Развитие у ребенка ценностного отношения к себе

Человек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. То, как мы относимся к детям, определяет, будет ли у них здоровая или нездоровая самооценка и разовьется ли чувство собственного достоинства.

Цели воспитания неосуществимы, если у ребенка нет правильно сформированного взгляда на самого себя. Когда ребенок на каждом шагу своей жизни ощущает, осознает, что он — человек, со всеми вытекающими отсюда правами, обязанностями, «правилами жизни», тогда произойдет то, к чему мы и должны стремиться: родится новое, от природы не наличествующее чувство — чувство самоуважения, осознание своего человеческого достоинства, без которого по- настоящему нет человека, нет гражданина, нет личности.   Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе – залог успешности  ребенка в будущем.                                           

Самоуважение рождается из признания собственных достоинств. Если ребёнок делает что-то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые. Он стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности.

Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребенка. Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уверенный в себе ребенок ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Уверенность/неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.

Самоуважение и уверенность в себе влияют на эмоциональный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негативную окраску. Ребенок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.

Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, то следует воспитывать у них чувство самоуважения и уверенность в себе. Воспитания этих качеств у ребенка можно задействовать различные источники и механизмы.  И в первую очередь, это те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных, либо в виде взгляда, в виде движения, в виде ласкового касания.

Используя их, ребенок строит свое самоуважение. Если это отношение окружающих позитивно, то у ребенка формируется высокое самоуважения, если негативно – низкое. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.

Пробуждение с первых шагов жизни у ребенка уважения к себе есть основа воспитания целостной личности, в которой гармонично сочетаются высокие нравственные качества. Вот почему столь важно родителям знать об этом и, конечно, стараться строить отношения с детьми так, чтобы поддерживать высокое самоуважение, беречь личное достоинство ребенка. Очень непросто на каждом шагу проявлять уважение к личности ребенка. Ведь нельзя вести себя с ребенком по настроению, не позволительны ни окрик, ни грубость, не допустимы ни фальшь, ни лицемерие, ни игра в уважение и доверие…

Важно помнить, что дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно. Поэтому, при формировании у ребенка уверенности в себе важно прежде всего следить за своим поведением и показывать малышу положительный пример. Общаясь с родителями, ребенок начинает осознавать, любят его или нет, в каких он отношениях находится с другими людьми, какие у него обязанности и права, начинает понимать, что ему можно и чего нельзя.

Родители многое делают для своих детей, чтобы дать им понять, что их любят. Однако детям нужно еще, чтобы их ценили. Все, что вы делаете для них, замечательно, но старайтесь побольше делать вместе с ними. В ходе взаимодействия малыши учатся приносить пользу другим людям, чувствуют себя компетентными и нужными Они должны чувствовать себя востребованными и ценными. Каждый ребенок рождается с тем или иным даром: природным артистизмом, способностью к музыке, спорту, технике. Некоторые дети отдают предпочтение книгам или балету, с удовольствием возятся с домашними любимцами. Дети чувствуют, что их ценят, когда родители выказывают одобрение, подбадривают и создают благоприятные возможности для того, чтобы они могли заниматься тем, что им нравится.

Ребёнку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать возможность проявить свои способности. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно. Проводите как можно больше времени с ребёнком. Он поймёт, что его ценят. Он чувствует свою значимость, когда родители откладывают ради него разные важные “взрослые” дела. Прислушивайтесь к мнению ребёнка.

Похвала – основа формирования самоуважения. Это признание достоинств ребёнка. Ребёнок нуждается в том, чтобы его похвалили. Следует помнить, что хвалить нужно искренне и за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершенствованию своих умений. Буквально с первых дней жизни ребенку нужно дать почувствовать, что в нем что-то есть такое, что не позволяет родителям с ним не считаться, и это, в свою очередь, требует от него самого такого же бережного отношения к самому себе. Это «что-то» — уважение к будущему чело­веку, к человеческой личности. Пользуясь выражением А. С. Макаренко, с первых дней взрослые авансируют маленького человека уважением. В результате этого общего уважительного отношения людей к нему у ребенка формируется такое же отношение к себе.                   

Никогда не допускайте неуважения к себе. Будьте для своего ребенка образцом высокой самооценки. Ведь примеры родителей очень заразительны. Если вы позволяете себе ссориться при ребенке, проявлять неуважение к супругу, свекрови, родным и случайным людям (и наоборот — если все это они проявляют по отношению к вам), то вашему чаду будет сложно усвоить уроки самоуважения, что бы вы ему ни говорили. Поэтому запретите себе и близким повышать голос при детях, требуйте извинений за грубость, не допускайте, чтобы ваше мнение игнорировалось. Тогда ребенку будет легче действовать по аналогии с вами и осознать саму суть такого понятия, как самоуважение

При таком подходе к воспитанию коренным образом меняются акценты в наших взаимоотношениях с ребенком. Он не потому заслуживает нашего уважения и самоуважения, что он хорошо учится и ведет себя. Он вообще не может плохо учиться и вести себя именно потому, что сам себя уважает. Он, как и всякий человек, не может жить, не уважая себя, не ценя чувства собственного человеческого достоинства. Как же важно, чтобы такое чудо произошло с каждым ребенком! И если это случится, он будет правильно жить и благородно поступать всегда не потому, что ему так велели, что его накажут или наградят, а потому, что он человек себя уважающий и по-другому поступать не может. Ребенок с  воспитанным чувством собственного достоинства не нуждается в мелочной опеке, поминутном оскорбительном контроле. И жить в семье, и вести себя, и учиться он будет так, как нужно, потому что иначе не позволит ему его личное достоинство.

Рекомендации родителям и педагогам:

Будьте очень тактичны при общении с ребенком, чтобы ни в коем случае не унизить его достоинство и самооценку, так как в старшем возрасте это может привести к недоверию вам и к появлению комплексов.

При разговоре с малышом следите за своей интонацией. Не употребляйте резких и грубых выражений. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым, даже если ему будет непонятно значение некоторых слов. Ребенок будет чувствовать, что вы уважаете его, и он сам спросит, что обозначает то или иное слово. Для того, чтобы ребенок уважал себя сам, уважительно относитесь ко всем его намерениям. Часто плохое поведение у детей проявляется неосознанно. Спокойным тоном обратите внимание малыша на то, что не следовало делать. Скажите, что вы знаете, он вовсе не хотел так делать, что на самом деле он очень доброжелательный. Дайте похвалу авансом. В следующий раз он уже так не поступит.

Никогда не навязывайте детям свое мнение. Они все равно поступят противоположным образом, по принципу – «запретный плод сладок». Отнеситесь к мнению ребенка с уважение, выслушайте его, дайте совет, расскажите, к чему могут привести его действия, и что будет, если он последует вашей рекомендации.

Давайте волю ребенку в выражении своих чувств, иначе вы можете лишить его права испытывать то, что он на самом деле испытывает. Сдерживать эмоции вредно как для физического состояния человека, так и психического. Чтобы у ребенка укреплялось самоуважение, чаще показывайте ему, что он вам очень дорог и что играет существенную роль в вашей жизни. Для этого обращайтесь к нему за помощью, за советом.

Для развития у ребенка уверенности в себе дайте понять, что его многие заветные желания вполне осуществимы. Но для этого необходимо выполнять определенные действия, а не ждать, что все мечты воплотят взрослые. Помогите малышу на пути к одному из его желаний, вместе определите план действий.

Ребенок будет ощущать уверенность в себе, когда вы будете замечать даже незначительные его действия. Похвалите его, если он хорошо убрался в своей комнате, красиво расставил цветы на подоконнике. Детям, и взрослым порой тоже, бывает приятно, когда оценили такую мелочь, но сделанную с душой.

Также чтобы повышать самооценку ребенка, выделяйте его личные качества, успехи, но не сравнивайте с другими. Каждый индивидуален, и в каждом есть что-то исключительное. Проявляйте уважение к личности своего малыша. В случае, если он не может справиться с порученным делом, не ругайте его, это может больно задеть самолюбие ребенка. Лучше предложите помощь и скажите, что уверены в его успехе.

Памятка для родителей и педагогов

1.Хвалите ребенка, ищите в нем таланты и способности, развивайте их.

2. Любая критика должна касаться действий ребенка, но не его личности. Начинайте критику с чего-то позитивного, например: «Хорошо, что ты решил сам налить чай, но плохо, что пролил его».

3. Постарайтесь воздержаться от обобщающих фраз: «Ты никогда не слушаешься!». Скажите лучше: «Я огорчаюсь, когда ты ведешь себя плохо».

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами. Дети должны чувствовать свою индивидуальность, а не взращивать в себе зависть.

5. Не высмеивайте ребенка, особенно в присутствии других. Любому было бы неприятно стать объектом насмешек, да еще и при свидетелях. Это унижает, а у малыша может вызвать чувство неуверенности в себе.

6. Обозначьте для ребенка права и обязанности. Заботливые родители должны научить ребенка важным вещам, и в то же время умению радоваться жизни.

7. Дайте ребенку попробовать собственные силы, что он может, что умеет. Как неправы родители, которые отвели ребенка на занятия танцами, купив все необходимое, а теперь не разрешают бросить, хотя ему уже хочется попробовать себя в спорте…

8. Дайте ребенку право выбора, право решать какие-то простые вопросы самостоятельно: что надеть завтра в школу, как поступить, какое занятие выбрать. Роль родителей при этом — дать подсказку, предложить варианты, но не решать за маленького человека.

9. Поощряйте общение детей между собой. Не участвуйте в детских ссорах, пытаясь помирить их, или не дать возникнуть конфликту. Ссоры тоже развивают у ребенка навыки общения.

10. Будьте примером для своего ребенка. Отлично, когда перед его глазами уверенный в себе взрослый, который грамотно принимает решения и несет за них ответственность, стойко переносит все невзгоды судьбы.

11. Примером могут служить истории знаменитых деятелей культуры и искусства, политиков, ученых. В том числе, ребенок должен понять, что бывают и достижения, и поражения, и новые победы после них.

12. Уверенный в себе человек умеет помочь и попросить помощи. Например, если программа по математике сложна для него, помогите ребенку, или наймите репетитора. Главное, не забудьте сказать малышу, что он хороший, даже если не справляется.

13. Самое важное — это родительская любовь! Ребенок не может быть плохим сам по себе, плохими бывают поступки. Ребенка надо любить и когда у него все получается и когда валится все из рук.

Источник

              Консультация на тему:

 «Формирование положительного отношения к миру, другим     людям и  самому себе у ребёнка дошкольного возраста»

                                                                             Подготовила:

                                                                             воспитатель Малюкова Т.А.

Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности определяляет, что к 7 годам «ребёнок обладает – установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе,  обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Данный результат достигается через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая предполагает осуществлять взаимодействие воспитателя и ребёнка, целью которого является приобщение воспитанника к социокультурным знаниям, традициям, нормам, что позволяет растущей личности расширять индивидуальный опыт, обеспечивает социально ценный вектор развития.

В стандарте по-новому решается вопрос формирования образа Я дошкольника. Акцент делается на «положительное отношение», которое формируется с учётом таких духовно- нравственных качеств, как толерантность, милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь.

При выявлении сущности «положительного отношения к миру, другим людям и самому себе» ребёнка дошкольного возраста мы исходим из ряда общих психолого-педагогических положений. Во-первых, естественно-природный процесс становления детской личности протекает во взаимодействии со значимым взрослым и социокультурно «заданной» средой. Во-вторых, успешность развития детской личности определяется активной и осмысленной деятельностью самого ребёнка. В основе такой деятельности лежит осознанное и неосознаваемое желание ребёнка углублять свою культуру (быть лучше), овладевать новыми знаниями (знать больше), осуществлять своё развитие (становиться взрослее), налаживать отношения со сверстниками и взрослыми (научиться общаться без конфликтов). В-третьих, постигать смысл человеческой деятельности растущей личности помогает рефлексия опыта.

Данные о людях и своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным

опытом ребёнка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Эти знания о мире, других людях, о себе могут быть как положительными, так и отрицательными.

 Важное место в формировании положительного отношения к миру, другим людям и самому себе отводится значимому взрослому, который сопровождает развитие дошкольника. Особенность дошкольного детства заключается в том, что ребёнок «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность. Иными словами, ребёнок как член социума постоянно включён в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителем, педагогом, сверстником. Душевные богатства дошкольников умножаются через душевное богатство взрослого, так как дети данной возрастной группы во всём стремятся подражать и копировать того, кто находится рядом с ними. Человеческие отношения:        душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание – всё это проявляется в личности дошкольника через отношения к нему взрослого и остаётся на всю жизнь. Умение выделять таких людей из окружения, прислушиваться к ним, ценить их и следовать их советам — вся эта наука жизни от взрослого в своей основе запечатлевается у ребёнка. Отсюда особая роль, которая отводится воспитателю, и особая ответственность перед детьми, перед государством. Главное качество педагога дошкольного образовательного учреждения, на наш взгляд, это доброта, любовь к людям, щедрость души, искренность в отношениях с детьми. И главное его дело — целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогать ему в становлении собственного Я, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения между детьми. Содержание общения ребёнка с воспитателем составляет его внутренний мир, переживания, чувства, т.е. то, что сознаётся субъектом как индивидуальное психическое Я. Для формирования положительного отношения к людям и самому себе важное место занимает авансирование доверия ребёнку: необходимо ценить его личностную уникальность, особый субъектный мир. «Особенно важно выполнять эту универсалию применительно к ребёнку; важно уважать в нём субъекта не только по заслугам и достижениям, коих почти нет, но безотносительно к заслугам и готовым результатам. Духовно-душевный мир больше любых результатов».

Для дошкольника образ взрослого (взрослости как особого качества и состояния) – это не образ другого человека, а образ самого себя, свой будущности . Образ будущего в детском сознании станет перестраиваться, переосмысливаться, уточняться по ходу развития, но тем не менее он связан со взрослым, который усиливает возможности ребёнка. Организуя в дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие, можно помочь ребёнку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса. Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая социальный опыт, вступая во взаимодействие с окружающими, ребёнок всё больше начинает осознавать своё Я. В результате воспитанник приобщается к социокультурным нормам, расширяет свой индивидуальный опыт общения. Ориентация такого плана принципиально значима: целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает ребёнку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, необходимые для реальной и будущей жизнедеятельности.

В отличие от предыдущих периодов жизни, в возрасте 3-7 лет общение ребёнка со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в формировании положительного отношения к другим людям. Взрослый – это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребёнка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки .

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества . В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5- 5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. Богатый опыт индивидуальной деятельности помогает старшим дошкольникам критически оценивать воздействия ровесников.

Для положительного отношения к миру и другим людям важным является формирование у ребёнка дошкольного возраста такого сложного компонента самосознания, как самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребёнок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным, лишь у незначительного числа детей 7 года жизни .

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребёнок часто идёт на уловки, чтобы косвенно показать своё превосходство [1].

Наряду с формированием положительного отношения к людям в дошкольном возрасте начинает проявляться и эгоистическая позиция, которая заключается в том, что ребёнку безразличны другие. Такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с подобной позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребёнок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребёнка: товарищи его не любят, не хотят с ним играть или дружить, и от этого он становится ещё агрессивнее . Задача взрослых – помочь ребёнку в осознании положительных личностных качеств других, предотвратить проявления эгоизма. Хорошим средством усвоения положительного отношения к миру, людям и себе являются произведения классической детской литературы – Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.Л. Барто, В.Ю. Драгунского и др., в которых заложены эталоны нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребёнок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребёнка любят и хвалят воспитатели, он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряжённо следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, подобная позиция в какой-то мере порождает детские конфликты. Избежать конфликтов помогает воспитатель (или родитель), демонстрирующий образцы искренней радости от успехов того или иного ребёнка, взрослого человека.

Ребёнок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчёте на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причём изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной показано, что 4-5-летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку .

К 7 годам у ребёнка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребёнок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои успехи в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребёнка намечается дифференциация двух аспектов самосознания – познания себя и отношения к себе. Так, при самооценке «иногда я хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе или при общей положительной оценке – сдержанное эмоционально-ценностное отношение.

У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально-ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической.

 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.

В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, растет стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает, поэтому взрослые должны поддержать такое стремление ребёнка, показывая образцы нравственного поведения, положительного отношения к другим людям, стремления прийти на помощь.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, а также на собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции в отношении окружающего. Постепенно дошкольник начиняет осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

В дошкольном детстве начинает складываться ещё один важный показатель развития самосознания – осознание себя во времени. Ребёнок первоначально живёт только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит рассказать взрослых о том, как они были маленькими, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалёкого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребёнок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определённые преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя собственных переживаний – всё это составляет начальную форму осознания ребёнком самого себя, возникновение «личного сознания». Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослыми (т.е. теперь ребёнок понимает, что он ещё не большой, а пока маленький).

Механизмом формирования положительного отношения дошкольника к другим людям и самому себе является рефлексия – важнейшая способность человека, помогающая переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром, – в которой можно выделить три уровня: операциональный, предметный, личностный].

Дошкольник осваивает операциональные рефлексивные навыки:        умение

понимать другого, соблюдать правила, нормы поведения в обществе, воспринимать поставленную перед ним задачу. Данный уровень рефлексии позволяет акцентировать само действие: деятельность выступает условием становления рефлексии . Осмысленность деятельности ребёнка является продуктом развития личности, его познания, воли, внимания, памяти, мышления, На основе операциональных умений постепенно формируется предметный уровень: я это не знаю, но хочу узнать; не умею, но хочу научиться. Зачатки личностного уровня также можно сформировать в дошкольном детстве: я хочу быть лучше, но для этого должен себя изменить или сделать что-то, что изменит меня к лучшему и т.д. Без рефлексии нет полноценного личностного развития. И этот факт требует обращения к развитию рефлексивных способностей уже в дошкольном возрасте.

Взрослый должен помогать ребёнку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим; формировать

адекватную самооценку, желательно высокую.

Дети с высокой самооценкой:

–        в группе чувствуют себя увереннее;

–        активнее проявляют свои интересы:

–        ставят перед собой более высокие цели.

Однако завышенная самооценка может привести к появлению высокомерия, агрессивности. Помогая ребёнку в повышении его самооценки, взрослый тем самым помогает ребёнку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребёнка начинают формироваться в младшем дошкольном возрасте. Готовность ребёнка к школе, успешность дальнейшего его обучения зависят не только от овладения определённым набором навыков и знаний, физического состояния, психической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют такие компоненты, как

собственное имя; самооценка; притязание на признание; образ себя как представителя определённого пола (половая идентификация); представление себя во времени; оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста – это процесс сознательного изменения своего Я под влиянием значимого взрослого и сверстников. В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребёнком личностных смыслов своей активности. Ребёнок дошкольного возраста как сознательное существо стремится понять смысл происходящего, осмыслить увиденное и услышанное. Именно понимание окружающих людей и себя в существующем мире выступает процедурой осмысления, основанной на рефлексивной деятельности; вызывает внутренние изменения в сознании ребёнка, формирование образа Я.

Источник