Развитие у ребенка основных видов чувств

Развитие у ребенка основных видов чувств thumbnail

Первое проявление чувств связано с удовлетворением органических потребностей ребёнка. Доброкачественная пища, удобная тёплая постель, бодрое, здоровое физическое состояние вызывают положительную эмоциональную реакцию ребёнка. Голод, физическое недомогание, неудобное положение, холод вызывают отрицательную эмоциональную реакцию.
Резкое изменение обстановки, потеря равновесия, громкие звуки порождают защитную эмоциональную реакцию страха.
В дальнейшем на основе этих врождённых безусловных эмоциональных реакций образуются новые, условные, например, положительные эмоциональные реакции, которые первоначально вызывались удовлетворением органических потребностей (в пище, в тепле, в удобном положении), впоследствии начинают вызываться видом и голосом матери, постоянно удовлетворявшей эти потребности ребёнка.
Отрицательная реакция, вызванная вначале горьким лекарством, начинает впоследствии вызываться видом дававшего это лекарство врача.
Формирование новых потребностей и интересов является важнейшим условием развития и обогащения детских чувств. По мере того как ребёнок начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе, и интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, — чувства его становятся сложнее и содержательнее.
Уже к концу первого года жизни ребёнок может испытывать удовольствие от ярко окрашенных предметов, от музыкальных звуков, от игрушек, с которыми можно производить различные действия. Постепенно у ребёнка возникают чувства любви, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям или поступкам. Так, годовалый ребёнок сам готов заплакать, когда мать закрывает лицо руками, притворно всхлипывая. Увидев позже её смеющейся, он сам расплывается в улыбке и заливается весёлым смехом.
В процессе усложняющихся взаимоотношений с окружаю щими людьми у преддошкольника создаются более глубокие, более богатые эмоциональные переживания.
Начинают рождаться простейшие моральные переживания. Появляется пока ещё наивное удовлетворение при выполнении требования окружающих: «Я не ел конфеток, которые ты не позволила есть», — с гордостью заявляет матери ребёнок двух с половиной лет. Заметив неодобрительный взгляд взрослого, когда он засовывает палец в рот, тот же ребёнок прекращает это запрещённое действие, и лицо его заливает краска стыда. Таким образом, чувства начинают вызываться не только тем. что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
У преддошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства. Появляется любознательность. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатыми эмоциональными переживаниями.
В жизни дошкольника чувства играют огромную роль, в особенности в начале того периода, когда у ребёнка ещё отсутствует умение подчинять свои действия требованиям взрослых. В этом возрасте основной способ заставить ребёнка действовать в определённом направлении, обратить его внимание на тот или иной предмет — это сделать этот предмет эмоционально привлекательным, возбуждающим положительные чувства.
Так, красивые, красочные картинки, с которыми можно играть, побуждают малыша внимательнее их рассматривать, глубже осмыслять их содержание. Благоустроенная умывальная, блистающая чистотой и красиво оформленная, побуждает его более усердно заниматься своим туалетом и быстрее овладевать гигиеническими навыками.
Однако чувства не только оказывают определённое влияние на деятельность дошкольника, они сами изменяются в связи с раз витием деятельности, в связи с формированием в этой деятельности новых потребностей и интересов.
Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Обязательные занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Удивление перед неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения — все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.
Наконец, и это самое важное, моральное воспитание, знакомство с жизнью и трудом советских людей, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольника моральные чувства.
Если у преддошкольника мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте, при надлежащем воспитании, они достигают уже более высокой ступени развития.
Восхищение трудовыми подвигами советских людей, чувство отвращения к антиобщественным поступкам, постепенно складывающаяся детская любовь к родине, советскому народу и его великим вождям знаменуют собой тот более высокий этап в развитии чувств, который достигается на протяжении дошкольного возраста.
Развитие чувств у ребёнка связано с глубокими изменениями их физиологических основ.

Развитие у ребенка основных видов чувств
Если в начале дошкольного возраста многие эмоциональные реакции протекают под подавляющим господством подкорковых центров, то в дальнейшем всё большее значение приобретает деятельность коры головного мозга.
Возрастающая роль второй сигнальной системы в высшей нервной деятельности ребёнка придаёт его эмоциональным переживаниям более сознательный характер.
Примитивные эмоции, часто наблюдающиеся у младших дошкольников, с характерной для них неустойчивостью, неудержимостью, сменяются более высокими чувствами. Последние характеризуются более глубоким содержанием, осмысленностью и сдержанностью в проявлении.
Ребёнка шести лет не так легко, как малыша, обрадовать какой-либо мелочью и не так легко огорчить каким-либо пустяком. Но если удаётся произвести на старшего дошкольника сильное эмоциональное впечатление, то оно может не угаснуть в течение долгого времени и способно оказать глубокое влияние на его мысли и поступки.
Чувства ребёнка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий, от воспитания.

Источник

  • Развитие от А до Я

Развитие чувств у детей

Развитие чувств у детей происходит в процессе взросления. У ребенка в возрасте до 1 года уже развита эмоциональная сфера. Он может выражать недовольство, радость, страх, но эти эмоции исчезают также быстро, как и появляются. У годовалого малыша эмоциональные реакции более длительные и устойчивые. Крохе уже знакомы чувства привязанности, любви, ревности, обиды. На третьем году жизни внешние проявления этих чувств становятся разнообразнее и эмоциональнее. Малыш хлопает в ладоши от радости, громко ревет, если его обидели, закрывает лицо ладонями, если чего-то боится, смущается и прячется за маму в присутствии незнакомого человека.

По мере того, как ребенок растет, его чувства становятся более рациональными и начинают подчиняться мышлению, а не эмоциям. Одновременно происходит изменение динамики и содержания чувств, которые приобретают большую глубину и становятся устойчивыми. Так происходит формирование высших чувств — познавательных, эстетических, моральных. В дошкольном возрасте у ребенка развивается чувство времени, чувство ритма, чувство цвета, чувство юмора и т. д. Развитию эмоций и чувств способствует общение ребенка со взрослыми и сверстниками, а также все виды осваиваемой им деятельности.

Развитие эстетических чувств у детей

Ребенок и окружающий мирНаблюдая явления и предметы, которые его окружают, ребенок испытывает волнение — предвестник эстетических чувств. Маленьких детей манят яркие цвета и блестящая поверхность, ребятишек постарше привлекают симметричные фигуры, выразительные силуэты, повторяющиеся элементы. По мере того, как ребенок растет и развивается, его восприятие обогащается, а эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными.

Трехлетняя модница уже точно знает, какой бант красивый, а какой нет. Одетая в нарядное платьице, она долго вертится перед зеркалом, восхищаясь своим отражением. Увидев, как мама красит ногти, она немедленно требует, чтобы такой же маникюр появился и у нее.

Малышу нравятся приятные запахи. Если раньше взрослые обращали его внимание на красивые цветы, деревья, бабочек, то к трем годам ребенок сам начинает замечать живописные пейзажи.

Эстетические чувства также вызывают красивые предметы обтекаемой формы, к примеру, вазы, статуэтки, различные керамические изделия, картины. Когда ребенок конструирует сам или рассматривает строения, у него формируется чувство пропорции.

Ремонт бытовых холодильников по Москве и области от Холод Групп

Развитие чувства цвета

Восприятие ярких цветов и красивых сочетаний различных оттенков способствует развитию у детей чувства цвета. Недаром малышей как магнитом притягивают ярко-желтые цветкиодуванчиков в зеленой траве, полная луна и светящиеся звезды на фоне темного неба, одежда броских расцветок.

Известно, что цвет способствует развитию органов чувств, оказывая физиологическое и психологическое воздействие на человека. Чувство цвета относится одновременно и к эмоциональной, и к эстетической сфере.

Хорошо развитое чувство цвета помогает ребенку полнее воспринимать краски окружающего мира, его гармонию, что способствует душевному комфорту. При помощи различных цветов в рисовании ребенок учится выражать свои чувства и эмоции.

По мере того, как дети учатся тонко различать цвета и оттенки, у них развивается способность испытывать удовольствие от восприятия красивых цветосочетаний.

Развитие чувства цвета осуществляется в процессе игровой и творческой деятельности: рисования красками и карандашами, просмотра и обсуждения репродукций картин, знакомства с символикой цвета в искусстве.

Заниматься с крохой можно дома самостоятельно, но у опытного педагога больше шансов обнаружить индивидуальные цветовые предпочтения ребенка и помочь ему создать свой собственный выразительный цветовой язык. В ходе занятий малыш учится цветом передавать впечатления от обонятельных, вкусовых и цветовых ощущений, становится более наблюдательным и эмоционально отзывчивым.

Чувство ритма у ребенка

Ребенок слушает музыкуМалыш, который еще не умеет говорить, проявляет признаки оживления, когда слышит звуки ритмичной музыки. Он радостно сучит ручками и ножками, гулит, протягивает руки к источнику звука. Кроха, который умеет ползать или ходить, совершает под музыку ритмичные движения: качает головой, слегка приседает, поворачивается и машет руками. Более подробно о влиянии музыки на развитие ребенка.

При этом прослушивание веселых мелодий способствует не только улучшению настроения малыша, но и формированию у него чувства ритма. Этот процесс идет интенсивнее, если взрослые учат кроху притопывать и прихлопывать в такт музыке, приседать, аккомпанировать музыкальному ритму стуком барабанных палочек, трещоток или игрой на любых других инструментах.

Как показывают исследования, ритмические способности тесно связаны с высшей психической деятельностью и поведенческой регуляцией. Чувство ритма у ребенка развивается параллельно с познавательной сферой, двигательной активностью, развитием эмоциональной и речевой сфер. Малыш, который чутко улавливает ритм, быстрее учится говорить правильно.

Формирование ритмических способностей происходит при взаимодействии слуха, зрения и движения. Заниматься с ребенком рекомендуется с самого раннего возраста. Развитию чувства ритма у детей способствует прослушивание приятных мелодий, подбор рифм к стихам, занятия танцами, специальные игры и упражнения, к примеру, игра на синтезаторе.

Занятия ритмикой, на которые можно записать ребенка в специальную студию, развивают лингвистические способности, музыкальный вкус, творческую активность, помогают раскрепоститься застенчивым деткам. Благодаря музыке ребенок учится правильно произносить слова, свободно выражать свои эмоции, координировать движения. Активные детки получают на занятиях необходимую эмоциональную и физическую разрядку.

У детей с задержкой психического развития музыкальные занятия способны выступить одной из форм коррекции отклонений в эмоционально-волевой, познавательно-речевой и двигательной сферах. Развитие чувства ритма утакихдетейсоздает благоприятные условия для социальной адаптации, рождает новые креативные потребности и предоставляет способы их удовлетворения.

Развитие у детей чувства времени

Ребенок и часыЧем старше становится ребенок, тем более сложные чувства у него развиваются. К их числу относится и чувство времени. Умение следить за течением времени и рационально его использовать пригодится ребенку с началом учебы в школе. Но научить малыша чувствовать время и ориентироваться в его течении лучше заранее.

Чувство времени побуждает ребенка быть более организованным, пунктуальным, собранным. Пространственно-временная ориентировка является важным условием развития мышления и усвоения знаний. Первоклашки должны уметь работать в одном временном ритме, выполнять задание за отведенное время, вовремя садиться за приготовление домашних уроков. Одним словом, детям нужно научиться все успевать, а без развитого чувства времени это невозможно.

Упражнения по развитию у ребенка чувства времени направлены на умение определять и чувствовать ограниченные временные отрезки. Чаще обращайте внимание малыша на длительность различных временных интервалов. Показывайте, что можно успеть за пять минут, а на что может потребоваться несколько часов. Научите ребенка пользоваться часами, и все его действия (просмотр мультиков, прием пищи, купание, прогулки, поход в парк и т. д.) соотносите с определенным временным интервалом. Помочь развить чувство времени могут также песочные часы. Пусть малыш выполнит определенные действия (например, соберет узор из геометрических фигур) за несколько минут (одну, две, пять). Постепенно кроха начнет чувствовать время без оглядки на часы.

Развитие чувства юмора

Дети не рождаются с чувством юмора. Оно развивается у них в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Чувство юмора способствует развитию интеллекта у детей, а смех помогает эмоциональной разрядке, позволяет по-новому взглянуть на сложную ситуацию, сближает людей. Отсутствие у ребенка чувства юмора может свидетельствовать о заторможенности его эмоционального и интеллектуального развития.

Родители должны на собственном примере показывать, как и над чем нужно шутить. Учите малыша подмечать в явлениях комические стороны, противоречия. Лучше всего это делать при совместном просмотре мультфильмов и сказок, рассматривании комиксов, чтении забавных историй и рассказов. Кроха должен также уметь смеяться не только над другими, но и над собой, чувствовать комизм ситуации. Но при этом учите его отличать смешное от обидных насмешек, которые могут кому-то причинить страдания.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Ребенок легко, играючи может начать плакать, может засмеяться или весело закричать. Для него это игровые действия, такие же, как разложить карточки в игре.
скачать видео

Фильм “Как мы формируем реакции у детей”

Это видео со своей дочкой сделала студентка УПП Носкова Елена.
скачать видео

Фильм “Принцесса на горошине”

Я выучила Возмущение, Страдание и Презрение.
скачать видео

Рождаясь, младенец имеет в своем арсенале только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно – хныканье, плач и ор. (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения). Если родители ленятся или просто не знают, что ребенку нужно например сменить пеленку, ребенок плачем подсказывает родителям, что им сделать нужно.

Плач и крик здоровью младенца не вредит, скорее способствует. Это хорошая гимнастика для легких и голосовых связок, и громкий, требовательный плач ребенка говорит о том, что у него все в порядке. Также полезно знать, что зря младенцы не плачут: они плачут только тогда, когда это имеет смысл, когда на них кто-то реагирует.

Плач для ребенка – не трагедия, а такая же форма жизнедеятельности, как смех или игра. Когда-то ребенку хочется поиграть, когда-то посмеяться, когда-то поплакать. Начиная с года жизни, ребенок становится уже другим. Если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач уже для очень разных целей. Ребенок осваивает эмоции и чувства и как осознанную просьбу о помощи, и как способ психологической защиты. Это время, когда ребенок осваивает уже не просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок осваивает не только тысячи слов, овладевая родной речью, он осваивает целый мир разнообразных эмоций и чувств, формируя основы своего характера и эмоционального интеллекта.

Живой, бодрый ребенок любит двигаться и играть, и игра звуками, лицом и дыханием, которые взрослые называют эмоциями и чувствами – одна из его любимых игр. В этом возрасте ребенок легко, играючи может просто по просьбе взрослого начать плакать или смеяться, чередуя в свое удовольствие смех, радостные крики и несчастный плач. Ребенок скоро убеждается, что на родителей производят впечатления его страхи и обиды, его восторги и истерики. Собственно, дети вначале даже не знают, что такое страхи и обиды, но когда они видят, каким выражением лица, текстом и интонациями другие дети управляют своими родителями, и слышат, что родители называют все это словами «ты обиделся», у них рождается естественный интерес сделать то же самое. Когда они понимают, что обидой можно влиять, у них появляется желание обиду выучить.

Интересно, что, если не управлять ситуацией, дети выучивают в первую очередь негатив, выучивают эмоции негативного плана. Дети осваивают такие эмоции и состояния, как стеснительность, страхи, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть. Какова причина такой популярности негативных эмоций в репертуаре ребенке? Ответ прост: именно на эти эмоции родители ведутся легче всего.

К пяти-семи годам большинство детей владеют эмоциями мастерски. В это время эмоции детей намерены, осознанны и произвольны. Знают, кому и зачем переживают, и не переживают, когда переживать некому. В этом возрасте эмоции детей вполне произвольны, и дети подбирают, тренируют и репетируют их вполне осознанно.

Чувство страха маленьким детям практически не знакомо. Конечно, у младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки), но основной массив страхов, который мы наблюдаем у детей – результат научения. Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что – полный кошмар. Страхам учат не только родители, дети учатся бояться сами. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся – тревожными.

Эмоции и чувства детей – продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

При этом, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. Действительно, к окончанию школы ребенок освоил уже основное богатство эмоциональной палитры, основы эмоциональной культуры: он уже умеет дружить, надеяться, печалиться и тосковать, восхищаться и впадать в отчаяние, любить и страдать. С другой стороны, итог эмоционального развития ребенка парадоксален: освоив высочайшее мастерство во владении эмоциями, начиная со школьного возраста у детей происходит последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности.

Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанности своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвольности в управлении эмоциями. Дети выкидывают ключи эмоций, делают эмоции непроизвольными. По крайней мере в области эмоций дети возвращаются к детской позиции в жизни, отучаются быть личностью и Автором, учатся быть только организмом и Жертвой: жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.

Источник