Развитие у каждого ребенка разное

Большинство родителей, пристально наблюдающих за успехами своего ребенка с первого дня его жизни, будут разочарованы, если он не окажется в лидирующей группе. Если в таблице детского развития указано, что ребенок должен переворачиваться в 10 недель, то почему их младенец не умеет этого делать в 12? Если в парке малыш в соседней коляске берет погремушку в 3,5 месяца, то почему их ребенок еще этому не научился? Если бабушка утверждает, что все ее дети самостоятельно сидели в 5 месяцев, то почему их ребенок беспомощно падает на спину в 6?

Но ребенок, демонстрирующий раннее развитие, не всегда приходит к финишу первым, в то время как тот, кто задержался на старте, вполне способен финишировать результативно. Хотя очень подвижный младенец и в самом деле способен вырасти в одаренного ребенка и преуспевающего взрослого, попытки измерить интеллект младенца и на основе этого сделать выводы о его способностях в более зрелые гиды, как правило, совершенно бесполезны. Ребенок, который, казалось, развивался слишком медленно, также может превратиться в одаренного и преуспевающего взрослого.

Основная проблема заключается в том, что мы не знаем, как проявляются интеллектуальные способности у младенцев, если это вообще происходит. И даже если бы знали, то нам все равно было бы трудно их оценить, поскольку младенцы еще не умеют говорить. Мы не можем задавать им вопросы, ожидая услышать ответы, предложить для прочтения отрывок текста, дать решить задачу, чтобы оценить способность к логическому мышлению. Мы можем только оценить развитие моторики и способность к общению – показателей, никак не связанных с тем, что мы позднее называем интеллектом. Даже когда мы оцениваем первые показатели развития, наши результаты зачастую бывают спорными; мы не можем узнать, почему ребенок не показал достаточно высокий результат: из-за неспособности, отсутствия возможности себя проявить или потому, что его что-то отвлекло.

Дети развиваются с разной скоростью. Вероятно, эти различия в большей степени определяются природой, чем внешними факторами. Каждый индивидуум рождается заранее запрограммированным на то, чтобы научиться улыбаться, держать голову, садиться, делать первые шаги в определенном возрасте. Результаты исследований показали, что почти ничего нельзя сделать для того, чтобы ускорить у младенца присущий лично ему темп общего развития, хотя его можно значительно замедлить отсутствием условий нормального развития и внешних стимулов, плохим питанием, недостаточной заботой о здоровье (определенные медицинские или эмоциональные проблемы способны замедлить развитие) или просто обделяя ребенка любовью и вниманием.

Развитие младенцев обычно оценивается в четырех областях.

Общение

То, с какой готовностью ваш ребенок учится улыбаться, агукать, реагировать на человеческие лица и голос, может кое-что сказать вам о нем как о социальном существе. Серьезные задержки в этой области могут указывать на проблему со зрением и слухом или с эмоциональным и интеллектуальным развитием.

Язык

Ребенок, имеющий большой словарный запас в раннем возрасте или использующий сложные фразы и выражения раньше положенного возраста, скорее всего будет хорошо владеть словом. Но ребенок, выражающий свои просьбы мычанием и жестами, к концу второго года способен догнать первого и позднее говорить так же хорошо или даже лучше. Поскольку рецептивное языковое развитие-(насколько хорошо ребенок понимает то, что ему сказали) лучший показатель прогресса, чем экспрессивное языковое развитие (насколько хорошо ребенок говорит сам), ребенок, который “все понимает”, но говорит очень мало, вряд ли испытывает какие-либо трудности с развитием. Опять-таки очень медленное развитие в этой области порой указывает на проблемы со зрением или слухом, которые необходимо проверить.

Развитие основной моторики

Некоторые дети проявляют повышенную физическую активность в утробе матери; после рождения они рано начинают держать голову, садиться, вставать, ходить и могут вырасти более атлетически развитыми, чем большинство других детей. Но есть и такие дети, которые вначале были очень спокойными, а в более старшем возрасте добиваются прекрасных результатов на футбольном поле или теннисном корте. Однако в случае слишком большой задержки следует проверить, нет ли у ребенка каких-либо проблем со здоровьем, мешающих нормальному развитию.

Развитие малой моторики

Ранняя координация движений, стремление достать, схватить и поиграть предметом, проявившиеся раньше среднего возраста, могут указывать на то, что ребенок будет хорошо владеть руками. Однако ребенок, которому потребовалось больше времени для того, чтобы преуспеть в этой области, вовсе не обязательно позднее превратится в неуклюжего “неумеху”.

Большинство показателей интеллектуального развития, например творческие способности, чувство юмора, умение решать логические задачи, обычно не проявляется до конца первого года жизни. Но постепенно при благоприятных обстоятельствах, поощрении со стороны взрослых и достаточном количестве собственных усилий различные природные качества ребенка комбинируются, чтобы создать талантливого художника, способного инженера, одаренного финансиста, цепкого брокера, чуткого учителя, выдающегося бейсболиста.

Развитие ребенка в различных областях, как правило, происходит неравномерно. Один ребенок может начать улыбаться в 6 недель, но при этом не тянуться к игрушке до 6 месяцев, другой может начать ходить в 8 месяцев, но не говорить до полутора лет. Когда ребенок равномерно развивается во всех областях, то можно составить более ясное представление о его будущем потенциале. Ребенок, который все начинает делать рано, будет скорее всего по своему развитию превосходить средний уровень; тот ребенок, который во всех областях развивается крайне медленно, вероятно, будет иметь серьезные проблемы с развитием или здоровьем, что делает необходимым дополнительное обследование и, возможно, медицинское вмешательство(для оценки развития младенца часто используется денверский тест проверки развития. Если ребенок не приобрел какого-то конкретного навыка к тому возрасту, когда им овладевают 90% детей, значит, в этой области у него имеется задержка в развитии. Если задержка наблюдается в двух и более областях, то есть необходимость выяснить причину задержек в развитии и принять меры. Раннее вмешательство порой способно в значительной степени изменить будущее ребенка с замедленным развитием).

Хотя дети развиваются с разной скоростью, развитие каждого ребенка – при условии, что не существует каких-либо внешних или внутренних барьеров, – подчиняется трем одинаковым для всех основным закономерностям. Во-первых, развитие ребенка идет сверху вниз, от головы до пальцев на ногах: дети начинают поднимать голову раньше, чем спину, чтобы сесть, и начинают держать спину прежде, чем встают на ноги. Во-вторых, развитие идет от туловища в направлении конечностей: дети начинают пользоваться руками раньше, чем ладонями, и ладонями – прежде, чем пальцами. И развитие движений, что неудивительно, идет от простых к более сложным.

Другой аспект обучения младенцев – это глубокая концентрация внимания, направленная на овладение каким-либо отдельным навыком. Ребенок может не проявлять интереса к повторению простейших слогов, пока он учится вставать на ноги. Как только ребенок овладел чем-либо, он ставит перед собой другую задачу и настолько ею увлекается, что словно бы забывает на время о своих прежних достижениях. В конце концов ваш ребенок научится сочетать различные навыки и пользоваться каждым из них при необходимости.

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

«У вас агрессивный ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

* Иногда агрессия ребенка – часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.

* Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования детей надо ограничивать. В таких ситуациях можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.

* Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.

! Помните, агрессивность может помешать ребенку наладить контакт с окружающими людьми. Помогите вашему ребенку преодолеть агрессию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

– Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность будет преодолена.

– Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.

– Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести.

– Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.

СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ В СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ СО СВЕРСТНИКАМИ ИЛИ ВЗРОСЛЫМИ:

«Брыкание». Ребенок ложиться на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

«Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.

Сделайте вместе с ребенком куклу «Бобо». К старой подушке пришейте руке и ноги, из кусочков ткани сделайте «лицо». Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

«У вас застенчивый ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

Чаще всего застенчивость – результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.

Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.

!Помочь ребенку преодолеть застенчивость нужно, пока он еще маленький, ведь с возрастом, такое поведение может закрепиться, стать стилем поведения в жизни.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ: 

– Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.

– Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

– Постоянно укрепляйте ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

– Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых бы застенчивому ребенку пришлось вступать в контакт с «чужим» взрослым.

СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:

– Во время утренней гимнастики выполняйте различные упражнения, подражая животным: потянуться, как кошка, вытянуть шею, как жираф и т. д. Такая игра способствует раскрепощению.

– «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

– «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени.

Например: Марина – морская сказка о девочке, живущей в море. 

Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.

«У вас конфликтный ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

* Возможно конфликтность – следствие эгоистичности ребенка. Если дома он – центр внимания и малейшее его желание исполняется, то ребенок ждет такого же к себе отношения и со стороны других детей. Но не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

* Возможно ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.

* Возможно ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

! Конфликтное поведение ребенка – это сигнал, что и с вами, уважаемые родители что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ: 

– Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.

– Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.

– После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

– Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

– Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.  

СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:

– Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.

– С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.

«У вас замкнутый ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

 В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться.

* Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойство, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями уклада жизни.

* Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

! Замкнутость не пройдет по взмаху «волшебной палочки». Приготовьтесь к длительной работе, которая будет проходить в ходе вашего общения с ребенком.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАМКНУТЫМ РЕБЁНКОМ: 

– Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

– Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

–  Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.

– Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнуты и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.

СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:

– «Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.

– Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно говорить, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т. д.

– «Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять и закончить фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…).

– Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.

– Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.

– Любые сюжетные игры. «Как будто…».  Например, представь, как будто тебя пригласили на передачу «Поле чудес».

«У вас беспокойный ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

* Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появились неожиданно, и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:

* Кризисный возраст (6 – 7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока еще не очень хорошо получается.

* Недостаточно сильно развито торможение. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение поддается тренировке (начиная с 5 – 6 лет).

* Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить эмоцию.

* Неблагоприятные отношения внутри семьи, которые ребенок сильно переживает, и накопленное напряжение, выплескивающееся в своих эмоциональных реакциях.

! Управлять сложным миром эмоций даже взрослому подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля. Наберитесь терпения.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С БЕСПОКОЙНЫМ РЕБЁНКОМ: 

– Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно, а что нельзя, согласуйте это со всеми членами семьи.

– Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.

– Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.

– Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоиться, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

СОВЕТУЕМ:

– Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем как они проявляются.

– Научите вашего малыша расслаблять мышцы, часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.

– Во время чтения сказок, любых совместных игр попросите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.

– Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.

Источник