Развитие у ребенка познавательного интереса к миру природы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С МИРОМ ПРИРОДЫ
Смирнова Татьяна Владимировна, ГБДОУ детский сад № 39Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга, воспитатель высшей квалификационной категории
АКТУАЛЬНОСТЬ: Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольников может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым он постигает мир вокруг себя.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной деятельности требует целенаправленной работы с детьми.
Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Таким образом, формирование познавательного интереса к природе играет ведущую роль в экологическом воспитании дошкольника, а значит очень актуально на современном этапе.
ЦЕЛЬ: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, наблюдательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
ЗАДАЧИ: 1. Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный материал: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
2. Развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразия его красок и форм.
3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
4. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, сохранения природных объектов ближайшего окружения, проявления ответственности за свои поступки.
5. Расширять кругозор ребенка.
6. Повышать компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольника.
«Человек, в сущности, не думает, что у него под ногами. Всегда мчится… И самое большое – взглянет, как прекрасны облака у него над головой. И ни разу не поглядит себе под ноги, не похвалит: «Как прекрасна почва». (Карел Чапек)
Понимание и усвоение детьми многих вещей, явлений и событий приходит с опытом. Познавательные задачи решаются ими в процессе игр, обследования материалов, экспериментов, в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы, в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности и других видах детских занятий.
Особое место в развитии познавательного интереса дошкольников занимает процесс ознакомления с природой. Доступными средствами формирования этого познавательного интереса к природе являются прогулки и экскурсии на природу, наблюдения, изучения явлений природы, деятельность по оказанию помощи природе, чтение книг и просмотр видеофильмов о природе, проведение бесед о бережном отношении к ней.
Наблюдение, как метод экологического воспитания дошкольников, это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Это метод чувственного познания природы. Мы, взрослые, должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще, и в природе, в частности. В этом мы должны помочь им. И делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь. Необходимо научить ребенка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства и возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.
Развитие познавательных интересов в процессе экологического воспитания будет более эффективным, если использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, игр, художественной литературы, музыки, экскурсий, бесед, и, конечно, изобразительной деятельности.
Каждое время года предоставляет неисчерпаемые возможности для наблюдений во время прогулок за природными явлениями и сезонными изменениями. Любое наблюдение – это сложная познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных). Например, с наступлением осеннего сезона наступает самая живописная пора. Осень осыпает нас всех золотым листопадом и стимулирует желание выразить увиденное в рисунке, отразить свои впечатления в творческих работах. Окраска, форма, запах листьев, плодов, цветов – все это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства.
Растения и деревья – благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступны взору, их можно потрогать, спрятаться под крону в жару, осенью полюбоваться яркостью листвы, а зимой – укрыть снежком корни, чтобы они спокойно спалит до весны. Иногда, увидев что-то, что поразило, удивило, и особенно запомнилось, ребенок стремится запечатлеть это на бумаге. Порой дети сами бывают удивлены результатом творений собственных рук, но чтобы дети смогли выразить свои чувства на бумаге, необходимо формировать у них отчетливые представления об объектах природы и природных явлениях. Ведь красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка и желание рисовать то или другое явление встречается с радостью.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, на реку или озеро, а также экскурсии по ознакомлению детей с природой. Ребенок под благотворным влиянием родителей постепенно начинает воспринимать красоту природных ландшафтов, у него развивается наблюдательность, интерес к природным объектам, привлекается его внимание и предоставляется возможность собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе. И наоборот, невнимательное, безразличное отношение родителей к детским интересам, делают детей равнодушными к природе.
Мы ругаем детей за то, что они ломают ветки, топчут растения, мучают животных. Чем можно объяснить такое отношение детей к природе? А тем, что у детей во время не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных.
Мы, как воспитатели, стараемся пробудить и развить в них интерес к природе, но без помощи родителей сделать это трудно. Очень запомнился случай, когда мальчик, придя утром в группу, после поездки на природу с родителями, начал эмоционально рассказывать, как он видел, что «вода отражается в небе». И совсем неважно, что это, оказывается, небо отражается в воде. Важно, что он обратил на это внимание, увидел глазами красоту, пришел и рассказал нам об этом.
Окружающая природа – источник не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Дети начинают понимать, что хорошо, что плохо, переживать доброе и злое, чувствовать красивое некрасивое. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Ребенок, которого научили бережно относиться к окружающему миру в детстве, скорее всего будет придерживаться такого же образа жизни и во взрослом возрасте.
С наступлением зимы наблюдаем за холодным, низким солнцем, снегопадами, рассматриваем снежные хлопья и отдельные снежинки. Из окна наблюдаем за метелью, выясняем что метель – это перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое. Метель наметает сугробы, пытались найти ответ на вопрос «почему появляются сугробы». Зима – красивое время года. Создание зимнего пейзажа – будь то первый снег, птицы на ветках, заснеженные дома, всевозможные новогодние сюжеты – все это отражение детских впечатлений об окружающей действительности. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает чувство любви к своему городу, родной земле. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению их знаний, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
Наблюдения на прогулках обогащают впечатления детей и представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы.
Таким образом, систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности. В результате у дошкольников расширяется кругозор, развивается любознательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, развивается умение видеть красоту природы, желание ее сохранять.
В заключение хочется сказать словами К.Станиславского: « Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… Всё это произведение искусства величайшей художницы-природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в ней нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… Обращайтесь…к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
Мудрые и проникновенные слова, воспевающие чудо-природу. Было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека великого учителя – Природу. Более совершенного дидактического пособия, чем естественные природные объекты, трудно себе представить.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»-М,Академия.2001.
- Иванова А.И. Методика организации экологического наблюдения и экспериментирования в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений М: ТЦ Сфера.2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей,- С-Пб: КАРО, 2008.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» – Академия развития, 2004.
- Условия становления познавательной мотивации дошкольников //Психологическая наука и образование, 2004.
Источник
Выступление на XVI территориальной ярмарке образовательных ресурсов
«Новое образование – Поволжскому округу» г.о. Новокуйбышевска
Тема:
“Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к миру природы посредством дидактических игр экологического содержания»
Подготовила воспитатель
структурного подразделения «Детский сад
«Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска Епифанцева Ирина Николаевна
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Её разнообразие, яркость, красота, наглядность её взаимосвязей и взаимозависимостей обеспечивает доступность понимания детьми явлений живой и неживой природы и оказывает существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.
Актуальность проблемы взаимоотношений ребёнка с природой на современном этапе имеет место. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже с дошкольного возраста так важны для воспитания развивающейся личности. Для интеллектуального развития дошкольников необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими от восприятия предметов, мира природы, общественной жизни.
Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому. Главное для педагога – создавать ситуации, в которых у детей могут возникнуть радость общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы экологического образования уже с младшего возраста. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего познавательного развития.
Проблема. Исходя из собственного педагогического опыта, я обратила внимание, что детям дошкольного возраста особенно тяжело даётся формирование понятия разнообразия явлений происходящих в природе , их взаимосвязи и взаимозависимости; многообразия объектов живой и неживой природы, а так же необходимости гуманного, бережного отношения к ним.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к процессам , происходящим в природе посредством дидактических игр экологического содержания.
Задачи:
-развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы;
-применить на практике систему эффективных методов и приемов по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста, используя дидактические игры;
-воспитать гуманное отношение ко всему живому.
-выявить соответствие экологических представлений детей требованиям учебной программы;
– составить картотеку дидактических игр экологического содержания.
Игры по праву считаются одним из эффективнейших средств ознакомления дошкольников с природой. Поэтому, усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, успешней всего происходит в игровой деятельности.
Ребёнок, играя сам, наблюдает за играми других детей.
Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Целью дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения к окружающей природе.
Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить во время экскурсий, целевых прогулок, ознакомлением с трудом взрослых.
В процессе формирования экологических представлений у дошкольников я использую следующие виды дидактических игр:
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, каштаны, камешки и т.д.). Использую их с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику, мелкую моторику рук воспитанника. Например: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки?”и т.д. Больше всего детям нравится игра «Чудесный мешочек». Эту игру я использую часто. Она способствует развитию тактильных чувств, памяти, интереса к деятельности, а также развитию заинтересованности. Предметные игры использую как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, в утренние и вечерние отрезки времени, усложняя содержание игры в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Настольно – печатные игры. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки, а также игры: «Чей силуэт», «Как их назвать?», «Что сначала, а что потом?». Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. В них решаются самые разнообразные задачи ознакомления с природой: формирование представлений о предметах и явлениях природы, упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и др. Словесные игры провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности воспитанников, способствуют развитию речи и культуре общения. Данный вид игр не требует специальных условий, я их провожу как в помещении, так и на прогулке. Например: «Кто у кого», «Один – много», «Украсим словами» и др. Важная роль дидактическим играм мною отводится на прогулке. Например: “Я знаю”, “Воздух, земля, вода”, Береги природу”, Что это такое?” и др
В своей работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры – беседы, игры в загадки, игры развивающего характера.
Игры – беседы помогают скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные варианты. Например, «Закончи предложение» – говорю начало фразы, а дети должны придумать конец: «Лимон желтый, а огурец…», «Ромашка белая, а василек…», «Весной листья на деревьях растут, а осенью…», «Летом бывает дождь, а зимой…».
Интересными являются игры в загадки. Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Животное домашнее или дикое». Придумываю их сама на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях эти игры помогают закрепить представления дошкольников, научить их использовать в нужный момент.
Очень нравятся воспитанникам игры развивающего характера. Например, «Кто, где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку зимой, так как меняет шубку на более тёплую, лиса сама добывает корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).
Оформила картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников. Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность.
В результате активного использования дидактических игр экологического содержания дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество конкретных видов деревьев, кустарников, животных разных экологических групп; значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне, стали замечать и понимать признаки «живого» – движение, питание, изменение состояния по сезонам; значительно расширились представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах их существования. Дети стали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, стали осознавать необходимость бережного отношения.
Вывод : таким образом, можно сказать, что дидактическая игра являясь методом и формой обучения , а также средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста играет немаловажную роль в процессе активной экологической познавательной деятельности . Благодаря чему у дошкольников формируется умение видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, воспитывается эмоциональная отзывчивость, понимание важности охраны природы, осознание необходимости выполнения норм поведения в природе. Считаю, что в работе с детьми необходимо использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Источник