Развитие у ребенка мышления с младенчества
Уже на первом году жизни младенец, действуя с игрушками, переходит от манипуляций, диктуемых природными функциями руки, к действиям, отражающим свойства предмета, и предметноопосредованным, отражающим опыт установления ребенком результативных связей между предметом-средством и предметом-целью. Происходит реальный процесс присвоения культурноисторического опыта, заложенного в игрушке как опредмеченной концепции этого опыта.
В теории Ж. Пиаже выделены этапы формирования первоначальных форм мыслительной функции ребенка:
- • начало формирования преднамеренности проявляется в четыре-восемь месяцев в координации зрения и хватания: при виде игрушки ребенок ищет шнур и таким образом устанавливает связь между объектом и средством;
- • в 8-12 месяцев младенец осуществляет координацию цели и средства, решая простые пространственные задачи и активно манипулируя для этого различными приемами (отталкивание, схватывание, отодвигание и т.п.).
На основе функций восприятия и действия в младенческом возрасте развиваются первоначальные формы наглядно-действенного мышления. В течение года происходит постепенное усложнение познавательных задач, которые способен решить ребенок, сначала только с опорой на восприятия, затем на основе двигательной активности. Ребенок достигает определенных результатов, действуя методом проб и ошибок.
Мыслительная функция проявляется в преднамеренном достижении детьми намеченной цели. В конце младенческого периода, после 8-10-го месяца, ребенок может решать пространственные задачи различными средствами. Типичная проблемная ситуация для ребенка заключается в том, что привлекательный предмет, находящийся в поле восприятия, но вне пределов досягаемости, ему необходимо либо приблизить к себе с помощью определенных средств, либо устранить препятствие. К концу года младенцы способны найти и использовать один объект в качестве средства для достижения другого.
Практический пример
Костя А., 11 месяцев. Умеет решать простую познавательную задачу наглядно-действенным способом. Мама на глазах у ребенка прячет его любимую игрушку – пожарную машинку красного цвета под платок, затем отвлекает его внимание на несколько секунд игрушкой-пищалкой. После этого задает вопрос: “Где машинка?” Костя находит машинку, снимая платок.
Постепенно происходит переход от простейших опосредованных действий к более сложным мыслительным действиям, к установлению не только статических, но и динамических связей между предметами. Успешность решения мыслительных задач зависит от степени заинтересованности ребенка в средстве достижения цели. Мыслительная функция младенца характеризуется также высокой пластичностью: ребенок способен к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходные условия.
В младенчестве складываются предпосылки развития речи. “Довербальный период” речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Они возникают из-за органических ощущений или моторных реакций на внешние стимулы. Однако уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев начинают соотносить голосовые звуки с присутствием взрослого. Так, услышав голос, двух-трех-месячиый ребенок начинает взглядом искать взрослого, что можно считать первыми предпосылками речевого общения.
После трех-четырех месяцев произносимые ребенком звуки становятся более многочисленными и разнообразными. Это обусловлено бессознательным подражанием ребенка речи взрослого, прежде всего ее интонации и темпо-ритмическим характеристикам. В лепете ребенка появляются певучие гласные звуки, которые, входя в определенное сочетание с согласными, образуют повторяющиеся слоги типа: “да-да-да” или “ня-ня-ня”.
Во втором полугодии жизни у младенцев возникают элементы настоящего речевого общения. Первоначально они проявляются в возникновении у ребенка специфических реакций на жесты взрослого, сопровождаемых словами. Примерно в полгода ребенок способен связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или наименованием объекта и предмета, реагировать на отдельные слова.
Практический пример
Света К., 6 месяцев. Когда мима делает зову щи ii жест руками и говорит: “Иди ко мне”, девочка протягивает к ней ручки. Когда мамы нет в ноле восприятия девочки и задают вопрос: “Где мама?”, Света поворачивается в сторону матери или ищет ее глазами.
Во втором полугодии у ребенка значительно увеличивается количество слов, связанных с определенными действиями или впечатлениями. Важнейшей особенностью речевого развития детей является то, что первое понимание слов ребенком возникает в действенных и эмоционально значимых для него ситуациях. Чаще всего такой ситуацией является ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого с какими-либо игрушками. Первые слова, которые усваивает ребенок, он воспринимает как неотделимые от эмоционального переживания и действия.
С восьми месяцев у ребенка начинается период интенсивного развития речи: он делает постоянные попытки подражать звукам и словам, произносимым взрослыми людьми. При этом ребенок подражает звучанию только слов, вызывающих у него определенную реакцию, т.е. имеющих для него определенный смысл. Параллельно с началом попыток активной речи быстро возрастает количество слов, которые ребенок понимает (табл. 4.8).
Основные характеристики развития речи младенца
Возраст | Характеристики речевого развития |
0-2 месяца | У ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением |
2-4 месяца | В ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного “комплекса оживления”. Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Возникает ритмическое и звуковое речевое подражание |
4-5 месяцев | Ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения |
5-6 месяцев | Ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например, на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка. Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение |
6-8 месяцев | Ребенок начинает пользоваться “псевдословами”, которые, выполняя сигнальную функцию, еще не имеют постоянных обобщенных значений |
с 8-9 месяцев | Ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу |
9-12 месяцев | Ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл |
Главными предпосылками возникновения понимания ребенком речи являются:
- • выделение предмета из окружающей обстановки;
- • зрительное и слуховое сосредоточение на предмете;
- • ярко выраженная эмоциональная реакция на предмет.
Факт возникновения понимания речи на основе зрительного восприятия подтверждается тем, что раньше всего ребенок реагирует на вопрос: “Где то-то?” (“Где стол?”, “Где кукла?”). Развитие понимания речи заключается в том, что взрослый способствует возникновению у ребенка ориентировочной реакции на определенный предмет, находящийся на некотором расстоянии от ребенка или в руках взрослого, и задает вопрос: “Где то-то?” Под влиянием многократного повторения образуется связь произнесенного взрослым слова с воспринимаемым предметом. Данная связь формируется в несколько этапов. Первоначально реакция на вопрос взрослого отсутствует, и ребенок не поворачивается в сторону предмета. Затем по слову взрослого появляется ориентировочное пассивное движение, но в том направлении, где обычно находится предмет. Таким образом, здесь отмечается связь слова не столько с предметом, сколько с местом его обычного расположения и с направлением поисковых движений. На данном этапе основное значение в речи взрослых обычно заключается в интонации вопроса, а не в его предметном содержании. На заключительном этапе формируется дифференцированная связь между названием предмета и самим предметом, выражающаяся в поиске предмета и нахождении его в другом месте.
Выделяют следующие реакции ребенка на обращенную к нему речь взрослого:
- • поворачивание к предмету в ответ на его называние взрослым (7-8 мес.);
- • совершение заученных движений по инструкции взрослого (8-9 мес.);
- • выполнение простейших поручений по словесной инструкции взрослого (9-10 мес.);
- • выбор предмета по словесной инструкции взрослого (ΙΟΙ 1 мес.);
- • завершения действия в ответ на словесное запрещение: “Нельзя” (12 мес.).
Таким образом, для младенческого возраста характерно своеобразие взаимосвязи между зрительным восприятием и речью. С одной стороны, понимание слов развивается благодаря ориентировочной деятельности, а именно на основе зрительной ориентировки ребенка в конкретной ситуации; с другой стороны, само понимание представляет собой новый этап в формировании зрительной ориентировки, трансформируя ее в управляемое словом действие – зрительный поиск, который направляется словом взрослого.
Существенной чертой развития психики младенца в целом является многоканальность, полинаправленность психического развития. Младенчество является началом становления индивидуальных первичных и вторичных психических свойств. Этот возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития различных психических форм, создания предпосылок речевого и социального развития под влиянием непосредственного общения ребенка со взрослыми, как ведущего вида деятельности. В этот период очень большое значение имеет активное разнообразное участие взрослых в физическом и психическом развитии ребенка, обеспечение обогащенной развивающей среды, эмоциональное общение, помощь в развитии двигательных функций – акта хватания и локомоции, создание проблемных ситуаций и т.д. Рекомендуемый развивающий материал для детей данного возраста представлен в табл. 4.9.
Таблица 4.9
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов для младенцев
0-6 месяцев |
Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой; колокольчики; погремушки (“гантели”, кольца, шар с рукояткой и т.д.); висящие погремушки – “бусы”, подвески; разноцветные воздушные шары; мячи разных размеров; мячик с колокольчиком внутри; игрушки-пищалки; неваляшка; забавные маски; игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.); диски с музыкой, адаптированной для малышей (серия “Happy Baby”, “Классика для малышей” и др.); детское креслице с наклонной спинкой; развивающий коврик |
6-12 месяцев |
Активный центр; заводные механические игрушки; тряпичная (гибкая) кукла; книжки-картинки с плотными страницами, лучше – моющимися; набор для игры с водой; фигурки животных; игрушки для жевания, кусания; пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше – одноцветная); мягкая игрушка (может быть музыкальная); машинка среднего размера с веревочкой; металлофон; игрушечный телефон; куклы с подвижными частями тела; кукла, одевающаяся на руку; корзинка, сумочка; набор пластмассовой посуды; коробочки с крышками; стульчик со столиком; игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.); качели; ходунки и прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом) |
Источник
Развитие мышления в дошкольном возрасте.
План.
- Развитие мышления в раннем детстве
- Развитие мышления в раннем детстве
- Развитие мышления в дошкольном возрасте
Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.
Мышление неразрывно связано с речью. Слово помогает назвать признак или свойство объекта. В речи оформляется процесс рассуждения.
Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение. Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение – установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.
Развитие мышления в младенчестве
Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу первого года жизни ребенка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное. Рассмотрим их подробно, с использованием данных С.Л.Новоселовой и М.Ю.Кистяковской.
Активное бодрствование наблюдается у малыша с двух до 4,5 недель. В возрасте от 1-1,5 до 2,5-3 мес. наблюдается сенсорная активность: рассматривание, прислушивание. С 2,5-3 до 4-4,5 мес. появляется «преддействие». Ребенок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зрительного контроля. Ребенок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств.
К 3 мес., если малышу систематически вкладывать в руки игрушки, он начинает их удерживать. А с 3-4 мес. он может не только удерживать игрушку, но приближать ее ко рту и захватывать ртом. Ребенок манипулирует с игрушкой, применяя по отношению к ней способы обследования, которые превращаются в ориентировочные действия. От зрительной ориентировки в свойствах предмета он переходит к практической ручной и осязательной с помощью губ и языка.
Очень важным событием в развитии предметных действий выступает развитие реакции хватания, которая дает возможность малышу манипулировать с предметом и в дальнейшем усваивать предметное действие.
Позднее, с 4 до 7 мес, появляется «простое» и «результативное» действие. Младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук. Малыш размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание, раскачивает предмет с перекатыванием в нем другого, находит отверстие в предмете, стягивает один предмет с другого. Ребенок выделяет связи звучания с падением предмета, движения с притягиванием и отталкиванием. После 6 мес, накапливая опыт действий с разнообразными предметами, ребенок начинает учитывать особенности формы, величины. Он действует так, чтобы получить результат, выявляющий специфические свойства предмета: резиновый шарик сжимается, погремушка грохочет, колокольчик звенит. После 6 мес ребенок продолжает активно действовать с предметами. На первых порах в этих действиях преобладают неспецифические манипуляции. Малыш еще не учитывает особенности объектов, а исследует их одинаково: размахивает, стучит, трясет, пробует на вкус Главные и второстепенные признаки для него оказываются слитыми. Но сам процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями, то есть действия выступают как способ изучения объектов. Манипулирование ведет к совершенствованию самих действий. А это совершенствование, в свою очередь, приводит к установлению новых связей и отношений. Накопление опыта манипулирования влечет за собой установление простейших причинно-следственных связей. Ребенок замечает, что если погремушку потрясти, она издает звук, если мячик толкнуть, то он покатится. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой. Он видит, что между предметами можно установить определенное соответствие, например надеть колечко на штырь, закрыть крышкой коробочку. Установление этих связей малышом приводит к тому, что он фиксирует в сознании результат своих действий и стремится его повторить. Поэтому он снова и снова трясет игрушку, чтобы услышать, как она звенит, выбрасывает из кроватки игрушки, прислушиваясь к издаваемым ими звукам. Так ребенок начинает проникать в чувственно воспринимаемые признаки объектов.
Развитие «соотносящих» действий происходит у ребенка в возрасте с 7 до 10 мес. Малыш соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, придает предмету устойчивость, всовывает и нанизывает, перемещает предмет толчками в определенном направлении, отталкивает его для того, чтобы достать знакомый предмет, захлопывает крышку, воспроизводит вращение предмета ударом по нему, воспроизводит звук специальным постукиванием с употреблением орудия. Так он устанавливает связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема, дифференцирует в предмете части и в связи с этим осваивает такие свойства, как разъединение и соединение, возможность предмета быть пустым и наполненным. Малыш открывает возможность направить движение предмета в определенную сторону и установить различные пространственные соотношения (в, на, под, за, над). В возрасте 8-9 мес. ребенок уже производит действия в соответствии со свойствами предметов: катает шарики, открывает и закрывает коробочки, накладывает кирпичики один на другой. Сначала малыш знакомится со свойствами предметов в процессе выполнения действий, а затем по внешнему виду без ошибок выбирает нужный предмет. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность. Так, чтобы вынуть мелкий предмет из более крупного, он переворачивает коробку, а если не получается снять кольца, он переворачивает стержень и стряхивает их.
На следующем возрастном этапе от 10-11 мес. до 1 года 2 мес.-1 года 3 мес. у ребенка возникает функциональное действие, формирование которого выходит за пределы младенчества.
К концу года младенец не только действует с предметами, которые находятся под руками, но может принести недостающий предмет. Малыш ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определенного действия.
К концу первого года жизни ребенок замечает не только прямой, но и косвенный результат своих действий. Теперь малыш переносит знакомый способ с предметов, с помощью которых ему этот способ показали, на всевозможные другие (например, катает в коляске не только куклу, но и машину, зайку). Малыш перемещает или изменяет предмет, чтобы вызвать появление скрытых свойств, приводит два предмета во взаимное соответствие, получает знакомые изменения на новых предметах или получает не прямой, а косвенный результат.
Таким образом, манипулирование с предметами на протяжении первого года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем мире, к ориентировке в свойствах объектов. На этой основе формируются сначала действия, отражающие специфику предмета, например игрушки, а позднее – действия с предметами, совершаемые с практической или игровой целью. Открытие связей в предметах, получение результата вызывает у младенца яркие положительные эмоции.
Особенности развития мышления в младенческом возрасте:
– к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны;
– мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами;
Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 1547 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник