Развитие у ребенка элементарных естественнонаучных представлений

Развитие у ребенка элементарных естественнонаучных представлений thumbnail

любовь Журавлева
Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод проектов в детском саду Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому формирование необходимых универсальных учебных действий является основной задачей воспитателей.

.В течение 2013-2016 учебного года реализовывала авторский проект по самообразованию «Формирование основ естественно- научных знаний у детей дошкольного возраста». В течение трех лет в рамках экспериментальной программы проводила занятия с детьми, вела работу по подготовке детей к овладению программой, что позволило лучше ориентироваться в экспериментальной программе.

Цель этой работы: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Выделила следующие задачи:

1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманный, эмоционально положительный, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.

Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

Для обеспечения системы работы по данному направлению был разработан план,созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы и т. д., различные коллекции (семян, камней, ракушек, гербарии и т. д., тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательского содержания (игры-загадки, игры-путешествия и т. п., лепбуки.

Работа проводится в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и методическая работа. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в дошкольных образовательных учреждениях с интеграцией в различных образовательных областях.

При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Основноймеханизм реализации проекта: проведение серии регулярных занятий естественнонаучного цикла.

Темы проектов определяются по инициативе детей: что они хотят узнать, что их интересует,или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

В работе с детьми использую следующие формыпедагогической деятельности: прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии (в парк, на аэродром, опыты («Имеет ли вода форму, «Песочные туннели», «Варим кашу сами», беседы («Что такое природа?», «Какие бывают камешки?», «Для чего нам кашу кушать?», эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?», «Воздух и его свойства», проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла: «Откуда берутся облака?», «Заседание ученого совета», игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?», коллективные проекты («Радуга на лугу», «Зачем мы кашу кушаем?», индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мороз?», «Откуда к нам приходит вода?»).

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький любознайка», фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья», диспуты («Маленькие почемучки», «Любопытный возраст», конкурсы («Лучшее изобретение группы», «Новый наряд для куклы», совместные проекты («Мой друг – книга», «Шоколадная сказка», встречи с интересными людьми, беседы («Обученье с увлеченьем», «Развиваем любознательность», консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?»).

В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные. 48% мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологии.

Читайте также:  Развитие кисти руки у ребенка

В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно- исследовательской деятельности для разных возрастных групп, проведена консультация для воспитателей «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии А. И. Савенкова» и проведен ряд открытых занятий для педагогов района.

Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированности научных представлений у детей,я наблюдаю положительную динамику:

Результаты мониторинга детей

Год Владеют знаниями На стадии овладения знаниями Не владеют знаниями

2013-2014 уч. год 10% 15% 75%

2014-2015 уч. год 25% 30% 45%

2015-2016 уч. год 45% 35% 20%

Данных результатов удалось достичь при помощи индивидуальной работы с детьми и использовании дифференцированного подхода, организации консультативной помощи родителям.

За три последние года увеличилось количество проектов, выполненных детьми.

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

По отзывам учителей, наших воспитанников отличает высокий уровень познавательного развития, что выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

Источник

Юдкина Наталья Васильевна

 МБДОУ ЦРР д/с №4,

г. Мценск, Орловской области

«Формирование  естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста».

       Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной   сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Накоплен опыт в этом направлении. Однако в практической работе сегодня по-прежнему возникает много проблем и вопросов, одним из которых является формирование естественнонаучных представлений у детей  дошкольного  возраста.  

       В процессе эксперимента развивается аналитико–синтетическая деятельность ребенка, наглядно – образное мышление, развивается самостоятельность и инициативность. Дети учатся размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

     Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и  взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных    веществ, свойства воды, воздуха, магнита и т. д.     Выявление скрытых свойств явлений неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе. При организации специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.

     Данная тема выбрана не случайно: так как в процессе «детского экспериментирования» развиваются логическое мышление и словесно – логические операции, все виды памяти, что ведет к высокому уровню познавательного развития в дальнейшем.

   Процесс  познания – творческий процесс, и моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

    Мне хочется рассказать о методе проблемного обучения, который я использую в своей работе. При данном методе моя деятельность, как педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истину в готовом виде, а учу их искать и находить новые проблемы, решать их, тем самым, открывая для себя новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности. Все это способствует воспитанию самостоятельного, творческого мышления дошкольников.

       Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому важно, чтобы они учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога – связать результаты исследований работы с практическим опытом детей, уже имеющимися знаниями и подвести их к пониманию закономерностей.

    В процессе экспериментирования ребенок производит различные преобразования. При этом изучаемый предмет выступает перед ним разнообразными свойствами, что приводит к развитию аналитико-синтетической деятельности ребенка. Непосредственное оперирование с объектом познания способствует развитию наглядно-действенного  мышления. А выявление скрытых связей и отношений приводит к мыслительной деятельности в наглядно-образной форме.

     Данное обучение в первую очередь предполагает отсутствие,  какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания  ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Проблемное обучение легко познается через «детское экспериментирование». Это помогает создать отношения сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.   Мое отношение   с детьми строится на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

    Большую радость, удивление  и даже  восторг они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы.     В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность  (Почему? Зачем? Как? Что будет? Если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.  При этом  взрослый – не учитель – наставник,  а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года барнаул

    Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.  Для  поддержания  интереса к экспериментированию  в своей работе практикую задания детям, в которые проблемные ситуации и моделируются от имени сказочного героя — куклы.

     В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные сделанные совместно с детьми. Так,  если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их Уголка –  Зайчик – Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.

   Познавательные занятия с элементами детского экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Хрюша-Удивлюша, Утёнок – Удивленок. Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?».  Часто этим же занимается  и озорная девочка Почемучка. Эти герои  «участвуют»   в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика – Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка – Удивленка,  яркая нарядная косынка у Почемучки — все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

     Но не все дети сами могут найти проблему – нужна помощь воспитателя, который преднамеренно создает   для ребенка проблемную ситуацию. Например, если известно, что все растения состоят из воды, то почему эта вода не течет, когда режешь морковь, яблоко, картофель? А вот когда мы готовим сок из этих фруктов и овощей, дети видят, что жидкости там действительно много. Самое главное, чтобы в проблемном вопросе присутствовали противоречия, только в этом случае проблемная ситуация является толчком  к развитию. Ребенку не хватает знаний и опыта, чтобы объяснить все  эти процессы – поэтому помощь взрослого необходима. Опытный  воспитатель, создав для юных исследователей проблемную ситуацию, не станет торопиться с готовым ответом, а даст возможность каждому проявить силу мышления. Очень полезно задавать детям вопросы: «Что у вас дома сделано родителями или вами самими?  Что  в квартире неудобно?   Как исправить?» и т. д. Соревновательный игровой эффект заражает творческой энергией и доставляет много радости.

  Использование в своей работе исследовательского метода, поисково-проблемных и игровых ситуаций, способствующих повышению интеллектуальной активности детей, не только обогащает ребенка знаниями, но и учит последовательно мыслить, находить закономерности между явлениями и событиями, концентрировать внимание на важном объекте. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развиваться творческим способностям.

    Экспериментирование с соответствующим  физическим материалом  позволяет получить  более полную информацию об изучаемом предмете или явлении; увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении педагога, сделать эффективным процесс ознакомления; полнее удовлетворить естественную любознательность. Немало важно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность и инициатива ребенка.

    Опыты помогают лучше понять  явления, происходящие в природе, выяснить связи между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

    При данном виде обучения  я всегда  помню о том, что каждый ребенок талантлив, и каждый день работы с детьми – это поиск новых подходов, интересных ситуаций и нестандартных объяснений.

Источник

Презентация опыта работы по теме:

«Формирование элементарных естественнонаучных представлений у детей средствами экспериментальной деятельности».

«Расскажи – и я забуду

Покажи – и я запомню

Дай попробовать – и я пойму”

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», – утверждают педагоги-практики.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в своей группе я веду работу по экспериментальной деятельности.

Моя задача – на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Дети изучают все, как могут и чем могут – глазами, руками, языком, носом. Они радуются даже самому маленькому открытию. Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему миру с годами восстановить практически невозможно.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Читайте также:  Упражнения для развития речи у ребенка после 1 года

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности.

Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные

• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие

• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности

• способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

•развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы

• создание предпосылок формирования практических и умственных действий

Воспитательные

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира

• стимулировать желание детей экспериментировать

• формировать коммуникативные навыки

Технологию экспериментальной деятельности я распределила по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: для максимально эффективного использования в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка – теплые месяцы, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе – в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д. Важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Целью работы в старшем дошкольном возрасте является:

Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений;

• серия экспериментов с увеличительным стеклом, зеркалом, микроскопом;

• знакомство с различными природными явлениями (образование града, снега, инея, тумана, росы, радуги);

• знакомство с круговоротом воды в природе;

• знакомство с материалами (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

Важную роль в формировании естественнонаучных представлений и поддержании у детей устойчивого интереса к экспериментированию, играет предметно-развивающая среда. В уголке экспериментирования у нас есть стол, вода-песок, приборы- увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы. Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности, на прогулках. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.

В организации проведении опытов выделяю несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Были проведены такие опыты :

«Воздух невидимка»

hello_html_7a716a31.jpghello_html_m65121fe6.jpg

«Заколдованные рисунки»

hello_html_611b39f4.jpghello_html_65d87c39.jpg

«Супер вес»

hello_html_m5c66926b.jpg

hello_html_m3b9bff05.jpghello_html_5e9917cc.jpg«Живой кусочек» hello_html_2cef61f8.jpghello_html_52e78ec3.jpg

hello_html_m7ccdfd73.jpghello_html_m207d062f.jpg

«Выращиваем лук»

hello_html_3e482e58.jpghello_html_m248e8c33.jpg

Электричество – энергия, сила, невидимая для глаз.

hello_html_m5e8c9b2a.jpghello_html_m65b51b96.jpg

«Электрическая расчёска»

hello_html_42a5121b.jpghello_html_m5e0c6f09.jpg

hello_html_fcce5be.jpg

«Извержение вулкана»

hello_html_m761db993.jpg hello_html_31ed5aac.jpg

hello_html_m885c12.jpghello_html_c6a7c75.jpg

«Танцующее молоко»

hello_html_51917e43.jpghello_html_252b89b1.jpg

Экспериментировали с тестом, пекли жаворонков

hello_html_m6fa6b93a.jpg

Творим и экспериментируем с солью

hello_html_m1626c9ca.jpghello_html_69d9c97c.jpg

«Лава – лампа»

hello_html_4ae71c0d.jpghello_html_m4974673b.jpg

Рисуем в технике эмбру

hello_html_m11022483.jpghello_html_m7950b90b.jpg

hello_html_m632bf00e.jpghello_html_m33ae19ec.jpg

Экспериментируем с красками. Рисунки в технике набрызг.

hello_html_m59879734.jpghello_html_3e3afa11.jpg

hello_html_m2f2060ac.jpghello_html_2e25e69d.jpg

«Фильтрование воды»

hello_html_m37f6b82c.jpghello_html_5984cee2.jpg

Изучаем свойства воды и украшаем свой участок.

hello_html_45193728.jpghello_html_m73e36b5b.jpg

hello_html_m11dcb5d7.jpg

«Эксперимент со скорлупой и уксусом». 

Опыты с гидрогелем 
 

hello_html_bfa242d.jpg

После экспериментов не упускаю воспитательные моменты – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почисть и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

На прогулках проводим случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересное в природе. hello_html_4ecb8893.jpg

Стараюсь не отвечать на детские вопросы, а предлагаю самому понаблюдать и найти ответ.

Все наблюдения в природе мы заносим в календарь «погода», где дети отмечают каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, град и пр.)

hello_html_mb839210.jpghello_html_m122c5865.jpg

Уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.

Это всё – эксперименты

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Источник