Развитие у ребенка познавательного интереса

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии. 

Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.

Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:

–        любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком;

–        любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»;

–        собственно познавательный интерес – характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Отмеченные ступени в развитии познавательной активности не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи.

Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые называют «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются значимыми для развития интереса;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях многих учёных доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
  • творческие процессы выражены в самостоятельном переносе  ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Под влиянием познавательного интереса активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу познавательного интереса. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Условия развития познавательного интереса

Развивать положительное отношение к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование», способствующее формированию познавательной деятельности. При этом необходимо основываться на решении познавательных задач. Познавательную задачу можно задавать детям в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра; обозначение ситуаций различными символическими средствами; проблемные ситуации, ситуации-загадки и собственно задачи. В процессе экспериментирования дети выдвигают гипотезу и с помощью поисковых действий и опытов доказывают правильность своего предположения. Через элементарные опыты, поисковые действия дети приобретают новые знания о том или ином предмете, воздействуют на объект с целью его познания, выявляют скрытые признаки и свойства. Таким образом, экспериментирование направлено на познавательный результат и способствует повышению познавательной активности дошкольников.

Например, детям можно предложить изготовить мыльные пузыри, используя для этого различные мыльные средства: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, моющее средство для посуды и т.п. Перед ними стоит задача – выяснить, из какого средства мыльные пузыри получаются самые крепкие, самые большие, самые красивые и т.д. Исследовательскую работу можно продолжить, используя для изготовления мыльных пузырей из различных мыльных средств. Заинтересованность детей поддерживается не только привлечением дополнительных мыльных растворов, но и вопросами такого типа: «А интересно, как ведут себя мыльные пузыри на улице, когда ветер, мороз и т.д. Можно предложить добавить в мыльные растворы растительное масло, соль, глицерин и посмотреть – как это повлияло на качество мыльных пузырей. Можно предложить придумать веселый конкурс, в котором использовались бы мыльные пузыри.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 6 лет родителями

Следующее условие развития познавательного интереса связано с использованием проблемных заданий. Мыслительный процесс возникает только тогда, когда поставленная задача требует от ребенка некоторого усилия, перегруппировки имеющихся у него знаний и использования их в конкретном случае. Не смотря на то, что для детей школьного возраста характерны достаточно сильно выраженная познавательная потребность, мотив положительной оценки, и поэтому нет необходимости привлекать дополнительные источники мотивации. Но в дошкольном возрасте необходимы дополнительные стимулы. В качестве источников положительной мотивации деятельности дошкольников, можно выделить: внешние стимулы (новизна, красота, необычность объектов); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?) и др.

Высокий уровень познавательной активности ребёнка обеспечивает игровая деятельность. Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли, наряду с укреплением физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность Игра – это «серьезная школа для развивающегося мышления детей». Игра тесно взаимодействует с процессом обучения. Содержание игр должно быть направлено на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, а также на осуществление задач интеллектуального развития: на формирование способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей детей. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

Так, посредством дидактических игр «Наоборот», «Хорошо-плохо», дети определяют положительные, отрицательные качества того или иного объекта, называют противоположные свойства. Данные игры можно использовать при обсуждении поступков и характеров героев. При этом обсуждается, а как бы они (дети) поступили на месте персонажей в той или иной ситуации. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Их рассуждения по ходу деятельности способствуют поддержанию интереса к уже знакомым персонажам известных сказок и рассказов, развиваются речевые высказывания детей, повышается их активность в ходе обсуждения

Необходимым и важным условием развития познавательного интереса ребёнка дошкольного возраста является совместная партнёрская деятельность взрослого и ребенка. Малый жизненный опыт, недостаточно развитая самостоятельность требует значительной помощи со стороны взрослого в организации совместных дел. При организации совместных дел взрослый и ребёнок вместе обсуждают различные дела, намечают планы, распределяют обязанности. Повышению эффективности развивающего взаимодействия детей и взрослых способствует создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха каждому участнику совместной деятельности. Содержание каждого совместного взаимодействия детей и взрослых должно содержать что-то новое, включать посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете или явлении окружающей жизни.

Одним из важных условий развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является развитие рефлексивных способностей, т.е. способность осмысливать и оценивать свои собственные действия, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; «…не просто знать, а знать, что ты знаешь…». Рефлексивные способности возникают и формируются в процессе коммуникации при организации совместной деятельности.

При развитии познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста важно, чтобы ребенок был нацелен на достижение результата и соотнесение его с поставленной целью; стремился оценить полученный результат и проанализировать способ его получения. В процессе познания окружающей действительности при подведении итогов дети и взрослый осуществляют анализ и самоанализ достоинств и недостатков осуществляемых действий, дают «оценку» полученным результатам. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работы, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Главный вопрос, возникающий в процессе рефлексии – Получилось ли то, что задумал? Почему не получилось? Что я сделал не так? Где допустил ошибку? Чему я должен ещё научиться?

Семёнова Марина Леонидовна, доцент кафедры управления дошкольным образованием

 ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

Источник

Наталия Веретельникова
Статья на тему: «Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни. Сначала через взрослого и общение с ним, потом через самостоятельное освоение новых форм деятельности. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И. П. Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л. И. Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка наблюдается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме внимательности к восприятию различных впечатлений из внешней среды. В возрасте 5–6 мес. наблюдаются новые формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск потерянных игрушек). Эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на раздражение (Л. С. Выготский). В первые годы своей жизни ребенок не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире. В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов. Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию. Овладение перцептивными действиями и использование эталонов позволяет более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Наряду с этим появляется произвольная регуляризация сенсорных процессов. Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать. Восприятие становится процессом, а не одномоментным актом. А. В. Запорожец считал, что основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать качества и свойства предметов, является система сенсорных эталонов. У ребенка постепенно начинает формироваться система знаний. Упорядочивание этих знаний во многом зависит от взрослого, который находится рядом и руководит подбором содержания и методов развития познавательной деятельности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. Иными словами, интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л. И. Божович, А. А. Люблинская и другие) [3, с. 9]. Интерес — это, прежде всего, мотивационное образование, в котором рядом с эмоциональным компонентом (позитивное эмоциональное впечатление, удовлетворение от процесса, присутствует и другой — потребность в знаниях, в новом. То есть интерес — это аффективно-когнитивный комплекс (результат взаимодействия эмоционального реагирования и процесса познания.) Люблинская А. А. считает, что «в процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов. В них явственно выражено, прежде всего,единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности» [3, с. 15]. Эти эмоции отображаются мимическими движениями — поднятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда на объект, слегка открытым ртом или сжатыми губами. Интерес влияет на поведение ребенка, становится основой его активности и самостоятельности. Необходимо отличать кратковременный и длительный интерес у детей. Кратковременный интерес называют реакцией заинтересованности. Длительный интерес — это уже интеллектуальное чувство, позитивная эмоциональная установка на познание определенного объекта. Отечественные ученые в своих работах указывают, что стремление к познанию различных сфер и знаний окружающего мира проходит ряд ступеней, стадий. Так, Г. И. Щукина обозначила их как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес. Стадия теоретического интереса присуща взрослому человеку. Эти ступени позволяют определить состояние избирательного отношения субъекта к предметам и явлениям и степень их влияния на личность. Под любопытством автор понимает элементарную стадию ориентировки, обусловленной чисто внешними, часто неожиданными, новыми обстоятельствами, при которой ребенка увлекает факт сам по себе. По утверждению Б. Г. Ананьева, эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Стадия любопытства характерна для детей в возрасте от 2 до 5 лет. Любопытство рассматривается как проявление ситуативного интереса. Н. Д. Левитов говорит о том, что любопытство имеет разные формы, и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям.Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку. Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременное проявление любознательности. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, широты интересов человека.Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования. Любопытство — это желание узнать, увидеть что-то новое здесь и сейчас. Далее любопытство приобретает другое качество, перерастает в любознательность. Любознательность — склонность к приобретению новых знаний. Она не ограничивается созерцанием или свидетельством факта или явления, но характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы того, что увидел ребенок, сопровождается эмоциями удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особо ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте. Начинается возраст «почемучек», ребенок постоянно задает взрослым вопросы об окружающих предметах и явлениях, их происхождении, устройстве, причинах возникновения. Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А. И. Сорокиной. В исследовании А. И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — стремлением к овладению знаниями. Мотивы,определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А. И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов. Д. Б. Годовиковой были выделены три уровня сформированности любознательности, которые одновременно можно рассматривать и как стадии ее развития в дошкольном детстве. Основанием для их вычленения стала степень выраженности стремления к познанию нового, неизвестного. По мнению Сорокиной А. И., любознательность и познавательный интерес имеют общую основу — познавательное отношение, но различие их определяется объемом и глубиной этого отношения, степенью активности и самостоятельности субъекта в добывании новых знаний. Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к проникновению в сущность явлений, к самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько результат, сколько на сам процесс познания. Итак, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. Проанализировав имеющиеся в детской психологии данные, касающиеся развития познавательного интереса, можно выделить основные тенденции его становления на протяжении дошкольного возраста: возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового; интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности; расширение круга интересующих ребенка объектов от предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности; углубление познавательных интересов: от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей. Анализируя содержание области «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) мы проследили, как меняются задачи в разных возрастных группах. Авторы учитывали при написании программы этапы развития и формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Так, если в первой и второй младших группах, а также средней группе перед педагогами ставится задача знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. То есть речь идет о расширении чувственного опыта, накоплении знаний об окружающих предметах и явлениях в совместной с взрослым практической познавательной деятельности экспериментального характера [1, с. 17]. В старшей и подготовительной к школе группе педагог учит детей на основе знакомых обобщенных способов исследования объектов самостоятельно устанавливать функциональные связи между системами объектов и явлений, способствует самостоятельному использованию действий экспериментального характера. Путем показа занимательных опытов и проведения простейших экспериментов у детей развивают познавательно-исследовательский интерес. Ребенок старшего дошкольного возраста при достаточном обучении уже может действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, и умеет определять алгоритм собственной деятельности. Таким образом, авторы раздела «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы» делают акцент на продуктивной познавательной деятельности, которая направлена на развитие ребенка в противовес привычной всем педагогам репродуктивной познавательной деятельности, которая строится по принципу «повтори за мной» [1, с. 10]. Большое количество педагогов по-прежнему считает умным ребенком такого, который может повторить все, сказанное взрослым. При организации репродуктивной воспитательной деятельности ребенок действительно овладевает определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, используя при этом в основном память, а не мышление. При продуктивной познавательной деятельности ребенок, сталкиваясь с новой проблемой, может использовать свой опыт, а также самостоятельно использовать действия экспериментального характера, ставить цель, составлять свой алгоритм действий, обнаруживать несоответствие цели и результата, корректировать свою деятельность.

Читайте также:  Значение музыкального воспитания в художественно эстетическом развитии ребенка

Источник