Развитие у ребенка аналитического мышления детей

Развитие у ребенка аналитического мышления детей thumbnail

Развитие аналитического мышления у дошкольников

Мышление дошкольников: виды, этапы и особенности

1.Наглядно-действенное мышление

    В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

    Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.  То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно — действенного мышления

     На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя  опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

     Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка  —  сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы  малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

2.Наглядно-образный тип мышления

    На следующем этапе, с  трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет.  Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты  (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией, конструирование.

3.Словесное – логическое мышление

     В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления  —  словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет:  «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот —  это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления  у детей дошкольного возраста.

Мыслительные операции  и их роль в развитии мышления у дошкольников

    Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется  развитие мышления у детей дошкольного возраста.

    Сравнение. Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

    Обобщение. Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

    Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

       Анализ. Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

    Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

    Синтез. Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и  текст.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка центильные таблицы

    Классификация.  Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Развитие аналитического мышления

    Аналитическое мышление в общем смысле – это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения. В таком контексте термин означает следующее:

  • разделение информации на составные части
  • всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом
  • получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации
  • продумываются варианты решения
  • выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько).

    Именно так действует аналитическое мышление, независимо от возраста. Как видим важность навыков анализа, не поддаётся сомнению. Понятно, что аналитическое мышление не может развиваться самостоятельно без остальных разновидностей мышления.

        Формирование аналитического мышления требуется для:

  • быстрого определения главного и второстепенного;
  • решения сложных бытовых, жизненных и профессиональных проблем и задач;
  • поиска преимуществ и недостатков в происходящих событиях;
  • выявления ограничений и возможностей;
  • анализа полученного опыта;
  • создания обоснованных выводов и заключений;
  • принятия решений, основанных на статистических данных;
  • планирования своей работы и деятельности, исходя из реальных целей;
  • грамотного разделения процесса достижения целей на этапы.

      Методы развития аналитического мышления у детей до 4,5 лет основаны на сенсорном развитии — чем больше тактильных, визуальных и других ощущений попадет в багаж малыша, тем большим потенциалом он будет обладать в дальнейшем.

    Следующий важный этап в развитии аналитического мышления — 5-7 лет. Ребенок начинает им осознанно пользоваться. Постепенно вводите в его жизнь ситуации, где он сможет проявить себя как аналитик.

   Конструирование – одно из самых эффективных средств развития аналитического мышления.

     В настоящее время выделяют следующие основные виды  конструирования, которые играют огромную роль в развитии мышления у детей:

  • конструирование по образцу (или по предмету);
  • конструирование по модели;
  • конструирование по заданным условиям; проектирование.

   Конструирование по образцу. Дети вместе с педагогом анализируют конструкцию образца:

1) рассматривание объекта в целом, определение его назначения; общая характеристика («на что похож»);

2) выделение основных частей (их количество, названия, форма, материалы);

3) установление пространственного расположения частей;

4) выделение основных деталей в частях (количество, название, форма, материалы);

5) установление пространственного расположения деталей.

   Конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность воспитанников.

     Модель является ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не даёт такого наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребёнок должен выявить его самостоятельно путём мысленного анализа.

      Конструирование по заданным условиям – это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. Этот вид конструирования является самым сложным, поэтому целесообразно заниматься им в более старшем возрасте, вместе со взрослыми.

    Конструирование – средство комплексного развития мыслительной деятельности. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

Источник

Библиографическое описание:


Анищенко, Е. А. Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Анищенко, С. А. Белокопытова, И. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63714/ (дата обращения: 13.12.2020).



Способность мыслить аналитически присуща каждому человеку, но развить эту способность в полной мере удаётся не всем. Первый и важнейший фактор, способствующий эффективности развития такого рода мышления — это формирование аналитических навыков, второй — владение информацией для анализа. И первое, и второе требует определённых усилий: в детском возрасте со стороны родителей, воспитателей и учителей, а в будущем — со стороны самой личности.

«Что такое аналитическое мышление? Аналитическое мышление в общем смысле — это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения. В таком контексте термин означает следующее:

– разделение информации на составные части;

– всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом;

– получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации;

– если решается задача, то продумываются варианты решения;

– далее выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько)». [3]

Таков алгоритм действия аналитического мышления, независимо от возраста. Очевидно, что развитие навыков анализа имеет первостепенное значение в жизни любого человека, и помогает ему принимать важные жизненные решения. Но развитие аналитического мышления тесно связано с полноценным развитием остальных видов мышления.

Задача педагогов дошкольного заведения развивать детей гармонично и всесторонне, учитывая особенности творческого, критического, практического, теоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Без развития этих форм мышления учёба в начальной и средней школе, а также полноценная успешная жизнь просто невозможны.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка для операции

Развитие аналитики у детей требует тренировки достаточно простого алгоритма — осознание проблемы (пояснение проблемы со стороны родителей, воспитателей, учителей), поиск решения полученных проблем, внедрение полученных результатов в действительность. Тут не обойтись без причинно-следственных связей, требующих разъяснения особенно в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте все задачи и вопросы должны носить исключительно игровой характер. Только так можно привлечь внимание ребёнка и помочь ему развиваться.

– 3–4 года — активно используется сенсорное восприятие. Познаются цвета, формы, объёмы через тактильные и наглядные предметы;

– 5–7 лет — в этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением. Допустимы загадки разной степени сложности, предлагаются задания по пересказу увлекательных картинок, анализ поступков героев литературных произведений, ребусы и головоломки, и не только.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов. На начальном этапе формирования аналитического мышления у ребёнка прежде необходимо сформировать произвольное внимание, умение сконцентрироваться. Для этого есть простое и действенное упражнение — обследование объекта. Ребёнку дают предмет, хорошо ему знакомый, без особых вычурных и замысловатых деталей, просят рассмотреть его внимательно и постараться запомнить все его особенности, отложить предмет и перечислить всё, что запомнил, затем попробовать нарисовать его. Рассматривать предмет можно сначала вместе с ребёнком, затем предложить ему это сделать самостоятельно. Схема, которой можно следовать, приведена ниже:

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Материал.
  5. Назначение.
  6. Отличительные особенности (от других подобных предметов).
  7. Детали декора.

Как только ребёнок научится проделывать это самостоятельно и после обследования воспроизводить объект на бумаге, можно задание немного усложнить — предложить подумать, какое ещё применение можно найти этой вещи. Мышление ребёнка будет расширяться — подключается аналитическое мышление. Но, чтобы произошёл этот процесс, необходимо как раз сначала развить именно произвольное внимание, его длительную концентрацию на одном объекте.

Следующим, не менее эффективным, упражнением на развитие внимания и наблюдательности является беглое осматривание, например, коробки с игрушками или любыми предметами, либо это может быть картинка с нарисованными объектами, не важно. Суть в том, что ребёнок бросает беглый взгляд и старается запомнить как можно больше предметов. Это упражнение хорошо проводить в форме игры, когда осмотр производят несколько детей, и выигрывает тот, кто перечислил больше.

Внимание как будто собирает в фокус все познания относительно данного предмета, и соединяет их вместе, позволяя ребёнку комбинировать и классифицировать их. Внимание увеличивает и усиливает способности восприятия, там, где невнимательный ребёнок получит одно впечатление, внимательный три-четыре и более. Хорошо развитые внимание и восприятие помогают развиться памяти, степень развития памяти человека напрямую зависит от степени внимания и восприятия человека. Крепкая и долговременная память — это залог хорошо развитого аналитического мышления.

Упражнения, описанные выше, подготавливают благоприятную почву для развития аналитического мышления у детей дошкольников. На следующем этапе хорошо поможет художественная литература. После прочтения детского художественного произведения обязательно производить с ребёнком анализ поступков героя литературного произведения, ситуаций, непосредственно связанных с поведением героя. Если группа детей, то мнений может быть несколько, дать право каждому ребёнку обосновать свою точку зрения. Предложите ребёнку поставить себя на место главного героя, как бы он поступил в данной ситуации и почему? Со временем ребёнок начнёт понимать взаимосвязь поступка и ситуации, связанной с ним, то есть видеть причину и следствие.

Далее можно начать анализировать ситуации из повседневной жизни. Обсудить поступок одного из детей (необязательно плохой, но и таковые не исключать), показать к чему может привести подобное поведение, какова реакция окружающих: почему похвалили, улыбнулись, поделились игрушкой, или наоборот: не захотели играть, обидно обозвали и т. п. Эта взаимосвязь станет ребёнку ясна и позволит ему избежать многих жизненных проблем, выйти на уровень правильных поступков.

Помочь ребёнку найти выход из сложного положения хорошо помогает моделирование жизненных ситуаций: постановка проблемы, а затем поиск верного решения — устранение проблемы. Разрабатывая с ребёнком алгоритм действий, не останавливаться на одном решении — вариантов может быть несколько, необходимо рассмотреть их все и определить наиболее правильный. Таким образом, ребенок постепенно научится анализировать все происходящее. Первое время не забывайте озвучивать все умозаключения вместе.

Выше было отмечено, что отлично развивают логическое и аналитическое мышление различные ребусы, головоломки, кроссворды и, конечно, загадки. Они как нельзя лучше развивают самостоятельное мышление, учат доказывать правильность суждений, владеть своими умственными операциями. Научите также ребёнка играть в шахматы — эта древняя игра развивала умы немалого количества учёных мужей, прославленных полководцев и великих правителей — поможет она и современному ребёнку в полной мере развить свои умственные способности, а кроме этого научиться проигрывать достойно и выигрывать с честью.

Литература:

  1. Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 44–46.
  2. Выгодский, Л. С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.- С.257.
  3. Чернова, А. Развитие аналитического мышления у дошкольников — Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/27/.
Читайте также:  Половое развитие и воспитание ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): аналитическое мышление, предмет, дошкольный возраст, полная мера, произвольное внимание, ребенок, решение, ситуация, сторона родителей.

Источник

Развитое аналитическое мышление позволяет человеку лучше ориентироваться в столь насыщенных сейчас потоках информации, а это в свою очередь открывает возможности для решения сложных задач и принятия верных решений. Разобраться в чем проблемы развития у детей способностей к аналитическому мышлению поможет психолог онлайн-школы «Дом знаний» Марьям Абидова.

«В современном мире информация легко доступна. При этом у ребенка еще не сформированы механизмы отсева ненужной информации, её выбора, которая способствует его развитию, сознательному чтению, размышлению над прочитанным, вынесению выводов. Ответственность за это лежит на взрослых.

Если нам некогда, и ребенок остается один на один с гаджетами, то он постоянно получает импульсы, которые создают удовольствия в мозгу. В памяти откладываются впечатления об этих удовольствиях, и возникает постоянное стремление их повторить. Таким образом формируются зависимости. При этом происходит подмена истинного счастья на удовольствие. Действия, направленные на получение этих удовольствий, предвкушение удовольствий и затрачиваемое время забирают энергию, которую можно было бы использовать на творчество и сознательные усилия для осмысления реальности.

Главная потребность человека — это счастье. Читая сообщения в социальных сетях, получая лайки, он получает поглаживания, взамен истинному счастью. Привыкая к таким легкодоступным удовольствиям, не формируются навыки сознательных усилий для чтения длинных текстов, их осмысления, анализа, где для получения счастья от потраченных усилий и вдохновения от озарений необходимо приложить усилия.

Другой потребностью человека является свобода. Дети, да и взрослые часто думают, что свобода — это потакание своим чувствам. Тогда как это и есть зависимость. Зависимость от удовольствий. Свобода начинается там, где человек способен возвыситься над своими чувствами. Я не говорю про отрицание чувств и эмоций, а про то, что они должны быть под защитой. Им уделяется свое место в жизни, их учитывают при принятии решений.

Свобода также ассоциируется со свободой выбора. Речь идет не о людях, обладающих высоким уровнем сознания и использующих сети для своей работы, учебы, творчества, а о той части населения, которая бессознательно тратит очень много времени на интернет. Развитие многих интернет-сервисов: социальных сетей, компьютерных игр, основано на формировании зависимостей через разнообразие решений, которые создают новизну иллюзию выбора, свободы и взрослости, а также захватывают внимание. В играх и социальных сетях человек, не обладая нужными качествами, может выдавать себя за такового.

Взрослым людям с развитой волей, сформированным характером зачастую удается, прилагая усилия, ограничивать свою потребность в таких сервисах. Дети еще не успели сформировать волю, навыки планирования, ограничения себя ради достижения целей. Сами цели, например, хорошая учеба, развитие, следование духовным ценностям для них не очевидны.

Читая посты в социальных сетях, у человека также возникает иллюзия образованности, в то время как он просто пересказывает услышанные фразы, то есть он не добывает информацию самостоятельно, не анализирует ее сопоставляя с уже известным, дополняя, отбрасывая ненужное, формируя структуры памяти. Такое мышление не способствует формированию целостной картины мира. Навыки сознательного оперирования информацией, выбора, анализа, сопоставления требуют волевых сознательных усилий, сосредоточенности, внимательности.

Пол Маклин предложил модель структуры и эволюции мозга, которую он назвал «триединым мозгом»: рептильный мозг, лимбический мозг, неокортекс.

Рептильный мозг отвечает за инстинкты, удовлетворение базовых потребностей в еде, защите, воспроизводстве. Лимбический мозг отвечает за эмоции, отношения, эмоциональную защиту, интуицию, комфорт. Неокортекс отвечает за творчество, размышления, анализ информации, планирование, создание образов.

Рептильный и лимбический мозг не требуют сознательных усилий. Задействовав эти два мозга, можно жить «на автомате».

Для того, чтобы развивать творческие и аналитические способности, необходимо прилагать сознательные усилия. Неокортекс – это нейронные сети, которые имеют неограниченные возможности. Формирование нейронных сетей можно представить, как формирования сети взаимосвязанных понятий, отношений между понятиями в каждой области, с которой мы сталкиваемся. Например, изучение иностранного языка — это формирование нейронной сети, в которой отражены все структуры языка, понятия связи и отношения между ними.

Творческие задачи требуют большого количества энергии. Ненужное общение, социальные сети, сериалы способствуют расходу энергии. Мы часто сталкиваемся с тем, что нам трудно приступить к выполнению сложных задач. При этом мы можем долго настраиваться. В это время организм накапливает энергию.

Бессознательное всегда стремиться к выгоде, удовольствиям, увиливанию от трудностей. Задача сознательной части общества, и сознательной части нас, создавать условия для развития.

Взрослые могут создавать условия, в которых у детей появится возможность получить счастье от общения, совместной работы, преодоления трудностей при решения учебных и практичных домашних задач. Детям всегда нужно ставить задачи, которые немного превышают их возможности, создавая вызов.

Задавая вопросы, предлагая совместные размышления, мы можем стимулировать познавательную деятельность детей, а также закладывать образ сознательного отношения к информации и к жизни».

Источник