Развитие у ребенка элементарных математических представлений
Оксана Фролова
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Введение
На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче – развитию игровой деятельности.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях мы считаем, что систему развивающего обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её анализа, изменения исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация познавательной деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника. Незаметное для многих, но очень важное превращение детского сада в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) породило целый ряд как теоретических, так и практических проблем методического характера. Одной из важнейших в этом ряду является проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями.
Методика математических понятий.
Для чего следует изучать математику? Издавна каждый человек изучал и знал математику. Чем вызван интерес к этой науке, и почему по словам немецкого ученого Гаусса «Математика – царица наук». Наше мышление, перерабатывая восприятия и ощущения окружающего мира, подсказывает нам, как поступить в той или иной ситуации (учебная или бытовая). От того, как зависит наше мышление, правильно мы поступаем или нет.
Мышление – восприятие окружающей действительности. Основное качество мышления – это его логичность, т. е. умение делать правильные выводы.
Математика – способствует развитию логического мышления.
Логичность – основное качество мышления.
Математика практическая – это практическая логика. Как это понимать? В не каждое новое положение формируется на основе раннее известных, т. е. все строго доказывается.
Логика – установление причинно-следственных связей. Развивается к 7-8 годам.
Главное качество мышления – это логика. Почему именно в дошкольном возрасте стоит изучать математику? Дошкольный возраст это значимый период в жизни каждого человека (это бурный физический рост, это развитие коры головного мозга). Это развитие потребности интересов, ведущие из которых познавательные. Ребенок все впитывает. В дошкольном возрасте детям не только нужно дать объем знаний, но и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе. Основные математические понятия заложенные в программе – цифра, число, счет, т. е. множество (один, много, ни одного).
Множество
Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как единое целое. Множество состоит из элементов. Множество ассоциируется с понятием группа. Чем больше элементов во множестве, тем множество мощнее. В детском саду множества могут быть конечными, бесконечными, пустыми и состоять из пяти элементов.
1. Конечные множества – это такие элементы, которые можно посчитать;
2. Бесконечное множество – это такое множество, в которых элементы посчитать невозможно (натуральный ряд чисел, звезды, песчинки);
3. Дискретные или непрерывные множества – это такое множество в которых каждый элемент можно воспринимать отдельно;
4. Непрерывные множества – когда элементы отдельно не воспринимаются (длина стола, стакан воды);
5. Упорядоченное множество – в которых между элементами существует порядок (натуральный ряд чисел);
Множество предметов и явлений ребенком воспринимается различными анализаторами.
1-2 года. К 1-2 годам у детей накапливаются представления о множестве однородных предметов, которые отражаются в пассивной речи детей (построить домик и домики – единственное и множественное число).
Затем в активной речи дети начинают использовать множественное и единственное число. На этом этапе множество еще не имеет четких границ для ребенка и не воспринимается элемент за элементом, не осознается количественная сторона множества.
Дети понимают смысл слова «много» и «мало», но эти слова не имеют четкой количественной характеристики, ассоциируются со словами «большой», «маленький».
2-3 года. Дети воспринимают множество в его границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, а четкое понимание внутренних элементов еще отсутствует. При наложении предметов на рисунки дети заполняют всю часть карточки между крайними элементами, но не воспринимают количество. Легче воспринимают множество, если оно расположено линейно, в ряд.
3-4 года. Ребенок становится более требовательным к однородному составу множества, т. е. он считает, что множество всегда состоит из однородных элементов. На восприятие множества еще оказывают влияние качественно-пространственные признаки (форма, величина, расстояние между элементами, расположение по-разному в пространстве).
4-5 лет. На этом этапе восприятие только однородных множеств играет отрицательную роль, поэтому необходимо предлагатьдетям производить различные операции с множествами: составлять единое множество из 2-х групп, каждая из которых обладает своими качественными особенностями, несущественными для всего множества в целом.
Число
Число – это отвлеченное понятие любого количества элементов. Почему знакомство с числом мы не начинает с трехлетними малышами, потому трехлетний ребенок еще не осознает, у него наглядно-действенное представление.
3-4 года. Дети используют слова-числительные, но не понимают, что такое число. На этом этапе дети способны лишь сравнивать различные множества путем установления взаимно однозначного соответствия.
4-5 лет. Дети могут сравнивать числа на основе сравнения множеств, но не воспринимают число абстрактно, без множества.
5-6 лет. Способны сравнивать любые числа на основе свойства транзитивности. При измерении понимают число как результат измерения, т. е. как отношение всей величины (целого) к условной мерке (части). Понимают, что число служит лишь показателем количества. Происходит абстрагирование числа от конкретных множеств.
Числа бывают: порядковые – первый, второй, третий, количественные – один, два, три, числительные. Простые, которые делятся без остатка только на себя и на единицу, стосавные (сложные, которые делятся без остатка не только на себя, но и на другие числа, однозначные, двузначные…
Называние чисел по порядку называется натуральной последовательностью чисел.
Цифра – это условное обозначение числа. Число мы называем, а цифру мы показываем. «Ребята, покажите цифру числа пять»
Величина
Это отличительный признак любого предмета.Свойства величины: (для дошкольников):
1. Сравнимость. Только при сравнении предметов о каждом можно сказать большой он или маленький (для показа необходимо два предмета);
2. Относительность – один и тот же предмет может быть большим или маленьким в зависимости от того, с чем мы сравниваем данный предмет.
Особенности восприятия величины у детей.
Дети, при сравнении по любому параметру употребляют только два универсальных параметра (большой, маленький). Дошкольники не соизмеряют величины в предметах (когда ребенок садится на детский стульчик). С трудом осознают относительный характер величин. У детей не развита константность восприятия величины (бусы, 10 бусинок на веревочке, и 10 бусинок в стакане, т. е. при сравнении скажут, что на веревочке бусинок больше, т. к. занимают большое пространство).
Геометрические фигуры
В природе не существует геометрических фигур. Геометрические фигуры – это эталон для определения формы окружающих предметов (в основном нас окружают прямоугольные формы).
Фигуры бывают: плоские – когда все точки находятся на одной плоскости; объемные тела – появляются путем вращения (вводим в средней группе, графические фигуры – представляем при написании (можно создать с помощью палочек, ниточек квадрата).
Особенности восприятия у дошкольников геометрических фигур
Как говорил Венгер Л. А., дети называют фигуру по имени знакомого предмета, т. е. «опредмечивают» ее. В среднем возрасте дети знают элементы фигуры, но чем отличаются фигуры, что общего у фигур, что значит классифицировать фигуры… Это могут только дети старшего возраста и под руководством взрослого.
Чем отличается квадрат от треугольника – у квадрата больше углов, больше сторон.
Чем отличается треугольник от квадрата, тем, что у треугольника меньше углов, меньше сторон.
Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.
До 3-х лет дети сопоставляют признак формы с конкретными предметами, т. е. каждую из фигур они воспринимают абсолютно. Дети различают геометрические фигуры только по образцу и только контрастные по форме (контраст заключается в том, есть углы (препятствия) или нет). У детей очень низкий уровень обследования форм, т. к. глаз ребенка охватывает только лишь внутреннюю область фигуры, ограничиваясь беглым зрительным восприятием. Поэтому ребенок не может точно определить контур, форму фигуры. При зрительном обследовании схватываются лишь отдельные свойства фигуры, а фигура в целом не опознается. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик.
В 3-5 лет под влиянием обучения дети способны выделить некоторые характерные свойства геометрических фигур в сравнении с другими фигурами (катится – не катится, есть препятствия или нет, устойчивая фигура – неустойчивая). Ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а лишь сравнивает. Например, цилиндр, как стаканчик.
Дети еще не могут обобщить фигуры по форме, т. к.мешают признаки: цвет, размер, расположение в пространстве и др. Детям еще сложно различать близкие по форме плоские и объемные геометрические фигуры (круг-шар). хотя это ему не сложно сделать по образцу. Например, не могут сказать, что яблоко имеет форму шара.
В 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей). Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.
Ориентировка в пространстве
Ориентировка в пронстранстве – это умение человека определять свое место нахождения среди предметов окружающей действительности, умение человека определять расположение предметов относительно другого объекта (с какой стороны от меня находится …окно, а также знать расположение одних предметов относительно других.
Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.
В 4 – 5 лет – площадь, на которой ребенок способен ориентироваться в пространстве, увеличивается. Пространственное примеривание заменяется поворотом корпуса и указательным движением руки, а затем только взглядом в сторону объекта. Ребенок уже воспринимает пространство в узких секторах, но не ориентируется вне их.
В 5 – 6 лет – ребенок способен определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Причем пространство воспринимает непрерывно, но в строго изолированных секторах, и переход из сектора в сектор невозможен.
Ребенок уже хорошо владеет словесным обозначением пространственных направлений, способен ориентироваться от других объектов. Сначала он практически занимает место предмета, от которого ориентируется, а затем лишь мысленно становиться в позицию напротив стоящего человека (т. е. поворачивается на 180 градусов).
В 6 – 7 лет – ребенок способен выделять две зоны, в каждой из которых по два участка. («Впереди слева», «впереди справа»). Границы зон для ребенка условны и подвижны.
В 7 – 8 лет – дети способны ориентироваться по сторонам горизонта, причем эти пространственные ориентиры дети также соотносят с частями своего тела.
Особенности восприятия ориентировки в пространстве у детей
Путают левую и правую стороны;
Легче ориентируются в пространстве стоя, чем в движении;
Дети с трудом воспринимают относительный характер ориентировки в пространстве (одни и те же предметы могут находится с разных сторон, в зависимости от того, как мы к ним стоит);
Ориентировка во времени
После долгих наблюдений за природными явлениями люди выделили для жизни и работы четыре часа: утро, день, вечер, ночь. Первым приспособлением для измерения времени были солнечные часы.
Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.
Время – это объективное понятие, которое не зависит от нашего сознания. Время обладает двумя качествами – текучесть и необратимость.
Основа восприятия времени – чувственное восприятие. Однако, для того чтобы правильно ориентироваться во времени, необходимо знание общепринятых эталонов времени. Время воспринимается комплексом анализаторов (особенно двигательными).
Детьми дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.
Особенности восприятия времени у детей
Время у детей носит субъективный характер (если интересно, то время бежит быстро)
В 2 – 4 года дети способны отражать в речи категории времени. Однако, они еще не владеют прошлыми и будущими формами, путают относительные временные наречия (сначала, потом, вчера, завтра, скоро, давно). Временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени). Временные интервалы дети связывают с постоянно повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями или явлениями, дети до 4-х лет воспринимают время через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям.
В 4 – 6 лет дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.
После 6 лет дети ориентируются по общепринятым эталонам времени (по часам).
В младшей групп мы учим детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и всему объему (это параметры величины, именно в такой последовательности.
Сравнение по длине.
Используем только 2 предмета, контрастные по размеру. При сравнение предметов по длине мы используем игровую форму, и вместо простых полосок это могут быть дорожки, шарфики, карандаши т. д.
На первом занятии практика показывает, что лучше брать предметы одного цвета.
Уравниваем предметы с левой стороны. Длина показывается на всем протяжении слева направо (не показываем пальцем в одно место)
– 15 см
– 10 см
Ребенок должен понять что мы от него хотим:
1 вопрос: ЧТО ЭТО? (дорожки)
КАКОГО ЦВЕТА?
У этих полосочек есть цвет, они синие, но у них есть еще и длина. Посмотрите где длина у этой полосочки. Вот длина. Эта полосочка длинная. Давайте вместе скажем, какая это полосочка по длине. Верно – длинная. У этой полосочки то же есть длина. Посмотрите. Вот длина. Мой пальчик быстро пробежал по полосочке. Эта полосочка короткая. Я еще раз проведу по длине, а вы мне скажите, какая это полосочка.
Посмотрите, у этой полосочки выступает край, эта полосочка длиннее.Вопрос: У этой полосочки выступает край, значит эта полосочка какая? (длинная).
Вторая часть.
У детей так же 2 полосочки.
Пододвинте к себе полосочки. Возьмите в руку полосочку. Покажите пальчиком длину полосочки. Положите полосочку. Теперь положите полосочки одну под другую, как у меня.Задание: покажи длинную полосочку (показывает). Правильно. КАК ТЫ ДОГОДАЛСЯ ЧТО ЭТА ПОЛОСОЧКА ДЛИННАЯ? (у нее выступает край, а мы знаем, что только у длинной полосочки выступает край.
На втором и последующих занятиях используются предметы разного цвета.
Сразу задаем вопрос относительно цвета:
КАКОГО ЦВЕТА полосочка ДЛИННЕЕ? Синего или желтого
КАКАЯ ПОЛОСОЧКА КОРОЧЕ? Желтая или синяя?
КАК ТЫ ДОГАДАЛСЯ что эта полосочка длиннее?
На втором занятии и дальше следует дать понятие «ОДИНАКОВЫЕ ПО ДЛИНЕ»:
Вопросы: Какого цвета эта? У какой полосочки выступает край? (нет) Это значит, что они одинаковые по длине, но разные по цвету.
Какая лошадка прибежит быстрее? Почему?
___
По какой дорожке лошадка прибежит быстрее к домику? Почему?
Сравнение предметов по ширине – аналогично с длиной. (это могут быть: мост через речку, шарфики, ленточки, полосочки). Длину показываем слева направо, а ширину – сверху вниз.
Если берем 2 предмета и сравниваем их по ширине, то длина должна быть одинаковая, а есть сравниваем по длине, то ширина должна быть одинаковая.
Сравнение по высоте (это могут быть полосочки, столбики). Предметы должны стоять. Протяженность показываем снизу вверх.
Вопрос: НА КАКОЙ ПО ВЫСОТЕ СТОЛБИК села птичка, красный или желтый?
КАК ВЫ ДОАГАДАЛИСЬ, что красный выше другого (потому что выступает край)
ПОЧЕМУ птичка так высоко сидит? (потому что столбик выше)
Сравнение по объему. Приехали 2 грузовика, привезли кубики. Удивляемся, почему большой грузовик привез так много кубиков, а маленький – мало. Почему? У большой машины кузов больше, т. е. длиннее и шире…Даем понятие, что в понятие больше – входят понятия длиннее, шире, выше и т. д.
Источник
Мария Корякина
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
В современном мире все сферы жизнедеятельности человека обусловлены «математизацией» и «компьютеризацией», именно поэтому математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы – сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
В старшей группе детей учат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной мерки продолжается формирование представлений о числах до 10. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, только у цифры семь есть «козырек» и т. п.). В течение всего учебного года дети упражняются в счете. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу.
Программа старшей группы предусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале. Дети должны уметь сравнивать два множества, знать, какое из чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство. Сравнивая две группы предметов, детейподводят к самостоятельному выводу: шесть больше пяти на один, а пять меньше шести на один, значит число шесть должно стоять после числа пять, а число пять должно стоять перед числом шесть. Подобным образом происходит сравнение всех изучаемых чисел в пределах десяти.
Дети должны научиться правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»; «Какой по счету?»; согласовывая при этом числительное с существительным в роде, падеже, числе.
Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету отдельных величин. В старшей группе детей учат измерять с помощью условной меры длину протяжения, объем жидкий и сыпучих тел, переводя количественные отношения в наглядно-представляемые множества. Прежде всего, детей следует познакомить с правилами измерения протяженных величин, жидких и сыпучих тел. Воспитатель показывает и объясняет правила измерения. Процесс измерения разбивается на этапы, каждый из которых повторяется детьми вслед за воспитателем.
Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счету. Измеряя различные объекты и откладывая фишки каждый раз, когда мера уложилась полностью, дети начинают понимать процесс образования числа, воспринимать число, как отношение измеряемого к принятой мерке. Так, чтобы узнать, сколько раз мера уложилась в полоске, дети должны посчитать фишки, которые они откладывали при измерении. Пересчитав фишки, дети могут сказать, сколько раз мерка уложилась в полоске.
Измерение становится более интересным и привлекательным для детей тогда, когда педагог вводит различные игровые ситуации, разнообразный наглядный материал.
На основе измерения решается и такая дидактическая задача, как усвоение детьми количественного состава числа из отдельных единиц.
В средней группе дети уже знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом;объемными телами: шаром, кубом, цилиндром.
В старшей группе дети познакомятся с новой для них фигурой – овалом. Обычно они сами отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения разницы между овалом и кругом.
В старшей группе у детей начинают формировать представления о четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (четыре угла и четыре стороны). Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделения существенных признаков данной фигуры. В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, обруч, тарелка – круг; крышка стола, стена, пол – прямоугольник; платочек – квадрат; косынка – треугольник; стакан – цилиндр.
В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию.
Цель этих заданий – формировать и развивать наблюдательность, умение выделять существенные (важные) признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы (классифицировать) в соответствии с выделенными признаками.
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Формирование пространственных ориентировок успешно осуществляется в том случае, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включается ребенок, должны быть занимательными для дошкольников. В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства, бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в других помещениях детского сада.
Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени. Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь,начинали различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера).
В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели.
Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями. Поэтому не только на занятиях по математике, но и на других занятиях,и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?».
Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие. Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т. д.
В нашей группе существуют различные математические игры, требующие от детей сосредоточенности внимания и умения строить в уме логические цепочки взаимосвязи по определенному признаку: «Чем отличаются?», «Математические ассоциации», «Найди недостающую фигуру», «Логические цепочки», в которых дается задание на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями я начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю.
Дети очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. С помощью математическихконкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения: закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах; учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях; развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;
формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать; развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа; активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.
Математическиесоревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости при оценки результатов конкурса, доброжелательности, смелости, объективной самооценки.
Развитие элементарных математических представлений это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок к школе, зависит его дальнейшее обучение. Математика способствует развитию таких способностей, как память, речь, внимание, мышление, воображение.
Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях. Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте важно научить ребёнка мыслит логически. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать, значить связывать между собой разные значения, для того, чтобы в итоге получить ответ на поставленный вопрос.
Я считаю, что интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.
В нашем саду проводится как кружковая деятельность, знакомство детей с интеллектуальными играми – шашками и шахматами. Их мы в первую очередь связываем с занимательной математикой. Эти игры происходят на доске квадратной формы, которая состоит из множества равных черных и белых клеток. Эти клетки тоже квадратной формы.Они составляют разные линии: «вертикальные», «горизонтальные» и «диагональные». Дети старшей группы могут считать из скольки клеток состоят линии. Например, самая короткая линия состоит из 2-х клеток, а самая длинная из 8.
На занятиях по шахматам в игровой форме дети знакомятся с фигурами и пешками. На первой горизонтали в начале игры всегда стоят белые фигуры. А на второй горизонтали стоят белые пешки, их всего 8. Даются разные дидактические задания на сложение и вычитание пешек и фигур. Также можно провести разные дидактические игры на внимание «Сколько фигур ты видишь на доске?», «Кратчайший путь» (нужно дойти до ракеты за наименьшее число ходов, «Лабиринт», «Чудесный мешочек» (дети должны на ощупь определить какая эта фигура). Они любят отвечать на вопросы и отгадывать загадки про шахматных фигур. Такие занимательные вопросы, загадки развивают произвольное внимание, нестандартное мышление, разминка на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.
Такие интеллектуальные игры обогащают духовный мир ребёнка, воспитывают волю, наблюдательность, развивают логическое мышление, психическую устойчивость, терпимое отношение к сопернику. Они – превосходная школа последовательного логического мышления. Без них невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
Заключение.
Положительный результат в виде развития способностей будет возможен лишь при доступности, непрерывности, систематичности, преемственности при изучении элементарных математических представлений. А для развития таких способностей необходимо использовать в своих методиках анализ, сравнение, решение различных логических задач, и применять эти методики в таких формах, как путешествие, игра, демонстрация материала, обучения в повседневных бытовых ситуациях, беседах и самостоятельной деятельности детей.
Благодаря использованию различных игр на занятиях, дети с легкостью усваивают математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий.
Так, я пришла к выводу о том, что большая часть дошкольников имеет достаточно хороший уровень математических знаний, в свою очередь, эти знания помогают ребенку большим интересом и пониманием изучать окружающий нас мир. Математические знания способствуют развитию логики и последовательных действий, сообразительности и умению рассуждать, так же развивает творческое мышление и воображение.
Для себя я сделала такой вывод, что формирование элементарных математических представлений считается одним из важных вопросов относящегося к воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у него способности, и от того, насколько ему все это будет интересно, зависят его дальнейшие успехи. Ребенок, желающий познать этот мир, каждый день открывать для себя что-то новое, всегда будет ст