Развитие у ребенка нестандартного мышления
Для начала давайте разберемся что же значит мыслить нестандартно? Человек обладающий таким мышлением с легкостью может разобраться в любой незнакомой ему теме, обладает высокой оригинальностью и творческим интеллектом, всегда находит выход из сложившейся ситуации и т.д. Как вы понимаете, людей с нестандартным мышлением не так-то то много и большинство крупных работодателей платят солидные зарплаты, чтобы привлечь к себе таких сотрудников (программирование, дизайн, строительство, экономический сектор и т.п.).
Естественно, фундамент для нестандартного мышления закладывается еще в детстве. Рассмотрим 3 основных совета, с помощью которых вы сможете значительно развить интеллект ребенка.
1. Гаджеты
Понятно, что в современном мире без компьютеров, телефонов, планшетов уже не обойтись, но все таки неприятно смотреть как родители дают своим детям поиграть в телефон просто так, чтобы ребенок не мешал им заниматься своими делами.
Если вы хотите развивать свое чадо, то перестаньте давать маленькому ребенку играть в глупые игры на гаджетах. Лучше придумайте ему загадку, купите книжку с головоломками, ребусами, даже обычная игра в города или рисование будет лучше монотонного биения пальцем по экрану. Вы же не хотите вырастить очередного клерка, который умеет только быстро кликать мышкой и печатать?
Когда без гаджетов совсем никак, то потратьте время и скачайте развивающие приложения (если не жалко 100р на ребенка), но лучше сами уделяйте ребенку время, ведь с развиваться вместе еще веселее.
2. Логика
Логика является важнейшей составляющей нестандартного мышления. Проще говоря, обладая логикой, ваш ребенок никогда не побежит за толпой, а примет свое решение, основываясь на собственных знаниях и опыте.
Развивать логику можно различными способами. Опять же сейчас в интернете масса материалов на эту тему. Но этого недостаточно, прежде всего вы должны общаться с ребенком, обсуждать различные ситуации, просить ребенка выразить свое мнение (пусть даже это займет много времени). Не подавайте никакой информации “на блюдечке с голубой каемочкой”, научите ребенка думать, рассуждать, вы же умеете это делать, значит и ребенок сможет. Мотивируйте ребенка хитростью к прочтению книг, изучению стран, и т.п. все это в ваших силах!
3. Критическое мышление
Как вы понимаете, без критики невозможно создать что-то совершенное. Так и нестандартное мышление невозможно без критического ума. Критическое мышление вырабатывает независимость, заставляет человека постоянно саморазвиваться, обдумывать все свои действия и поступки.
Помимо различной литературы, критическое мышление ребенку вы можете развить сами. Например, расскажите как умнейшие мыслители древности думали, что земля плоская или круглая и полая, или то, что вокруг нее крутятся планеты. Все могут ошибаться, главное не стоять на месте и развиваться, не считая чье-то мнение за единственно верное. В таком ключе можно общаться с ребенком, как правило, детям это очень нравится.
Выводы:
Кем бы вы не являлись по профессии, каким бы багажом знаний не обладали, именно вы закладывается ребенку возможность нестандартно мыслить (природой это дано очень редко, если это вообще так), поэтому развивайте его и развивайтесь вместе с ним, находите ему увлечения и не ругайтесь, если ваш малыш вдруг что-то не понял или чего не хочет. Как говорится в пословице: без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Источник
Люди, умеющие творчески подойти к любой задаче и найти нестандартное решение, всегда двигали вперед науку, совершали открытия, создавали новые технологии. В современном мире это умение ценится ещё больше. Как развить у ребёнка способность нестандартно мыслить? Несколько советов от автора курса «Воспитание креативности в семье» на «Универсариуме» Анатолия Гина.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Помогите ребёнку установить связи в окружающем мире
Способность связывать между собой различную информацию называется синкретическим мышлением. В школе ребёнок изучает предметы по отдельности, без связи друг с другом и с окружающим миром. Чтобы научить ребёнка видеть связи между предметами и явлениями, поиграйте с ним в игру. Например, надуйте несколько воздушных шариков и спросите: «Что изменилось в комнате из-за того, что я надул шарики?» Когда версии закончатся, задайте следующий вопрос: «Из-за того, что я надул шарики, орёл сегодня съест на одну птичку больше. Почему?» И попробуйте вместе с ребёнком найти как можно больше ответов. Ещё один каверзный вопрос для подобной игры: «Какая связь между авторучкой и Альфой Центавра?» Задавая ребёнку подобные загадки в соответствии с его возрастом, вы удивитесь тому, какие нетипичные решения он сможет придумать.
2. Используйте его природную любознательность
Обращайте внимание на самые обыденные предметы и явления окружающего мира, будь то растения, камни, дома, дождь и так далее. Помогите ребёнку увидеть мир в новом, необычном ракурсе. Используйте развивающие фразы: «Ух ты! Это похоже на… Почему?», «Смотри, как удивительно!», «Это такое, потому что…» и так далее.
Всегда следуйте за интересом ребёнка, а когда интерес проявится — подхватывайте и поддерживайте с помощью новой информации и развивающих фраз.
3. Научите ребёнка замечать детали
Поиграйте с любым предметом: предложите ребёнку назвать как можно больше его свойств. Предмет может быть любой, например, кружка, тарелка, какая-нибудь игрушка. Хорошо играть в такие игры в компании нескольких детей и взрослых, это включает азарт и помогает находить все новые детали, мелочи, нюансы, не замеченные другими игроками.
Предложите ребёнку рассказать, что он видит на картине. Разумеется, сюжет картины должен соответствовать возрасту. Называя все новые и новые детали, ребёнок учится их замечать, понимать замысел художника, выражать свои мысли и объяснять те или иные явления, опираясь на интуицию и фантазию.
4. Решайте с ребёнком открытые задачи
Открытые задачи — это задачи, у которых всегда больше одного решения. Например, зачем ежу яблоки, которые он несёт на спине? Как Персею победить Медузу Горгону без зеркального щита? Как извлечь из реки твёрдые деревянные сваи, мешающие судоходству?
Упражняясь в решении открытых задач, дети учатся уходить от стереотипных решений, тренируют логику и стратегическое мышление, начинают видеть, какое решение наиболее легкое и менее затратное, а какое решение самое продуктивное. Из таких детей вырастают специалисты, востребованные в любой сфере деятельности. Кроме того, решение открытых задач готовит ребёнка к повседневной жизни, которая в каком-то смысле целиком состоит из таких задач и поисков ответов на них.
5. Создайте в семье среду для развития
Несмотря на то что современные дети всё больше времени проводят в детском саду и школе, семья по-прежнему остаётся главной питательной средой для развития интеллекта и креативности.
Создайте дома творческую атмосферу. Если вы не читаете книги и разговариваете только на бытовые темы, у ребёнка не будет примера для подражания и материала для развития. Читайте, рисуйте, играйте в настольные игры всей семьёй. Пусть в доме будут картины, старинные предметы и произведения искусства. Обсуждайте прочитанные книги и фильмы, которые вы посмотрели вместе с ребёнком. Приглашайте в дом интересных людей из числа своих друзей и знакомых. Пусть они расскажут, чем занимаются, ответят на вопросы ребёнка.
Занимайтесь ручным трудом и рукоделием и привлекайте к этому детей. В определённом возрасте умение обращаться с отцовскими инструментами или мамиными спицами — огромный стимул для развития интеллекта и креативности.
Планируйте свою жизнь и учите этому ребёнка. Три четверти жизненного успеха зависит от самоорганизации.
Фото: iStockphoto (KristinaKibler, petrenkod, Deklofenak, shironosov)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Почему курсы подготовки к школе вредны для детей
5 действенных советов, как не срываться на своих непослушных детей
Что делать, если ребёнок решил создать страницу в соцсетях
Источник
Людмила Николаевна Каций
Консультация «Как развить нестандартное мышление старших дошкольников»
Для того, чтобы воспитать творческих, компетентных, успешных детей, которые в дальнейшем будут отвечать за судьбы своей страны, мы должны научить детей решать проблемы с разных сторон, согласно ФГОС в современной науке,-это называется нестандартное мышление.
Развивать его нужно как можно раньше и продолжать на протяжении всего дошкольного периода.
Нужно создавать как можно больше проблемных ситуаций, одобрять и поощрять творческую активность каждого ребенка при сверстниках, показать детям, что каждый из них в чем-то лучший, индивидуально нужно подходить ко всем детям, подбирать для каждого задание и игры в зависимости от особенностей и способностей детей.
На первых занятиях по развитию нестандартного мышления нужно давать детям не сложные задания, но очень интересные и увлекательные.
Мы должны создавать положительное настроение у детей, объяснять детям, что они должны постараться, что бы их ответы были необычными, не такими, как у всех.
Каждое занятие мы начинаем с загадок, со временем загадки усложняем.Первые простые загадки:
Вся мохнатенька,
Сама усатенька,
Лапки мягоньки,
Коготки востреньки (Кошка)
Дальше загадка посложнее, загадываем предмет, а детям надо отгадатьчто мы загадаем, при этом они задают любые вопросы, чем больше вопросов, тем быстрее можно догадаться, что это за предмет. Спрашивать можно обо всем, нельзя только интересоваться, как этот предмет называется.
Игру «Угадай, что я загадала» можно повторять на каждом занятии, она очень нравится детям. Еще они любят игру «Конструирование предмета». Перечисляем несколько признаков (например: большой, мягкий, круглый, легкий) и предлагаем назвать предмет, у которого все эти признаки есть. Один ребенок называет предмет, и мы при помощи вопросов интересуемся какие из перечисленных признаков есть у данного предмета. Первые задания простые и дети их выполняют с большим воодушевлением.
На каждом занятии мы используем проблемные вопросы.К примеру вопрос: «Как можно в решете принести воду?» Нужно постараться, что бы дети сами дали правильный ответ, подвести их к этому. Дети предлагают положить в решето лист бумаги, но потом бумага может намокнуть, кто-то предлагает заклеить клеем дырочки, кто-то налить воду в пакет и положить в решето. Налить воду в пакет очень интересное решение, это и есть проявление нестандартного мышления.
Дальше можно детям предложить небольшую помощь, самую маленькую подсказку. Какая бывает вода? Один ребенок догадывается, что воду можно заморозить, а кусочек льда положить в решето и принести воду, но вариант с пакетом понравился всем больше всего.
Для развития творческого нестандартного мышления нужно предлагать детям побольше творческих игр и упражнений. Задание «Придумай сказку». Детям раздаем предметные картинки и просим сочинить сказку про героев из картинок.
Можно предложить детям придумать начало или конец сказки, если картинка сюжетная.
Главное создать интерес к таким заданиям. Творческие задания и игры нужно сочетать с играми «На что похоже?», и «Во что с этим можно играть?», «Чудесные превращения», «Перевертыши».
В игре «На что это похоже?» детям показывают кубик и они отвечают, что он похож на телевизор, домик, тумбочку, компьютер, стиральную машину, ответы становятся разнообразными.
Чем больше занятий проводим, тем больше дети начинают мыслить творчески и неординарно, находить выход из создавшейся ситуации. Загадки берем потруднее, где не просто дается описание предмета, а говорится о нем в переносном значении.
Например:
«Желтая курица под тыном дуется» (тыква).
«Рук много, а нога одна» (дерево).
«Стоит Алена-платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
Можно подобрать такие загадки, у которых может быть два и более варианта ответов.
Например:
«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз, карандаш).
«Без рук, без ног, а ворота открывает» (ключ, ветер, собака)
«Висит на стене и пищит» (будильник, телефон, телевизор)
«Без рук без ног, без лестницы, без веревки в небо подымается» (дым, вертолет, фейерверк, воздушный шар)
Часто дети сами предлагают загадки, а иногда даже придумывают их, но их загадки очень простые.
Игры типа «Отгадай, что я загадал» используются практически на каждом занятии. Необычные вопросы стимулируют нестандартное мышление.
Дети разбиваются на пары. Один задумывает предмет, а напарник задавая вопросыотгадывает его. Чтобы эффект был больше можно использовать игру «Необычные вопросы».
Например: называем или показываем какой-либо предмет, к примеру игрушечный слон,они спрашивают: «Почему слоны не летают?», «Может ли слон хоботом достать луну?». Можно привести еще один пример, называем или показываем детям какой либо предмет, например лестницу. Детям нужно составить как можно больше вопросов о ней, чем необычнее вопросы тем лучше.Например: «Правда ли, что лестницы могут быть бесконечными?», «Почему лестница не может, подобно птице, взлететь?»Вопросы были немного наивными, нелепыми. Но наиболее оригинальные вопросы находили оригинальные ответы. После каждой игры по итогам обсуждения выбираем победителя. Проблемные вопросы и задания теперь содержат несколько вариантов решений.
Например:
«Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (уроки, пересоленную кашу).
«Курица живет 3 года, сколько живет пол курицы?» (пол курицы жить не может).
«Что никуда не запрешь?» (луч солнца, ложь).
«Что с земли не поднимешь?» (тень, город).
«Что с пола за хвостик не поднимешь?» (слона, клубок ниток).
«У чего зубы есть, а рта нет?» (у пилы, у расчески).
Дети еще ответили, что из земли нельзя поднять дождь, тень, пыль. Это и есть проявление нестандартного мышления.
Аналогичная игра «Во что с этим можно играть» Эта игра дает возможность в одном предмете видеть признаки других предметов.
На первых занятиях можно использовать игру «Сочиним рассказ про букву». Для начала детям дают задание пофантазировать, на что похожа та или иная буква. Затем предлагаем придумать про нее рассказ. Необходимо придумать как можно больше вариантов ответа. Зачитываем первые две-три фразы рассказа,например: «Вернувшись домой, буква Ы решила первым делом помыть руки и вдруг…». Детям необходимо придумать, как можно больше разных вариантов окончания рассказа.
Можно еще использовать игру «Про что сочинили».Предлагаем детям сочинить сказку. Выбираем персонажа-зайчика. Зайчик может быть в роли трусишки или храбреца, может жить в лесу или быть игрушечным. Через несколько минут каждый рассказывает свою сказку. Из всех выбираем самую оригинальную историю.
Игра «Превращение» побуждает детей придумать тот или иной образ и изобразить его на бумаге. Ребенку предлагаем «взять» воображаемый предмет и «превратить» его во -что то другое.Например: стакан-в вазу, в которую ставят цветы, носовой платок-в скатерть, ручку-в нож и так далее. Ребенок должен это изобразить при помощи мимики, имитации действий. Когда окружающим становится понятно во что превратился используемый предмет его берет другой участник и превращает во что -то другое. Игра продолжается до тех пор, пока все не поучаствуют в превращении.
В преддверии нового года детям можно предложить игру «Елочка с подарками». Рисуем большую елку и вырезаем из цветной бумаги несколько мешочков и кладем их на елку, детям предлагаем угадать какие игрушки находятся в мешочках. Ребенку нужно описать игрушку, из чего сделана, какого цвета, какой величины, как с ней можно играть. Получались целые рассказы про игрушки. В конце назначали победителя за самую оригинальную историю.
На основном этапе можно ввести новую игру «Поиск сравнений». Описывая предмет или явление, нужно подобрать как можно больше сравнений, чем необычнее тем лучше. Например, при описании радуги были сравнения с мостом, зеброй, светофором. Другой вариант, «Лежащая на столе меховая шапка». Нужно придумать, за что моно принять эту шапку в полумраке, тумане. Дети решили что это может быть кошка или на половину спущенный волейбольный мяч и т. д.
Игра «Почему это произошло?». Описываем ситуацию,например: в детском саду пропали все игрушки. Детям нужно назвать как можно больше причин этого события.Другое событие: «Дома вечером перегорели все лампочки». Дети предлагают пойти купить новые, зажечь свечи, пойти гулять на улицу, лечь спать. Побеждает тот, кто назовет наибольшее число разнообразных последствий.
Очень интересная и всем известная игра «Что придумать этому фанту» дети ее очень любят, в этой игре они проявляют такую фантазию и воображение. Задают друг другу необычные задания и получают от этого большое удовольствие.
На последних занятиях подводим итог, закрепляем достигнутые умения, группа становится более сплоченной, дети с вниманием выслушивают чужие мнения, решения, ответы. Все игры проигранные на предыдущих занятиях проводим в более усложненном варианте.
Например игру: «Придумай сказку», можно усложнить в игру «Шкатулка со сказками». Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку. У нас получилась групповая работа, дети придумали про один и тот же кружочек разные вещи. На последних занятиях можно предложить игру «Поиск промежуточных событий». Берутся два не связанных друг с другом события и нужно найти между ними связь. Побеждает тот, кто предложит наибольшее количество цепочек.
Игра «Необычные вопросы». Называем два предмета,например: «газета и верблюд». Нужно составить как можно больше разнообразных вопросов в которых присутствуют эти слова, вопросы должны быть необычными, смешными.Например: «Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?», «Почему ты читая газету, сидишь как верблюд?», «Почему ты верблюд, грустишь с газетой в руках?».
Особенность личности, которая проявляется в готовности искать разные варианты решение проблемных ситуаций и задач, в позитивном отношении к трудностям, умении находить оригинальные решения-есть нестандартное мышление в старшем дошкольном возрасте.
Спасибо за внимание.
Источник
Все мы: и взрослые, и дети — ежедневно выполняем множество действий и решаем массу разнообразных задач. Чтобы рутина занимала меньше времени, чтобы однотипные задачи решались быстро, многое мы автоматизируем. Автоматизировать решение задач — образовательных, рабочих, бытовых — помогают шаблоны, которые нам кто-то когда-то предложил или которые мы выработали самостоятельно. Действовать по шаблону зачастую просто и удобно. Мыслить по шаблону — опасно, а то и губительно для развития интеллекта. Чтобы обеспечить детскому интеллекту благоприятные условия для развития, важно стимулировать нестандартное мышление.
2 подхода к определению нестандартного мышления
Подход № 1: Нестандартное мышление позволяет решать задачи нестандартно.
Нестандартное мышление — это способность отказываться от шаблонов в пользу новых, порой неожиданных, необычных, креативных решений.
Подход № 2: Нестандартное мышление основано на мышлении критическом
Строго говоря, мышление критическое и мышление нестандартное — не тождественные понятия. Но область их пересечения очень велика. Человек с критическим мышлением ставит под сомнение поступающую информацию и собственные убеждения. Способность мыслить критически помогает находить нестандартные решения и выбираться победителем из нестандартных ситуаций.
3 преимущества нестандартного мышления
Преимущество № 1: Осознанность
Человек с нестандартным мышлением анализирует задачу и предполагаемый результат, рассматривает несколько вариантов решения, продумывает каждый свой шаг. Отказываясь от власти привычки, шаблонов и стереотипов, он приобретает осознанность действий и высокий уровень контроля над ситуацией.
Преимущество № 2: Эффективность
Если с раннего детства развивать у ребёнка способность мыслить нестандартно, уже в младшем школьном возрасте станет очевидно, насколько более эффективно организована его жизнь. Способность расставлять задачи по приоритетам и оптимизировать варианты их решения позволяет экономить массу ресурсов: сил умственных и физических, время, финансы.
Преимущество № 3: Возможности
Нестандартное мышление у ребёнка открывает перед ним в будущем огромные перспективы. Наш мир принадлежит тем, кто умеет отвлечься от стандартов и найти нечто новое, найти новые варианты использования привычных предметов, усовершенствовать привычные формы.
Люди с нестандартным мышлением — это творцы, новаторы, авторы идей. Их жизнь насыщенна и интересна.
4 задания на развитие нестандартного мышления у детей
Задание № 1: Станьте почемучкой
Всем знакома детская способность к бесконечным «Почему?». Поменяйтесь с малышом местами, задавая вопросы ему. Пусть он смело творит, придумывая ответы «на ходу». Не критикуйте и не останавливайте его фантазию.
Пример:
Вопрос: Почему ты сейчас в красных штанишках?
Ответ: Потому что ты мне их надела.
Вопрос: А почему я тебе их надела?
Ответ: Потому что я тебя попросил.
Вопрос: А почему ты меня попросил?
Ответ: Потому что я люблю красный цвет.
Вопрос: А почему ты любишь красный цвет?
Ответ: Потому что он красивый.
Безусловно, чтобы ребёнок успешно выполнял подобные задания, вы должны уметь задавать вопросы так, чтобы тема имела развитие. Вы направляете малыша, предлагая ему проявить смекалку и находчивость, отвечая порой на внезапные, неожиданные вопросы.
Задание № 2: Сочиняйте новые сказки, используя существующие
Придумывайте сказки, перемешивая персонажей, меняя сюжеты и додумывая новые окончания знакомых историй.
Неожиданное соседство героев, нестандартные сюжетные линии, интересные финалы — благодатная почва для развития креативного мышления у дошкольника.
Вы можете предлагать ребёнку нафантазировать, как развивались бы события в его любимой сказке, если бы условия немножко изменились.
Задание № 3: Играйте в ассоциации
Очень простая и увлекательная игра:
- доступна в любых ситуациях;
- позволяет скоротать время в ожидании;
- помогает увлечь ребёнка;
- развивает способность генерировать нестандартные идеи.
Суть её состоит в том, что вы говорите ребёнку слово, а малыш отвечает вам первое, что приходит ему в голову. Важно, чтобы время на раздумья было минимальным.
В более усложнённом варианте получаемые ассоциативные пары записываются, а затем проводится анализ, почему возникла такая аналогия, что общего у названных объектов.
Задание № 4: Решайте задачи на нестандартное мышление
Вы можете использовать готовые задачи из интернета и специализированных сборников или придумывать их самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок понимал, что одни и те же задания можно решать по-разному, чтобы он думал над своими ответами, а не воспроизводил их по заданному образцу.
- Меняйте условие.
- Выбирайте задачки с подвохом.
- Предлагайте свои варианты решения.
Умение мыслить нестандартно — не дар, а навык, который можно и нужно развивать. И кроме того, что занятия на развитие нестандартного мышления у ребёнка очень полезны, они ещё и очень увлекательны. Ваше родительство должно быть не только эффективным, но и счастливым!
Источник