изображаются другие объекты.
Следует отметить, что некоторые дети иногда изображают предметы вне смысловой связи друг с другом. В рисунках же большинства детей смысловая связь ясно видна; у некоторых композиции рисунков являются довольно сложными по содержанию, замыслу и схеме построения.
Вместе с выделением главного в композиции старшие дошкольники работают над созданием образа (образов). Они ведут поиски образа и композиции, исходя из темы, замысла и содержания. Часто смысловой центр становится и композиционным центром всего рисунка. Дети сначала изображают главный объект (объекты), затем начинают заполнять плоскость листа, пространство вокруг главных предметов. Уже в этом возрасте при умелом педагогическом руководстве они весьма глубоко продумывают выделение главного различными средствами. Например, оставляют вокруг него «пустое место», а остальные предметы изображают ближе к краям формата. В других случаях главный объект рисуется небольшого размера (если это требуется для передачи его характеристики по замыслу), а вокруг располагаются крупные предметы. Нередко главное выделяется и большими размерами, а также цветом или сочетанием нескольких цветовых пятен, привлекающих внимание зрителя.
Таким образом, в сюжетных рисунках детей старшего дошкольного возраста прослеживается использование таких важных закономерностей композиции, как выделение главного и создание образа (рис. 5).
5. Иллюстрация к сказке «Лиса и петух». Рисунок дошкольника. Выделение смыслового и композиционного центра
В сюжетных рисунках старших дошкольников видно применение таких композиционных приемов, как ритм, симметрия, равновесие, динамика. Причем равновесие композиции можно видеть и при симметричном, и при асимметричном решениях.
Для симметричной композиции характерна статичность. В рисунках асимметричного плана дети стремятся выразить динамику, движение живых существ и различных объектов (рис.6). Как показали исследования, без руководства со стороны педагогов дети начинают владеть этим навыком только в школе. При условии же активного развития, воспитания и обучения уже в четырехлетнем возрасте они успешно применяют в своих рисунках приемы ритма, симметрии, статики, динамики, равновесия.
6. В зимнем лесу. Рисунок дошкольника. Асимметричное построение композиции. Применение перспективы в рисунке
В композициях дошкольников наблюдается показ пространства за счет передачи объектов изображения на разной глубине (их основания показаны ближе к переднему краю «картины» или дальше от него) и явлений линейной перспективы (изображенные ближе дома, деревья, фигуры людей и т. д. нарисованы больше в размерах, чем те, которые показаны дальше, в глубине «картины»). Передача пространства этими средствами значительно влияет на выразительность композиции в целом.
Среди композиций рисунков детей подготовительной группы мы видим построения с показом движения слева направо и,наоборот, с движением по кругу и со сложными движениями, со статическими положениями основных объектов, с симметричным расположением всего изображаемого. Все это характеризует детское творчество с положительной стороны, указывает на значительное развитие композиционного воображения дошкольников.
Узи 22 неделя беременности низкая плацентация. Узи определение двойни.
Источник