Развитие у ребенка любви к природе

«Воспитание любви к родной природе у детей дошкольного возраста »

                             Мир, окружающий ребёнка-это, прежде всего мир природы,

             с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

                                           Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

    В. А. Сухомлинский

     Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребёнком. Разнообразны и природные материалы, с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года.  Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Воспитать чувство любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и  насекомым. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его.

      Прививать любовь к природе с раннего возраста необходимо по двум причинам:  во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к природе, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают, – «ласкают» животных). Иногда, ошибочно думают, эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы. Например: Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заверну, и бантики завяжу», тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Но наличие знаний не говорит об осознанном и устойчивом, положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома: «Приготовь корм попугаю», «Покорми собачку», «Налей воду кошке» …

     Решение таких задач, как воспитание к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единство требований детского сада и семьи.

      Воспитание у детей любви к родной природе  начинается с предметно – развивающей среды детского сада (уголок природы, прогулочная площадка). Уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Прогулки также широко используются для воспитания у детей любви к родной природе. Благодаря прогулкам развивается наблюдательность, возникает интерес к природе родного края. Происходит знакомство детей с изменениями природы по сезонам. Опытно-экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», экскурсии, прогулки на природе. Во время прогулок интересно показать детям растения, которые занесены в Красную книгу, познакомить с лекарственными травами, с их  названиями. Дети легко запоминают названия, как мать – и мачеха, валериана, подорожник, и другие.  Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь эстетического и этического способствует формированию действенной любви к природе.

     Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии с окружающим миром. Во многом это зависит от нас, взрослых, от радости общения с природой, которую мы даём нашим детям. Чтобы воспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой…

Источник

С каждым годом все более актуальным становится вопрос экологического воспитания. Важно, чтобы у ребенка была любовь к природе, которую он подкрепляет заботой об окружающем мире. Гармония ребенка с природой обогащает его психику, совершенствует эстетический вкус и в целом способствует общему развитию. В статье мы расскажем, как воспитать в детях дошкольного возраста бережное отношение к природе.

Какие знания следует давать

Возрастными особенностями дошкольников являются эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, поэтому знания следует давать через сопереживание и сострадание. Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека. Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред.

Детям необходимо объяснять, что человек должен покровительствовать природе и беречь ее. Для этого дошкольникам важно дать наиболее полные знания об экологической системе:

  • они должны получить представление о животных и растениях как уникальных живых существах;
  • важно объяснить, какая есть взаимосвязь между растениями и животными, позволяющая им сосуществовать и приносить пользу друг другу;
  • дети должны понять, что исчезновение отдельных живых существ или растений приводит к нарушению биологического равновесия в мире и у каждого из них есть своя экологическая ниша.

Как построить беседу

Педагогам и родителям воспитывать бережное отношение к природе у ребенка следует в различных формах, в том числе и через беседы. В процессе предоставления знаний об экологической системе важно разговаривать с детьми, задавая им конкретные вопросы об окружающей среде и направляя их на поиск соответствующей информации. Она может быть найдена с помощью наблюдений за растениями и животными.

Воспитатель развивает в детях наблюдательность, формирует представления об особенностях растений и животных, в то же время прививая устойчивый интерес к природе. Для этого знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. С детьми следует обсуждать изменения, происходящие в природе, чтобы они научились устанавливать причинно-следственные связи в происходящем в окружающей среде. Но любые наблюдения требуют от детей большого внимания и умственной активности. А для дошкольников это достаточно тяжелая нагрузка, которая не может быть продолжительной. Поэтому ведущей формой воспитания бережного отношения к природе является игровая деятельность.

Читайте также:  Роль обучения для психического развития ребенка

Как воспитать в детях бережное отношение к природе в форме игр

В экологическом воспитании детей игра позволяет им легче усваивать сложные представления о природных явлениях. Например, информацию об окружающем мире детям среднего и старшего дошкольного возраста можно доносить через сказку. Читая литературные произведения с тематическими иллюстрациями, можно распределить между детьми роли персонажей в сказке. Это обеспечивает вовлеченность в рассказываемую историю и помогает в легкой форме дать необходимые знания. Благодаря сказкам дети лучше понимают, что делать по отношению к природе хорошо, а какие действия будут плохими. Ведь в детских произведениях есть добро и зло, на которых делается акцент.

Дети могут примерять на себя роль какого-нибудь животного или растения и без привязки к литературному произведению. Педагог предлагает ребятам «стать» на время цветком и рассказать, как надо за ним ухаживать, чтобы цветок стал красивым. Или «превратиться» на время в мышку, чтобы взглянуть на окружающий мир ее глазами. Дети всегда с удовольствием играют такие роли, а воспитатель в это время дает новые знания и направляет ребят на самостоятельное изучение природы.

Эффективное экологическое воспитание

Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде.

Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Скрипко Марина
Консультация «Воспитание у детей любви к природе»

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.

Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более, что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.

Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.

Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.

Но недостаточно лишь провести занятие, пусть даже самое грамотное и интересное. Возникший интерес детей необходимо постоянно подогревать,оставлять недосказанное: «во время нашего следующего путешествия в подводный мир Черного моря, мы познакомимся с еще одним его обитателем – заботливым отцом, без матери вынашивающим, рожающим и воспитывающим деток». Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты.

Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней.

Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать. То, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы.

Читайте также:  Упражнения по развитию ребенка на каждый день

Для того, что бы знания не оставались оторванным от жизни багажом, а способствовали развитию мышления и чувств,необходимо в работе с детьми придерживаться трехфазной технологии: актуализация опорных знаний – «Это я знал» (заяц осенью меняет цвет шерсти на белый); осмысление основного содержания – «Вот это я узнал» (крымские зайцы не белеют, лишь слегка светлеют); переосмысление полученной информации – «Это я хочу узнать» (почему так происходит? Да потому, что климат Крыма таков, что снег бывает редко, а на серой земле белая шубка была бы слишком приметна для заячьих врагов).

Если нет возможности наблюдать какой-либо объект природы, картинка или фотография должна быть четкой, крупной, реалистичной. А рассказ педагога – интересным, образным, не затянутым. У детей еще слабо сформированы понятия о времени, величине. Используя в рассказе цифры (размеры, сроки, количество и т. п., необходимо провести аналогию на понятном материале, показать наглядно (гнездо королька размером с теннисный мяч, а мидия за один час очищает столько морской воды, сколько вмещается в трехлитровой банке и т. п.). Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея.

Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию. Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний. Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе родного края с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту области, адаптированную для детей.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.

Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и кино- материала и т. д.).

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро.Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.

Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Педагог должен не только знакомить ребенка с природой, но и учить относиться к ней бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к природе необходимо, во-первых, для правильного, рачительного отношения к ней, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание (выращивать, защищать, охранять).

Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.

Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе. А эффективнее всего проводить эту работу на материале, очень близком ребенку – природе родного края.

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.

Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природедолжна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну,разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Читайте также:  Полтора месяца ребенку развитие кормление

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться – играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского, повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной крымской природы сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.

Тема: «Правильное отношение к природе начинается в семье»

(Консультация для родителей)

Беседуй с детьми о природе.

• Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

• Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.

• Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

Цель: Учить детей беречь природу. Продолжать знакомиться с явлениями природы.

Природа оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, воспоминания свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.

• Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

• Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно.Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как

мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Какими будут наши дети, зависит от нас.

Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбить природу. Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду- это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши богатство нам должны помочь наши дети.

Источник