Развитие у ребенка потребности к познанию

Развитие потребности в познании и мотивации к обучению детей дошкольного возраста
«Весь педагогический процесс есть не что иное, как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса».
Амонашвили Ш.А.
Образовательный процесс это – передача и освоение социально культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению. Это внутренне связанная совокупность явлений, процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в живые черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность, культуру, нравственный облик, в его способности, привычки, характер. Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организованной и совместной деятельности воспитанников и педагога. Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса являются: образовательная – формирование мотивации к учебно- познавательной деятельности, освоение ценностных ориентаций, опыт практической и творческой деятельности, выстраивание взаимоотношений; развивающая – формирование психических процессов и отношений личности; воспитательная – формирование отдельных качеств, свойств и отношений личности. Следует иметь в виду, что целостность процесса проявляется в единстве процессов обучения, воспитания и развития; соподчиненности этих процессов и в наличии общего сохранении специфики этих процессов.
Необходимо помнить, что задача дошкольного учреждения – развить у детей потребность в познании и мотивацию к обучению, т.е. психологическую готовность к школе. Поэтому воспитатель должен способствовать развитию у дошкольника предпосылок учебной деятельности, системы отношений ребенка со сверстниками, родителями, воспитателями и создавать условия для взаимодействия участников образовательного процесса в триединстве «ребенок-родитель – педагог».
Воспитатель организует работу по развитию мотивации через организацию различных видов деятельности – непосредственно-организованной деятельности, совместной в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей; занимая позицию «не над, а рядом».
Работа по организации образовательного процесса строится на принципах: развивающего образования, соответствия основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики критериям полноты, необходимости и достаточности. Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, комплексно-тематическом построении образовательного процесса. Соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные максимально приближаясь к разумному «минимуму» .
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности, дает возможность включать в план работы темы, основанные на принципах преемственности в работе, от простого к более сложному, от знакомства с предлагаемым материалом, с более полным и глубоким его содержанием от младшей до подготовительной группы, в комплексе использовать тему в различной деятельности детей и образовательных областях.
Например:
– с целью воспитания любви к родине, природе; социально – активной, творческой личности, уделяю большое внимание познавательному развитию от элементарных представлений и знаний до более глубоких, конкретных: знакомство с малой Родиной и страной; расширение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках: в младшей группе: «Дом, в котором я живу», «Народные росписи». В средней: «Улица, на которой я живу», «Мой родной город», «Народные росписи», в старшем дошкольном возрасте: «Край, в котором ты живешь», «Родное Приамурье», «Моя страна. Мое отечество», «Широка страна моя родная», «Праздники Руси», «Авторы – дальневосточники», «Народная культура и традиции», «Декоративно – прикладное искусство народов Приамурья», «Красная книга Хабаровского края». Речевое развитие – знакомство устным народным творчеством, поэзией и прозой русского народа и коренного населения народов Приамурья, пересказы поэтических произведений и прозы. Социально – коммуникативное развитие – игры и беседы – «Наши верные друзья», «Доброе сердце», «Солнышко милосердия», «Кто ответственный», «Солнышко служения. Художественно-эстетическое развитие включает в себя темы: рисование – «Вечерний свет в окошках», «Берега Амура», «Памятные места родного города» «Волк – санитар», «Роспись блюда», «Роспись птицы по мотивам дымковской росписи, «Амурский тигр», «Роспись халата» малых народов Приамурья. «Украсим платьице элементами нанайской росписи. Лепка – «Белоклювая гагара», «Утка – мандаринка».
– для расширения и обогащения представлений и знаний детей о природе, организую в рамках дополнительного образования – факультативные курсы естественнонаучной направленности в старшем дошкольном возрасте: «Юный эколог», «Природа родного края». Главными задачами, которых, являются – развитие экологической культуры, воспитание человека, отвечающего за свои поступки и умеющего беречь красоту окружающего мира.
Важным считаю художественно – этетическое развитие детей, направленное на становление эстетического отношения к окружающему миру; на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, а именно на развитие изобразительного творчества – в кружках дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Поэзия в рисунках детей», «Юный художник», «Я художник» развиваю художественные способности детей с предпосылками одаренности.
Целью мотивации в работе с детьми является вызвать у детей интерес деятельности, создать условия для осознанного усвоения нового материала. Использование ИКТ позволяет активизировать непроизвольное внимание, переключаемость с одного вида предъявляемого материала на другой:
– по подготовке к обучению грамоте использую игры ТРИЗ технологии и интерактивный метод организации обучения, способствующих становлению личности ребенка, развитию мышления, активности, навыков самостоятельной деятельности, удовлетворению потребности детей в положительном эмоциональном общении с взрослым и товарищами. Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, стимулирует познавательную активность;
– по развитию речи методику МНЕМОТЕХНИКИ, суть которой заключается в ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации. Игровой прием СИНКВЕЙН, открывающий новые творческие интеллектуальные возможности ребенка, развивающий речь, память, мышление.
Хочется отметить заинтересованность и участие родителей в воспитательном процессе. Они принимают активное участие организации развивающей среды – практического и наглядного материала.
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №1539
Дошкольное отделение № 3
Индивидуальный отчет
по самообразованию на тему:
«Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы»
воспитателя
Якуниной Натальи Алексеевны
на 2015 – 2016 учебный год
г. Москва – 2016г
Индивидуальный план самообразования
на 2015-2016 учебный год
воспитателя старшей группы
Якуниной Натальи Алексеевны
Тема: «Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
Задачи:
Познавательные:
- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- Стимулировать желание детей экспериментировать;
- Формировать коммуникативные навыки;
Предполагаемый результат:
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Начало работы над темой: сентябрь 2015 года
Окончание работы: май 2016 года
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню
Дай попробовать – и я пойму.
(китайская пословица)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в умением добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников творческими личностями любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными.
Дошкольный возраст очень важный возрастной период для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на “открытие” нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Любая программа для ДОУ должна соблюдать ФГОС. Именно в нем указаны требования и стандарты, задачи, которые необходимо соблюдать при воспитании и обучении детей. Так укажем, какие принципы должна соблюдать познавательно-исследовательская деятельность по ФГОС:
- Необходимо развивать любознательность.
- Формировать познавательные действия.
- Развивать воображение и творческую активность. Формировать первичное представление о людях, свойствах материалов, об окружающем мире.
Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, мною была выбрана тема исследования.
Я полагаю, что используя элементарную поисковую деятельность, можно сформировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.
Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи
- намечать план действий
- отбирать способы решения поставленной задачи
- добиваться результата и анализировать его.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности. включает в себя цель, мотив, способы условия, результат.
Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:
- Цель- получить знание, добыть информацию.
- мотив – определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т.д.).
- способы — познавательные умения, способы действий.
- условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели.
- результат — новое знание (комплекс знаний).
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес- направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Средства познавательной деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «-внутри» которой находится познавательная деятельность: игровой, художественной. математической и т.д.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:
- любопытство
- любознательность
- интерес к познанию (познавательный интерес)
- теоретический интерес
И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связана с новизной ситуации.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью освоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
месяц | Тема | Цель | Оборудование | Примечания | Работа с родителями |
сентябрь | Воздушный океан 1.Встреча с воздушным шариком. 2.Свойства воздуха (опыты). 3.Чистый и грязный воздух. 4. Ветер. | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. | полиэтиленовый пакет резиновая груша воздушный шарик парашютик карточки с изображением ветра, бури камешек стакан с водой весы | Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу. | Беседа на тему: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ» поместить статью на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. |
октябрь | Песок. Глина. Почва
| Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений | стакан с песком, с глиной, водой лист бумаги ложечки лупы песочные часы. образцы почвы в железной баночке стакан с водой палочка влажные бумажные салфетки почва | Лепка из глины Рисование картин песком Посадка растений в почву | Консультация на тему: «Игра и экспериментирование». Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников |
ноябрь | Царица-Водица
| Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах; о различных состояниях воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру. | Глобус Схема с изображением круговорота воды в природе Иллюстрации, изображающие использование воды человеком Оборудование для проведения опытов | Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков «+» и «-» | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. |
декабрь | Царица-Водица (продолжение)
| Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. | Образцы снежинок Пульверизатор Термос с горячей водой репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями | Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями | Беседа на тему: «Значение детского экспериментирования для психического развития». |
январь | Магнит
| Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. | магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка. Глобус, энциклопедия « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса. компас, различные предметы. Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу. | Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. Консультация на тему: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» |
февраль | Волшебница соль
| Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления. | Слайдовая презентация на тему: «Где и как добывают соль», увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца. | Выращивание кристалликов соли | Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников». |
март | Наш мини огород
| Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. | Луковицы Семена помидор Миски с увлажненной просеянной землей Лейка Палочки | Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой | Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями! » |
апрель | Космос. Вселенная. Звезды.
| Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу. | Макет Солнечной системы Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд Фотографии космонавтов Цветная бумага, ножницы, клей | Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой | Совместная работа родителей и детей по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей |
Вывод.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений, объяснений. Старший дошкольник “выверяет” свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
К концу учебного года прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, повысился уровень познавательной активности у детей подготовительной группы.
В ходе проводимой работы нами отмечались изменения, которые происходили с детьми. Детям легче стало устанавливать причинно-следственные связи, у них вырос интерес к объектам и явлениям природы, а так же эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.
Результаты нашей работы показали, что комплекс мероприятий по включению детей в познавательно-исследовательскую деятельность оказался достаточно эффективным.
Таким образом , актуальность данной темы была подтверждена, цели и задачи выполнены.
Список литературы
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
- Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
Источник