Развитие у ребенка ценностного отношения

юлия молодецкая
Специфика проявления ценностных отношений у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст, является самым подходящим периодом для приобщения детей к ценностному отношению. В этот период происходит формирование личности ребёнка, приобщение его к культурным нормам и правилам поведения, формируются основы ценностного отношения к предметам, к природе, обществу, собственной жизни.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования ценностного отношения у детей дошкольного возраста недостаточно изучена, однако ценностное отношение в дошкольном возрасте рассматривается как, многофункциональная область формирования личности ребёнка и характеризуется включением в образовательный процесс изучения и осмысления понятий «ценность», «отношение», «труд», «бережливость», «взаимопомощь», «уважение (к кому-либо, или к чему-либо)». Также в дошкольном возрасте приходит осознание того, что человек и жизнь, являются наивысшей ценностью.
В современной педагогике и психологии ценностное отношение изучается в контексте нравственных ценностей, которые формируют устойчивый моральные качества личности. Это длительный процесс, он осуществляется на протяжении всего периода дошкольного детства и нуждается в преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.
Известные педагоги и психологи В. В. Абраменкова, Р. И. Жуковская, А. В. Кирьякова, Г. Б. Черевач выделяют ценностное отношение как неотъемлемую часть гуманистического воспитания личности.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью, гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”. Гуманистическое воспитание дошкольников, является целенаправленным воздействием воспитателя на ребёнка, предполагающим развитие гуманно-ценностного отношения к действительности, при условии обеспечения непротиворечивости внешней (социальной) и внутренней (духовной) детерминант и формирования гуманных качеств личности. Уровни ценностной воспитанности дошкольников (низкий, средний, выше среднего, высокий) определяются критериями (информированность, эмоциональность, гуманно-ценностное отношение, проявление гуманных отношений в деятельности, из которых системообразующим выступает ценностное отношение к другому человеку.
В «Философском энциклопедическом словаре» гуманизм рассматривается как «исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». «Педагогическая энциклопедия» разъясняет, что гуманизм – это «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей».
Чтобы гуманистическое воспитание побуждало к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы ребёнок ясно её осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл. Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей.
Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования (интерес к чтению). Второй способ организации воспитания, с целью интериоризации общечеловеческих ценностей, состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в “готовом виде” побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам ребёнок должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Опыт, организуемый взрослым, Р. И. Жуковская представляет в нескольких направлениях и при использовании таких средств.
Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку». Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских впечатлениях. Игрушки можно вносить в группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой. Важно сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах.
Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;
Художественная литература. Р. И. Жуковская считала, что художественная литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию – о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых.
Выделим основные педагогические гуманистические средства, позволяющие воспитывать в ребенке ценностное отношение.
Воспитание доверием, заботой и уважением. Необходимо учить ребенка бороться с чувствами беспомощности и неизвестности. Уметь жить в нестабильном мире, быть способным оторваться от прошлого ради неизвестного будущего – значит быть открытым жизни, относиться к ней творчески. Это очень трудная задача, порою кажущаяся невыполнимой, поскольку никто не может знать, что готовит ему жизнь, но каждый хотя бы приблизительно желает это знать. Для этого нужно быть смелым, решительным, а главное, доверять себе, своим достоинствам и ни в коей мере их не преуменьшать.
Воспитание ответственностью. Современная педагогическая мысль практически единодушна в том, что сегодня, больше, чем когда-либо прежде, воспитание стало воспитанием ответственностью. Развивая в ребенке самостоятельность, мы способствуем тому, чтобы ребенок начал чувствовать, знать и переживать чувство ответственности перед другими людьми, а не только, поступая так-то и так-то, избегать их окриков и наказаний. В самом начале это, конечно, ближайшее его окружение, затем эта сфера расширяется. И, в конце концов, приходит чувство ответственности за свои дела и поступки перед другими и обществом в целом, как перед самим собой.
Воспитание через здравомыслие, этическое исследование и смыслотворчество. Современный гуманизм – это новейшая форма рационализма, интегрирующего достижения методологии научного познания, философии и психологии ХХ века. Рациональности, как стилю адекватного мышления и поведения, следует учить. Как уже неоднократно подчеркивалось, гуманистическая педагогика считает одной из своих основных задач развитие в учащихся навыков критического мышления и здравомыслия, научного скептицизма, как и способности разумного подхода к этическим жизненным коллизиям. Предоставление учащимся максимально полной информации без оценочного давления и совместное размышление над проблемными ситуациями – необходимый элемент и метод гуманистического воспитания. Он позволяет совершенствовать их способность к рефлексии, здоровому критицизму, осознанию реальных проблем, правильному выстраиванию процесса принятия решения или выбора.
Воспитание творчеством. Воспитание, через приобщение к творчеству, «актуализированного» («сбывшегося», самостоятельного) человека – еще один аспект гуманистических ценностей. Способностью к творчеству в той или иной степени или области наделен каждый.
Творчество – определяющая характеристика человеческого существа. Воспитанию творчеством придается такое значение потому, что оно по необходимости учит человека опираться на собственные силы, верить в себя, быть независимым, автономным, свободным; все это рождает в нем законное самоуважение.
Разумеется, что, воспитывая через творчество, мы развиваем в человеке и познавательные способности (в первую очередь, может быть, воображение и интуицию, и практические умения. Никакой серьезный и общеполезный труд немыслим, кроме того, без добродетелей упорства, целеустремленности, самодисциплины. Так развивается чувство преданности делу вместе с ответственностью за начатое.
Побуждая человека к установлению смысла жизни и его осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует в нем здравомыслие и реалистичность – качества, столь необходимые для того, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18 «Улыбка» города Азнакаево
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Тема: «Формирование ценностных отношений детей и родителей в развитии личности ребенка».
Из опыта работы:
воспитателя I кв. категории
Бахтиевой Альфиры Асгатовны
Тема: «Формирование ценностных отношений детей и родителей в развитии личности ребенка».
«Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал».
Е. А. Мухачёва.
Цель:
-обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности детей; -создать условия для формирования готовности родителей к сотрудничеству; -формировать единые позиции (подходы) родителей по стратегии воспитания дошкольников.
В этом учебном году наша группа создавалась как подготовительная логопедическая группа. Детей набрали из трех подготовительных к школе групп. Для того чтобы сплотить группу детей, мы создали данное дерево под названием «Дерево Дружбы». Это дерево показывает ощущения детей, их чувства в данной новой группе. Поэтому, микроклимат в группе должен стать объектом внимания, как работников детского сада, так и родителей. Семья – это первая ступень развития личности. Детский сад для ребенка – это следующая ступень его социального развития. В группе детского сада ребенок находится в достаточно устойчивой системе взаимоотношений, где имеет свое определенное место. Это обусловлено теми навыками и умениями, которые у него есть, его личными качествами, характером, все это влияет на взаимодействие со сверстниками. Когда дети находятся в позитивной и дружеской атмосфере, комфортными будут взаимоотношения между сверстниками.
Взрослым необходимо помочь детям найти общий язык и воспитывать у них уважительное отношение к сверстникам. В этом случае все возникающие конфликты и ссоры в детском коллективе, будут иметь положительную динамику обучения общению, и у них будет формироваться система ценностей личности и поведения. Они будут понимать людей, и сопереживать им, научатся иметь собственное мнение и делиться им.
В формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей работе использую: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.
Воспитывать ребенка в детском саду и формировать представление о семье, семейных ценностей, не узнав максимально подробностей из его жизни, практически невозможно. Ведь, как говорят:: «Семья – это узорчатая паутина. Невозможно тронуть одну ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных. Невозможно понять частицу без понимания целого…». Поэтому уже с первых дней посещения ребенком детского сада мы начинаем тесно сотрудничать с семьями воспитанников.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями педагогическим коллективом ДОУ ежегодно разрабатывается план взаимодействия, который включает в себя разные формы работы.
Активно используем в своей работе метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Например: семейные проекты. В процессе организации проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Так, например, работая над проектом: «Моя семья» дети овладели элементарными знаниями о семье и семейных ценностях. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Только в семье ребенок может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Ребенок полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем счастливым и самодостаточным он вырастет.
Таким образом, формирование семейных ценностей у дошкольников невозможно без участия родителей. Родители – наши помощники, поэтому необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём.
В. А. Сухомлинский говорил.: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Источник
Ольга Гусева
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией
к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей
и темпов их физического и умственного развития.
Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все
морфологические и функциональные структуры, определяющие
потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе
дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё
недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию здоровья и организацию их жизненных
интересов на здоровый образ жизни.
Ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понять, «почувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема.
Многие ученные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях призвано сформировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия, общения и самоутверждения. На интересе детей к физкультурной деятельности формируются умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.
По мнению ведущих специалистов, именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, Для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков.Однако следует особенно подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребёнка «его собственной».
Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках, а именно личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.
Выделяют 3 уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям здорового образа жизни
Первый уровень – информационный, определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.
Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.
Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.
Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций и т. п. Все 3 уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможности детей, обогащенную развивающую предметно-пространственную образовательную среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.
Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и здоровомуобразу жизни на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом:
1. Создание проблемы с участием знакомого детям персонажа.
2. Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.
3. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни.
Занятия должны соответствовать сезонно-климатическим особенностям и связанным с ними проблемам в состоянии здоровья. Например, осенью по теме «Осенние неприятности» целесообразно дать советы-рекомендации профилактического характера, которые позволяют сохранить здоровьев условиях перепадов температуры: носить многослойную одежду, если потеплело, снять верхнюю одежду; при ветре уже ранней осенью ходить в легкой шапочке, чтобы не надуло в уши; пошел дождь – защищаться от сырости при помощи резиновых сапог, плаща и зонта. Простуды можно избежать, если вдыхать запах чеснока, выполнять точечный массаж и т. д.
Физкультурно-оздоровительные занятия, объединенные одним сюжетом могут проводиться в течение двух недель. Знакомство с темой осуществляется в форме постановки проблемы, поиска и анализа предполагаемых действий по решению, освоения знаний и практических умений по оказанию конкретной помощи пострадавшему, закрепления и совершенствования изученного материала.
Комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное формирование представлений о здоровом образе жизни и развитие двигательных качеств.
Сюжетные занятия дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разностороннее воздействие на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным средствам относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития.Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон и т. п. в содержание занятий включаются и ритмические упражнения.
Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста детей используют специальные игры и упражнения -специфические средства. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности –эстафеты и специальные игровые задания, такие, например, как «Собери человека».
Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в «путешествие» по осеннему лесу. Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами, начался дождь (бег с открытыми зонтами, перепрыгиваем через лужи (прыжки с открытыми зонтами, ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед).
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Такие упражнения способствуют формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Игропластика- основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание.
Пальчиковая гимнастика – служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Все средства физического воспитания, используемые на занятиях, подчинены определенному сюжету. Например, на занятии «Лечим дыхательную систему» используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус», общеразвивающие упражнения («Рыбка», «Русалочка», подвижные игры («Невод», «Водяной», танец («Раки», круговая тренировка(«Матросы на корабле в шторм») и т. п. использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию творчества, познавательной активности.
Таким образом, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом.
Известно, что в связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях, поэтому рекомендуется использовать упражнения с различными предметами и разным темпом выполнения.
После закрепления темы предлагается проводить встречу со сказочным персонажем, в процессе которой используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к встрече является для детей хорошим стимулом для тщательной проверки своих умений и знаний.
В конце занятия детям дается домашнее задание –вспомнить такие моменты, когда было особенно весело; подумать о том, в каких случаях у мамы и папы может быть такое же настроение.
На сюжетных занятиях рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету.
При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение.
В процессе общения педагога с детьми происходит не только передача знаний, умений, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.
Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно включать процедуры,способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику, попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку; чтение потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.
Большое значение на интегрированных физкультурных занятиях имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету занятия, способствующие развитию образного восприятия, творческого мышления. Спортивный инвентарь должен соответствовать возрасту и росту ребенка.
Важную роль в организации занятий играет личность педагога: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, идеально выполнять предлагаемые детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большой степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.
Важную роль в решении поставленных задач играет семья, которая совместно с дошкольным образовательным учреждением является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном образовательном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
И в заключении хочу сказать, что забота о здоровье ребенка, формирование у него привычки здорового образа жизни должна осуществляется систематически и последовательно. Положительный результат данной работы, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Источник