Развитие у ребенка элементарных математических представлений курсовая

Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Роль различных анализаторов в развитии у дошкольников элементарных математических представлений. Конспекты уроков по формированию элементарных математических представлений.
Характеристика методов обучения дошкольников. Использование разнообразных методов и приемов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду. Приёмы обучения дошкольников. Формирование у детей элементарных математических представлений.
реферат, добавлен 05.06.2015
Анализ методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Исследование особенностей восприятия детьми массы предметов и этапов освоения данной величины. Описания основных различий между весом и массой предмета.
реферат, добавлен 12.12.2011
Принцип развития логического мышления у дошкольников. Формирование навыков работы с объектами из плоскостных фигур, обучение анализировать, сравнивать, доказывать, делать выводы. Особенности методики побуждения к упорству в достижении поставленной цели.
творческая работа, добавлен 29.11.2008
Особенности сенсорного развития дошкольников с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи. Методические рекомендации по усвоению системы сенсорных эталонов (цвета, формы, величины предмета) воспитанниками логопедических групп на занятиях.
дипломная работа, добавлен 31.05.2012
Обучение детей решению задач, формулировке арифметических действий, закрепление знаний о взаимообратных отношениях между числами. Методика ознакомления детей 6-7 лет с календарем. Организация работы на уроках математики в подготовительной группе.
дипломная работа, добавлен 10.12.2009
Игры, упражнения и приемы, направленные на развитие восприятия времени у детей. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Теоретические основы умственного развития детей. Методики диагностики свойств внимания и памяти.
курсовая работа, добавлен 18.05.2016
Структура развивающей среды. Принципы построения развивающей среды в условиях детского образовательного учреждения. Требования к оборудованию группы и специальные комнаты для формирования у дошкольников элементарных математических представлений.
курсовая работа, добавлен 09.09.2013
Реализация идеи интеграции логико-математического и речевого развития дошкольников. Основные требования к художественным произведениям для детей дошкольного возраста. Методические рекомендации к использованию произведений устного народного творчества.
курсовая работа, добавлен 28.04.2011
Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей. Особенности психологического развития детей в первые годы жизни. Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников, сотрудничество дошкольного учреждения и родителей малышей.
реферат, добавлен 17.01.2013
Дидактическая игра как средство формирования представлений об организме человека. Развитие представлений детей об организме человека с использованием дидактических игр. Расширение представлений дошкольников о ключевых составляющих здорового образа жизни.
дипломная работа, добавлен 11.09.2019
Источник
Краткое описание документа:
Теоретическое исследование проблемы формирования представлений о величинах детей дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы.
Величиной обозначается математическое понятие, которое наряду с другими показателями включает в себя длину, объем, площадь. Педагогическая наука и практика исследуя особенности развития представлений о величинах у старших дошкольников обоснованно указывает на необходимость обучения дошкольников приемам измерения, проведения работы по знакомству детей с мерой длины, обеспечения освоения детьми значения измерительной деятельности для формирования у них понятия числа и другие важные направления.
Задачами формирования представлений старших дошкольников о величине являются развитие у детей понимания и определения величины сравниваемых предметов по условным меркам, правил измерения с помощью условной мерки, объединения и отличия объектов по величинам, использования средств измерения и его результата, развитие умения давать словесные отчеты о выполнении задания. Данная работа должна проводится с помощью наглядных материалов, которыми могут быть готовые, специально изготовленные взрослыми или выполненных детьми предметы.
Представления о величине формируются в детском саду на основе уже имеющихся знаний и умений, с помощью упражнений, заданий, занятий, коллективной и индивидуальной деятельности детей, используя приемы сравнения, приложения, наложения. Также необходимо использовать предметно-практическую деятельность, проводить работу по активизации речи детей и усвоению математических понятий, способов мышления, самоконтроля и самопроверки, отслеживания результатов развития педагогом, обеспечивать практическую направленность измерительной деятельности детей.
Эмпирическое исследование было организовано на базе МКДОУ “Журавли” г.Кизляр, среди 40 детей старшего дошкольного возраста 6-6,5 лет в составе контрольной и экспериментальной групп.
Диагностика представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста проводилась по выбранным методикам: «Сравни палочки» позволяющая определить уровень развития представлений детей старшего дошкольного возраста о длине, «Два шарика» для определения уровня представлений об объемах и методики «Два квадрата», для диагностики уровня представлений о площади у старших дошкольников.
Констатирующая диагностика сформированности представлений о величинах как в контрольной, так и в экспериментальной группе у детей показала, что уровень его развития не превышает средний и низкий уровни. Количество детей имеющих определенные уровни сформированности представлений о величине в двух группах приблизительно равное.
Формирующий этап включал в себя проведение различных форм работы с детьми экспериментальной группы для развития представлений о длине, объеме и площади с использованием измерительной деятельности. Нами были проведены непосредственная образовательная деятельность, использованы простейшие опыты, свободная деятельность детей в детском саду, которые направлялись на развитие у детей измерительных умений, умений сравнивать массу, объем и площадь.
Проведение контрольной диагностики по методикам констатирующего этапа показало, значительное повышение уровня сформированности представлений о величинах детей в экспериментальной группе до высокого и среднего значения. В контрольной группе изменения уровня сформированности представлений детей о длине, объеме и площади не выявлены, их показатели остались на среднем и низком уровне.
На основании проведенного исследования, сравнения результатов исследования был сделан вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась: формирование представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе целенаправленной работы с использованием измерительной деятельности.
Источник
Ñïåöèôèêà äîøêîëüíîãî îáó÷åíèÿ. Îñíîâû ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà íà ïðèìåðå äåòåé 3-4 ëåò â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè. Ñîäåðæàíèå ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ: îñíîâíûå ïðîãðàììíûå çàäà÷è.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 22.07.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 132,5 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- 1. Îñíîâû ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
- 1.1 Èñòîðè÷åñêèé àñïåêò ìåòîäèêè ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
- 1.2 Ïîíÿòèå è ñîäåðæàíèå ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
- 1.3 Ðàçâèòèå ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé 3-4 ëåò â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè
- 2. Ìåòîäèêà ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé 3-4 ëåò â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè
- 2.1 Ïðîãðàììíûå çàäà÷è ïî ôîðìèðîâàíèþ è ðàçâèòèþ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé â ìëàäøåé ãðóïïå äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ
- 2.2 Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî ôîðìèðîâàíèþ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äåòåé 3-4 ëåò â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè (ìàé)
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
- Ïðèëîæåíèÿ
ìàòåìàòè÷åñêîå ïðåäñòàâëåíèå äîøêîëüíèê ïðîãðàììíûé
È.Ã. Ïåñòàëîööè óêàçûâàë íà íåäîñòàòêè ñóùåñòâóþùèõ ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæèò çóáðåæêà, è ðåêîìåíäîâàë ó÷èòü äåòåé ñ÷åòó êîíêðåòíûõ ïðåäìåòîâ, ïîíèìàíèþ äåéñòâèé íàä ÷èñëàìè, óìåíèþ îïðåäåëÿòü âðåìÿ. Ïðåäëîæåííûå èì ìåòîäû ýëåìåíòàðíîãî îáó÷åíèÿ ïðåäïîëàãàëè ïåðåõîä îò ïðîñòûõ ýëåìåíòîâ ê áîëåå ñëîæíûì, øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå íàãëÿäíîñòè, îáëåã÷àþùåé óñâîåíèå äåòüìè ÷èñåë. Èäåè È. à Ïåñòàëîööè ïîñëóæèëè â äàëüíåéøåì (ñåðåäèíà XIX â.) îñíîâîé ðåôîðìû â îáëàñòè îáó÷åíèÿ ìàòåìàòèêå â øêîëå [23, ñ.14].
 Ðîññèè â 18 â. Ë.Ô. Ìàãíèöêèé èçäàë ïåðâóþ ïå÷àòíóþ ðóññêóþ êíèãó “Àðèôìåòèêà”. Ïðåäëàãàë îáó÷àòü äåòåé íóìåðàöèè, âûïîëíÿòü àðèôìåòè÷åñêèå äåéñòâèÿ, ðåøàòü ïðèìåðû è çàäà÷è áåç ïîÿñíåíèÿ.
Ê.Ä. Óøèíñêèé (19 â.) ïðåäëàãàë îáó÷àòü äåòåé-äîøêîëüíèêîâ ñ÷¸òó îòäåëüíûõ ïðåäìåòîâ è ãðóïï, ñ÷¸òó äåñÿòêàìè, âûïîëíÿòü àðèôìåòè÷åñêèå äåéñòâèÿ.
Ë. Òîëñòîé (â 19 âåêå) âûïóñòèë “Àçáóêó”, â êîòîðîé â ðàçäåëå “Ñ÷¸ò” ðåêîìåíäîâàë ó÷èòü äåòåé ñ÷èòàòü âïåðåä è íàçàä â ïðåäåëàõ 100 è çíàêîìèòü ñ öèôðàìè. Îáó÷åíèå ïðåäëàãàë îñóùåñòâëÿòü ÷åðåç èãðó.
Ìåòîäû ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïîíÿòèÿ î ÷èñëå, ôîðìå íàøëè ñâîå îòðàæåíèå è äàëüíåéøåå ðàçâèòèå â ñèñòåìàõ ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ íåìåöêîãî ïåäàãîãà Ô. Ôðåáåëÿ (1782-1852) è èòàëüÿíñêîãî ïåäàãîãà Ì. Ìîíòåññîðè (1870-1952).
Ô. Ôðåáåëü â íà÷. 19 âåêà ñîçäàë ïîñîáèå “Äàðû”, â êîòîðîì ïðåäëàãàë îáó÷åíèå ñ÷åòó ÷åðåç óñâîåíèå ðÿäà ÷èñåë, îçíàêîìëåíèå ñ ãåîìåòðè÷åñêèìè ôîðìàìè, âåëè÷èíîé, îðèåíòèðîâêîé â ïðîñòðàíñòâå ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ äèäàêòè÷åñêèõ ïîñîáèé “Äàðû” (ñòðîèòåëüíûå äåòàëè).
Ì. Ìîíòåññîðè (êîíåö 19 – íà÷. 20 ââ.) â êíèãå “Äîì ðåáåíêà” ïðåäëîæèëà ñïåöèàëüíûé äèäàêòè÷åñêèé ìàòåðèàë, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ôîðìèðîâàëîñü ïðåäñòàâëåíèå î ÷èñëàõ â ïðåäåëàõ 1000, î öèôðàõ, ãåîìåòðè÷åñêèõ ôèãóðàõ, âåëè÷èíàõ.
Ñòàíîâëåíèå ìåòîäèêè ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé â XIX-íà÷àëå XX â. ïðîèñõîäèëî ïîä íåïîñðåäñòâåííûì âîçäåéñòâèåì îñíîâíûõ èäåé øêîëüíûõ ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ àðèôìåòèêå [23, ñ.15].
 òî âðåìÿ åäèíîé ìåòîäèêè ïðåïîäàâàíèÿ àðèôìåòèêè íå ñóùåñòâîâàëî. Øëà äëèòåëüíàÿ áîðüáà ìåæäó äâóìÿ íàïðàâëåíèÿìè, ñ îäíèì èç êîòîðûõ ñâÿçàí òàê íàçûâàåìûé ìåòîä èçó÷åíèÿ ÷èñåë, èëè ìîíîãðàôè÷åñêèé, à ñ äðóãèì – ìåòîä èçó÷åíèÿ äåéñòâèé, êîòîðûé íàçûâàëè âû÷èñëèòåëüíûì.
 ïåðåâîäå ìîíîãðàôè÷åñêèé ìåòîä îçíà÷àåò “îïèñàíèå ÷èñëà”. Ñóòü ìåòîäà ñîñòîèò â ñëåäóþùåì: ò.ê. äåòè ñïîñîáíû âîñïðîèçâåñòè ãðóïïó ïðåäìåòîâ â ïðåäåëàõ 100, òî êàæäîå ÷èñëî èçó÷àåòñÿ ïóò¸ì ðàññìàòðèâàíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî êîëè÷åñòâà òî÷åê (èëè ÷¸ðòî÷åê), ñðàâíèâàåòñÿ ñ äðóãèìè ÷èñëàìè (èç êàêèõ ÷èñåë îíî ñîñòîèò, ñêîëüêî ðàç â íåãî âìåùàåòñÿ òî èëè èíîå ÷èñëî, íà ñêîëüêî îíî áîëüøå èëè ìåíüøå äðóãèõ ÷èñåë). Àðèôìåòè÷åñêèì äåéñòâèÿì äåòåé íå îáó÷àþò, ò.ê. ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî îíè ñàìè âûòåêàþò èç çíàíèÿ äåòüìè ñîñòàâà ÷èñåë. Âåñü èçó÷àåìûé ìàòåðèàë ðàñïîëàãàëñÿ ïî ÷èñëàì è èçó÷àëèñü âñå äåéñòâèÿ äëÿ êàæäîãî ÷èñëà [6, ñ.56].
Ïî ñðàâíåíèþ ñ À.Â. Ãðóáå, Â.À. Ëàé èñïîëüçîâàë ñïåöèàëüíûå ÷èñëîâûå ôèãóðû, ò.å. êàæäîå ÷èñëî îí èçîáðàæàë â óäîáíîé äëÿ âîñïðèÿòèÿ ôîðìå, è ñ÷èòàë, ýòî åñëè äåòè ëåãêî âîñïðîèçâîäÿò ýòè ÷èñëîâûå ôèãóðû, òî îíè çàïîìíèëè ñîîòâåòñòâóþùåå ÷èñëî. Â.À. Åâòóøåâñêèé ýòîò ìåòîä óïðîñòèë, ïðåäëàãàÿ âåñòè îáó÷åíèå â ïðåäåëàõ 20, à íå 100. Ä.Ë. Âîëõîâñêèé ðåêîìåíäîâàë ýòîò ìåòîä äëÿ äåòåé äî øêîëû, ïðåäëàãàÿ âåñòè îáó÷åíèå â ïðåäåëàõ 10.
 ñîâðåìåííîé ìåòîäèêå îçíàêîìëåíèÿ ñ ÷èñëàìè èñïîëüçîâàíû ïîëîæèòåëüíûå ñòîðîíû ìîíîãðàôè÷åñêîãî ìåòîäà: âîñïðîèçâåäåíèå ãðóïï ïðåäìåòîâ, ïðèìåíåíèå ÷èñëîâûõ ôèãóð è ñ÷¸òíûõ êàðòî÷åê, èçó÷åíèå ñîñòàâ ÷èñëà.
Âû÷èñëèòåëüíûé ìåòîä ïðåäïîëàãàåò íàó÷èòü äåòåé íå òîëüêî âû÷èñëÿòü, íî è ïîíèìàòü ñìûñë ýòèõ äåéñòâèé. Äåòåé îáó÷àëè ñ÷èòàòü êîíêðåòíûå ìíîæåñòâà, óñâàèâàòü íóìåðàöèþ, à çàòåì ïåðåâîäèëè ê èçó÷åíèþ àðèôìåòè÷åñêèõ äåéñòâèé è âû÷èñëèòåëüíûõ ïðè¸ìîâ. Ò.å. îáó÷åíèå øëî îò ïðàêòè÷åñêèõ äåéñòâèé ñ ìíîæåñòâàìè ê óñâîåíèþ îïåðàöèè ñ÷¸òà è ïîíèìàíèþ ÷èñëà, à çàòåì – óñâîåíèþ ïîíÿòèÿ íàòóðàëüíîãî ðÿäà ÷èñåë è ïîíèìàíèþ ïîñòðîåíèÿ äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ. Îáó÷åíèå è ïîÿñíåíèå âåëîñü ïî äåñÿòè÷íûì êîíöåíòðàì (ñíà÷àëà â ïðåäåëàõ ïåðâîãî äåñÿòêà, çàòåì ïî àíàëîãèè – â ïðåäåëàõ 20 è ò.ä.).
Ýòîò ìåòîä ïðåäëîæèëè â êîíöå 19 â.: Ï.Ñ. Ãóðüåâ â Ðîññèè, À. Äèñòåðâåã â Ãåðìàíèè (“Ðóêîâîäñòâî ê ïðåïîäàâàíèþ àðèôìåòèêè ìàëîëåòíèì äåòÿì”). Èõ ïîñëåäîâàòåëè â Ðîññèè: À.È. Ãîëüäåíáåðã, Ñ.È. Øîõîð-Òðîöêèé, Ô.È. Åãîðîâ.
 ñîâðåìåííîé ìåòîäèêå îçíàêîìëåíèÿ ñ ÷èñëàìè èñïîëüçîâàíû ïîëîæèòåëüíûå ñòîðîíû âû÷èñëèòåëüíîãî ìåòîäà: ÷èñëî êàê ðåçóëüòàò ñ÷¸òà, îáðàçîâàíèå ÷èñåë íà îñíîâå ñðàâíåíèÿ äâóõ ñîâîêóïíîñòåé è óñòàíîâëåíèÿ ìåæäó íèìè âçàèìíî îäíîçíà÷íîãî ñîîòâåòñòâèÿ, óâåëè÷åíèå èëè óìåíüøåíèå îäíîãî èç íèõ íà 1, îñâîåíèå äåéñòâèé ñëîæåíèÿ è âû÷èòàíèÿ.
Â.À. Êëåéíèö (“Ìàòåìàòèêà â äåòñêîì ñàäó”, 1912 ã.) èçëîæèëà ñîäåðæàíèå è ìåòîäû ìàòåìàòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà â ôîðìå áåñåä, èãð, óïðàæíåíèé.  êíèãå ïðèñóòñòâóþò âñå ðàçäåëû ñîâðåìåííîé ïðîãðàììû.
Ë.Ê. Øëåãåð (“Îñîáåííîñòè ðàáîòû ñ äåòüìè-ñåìèëåòêàìè”, 1925 ã.) ïðåäëàãàëà äàâàòü äåòÿì íå ãîòîâûå çíàíèÿ, à ðàçâèâàòü ó íèõ ñïîñîáíîñòü ÷åðïàòü ýòè çíàíèÿ èç îêðóæàþùåé æèçíè ñàìîñòîÿòåëüíî. Îíà îòðèöàëà íåîáõîäèìîñòü ïðîãðàììû è ñïåöèàëüíî-îðãàíèçîâàííîãî îáó÷åíèÿ.
Ô.Í. Áëåõåð ñîçäàëà ïåðâóþ â ÑÑÑÐ ïðîãðàììó è ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå äëÿ âîñïèòàòåëåé ïî äîøêîëüíîé ìàòåìàòèêå (“Ìàòåìàòèêà â äåòñêîì ñàäó è íóëåâîé ãðóïïå”, 1934 ã.). Ñ÷èòàëà, ÷òî äåòè äîëæíû âîñïðèíèìàòü êîëè÷åñòâî â ïðåäåëàõ 10 áåç ñ÷åòà (“ñõâàòûâàòü ÷èñëà”). Íå ïîä÷åðêèâàëà îòëè÷èå ìåæäó êîíêðåòíûì ìíîæåñòâîì è îòâëå÷¸ííûì ïîíÿòèåì ÷èñëà.
Ë.Â. Ãëàãîëåâà – â îñíîâå åå ìåòîäèêè ëåæàë ìîíîãðàôè÷åñêèé ìåòîä. Äî 40-õ ãîäîâ äåòåé îáó÷àëè ñ÷¸òó ïî ìåòîäèêå Ãëàãîëåâîé. Â å¸ ïîñîáèÿõ ðàñêðûòû ñîäåðæàíèå, ìåòîäû è ïðè¸ìû ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïåðâîíà÷àëüíûõ ïðåäñòàâëåíèé î ÷èñëàõ, âåëè÷èíàõ è èõ èçìåðåíèè, äåëåíèè öåëîãî íà ðàâíûå ÷àñòè.
Ïî ìíåíèþ Å.È. Òèõååâîé ðàçâèòèå ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó ðåáåíêà äîëæíî ïðîèñõîäèòü èç åãî ïðàêòè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé â íîðìàëüíîé, åñòåñòâåííîé æèçíè. Îäíàêî, ðîëü âîñïèòàòåëÿ ïðè òàêîì ðàçâèòèè î÷åíü âåëèêà è îòâåòñòâåííà [6, ñ.56-58].
Âîïðîñû ðàçâèòèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçðàáàòûâàëèñü À.Ì. Ëåóøèíîé íà÷èíàÿ ñ 40-õ ãîäîâ. Áëàãîäàðÿ åå ðàáîòàì ìåòîäèêà ïîëó÷èëà òåîðåòè÷åñêîå, íàó÷íîå è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå, áûëè ðàñêðûòû çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé â óñëîâèÿõ öåëåíàïðàâëåííîãî îáó÷åíèÿ íà çàíÿòèÿõ â äåòñêîì ñàäó.
À.Ì. Ëåóøèíà çàëîæèëà îñíîâû ñîâðåìåííîé äèäàêòè÷åñêîé ñèñòåìû ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé, ðàçðàáîòàâ ïðîãðàììó, ñîäåðæàíèå, ìåòîäû è ïðèåìû ðàáîòû ñ äåòüìè 3-, 4-, 5 – è 6-ëåòíåãî âîçðàñòà. Ìåòîäè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ àâòîðà ñëîæèëàñü â ðåçóëüòàòå ìíîãîëåòíåé ýêñïåðèìåíòàëüíîé è íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêîé ðàáîòû.
Îíà çàêëþ÷àåòñÿ â ñëåäóþùåì: îò íåðàñ÷ëåíåííîãî âîñïðèÿòèÿ ìíîæåñòâ ïðåäìåòîâ äåòåé íåîáõîäèìî ïåðåâîäèòü ê âûÿâëåíèþ îòäåëüíûõ ñîñòàâëÿþùèõ ýòî ìíîæåñòâî ýëåìåíòîâ ïóòåì ïîïàðíîãî ñîïîñòàâëåíèÿ èõ, ÷òî ïðåäñòàâëÿåò äî÷èñëîâîé ïåðèîä îáó÷åíèÿ (óñâîåíèå îòíîøåíèé “ñòîëüêî æå”, “ïîðîâíó”, “áîëüøå”, “ìåíüøå” è. äð.). Îáó÷åíèå ñ÷åòó ñëåäóåò çà îñâîåíèåì äåòüìè äåéñòâèé ñ ìíîæåñòâàìè è áàçèðóåòñÿ íà ñðàâíåíèè äâóõ ïðåäìåòíûõ ãðóïï. Äåòè çíàêîìÿòñÿ ñ ÷èñëîì êàê õàðàêòåðèñòèêîé ÷èñëåííîñòè êîíêðåòíîé ïðåäìåòíîé ãðóïïû â ñîïîñòàâëåíèè åå ñ äðóãîé.  õîäå ñðàâíåíèÿ ÷èñåë (íà íàãëÿäíîé îñíîâå) ðåáåíêîì óñâàèâàþòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è îòíîøåíèÿ ìåæäó íèìè, ÷òî ïðèâîäèò ê ñîçíàòåëüíîìó îñâîåíèþ ñ÷åòà è èñïîëüçîâàíèþ åãî â âû÷èñëåíèÿõ, âûïîëíåíèþ äåéñòâèé ïðè ðåøåíèè ïðîñòûõ àðèôìåòè÷åñêèõ çàäà÷. Ýëåìåíòàðíîå ïðåäñòàâëåíèå î ÷èñëå ôîðìèðóåòñÿ ó äåòåé â õîäå íàêîïëåíèÿ èìè îïûòà ñðàâíåíèÿ íåñêîëüêèõ ïðåäìåòíûõ ãðóïï ïî ïðèçíàêó êîëè÷åñòâà íåçàâèñèìî îò äðóãèõ ïðèçíàêîâ (êà÷åñòâåííûå îñîáåííîñòè, ðàñïîëîæåíèå â ïðîñòðàíñòâå). Íà ýòîé îñíîâå ñòðîèëîñü îñâîåíèå êîëè÷åñòâåííîãî è ïîðÿäêîâîãî ñ÷åòà, îïðåäåëåíèå ñîñòàâà ÷èñåë èç åäèíèö è äâóõ ìåíüøèõ ÷èñåë.
Ðàçðàáîòàííàÿ À.Ì. Ëåóøèíîé êîíöåïöèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé ñëóæèò èñòî÷íèêîì äëÿ ìíîãèõ ñîâðåìåííûõ èññëåäîâàíèé, à äèäàêòè÷åñêàÿ ñèñòåìà ïðîøëà èñïûòàíèÿ âðåìåíåì, óñïåøíî ôóíêöèîíèðóåò óæå íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ëåò, ïîêàçàëà ñâîþ ýôôåêòèâíîñòü â óñëîâèÿõ îáùåñòâåííîãî äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ, ðåàëèçîâàíà â “Ïðîãðàììå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ â äåòñêîì ñàäó” [17, ñ.160-165].
Ïñèõîëîãè â êà÷åñòâå îñíîâàíèÿ äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íà÷àëüíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé è ïîíÿòèé ïðåäëàãàëè ðàçëè÷íûå ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ. Ï.ß. Ãàëüïåðèí ðàçðàáîòàë ëèíèþ ôîðìèðîâàíèÿ íà÷àëüíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïîíÿòèé è äåéñòâèé, ïîñòðîåííóþ íà ââåäåíèè ìåðêè è îïðåäåëåíèè åäèíèöû ÷åðåç îòíîøåíèå ê íåé.
 èññëåäîâàíèè Â.Â. Äàâûäîâà áûë ðàñêðûò ïñèõîëîãè÷åñêèé ìåõàíèçì ñ÷åòà êàê óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè è íàìå÷åíû ïóòè ôîðìèðîâàíèÿ ïîíÿòèÿ ÷èñëà ÷åðåç îñâîåíèå äåòüìè äåéñòâèé óðàâíèâàíèÿ è êîìïëåêòîâàíèÿ, èçìåðåíèÿ. Ãåíåçèñ ïîíÿòèÿ ÷èñëà ðàññìàòðèâàåòñÿ íà îñíîâå êðàòêîãî îòíîøåíèÿ ëþáîé âåëè÷èíû ê åå ÷àñòè (Ã.À. Êîðíååâà) [16, ñ.46].
Ìåòîäèêó ïåðâîíà÷àëüíîãî îáó÷åíèÿ À.È. Ìàðêóøåâè÷ ðåêîìåíäîâàë ñòðîèòü, îñíîâûâàÿñü íà ïîëîæåíèÿõ òåîðèè ìíîæåñòâ. Îí ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì îáó÷àòü äîøêîëüíèêîâ ïðîñòåéøèì îïåðàöèÿì ñ ìíîæåñòâàìè (îáúåäèíåíèå, ïåðåñå÷åíèå, äîïîëíåíèå), ðàçâèâàòü ó íèõ êîëè÷åñòâåííûå è ïðîñòðàíñòâåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ.
Æ. Ïàïè (áåëüãèéñêèé ìàòåìàòèê) ðàçðàáîòàë èíòåðåñíóþ ìåòîäèêó ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïðåäñòàâëåíèé îá îòíîøåíèÿõ, ôóíêöèÿõ, îòîáðàæåíèè, ïîðÿäêå è äð., èñïîëüçóÿ ñ ýòîé öåëüþ ìíîãîöâåòíûå ãðàôû.
 1960-1980-å ãã. âûÿñíèëèñü âîçìîæíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïðåäñòàâëåíèé î âåëè÷èíå, óñòàíîâëåíèè âçàèìîñâÿçåé ìåæäó ñ÷åòîì è èçìåðåíèåì, àïðîáèðîâàëèñü ïðèåìû îáó÷åíèÿ (Ð.Ë. Áåðåçèíà, Í.Ã. Áåëîóñ, Ç.Å. Ëåáåäåâà, Ð.Ë. Íåïîìíÿùàÿ, Å.Â. Ïðîñêóðà, Ë.À. Ëåâèíîâà, Ò.Â. Òàðóíòàåâà, Å.È. Ùåðáàêîâà).
Âîçìîæíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, ïóòè ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà èçó÷åíû Â.Â. Äàíèëîâîé, Ë.È. Åðìîëàåâîé, Å.À. Òàðõàíîâîé.
Ñîäåðæàíèå è ïðèåìû ôîðìèðîâàíèÿ ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûõ ïðåäñòàâëåíèé îïðåäåëåíû íà îñíîâå ðÿäà èññëåäîâàíèé Ò.À. Ìóñåéèáîâîé, Ê.Â. Íàçàðåíêî, Ò.Ä. Ðèõòåðìàí.
Ìåòîäû è ïðèåìû ïåäàãîãè÷åñêîãî ðóêîâîäñòâà ìàòåìàòè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé ñ ïîìîùüþ èãðû ðàçðàáîòàíû Ç.À. Ãðà÷åâîé, Ò.Í. Èãíàòîâîé, À.À. Ñìîëåíöåâîé, È.È. Ùåðáèíèíîé [23, ñ.29].
Òàêèì îáðàçîì, ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà èíòåðåñîâàëà ïðåïîäàâàòåëåé è âîñïèòàòåëåé ðàçíûõ ïîêîëåíèé. Âñå îíè èçëàãàëè ñâîè âçãëÿäû íà äàííûé âîïðîñ è âûäâèãàëè èäåè è ìåòîäû îáó÷åíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ìàòåìàòèêå. Íà îñíîâå èçó÷åíèÿ âñåõ òðóäîâ è èññëåäîâàíèé ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ è ó÷åíûõ â íàñòîÿùåå âðåìÿ ôîðìèðóåòñÿ ñîâðåìåííàÿ êîíöåïöèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äîøêîëüíèêîâ.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ íàðóøåíèÿìè ðå÷è. Ñîäåðæàíèå îáó÷åíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèì ïðåäñòàâëåíèÿì äåòåé, àíàëèç îñâîåíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé, ñîîòâåòñòâóþùèå èãðû è óïðàæíåíèÿ.
ðåôåðàò [23,2 K], äîáàâëåí 19.10.2012
Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ôîðìèðîâàíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñêàçêà è åå âîçìîæíîñòè â âîñïèòàíèè ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äåòåé 5-6 ëåò. Êîíñïåêò çàíÿòèé ïî ðàçâèòèþ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äîøêîëüíèêîâ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [44,0 K], äîáàâëåí 06.10.2012
Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìûøëåíèå êàê ïîçíàâàòåëüíûé ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ. Ñïåöèôèêà åãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé â îíòîãåíåçå. Ôîðìèðîâàíèå ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äîøêîëüíèêîâ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [112,9 K], äîáàâëåí 05.11.2013
Ðåàëèçàöèÿ èäåè èíòåãðàöèè ëîãèêî-ìàòåìàòè÷åñêîãî è ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ. Îñíîâíûå òðåáîâàíèÿ ê õóäîæåñòâåííûì ïðîèçâåäåíèÿì äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ê èñïîëüçîâàíèþ ïðîèçâåäåíèé óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [114,7 K], äîáàâëåí 28.04.2011
Ñîâìåñòíàÿ ðàáîòà äåòñêîãî ñàäà c cåìüåé âàæíîå óñëîâèå ïðàâèëüíîãî ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Ñîäåðæàíèå ðàáîòû äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ ñ ñåìüåé ïî ðàçâèòèþ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé. Êîíñïåêò ðîäèòåëüñêîãî ñîáðàíèÿ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [31,6 K], äîáàâëåí 09.02.2015
Ñâîåîáðàçèå îáó÷åíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé ýëåìåíòàì ìàòåìàòè÷åñêèõ çíàíèé. Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå êàê ÷óâñòâåííàÿ îñíîâà óìñòâåííîãî è ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Îñîáåííîñòè ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äåòåé ñ ïðîáëåìàìè â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè.
ðåôåðàò [25,6 K], äîáàâëåí 17.03.2013
Íàïðàâëåíèÿ ðàáîòû ñî ñòàðøèìè äîøêîëüíèêàìè, âêëþ÷àþùèå ôîðìèðîâàíèå ïðåäñòàâëåíèé î ÷èñëàõ è îçíàêîìëåíèå ñ ãåîìåòðè÷åñêèìè ôèãóðàìè. Óñëîâèÿ îáó÷åíèÿ äîøêîëüíèêîâ ìàòåìàòèêå. Âëèÿíèå èãðû íà ôîðìèðîâàíèå ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.
ðåôåðàò [55,2 K], äîáàâëåí 03.12.2010
Îñîáåííîñòè è òðóäíîñòè óñâîåíèÿ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé ó äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, àíàëèç ïðîãðàììíî-ìåòîäè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ. Òèïîëîãè÷åñêèå ðàçëè÷èÿ â óñâîåíèè ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ ïðåäñòàâëåíèé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [97,5 K], äîáàâëåí 05.11.2014
Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé, îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðîöåññ îâëàäåíèÿ êîìïüþòåðíîé ãðàìîòíîñòüþ, ïðèìåíåíèå êîìïüþòåðíûõ èãð â îòå÷åñòâåííîé ïåäàãîãèêå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [55,1 K], äîáàâëåí 07.08.2010
Âûÿâëåíèå óðîâíÿ ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, äî÷èñëîâîé ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç óðîâíÿ ôîðìèðîâàíèÿ êîëè÷åñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðàçíûõ ïðîãðàìì.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,5 K], äîáàâëåí 12.03.2012
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник