Развитие у ребенка элементарных математических представлений курсовая

Развитие у ребенка элементарных математических представлений курсовая thumbnail

Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Роль различных анализаторов в развитии у дошкольников элементарных математических представлений. Конспекты уроков по формированию элементарных математических представлений.

  • Характеристика методов обучения дошкольников. Использование разнообразных методов и приемов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду. Приёмы обучения дошкольников. Формирование у детей элементарных математических представлений.

    реферат, добавлен 05.06.2015

  • Анализ методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Исследование особенностей восприятия детьми массы предметов и этапов освоения данной величины. Описания основных различий между весом и массой предмета.

    реферат, добавлен 12.12.2011

  • Принцип развития логического мышления у дошкольников. Формирование навыков работы с объектами из плоскостных фигур, обучение анализировать, сравнивать, доказывать, делать выводы. Особенности методики побуждения к упорству в достижении поставленной цели.

    творческая работа, добавлен 29.11.2008

  • Особенности сенсорного развития дошкольников с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи. Методические рекомендации по усвоению системы сенсорных эталонов (цвета, формы, величины предмета) воспитанниками логопедических групп на занятиях.

    дипломная работа, добавлен 31.05.2012

  • Обучение детей решению задач, формулировке арифметических действий, закрепление знаний о взаимообратных отношениях между числами. Методика ознакомления детей 6-7 лет с календарем. Организация работы на уроках математики в подготовительной группе.

    дипломная работа, добавлен 10.12.2009

  • Игры, упражнения и приемы, направленные на развитие восприятия времени у детей. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Теоретические основы умственного развития детей. Методики диагностики свойств внимания и памяти.

    курсовая работа, добавлен 18.05.2016

  • Структура развивающей среды. Принципы построения развивающей среды в условиях детского образовательного учреждения. Требования к оборудованию группы и специальные комнаты для формирования у дошкольников элементарных математических представлений.

    курсовая работа, добавлен 09.09.2013

  • Реализация идеи интеграции логико-математического и речевого развития дошкольников. Основные требования к художественным произведениям для детей дошкольного возраста. Методические рекомендации к использованию произведений устного народного творчества.

    курсовая работа, добавлен 28.04.2011

  • Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей. Особенности психологического развития детей в первые годы жизни. Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников, сотрудничество дошкольного учреждения и родителей малышей.

    реферат, добавлен 17.01.2013

  • Дидактическая игра как средство формирования представлений об организме человека. Развитие представлений детей об организме человека с использованием дидактических игр. Расширение представлений дошкольников о ключевых составляющих здорового образа жизни.

    дипломная работа, добавлен 11.09.2019

  • Источник

    Краткое описание документа:

    Теоретическое исследование проблемы формирования представлений о величинах детей дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы.

    Величиной обозначается математическое понятие, которое наряду с другими показателями включает в себя длину, объем, площадь. Педагогическая наука и практика исследуя особенности развития представлений о величинах у старших дошкольников обоснованно указывает на необходимость обучения дошкольников приемам измерения, проведения работы по знакомству детей с мерой длины, обеспечения освоения детьми значения измерительной деятельности для формирования у них понятия числа и другие важные направления.

    Задачами формирования представлений старших дошкольников о величине являются развитие у детей понимания и определения величины сравниваемых предметов по условным меркам, правил измерения с помощью условной мерки, объединения и отличия объектов по величинам, использования средств измерения и его результата, развитие умения давать словесные отчеты о выполнении задания. Данная работа должна проводится с помощью наглядных материалов, которыми могут быть готовые, специально изготовленные взрослыми или выполненных детьми предметы.

    Представления о величине формируются в детском саду на основе уже имеющихся знаний и умений, с помощью упражнений, заданий, занятий, коллективной и индивидуальной деятельности детей, используя приемы сравнения, приложения, наложения. Также необходимо использовать предметно-практическую деятельность, проводить работу по активизации речи детей и усвоению математических понятий, способов мышления, самоконтроля и самопроверки, отслеживания результатов развития педагогом, обеспечивать практическую направленность измерительной деятельности детей.

    Эмпирическое исследование было организовано на базе МКДОУ “Журавли” г.Кизляр, среди 40 детей старшего дошкольного возраста 6-6,5 лет в составе контрольной и экспериментальной групп.

    Диагностика представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста проводилась по выбранным методикам: «Сравни палочки» позволяющая определить уровень развития представлений детей старшего дошкольного возраста о длине, «Два шарика» для определения уровня представлений об объемах и методики «Два квадрата», для диагностики уровня представлений о площади у старших дошкольников.

    Констатирующая диагностика сформированности представлений о величинах как в контрольной, так и в экспериментальной группе у детей показала, что уровень его развития не превышает средний и низкий уровни. Количество детей имеющих определенные уровни сформированности представлений о величине в двух группах приблизительно равное.

    Формирующий этап включал в себя проведение различных форм работы с детьми экспериментальной группы для развития представлений о длине, объеме и площади с использованием измерительной деятельности. Нами были проведены непосредственная образовательная деятельность, использованы простейшие опыты, свободная деятельность детей в детском саду, которые направлялись на развитие у детей измерительных умений, умений сравнивать массу, объем и площадь.

    Читайте также:  Развитие ребенка в молодой семье

    Проведение контрольной диагностики по методикам констатирующего этапа показало, значительное повышение уровня сформированности представлений о величинах детей в экспериментальной группе до высокого и среднего значения. В контрольной группе изменения уровня сформированности представлений детей о длине, объеме и площади не выявлены, их показатели остались на среднем и низком уровне.

    На основании проведенного исследования, сравнения результатов исследования был сделан вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась: формирование представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе целенаправленной работы с использованием измерительной деятельности.

    Источник

    Развитие у ребенка элементарных математических представлений курсовая

    Ñïåöèôèêà äîøêîëüíîãî îáó÷åíèÿ. Îñíîâû ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà íà ïðèìåðå äåòåé 3-4 ëåò â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè. Ñîäåðæàíèå ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ: îñíîâíûå ïðîãðàììíûå çàäà÷è.

    ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
    Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
    ßçûêðóññêèé
    Äàòà äîáàâëåíèÿ22.07.2015
    Ðàçìåð ôàéëà132,5 K

    Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ñîäåðæàíèå

    • Ââåäåíèå
    • 1. Îñíîâû ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
    • 1.1 Èñòîðè÷åñêèé àñïåêò ìåòîäèêè ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
    • 1.2 Ïîíÿòèå è ñîäåðæàíèå ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
    • 1.3 Ðàçâèòèå ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé 3-4 ëåò â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè
    • 2. Ìåòîäèêà ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé 3-4 ëåò â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè
    • 2.1 Ïðîãðàììíûå çàäà÷è ïî ôîðìèðîâàíèþ è ðàçâèòèþ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé â ìëàäøåé ãðóïïå äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ
    • 2.2 Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî ôîðìèðîâàíèþ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äåòåé 3-4 ëåò â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè (ìàé)
    • Çàêëþ÷åíèå
    • Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
    • Ïðèëîæåíèÿ

    ìàòåìàòè÷åñêîå ïðåäñòàâëåíèå äîøêîëüíèê ïðîãðàììíûé

    È.Ã. Ïåñòàëîööè óêàçûâàë íà íåäîñòàòêè ñóùåñòâóþùèõ ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæèò çóáðåæêà, è ðåêîìåíäîâàë ó÷èòü äåòåé ñ÷åòó êîíêðåòíûõ ïðåäìåòîâ, ïîíèìàíèþ äåéñòâèé íàä ÷èñëàìè, óìåíèþ îïðåäåëÿòü âðåìÿ. Ïðåäëîæåííûå èì ìåòîäû ýëåìåíòàðíîãî îáó÷åíèÿ ïðåäïîëàãàëè ïåðåõîä îò ïðîñòûõ ýëåìåíòîâ ê áîëåå ñëîæíûì, øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå íàãëÿäíîñòè, îáëåã÷àþùåé óñâîåíèå äåòüìè ÷èñåë. Èäåè È. à Ïåñòàëîööè ïîñëóæèëè â äàëüíåéøåì (ñåðåäèíà XIX â.) îñíîâîé ðåôîðìû â îáëàñòè îáó÷åíèÿ ìàòåìàòèêå â øêîëå [23, ñ.14].

     Ðîññèè â 18 â. Ë.Ô. Ìàãíèöêèé èçäàë ïåðâóþ ïå÷àòíóþ ðóññêóþ êíèãó “Àðèôìåòèêà”. Ïðåäëàãàë îáó÷àòü äåòåé íóìåðàöèè, âûïîëíÿòü àðèôìåòè÷åñêèå äåéñòâèÿ, ðåøàòü ïðèìåðû è çàäà÷è áåç ïîÿñíåíèÿ.

    Ê.Ä. Óøèíñêèé (19 â.) ïðåäëàãàë îáó÷àòü äåòåé-äîøêîëüíèêîâ ñ÷¸òó îòäåëüíûõ ïðåäìåòîâ è ãðóïï, ñ÷¸òó äåñÿòêàìè, âûïîëíÿòü àðèôìåòè÷åñêèå äåéñòâèÿ.

    Ë. Òîëñòîé (â 19 âåêå) âûïóñòèë “Àçáóêó”, â êîòîðîé â ðàçäåëå “Ñ÷¸ò” ðåêîìåíäîâàë ó÷èòü äåòåé ñ÷èòàòü âïåðåä è íàçàä â ïðåäåëàõ 100 è çíàêîìèòü ñ öèôðàìè. Îáó÷åíèå ïðåäëàãàë îñóùåñòâëÿòü ÷åðåç èãðó.

    Ìåòîäû ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïîíÿòèÿ î ÷èñëå, ôîðìå íàøëè ñâîå îòðàæåíèå è äàëüíåéøåå ðàçâèòèå â ñèñòåìàõ ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ íåìåöêîãî ïåäàãîãà Ô. Ôðåáåëÿ (1782-1852) è èòàëüÿíñêîãî ïåäàãîãà Ì. Ìîíòåññîðè (1870-1952).

    Ô. Ôðåáåëü â íà÷. 19 âåêà ñîçäàë ïîñîáèå “Äàðû”, â êîòîðîì ïðåäëàãàë îáó÷åíèå ñ÷åòó ÷åðåç óñâîåíèå ðÿäà ÷èñåë, îçíàêîìëåíèå ñ ãåîìåòðè÷åñêèìè ôîðìàìè, âåëè÷èíîé, îðèåíòèðîâêîé â ïðîñòðàíñòâå ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ äèäàêòè÷åñêèõ ïîñîáèé “Äàðû” (ñòðîèòåëüíûå äåòàëè).

    Ì. Ìîíòåññîðè (êîíåö 19 – íà÷. 20 ââ.) â êíèãå “Äîì ðåáåíêà” ïðåäëîæèëà ñïåöèàëüíûé äèäàêòè÷åñêèé ìàòåðèàë, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ôîðìèðîâàëîñü ïðåäñòàâëåíèå î ÷èñëàõ â ïðåäåëàõ 1000, î öèôðàõ, ãåîìåòðè÷åñêèõ ôèãóðàõ, âåëè÷èíàõ.

    Ñòàíîâëåíèå ìåòîäèêè ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé â XIX-íà÷àëå XX â. ïðîèñõîäèëî ïîä íåïîñðåäñòâåííûì âîçäåéñòâèåì îñíîâíûõ èäåé øêîëüíûõ ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ àðèôìåòèêå [23, ñ.15].

     òî âðåìÿ åäèíîé ìåòîäèêè ïðåïîäàâàíèÿ àðèôìåòèêè íå ñóùåñòâîâàëî. Øëà äëèòåëüíàÿ áîðüáà ìåæäó äâóìÿ íàïðàâëåíèÿìè, ñ îäíèì èç êîòîðûõ ñâÿçàí òàê íàçûâàåìûé ìåòîä èçó÷åíèÿ ÷èñåë, èëè ìîíîãðàôè÷åñêèé, à ñ äðóãèì – ìåòîä èçó÷åíèÿ äåéñòâèé, êîòîðûé íàçûâàëè âû÷èñëèòåëüíûì.

     ïåðåâîäå ìîíîãðàôè÷åñêèé ìåòîä îçíà÷àåò “îïèñàíèå ÷èñëà”. Ñóòü ìåòîäà ñîñòîèò â ñëåäóþùåì: ò.ê. äåòè ñïîñîáíû âîñïðîèçâåñòè ãðóïïó ïðåäìåòîâ â ïðåäåëàõ 100, òî êàæäîå ÷èñëî èçó÷àåòñÿ ïóò¸ì ðàññìàòðèâàíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî êîëè÷åñòâà òî÷åê (èëè ÷¸ðòî÷åê), ñðàâíèâàåòñÿ ñ äðóãèìè ÷èñëàìè (èç êàêèõ ÷èñåë îíî ñîñòîèò, ñêîëüêî ðàç â íåãî âìåùàåòñÿ òî èëè èíîå ÷èñëî, íà ñêîëüêî îíî áîëüøå èëè ìåíüøå äðóãèõ ÷èñåë). Àðèôìåòè÷åñêèì äåéñòâèÿì äåòåé íå îáó÷àþò, ò.ê. ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî îíè ñàìè âûòåêàþò èç çíàíèÿ äåòüìè ñîñòàâà ÷èñåë. Âåñü èçó÷àåìûé ìàòåðèàë ðàñïîëàãàëñÿ ïî ÷èñëàì è èçó÷àëèñü âñå äåéñòâèÿ äëÿ êàæäîãî ÷èñëà [6, ñ.56].

    Читайте также:  Центр развития ребенка в переделкино

    Ïî ñðàâíåíèþ ñ À.Â. Ãðóáå, Â.À. Ëàé èñïîëüçîâàë ñïåöèàëüíûå ÷èñëîâûå ôèãóðû, ò.å. êàæäîå ÷èñëî îí èçîáðàæàë â óäîáíîé äëÿ âîñïðèÿòèÿ ôîðìå, è ñ÷èòàë, ýòî åñëè äåòè ëåãêî âîñïðîèçâîäÿò ýòè ÷èñëîâûå ôèãóðû, òî îíè çàïîìíèëè ñîîòâåòñòâóþùåå ÷èñëî. Â.À. Åâòóøåâñêèé ýòîò ìåòîä óïðîñòèë, ïðåäëàãàÿ âåñòè îáó÷åíèå â ïðåäåëàõ 20, à íå 100. Ä.Ë. Âîëõîâñêèé ðåêîìåíäîâàë ýòîò ìåòîä äëÿ äåòåé äî øêîëû, ïðåäëàãàÿ âåñòè îáó÷åíèå â ïðåäåëàõ 10.

     ñîâðåìåííîé ìåòîäèêå îçíàêîìëåíèÿ ñ ÷èñëàìè èñïîëüçîâàíû ïîëîæèòåëüíûå ñòîðîíû ìîíîãðàôè÷åñêîãî ìåòîäà: âîñïðîèçâåäåíèå ãðóïï ïðåäìåòîâ, ïðèìåíåíèå ÷èñëîâûõ ôèãóð è ñ÷¸òíûõ êàðòî÷åê, èçó÷åíèå ñîñòàâ ÷èñëà.

    Âû÷èñëèòåëüíûé ìåòîä ïðåäïîëàãàåò íàó÷èòü äåòåé íå òîëüêî âû÷èñëÿòü, íî è ïîíèìàòü ñìûñë ýòèõ äåéñòâèé. Äåòåé îáó÷àëè ñ÷èòàòü êîíêðåòíûå ìíîæåñòâà, óñâàèâàòü íóìåðàöèþ, à çàòåì ïåðåâîäèëè ê èçó÷åíèþ àðèôìåòè÷åñêèõ äåéñòâèé è âû÷èñëèòåëüíûõ ïðè¸ìîâ. Ò.å. îáó÷åíèå øëî îò ïðàêòè÷åñêèõ äåéñòâèé ñ ìíîæåñòâàìè ê óñâîåíèþ îïåðàöèè ñ÷¸òà è ïîíèìàíèþ ÷èñëà, à çàòåì – óñâîåíèþ ïîíÿòèÿ íàòóðàëüíîãî ðÿäà ÷èñåë è ïîíèìàíèþ ïîñòðîåíèÿ äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ. Îáó÷åíèå è ïîÿñíåíèå âåëîñü ïî äåñÿòè÷íûì êîíöåíòðàì (ñíà÷àëà â ïðåäåëàõ ïåðâîãî äåñÿòêà, çàòåì ïî àíàëîãèè – â ïðåäåëàõ 20 è ò.ä.).

    Ýòîò ìåòîä ïðåäëîæèëè â êîíöå 19 â.: Ï.Ñ. Ãóðüåâ â Ðîññèè, À. Äèñòåðâåã â Ãåðìàíèè (“Ðóêîâîäñòâî ê ïðåïîäàâàíèþ àðèôìåòèêè ìàëîëåòíèì äåòÿì”). Èõ ïîñëåäîâàòåëè â Ðîññèè: À.È. Ãîëüäåíáåðã, Ñ.È. Øîõîð-Òðîöêèé, Ô.È. Åãîðîâ.

     ñîâðåìåííîé ìåòîäèêå îçíàêîìëåíèÿ ñ ÷èñëàìè èñïîëüçîâàíû ïîëîæèòåëüíûå ñòîðîíû âû÷èñëèòåëüíîãî ìåòîäà: ÷èñëî êàê ðåçóëüòàò ñ÷¸òà, îáðàçîâàíèå ÷èñåë íà îñíîâå ñðàâíåíèÿ äâóõ ñîâîêóïíîñòåé è óñòàíîâëåíèÿ ìåæäó íèìè âçàèìíî îäíîçíà÷íîãî ñîîòâåòñòâèÿ, óâåëè÷åíèå èëè óìåíüøåíèå îäíîãî èç íèõ íà 1, îñâîåíèå äåéñòâèé ñëîæåíèÿ è âû÷èòàíèÿ.

    Â.À. Êëåéíèö (“Ìàòåìàòèêà â äåòñêîì ñàäó”, 1912 ã.) èçëîæèëà ñîäåðæàíèå è ìåòîäû ìàòåìàòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà â ôîðìå áåñåä, èãð, óïðàæíåíèé.  êíèãå ïðèñóòñòâóþò âñå ðàçäåëû ñîâðåìåííîé ïðîãðàììû.

    Ë.Ê. Øëåãåð (“Îñîáåííîñòè ðàáîòû ñ äåòüìè-ñåìèëåòêàìè”, 1925 ã.) ïðåäëàãàëà äàâàòü äåòÿì íå ãîòîâûå çíàíèÿ, à ðàçâèâàòü ó íèõ ñïîñîáíîñòü ÷åðïàòü ýòè çíàíèÿ èç îêðóæàþùåé æèçíè ñàìîñòîÿòåëüíî. Îíà îòðèöàëà íåîáõîäèìîñòü ïðîãðàììû è ñïåöèàëüíî-îðãàíèçîâàííîãî îáó÷åíèÿ.

    Ô.Í. Áëåõåð ñîçäàëà ïåðâóþ â ÑÑÑÐ ïðîãðàììó è ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå äëÿ âîñïèòàòåëåé ïî äîøêîëüíîé ìàòåìàòèêå (“Ìàòåìàòèêà â äåòñêîì ñàäó è íóëåâîé ãðóïïå”, 1934 ã.). Ñ÷èòàëà, ÷òî äåòè äîëæíû âîñïðèíèìàòü êîëè÷åñòâî â ïðåäåëàõ 10 áåç ñ÷åòà (“ñõâàòûâàòü ÷èñëà”). Íå ïîä÷åðêèâàëà îòëè÷èå ìåæäó êîíêðåòíûì ìíîæåñòâîì è îòâëå÷¸ííûì ïîíÿòèåì ÷èñëà.

    Ë.Â. Ãëàãîëåâà – â îñíîâå åå ìåòîäèêè ëåæàë ìîíîãðàôè÷åñêèé ìåòîä. Äî 40-õ ãîäîâ äåòåé îáó÷àëè ñ÷¸òó ïî ìåòîäèêå Ãëàãîëåâîé. Â å¸ ïîñîáèÿõ ðàñêðûòû ñîäåðæàíèå, ìåòîäû è ïðè¸ìû ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïåðâîíà÷àëüíûõ ïðåäñòàâëåíèé î ÷èñëàõ, âåëè÷èíàõ è èõ èçìåðåíèè, äåëåíèè öåëîãî íà ðàâíûå ÷àñòè.

    Ïî ìíåíèþ Å.È. Òèõååâîé ðàçâèòèå ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó ðåáåíêà äîëæíî ïðîèñõîäèòü èç åãî ïðàêòè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé â íîðìàëüíîé, åñòåñòâåííîé æèçíè. Îäíàêî, ðîëü âîñïèòàòåëÿ ïðè òàêîì ðàçâèòèè î÷åíü âåëèêà è îòâåòñòâåííà [6, ñ.56-58].

    Âîïðîñû ðàçâèòèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçðàáàòûâàëèñü À.Ì. Ëåóøèíîé íà÷èíàÿ ñ 40-õ ãîäîâ. Áëàãîäàðÿ åå ðàáîòàì ìåòîäèêà ïîëó÷èëà òåîðåòè÷åñêîå, íàó÷íîå è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå, áûëè ðàñêðûòû çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé â óñëîâèÿõ öåëåíàïðàâëåííîãî îáó÷åíèÿ íà çàíÿòèÿõ â äåòñêîì ñàäó.

    À.Ì. Ëåóøèíà çàëîæèëà îñíîâû ñîâðåìåííîé äèäàêòè÷åñêîé ñèñòåìû ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé, ðàçðàáîòàâ ïðîãðàììó, ñîäåðæàíèå, ìåòîäû è ïðèåìû ðàáîòû ñ äåòüìè 3-, 4-, 5 – è 6-ëåòíåãî âîçðàñòà. Ìåòîäè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ àâòîðà ñëîæèëàñü â ðåçóëüòàòå ìíîãîëåòíåé ýêñïåðèìåíòàëüíîé è íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêîé ðàáîòû.

    Îíà çàêëþ÷àåòñÿ â ñëåäóþùåì: îò íåðàñ÷ëåíåííîãî âîñïðèÿòèÿ ìíîæåñòâ ïðåäìåòîâ äåòåé íåîáõîäèìî ïåðåâîäèòü ê âûÿâëåíèþ îòäåëüíûõ ñîñòàâëÿþùèõ ýòî ìíîæåñòâî ýëåìåíòîâ ïóòåì ïîïàðíîãî ñîïîñòàâëåíèÿ èõ, ÷òî ïðåäñòàâëÿåò äî÷èñëîâîé ïåðèîä îáó÷åíèÿ (óñâîåíèå îòíîøåíèé “ñòîëüêî æå”, “ïîðîâíó”, “áîëüøå”, “ìåíüøå” è. äð.). Îáó÷åíèå ñ÷åòó ñëåäóåò çà îñâîåíèåì äåòüìè äåéñòâèé ñ ìíîæåñòâàìè è áàçèðóåòñÿ íà ñðàâíåíèè äâóõ ïðåäìåòíûõ ãðóïï. Äåòè çíàêîìÿòñÿ ñ ÷èñëîì êàê õàðàêòåðèñòèêîé ÷èñëåííîñòè êîíêðåòíîé ïðåäìåòíîé ãðóïïû â ñîïîñòàâëåíèè åå ñ äðóãîé.  õîäå ñðàâíåíèÿ ÷èñåë (íà íàãëÿäíîé îñíîâå) ðåáåíêîì óñâàèâàþòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è îòíîøåíèÿ ìåæäó íèìè, ÷òî ïðèâîäèò ê ñîçíàòåëüíîìó îñâîåíèþ ñ÷åòà è èñïîëüçîâàíèþ åãî â âû÷èñëåíèÿõ, âûïîëíåíèþ äåéñòâèé ïðè ðåøåíèè ïðîñòûõ àðèôìåòè÷åñêèõ çàäà÷. Ýëåìåíòàðíîå ïðåäñòàâëåíèå î ÷èñëå ôîðìèðóåòñÿ ó äåòåé â õîäå íàêîïëåíèÿ èìè îïûòà ñðàâíåíèÿ íåñêîëüêèõ ïðåäìåòíûõ ãðóïï ïî ïðèçíàêó êîëè÷åñòâà íåçàâèñèìî îò äðóãèõ ïðèçíàêîâ (êà÷åñòâåííûå îñîáåííîñòè, ðàñïîëîæåíèå â ïðîñòðàíñòâå). Íà ýòîé îñíîâå ñòðîèëîñü îñâîåíèå êîëè÷åñòâåííîãî è ïîðÿäêîâîãî ñ÷åòà, îïðåäåëåíèå ñîñòàâà ÷èñåë èç åäèíèö è äâóõ ìåíüøèõ ÷èñåë.

    Читайте также:  Биологические врожденные факторы развития ребенка

    Ðàçðàáîòàííàÿ À.Ì. Ëåóøèíîé êîíöåïöèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé ñëóæèò èñòî÷íèêîì äëÿ ìíîãèõ ñîâðåìåííûõ èññëåäîâàíèé, à äèäàêòè÷åñêàÿ ñèñòåìà ïðîøëà èñïûòàíèÿ âðåìåíåì, óñïåøíî ôóíêöèîíèðóåò óæå íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ëåò, ïîêàçàëà ñâîþ ýôôåêòèâíîñòü â óñëîâèÿõ îáùåñòâåííîãî äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ, ðåàëèçîâàíà â “Ïðîãðàììå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ â äåòñêîì ñàäó” [17, ñ.160-165].

    Ïñèõîëîãè â êà÷åñòâå îñíîâàíèÿ äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íà÷àëüíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé è ïîíÿòèé ïðåäëàãàëè ðàçëè÷íûå ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ. Ï.ß. Ãàëüïåðèí ðàçðàáîòàë ëèíèþ ôîðìèðîâàíèÿ íà÷àëüíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïîíÿòèé è äåéñòâèé, ïîñòðîåííóþ íà ââåäåíèè ìåðêè è îïðåäåëåíèè åäèíèöû ÷åðåç îòíîøåíèå ê íåé.

     èññëåäîâàíèè Â.Â. Äàâûäîâà áûë ðàñêðûò ïñèõîëîãè÷åñêèé ìåõàíèçì ñ÷åòà êàê óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè è íàìå÷åíû ïóòè ôîðìèðîâàíèÿ ïîíÿòèÿ ÷èñëà ÷åðåç îñâîåíèå äåòüìè äåéñòâèé óðàâíèâàíèÿ è êîìïëåêòîâàíèÿ, èçìåðåíèÿ. Ãåíåçèñ ïîíÿòèÿ ÷èñëà ðàññìàòðèâàåòñÿ íà îñíîâå êðàòêîãî îòíîøåíèÿ ëþáîé âåëè÷èíû ê åå ÷àñòè (Ã.À. Êîðíååâà) [16, ñ.46].

    Ìåòîäèêó ïåðâîíà÷àëüíîãî îáó÷åíèÿ À.È. Ìàðêóøåâè÷ ðåêîìåíäîâàë ñòðîèòü, îñíîâûâàÿñü íà ïîëîæåíèÿõ òåîðèè ìíîæåñòâ. Îí ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì îáó÷àòü äîøêîëüíèêîâ ïðîñòåéøèì îïåðàöèÿì ñ ìíîæåñòâàìè (îáúåäèíåíèå, ïåðåñå÷åíèå, äîïîëíåíèå), ðàçâèâàòü ó íèõ êîëè÷åñòâåííûå è ïðîñòðàíñòâåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ.

    Æ. Ïàïè (áåëüãèéñêèé ìàòåìàòèê) ðàçðàáîòàë èíòåðåñíóþ ìåòîäèêó ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïðåäñòàâëåíèé îá îòíîøåíèÿõ, ôóíêöèÿõ, îòîáðàæåíèè, ïîðÿäêå è äð., èñïîëüçóÿ ñ ýòîé öåëüþ ìíîãîöâåòíûå ãðàôû.

     1960-1980-å ãã. âûÿñíèëèñü âîçìîæíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïðåäñòàâëåíèé î âåëè÷èíå, óñòàíîâëåíèè âçàèìîñâÿçåé ìåæäó ñ÷åòîì è èçìåðåíèåì, àïðîáèðîâàëèñü ïðèåìû îáó÷åíèÿ (Ð.Ë. Áåðåçèíà, Í.Ã. Áåëîóñ, Ç.Å. Ëåáåäåâà, Ð.Ë. Íåïîìíÿùàÿ, Å.Â. Ïðîñêóðà, Ë.À. Ëåâèíîâà, Ò.Â. Òàðóíòàåâà, Å.È. Ùåðáàêîâà).

    Âîçìîæíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, ïóòè ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà èçó÷åíû Â.Â. Äàíèëîâîé, Ë.È. Åðìîëàåâîé, Å.À. Òàðõàíîâîé.

    Ñîäåðæàíèå è ïðèåìû ôîðìèðîâàíèÿ ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ ïðåäñòàâëåíèé îïðåäåëåíû íà îñíîâå ðÿäà èññëåäîâàíèé Ò.À. Ìóñåéèáîâîé, Ê.Â. Íàçàðåíêî, Ò.Ä. Ðèõòåðìàí.

    Ìåòîäû è ïðèåìû ïåäàãîãè÷åñêîãî ðóêîâîäñòâà ìàòåìàòè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé ñ ïîìîùüþ èãðû ðàçðàáîòàíû Ç.À. Ãðà÷åâîé, Ò.Í. Èãíàòîâîé, À.À. Ñìîëåíöåâîé, È.È. Ùåðáèíèíîé [23, ñ.29].

    Òàêèì îáðàçîì, ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà èíòåðåñîâàëà ïðåïîäàâàòåëåé è âîñïèòàòåëåé ðàçíûõ ïîêîëåíèé. Âñå îíè èçëàãàëè ñâîè âçãëÿäû íà äàííûé âîïðîñ è âûäâèãàëè èäåè è ìåòîäû îáó÷åíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ìàòåìàòèêå. Íà îñíîâå èçó÷åíèÿ âñåõ òðóäîâ è èññëåäîâàíèé ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ è ó÷åíûõ â íàñòîÿùåå âðåìÿ ôîðìèðóåòñÿ ñîâðåìåííàÿ êîíöåïöèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äîøêîëüíèêîâ.

    Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

    • Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ íàðóøåíèÿìè ðå÷è. Ñîäåðæàíèå îáó÷åíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèì ïðåäñòàâëåíèÿì äåòåé, àíàëèç îñâîåíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé, ñîîòâåòñòâóþùèå èãðû è óïðàæíåíèÿ.

      ðåôåðàò [23,2 K], äîáàâëåí 19.10.2012

    • Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñêàçêà è åå âîçìîæíîñòè â âîñïèòàíèè ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äåòåé 5-6 ëåò. Êîíñïåêò çàíÿòèé ïî ðàçâèòèþ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äîøêîëüíèêîâ.

      êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [44,0 K], äîáàâëåí 06.10.2012

    • Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìûøëåíèå êàê ïîçíàâàòåëüíûé ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ. Ñïåöèôèêà åãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé â îíòîãåíåçå. Ôîðìèðîâàíèå ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ.

      äèïëîìíàÿ ðàáîòà [112,9 K], äîáàâëåí 05.11.2013

    • Ðåàëèçàöèÿ èäåè èíòåãðàöèè ëîãèêî-ìàòåìàòè÷åñêîãî è ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ. Îñíîâíûå òðåáîâàíèÿ ê õóäîæåñòâåííûì ïðîèçâåäåíèÿì äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ê èñïîëüçîâàíèþ ïðîèçâåäåíèé óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [114,7 K], äîáàâëåí 28.04.2011

    • Ñîâìåñòíàÿ ðàáîòà äåòñêîãî ñàäà c cåìüåé – âàæíîå óñëîâèå ïðàâèëüíîãî ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Ñîäåðæàíèå ðàáîòû äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ ñ ñåìüåé ïî ðàçâèòèþ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé. Êîíñïåêò ðîäèòåëüñêîãî ñîáðàíèÿ.

      êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [31,6 K], äîáàâëåí 09.02.2015

    • Ñâîåîáðàçèå îáó÷åíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé ýëåìåíòàì ìàòåìàòè÷åñêèõ çíàíèé. Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå êàê ÷óâñòâåííàÿ îñíîâà óìñòâåííîãî è ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Îñîáåííîñòè ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äåòåé ñ ïðîáëåìàìè â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè.

      ðåôåðàò [25,6 K], äîáàâëåí 17.03.2013

    • Íàïðàâëåíèÿ ðàáîòû ñî ñòàðøèìè äîøêîëüíèêàìè, âêëþ÷àþùèå ôîðìèðîâàíèå ïðåäñòàâëåíèé î ÷èñëàõ è îçíàêîìëåíèå ñ ãåîìåòðè÷åñêèìè ôèãóðàìè. Óñëîâèÿ îáó÷åíèÿ äîøêîëüíèêîâ ìàòåìàòèêå. Âëèÿíèå èãðû íà ôîðìèðîâàíèå ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

      ðåôåðàò [55,2 K], äîáàâëåí 03.12.2010

    • Îñîáåííîñòè è òðóäíîñòè óñâîåíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, àíàëèç ïðîãðàììíî-ìåòîäè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ. Òèïîëîãè÷åñêèå ðàçëè÷èÿ â óñâîåíèè ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ ïðåäñòàâëåíèé.

      äèïëîìíàÿ ðàáîòà [97,5 K], äîáàâëåí 05.11.2014

    • Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé, îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðîöåññ îâëàäåíèÿ êîìïüþòåðíîé ãðàìîòíîñòüþ, ïðèìåíåíèå êîìïüþòåðíûõ èãð â îòå÷åñòâåííîé ïåäàãîãèêå.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [55,1 K], äîáàâëåí 07.08.2010

    • Âûÿâëåíèå óðîâíÿ ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, äî÷èñëîâîé ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç óðîâíÿ ôîðìèðîâàíèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçíûõ ïðîãðàìì.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,5 K], äîáàâëåí 12.03.2012

    Развитие у ребенка элементарных математических представлений курсовая

    • ãëàâíàÿ
    • ðóáðèêè
    • ïî àëôàâèòó
    • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
    • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
    • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

    Источник