Развитие у ребенка целостного восприятия мира

Развитие у ребенка целостного восприятия мира thumbnail

Восприятие мира детьми

Воспитывая ребенка, все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой взаимопонимания. Не всегда малыш четко реагирует на «нельзя», выполняет требования, слышит просьбы. Почему так происходит? Все дело в разнице восприятия информации у взрослых и детей. Мы по-разному смотрим на мир, реагируем на события, оцениваем возможности. Малыш только вступает на тропу получения опыта и не всегда может правильно понять ситуацию, принять ваше решение, быстро проанализировать требование. Что делать? Нужно постараться поставить себя на место крохи, посмотреть на окружающие предметы и события его глазами. Чтобы понять чадо, нужно самому вспомнить, как это, быть маленьким.

В основе поведения, характера, действия лежит восприятие. Именно оно отвечает за наше отношение к предметам, строит поведенческие линии, стимулирует развитие.

Содержание статьи:

  • Что такое восприятие
  • Особенности восприятия детей разного возраста
    • Восприятие ребенка с рождения до 1 года
    • С года до 3 лет
    • С 3 до 7 лет
    • Восприятие мира школьником
  • Как взрослые могут помочь малышу развить восприятие

Восприятие – фундамент знаний и умений. Оно становится проводником в окружающий мир и базой для последующего обучения. На протяжении всей жизни человек относится к большинству вещей по шаблону, постоянно незаметно для себя возвращаясь к опыту детства. Большинство наших привычек закладывается в раннем возрасте. Реакции, страхи, ощущение собственной значимости основываются на когда-то полученных знаниях, ощущениях.

Чтобы понять, как воспитывать, обучать и развивать своего кроху, стоит понять, как малыш получает информацию, анализирует и использует полученные данные. Примерив детское восприятие, вы сможете лучше понять своего кроху, найти действенную методику развития.

Что такое восприятие

Здоровый человек с рождения обладает 5 возможностями получить информацию об окружающих его предметах:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • вкус.

Каждая из этих способностей позволяет получить информацию о предмете, понять его предназначение, строение, возможности. Умение получить и обработать эту информацию называется восприятием.

Особенности восприятия мира детьми разного возраста

Восприятие ребенка – умение увидеть и понять, зачем необходим предмет, почему происходят разные события, докопаться до сути вещей. Оно проходит вместе с карапузом все стадии его взросления, становясь базой для навыков, умений, характера. Помогая своему малышу развивать органы чувств, познавать при их помощи мир, родители дают крохе возможность быстрее и легче продираться через терние незнания и непонимания. В зависимости от возраста восприятие вещей изменяется. Оно развивается вместе с карапузом, помогая ему достигать новых вершин.

Восприятие мира ребенком с рождения до 1 года

Когда человек появляется на свет, его слух, нюх, вкус и осязания полностью готовы к постижению окружающего мира. Возможности зрительного восприятия немного отстают, но за первые пару недель жизни приходят в полную готовность. Рожденный человек – пустой сосуд, готовый наполниться всевозможной информацией.

Если бы у нас была возможность посмотреть на мир новорожденного человека, то мы бы удивились. Малыш видит общее светлое пятно, без граней и отличительных особенностей. Звуки представляют сплошную какофонию. Нос наполняется букетом разнообразных запахов, еще не знакомых карапузу. Тело попадает в неизведанное состояние, в утробе матери малыш не чувствовал холода, тепла, влаги или прикосновений. Все было постоянно и приятно, а после трудного и сложного процесса появления на свет, мир ребенка полностью изменяется.

Первые 10 дней после рождения самые сложные в жизни крохи. Ему предстоит адаптироваться к новым условиям, понять, что такое голод, холод, мокрые пеленки или подгузник, тепло материнских рук. Именно в этот сложный для вашего чада момент включается его восприятие окружающего мира. С пониманием первых простых истин ребенок вступает на тропу познания, обучения, запоминания.

Первый год жизни полностью подчинен информации от органов чувств. Ощущая, наблюдая, пробуя, слушая, постепенно кроха обучается пользоваться дарованными возможностями. Из сплошного пятна прорисовываются очертания мамы, игрушек, родственников. Какофония начинает расслаиваться на отдельные знакомые мелодии и звуки. Тело привыкает к телесному контакту, возникает четкое разграничение приятных и неприятных действий и состояний. Благодаря восприятию, малыш получает все больше информации, она его увлекает, стимулирует познать еще больше, подняться над землей, дотянуться до яркой погремушки, сесть, пойти.

Стадии познания

Процесс познания мира до года состоит из нескольких стадий.

Малыш слышит звук погремушки – включаются слуховые рецепторы. Он вызывает у него интерес. Карапуз поворачивается в сторону звука и пытается увидеть, что его издает – включается зрительное восприятие. Следующий раз, когда кроха услышит этот звук, его мозг выдаст ранее полученную информацию. Он узнает его и быстро повернется на него.

Следующим этапом мозг захочет получить больше информации. Карапуз постарается дотянуться до игрушки и потрогать ее – включатся двигательные рецепторы. Когда получить предмет удастся, малыш сможет почувствовать текстуру, температуру, жесткость

Обязательным на этой стадии изучения мира является попытка попробовать предметы на вкус.

Так, благодаря простым для взрослого человека действиям, карапуз получит большое количество информации о предмете. В следующий раз, услышав звук, он вспомнит каждую деталь.

Постепенно, изучив окружающее пространство, кроха захочет пойти дальше и использовать уже знакомые предметы по-другому. Это может быть спонтанное желание или действие по образцу. Именно так в нашем сознании формируется первичный опыт. Благодаря восприятию мы может представить все известные нам вещи, события.

На основе восприятия формируются не только знания, но и страхи, переживания, стрессы. Так как кроха еще не обладает достаточным пониманием окружающей действительности, некоторые события могут вызвать негативные эмоции, сформировать боязнь. Бороться со страхами и негативным отношением, полученным в раннем периоде, достаточно сложно. Поэтому стоит внимательно относиться не только к предлагаемым малышу игрушкам и занятиям, но и собственным словам, действиям.

С момента рождения малыша стоит помнить, что дети не понимают, что такое опасность, не видят границ. Они все познают через ощущения. Малыш не знает, что делает плохо, но по вашей мимике, жестам, интонации может догадаться, что делает что-то не то. Будьте бдительны.

У родителей, стремящихся развивать восприятие своего ребенка, малыши быстрее:

Читайте также:  Отставание в моторном развитии ребенка в один год

  • осваивают новые умения;
  • формируют важные для познания навыки мышления, логики, анализа и т.д.;
  • растут с меньшим количеством ненужных страхов и опасений;
  • правильно воспринимают собственное Я.

Первый год в жизни малыша очень важен для дальнейшего развития. Заложенные в этот период базовые знания об окружающих предметах станут опорой для:

  • сложных навыков;
  • умения говорить;
  • формирования отношения к людям и предметам.

Уделив внимание развитию органов чувств малыша, взрослые помогут ему спокойно, уверенно, качественно пройти первый год и вступить в активную фазу познания мира с полными любопытства глазами, хорошими задатками.

С года до 3 лет

В год большинство малышей уже осваивают умение ходить, их восприятие развивается вместе с мышлением. Годовалый ребенок начинает осваивать более сложные умения, приобретает навыки изучения окружающих предметов, основанные не только на чувственном восприятии, но и на простых логических операциях, полученном опыте.

К 1,5 годам большинство карапузов начинают сортировать знакомые игрушки по цвету, форме, размеру. С удовольствием находят знакомый предмет среди других и приносят его взрослому. Мир вокруг маленького человека постепенно становится понятным и простым, но от этого не менее интересным. К ощущениям постепенно присоединяются слова, обозначающие не только название, но и признаки.

Желание узнать как можно больше двигает малышом, он стремится не только потрогать и рассмотреть, но и изменить окружающую действительность. Осознание своих возможностей, умение приводит к формированию навыков разрушения и строительства, воображение, образного мышления.

В этот период родителям важно начинать приучать себя к пониманию важности произносимых слов. Малыш еще не понимает, что такое ирония, сарказм, переносное значение. Каждое ваше слово он воспринимает в первоначально полученном значении. Внимательно следите за своими словами. Нечаянно сказанное слово, использованный оборот могут вызвать у карапуза не ту реакцию, что вы ожидаете. Уже годовалому чаду нельзя говорить, что у него что-то не получается, о его неудачах.

Рекомендуется формировать: стремление тренироваться, созидать. Подбадривайте, говорите, какой он молодец и как у него все хорошо получается. Дети хорошо воспринимают слова, понимают заложенный смысл и верят в сказанное. Не нужно создавать себе дополнительных препятствий.

С 3 до 7 лет

К трем годам восприятие речи становится движущей силой познания. Основную информацию о предмете карапуз получает из ваших объяснений, рассказов. Не малую роль в этом процессе играет собственный опыт, полученный из непосредственного изучения разных сторон предметов.

В три года ребенок, с которым занимались, имеет хорошую базу знания и легко ею пользуется. Полученная новая информация анализируется при помощи знакомых методов восприятия. Чтобы запомнить новый предмет, его название, вкус, текстуру и т.д. уже не нужно долго и упорно его изучать, мозг моментально выискивает нужный признак из ранее изученных. Именно поэтому дети среднего и старшего дошкольного возраста, при вопросе «на что похож предмет» часто используют названия других знакомых предметов (зеленый, как огурец, круглый как солнце).

После трех лет классическое восприятие переходит в автоматический режим и играет меньшую роль. На первый план выходят сложные умственные способности, позволяющие анализировать, выстраивать в ряд, додумывать и фантазировать.

Благодаря умению говорить и называть вещи, малышу больше не нужно прибегать к простым способам коммуникации, он может легко вспомнить нужное слово и обозначить желаемое достаточно точно.

Такое положение вещей не говорит, что можно забыть о тренировке органов чувств. Нет. Восприятие информации через чувства желательно тренировать на протяжении всей жизни. Это позволяет не только улучшать общие умственные способности, но и способствует сохранению здоровья.

Особенно нужно обратить внимание на развитие зрительного восприятия. С трех до 6 лет важно научить карапуза чувствовать пространство, соблюдать пропорции, подбирать необходимые по размеру детали, цвет, формы.

Благодаря творческим занятиям, при соблюдении норм света в помещении, зрение вашего малыша будет давать ему большой спектр информации, совершенствовать двигательные навыки и координацию.

Восприятие мира школьником

В школу приходят дети с образным мышлением, но благодаря интенсивности образовательного процесса, постепенно нарастающей нагрузке, научению новым видам исследований, к окончанию малыш начинает смотреть на мир так, как все взрослые люди. Восприятие мира в школьные годы сильно изменяется под действием множества разных факторов. Опыт, знания, жизненные ситуации и даже гормоны влияют на формирование итогового восприятия окружающей действительности.

От того, как пройдут школьные годы, какие уроки подготовила для крохи жизнь, во многом зависит его отношение к окружающим, любовь или отрицание, стремления, мечты. Роль родителей в этом процессе огромна. С рождения и до взрослой жизни, родители своим примером показывают ребенку путь, стимулируют или тормозят развитие, подбадривают или расстраивают. Родительское слово – может быть напутствием или тормозом. Старайтесь всегда быть на стороне вашего ребенка. Пусть он воспринимает мир, чувствуя за своей спиной надежную стену родителей. Говорите о своей любви и поддержке, старайтесь раскрашивать его будни разнообразными интересными событиями.

Школьник еще ребенок, он смотрит на мир через те истории и сказки, которые вы рассказывали ему. Он верит в добро и справедливость, честь и достоинство. Каждое негативное действие ему нужно разъяснять понятным образным языком. Многие родители допускают ошибку, стараясь вести с детьми взрослые диалоги. Ребенок ощущает это доверие, стремится соответствовать ожиданиям, искусственно подавляет в себе проявление детства. В последствие, не реализованные детские помыслы выливаются в подростковые и взрослые психологические проблемы.

Как взрослые могут помочь малышу развить восприятие

  • Развивающая среда. Предоставьте малышу для исследования предметы различных форм, цвета, фактуры. Старайтесь максимально разнообразить его жизнь, насытить его всевозможными знаниями о жизни и ее разносторонности.
  • Творческие занятия. Знакомьте кроху с многообразием способов изучения мира, дайте возможность самостоятельно создавать собственную реальность.
  • Разговаривайте. Значение слова в жизни ребенка невозможно переоценить. Не игнорируйте всевозможные почему, старайтесь рассказать обо всех вещах, интересующих малыша.
  • Совместное времяпровождение. Каждому ребенку важно знать, что он часть семьи. Старайтесь как можно больше времени проводить со своим крохой, устраивайте семейные выезды, прогулки, мероприятия. Особенно это важно для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
  • Игры. Дошкольники познают мир через игру. Младшие школьники во многом представляют мир через игровые понятия. Дайте возможность своему крохи узнать максимальное количество разнообразных интересных занятий. Через них малыш воспринимает максимальное количество информации. Если малыш наиграется в детстве вдоволь, во взрослой жизни ему будет легче.
Читайте также:  Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте реферат

Восприятие малышом окружающего мира – важное, дарованное природой умение. В ваших силах помочь крохе осознать, узнать, понять множество нужных вещей и умений. Позвольте ребенку ощущать, воспринимать и осознавать каждое мгновение своей жизни.

Источник

Государственное казённое учреждение города Москвы

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

«Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Статья:

 Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системы

социальной защиты населения

Целевой возраст: методисты, воспитатели

детских домов-интернатов для

умственно отсталых детей

 Воспитатель ГКУ ДДИ «Южное Бутово»:

 Егорова Любовь Ивановна

г. Москва, 2012 г.

Ощущения и восприятие—это первая ступень познания окружающего мира и всех наших знаний о нём. Эта ступень важна на протяжении всей жизни.

        Восприятие – это сложный психический процесс, который формируется на основе синтеза разных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, кинестетических. Процесс восприятия связан с вниманием, памятью, мышлением, направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Именно восприятие связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Целостное восприятие как бы подготавливает некоторые стороны причинного мышления. Когда человек детально представляет предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого.

        У нормально развивающегося ребёнка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражённой нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно, с большим количеством особенностей и недостатков. Недоразвитие познавательной деятельности – основной признак умственной отсталости. Нарушения касаются, прежде всего, процессов отражения окружающей действительности – ощущений и восприятий.

Для умственно-отсталых детей характерны:

   Замедленность всех видов восприятия

(зрительных, слуховых, кинестетических и т.д.)

   Узость, ограниченность объёма воспринимаемого материала

   Недифферентность

   Инактивность, тоесть пассивность восприятия;

У детей нет стремления разобраться во всех свойствах предъявленного им для восприятия предмета. Неумение всматриваться, искать и находить важные свойства предмета, избирательно рассматривать какую-либо часть предмета.

     Нечёткость, искажённость воспринимаемых образов;

     Отсутствие интереса к окружающим предметам и игрушкам затрудняет освоение предметных действий;

   Отсутствие планомерности в обследовании предмета приводит к неполноте полученной информации;

Но при правильной коррекционной помощи у детей развиваются все важные, значимые для человека психические процессы. Это помогает детям адаптироваться в социальной среде, то есть сформировать такие личностные черты, как самостоятельность и независимость.

С детьми моей группы я работаю 4 года (с 2008 года). Изначально в группе было 10 детей в возрасте от 6-8 лет, девочки. Двое детей с глубокой умственной отсталостью и восемь с умеренной. Пять человек с диагнозом «синдром Дауна».

Все дети – с речевыми нарушениями, не говорящие, но понимающие обращённую к ним речь. Восемь детей с нарушением зрения, трое из которых – с предписанием постоянно носить очки. У всех детей нарушена координация движений, моторика рук.

При тестировании детей выяснилось – их невозможно включить  в элементарную игровую ситуацию, так как попытки сконцентрировать их внимание на игрушках и игровых предметов удавалось лишь на короткое время

Действия детей отличались бесцельным манипулированием предметами, неусидчивостью, разбрасыванием и разрушением. Все попытки организовать игру оказывались безуспешными. Действия детей отличались либо импульсивностью, либо заторможенностью, нецеленаправленностью. Интерес к игрушкам практически отсутствовал, но каждый ребёнок проявлял интерес к тактильному общению со мной, тоесть каждый хотел ,чтобы его погладили и приласкали.

ТЕСТИРОВАНИЕ:

                При обследовании на узнавание цвета (и выбора цвета по образу) оказалось:

узнают цвета и правильно выбирают -6 детей;

допускают ошибки- 4 детей;

не узнающих – не было;

(Детям предъявлялись цветные кружки бумаги из 7(семи) основных цветов. Дети должны были подобрать кружки нужного цвета);

При тестировании особенностей восприятия геометрической формы

○   □    ∆  оказалось:

        Смогли правильно соотнести по предложенным образцам-формам соответствующие им геометрические фигуры-6 детей;

        Справились, но допустили ошибки-2 детей;

        Не справились-2 детей;

С упражнением на сравнение предметов по величине детям многократно повторяли хаотичные пробы. Дети  неоднократно пытались бездумно втолкнуть  фигуру в разные прорези независимо от размера;

При складывании круга из 2х частей с тестом смог справиться только 1 ребёнок;

Одним из самых сложных заданий оказалось составление из 2х частей изображения целого. Предварительно рассмотрев с детьми  целостный образец знакомой игрушки «собачка», делила картинку на 2 части по вертикали и просила её сложить.

 С заданием справились – 3детей;

 При делении картинки по горизонтали-с заданием не справился никто.

Таким образом:

Анализ теста показал отсутствие у детей целостного восприятия образа, которое возможно лишь в том случае, если ребёнок овладел сенсорными эталонами – общепринятыми образцами внешних свойств предмета.

На основании проведённого мною тестирования и полученных результатов, я наметила основные задачи по коррекционной работе:

Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства;

Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства;

Обучать детей действиям с предметами;

Читайте также:  Воспитание ребенка психическое развитие 1 5 года

Помогать обнаруживать основные свойства предметов, их значения и особенности;

Учить детей объединять свойства предметов в целостный образ;

Развивать внимание посредством дидактических игр;

Особое место в процессе коррекционного обучения заняли «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников »,- разработанные А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой.

        Для раздаточного материала использовала наиболее понравившиеся детям игры:

На цвет

Нанизывание на леску разноцветных пуговиц, разных по цвету и размеру;

Расставление в стаканчики разноцветных фломастеров в соответствии с образцом;

«Найди пару»- разложение цветных камушков по доминирующему цвету

На форму

«Почини коврик», сделанный из ткани с прорезями из геометрических форм;

«Геометрическое лото»

На величину

 «Матрёшки»;

Тарелочки, убывающие по величине;

Доски с предметами, убывающими по величине, высоте, ширине;

Для того, чтобы у детей создался целостный образ предмета, в своей работе я использовала основные сенсомоторные методы – рассматривание предмета, ощупывание, наложение предметов друг на друга, сравнение. Эта работа проводилась как на занятиях, так и в повседневной жизни.

        Особенно хочу обратить ваше внимание на метод наложения предметов друг на друга. Чтобы точно наложить предмет на предмет и получить одно изображение от детей требуются: большая концентрация внимания, усидчивость, координированные движения рук и пальцев, глазомер.

        Положительные результаты получались не сразу и не у всех. Для детей с синдромом Дауна, гиперактивным детям – в самом начале работы – это была трудновыполнимая задача, так как «руки не слушались», «не сиделось». Если у детей не получалось – они сердились, в раздражении бросали изображения на пол, плевались в знак протеста.

Мне приходилось проявлять терпение  и настойчивость.

Сначала сама показывала способ выполнения, а затем предлагала детям повторить за мной. От удачно выполненной работы дети испытывали огромные положительные эмоции.

 Хочу поделиться с вами моим способом создания коррекционного материала. Для этого я использовала толстую ламинированную плёнку, внутри  которой рисовала красным фломастером контур предметов, так как красный цвет – самый  различаемый и узнаваемый детьми. Формы предметов идут от простых к сложным.

Свойства плёнки – прозрачность, мягкость, прочность для многократного использования, гибкость, надёжность при сминании – позволили её использовать при наложении, достигая коррекционные цели.

На начальном этапе я работала с детьми индивидуально и только спустя большой промежуток времени, картинки с плёнкой использовались на групповых занятиях. Дети по кругу передавали картинки для выполнения работ.

        «…Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение объёма знаний, умений и установлений контактов со взрослыми. Если внимание отсутствует, ребёнок не сможет ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребёнка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания…» /Е.К. Стребелева/. Развитие внимания тесно связано с развитием запоминания.

        Игры, наиболее понравившиеся  и запомнившиеся детям:

«Найди такой же»,— предлагала ряд изображений (3-4), на которых нарисованы разнообразные по цвету простые игрушки. Нужно было найти подобное с изображением- образцом.

«Чего не хватает»,— на 3 рисунках изображена одна и та же игрушка, но на одной недостаёт 1,2,3х деталей (у мишки нет лапки, ушка, шортиков).

Рассматривая предметы, следовала общей схеме:

Восприятия целостного облика предмета;

Выделение его главных частей и определение их свойств(форма, цвет, величина);

Определение пространственных отношений относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);

Выделение мелких деталей и определение их величины соотношения расположения;

Повторное целостное восприятие предмета;

Плоский предмет обводили по контуру. Объёмный – обследовали двумя руками ощупывающими движениями.

В результате у детей складывалось представление о свойствах предмета.

Для развития целостного восприятия я использовала упражнения:

«Сложи картинку из 2х частей»,- предметная картинка, разрезанная вертикально, разрезанная горизонтально;

«Что изображено?»,- картинки с неполным изображением предметов. Перед детьми картинки с изображением животных и картинки с неполным изображением животных, лежащие вперемешку. Затем я предлагала детям соотнести неполное изображение с образцом;

«Дорисуй предметы»,- методичка Т.Н.Головиной;

«Что ты видишь?»,- карточки с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга;

«Рисуем по контуру»,- листы бумаги с контурным изображением овощей и фруктов, цветные карандаши. Я предлагала детям обвести разными цветами контуры предметов;

«Разрезные картинки» (геометрической формы),- Я предлагала детям составить из частей целое;

«Пазлы»,- из всех игр это самая увлекательная игра, в которую дети играют с огромным желанием.

Развивает все психические процессы;

Развивает моторику рук и пальцев;

Развивает уверенность в себе, способность самостоятельно принимать решения;

Даёт положительные эмоции;

Даёт возможность составлять предмет, сюжетную картину из 9 до 120 пазлов;

Преимущество пазлов перед картинками состоит в том, что фигурные прорези отдельных пазлов позволяют собранной картине не рассыпаться, не расползаться, не разъезжаться. За счёт фигурной штамповки они удерживают друг друга.

Итог:

В результате тяжёлой, кропотливой работы изо дня в день  из смены в смену, я и мои коллеги по работе добились следующих результатов:

Многие дети различают и показывают пословесные инструкции,  сенсорные эталоны (цвет, форму, величину);

Научились собирать пазлы:

Изображение из120 пазлов- 2 детей;

Изображение из 60 пазлов- 1 ребёнок;

Изображение из 30 пазлов- 3 детей;

Изображение из 12 пазлов-1 ребёнок;

Изображение из 4 пазлов- 2 детей;

        И только у 1 ребёнка отмечается в развитии регресс, всвязи с обострением психического заболевания;

Литература:

Цикото Г.В.  – «Коррекционно – развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста» – М., 1991.;

Катаева А.А., Стребелева Е.А. – «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»: Кн. для учителя–М.: «БУК-МАСТЕР», 1993 г.;

Краснощекова Н.В. – «Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты». – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.;

Источник