Развитие у ребенка интерес к знаниям

Развитие у ребенка интерес к знаниям thumbnail

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Ребёнок, который учится увлечённо, без принуждения — заветная мечта родителей. Но на практике так происходит далеко не всегда. Образовательный сайт ЛогикЛайк делится советами, как развить познавательный интерес у детей дошкольного и школьного возраста.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как происходит процесс познания у детей

Под фразой «ребёнок хорошо учится» часто подразумевают «хорошо усваивает информацию», то есть накапливает и точно воспроизводит её. Но сколько в этой идее живого интереса ребёнка?

Психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже заметил, что дети не пассивно перенимают идеи, а самостоятельно их создают. Так, дошкольники активно изучают всё окружающее, а затем начинают строить свою модель мира — рисуют портреты родителей, делают дом из кубиков, придумывают имена для игрушек.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Митчел Резник, профессор Массачусетского технологического института разработал теорию «спирали обучения». Он считает, что в обучении ребёнок проходит шесть естественных стадий: вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай — вообрази.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Например, ребёнок хочет построить замок. Он представляет, каким высоким будет здание, какого цвета будутстены (стадия «вообрази»). Затем начинается сама постройка замка («сделай»). Ребёнок хочет сделать больше комнат, достроить ещё одну башню («испытай»). Позже он показывает друзьям постройку и дети начинают играть вместе («поделись»). Если башня рассыпается, придётся задуматься, как сделать её более устойчивой («обдумай»). Ребёнок получил определённый опыт, в результате рождаются новые идеи. Не построить ли стену вокруг замка? А, может быть, слепить из пластилина человечков и поселить их внутри крепости («вообрази»)?

Таким образом, обучение продолжается, но каждый раз на новом уровне. Через исследование и активную игру ребёнок реализует свои идеи, а затем обдумывает и дорабатывает результат.

Как сделать так, чтобы процесс познания не останавливался

1. Выбирайте игрушки, которые можно трансформировать

При покупке игрушек обращайте внимание не только на встроенные функции (подсветка, встроенная мелодия, скорость передвиженияи т. д.), но и насколько разнообразно с ней можно играть.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Ребёнок способен превратить в игрушку любой предмет или материал. Не ограничивайтесь роботами и конструкторами. Используйте материалы для поделок: отлично стимулируют творчество картон, пластилин, кубики, природные материалы.

Каждый раз, когда ребёнок находит необычное применение известным материалам, он учится по-новому смотреть на вещи, уходит от шаблонного мышления.

Позаимствуйте идею из вальдорфской педагогики: в этой школе приветствуются самодельные игрушки с минимальным количеством деталей. В зависимости от фантазии вашего ребёнка деревянный брусок будет машиной, телефоном или выдуманным зверьком.

2. Записывайте идеи ребёнка

Если ребёнок что-то строит, придумывает, предложите ему документировать идеи. Например, заведите блокнот, в котором отражайте стадии проекта. Или помогите ребёнку вести собственный блог, где он будет размещать свои стихи или рисунки. Так вы поддержите его начинания и сможете наблюдать за прогрессом.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Подобный блокнот или блог пригодится, чтобы делать полезные записи на будущее. Периодически предлагайте ребёнку пересмотреть его — вдруг там найдётся интересная, но давно забытая идея, которая ждала своей реализации.

3. Поменяйте отношение ребёнка к школьным предметам

Если вашему ребёнку трудно даются школьные предметы, помогите ему выйти за пределы учебников. Поменяйте отношение к учёбе — сделайте её увлекательной.

Не нравится химия? Проделайте вместе химические опыты. Ребёнок скучает на уроках математики? Сходите с ним на квест или предложите решить нестандартные головоломки.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

На сайте ЛогикЛайк дети и взрослые развивают логику в увлекательном формате. У нас более 3500 задач, пошаговое обучение и сертификаты по окончанию курса. Мы учим размышлять, работать с информацией и думать нестандартно.

4. Поощряйте эксперименты и не концентрируйтесь на ошибках

Креативность и стремление пробовать новое — естественное состояние детей. Это подтверждает знаменитый «Зефирно-макаронный поединок» (Marshmallow and Spaghetti Challenge).

Задача команды — за восемнадцать минут построить башню из сухих спагетти, верёвки, липкой ленты и кусочков зефира. Оказалось, что выпускники детских садов лучше справляются с этой головоломкой, чем студенты бизнес-школ.

Взрослые начинают работу с детального плана, как строить башню, и времени на саму постройку не остаётся. Дети сразу пробуют: делают простую устойчивую конструкцию, а в оставшееся время достраивают её.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Конечно, родителям приходится обозначать некоторые границы и правила поведения. Но делайте это разумно. Не подавляйте инициативу и не ругайте, если всё же допущена ошибка. Говоря словами психолога Людмилы Петрановской, «ошибки — это показатель того, что ребёнок учится».

5. Задавайте вопросы

Если вы видите, что ребёнок неправильно решает задачу, не спешите критиковать и сразу сообщать ответ. Подтолкните его к размышлениям наводящими вопросами: «А почему ты решил сделать таким образом?», «Объясни мне, как получился такой ответ?» Дайте ребёнку возможность самостоятельно заметить свои ошибки, если они есть.

6. Делитесь своими рассуждениями

Часто родители и учителя предпочитают давать ребёнку быстрый ответ и неохотно делятся ходом своих рассуждений.

Рассказывайте детям, как вы мыслите, когда решаете задачу. Говорите, с помощью каких ассоциаций учите новые английские слова. Используйте подручные материалы, чтобы объяснить непонятную тему.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Например, эту задачу можно быстро обяснить с помощью набора кубиков.

Важно, чтобы ребёнок понял, что мышление требует усилий, но это увлекательный процесс. Так у него появится привычка анализировать свои мысли и действия.

Помните, что задача родителя и учителя — не «приучить заниматься» через силу, а задать направление и создать благоприятную среду. Тогда любознательность ребёнка проявится естественно, и результаты не заставят себя ждать!

Источник

Ребёнок, который учится увлечённо, без принуждения — заветная мечта родителей. Но на практике так происходит далеко не всегда. Команда «ЛогикЛайк» делится советами, как развить познавательный интерес у детей дошкольного и школьного возраста.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.

Как происходит процесс познания у детей

Под фразой «ребёнок хорошо учится» часто подразумевают «хорошо усваивает информацию», то есть накапливает и точно воспроизводит её. Но сколько в этой идее живого интереса ребёнка?

Психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже заметил, что дети не пассивно перенимают идеи, а самостоятельно их создают. Так, дошкольники активно изучают всё окружающее, а затем начинают строить свою модель мира — рисуют портреты родителей, делают дом из кубиков, придумывают имена для игрушек.

Обучение по спирали

Митчел Резник, профессор Массачусетского технологического института разработал теорию «спирали обучения». Он считает, что в обучении ребёнок проходит шесть естественных стадий:

«Вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай — вообрази…»

Например, ребёнок хочет построить замок. Он представляет, каким высоким будет здание, какого цвета будут стены (стадия «вообрази»). Затем начинается сама постройка замка («сделай»). Ребёнок хочет сделать больше комнат, достроить ещё одну башню («испытай»). Позже он показывает друзьям постройку и дети начинают играть вместе («поделись»). Если башня рассыпается, придётся задуматься, как сделать её более устойчивой («обдумай»).

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Ребёнок получил определённый опыт, в результате рождаются новые идеи. Не построить ли стену вокруг замка? А, может быть, слепить из пластилина человечков и поселить их внутри крепости («вообрази»)?

Таким образом, обучение продолжается, но каждый раз на новом уровне. Через исследование и активную игру ребёнок реализует свои идеи, а затем обдумывает и дорабатывает результат.

Возможно ли сделать так, чтобы процесс познания не останавливался? Делимся идеями!

1. Выбирайте игрушки, которые можно трансформировать

При покупке игрушек обращайте внимание не только на встроенные функции (подсветка, встроенная мелодия, скорость передвиженияи т. д.), но и насколько разнообразно с ней можно играть.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Ребёнок способен превратить в игрушку любой предмет или материал. Не ограничивайтесь роботами и конструкторами. Используйте материалы для поделок: отлично стимулируют творчество картон, пластилин, кубики, природные материалы.

Каждый раз, когда ребёнок находит необычное применение известным материалам, он учится по-новому смотреть на вещи, уходит от шаблонного мышления.

Позаимствуйте идею из вальдорфской педагогики: в этой школе приветствуются самодельные игрушки с минимальным количеством деталей. В зависимости от фантазии вашего ребёнка деревянный брусок будет машиной, телефоном или выдуманным зверьком.

2. Записывайте идеи ребёнка

Если ребёнок что-то строит, придумывает, предложите ему документировать идеи. Например, заведите блокнот, в котором отражайте стадии проекта. Или помогите ребёнку вести собственный блог, где он будет размещать свои стихи или рисунки. Так вы поддержите его начинания и сможете наблюдать за прогрессом.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Подобный блокнот или блог пригодится, чтобы делать полезные записи на будущее. Периодически предлагайте ребёнку пересмотреть его — вдруг там найдётся интересная, но давно забытая идея, которая ждала своей реализации.

3. Поменяйте отношение ребёнка к школьным предметам

Если вашему ребёнку трудно даются школьные предметы, помогите ему выйти за пределы учебников. Поменяйте отношение к учёбе — сделайте её увлекательной.

Не нравится химия? Проделайте вместе химические опыты. Ребёнок скучает на уроках математики? Предложите ему занимательные задачи и головоломки.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

У нас более 3500 заданий, пошаговое обучение и сертификаты по окончанию курса. Мы учим размышлять, работать с информацией и думать нестандартно. На сайте ЛогикЛайк дети и взрослые развивают логику в увлекательном формате.

Более 100 000 детей и взрослых

каждый день проходят 5-20 заданий на сайте ЛогикЛайк. Узнайте, как построить эффективные занятия!

Развитие у ребенка интерес к знаниям

4. Поощряйте эксперименты и не концентрируйтесь на ошибках

Креативность и стремление пробовать новое — естественное состояние детей. Это подтверждает знаменитый «Зефирно-макаронный поединок» (Marshmallow and Spaghetti Challenge).

Задача команды — за восемнадцать минут построить башню из сухих спагетти, верёвки, липкой ленты и кусочков зефира. Оказалось, что выпускники детских садов лучше справляются с этой головоломкой, чем студенты бизнес-школ.

Взрослые начинают работу с детального плана, как строить башню, и времени на саму постройку не остаётся. Дети сразу пробуют: делают простую устойчивую конструкцию, а в оставшееся время достраивают её.

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Конечно, родителям приходится обозначать некоторые границы и правила поведения. Но делайте это разумно. Не подавляйте инициативу и не ругайте, если всё же допущена ошибка. Говоря словами психолога Людмилы Петрановской, «ошибки — это показатель того, что ребёнок учится».

5. Задавайте вопросы

Если вы видите, что ребёнок неправильно решает задачу, не спешите критиковать и сразу сообщать ответ. Подтолкните его к размышлениям наводящими вопросами: «А почему ты решил сделать таким образом?», «Объясни мне, как получился такой ответ?» Дайте ребёнку возможность самостоятельно заметить свои ошибки, если они есть.

6. Делитесь своими рассуждениями

Часто родители и учителя предпочитают давать ребёнку быстрый ответ и неохотно делятся ходом своих рассуждений.

Рассказывайте детям, как вы мыслите, когда решаете задачу. Говорите, с помощью каких ассоциаций учите новые английские слова. Используйте подручные материалы, чтобы объяснить непонятную тему.

Предложите ребёнку следующее задание на пространственное мышление.

Как увидит фигуру девочка, если посмотрит на нее сверху?

Развитие у ребенка интерес к знаниям

Эту задачу проще всего обяснить с помощью кубиков. Важно, чтобы ребёнок понял, что мышление требует усилий, но это увлекательный процесс. Так у него появится привычка анализировать свои мысли и действия.

Помните, что задача родителя и учителя — не «приучить заниматься» через силу, а задать направление и создать благоприятную среду. Тогда любознательность ребёнка проявится естественно, и результаты не заставят себя ждать!

Источник

Уметь учиться – значит уметь работать с информацией. А этот навык является одним из ключевых навыков, ценных для сегодняшнего рынка. Но дети не так охотно осваивают знания как хотелось бы, не так ли?

И это, к несчастью, современная реалия. У детей (от младшей школы и далее) нет мотивации к учебе. Именно об этой проблеме мы сегодня поговорим.

Чтобы ребенку было интересно получать новые знания, необходимо в старшем дошкольном периоде, начиная с 3-3,5 лет активно заниматься его тягой к новому.

Разумеется, мои советы не гарантируют, что переступив порог школы ребенок будет на 146% заинтересован в получении знаний (заметьте, не процессе учебы), но они закладывают почву под развитие познавательной мотивации.

Сегодня мы поговорим о том, как развивать тягу к знаниям у ребенка, начиная с трех лет.

Совет первый. Отвечайте на вопросы

Возраст в 3 года – это кризисный период развития, когда “Я” ребенка отделяется от материнского эго и ребенок осознает себя как отдельного человека. И тут ему становится интересно, а что же это за мир вокруг меня.

Он вступил в возраст почемучек и начинает задавать самые разные вопросы. От “Почему снег белый” до “Что такое смерть”. И никогда не игнорируйте вопросы ребенка, не воспринимайте их как глупость и незнание. Это самая настоящая потребность найти ответы на интересные ребенку вещи.

Отвечайте всегда:

  • по существу (снег белый, потому что он отражает свет);
  • доступным ребенку языком (не надо говорить про спектры и прочие сложные вещи);
  • убедитесь, что ребенок понял – переспросите;
  • через некоторое время задавайте ему тот же вопрос.

А если не знаете ответ – возьмите паузу, но обязательно вернитесь с ответом к ребенку. Гугл всегда поможет.

Совет второй. Просите ребенка о помощи

Детям начальной школы бывает полезно задавать какие-либо вопросы. Например, мои родители знали, что я люблю копаться в биологических книжках и просили рассказать о каком-либо животном. Если я не мог сходу дать ответ, то бежал искать их на страницах книг.

Это помогает детям научиться:

  • искать информацию;
  • обрабатывать и передавать ее.

Ну и конечно чувство гордости: “я знаю то, чего не знает взрослый!”

Совет третий. Рассказывайте ребенку о мире

Во время прогулок вокруг вас происходит много интересных вещей: деревья дышат, животные общаются, дует ветер, а мяч отскакивает от земли. Обо всем этом можно рассказать ребенку.

Начинайте с вопроса: “А знаешь, почему дует ветер?”. И просто поведайте ребенку это в виде интересной истории. Можно заранее подготовить несколько интересный историй. Такой метод использовал отец Ричарда Фейнмана (Нобелевский лауреат по физике), рассказывая ребенку про инерцию на примере мяча, который перекатывался в тележке, когда она начинала двигаться.

Совет пятый. Не решайте проблемы за ребенка

Часто вижу в практике как особенно заботливые родители “помогают” детям решать домашние задания. Так вы формируете установку: “за меня все сделают”. Но в жизни это не так.

Поэтому я рекомендую показывать ребенку способ решения проблемы, подсказывать и направлять его, но не делать за него. Ребенок должен чувствовать вас за спиной и не бояться экспериментировать.

Совет шестой. Дайте ребенку право на ошибку

Первая операция у хирурга никогда не бывает идеальной. Так и с любовью к знаниям: пока ребенок пробует собственные способы усвоения материала, дайте ему ошибаться.

Провалы должны быть, чтобы помочь ребенку понять неэффективность какого-то “инструмента” познания. Но не оставляйте его один на один с ошибкой, помогите ему проговорить провальный опыт. Задавайте вопросы, почему так произошло, что можно было сделать и как он будет действовать в следующий раз.

Совет седьмой. Узнает, не когда подрастет

Я придерживаюсь мнения, что для детей нет тем-табу. Так или иначе они как-то узнают и о жестокости в животном и человеческом мире, сексе, болезнях и чем-то еще. И если ребенок вас спрашивает “что-то эдакое”, будьте готовы отвечать без увиливаний.

Если ребенок постоянно натыкается на “потом” и “когда подрастешь” – он теряет чувство безопасности от познания и может превратиться в ученика, который хочет, но боится задать вопрос.

Совет восьмой. Превращайте игры в ликбезы

Когда был придуман первый конструктор лего? – об этом можно поведать ребенку во время совместной игры. И тоже самое во всех играх, всегда можно найти какой-то интересный и забавный факт, который порадует ребенка. А создать связку познание-радость – значит заложить фундамент под любовь к познанию

Вот такие простые способы помогут вам развить у своего ребенка чувство любви и удовольствия от процесса изучения нового. Эти способы прекрасно показали себя в семьях, с которыми я работал. Значит, они помогут и вам 🙂

____________________

Понравился материал? Ставь палец вверх в помощь автору 🙂 И не забывайте подписываться, дальше – еще интересней!

Кстати, поделитесь в комментариях, какие методы развития интересов ребенка используете вы?

Я Вконтакте

Источник